На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. (Дугин). Гендерным проблемам посвящены работы и исследования Б.Г. Ананьева, Т.В. Бендас, Е.П. Ильина, А.Г. Дугина, И.С. Кона, П. Бурдье, Е.П. Анисимова, И.С. Клециной и др. Имеется целый ряд данных о психофизиологических особенностях мужчин и женщин, среди которых наиболее достоверными являются отличия в сфере двигательной активности.
       Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность.
       Индивидуальные  особенности памяти выражаются в  различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. Психологическое  изучение  памяти  в  зарубежной  психологии  получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта  (1876г.), Рибо (1894, 1895 гг.). В отечественной психологии следует выделить работы  Л.С.  Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др.
       Исследователями на протяжении нескольких лет предпринимали  и до сих пор предпринимаются исследования гендерных особенностей памяти (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова (1985), И. А. Сергеева (2001), Н. Ю. Войтонис (1936), Ю. Г. Трошихина (1973), Ю. Г. Трошихина и Д. X. Гизатуллина (1979), Я. И. Петров (1972) В. Ф. Коновалов (1987), В. Кесс и С. Витроль (1955), Ф. Шахтер (1978) и др.). исследователи получают разные данные, порой противоречивые, поэтому проблема гендерных особенностей памяти остается.
       Актуальность. Изучение психического познавательного процесса памяти и его гендерных особенностей всегда остается актуальным, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, поскольку, несмотря на множество исследований, до сих пор не получены результаты, позволяющие сделать однозначные выводы о гендерных различиях процесса памяти. Кроме того, современное общество движется к андрогинности (высшему уровеню близости черт феминности и маскулинности). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. Возможно, и постепенное стирание границ в развитии высших психических функций современного индивида.
       Таким образом, проблема данного исследования состоит в обнаружении гендерных различий кратковременной и долговременной памяти
       Исходя  из актуальности проблемы, представляется цель данной работы: исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти.
       Объект исследования: когнитивные процессы взрослой личности.
       Предмет исследования: гендерные различия кратковременной и долговременной памяти взрослых людей.
       Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет.
       В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:
       1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.
       2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной и долговременной памяти.
       3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.
       Теоретическая значимость исследования связана с его новизной и новым подходом к гендерным различиям. Изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему. Практическая значимость исследования связана с подтверждением или опровержением ранее проведенных исследований. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической и эмпирической базы для разработки дальнейших исследований гендерных различий. 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический  анализ гендерных  различий познавательного процесса памяти

