На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие организационной структуры и дивизиональная структура управления.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     В современных условиях производственные системы превращаются в многофакторные социально-экономические системы, в  которых осуществляются производственная, маркетинговая, воспитательная, информационная и другие виды деятельности коллектива.[3] Все эти виды деятельности протекают в рамках любой социально-экономической системы, поэтому успех функционирования предприятия в значительной мере зависит от правильности построения всех видов деятельности, выделение из большого числа схожих функций и закрепление их за определенными звеньями. В свою очередь, каждое звено не может находиться как бы в подвешенном, независимом положении, то есть оно должно взаимодействовать с другими звеньями в рамках определенной организации, а зачастую координировать их деятельность. Таким образом, каждая социально-экономическая система должна иметь свою организационную структуру управления, которая будет представлять собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач, что будет соответствовать ее успешному функционированию.[4]
     В настоящее время существуют такие  типы организационных структур управления как иерархические и адаптивные. К иерархическим структурам относят: функциональную и дивизионную структуру, а к адаптивным или органическим – проектную и матричную. Каждая из этих организационных структур управления имеют свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при  их выборе.
     Большинство руководителей задаются  вопросом: Как выбрать подходящую модель организационной  структуры.
     Каждый  тип организационной структуры  управления имеет свою область применения, где она действует наиболее эффективно. Как правило, подразделения таких  компаний тесно связаны между  собой и вносят значительный вклад  в производство конечной продукции. Соответственно, предоставление им дивизиональной автономии может подорвать слаженность  производственного процесса. В организациях, применяющих функциональную структуру  управления, процесс труда является относительно простым либо может  быть разделен на ряд простых операций, поддающихся стандартизации.
     Актуальность  работы выражена в том, что любая  организационная структура управления заслуживает большого внимания со стороны  управленцев, и каждый ее вид имеет  право на существования и более  того, имеет свою область применения, где действует наиболее эффективно.
     Так же, на каждой ступени развития компании могут менять виды организационных  структур, переходя от простых к  сложным и наоборот. Но в любом  случае структура управления должна соответствовать стратегии компании, в случае изменения которой необходимо менять и организационную структуру, иначе она будет тормозить  развитие фирмы в целом.
     Выбор эффективной структуры управления объясняется, прежде всего, тем, что  для продуктивной работы компании и  своевременного реагирования на постоянно  изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.[11]
     Особенно  актуальна проблема выбора и применения управленческих структур в настоящее  время для России. Это обусловлено  несколькими причинами. Во-первых, большинство  российских предприятий нуждаются  в существенной реструктуризации или, по меньшей мере, оздоровлении и  совершенствовании управления. Традиционные управленческие структуры, применяющиеся  на предприятиях в течение нескольких десятков лет без существенных изменений, в настоящее время не в состоянии  обеспечить эффективную работу и  только усугубляют ситуацию, подталкивая  предприятие к кризису.[8]
     Цель  курсовой работы заключена в изучении инструментов взаимодействия применения структур, если в организации оказывается  недостаточно стандартных механизмов координации рабочих задач. Как  правило, они используются функциональными  структурами для повышения рыночной ориентации своих подразделений, а  дивизиональными структурами - для  усиления функциональной специализации  своих дивизионов.
Задачи  курсовой работы:
    раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления», изучить дивизиональную структуру управления и ее типы;
    рассмотреть эволюцию организационных структур.
Предмет и объект курсовой работы: предметом  исследования являются теоретические  и методические аспекты формирования и развития дивизиональной структуры управления.  
 
