Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Диалектика плана и рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
     Вопрос  о плане и рынке несколько  отодвинут в последнее время - по соображениям отнюдь не научного порядка. Актуальность данной проблемы, если не иметь в виду затратно-директивное планирование, сохраняется. Материально-экономической базой для серьезных разработок в области стратегического планирования являются интенсивные процессы обобществления в развитых странах, процессы интернационализации и иные факторы. Резко возросла технологическая, информационная и иная взаимозависимость между отраслями, сферами и отдельными фирмами. Применение технологий повышенной опасности, имеющих диверсифицированное проникновение, также усиливает развитие общественного характера производств. Все это требует стратегического планирования развития экономики.
     Актуальность  разработки современных форм планирования и контроля трудно отрицать. Для России этот вопрос имеет особое значение, ибо для нее важно определиться со стратегией своего развития. Иначе она будет подчинена исторической логике реализации чужих стратегий, что, собственно, сейчас и происходит. Реформаторы навязывают либеральную экономическую идеологию, с наименьшим вмешательством государства в экономику. Между тем в странах происхождения этих рекомендаций разрабатываются прогнозы, программы и даже планы энергетической, продовольственной, военной и иной безопасности. А так называемая защита национальных интересов во всех точках земного шара - яркая демонстрация реализации стратегических планов.
     В то же время вопросам планирования на современном этапе в научной  литературе и в практической деятельности уделяется недостаточное внимание, поскольку это понятие ассоциируется с действовавшей системой директивных планов. Отказ от использования плановых начал организации субъектов хозяйствования по всей вертикали управления в период перестройки стал одной из причин системного кризиса План не должен противопоставляться рынку, а напротив, стоит задача найти наилучшее, оптимальное сочетание плана и рынка. Рыночные отношения должны корректировать плановые показатели, в то время как планирование позволяет максимально эффективно воздействовать на рыночную конъюнктуру. Именно в их противоречивом взаимодействии проявляется реальная диалектика плана и рынка.
     Переход от административных методов планирования к рыночным потребовал разработки теоретических  и практических вопросов, определяющих его роль и место в новых условиях хозяйствования, разработки прогнозов развития производства, организации эффективной деятельности субъектов хозяйствования. Эти обстоятельства определяют не только актуальность выбранной темы исследования, но и выдвигают ее в число приоритетных среди других важных и нужных для практики и науки тем экономического профиля. Наиболее важной и острой в 1960-1970-е гг. была проблема сочетания плана и рынка в различных социально-экономических системах и, прежде всего - в хозяйстве советского типа. На нынешнем переломном (переходном! ) этапе в России и в мире в целом эта проблема не только не утратила своей актуальности, но и по ряду аспектов становится и в теоретическом, и в практическом отношении едва ли не самой важной. Поэтому не только по соображениям благодарной памяти к замечательному ученому, но и в силу того, что наука не начинается каждый раз с чистого листа, тем более когда она снова и снова сталкивается с проблемами, стоявшими и перед нашими предшественниками, обращение к теме "План и рынок".
     На  современном этапе вопросам планирования посвящены работы: А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, A.M. Гатаулина, В.А. Добрынина, В.Г. Закшев-ского, А.П. Зинченко, Г.В. Зинченко, СВ. Киселева, В.А. Клюкача, В.В. Кузнецова, К.П. Личко, В.В. Милосердова, А.Ф. Серкова, К.С. Терновых, И.Ф. Хиц-кова и других.
     Многие  направления и школы буржаузной экономической мысли также занимались рассмотрением данной проблемы. Многоаспектность изучаемой проблемы и разнообразие точек зрения на ее исследование отражены в работах таких видных зарубежных ученых, как Р. Акофф, , К. Керис, Р. Коуза, Г.Р. Рай-тер, Т. Саати.
     Цель  данного исследования изучить диалектику плана и рынка.
     Задача: исследования диалектического метода при изучении плана и рынка.
     Объект исследования экономическая теория.
     Предмет исследования: взаимодействие рынка и плана с диалектической точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Диалектика плана  и рынка