1.1. Проблема гендерных  различий в психологических исследованиях

       Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (Бем, с. 56).
       Понятие гендерная роль заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками (Дугин, с. 98). При этом оно всегда было и остаётся многозначным.
       Разделение  людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих (Клиническая психология…, с. 403). На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.
       Существует  мнение, что женщины характеризуются  большей точностью восприятия, наблюдательностью, вниманием к деталям. Однако экспериментальные данные, подтверждающие такое распространенное мнение, практически отсутствуют. В сенсорной сфере установлены лишь отдельные различия между мужчинами и женщинами. Например, нарушения восприятия зеленого и красного цветов (дальтонизм) присущи 5–8% мужчин и только 0,1 % женщин. Мужчины и женщины отличаются по остроте слуха: более низкие частоты (ниже 1800 Гц) лучше слышат мужчины, а более высокие частоты – женщины (Киммел, с. 216). Отмечена тенденция большей дифференциальной чувствительности к звуковым и световым стимулам у женщин по сравнению с мужчинами (там же, с. 212). Однако в данном исследовании не учитывается фактор обучения, а известно, что дифференциальная чувствительность может существенно изменяться под влиянием тренировки.
       Интересные  данные получены в последние годы об особенностях восприятия боли мужчинами и женщинами. В лабораторных исследованиях с участием здоровых испытуемых–добровольцев показаны отличия в порогах восприятия болевых стимулов: у женщин пороги ниже, т. е. они обладают большей болевой чувствительностью. Многие клинические наблюдения показывают, что девочки и женщины чаще жалуются на боль при различных заболеваниях, боли у них интенсивнее и продолжительнее, чем у мальчиков и мужчин. Такие различия восприятия боли часто объясняют биологическими особенностями, возможными различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы или влияющих на их передачу.
       Боль  является сложным многоуровневым психофизиологическим феноменом. В связи с этим исследователи обращают внимание на участие психологических и социокультурных факторов в перцепции и переживании боли (Ильин, с. 235). Подчеркивается, что когнитивные и эмоциональные компоненты переживания боли неодинаковы у мужчин и женщин. Женщины больше склонны оценивать болевое ощущение как важное, демонстрируют большую настороженность в отношении боли, готовность жаловаться на нее, в то время как мужчины это делают неохотно. Для оценки фактора маскулинности/фемининности при восприятии «лабораторной» боли здоровыми испытуемыми был использован «Полоролевой опросник С. Бема». Оказалось, что у мужчин, набравших высокий балл «маскулинности», болевой порог был выше, чем у мужчин с низким уровнем маскулинности и у женщин. У женщин степень маскулинности/фемининности не влияла на восприятие боли. Такие результаты подтверждают значимость влияния социально–психологических установок на восприятие боли. Однако роль этих факторов в клинических ситуациях при выраженной боли существенно снижается. В отличие от экспериментальных исследований, в которых обычно изучается боль слабой или умеренной силы, в клинических случаях при сильной боли различия между мужчинами и женщинами в восприятии и переносимости боли нивелируются.
       Приведенные данные не охватывают всего многообразия процессов восприятия и не дают оснований говорить о выраженном половом диморфизме в перцептивных процессах. Они показывают, что различные физиологические, социальные и поведенческие факторы интегрируются и обусловливают субъективный характер процессов восприятия. Исследования по определению удельного веса каждого из этих факторов практически отсутствуют. Оценка полового диморфизма в процессах восприятия только на основании биологических отличий между мужчинами и женщинами является излишне упрощенной, так как игнорирует роль различий между мужчинами и женщинами, приобретенных в процессе социализации (Ильин).
       Среди психофизиологических характеристик  особую роль играют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма по этим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установило превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы. Последующие исследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики не столь очевидны (Ананьев, с.339). Свойства нервной системы рассматривают как биологическую основу темперамента и некоторых качеств личности. Отсутствие выраженных половых различий в этих показателях служит дополнительным подтверждением того, что биологический пол однозначно не предопределяет психологический пол человека.
