На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение ………………………………………………………………………
1 Характеристика правового статуса родителей, по действующему семейному законодательству, судебная защита родительских прав ………….
1.1. Общие положения правового статуса родителей ……………………
1.2. Особенности правового статуса несовершеннолетних родителей ….
Выводы по первой главе …………………………………………………….
2 Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ ...
2.1 Особенности семейно-правового статуса несовершеннолетних родителей …………………………………………………………………………....
2.2 Особенности реализации и охраны прав и интересов несовершеннолетних родителей в Российской Федерации …………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………...
Список использованной литературы ………………………………………
 


Введение
 
Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно посредством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не  по назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.
Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последние является основным критерием попаданием семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный, общеобразовательный и профессиональный уровень родителей;  примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.
Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и  преступности. В чем же причина этого явления, принимающий массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Актуальность темы в современных российских условиях очень актуальна. Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Цель данной курсовой работы – проанализировать права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего семейного законодательства РФ.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи: проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей; определить основания лишение родительских прав или ограничение в родительских правах определены законом; проанализировать работу органов, на которые возложены функции по охране интересов несовершеннолетних. На каком этапе, в каком объеме эти органы осуществляют защиту интересов ребенка. И знает ли ребенок об этой защите; рассмотреть последствия ограничения родительских прав.


1 Характеристика правового статуса родителей, по действующему семейному законодательству, судебная защита родительских прав
 
1.1. Общие положения правового статуса родителей
Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей - один из основных принципов семейного законодательства. Воспитание, забота о детях - равное право и обязанность родителей. Речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его законных и конституционных правах и обязанностях. Их круг не связывается с наличием или отсутствием брака родителей. Родителям в отношении их несовершеннолетних детей предоставляется возможность совершать одобряемые государством действия и поступки, направленные на благо ребенка. Правам родителей корреспондируют соответствующие обязанности. Их равноправие обеспечивается семейно-правовыми нормами, имеющими конкретное содержание.
Права родителей возникают с момента рождения ребенка и автоматически прекращаются по достижении им совершеннолетия. Исключение составляют случаи приобретения ребенком полной дееспособности до достижения 18 лет - вступление в брак и эмансипация. С наступлением 18 лет связывается достижение человеком необходимой для его полной самостоятельности степени физической, психической и социальной зрелости. Эта зрелость выражается в способности дать полноценное потомство, разумно руководить своими действиями и поступками личного характера, трудиться и содержать не только себя, но и свою семью и своих детей.
Статья 63 СК РФ содержит важнейшие положения по выращиванию ребенка, превращению его в полноценного члена общества. Ранее Кодекс содержал только обязанности родителей по воспитанию своих детей.
Изменение отношения к семье, ее роли в жизни ребенка сделали очевидной истину: родители не только обязаны его воспитывать, но и имеют на это право.
Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по воспитанию ребенка. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей.
Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей.
Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.
Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.
Участие в воспитании ребенка нередко принимают не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя в СК РФ речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился, он должен получить необходимое образование. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью. Подобного рода обязанность распространяется и на лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя), расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего основного образования, выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка. Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством.
На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
Оба родителя должны защищать права и интересы своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей.
Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. 54 - 58, 60 СК РФ. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества. Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения о том, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.
Родители являются обладателями прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка, его законными представителями без специального на то полномочия. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.
Роль законного представителя ребенка принадлежит также и лицам, заменяющим родителей в установленном законом порядке, при предъявлении соответствующего документа. Если у ребенка есть  дееспособные, не лишенные родительских прав родители, законными представителями своих детей они не будут, пока существует опека, договор о передаче ребенка в приемную семью. Это положение сохраняется и в случаях, когда несовершеннолетний находится на полном государственном попечении воспитательного учреждения либо учреждения системы социальной защиты, которое принимает на себя всю заботу о ребенке и защиту его прав и законных интересов.
Противоречия между интересами родителей и детей могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. Чаще всего эти противоречия разрешаются в рамках семьи или с помощью органов опеки и попечительства. Надо полагать, что ст. 64 СК РФ имеет в виду противоречия принципиальные, порождающие нарушение прав несовершеннолетнего. Родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями либо заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. В таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей, например: лишение родительских прав или ограничение родительских прав, передача ребенка в другую семью, если налицо факт утраты родительского попечения, и, наконец, назначение органами опеки и попечительства представителя для защиты прав и интересов ребенка. Условия и порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, надо полагать, назначенный органами опеки и попечительства представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Такой представитель выполняет функции надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации подсказывает, какие следует использовать меры и способы защиты его прав и интересов.
Определенную роль может играть уполномоченный по правам ребенка, закон о котором обсуждается в Госдуме РФ.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей - один из основных принципов семейного законодательства.
Воспитание, забота о детях - равное право и обязанность родителей. Речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его законных и конституционных правах и обязанностях. Их круг не связывается с наличием или отсутствием брака родителей. Родителям в отношении их несовершеннолетних детей предоставляется возможность совершать одобряемые государством действия и поступки, направленные на благо ребенка. Правам родителей корреспондируют соответствующие обязанности. Их равноправие обеспечивается семейно-правовыми нормами, имеющими конкретное содержание.
Права родителей возникают с момента рождения ребенка и автоматически прекращаются по достижении им совершеннолетия. Исключение составляют случаи приобретения ребенком полной дееспособности до достижения 18 лет - вступление в брак и эмансипация. С наступлением 18 лет связывается достижение человеком необходимой для его полной самостоятельности степени физической, психической и социальной зрелости. Эта зрелость выражается в способности дать полноценное потомство, разумно руководить своими действиями и поступками личного характера, трудиться и содержать не только себя, но и  свою семью и своих детей.
 


