На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ
«Роль образования в экономической, политической
и духовной жизни общества» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
                                                             Введение…...…………………………………………………………..………………..3
1. Функции образования в экономической сфере…………………………...….……4
2. Социальная роль образования…………………………………………………..10
3. Функции образования в сфере культуры……………………………….………20
4. Образование и его роль в социально-политической сфере……….......………...23
Заключение………...…………………………………………………………….25
  Список использованной литературы……………...…………….….…………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

     Конец XX и начало XXI века прошли под знаком глобальных перемен в производстве, науке и технике, произошел переход к новому типу общества, получившему название информационного (постиндустриального). Развитие научно-технического прогресса и структурные изменения в экономике предъявили совершенно иные требования к квалификации рабочей силы. Подготовленная рабочая сила более активна и адаптивна, она скорее принимает инновации. В основании квалификации, компетентности и специального знания лежит образование. Выступая основным звеном процесса воспроизводства совокупной рабочей силы, система образования стала играть значительную роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны. В развитых странах образование стало рассматриваться как важнейший источник экономического роста. Однако не только экономическими факторами обусловлена специфика современного образования: на него оказывают влияние и культурные, и социальные, и политические воздействия. Причем характер этих воздействий двухсторонний, так как уровень развития образования во многом предопределяется положением дел в перечисленных сферах.
     Целью работы является изучение роли образования  в различных сферах жизни современного общества. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
    Анализ роли образования в экономической сфере жизни общества;
    Изучение социальных функций образования;
    Характеристику роли образования в культурной сфере;
    Анализ социально-политических функций образования.
    Работа  основана на изучении учебной и научной  литературы по теме.
 

    ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
 
     Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. На определенных этапах развития экономики образование начинало развиваться особенно активно и продуктивно. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа. Так, в странах с низким и средним уровнями доходов мальчики и девочки получают только те практические знания, которые нужны им для занятия сельским хозяйством1. Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды. Однако следует обратить внимание и на то, что образование как социальный институт базируется и воспроизводит те экономические принципы функционирования общества, которые характерны для его текущего существования. Это воспроизводство социального неравенства, конкурентность, потребительские стандарты. Для социологов понимание влияния экономических норм и стандартов на образовательные системы является очень важным.
     Образование и профессиональная подготовка имеют огромное значение для роста и развития производства. По мнению американских специалистов, этот фактор был главным условием экономического роста и увеличения производительности труда на протяжении XX в., он будет определять и дальнейшую экономическую перспективу.
     Нельзя  не отметить, что массовые и типичные формы образования (школа, среднее  и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно. Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов. Развитость этих форм связана прежде всего с тем, что обучение на рабочем месте является более гибким и предметным, т. е. прямо отражающим потребности любого сектора экономики. Оно непосредственно увязано со стратегическими целями, характером продукции и рыночным положением предприятия, с числом членов группы, организационной культурой и традициями. Обучение без отрыва от производства прямо направлено на увеличение эффективности качества труда, т. е. на усиление конкурентоспособности. Стимулы к обучению практическому использованию полученных знаний также более значительны, чем при других формах получения образования. Действительно, очень трудно сравнить мотивацию на учебу студента, который даже не знает, какого рода работу он сможет получить, с положением специалиста, который после повышения квалификации может занять более престижное положение.
     С количественной точки зрения функция формирования профессионального состава населения отвечает за производство нужного количества профессиональных работников и качество их подготовки. Трудно сегодня представить себе, что исчезли носители каких-либо профессий, будь то инженеры, уборщики мусора, пожарные или певцы: тогда сразу бы появился мощный дисбаланс не только в экономике, но в жизни любого общества, произошли серьезные профессиональные, а главное, социальные сбои в функционировании любого государства, более того, могли бы возникнуть проблемы планетарного характера. В качестве примера можно привести забастовки авиадиспетчеров, водителей транспорта, которые уже неоднократно парализовали деятельность жителей европейских стран.
     Таким образом, воспроизводство профессионального состава населения, хоть и является во всем мире важнейшей функцией образования, осуществляется под воздействием экономики, на базе ее потребностей и запросов. Конечно, запрос к системе образования не ограничивается только экономикой, финансами, промышленностью, он связан и с различными социальными и культурными потребностями людей2.
