На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия как самопознание человека по Сократу. Диалектический метод Сократа

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
               

Контрольная работа.

 
        

“Философия  как самопознание человека по Сократу.
Диалектический  метод Сократа”. 
 
 
 
 

Волгоград   2001 г. 
 
 
 

                                                  
              Такие личности не созданы  природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были; они стали тем, чем хотели быть, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни.
              Гегель 
               
               

          Чтобы изложить наиболее понятно  и правильно философию Сократа,  нужно быть очень осторожным. Так как мнения о ней различны, а достоверных данных недостаточно для её общей оценки. Ведь Сократ, сам активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. До сих пор спорят о "подлинности" Сократа, о том какая "апология Сократа" – Платона – или Ксенофонта – наиболее соответствует исторической правде. О нём существует огромная литература, вобравшая в себя, кажется все моменты его житейской биографии и мыслительной деятельности, известные по составленным далекой эпохой свидетельствам. Не было периода и поколения в мировой истории, которые бы прошли мимо на редкость удивительной судьбы человека, чья жизнь, учение и смерть воспринимаются каждой новой эпохой как урок, который полезно не только  "заучить", но и осмыслить, понять, "пропустить через себя".  

          В мире существует много загадок, которые предстоит разрешить. Среди них – тайна тысячелетней значимости Сократа, неисчерпаемая, как сама движущаяся жизнь. Он обращал на себя внимание всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. Что касается биографии Сократа, то в юности философ был скульптором и, утверждаю, добился в этом искусстве больших успехов. Но не резец был его призванием и, занимался ваянием, чтобы обеспечить себе средства к существованию, он отдаётся учению философии. Сократ приобрёл славу храброго воина, а в последствие занимал различные гражданские должности. В своём существование философ любил задумчивую созерцательность и нередко настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира. Кроме того, Сократ был убеждён, что избран богом. Ради своего призвания он отказался от дел, так как считал, что “бог поставил в строй, обязав… жить, занимаясь философией”. Поэтому, гордо говорит Сократ на суде, “пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать.” 1. Вот одна из характеристик Сократа, дающих контурное изображение его образа жизни, характера и философской позиции:
“-      Кто этот человек? – Его зовут Сократ, и весь свет знает его. Ибо с тех пор, как он забросил резец, которым он прежде работал, его можно найти везде в Афинах, где что-либо случилось. Но в особенности, где ведётся диспут, он уже налицо.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Ужас софистов: ибо никто не устоит против него. Но этого ему ещё мало: он болтает со всяким, кто ему попадается по пути…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
    Так, значит, он один из тех торговцев мудростью, которые приманивают к себе богатую молодежь, обещая ей всякие знания и красноречие и вытягивая деньги из её кошелька?
    Напротив, он никогда не брал ни обола.
    Так, стало быть, он богат и независим.
    Ничуть не бывало; ему приходится туговато. Дома у него сидят жена и дети, у которых едва есть по куску хлеба… и сам он пользуется самым необходимым.
    Но чего же хочет этот человек? Не принадлежит ли он к числу глупых болтунов?
    Нет, все удивляются его ясной, твёрдой и разумной речи.
    Может быть, он так жаден до новой мудрости, что не хочет пропустить ни одного её слова и повсюду ищет её?
    Наоборот, он не оставляет на ней живого волоска и ничего не хочет слышать о ней.
    Значит, он знает что-нибудь, ещё лучшее?
    Нет, он повторяет каждому, что знает лишь одно: то именно что он ничего не знает…”. 2
 
           Общий взгляд на  философию Сократа определяется  общераспространенным мнением, что  Сократ произвёл переворот в  области мысли, в связи с  этим его считают представителем  новой эпохи, а некоторые – основателем истиной греческой философии. Кроме того, по конкретным свидетельствам Аристотеля – он был первым, кто прибегал к “определениям” и пользовался “индукцией”. В начале своей философской деятельности Сократ подверг “испытанию” многих из тех, за которыми закрепилась слава мудрых и знающих что – либо. Вследствие этого он пришёл к выводу, что смысл прорицания сводится к следующему: “мудрым – то оказывается бог, и своим изречением он желал сказать, что человеческая мудрость стоит немного или совсем ни чего…”. Иначе говоря, по Сократу, человеческая мудрость состоит в осознание своего неведенья относительно  “важнейших” вопросов. В действительности же, мудр лишь бог, а человеку дано быть любителем мудрости – философии. Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой – говорит Сократ в  “Тире” Платона.
      
