На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа 1.Категория материи и ее эволюция. Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Материальное единст

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Категория материи и ее эволюция. Формирование философского понимания материи. Современная наука  о строении материи. Материальное единство мира.
 
     Материя (лат. materia – вещество) – философская  категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира, 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем миром в целом. Эволюция категории материя включает три основных этапа ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап (античная философия) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие свойства вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости. На третьем этапе (XX в.) материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (В.И. Ленин).
     Формирование  философского понимания  материи. Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материя – возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую и т.д., т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Итак, каждая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития.
     Материалистическое  учение о мире постоянно усложнялось. Наивные материалисты древней философии  рассматривали материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Парменидовское бытие Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций уменьшили до атомов, считая их неделимыми. Достижение атомистов состоит в обнаружении элементарного. В последующем утверждалось, что атом в химии, ген в биологии, материальная точка в механике выступают как элементарное. Атомистическая концепция позволила объяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов.
     Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций  и П. Гольбах доказывали, что природа  никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение – необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, развивалось представление о качественном разнообразии материи. Гольбах полагал, что «материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Ж.-Ж. Руссо материей называл все, что человек сознает вне себя и что действует на его чувства. Таким образом, было положено начало гносеологическому этапу в понимании материи, пришедшему на смену наглядно-чувственным представлениям и этапу, где материя отождествлялась с атомами.
     И. Кант в «Метафизических началах  естествознания» писал: «...материя  есть любой предмет внешних чувств». У Гегеля материя – результат деятельности «абсолютной идеи», на определенной стадии своего развития порождающей свое инобытие в виде материальных вещей. Материя долгое время отождествлялась с веществом. Материи приписывались свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: вес, неизменная механическая масса и др.
     Диалектический  материализм рассматривает материю  как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс  задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. Энгельс, таким образом, материю отождествлял с веществом. Это не отвечало всем выдающимся открытиям естествознания того времени. Ведь уже тогда появилось понятие электромагнитного поля, существовала волновая теория света. Они указывали на то, что материальное не сводимо к веществу, к телам природы. Мысль же о том, что атомы не есть нечто мельчайшее, оригинальна.
     Г.В. Плеханов в статье «Трусливый идеализм» определял материю как то, что «непосредственно или опосредованно действует или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства». Мысль об опосредованной возможности действовать на человеческие чувства оказалась плодотворной: наука XX в. продемонстрировала, что имеется слой реальности непосредственно ненаблюдаемых объектов (например, кварки, глюоны, суперструктуры и т.д.).
     Открытия  в физике на рубеже XIX – XX вв. (предсказание электрона и его экспериментальное изучение, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей, кванта действия, появление специальной теории относительности) означали установление: делимости атомов, их изменчивости; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени; существования отличительной от вещества формы материи. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической картиной мира.
     На  основании анализа кризиса в  философском осмыслении новых открытий и достижений в физике В.И. Ленин  дал свое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая ... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Конечно, источником формирования понятия «материя» следует считать не только ощущения, а познание как единство чувственного и рационального, мировоззрение человека в целом. Ведь большая часть размерностей универсума бесконечно мала или бесконечно велика и мы не можем их ощутить, также не можем в макромире «почувствовать» волновые свойства микрообъектов. Единственным свойством материи, по Ленину, признается быть объективной реальностью. Понятие объективной реальности в марксизме-ленинизме является абстрактно-всеобщим. Оно бесконечно обогащается, усложняется и наполняется конкретным содержанием, отражая бесконечное многообразие способов объективно-реального существования. Вместе с тем, высказывается также субъективистский взгляд на материю. Например, А Ф. Лосев призывал понять материю личностно, с точки зрения ее аксиологического значения.
     Впервые вопрос о бесконечности материи  был поставлен Анаксагором (ок. 500 – 428 до н. э.). Он полагал, что как бы ни была мала первооснова всех природных явлений – гомеомерия, она содержит в себе все многообразие материального мира. Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В.И. Ленин писал о неисчерпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость предполагает бесконечное углубление знаний о мире в делом и его фрагментах. Бесконечность и вечность материи в целом предполагает конечность в пространстве и преходящесть во времени отдельных материальных вещей и состояний. В этом процессе отрицания фрагментов универсума мир меняет свои формы, сама же смена форм бесконечна, вечна.