     Во  взаимодействии с экономикой образование работает не непосредственно и прямо, а опосредованно, выполняя своеобразный заказ (краткосрочный и долгосрочный) самых различных областей практики. В значительной степени образование обеспечивает потребности всех областей деятельности государства, различных крупных корпораций (в том числе, и транснациональных), частного и общественного сектора. Естественно, что система образования не может изменить пропорции занятости и в значительной мере им следует, хотя хорошо известны случаи как перепроизводства специалистов, так и их нехватки, т.е. дисбаланса национального производства кадров. Если в советский период было перепроизводство инженеров, то в постперестроечное время стало слишком много экономистов и юристов. Некая ригидность, запаздывание реакции системы производства квалифицированных кадров характерно для образовательных систем. Следует отметить, что в ситуации нехватки кадров образование реагирует более оперативно, применяя различные гибкие схемы — например, готовя специалистов по укороченным программам, активно подключая системы переподготовки кадров по близким специальностям, кооперируясь с производственными системами и т. д. Система образования скорее воздействует на национальную экономику тем, что обеспечивает квалификационное воспроизводство различных профессиональных групп и социальных слоев. Именно это воспроизводство и обеспечивает воздействие образования на экономическую сферу.
     Для экономики и образования, связанных  между собой различными узами, важной является система обратной связи. Как  идея, она принята обеими сторонами, однако ее формы и закрепленность в практике оставляет желать лучшего. И вопрос касается не только качественного и количественного состава выпускаемых кадров, но и соответствия содержания подготовки выпускаемых специалистов требованиям конкретных рабочих мест. Не случайно во всем мире уже сложилась особая практика подготовки высококлассных профессионалов, обучение которых слагается из многих этапов: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки на различных рабочих местах. Обучение не прекращается с началом трудовой деятельности. Эта схема представлена здесь в краткой форме, во многих странах она имеет более разветвленную и сложную форму.
     При подготовке профессиональных кадров образование не просто передает знания и умения, создает мотивацию обучения. Оно в какой-то мере меняет и качество человека, создавая для него новые ориентиры (создания карьеры, саморазвития), ставя иные задачи (компетентность, ответственность). В связи с этим стоит остановиться на эффекте профессионального мышления специалистов как особом образовательном феномене. Качественная сторона этого эффекта связана с формированием производственных качеств работника. Здесь речь идет о вовлечении в сферу образования человека его личностных свойств. Например, для исследователя важен момент точного, обоснованного отражения истины. Для педагога и врача важно выполнение принципа «не навреди» и т. д.
     Направленное  развитие определенных качеств предполагается при любом виде профессионального обучения. Не всегда оно формируется целенаправленно, чаще всего это осуществляется уже в различных формах профессиональной деятельности. Например, внимание к человеку, его внутреннему миру формируется у социолога, когда он ведет интервью. Навык аналитического мышления развивается при написании рефератов, диплома. Однако очевидно, что каждая профессия требует своего «рисунка», определенного сочетания профессиональных качеств, появления своеобразного стиля.
     Эффект  профессионального мышления выражается чаще всего в том, что осмысление происходящего в профессии, будь то повседневная практика или инновационные решения, создает некий «эффект призмы», через которую профессионал все воспринимает. Так, например, террористический акт психолог видит через страдания людей, военный видит в нем определенную операцию, политик будет рассматривать возможность переговоров или воздействия силовыми способами. Появление профессионального мышления уже говорит о самом высоком качестве специалиста — его профессиональном мастерстве.
     В советской и российской социологии и психологии по-прежнему существует особое направление, которое называется профессиография, профессиология. Оно занимается выяснением тех качеств личности, которые «соответствуют» той или иной профессии. На этой же идее базируются многие методы отбора людей в самые различные профессии. Например, космонавт должен удовлетворять ряду медицинских требований (способность переносить перегрузки), психолог и социолог — уметь общаться, слушать людей и т. д. В ряде профессий это нормативно закреплено на уровне профессиональных требований. Общеизвестно, что многие фирмы за рубежом, а теперь и у нас при приеме на работу используют психологические тесты, различные виды собеседования с целью, как минимум, отсечь тех людей, которым данная профессия противопоказана, которые с высокой вероятностью будут в ней неуспешны3.
     В экономической сфере образование  оказывает серьезное влияние  и на сферу потребления. Речь идет о потреблении как материальных благ (товаров), так и духовных благ — культуры, информации.
     На  начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через школу, транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Причем, в данном случае, речь идет не только о нормах личного поведения, но и о важных общественных нормах. Рассмотрим некоторые из них.
     Существуют  социальные нормы ресурсосберегающего типа, те, которые принято называть экологическими. На бытовом уровне это звучит как экономия воды и тепла. На общегосударственном — это сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. Нужно отметить, что экологическое образование в школах, введенное в середине 1990-х гг. в России, уже вносит свой вклад в мышление современных школьников. То же самое относится к рациональным потребительским стандартам. Здесь речь идет о социальной экологии, личной гигиене, разумном питании, безопасности жизнедеятельности людей и правах потребителей.