       Данные  о проявлении свойств нервной  системы в реакциях на интенсивные  стимулы согласуются с представлениями некоторых авторов о более низкой устойчивости к стрессу женщин по сравнению с мужчинами. По мнению Д. А. Жукова, особенно эти различия проявляются при высоком уровне стресса, когда мужчины демонстрируют лучшую способность к принятию решения. Автор объясняет биологические механизмы низкой стрессоустойчивости женщин, исходя из данных о более медленном возвращении некоторых физиологических параметров к норме у женщин после стрессорных изменений. В частности, после стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола (гормона надпочечников) до исходного уровня. Наряду с этим скорость мобилизации регуляторных систем в условиях эмоционального стресса у женщин выше, чем у мужчин. Это выражается в более интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой общей эмоциональной активации женского организма (Жуков, с. 267).
       Вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в различных стрессовых ситуациях не является окончательно решенным, и сведения относительно эффективности реагирования мужчин и женщин в таких ситуациях неоднозначны. Считается, что, преодолевая стресс, мужчины и женщины используют разные копинг–стратегии: женщины больше фокусируются на эмоциональных и межличностных аспектах ситуации, а мужчины – на концепциях решения проблем. При этом женщины используют более широкий диапазон стратегий, чаще прибегают к социальной и эмоциональной поддержке, чем мужчины (Варданян, с. 76).
       Важнейшей психофизиологической характеристикой  человека является функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга. Межполушарные отношения рассматриваются как ведущая нейрофизиологическая детерминанта индивидуально–психологических отличий, так как они обнаруживают корреляции с различными психическими процессами. Функциональная асимметрия заключается в том, что при осуществлении одних психических функций доминирует левое полушарие, а других – правое. Правое полушарие связывают с образным интуитивным мышлением, а левое – с рационально–логическим, знаковым. Левое полушарие играет ведущую роль в речевой деятельности, так как осуществляет фонетический (смыслоразличительный) анализ речи. Правое полушарие ответственно за эмоциональную окраску речевого высказывания, понимание контекста (Ильин, с. 164).
       Существуют  данные о половых отличиях в скорости созревания полушарий мозга: у мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек – левое. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают, чем мальчики (Клецина, с.64). В процессе онтогенеза левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но у взрослых мужчин функциональное доминирование левого полушария над правым встречается чаще. Клинические исследования показывают, что нарушения речи при поражении левого полушария у мужчин встречаются чаще, чем у женщин, при этом также ухудшаются показатели вербального интеллекта по шкале Векслера в большей степени, чем у женщин. Эти и другие данные подтверждают представления о том, что у женщин речевые и пространственные способности представлены в большей степени билатерально, а у мужчин более выражена латерализация. Морфологически это может быть обусловлено тем, что величина задней области мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария, у женщин больше, чем у мужчин, что способствует более интенсивному межполушарному взаимодействию. У большинства женщин выше и уровень лабильности (подвижности) нервных процессов. Считается, что тип полушарного доминирования у мужчин является устойчивым и сохраняется в различных жизненных ситуациях (Ильин, с. 227).
       У женщин меньшая выраженность межполушарной  асимметрии проявляется в билатеральной  организации различных психических  функций, в том числе эмоций. Исследования с помощью ядерного магнитного резонанса показали, что у мужчин эмоциональная активность более латерализованная, т. е. в основном проявляется в одном полушарии, а у женщин более симметрична. Отмечается также, что женщины более эмоционально экспрессивны, чем мужчины, демонстрируют более сильные психофизиологические ответы на эмоциональные стимулы. Авторы обращают внимание на то, что вопрос о предпосылках половых отличий мозговой организации эмоциональных процессов остается открытым. Данные различия могут быть обусловлены как биологическими факторами (особенностями структурно–функциональной организации мозга), так и социально–психологическими, допускающими более активное проявление эмоциональных реакций у женщин (Ильин, с. 230).