 
 
 

Глава 1. Понятие организационной  структуры и дивизиональная структура управления.
     1.1 Понятие организационной структуры организации.
     Термин  «организация» с французского переводится  как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие  используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов  разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.
     Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь  составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего  используется для обозначения внутреннего  строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами  организации [10].
     Структура – один из важнейших компонентов  системы, отличающейся от структуры  наличием целевой ориентации и придающей  системе определенную направленность.
     Организационная структура включает в себя две  составные части – структуру  и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов  системы, совокупность взаимосвязанных  звеньев, образующих систему практически  и независимо от ее элементов и  целей, в то время как организация  элементов системы внутри и вне  ее непосредственно зависит от реализуемых  целей и свойств самих элементов.[10] Структура при этом отражает внутреннюю форму организации систему ее статистику. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.
     Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень  технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.
     Управленческие  структуры  классифицируются по следующим основаниям [4]:
    по степени сложности, которую характеризуют:
    число подразделений и мест расположения;
    среднее количество подчиненных у одного руководителя;
    количество уровней управления;
    важность принимаемых решений и др.
    по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);
    по степени централизации (централизованные или децентрализованные);
    по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).
     Организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента.
     Горизонтальные  связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи  подчинения, и необходимость в  них возникает при иерархичности  управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления [8]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение.
     Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи  между которыми обеспечивают координацию  отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру  можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма  функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [8].
1.2 Принципы структуры  управления.
     С системной точки зрения структура  – важнейшая характеристика организации. Это удобная модель, которая позволяет  понять взаимосвязи и взаимодействия частей системы.
     В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют  между собой в определенном порядке. Это и есть структура. Меняя способ разделения, можно изменять порядок  взаимодействия частей и, в итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой  организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих  частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие все частей организации  должно обеспечить ее работу. Это происходит благодаря существованию важной организационной структуры –  управления [7].
     Структура управления – один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене  можно указать на человека или  группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность  обеспечивается ресурсами, распорядители  которых вовлекаются в процесс  управления организацией, ставя и  решая задачи управления [7].
     Таким образом, любое звено структуры  управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных  для их решения, и исполнителей этих задач.
1.3 Дивизиональные структуры.
     Первые  разработки концепции и начало внедрения  дивизиональных структур управления относятся  к 20-м гг., а пик их промышленного  использования приходится на 60-70-е  гг. Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана  резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и  усложнением технологических процессов  в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку  структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих  гигантских предприятий (корпораций) стали  создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность  в осуществлении оперативной  деятельности. [2] В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при) сохранении координации и контроля. [14]
     Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие  производственные отделения.
     Структуризация  организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев; по выпускаемой продукции или предоставляемым  услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская  специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).
     Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время  большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной  продукцией используют продуктовую  структуру организации.  
 

     Данный  тип организационной структуры  находит применение в достаточно специфичных областях, например в  сфере образования, где в последнее  время наряду с традиционными  общеобразовательными программами  возникли специальные отделения  для обучения взрослых, повышения  квалификации и т.д. Примером активного  использования организационной  структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, индивидуальные клиенты (частные  лица), пенсионные фонды, трастовые  фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные  на покупателя, в равной степени  характерны для торговых форм, торгующих  оптом и в розницу. [15]
     Если  деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может  оказаться целесообразной организационная  структура по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает  решение проблем, связанных с  местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой  подход упрощает связь предприятия  с клиентами, а также связь  между его подразделениями.  

              Фирма              
                                         
                                                       
Отделение в регионе 1        Отделение в регионе 2        Отделение в регионе 3

 
Схема №3. Региональная  организационная структура. 

     Хорошо  знакомым примером региональных организационных  структур могут служить сбытовые подразделения крупных предприятий. Среди них зачастую можно встретить  подразделения, деятельность которых  обхватывает весьма обширные географические зоны, которые в свою очередь делятся  на более мелкие подразделения, поделенные на еще более мелкие блоки.
     Различные типы дивизиональной структуры имеют  одну и ту же цель - обеспечить более  эффективную реакцию предприятия  на тот или иной фактор окружающей среды.
       Продуктовая структура позволяет  легко справиться с разработкой  новых видов продукции, исходя  из соображений конкуренции, совершенствования  технологии или удовлетворения  потребностей покупателей. Региональная  структура позволяет более эффективно  учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему  и рынки по мере географического  расширения рыночных зон. Что  касается структуры, ориентированной  на потребителя, то она дает  возможность наиболее эффективно  учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более  всего зависит. Таким образом,  выбор дивизиональной структуры  должен быть основан на том,  какой из этих факторов наиболее  важен с точки зрения обеспечения  реализации стратегических планов  предприятия и достижения его  целей. [13] 