     В указанной области именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия4.
     Однако, рассматривая роль образования в  экономике страны, нельзя не отметить, что система образования является активным потребителем общественных ресурсов. Без привлечения ресурсов образовательные системы работать не могут.
     Государственное финансирование распределяется внутри образовательных подсистем нередко неравномерно, что ведет к тому, что некоторые подсистемы «отмирают». Например, перевод детских садов в сельских районах на местный бюджет ведет к их закрытию. Закрытие садов, в свою очередь, породило новую учебную проблему. Дети, родители которых не способны дать им дошкольное образование, часто слабее и дольше осваивают школьную программу, у них возникают проблемы в отношениях с учителями и вообще в школьной жизни.
     Поэтому в отношениях образовательной и  экономической общественных подсистем  важна обратная связь. Образование  не только должно удовлетворять экономические  потребности государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы.
      СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
 
     Функция расширения знаний и познания — особая функция образования. Ассоциация образования и знания «неистребима» в сознании практически всех участников образовательного процесса. Знание — это первое, что называет любой человек в связи с образованием. Любая образовательная система нацелена не просто на передачу «порционного знания», наращивания его объема и структурирования со временем. Мыслители древности сформулировали цель иначе: образование — факел, который нужно зажечь, и он должен гореть далее всю жизнь. Сегодня эта формула звучит следующим образом: человека нужно научить учиться, т. е. создать установку на то, что индивид должен освоить технологию работы со знанием, создать установку на самостоятельное получение знания, на учебу с помощью других как собственную, лично ориентированную и постоянную деятельность.
     Таким образом, эффект усложнения деятельности от класса к классу в школе, от курса к курсу в вузе и должен рождать прежде всего установку на дальнейшее расширение и создание определенной системы знаний, на развитие интеллекта.
     Образовательные системы, являющиеся частью общества, выполняют и функции инноваций  в сфере образования и культуры. Однако здесь действует диалектическое противоречие. С одной стороны, институт образования консервативен, поскольку частые изменения в его системе могут иметь разрушительные последствия. С другой, он не может не реагировать на изменения общества, иначе он окажется невостребованным и будет заменен на иные формы. Этот процесс отчасти происходит сегодня, поскольку имеется огромный спектр образовательных учреждений на производстве, создались системы религиозного, политического образования, экстернат, мастер-классы и другие формы образования, которые заполняют ниши, не представленные в сложившемся образовании. Именно социология способна отследить и отрефлексировать изменения образования, связанные с этим процессом. Сегодня уже видны многие изменения, такие как введение платного образования, института гувернерства и репетиторства, введение демократических принципов в управление образованием, установление региональных образовательных стандартов и многое другое. Причем эти нововведения носят и культурный, и социальный характер. Та избирательность, с которой система образования усваивает инновации, свидетельствует о социальности института образования, т.е. его восприимчивости к ожиданиям и запросам общества. Но, как правило, приживаются те инновации, которые лежат в русле доминантной, стержневой культуры. Например, российское образование с трудом осваивает европейский стандарт образования — двухуровневый выпуск бакалавров и магистров5.
     Функция образования как передачи знаний принимается обществом как некий постулат, не подлежащий рефлексии. Вторая ее часть — функция познания, воспринимается несколько иначе и ассоциируется, скорее, с научной сферой. Однако значение этой функции в общественном сознании постоянно возрастает. Она оказывается все больше связанной с желанием достичь понимания многих явлений и процессов современного мира, ответить на вопросы типа: «каков мир, в котором мы живем», «каково мое место в нем», «что в этом мире правильно, а что нет». В качестве примера можно обратиться к процессу глобализации. Огромные массы населения протестуют во всем мире против нее, что говорит именно о том, что многие люди пытаются дать себе ответы на те вопросы, которые этот процесс порождает. В этом же ряду стоит и идея непрерывного образования, прежде всего как процесс постоянного «подстраивания» к появляющимся новациям. Особенно это видно в профессиональной стороне жизни людей. Постоянное обновление техники, появление новых областей деятельности и исчезновение старых профессий побуждает к определенной динамичности. Эти процессы объективно вынуждают в качестве механизмов адаптивности использовать различные образовательные системы (изучение иностранных языков, компьютерных технологий, новых законов и т. д.). Но следует обратить внимание и на перемены в социальной жизни. Понимание многих социальных, политических перемен требует от личности освоения многих фрагментов законодательных знаний, политических идей, новых поведенческих практик. Эта ситуация вынуждает людей выстраивать новые образовательные стратегии, включающие обучение на курсах, семинарах, освоение Интернета, сильно стимулируется и самообразование. В целом, можно сказать, что в области интеллектуальной жизни общества образование выполняет функцию формирования, воспроизводства и развития общественного интеллекта, в духовной — воспроизводства менталитета.