       Определенные  половые отличия получены при  изучении психофизиологических механизмов речевых процессов. Речевые функции  у большинства праворуких мужчин расположены в левом полушарии, тогда как примерно у половины праворуких женщин эти функции представлены в обоих полушариях (Амунц), т. е. взаимодействие правого и левого полушарий при обеспечении вербальных функций выражено в большей степени. Наряду с этим у мужчин и женщин в организации речевой деятельности участвуют разные области полушарий. Клинические наблюдения показывают, что при поражениях левой лобной доли в области моторного центра речи Брока происходят сходные нарушения речи у мужчин и у женщин. При поражениях зоны сенсорного центра речи Вернике (левая височная доля) у мужчин нарушения речи встречаются значительно чаще, чем у женщин. При таких разрушениях у мужчин также происходят более выраженные нарушения вербальной памяти. Приведенные данные показывают, что у женщин речевые функции соотносятся в большей степени с передними областями полушария, а у мужчин наиболее существенна роль задних отделов полушария.
       Рассмотренные особенности мозговой организации  речевых процессов, возможно, связаны  с половыми различиями в развитии вербального интеллекта. По данным психологов, у женщин по сравнению с мужчинами вербальный интеллект развит лучше. Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста, навыками чтения девочки овладевают раньше мальчиков. В дальнейшем речь девочек и женщин, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю. Женщины обнаруживают более высокие показатели вербальной памяти, чем мужчины, что может быть обусловлено большей скоростью межполушарного переноса информации у женщин по сравнению с мужчинами.
       Выраженная  межполушарная симметрия у женщин также может лежать в основе легкости перехода с доминирования левого полушария на правое и наоборот, т. е. обусловливает изменение соотношения левополушарных и правополушарных стратегий. Возможно, эта функциональная особенность мозга позволяет женщинам успешно использовать различные способы восприятия и мышления, что обеспечивает большую приспособляемость к изменениям условий жизни (Вульф).
       В то же время необходимо учитывать, что  рассмотренные представления о  половых различиях в латерализации психических функций нельзя считать общепризнанными. Существуют исследования, в которых не обнаружены половые отличия в мозговой организации когнитивных и эмоциональных процессов и которые свидетельствуют об отсутствии различий между полами в межполушарной асимметрии. Особенности межполушарного взаимодействия генетически запрограммированы, однако условия индивидуального развития способствуют или препятствуют их формированию. Возможны перестройки межполушарных взаимоотношений в процессе индивидуального развития человека под влиянием различных факторов, например ведущего вида деятельности (Кимура, с. 73-80).
       Биологическая обусловленность отличий в эмоциональных  и когнитивных процессах у мужчин и у женщин не является полностью доказанной, высказываемые суждения носят характер физиологически обоснованных гипотез. Необходимо отметить, что для выявления биологических предпосылок гендерных отличий важно изучение соотношения «генотип—среда» в межиндивидуальной вариативности психофизиологических характеристик. Очевидно, что если роль генотипа в межиндивидуальной вариативности характеристики высока, то сама характеристика отражает устойчивые особенности. Из анализа литературы ясно, что работы по изучению роли генотипа и среды в межиндивидуальной изменчивости практически отсутствуют. В отдельных исследованиях предпринимаются попытки провести сравнительное изучение роли биологических и социальных факторов в формировании индивидуально–психологических особенностей мужчин и женщин. Однако в этих работах обычно изучаются немногочисленные и гетерогенные группы мужчин и женщин с использованием разных методических подходов, что ограничивает возможности сопоставления и обобщения полученных результатов.
       Таким образом, в психофизиологических свойствах половые различия не так четки и однозначны. В отношении целого ряда свойств такие отличия не выявлены. Это может быть обусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, что психофизиологические особенности, непосредственно связанные с биологическим полом, невелики и маскируются индивидуальной вариабельностью. Биологический пол, скорее всего, является только одной из многих составляющих, которые определяют личностные особенности. Культурное наследие, уровень образования, ведущий вид деятельности, возраст через взаимодействие с фактором пола вносят существенный вклад в формирование поведенческих и личностных особенностей мужчин и женщин. Отсутствие выраженных половых различий в психофизиологических свойствах дает основание предполагать, что гендерная социализация, формирование маскулинного или фемининного типа личности и соответствующего стиля поведения имеет не столько универсально–биологическую, сколько социокультурную детерминацию.