     Комментируя ленинское определение понятия  материи, Т.И. Ойзерман отмечает: «Понятие материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности, независимой от сознания и воли людей, принципиально неприменимо к категории материалистического понимания истории. Производительные силы и производственные отношения создаются людьми, их объективность носит субъект-объектный характер, т.е. они частью независимы, а частью зависимы от человеческой деятельности». Не только производительные силы и производственные отношения, а все социальные явления объективны и субъективны, материальны и духовны. Итак, ленинское понятие материи, по замыслу являясь абстрактно-всеобщим, тем не менее не охватывает всего многообразия форм ее существования. Это понятие материи в большей степени применимо к естественной природной реальности (последняя существует вне и независимо от сознания) и в меньшей к искусственной, созданной человеком из природной материи реальности, существующей вне сознания, но в зависимости от него как вещественная сила знания. Поскольку человек как единство природного и социального, телесного (материального) и духовного – часть сущего, постольку противопоставление объективной и субъективной реальности, материального и идеального относительно.
     Современная наука о строении материи.
     Первым  большим успехом на этом пути было открытие кварковой структуры адронов. Кварки оказались экзотическими объектами не только потому, что у них дробный электрический заряд (1/3 или 2/3 от заряда электрона, принимаемого за 1. Само взаимодействие кварков, осуществляемое благодаря обмену глюонами, таково, что увеличение расстояния между кварками внутри адронов приводит к резкому возрастанию связывающих их сил. Поэтому в отличие от ранее известных элементарных частиц (протонов, нейтронов, электронов и др.) кварки пока не обнаружены в свободном состоянии. Они оказываются как бы запертыми внутри адронов. Но в эксперименте их можно прозондировать: при столкновении частиц больших энергий внутри адронов обнаруживается несколько своеобразных центров, на которых происходит рассеяние частиц и которые физика отождествляет с кварками.
     Кварки  и лептоны выступают в качестве базисных объектов в системе элементарных частиц. Они являются главным строительным материалом для вещества нашего мира, поскольку ядра атомов существуют благодаря взаимодействию кварков, а формирование электронных оболочек вокруг ядра приводит к образованию атомов.
     Выявление общих глубинных структур частиц, участвующих в сильных взаимодействиях, и установление единства слабого  и электромагнитного взаимодействий стимулировали разработку идеи объединения  сильных, электрослабых и гравитационных взаимодействий в рамках единой теории. Иными словами, речь уже идет об исследовании субэлементарного уровня организации материи, о выяснении единой природы всех элементарных частиц.
     Элементарный  уровень организации материи  включает наряду с элементарными частицами еще и такой необычный физический объект, как вакуум. Физический вакуум – не пустота, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физические тела. В нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых «виртуальных частиц».
     Виртуальные частицы – это своеобразные потенции соответствующих типов элементарных частиц, их «вакуумные корни», частицы, готовые к рождению, но не рождающиеся, возникающие и исчезающие в очень короткие промежутки времени. При определенных условиях они могут вырваться из вакуума, превращаясь в «нормальные» элементарные частицы, которые живут относительно независимо от породившей их среды и могут взаимодействовать с ней. Из элементарных частиц строятся атомы, которые являются качественно специфическим видом материи.
     Элементарные  частицы, ядра атомов, ионы (атомы, потерявшие часть электронов на электронных  оболочках) могут образовать особое состояние материи, подобие газа, которое называется плазмой. Огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными гравитационными полями, образуют звезды, представляющие особый уровень организации материи. В их недрах протекают ядерные реакции, в ходе которых одни частицы превращаются в другие, и за счет этого звезды постоянно излучают энергию.
     Звезды  выступают как своеобразная кузница  атомов. Благодаря протекающим в  них превращениям элементарных частиц образуются ядра атомов, а на периферии  и в окрестностях звезд, при понижении  температуры, а также в результате выбросов вещества из звезд при их взрывах, возникают атомы. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень организации материи – молекулы. За молекулами следует уровень макротел (жидких, твердых, газообразных). Особый тип макротел, который можно считать специфическим видом материи, образуют планеты – тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, а в ряде случаев атмосферу и гидросферу. Звезды и планеты составляют планетные системы.