     В рамках социальной сферы образование  также выполняет функцию социальной стратификации. Конституции развитых стран гарантируют своим гражданам право на образование. Более того, многие страны декларируют равный доступ к образованию своих граждан вне зависимости от пола, этнической принадлежности и т.д. Закон РФ «Об образовании» постулирует «общедоступность образования» (статья 2). Он гарантирует «гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости» (статья 5)6.
     Однако  наличие права на получение образования  не гарантирует еще его получения  в реальности. В зависимости от статуса родителей дети рабочих  и крестьян по-прежнему учатся преимущественно в средних специальных учебных заведениях и получают начальное профессиональное образование, а дети руководителей и специалистов учатся преимущественно в вузах. В ситуации, когда интеллект стал стратегическим потенциалом любой страны, такая ситуация вызывает озабоченность людей, мыслящих перспективно.
     С середины XX века ведущая экономическая функция образования заключалась в том, чтобы подготовить работников, необходимых для господствующей системы производства и уровня технологии, требуемого обществом. Разные образовательные подсистемы выполняли функцию своего рода сортировки, которая через определенные формы подготовки, систему экзаменов работала на систему занятости, обеспечивая структуру рабочих мест. Старое деление на частные привилегированные, классические, технические и средние современные школы способствовало выполнению этой функции весьма ощутимо, и каждый тип школы готовил работников для различных уровней будущего трудоустройства. Заметим сразу, что речь идет о массовом положении в системе образования. Существует масса примеров, когда способные и талантливые люди, имеющие низкий образовательный ценз, в результате своих усилий добивались успехов и высокого статуса.
     Все развитые общества с помощью образовательных  систем придают индивидам определенные статусы. Выпускники школ получают соответственно аттестаты или справки о полученном ими образовании. Учебные достижения, зафиксированные в этих документах, уже являются первым дифференцирующим признаком. Особенно ярко это видно на примерах медалистов, а также выпускниках школ и вузов, имеющих высокий общественный рейтинг. Дальнейшие статусы достигаются молодежью путем выбора и конкуренции. Здесь уже речь идет о конкурсах в вузы и другие учебные заведения.
     Современные общества постоянно производят отбор молодежи для различных профессий и должностей. Причем, помимо самих учебных заведений, подготовка в которых дает их выпускникам определенные шансы для дальнейшего продвижения, получения статусов, существуют и другие формы стратификации. Например, это стипендии различных фондов, студенческие гранты, конкурсы, стажировки, олимпиады и т. д. Институт образования, как правило, выполняет функцию селекции, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. В ряде случаев школы играют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице (это относится чаще всего к элитным школам). Но конфликтологи оспаривают это утверждение и полагают, что школы служат для того, чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные» удостоверения, могли гарантированно получить лучшие места. Так Дж. Томпсон и Дж. Пристли отмечают, что количество детей рабочих, поступающих в университет, за пятьдесят лет не изменилось, и что гораздо меньше детей рабочих учится в классических школах.
     Поскольку в социологии образования одной из центральных проблем выступает проблема неравенства образования для различных социальных слоев населения, целесообразно обратиться к некоторым последним выводам в этой области. Отмечается два устойчивых обстоятельства. Первое заключено в том, что привилегированные группы общества постоянно демонстрируют высокую мотивацию на получение образования для своих детей. Поскольку именно они контролируют систему образования (или имеют возможность воздействовать на нее), другие слои населения имеют меньшие возможности. Для остальных социальных слоев стратегия избегания остается часто единственным рациональным выбором. Дети рабочих и иных культурных меньшинств потому гораздо чаще выпадают из образования, что система специально сконструирована так, чтобы исключать их7.
     Второе  обстоятельство связано с социокультурными особенностями различных социальных слоев. П. Бурдье интересовали вопросы неравенства в образовании, но он исследовал не внешние детерминанты этого явления, а внутренние свойства самой системы образования, такие как отношения с культурой, языком, средства отбора и отсева, экзамены и т. п.
     Одним из важнейших факторов социальной стратификации, бесспорно, является образование, его  уровень и качество. Практически все исследователи образования признают тот факт, что получение образования связано с уровнем дохода.