1.2. Память как психический  познавательный процесс

       Память  является важнейшей характеристикой  психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Протекание любого, даже самого элементарного, действия, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека. Это придает изучению механизмов памяти не только большой естественно-научный, но и глубокий философский смысл. Не случайно проблема памяти во все времена интересовала как ученых-естественников, врачей, психологов, так и философов.
         Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность.
       При характеристике памяти выделяют следующие  ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
       Под запоминанием понимается процесс запечатления информации, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах. Произвольное запоминание характеризуется наличием мнестической задачи, при непроизвольном — такой задачи нет. Запоминание осуществляется либо путем повторения, либо путем мгновенного запечатления.
       Использование запечатленной информации осуществляется путем ее восстановления. Одной из форм подобного восстановления является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия информации. Таким образом, при узнавании происходит активизация как собственно мнестического процесса, так и процесса восприятия. Воспроизведение информации в отличие от узнавания осуществляется без повторного восприятия информации. Человек произвольно или непроизвольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полученную им ранее информацию. При различных психических состояниях по-разному и в отдельности может нарушаться как запоминание, так и воспроизведение.
       Следующими  мнестическими процессами являются хранение информации и ее забывание. Хранением называется мнестический процесс длительного удержания в памяти информации. Особым мнестическим процессом считается процесс забывания, целью которого является утрата четкости или уменьшение объема закрепленного в памяти материала в сочетании в невозможностью его воспроизвести, а в некоторых случаях узнать известную информацию. Считается, что забыванию, в первую очередь, подвержена та информация, которая не играет существенной роли в дальнейшей деятельности человека.
       Виды памяти
       Наиболее  распространенной является классификация  П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.
       В зависимости от особенностей запоминания и  воспроизведения  материала:
       Двигательная  память - позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.
       Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.
       Образная  память позволяет сохранять в  сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его  местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память.
       Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.
       В зависимости от характера  деятельности:
       Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.
       Непроизвольная  память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
       В зависимости от способа  запоминания:
       Механическая  память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
       Смысловая память основывается на обобщениях и  систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
       В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
       Ультракороткая  память (иконическая – для зрительного  и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
       Кратковременная память – определенная фаза в упрочении  памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация. Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны (Глуханюк).
       Долговременная  память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь. Первый исследователь в области свойств памяти Г.Эббингауз открыл закон, согласно которому количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки: человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30%. («кривая Эббингауза»).
       Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ. Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения (Немов, с. 324).
       Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях (Психология под редакцией…, с 246).
       Законы памяти
       Из  законов памяти выделяют: эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:
       •    простые события в жизни, сопровождающиеся сильным переживаниями (оказывающими впечатление) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше.
       •    сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоциональной значимых.
       •   лучшему процессу запоминания и  воспроизведения способствует повышенная концентрация и сосредоточенность  внимания на информации.
       •    между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
       •    при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец {«эффект края»),
       •    для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизведения важным является, составляют ли они логически связанное целое или представляют собой разрозненные элементы.
       •    редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.
       Кроме того выделяют явление реминисценции  – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным (Глуханюк, с. 134).
       Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
       В настоящее время существуют различные типологии памяти. Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти[1]: кратковременная и долговременная.
       Выделяют  процессы памяти: запоминание, хранение информации, воспроизведение и узнавание как процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений) и забывание — потеря возможности воспроизведения.
       Выделяются  несколько законов памяти, открытие которых принадлежит, в основном Г.Эбингаузу. Знание данных законов может помочь в запоминании какой-либо информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Исследования гендерных  особенностей памяти