     
     Схема №4: Дивизиональные структуры.
     1.4. Условия применения дивизиональной структуры
     Простота  и однообразие операционной деятельности позволяют использовать функциональную структуру многим фирмам из сферы  услуг, в частности, страховым и  телефонным компаниям, гостиницам. Такую  структуру применяют пожарные команды, спасательные службы, авиационные компании. Деятельность персонала подобных организаций  жестко регламентируется инструкциями.
     Тем не менее, функциональные структуры, четко  работающие в стабильных ситуациях, оказываются слишком неповоротливыми  в условиях динамичной внешней среды, характеризующейся быстрой сменой потребительских предпочтений, быстрыми технологическими изменениями, широкой номенклатурой продукции, а также для компаний, оперирующих на рынках многих стран.[6]
     Переход к дивизиональной форме целесообразен  тогда, когда появляется рыночное разнообразие и компания способна получить дополнительные преимущества за счет дифференциации своих продуктов под требования различных рынков.[4] Основным условием применения дивизиональной структуры управления является широкая номенклатура ключевой продукции, значительная дифференциация рынков по клиентам и регионам, большие размеры производства. Дивизиональная структура также применяется компаниями, которые становятся слишком большими, чтобы быть втиснутыми в три-четыре функциональных департамента.
     Для компаний, переходящих к дивизиональным структурам управления ключевым фактором конкурентоспособности становится удовлетворение специфических требований целевых рынков, а не качество выполнения функциональных задач.[11]
     В таких компаниях должна отсутствовать  тесная зависимость между рыночно  ориентированными подразделениями, а  также отсутствовать ограничения  по неделимому производственному оборудованию.
     Положительный эффект от перехода к дивизиональной структуре управления наступает  только в том случае, если  выгоды от дифференциации превышают издержки от дублирования функций.

1.5. Дивизиональная структура  управления.

            Дивизиональная структура управления  — структура управления фирмой, компанией, в которой четко  разделены управление отдельными  продуктами и отдельными функциями.[9]
     Дивизиональная  структура управления - это совокупность самостоятельных подразделений, входящих в организацию, пространственно  отделенных друг от друга, имеющих собственную  сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.  
 
 
 
 
 
 

 



 











 

     Схема № 5: дивизиональная структура управления.
       При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.
     При продуктовом подходе к формированию структуры организации, каждое из входящих в нее подразделений сосредоточено  на выпуске какого-то одного вида продукции  или услуг для всех групп потребителей, проживающих на территории, где действует  данная фирма. За счет специализации  производства удается значительно  повысить его качество и эффективность, сориентировать на реальные потребности  рынка.
     Рыночный  подход к формированию организационной  структуры состоит в том, что  каждое подразделение выпускает  продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.
     Наконец, инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных  центров, занимающихся разработкой, освоением  и развертыванием производства новых  видов продуктов и услуг. Получается, что, пока одни подразделения выпускают пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят ей замену. Это сообщает организации дополнительную конкурентоспособность и устойчивость.
     Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:[8]
      многопрофильные предприятия;
      предприятия, расположенные в различных регионах;
      предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.
      подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
     Производственные  связи могут быть как технологическими, так и продуктовыми. Технологические  основываются на том, что каждое подразделение  выполняет лишь отдельные операции в цепочке изготовления конечного  изделия. Их деятельность не воплощается  в законченном продукте, имеющем  самостоятельное значение. Продуктовые  связи предполагают, что имеет  место обмен законченными изделиями, которые предназначены для использования  не только внутри организации, но и  на стороне.
     В рамках административных связей руководство  организации доводит до подразделений  обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов, задает цели и основные стандарты их деятельности, контролирует их выполнение.
     Финансовые  связи реализуются либо через  формирование внутри организации и  последующее перераспределение  между ее подразделениями централизованного  фонда денежных средств, либо через  финансовый контроль за их деятельностью. Последний отслеживает правильность расходования денег, своевременность их поступления и прочие.
     Специфические задачи менеджмента при дивизиональной структуре управления:[6]
      обоснование критериев, выделение проектов и продуктовых групп;
      тщательный подбор руководителей подразделений;
      обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
      предотвращение внутри фирменной концепции между продуктовыми группами;
      предотвращение автономного сепаратистского развития продуктовых групп;
      приоритет линейных руководителей над специалистами.
     Крупные современные организации, имеющие  дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных  обществ и их объединений.
     Таблица №1: Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления:
     