     Огромные  скопления звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа, взаимодействующих между собой, образуют особые объекты, которые называют галактиками. Земля принадлежит к одной из таких галактик, которая представляет собой гигантскую эллипсовидную спиралеобразную систему. Основная масса звезд, относящихся к нашей галактике, сосредоточена в диске размером 100 тыс. световых лет по диаметру и толщиной в 1500 световых лет (напомним, что скорость света около 300 тыс. км/с). Наше Солнце находится на окраине галактики и вращается вокруг ее ядра, делая полный оборот за 200 млн. лет (так называемый галактический год).
     Ядро  галактики, состоящее из очень плотного скопления звезд, разогретого межзвездного газа и пыли, а возможно, и включающее гипотетические сверхплотные тела, мы непосредственно наблюдать не можем. Солнце движется в настоящее время в той части галактического пространства, где ядро закрыто от Земли обширной пылевой туманностью. Через несколько миллионов лет Земля выйдет из-за этого «экрана», и тогда она будет подвержена излучениям, идущим от ядра. Сейчас ядро нашей галактики спокойное; оно излучает постоянный поток энергии. Но в принципе ядра галактик могут быть и активными, способными к выбросам за короткий промежуток времени (за несколько месяцев и даже недель) чрезвычайно больших количеств энергии. Не исключено, что ядро нашей галактики через определенные (хотя и весьма длительные) промежутки времени тоже может проявлять взрывную активность. Возможно, что если бы в периоды взрывных процессов Земля не была экранирована пылевыми туманностями, а была открыта, то излучения ядра влияли бы на состояние и развитие жизни на ней. Важно осознавать, что и земная жизнь, и человечество как ее часть зависят от организации космоса.
     Галактики разных типов образуют скопления  – системы галактик, которые представляют собой особые объекты, обладающие свойствами целостности. Если, несмотря на огромные расстояния между галактиками (в десятки, сотни миллионов и более световых лет), провести аналогию между молекулами макротела и галактиками в скоплениях, то оказывается: такие скопления можно уподобить весьма вязкой среде.
     Наконец, кроме скопления галактик есть еще  более высокий уровень организации  материи – Метагалактика, представляющая собой систему взаимодействующих скоплений галактик. При этом взаимодействуют они так, что удаляются друг от друга с очень большими скоростями. И чем дальше отстоят они друг от друга, тем больше скорость их взаимного разбегания. Этот процесс называется расширением Метагалактики и представляет ее особое системное свойство, определяющее ее бытие. Расширение Метагалактики началось с момента ее возникновения. Согласно представлениям современной космологии, Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва.
     Сам этот взрыв наука связывает с  перестройками структуры физического вакуума, с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Так что рождение нашей Вселенной (Метагалактики) – не акт ее творения из ничего (как это пытаются трактовать современные теологи), а результат развития, качественных преобразований одного состояния материи в другое.
     Современная наука допускает возможность  возникновения и сосуществования  множества миров, подобных нашей  Метагалактике и называемых. Вне  метагалактическими объектами. Их сложные взаимоотношения образуют многоярусную Большую Вселенную – материальный мир с его бесконечным разнообразием форм и видов материи. Причем не во всех этих мирах, возможно, то многообразие видов материи, которое возникает в истории нашей Метагалактики.
     Материальное  единство мира.
     Каждое  сколько-нибудь последовательное философское  мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного  начала. В первом случае мы имеем  дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма.
     Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество  конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а  общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
     Бесконечное мироздание как в великом, так  и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется  универсальным законам, связующим  все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи. 

 

      2. Глобальные проблемы  и будущее земной  цивилизации. Общая  характеристика глобальных  проблем, классификация. Социальный прогресс концепции будущего человечества. 

     Актуальность  глобальных проблем человечества обусловлена  действием целого ряда факторов, к  основным из которых относятся:
     1. Резкое ускорение процессов общественного  развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества на природу резко возросло.
     2. Рост численности населения Земли.  Он поставил перед человечеством  ряд проблем, прежде всего,  проблему обеспечения продовольствием  и другими средствами существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с условиями человеческого общежития.
     3. Проблема ядерного оружия и  ядерной катастрофы.