       Полученные  разными авторами данные, свидетельствующие  о различиях в памяти между  мужчинами и женщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания.
       Например, Н. М. Гнедова и С. М. Елинова (1985) показали, что заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату, чем в присутствии ребенка своего пола.
       Ряд авторов (Н. Ю. Войтонис, 1936; Ю. Г. Трошихина, 1973; Ю. Г. Трошихина и Д. X. Гизатуллина, 1979) вообще не выявили достоверных различий в функции памяти у детей разного пола (Котлова, Рябова, с. 25-33).
       Правда, следует учесть, что показателем  плохой или хорошей памяти являлось не количество запомненных объектов, т. е. объем, а время отсрочки, при  котором ребенок делал еще  правильный выбор игрушки.
       И. А. Сергеева (2001) не обнаружила половых различий в объеме и устойчивости зрительно-пространственной памяти, объеме слухо-речевой памяти у старших дошкольников.
       В исследовании, проведенном психологами  ЛГУ на студентах, тоже не были получены отчетливые различия: в одних группах кратковременная память была лучше у юношей, в других группах - у девушек (там же).
       Все же исследователей, которые выявили  половые различия в памяти, значительно больше. Однако обнаружить какие-либо закономерности в проявлении этих различий порой весьма затруднительно, так как данные авторов относятся к лицам различного возраста и к различному характеру запоминаемого материала. В. В. Волков (1981) изучал объем кратковременной и долговременной зрительной памяти при запоминании двузначных чисел, слов и изображений предметов у школьников с 1-го по 10-й класс. За исключением одного класса показатели памяти были несколько выше у девочек, однако различия были весьма незначительными (Тартаковская, с. 213).
       Объемное  половозрастное исследование памяти проведено В. Ф. Коноваловым с соавторами (1987). Изучалась кратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9. В возрасте 5-10 лет запоминание цифр было лучшим у девочек. В возрасте 15-17 лет различий между юношами и девушками не обнаружено. В возрасте 18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них рост памяти еще наблюдался, а у женщин память осталась на уровне 15-17 лет.
       Я. И. Петров (1972) выявил, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин.
       Таким образом, у этих трех авторов обнаружились некоторые совпадения: по данным В. В. Волкова и В. Ф. Коновалова с соавторами, в младшем школьном возрасте память лучше у девочек, а в возрасте 18-26 лет, по данным В. Ф. Коновалова и Я. И. Петрова, память лучше у мужчин (Ильин, с. 286).
       Однако  анализ половых различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее.
       К. Ховланд (1963), например, отмечает, что количественные различия мнемических функций между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процессов, а в других - описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола (Ожигова, с. 154).
       По  данным казанских психологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны. В отношении запоминания цифр эти данные согласуются с данными В. Ф. Коновалова с соавторами для возрастной группы 18-35 лет. Лучшее запоминание слов женщинами отметили и другие ученые. Правда, по В. Н. Андреевой, различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова. Зато другие авторы показали преимущество лиц женского пола в заучивании слов и на этапах онтогенеза, предшествующих взрослости: у дошкольников (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова) и школьников (Ильин, с. 286).
       Однако  Д. Гросси с соавторами (D. Grossi et al., 1980) получили данные, согласно которым  у мальчиков вербальная память более  развита.
       По  данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги (Р. С. Моргунова, 1976; В. П. Умнов, 1979; В. Н. Андреева, 1973). Правда, в исследовании В. Н. Андреевой существенных различий между мужчинами и женщинами не было. Так, среди затративших меньше всего повторений мужчин было больше на 10 %, так же как и запомнивших наибольшее число объектов. Однако при воспроизведении через длительный срок (долговременная память) явное преимущество имели женщины. Лучшая у женщин 18-20 лет долговременная память при запоминании слогов и слов выявлена и Р. С. Моргуновой, а у школьниц разного возраста - В. В. Волковым.
       По  данным В. П. Умнова (1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста.
       Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных  ими на фотографиях (Воронина, с. 290).
       В литературе неоднократно отмечался тот факт, что мужчины и женщины различаются по взаимосвязям различных психических процессов. М. Э. Тынтс (1975) выявлено, что у женщин число значимых связей между показателями сенсомоторного навыка и показателями концентрации, переключения внимания и объемом кратковременной памяти больше, и они более тесные, чем у мужчин. Так, в корреляционной матрице женщин высокую степень тесноты имели 84 % из всех связей, а у мужчин - только 40 %. Показано, что у испытуемых женского пола показатели сенсомоторного навыка зависят как от концентрации, переключения и распределения внимания, так и от памяти; у мужчин же - главным образом от памяти, и в меньшей степени от свойств внимания (Бендас, с. 243).
       Американские ученые провели исследование с целью выяснить, какие изменения с памятью происходят у мужчин и женщин с возрастом. Оказалось, что представители сильной половины человечества гораздо чаще страдают от проблем с памятью, чем женщины. Группе добровольцев - мужчин и женщин в возрасте от 70 до 89 лет - было предложено пройти 4 теста, проверяющих память, умение решать проблемы, восприятие вербальной информации и способность понимать и интерпретировать визуальную информацию. В результате оказалось, что у 15% опрошенных было выявлено нарушение восприятия. Причем у мужчин такие нарушения - проблемы с памятью и мыслительными способностями - встречались в 1,67 раз чаще, чем у женщин. Эти результаты опровергли данные других ученых о том, что больше женщин, чем мужчин, страдают от слабоумия. Дело в том, что легкое нарушение восприятия - это еще не слабоумие, но у 10-12% людей оно приводит именно к этому расстройству.
       Как показало исследование, которое возглавлял доктор Тонмой Шарма из Института Психиатрии Лондона, при выполнении одних и тех же заданий у мужчин и женщин включаются в работу разные части головного мозга. Добровольцам предъявлялась последовательность букв, при узнавании заданной последовательности нужно было нажать кнопку.
       Работа  мозга при выполнении тестов отслеживалась  посредством применения новейшей технологии сканирования мозга.
       При выполнение теста, направленного на работу памяти, мужчины больше активизировали дополнительные моторные области (supplementary motor areas), чем женщины. Эта область, расположенная в передней лобовой доли мозга задействована при деятельности, связанной с ориентацией в пространстве, например чтение карт местности. Она также задействована в других действиях, как, например, планирование.
       При выполнении языковых тестов женщины  больше задействовали область под  названием, которая расположена в обоих полушариях мозга и отвечает за работу с информацией. Различия в операционной системе мозга, как предполагают ученые, могут влиять на такие состояния как депрессия и шизофрения (Берн).
       Таким образом, исследований по гендерным различиям памяти довольно много. Полученные исследователями результаты противоречивы. Можно предполагать наличие других факторов в процессе запоминания как кратковременного, так и долговременного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе I

     Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
     Обычно, в исследованиях гендер подразумевает  паспортный пол – женский (фемининный) или мужской (маскулинный).
     В теории и практике результаты исследований половых различий не однозначны. В отношении целого ряда свойств такие отличия не выявлены.
     В частности, в психофизиологических особенностях это может быть обусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, что психофизиологические особенности, непосредственно связанные с биологическим полом, невелики и маскируются индивидуальной вариабельностью.
     Таким образом, биологический пол, скорее всего, является только одной из многих составляющих, которые определяют личностные особенности.
       Память — психический познавательный процесс, предназначенный накапливать, сохранять и воспроизводить информацию.
       В настоящее время существуют различные типологии памяти. Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Ряд специфических законов памяти выделил Г. Эбингауз.
       Предпринятых  эмпирических исследований гендерных различий процесса памяти довольно много как в нашей стране, так и за рубежом. Полученные исследователями результаты довольно противоречивы. В основном, различия выявлялись тогда, когда предъявлялся различный по содержанию материал.
       Можно предполагать наличие других факторов в процессе запоминания как кратковременного, так и долговременного. Возможно, одним из факторов, является отождествление в исследованиях гендера и пола. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти

2.1. Организация исследования

       В данном исследовании с целью выявления  гендерных различий кратковременной  и долговременной памяти приняли  участие 50 человек, из них 25 мужчин и 25 женщин. Необходимо отметить, что в данном исследовании под гендером понимается паспортный пол испытуемого, а не выраженность фемининности / маскулинности его личности. Возраст испытуемых 25 – 30 лет. Все испытуемые работают, имеют высшее образование, родились и жили в городе, в браке не состоят и не имеют детей. Данные характеристики выборки учитывались для того, чтобы уровнять, по возможности выборку именно по гендерному критерию, а не только по половому признаку. Испытуемые составили две группы по 25 человек, разделенных по гендерному (в нашем исследовании совпадает с половым) признаку.
       Эмпирическое  исследование строилось по доэкспериментальному плану. Программа исследования включает в себя три этапа. На первом этапе проводилась диагностика кратковременной памяти у всех испытуемых в индивидуальном порядке. На втором этапе проводилась диагностика долговременной памяти также у всех испытуемых в индивидуальном порядке. На третьем этапе проводился количественный, качественный и статистический анализ полученных данных.
       В исследовании использовались психодиагностические методы – тестирование и статистические методы.
       Тестом  называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего, количественных психоиндивидуальных различий. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.
       Тест  представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять  по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.
       Выполнение  тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.
       Стимульный  материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.
       К тестовым методикам предъявляются  определенные требования:
       1. Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
       2. Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.
       3. Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные "проверенные" методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести "создателя" (Анастази, с. 113).
       В нашем исследовании из тестовых методик использованы:
       1. Исследование кратковременной памяти  Джекобсона;
       2. Методика исследования долговременной памяти «10 слов» А.Р. Лурия;
Исследование  кратковременной  памяти Джекобсона
       Автор методики (или автор адаптации): Д.Джекобсон (Пашукова и др.).
       Назначение методики: методика предназначена для определения объема кратковременной памяти.
       Стимульный  материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
       Инструкция: Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем.
       Процедура обследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов цифровых рядов (представлены в Приложении).
       Исследование  проводится на цифровом материале. Испытуемому  последовательно предъявляются семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2–3 секунды испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Исследование повторяется четыре раза (на других числовых рядах).
                                   Протокол исследования
       Испытуемый _________________________________ Дата _______________
       Экспериментатор _____________________________ Время опыта ________ 