      Философская сущность и диалектика плана и рынка
 
     Диалектика - еще один вид методики, используемый в экономических исследованиях и экономических моделях.
     Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях  становления и развития всех явлений  природы, общества и мышления.
     Диалектика - система категорий и законов  существующего мира. Она отражает единство и борьбу противоположностей явлений природы.
     Представим  систему диалектики также в виде таблицы:
      
     ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД       
КАТЕГОРИИ(взаимосвязь  явлений и процессов в мире) ЗАКОНЫ (пути развития явлений и процессов)       
индивидуальное общее 1.Закон перехода количества в качество       
часть целое       
причина следствие 2. Единство и борьба противоположностей
сущность явление 
необходимость случайность 3. Отрицание отрицания
возможность действительность
содержание форма
 
 
     Гегель, философ немецкой философской школы, создал систематическую методологию диалектики.
     Диалектический  метод - это метод научного познания, рассматривающий действительность в ее движении, развитии и объективных противоречиях.
     Диалектический  метод особенно важен для экономической теории, так как он является специальным методом познания общественной природы.
     Важными средствами познания экономических  явлений служат сформулированные наукой законы диалектики.
     В частности, закон перехода количественных изменений в качественные запрещает использовать факты, наблюдаемые на микроуровне, в качестве аргументов для обоснования закономерностей общественного хозяйства. Отношения, которые складываются в малой общности, не могут в полной мере сохраняться в большой, так как они непременно видоизменяются по мере увеличения общности. Тем более нельзя переносить закономерности поведения индивидуального производителя и потребителя на все общество. Даже электрон, как утверждают физики, в свободном состоянии обладает иными свойствами и ведет себя иначе, чем в составе атома. По этой же причине закономерности обмена излишками индивидуальных производителей, ведущих натуральное хозяйство, нельзя распространять на процесс обмена массами продуктов, производимых в товарном обществе.
     На  основании закона перехода количественных изменений в качественные следует считать аксиомой необходимость изменения общественных отношений по мере изменения масштабов экономики, увеличения числа и усложнения экономических связей.
     Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что всякое явление, находящееся в развитии, содержит внутренние противоречия и что при обострении противоречий нужно тратить усилия не на устранение борющихся сторон, а на изменение их существенных связей. Примером единства и борьбы противоположностей в экономике являются план и рынок. План отражает организованность, рынок - стихийность образования общественных связей, причем то и другое имеет место практически в любой общественной системе в той или иной пропорции в зависимости, главным образом, от объективных факторов, а не от воли и желания людей. Поэтому догматики, восхваляющие преимущества плановой системы так же не правы, как и догматики, абсолютизирующие преимущества рынка. Ни одну из этих противоположностей устранить нельзя, не ''устранив'' сам экономический процесс. Но можно искать и нужно находить для каждой из противоположностей свое место, свою сферу применения, повышая эффективность их взаимодействия.
     Закон отрицания отрицания - самый очевидный из всех диалектических законов. Не нужно быть большим ученым, чтобы знать, что ничто не вечно под Луной. Но ученые тоже люди и среди них всегда находятся такие, которые готовы в угоду действующему политическому режиму доказывать вечность существующего строя, будь то капитализм или коммунизм. Однако политическая ангажированность таких ''доказательств'' более чем очевидна, поэтому экономической науке их можно просто игнорировать.
     Особое  внимание следует остановить на законе соответствия формы содержанию, который выражает единство содержания и формы, а также первичность содержания в этом единстве. Форма есть способ существования содержания, определенная организация элементов, составляющих содержание. Форма не пассивна и интенсивно воздействует на содержание, но все-таки в их единстве содержание - главная, определяющая сторона. Форма может лишь способствовать развитию содержания или, напротив, тормозить его, тогда как содержание определяет форму, обусловливает ее необходимость и, если закостеневшая форма оказывает слишком сильное сопротивление изменению содержания, ломает ее, очищая место для образования новой формы. Конкретным выражением закона соответствия формы содержанию является открытый К. Марксом и Ф. Энгельсом экономический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
     Диалектика  предоставляет исследователю экономики  наиболее гибкие методы познания сущности явлений, позволяет выявить устойчивые, повторяющиеся связи, которые называют экономическими законами. Выявление  устойчивых регулярных связей, зависимостей, схем детерминации явлений позволяет понять единство экономических закономерностей в развитии общества. Экономические закономерности выступают как обобщение больших групп конкретных законов, как обобщенное выражение процессов анализа и синтеза системы воспроизводства.
     Системный подход к процессу общественного  воспроизводства подразумевает  соблюдение принципа целостности объёкта  исследования. Рассматривая отдельное  экономическое явление в системе  общественного воспроизводства, мы должны помнить о том, что целое, это не сумма элементов его составляющих. Системе присуща, иногда очень сложная, многоярусная структура, пронизанная связями детерминации.
     Изучение  частей не позволяет составить полное представление о целом. Примером служат западные экономические теории использующие метафизическую методологию.
     Объёмная  модель общественного воспроизводства  является самоорганизующейся системой. Это значит, что все причины  и источники, вызывающие преобразование, изменение системы или её функций, заключены внутри системы. Это значит, что все регуляторные механизмы находятся внутри системы и не зависят от желаний общества. Это значит то, что если общество произвольно изменяет «настройку» системы путем принятия управленческих решений в экономике, система путем самоупорядочивания будет возвращаться к оптимальным параметрам своего функционирования. Проявлением сбоев в функционировании системы выступают: инфляция, кризисы, безработица, негативные социальные явления.