     Эти и некоторые другие проблемы затрагивают  не только отдельно взятые регионы  или страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от места производства зараженных продуктов.
     Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается целый  комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от региональных, локальных и местных.
     К региональным проблемам относится  круг острых вопросов, которые возникают  в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в крупных государствах.
     Понятие «локальный» относится к проблемам или отдельных государств, или больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести глобальный характер.
     Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС  напрямую затронула лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.
     С другой стороны, поскольку глобальные проблемы, как правило, не решаются сами по себе, и даже при целенаправленных усилиях не всегда достигается положительный результат, в практике мирового сообщества их стремятся по возможности перевести в локальные (например, законодательно ограничить рождаемость в ряде отдельных стран при демографическом взрыве), что, безусловно, исчерпывающе не решает глобальную проблему, но зато дает определенный выигрыш во времени до наступления катастрофических последствий.
     Таким образом, глобальные проблемы затрагивают  интересы не только отдельных людей, наций, стран, континентов, но могут повлиять на перспективы будущего развития мира; они не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран, а требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенные глобальные проблемы могут привести в будущем к серьезным, даже к необратимым последствиям для человека и среды его обитания. Общепризнанными глобальными проблемами являются: загрязнение окружающей среды, проблема ресурсов, демографии и ядерного оружия; ряд других проблем.
     Разработка  классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения. Исследователи предложили множество разнообразных вариантов классификации.
     Один  из них, принадлежащий российским ученым, делит все глобальные проблемы на три большие группы:
     1. Проблемы, связанные с отношениями  между основными социальными  общностями человечества, то есть, между группами государств, обладающих  сходными политическими, экономическими  и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны; проблема войны и мира;
     2. Проблемы, обусловленные взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера: проблемы обеспеченности энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой; экологическая проблема; проблемы, связанные с космическим пространством и Мировым океаном.
     3. Проблемы, связанные с системой  «индивид-общество». Они зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности: проблемы демографии, здравоохранения и образования.
     Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл  и назначение которой в том, чтобы  сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.
     На  протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.
     Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности  предсказания будущего выделяются такие  аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.
     Онтологический  объект заключается в том, что  предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.
     Гносеологический  аспект основывается на том, что поскольку  возможности познания безграничны, а прогнозирование – также вид познания, то само прогнозирование возможно.
     Логический  аспект – на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.
     Нейрофизиологический  аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.
     Социальный  аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.
     В философии существуют и точки  зрения, согласно которым прогнозирование  невозможно, однако они не используются большой популярностью.
     В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология.
     Футурология (от лат. Futurum – будущее) – в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область несущих знаний охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употребляться на Западе как история будущего или «наука о будущем».
     К всемирно известным современным  ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г.Парсонс, Е.Ханке, И.Бестружев-Лада, Г.Шахназаров и другие.
     Основным  видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое  занимается предвидением процессов, происходящих в обществе, среди них процессы в области производственных отношений, науки и техники, образования, здравоохранения, литературы, искусства, моды, строительства, освоения космоса, международных отношений.
     Данное  направление получило название прогностики  и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).
     Основоположником  глобального прогнозирования с  использованием математических методов  и компьютерного моделирования  считается Дж. Форретор, который в 1971 г. создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.
     Философский анализ будущего цивилизации предполагает в первую очередь выявление тех  смыслов универсалий культуры, которые  образуют генотип современного цивилизационного развития.
     Два последних столетия человеческой истории  определяли прогресс техногенной цивилизации, которая активно завоевывала  себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизационного развития сформировался в европейском регионе как мутация традиционных обществ.
     Его часто называют западной цивилизацией. Но учитывая, что он реализуется  в различных вариациях как  на Западе, так и на Востоке, будем  использовать для его обозначения  понятие «техногенной цивилизации», поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс.
     Технические, а затем научно-технические революции делают общество чрезвычайно динамичным, вызывая часто на протяжении жизни одного-двух поколений радикальное изменение социальных связей и форм человеческого общения. Для этой цивилизации характерно наличие в культуре ярко выраженного слоя инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию.
     Но  наряду с техногенной цивилизацией существует другой, более древний тип цивилизационного развития – традиционные общества. Они характеризуются медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.