          Надо сказать, что в отличие  от софистов, Сократ концентрировал  своё внимание на человеке  и человеческом поведении и  считал эти проблемы  “важнейшими  ” для философии. Это дало возможность Цицерону говорить, что Сократ  “спустил” философию с “неба на землю”. Для него знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание (слово) определяет ценность “дела ”, а “дело” – ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других и проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели.
          В его понимании, философия  не сводится только к теоретической  деятельности, но включает в себя  такие практическую деятельность  – правильный образ действия, благие поступки. В глазах Сократа  науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Ведь первые, изучая человека, дают ему самое нужное – познание самого себя и своих дел. Как считает Сократ, только знание о человеке на пути самопознания и определения своего места в мире обусловливают правильный выбор, благой образ действия. 

          Философская деятельность этого  философа носила форму диалогов  – бесед и споров. В диалоге,  избранном в качестве образа  жизни и способа философствования, и заключается причина литературного  безмолвия Сократа, его сознательного отказа от письменных источников. Диалог – это подлинная, ”живая и одушевлённая речь знающего человека”, письменность лишь “подражание” диалогу (см. Платон. Федр.). В не подлинности и ущербности, Сократ находит сходство письменных сочинений, с произведениями живописи. В словах  “ … я ничего не знаю.… И всё-таки я хочу с тобой поразмыслить и поискать  ” - весь Сократ, почти вся “формула” его философии, весь пафос его поиска истины.   
                                     
          Охотно беседуя с любым человеком, будь он политиком, поэтом, ремесленником или просто отцом семейства, Сократ при обсуждении самых   различных вопросов государственной, общественной, и частной жизни превращает процесс добывания истины в раскрытие внутреннего мира человека, так что собеседование становиться духовным испытанием его участников, требующим напряжения не только интеллектуальных, но и нравственных сил. Общество,  в  котором  жил  Сократ,  было  довольно образованным, и буквально каждый человек мог принять участие  в споре об общих понятиях, явлениях. Так на вопросы – что такое “справедливость”, “благочестие”, “демократия”, “право” – любой считал в состоянии дать определённый ответ, если кто - либо затруднялся высказаться на этот счёт, то это казалось странным. Сократ, прежде чем вступить с кем - либо в разговор, вначале объявлял о своём  “невежестве”, а затем задавал вопрос и просил собеседника ответить на него, в результате чего получал быстрый ответ. Философ задавал такие вопросы, которые клонились к выяснению какого – либо родового термина, имевшего широкое значение, а последующее вопросы были таковы, что первый ответ оказывался несоответствующим различным частностям, на которые он не должен был распространяться, или другим частностям, на которые отвечающий не должен был распространяться, или другим частностям, которые отвечающий должен был принять в расчёт, но упустил из виду. Поэтому ответы собеседника становились нелепыми, а новые вопросы приводились в противоречие с первыми поправками. В результате выяснялось, что  отвечающий, после многих попыток выпутаться из этого затруднительного положения, вынужден был признать свою несостоятельность и неспособность дать удовлетворительный ответ на исходный вопрос, казавшейся ему первоначально лёгким и вульгарным. 