      1.2 Диалектика развития рынка

 
     Остановимся подробнее на характеристике и философской сущности рынка, потому что даже в последних учебниках философии рынок упоминается лишь вскользь и непременно в негативном плане, как некая "стихия", порождающая "закабаление человека" и приводящая к появлению "богатых и нищих" и т.п., короче - как безнравственный атрибут человеческого общества.
     Это некомпетентное, явно тенденциозное  представление о рынке - непревзойденном  по эффективности механизме саморегуляции  и самосовершенствования общественного  производства и распределения.
     Перестройка, разоблачая догматическое миропонимание, укрепила солидарность людей труда  в борьбе за демократическую свободу  и истину. Если признание закона стоимости связано с новым  мышлением в экономике, то переход  к рынку, который мы пытаемся осуществить, означает глубокие структурные изменения во всем хозяйственном механизме.
     Адам  Смит еще в 1776 г. в своей знаменитой книге "Исследования о природе  и причинах богатства народов", а также в позднейших работах  показал, что именно собственный  интерес каждого отдельного человека, основанный на разделении труда, ведет к получению максимально возможных благ всем обществом в целом. Предпосылки для этого - конкуренция и свободные рынки. Конкуренция стимулирует достижение более высоких результатов труда, а значит, и повышение жизненного уровня для всех. Открытые рынки позволяют преодолеть нехватку товаров даже там, где они не производятся. Любые, самые необычные потребности будут удовлетворены, если только на них имеется платежеспособный спрос.
     Товарообмен зависит не от симпатий или антипатий между людьми, а от того, что они видят в нем выгоду для себя. Торговая сделка - это своеобразный полюбовный компромисс, который основан на моральном фундаменте и признании всеми людьми действующего права собственности. Кроме того, рынок требует наличия неписанных законов, правил игры и моральных убеждений, в частности благородства, надежности, порядочности, солидарности. Рынок воспитывает у людей эти качества.
     Чем меньше развиты эти качества (или  утеряны, как у нас), тем больше потребность в правовом регулировании и государственных постановлениях. Свободная рыночная экономика приобретает социальный характер через закон.
     Рынок как универсальный саморегулятор  общественного производства создает  баланс интересов предпринимателей и покупателей. Последние своими покупками регулируют экономику через предпринимателей, подсказывая, что следует развивать, что устарело и куда перекачивать капитал. Но бедный народ (скажем, люмпен-пролетарий) неспособен активно покупать. Иное дело - народ зажиточный. Поэтому, чтобы обеспечить рынок сбыта и стабильный уровень прибыли, капиталисты значительную ее долю отдают трудящимся. Происходит чудо: и работник "вкалывает" старательно, и сбыт продукции обеспечен. "В стране стабильность, конфликты легко сглаживаются, капиталисты счастливы и могут беспрепятственно заниматься своим любимым бизнесом, и рабочие не в накладе, - пишет Н. Маринич в своих блестящих публикациях в защиту рынка, -экономика рванула вверх совершенно невероятно, за ней рванулся жизненный уровень. Выше стал и общий научный, профессиональный фон общества - совершеннее структура производства - выше темпы развития экономики - богатеют люди, богатеет государство. То есть на свете родилось общество, которое может существовать лишь в непрерывном развитии" [13].