Преимущества Недостатки
Четкое  разграничение ответственности; Высокая потребность  в руководящих кадрах;
Высокая гибкость и адаптивность системы; Сложная координация;
Высокая самостоятельность структурных  единиц; Повышенные  затраты за счет дублирования функций;
Разгрузка высшего менеджера; Сложность осуществления  единой политики;
Простота  коммуникационных сетей; Разобщенность персонала;
Кадровая  автономия, высокая мотивация. Слабый синергетический  эффект.

 
     Однако  порой, и дивизиональные структуры  оказываются недостаточно гибкими  в условиях чрезвычайно сложного и динамичного окружения, с которым  сталкиваются высоко технологичные  компании. Изменение условий функционирования фирм повлекло за собой переход к  более гибким организационным структурам – матричной и проектной моделям. Но из того факта, что матричная структура  является наиболее современной из рассмотренных  типов организационных структур, отнюдь не следует вывод о том, что функциональная и дивизиональная структуры отмирают.
     Таким образом, очевидно, что не существует наилучшей структуры для всех компаний. Более того, на протяжении жизни одной компании может потребоваться несколько раз сменить форму организационной структуры, приведя ее в соответствие с новыми целями и условиями функционирования организации. Можно утверждать, что для каждой компании на каждой стадии ее развития существует эффективная структура, при которой цели функционирования компании достигаются оптимальным способом.
     В настоящее время выделяют три  признака эффективной организационной  структуры управления:[8]
      структура соответствует стратегии организации.
      структура соответствует среде функционирования организации.
      отсутствие противоречий организационной структуры.
     Для того чтобы привести организационную  структуру в соответствие со стратегией развития организации, необходимо, в  первую очередь, четко определить основные виды деятельности и ключевые звенья в цепочке ценностей, которые  имеют кардинальное значение для  успешной реализации стратегии. Именно такие звенья должны быть основными  элементами организационной структуры.
     Для каждой отдельно взятой компании набор  ключевых видов деятельности будет  различным. Для их выявления необходимо определить те виды деятельности, которые  должны быть выполнены особенно качественно  и своевременно, чтобы достигнуть стратегической цели компании, а также  определить, плохое выполнение каких  видов деятельности создает угрозу существующему и потенциально возможному конкурентному преимуществу компании. Именно такие виды деятельности должны быль ключевыми.
     Однако  следует отметить, что набор ключевых видов деятельности меняется с изменением стратегии компании. Естественно, что  при этом необходимо пересмотреть организационную  структуру управления. Иначе, она  будет тормозить развитие компании.
     Далее нужно определить, могут ли не основные виды деятельности осуществляться вне  компании более успешно и эффективно, чем самой компанией. Стратегия  аутсорсинга сейчас очень популярна  на Западе. Аутсорсинг предполагает передачу субподрядов мелким и средним  фирмам, отличающимся высокой производительностью  и эффективностью. В России доминирует мнение, что, передавая какие-то виды деятельности сторонним исполнителям, фирма теряет над ними контроль, что подрывает устойчивость компании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.