     Образовательные системы, особенно школа, не воспроизводят неравенство в своих стенах целенаправленно и злонамеренно, они лишь воспроизводят те отношения, на которых строится современный мир, его общее устройство, столь несправедливое для многих.
     Социальный  контроль - еще один из важнейших механизмов общества, который позволяет регулировать поведение его членов. Общество поощряет следование принятым нормам и применяет санкции в случае отклонения от них.
     Разные  образовательные подсистемы выполняют  различные по объему и направленности функции социального контроля. Общество возлагает особые задачи на образовательные системы в том отношении, что в значительной степени именно они знакомят молодых, еще не сформировавшихся граждан с основами социального контроля и способами его воздействия. Если социальный контроль оказывается слишком жестким и затрагивает такие личностные черты, как чувство собственного достоинства, уважение к личности, то результатом его восприятия молодым поколением становится протестное поведение, различные формы агрессии, нередко и девиации, иногда — апатии, отстранения. Хорошо известен факт, что порядка 5-7 % школьников являются бунтарями, в том числе и потому, что их не устраивают различные формы контроля в школе, особенно — социального. Они воспринимают его как способы вмешательства в их личную жизнь.
     Выражается  социальный контроль в следующих  типичных формах: элементарные санкции  индивидов или групп, влияние  общественного мнения, институциональное воздействие. Хотя следует заметить, что разные организации имеют и собственные нормы, а соответственно, и свои формы контроля за их выполнением (правила привилегированных школ и вузов, научных школ, отдельных образовательных и профессиональных сообществ и т. д.). Система образования широко использует их и в системе обучения и в системе воспитания. Причем, следует отметить, что в системе обучения формы контроля соответствуют возрасту и особенностям обучаемых контингентов. Регулятивная сила учебных оценок, поощрений или неодобрения, использования мнений преподавателей и учебных классов (студенческих групп) хорошо известны и не требуют комментариев.
     На  начальных этапах образования системы  воспитания чаще апеллируют к моральным  категориям (хорошо, приемлемо, позитивно), к оценке авторитетных людей. На этом этапе достаточно часто обращение к семье. Социальный контроль применяется в более мягких формах в виде воздействия, увещевания, объяснения.
     В высшем, постдипломном образовании  социальные нормы транслируются в более обобщенной форме, принятой в данном обществе. Социальный контроль здесь применяется напрямую, в принятой институциональной форме. Система санкций, как в школе, так и в вузе, давно отработана и рутинизирована. Крайними формами здесь выступают системы исключения или, как более мягкие, перевод (в школе) и возможность восстановления в вузе.
     Все эти формы социального контроля побуждают, инициируют, заставляют индивидов  усваивать общие социальные и профессиональные нормы учебных заведений, следовать им в масштабе допустимых отклонений (можно отложить срок сдачи контрольной работы, перенести время экзамена, но нельзя не выполнить этой нормы). В более опосредованной форме (через обучение, личный опыт, влияние скрытых программ) осваиваются и более широкие нормы социального контроля.
     Образовательные системы постепенно позволяют учащимся освоить и претворить в повседневные практики такие категории, как «рекомендуемое», «должное» и «запрещенное». Конечно, этот процесс не проходит гладко и легко. Молодое поколение, осваивая принятые в обществе формы контроля, проявляет различные способы уклонения, сопротивления, попыток изменить конкретную реальность. Постепенность усвоения правил, постоянное их воздействие, осмысление своих ошибок делает этот процесс доступным большинству8.
     Одним из механизмов социального контроля в образовании является так называемая «скрытая программа». Под этим термином понимается поведение или установки, которые усваиваются помимо официальной  программы. Учителя в школе и  преподаватели в вузе в той или иной мере транслируют, выражают собственным поведением определенные нормы, образцы, которые одобряются или, наоборот, не принимаются в данной среде. Так учителя в своей подавляющей массе поддерживают в учениках стремление к хорошей учебе. Это проявляется, например, в «эффекте любимчиков», которым уделяется особое внимание. Скрытая программа видна в различном отношении к мальчикам и девочкам (разные требования к ним), хотя идея их равенства давно принята в российских школах. В высшей школе это проявляется в иных формах. Например, один и тот же по содержанию курс каждый преподаватель читает по-своему, делая самые различные акценты. Особенно ярко это видно при передаче этических норм и культурных образцов, что хорошо выражает фраза: «У нас так не принято». Большую роль в формировании скрытой программы играет сама организация, ее история и традиции, что часто выражается такими словами, как: «это университетский стиль», «у нас такие требования».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.