           Сократовский способ поведения  в процессе общения с другими  людьми, предполагает лояльность  по отношению друг к другу.  Ведь в настоящем споре нет  победителей и побеждённых, выигрывают  обе стороны, ставшие чуть –  чуть мудрее, избавившись от заблуждений, ещё вчера считавшихся им неопровержимыми истинами. Сократ, который жил в республиканском государстве, где каждый гражданин свободно разговаривал с другим, а изысканная вежливость в обращении была в ходу даже у толпы, в её почти самых, нижних слоях, наставляя людей в беседе самым непринуждённым образом; без дидактического тока, без всякого намёка на желание поучать, приступал он к обычной беседе и незаметнейшим путём подводил к уроку, который он давал как бы сам себе который не мог бы показаться навязчивым. Цель и намерение Сократа, скорее всего, состояли в том, чтобы отвлечь ум от наблюдений над явлениями природы и направить его к познанию самого себя, учил искать истину в самом человеке, а не вне него. Философ был далёк от того, чтобы предоставленную ему социальную привилегию на умственный труд воспринять, как право мыслить за других, и как характер не имеет ничего общего с образом интеллектуала элитарного склада, возникшего гораздо позднее. Он положил начало традиции, характеризующей классическую философию в целом: её лучшие образцы – опыт напряжённого поиска истины, где нельзя обойтись без спора или диалога. Сократ лишь защищал смысл своего призвания быть философом – гражданином, который познавал суть происходящего, а не навязывал или внушал своё мнение окружающим, чем с успехом занимались “завзятые спорщики”. 

           В центр своих философских  идей Сократ ставит проблемы  субъекта – человека, его отношение  к общине, обществу, закону, а также  к богам. Сократ всегда восхищался  человеческим умом и поэтому считал, что умение философствовать ни есть привилегия какой – то избранной когорты людей. Эта способность потенциально заложена в каждом, ибо каждый должен научиться владеть своим умом, своим духом, чтобы извлечь истину. И к Сократу это умение пришло не сразу и не как дар природы, а  только в зрелом возрасте и в результате глубокого личного размышления. “Его философия была осуществлением надписи на дельфийском храме: познай самого себя”.3 Тяжкий труд познания привёл философа однажды к осознанию того, как мало он ещё, в сущности, знает, хотя знал он намного больше тех, кто кичился своей образованностью. Сократ вывел формулу “ума” и “глупости”, до сих пор непревзойдённую: “я знаю, что ни чего не знаю, другие не знают даже этого ”. Он всегда строго порицал уверенность тех людей, которые считали, что всё знают, но в действительности это было не так. Целью его беспощадных допытываний было обратить внимание людей на этот недостаток и доказать им, что их знания – обман. Он “требовал” ясных и отчётливых идей. В то время как люди принимались за знания шаткие и бессвязные понятия, обманывали себя и других. 

           В понимании Сократа – в  человеческом разуме уже имеются  готовые истины, и нужно только  помочь выйти им на свет. Так,  как он старался научить обрести  истину собеседникам, то считал себя “окуляром” (на что наложила отпечаток профессия его матери), а главным своим инструментом определения. Ими он давал возможность человеку узнать сущность предмета, однако ошибочно связывал определения слов с определениями предметов. Эти определения являются одной из крупных характерных черт метода Сократа, и в ней следует искать объяснения его взглядов на философию. Надо сказать, что у него не было своей собственной философской системы, его место в истории философии оспаривается, некоторые считают моралистом. Однако он был не просто моралистом, а точнее – метафизиком. Сократ слишком далеко заходил в своём пренебрежении к физическим явлениям, а, по словам Аристотеля в своих рассуждениях стремился к абстрактному и первый стал прибегать к определениям: занялся исследованием сущности вещей, то есть того, что существует. Возможно когда – то ему было не чужда увлечённость физическим умозрениям, но он отказался от них, потому, что они не вели к достоверности фактов. А философия, по Сократу, преследует благороднейшую цель – объяснить мир, найти истину, научив людей “видеть”. Истина же открывается лишь тогда, когда люди сходятся в общем признании чего – то. Сократ в своих беседах прибегал к индукции, в связи с чем говорят, что он предвосхитил открытие Бэконом индуктивного метода.  

           Метод для Сократа был всем, что охарактеризовывает состояние 
 его  ума. Как уже говорилось, углубившись  в самого себя, он пришёл к  заключению, что ничего не знает.  А умнейшим называют, по мнению  Сократа, благодаря его глубокому пониманию несостоятельности всего, что выдавалось раньше за знание. Так он и пришёл к мысли о великой цели философии, которую составляет метод. Поэтому Сократ всегда и везде старался пробуждать в своих слушателях дух исследования, в нём – то и заключалась, как считал философ, истинная мудрость. Прежние системы показали бесплодность философии; достоверного знания не существовало; всякие теории давали только кажущиеся знание, и только один метод способен был сделать человека мудрее и лучше.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.