     В пользу рыночной экономики говорит  и пример Тайваня. Начав экономику  с нуля (на острове практически  нет полезных ископаемых и других ресурсов), Тайвань в течение жизни  одного поколения превратился в  промышленно развитое государство. Доход на душу населения ныне составляет 8 тыс. долл. - наивысший в Азии. А экономическое развитие страны имеет самые высокие темпы в мире за последние 22 года.
     Каковы  слагаемые столь быстрого процветания? Что можно использовать из этого  опыта? Экономическая политика страны была направлена на достижение прогресса через стабильность, стремление добиваться справедливого распределения богатства и нацеленность на завоевание международных рынков. Земельная реформа, проведенная в 50-х гг., завоевание в 60-е гг. тайваньской продукцией мировых рынков позволили быстро поднять жизненный уровень. Особую выгоду от экономического процветания получило низкооплачиваемые категории населения, а также мелкий и средний бизнес, доля которых в экономике страны составляет более 70%.
     Доступность образования абсолютно для всех повысила качество рабочей силы и эффективность труда - а это, в свою очередь, позволило внедрить более совершенные технологии в промышленность. Для поддержки перспективного бизнеса были предоставлены крупные банковские займы и автоматически возобновляемые кредиты.
     В непрерывном развитии находится  и сам рынок. Как самоорганизующаяся система, он, накапливая опыт (II контур ОС), непрерывно самосовершенствуется. В конце XX в. это уже далеко не рынок времен А. Смита, он имеет сложную инфраструктуру, включающую банки, страховые компании, биржу, брокерские конторы, информационные банки данных и т.д.
     Государство, создав необходимую инфраструктуру, вмешивается лишь тогда, когда рынок  перестает действовать как регулирующий механизм, например в случае засилья монополий. Это вмешательство, однако, должно быть осторожным и компетентным. Государство должно создавать равноправные условия для отечественных и зарубежных партнеров. Разговоры в "верхах" о создании для иностранного капитала наиболее благоприятных условий вызывают недоумение и тревогу за судьбу наших, еще малоопытных предпринимателей и фермеров. Здравый смысл подсказывает, что эти условия для отечественных бизнесменов должны быть более выгодными, чем для иностранных.
     В философском смысле рынок - это открытая, преимущественно неравновесная самоорганизующаяся система со всеми атрибутами и обратными связями. Если в процессе естественного отбора природа создала удивительные по своей целесообразной приспособленности к окружающей среде растения и животный мир, то "общественный отбор" создает все более совершенные формы хозяйствования, связанные с разделением труда и развитием производительных сил. Олицетворением их и является рынок. Таково мировоззренческое понимание и толкование рынка.