       Длина ряда                   Результаты воспроизведения
                                             1            2              3             4
            4
            5
            6
            …
            10 

             Обработка результатов.
             1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «–».
        2. Составить сводную таблицу результатов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины.
       3. Вычислить объем памяти по  формуле:
       ПК = А + С/n, где
       Пк = обозначение объёма кратковременной памяти;
       А – наибольшая длина ряда, который  испытуемый во всех опытах произвёл правильно;
       С – количество правильно воспроизведённых рядов, больших чем А;
       N–число серий опыта. 

Методика  исследования «10 слов»  А.Р. Лурия
       Назначение  методики: исследование долговременной памяти. Может быть использована как для детей так и для взрослых.
       Инструкция для взрослых. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.
       Сейчас  я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен.
       Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями  экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
       Пример  тестового материала: число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
       Интерпретация результатов теста 
       По  полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме  кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания: так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, уставшие, ослабленные индивиды воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
       Кривая  запоминания может указывать  на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается), кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
       Из  статистических методов в данном исследовании применяется методика t-критерий Стьюдента (Пашукова).
Методика t-критерий Стьюдента
       Методика  направлена на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:
       1. Измерение может быть проведено  в шкале интервалов и отношений. 
       2. Сравниваемые выборки должны  быть распределены по нормальному  закону.
       Таким образом, организовано эмпирическое исследование, проводящееся в три этапа, выбраны методы и методики диагностики кратковременной и долговременной памяти, выбраны испытуемые, поделенные на две группы по гендерному (половому) признаку (Ермолаев). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов

       В соответствии с программой исследования, на первом этапе была произведена  диагностика кратковременной памяти испытуемых. На втором этапе испытуемые диагностировались по методике «10 слов» А.Р. Лурия с целью выявления объема долговременной памяти. Кроме того, для изучения влияния содержания материала на объем кратковременной памяти у мужчин и женщин, учитывались результаты, полученные при повторении при первом измерении, то есть объем кратковременной памяти. Результаты диагностики представлены в сводной таблице 1 (Приложение 2). Статистический анализ результатов представлен в таблице 2 (Приложение 3).
       Исходя  из статистического анализа данных, можно сказать, что группа испытуемых имеет нормальное распределение по всем параметрам диагностики. По среднегрупповым значениям можно сказать, что самый большой объем получен по параметру долговременной памяти, самый низкий по объему кратковременной памяти с числовым материалом. Причем, судя по низкому значению стандартного отклонения, можно сказать, что числовой материал в данной группе запоминается примерно одинаково.
       В соответствии с целью исследования группы были поделены по гендерному признаку. Статистический анализ свойств памяти групп мужчин и женщин представлен в таблицах 3 – 4 в Приложении 4.
       По  полученным данным видно, что у женщин объем кратковременной и долговременной памяти несколько выше, чем у мужчин, судя по среднегрупповым значениям. По методике Джекобсона (исследование объема кратковременной памяти на числовом материала) разброс значений у женщин выше, то есть объем кратковременной памяти у женщин более разнообразен. Максимальное значение зафиксировано в группе женщин (6,25), минимальное – в группе мужчин (3). По методике «10 слов» Лурия в исследовании кратковременной памяти разброс значений больше в группе мужчин то есть объем кратковременной памяти при предъявлении словесного материала у мужчин более вариативен. При диагностике долговременной памяти по той же методике разброс значений у женщин выше, то есть объем долговременной памяти у женщин более разнообразен. Максимальное значение зафиксировано в группе женщин (10), минимальное – в группе мужчин (5).
       Для сравнения, полученные эмпирические среднегрупповые  данные по обеим методикам представлены на рисунке 1. 

 

Рис. Среднегрупповые  значения по обеим методикам у  мужчин и женщин. 

       Для выяснения значимости гендерных  различий свойств памяти использована методика t – критерий Стьюдента, поскольку выборки достаточно велики и имеют нормальное распределение по всем диагностируемым параметрам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.