      1.3 Планирование с  диалектической точки  зрения

 
     Прежде  всего, планирование предполагает исторические формы развития планомерности - ее основы. Следует отметить, что планирование развивается от своей основы, через  учет, регулирование, контроль "снизу". Планирование - развивающееся понятие, оно не простое по сути и не окончательно оформленное. Как исторически обусловленное оно может иметь связи с товарным производством, рынком.
     Представляют  интерес и расширение в современном  мире так называемого локального планирования, составляющего сложный конгломерат с внутрифирменным планированием современных корпораций, поскольку объемы их продаж сопоставимы с размерами ВВП отдельных стран. Наконец, возникает вопрос, являвшийся предметом острых дискуссий, и не потерявший актуальность в настоящее время - о правомерности соотношения плана (регулирование) и рынка (товарное хозяйство). Здесь следует упомянуть о научных параллелях двух групп исследователей. С одной стороны, это Р. Макинтайр, Л. Тэйлор и некоторые кейнсианцы, утверждавшие регулирование рынка как норму современной рыночной экономики. А с другой - советские экономисты-"хозрасчетники", считавшие, что товарно-денежные отношения, дополняющие плановую экономику, - норма для последней.
     С диалектической точки зрения немало вопросов и по советской модели строительства социализма. Она может быть рассмотрена в рамках логики, заданной в работе В.И. Ленина "Развитие капитализма в России", а именно как третий путь развития капитализма - в дополнение к прусскому и американскому вариантам. Если американский путь предполагал широкую опору на общественные механизмы, то прусский требовал более решительного воздействия государства.
     Третий  путь, реализованный в СССР и до сих пор реализуемый в Китае, означает невозможность игнорирования революционных настроений народа. Именно народ сделал невозможным помещичий способ индустриализации. Новым явлением была советская власть. Она представляла собой слабую форму организации, легко подчиняемую почти всякому политическому диктату. Но и легко, почти бескровно позволяющую перейти к такой системе социальной и хозяйственной организации, которая покажется или на самом деле более удобна населению. В этом отношении новое социальное качество - советский народ - действительно было создано в СССР.
     Актуальность  разработки современных форм планирования и контроля трудно отрицать. Для  России этот вопрос имеет особое значение, ибо для нее важно определиться со стратегией своего развития. Иначе  она будет подчинена исторической логике реализации чужих стратегий, что, собственно, сейчас и происходит. Реформаторы навязывают либеральную экономическую идеологию, с наименьшим вмешательством государства в экономику. Между тем в странах происхождения этих рекомендаций разрабатываются прогнозы, программы и даже планы энергетической, продовольственной, военной и иной безопасности. А так называемая защита национальных интересов во всех точках земного шара - яркая демонстрация реализации стратегических планов.

     2 Проблема соотношения плана и рынка

 
     Как известно, рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н.Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
     Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: развитое общественное разделение труда; экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности; тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли; потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста; и др.
     Понятие «рынок» многогранно, многолико, по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
     Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что  появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен  между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
     По  мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретало  все более сложное толкование, которое нашло отражение и в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик А.0. Курно считал, что под этим термином следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.
     С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М.: Политиздат, 1988. С.511) указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводится значение рынка как места рыночной торговли и как сферы товарного обмена. Здесь важно подчеркнуть, что рынок — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
     Если  рассматривать рынок со стороны  субъектов рыночных отношений, то возникают  новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или ((всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и  заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).
     Но  это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
     С появлением товара «рабочая сила» рынок  приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
     Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется  до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного  продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка: «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений — наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношениях, выражающих сущность категории «рынок».
     Рынок сегодня рассматривают как тип  хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
     1) натурально-вещественные, безвозмездные,  в соответствии с объемом и  структурой потребностей;
     2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка. Характерными  чертами последнего типа отношений  являются: взаимные соглашения обменивающихся  сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие  конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи.
     Для товарных отношений, осуществляемых посредством  рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство — рынок — потребитель), но и обратные (потребитель — рынок — производство) хозяйственные связи. Академик B.C. Немчинов писал, что «если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой <...> вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте <...>, такая <...> система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана» (Немчинов B.C. Избр. произв. М., 1968. Т.5 С.80). Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, пережила глубокий кризис и была сломана.
     Теоретически  доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей является непременным  условием устойчивости и эффективности  любой экономической системы. Попытки  заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.
     Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников (Товары и услуги. М.: Экономика, 1990. С.263).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.