1.2 Особенности правового статуса несовершеннолетних родителей
Правовая ситуация с несовершеннолетними родителями особенно тщательно регулируется Семейным кодексом в отношении их прав и обязанностей. Факт рождения ребенка сам по себе порождает признание его матери обладателем родительских прав безотносительно к ее возрасту. Но положение несовершеннолетней матери, а также несовершеннолетнего лица, признанного отцом, накладывает свой отпечаток на содержание этих прав, порядок их осуществления.
Выделяется право несовершеннолетнего родителя, во-первых, на совместное проживание со своим ребенком (п. 2 ст. 54 СК РФ и, во-вторых, на участие в его воспитании).
Семейный кодекс употребляет общее понятие "несовершеннолетние родители", не выделяя при этом какой-либо возрастной категории, поэтому право на совместное проживание с ребенком имеет и несовершеннолетний родитель.
В данном случае, следует руководствоваться положениями ГК РФ, о возрасте с которого наступает полная гражданская правоспособность. Т.е. Несовершеннолетним родителем следует признать лицо, не достигшее к моменту рождения ребенка 18 лет.
Существование права на участие в воспитании означает, что такой родитель воспитывает ребенка не один. СК РФ фиксирует внимание на перечисленных правах несовершеннолетних родителей, ведь они, будучи сами несовершеннолетними, имеют также все права, предоставленные законом несовершеннолетним детям. Вместе с тем, будучи родителями, несовершеннолетние дети имеют родительские права, предусмотренные ст. 63, 64 СК РФ. На несовершеннолетних родителей распространяются также правила относительно защиты родительских прав, лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, ограничения родительских прав и отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Несовершеннолетние любого возраста, если они состоят в браке, осуществляют родительские права сами. Иначе обстоит дело, когда брак не заключен. Кодекс определяет возрастные критерии их самостоятельности в  осуществлении родительских прав, которые отличаются от установленных ГК РФ. Если несовершеннолетнему родителю, не состоящему в браке, нет 16 лет, он осуществляет свои родительские права вместе с опекуном ребенка. В процессе семейного воспитания помощь опекуна ребенка составляет неотъемлемую часть жизни семьи и не носит официального характера. Когда же приходится решать проблемы, выходящие за рамки обыденных (устройство подопечного в одно из детских воспитательных, медицинских учреждений, защита его имущественных прав и т.п.), действуют ст. 26, 28 ГК РФ. При решении проблемы усыновления ребенка несовершеннолетних родителей, которым нет 16 лет, учитываются требования п. 1 ст. 129 СК РФ8.
Несовершеннолетнему родителю в возрасте от 14 до 16 лет помогает осуществлять родительские права его родитель, т.е. дедушка и (или) бабушка ребенка. За несовершеннолетнего родителя, которому нет 14 лет, все делает опекун его ребенка. Но если между несовершеннолетним родителем любого возраста и опекуном его ребенка возникают разногласия, то их разрешают органы опеки и попечительства. При этом они руководствуются интересами ребенка. Чаще всего роль опекуна над ребенком несовершеннолетнего родителя принимает на себя кто-либо из членов семьи. Необходимо желание быть опекуном, наличие качеств, обеспечивающих интересы подопечного, и т.п. При невозможности удовлетворить просьбу претендента на роль опекуна, его явной неспособности охранять должным образом интересы подопечного, а также при отсутствии лиц, желающих быть опекуном, защита прав и интересов несовершеннолетнего родителя, его ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Эти органы в таких случаях защищают права, как несовершеннолетнего родителя, так и его ребенка. Но по достижении несовершеннолетним родителем 16 лет он обретает полную самостоятельность в осуществлении своих родительских прав. Опека над его ребенком прекращается автоматически, за исключением случаев, когда несовершеннолетний родитель почему-либо о своем ребенке вовсе не заботится. Тогда опека сохраняется, но меняются ее основания. Несовершеннолетний мужского пола имеет право признавать свое отцовство путем подачи совместного с матерью ребенка заявления в органы загса. Признание своего материнства матерью обычно сводится к ее просьбе зарегистрировать рожденного ею ребенка. Никаких возрастных ограничений на этот счет не существует. Потребуется на то и согласие родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих. Однако состоявшаяся в результате добровольного установления отцовства (материнства) запись в книге записей рождений может быть оспорена.
Сама несовершеннолетняя мать имеет право обратиться в суд с иском об установлении отцовства. Такой иск вправе предъявить и  несовершеннолетний мужского пола. Однако истцами могут быть только несовершеннолетние, достигшие 14 лет. Если несовершеннолетнему родителю нет 14 лет, истцами по делам об установлении отцовства выступают его родители. Несовершеннолетний мужского пола может  выступать в деле по установлению отцовства и в качестве ответчика, если ему исполнилось 14 лет. Надо полагать, что к тем, кто такого возраста не достиг, иск об установлении отцовства предъявлен быть не может.
 
Выводы по первой главе
Реализация правовых норм - главное в праве. Поэтому необходимо точно оговорить все реалии прав и ограничений в законе. Семейный кодекс не разрешает родителю, чьи интересы противоречат интересам ребенка, быть его представителем. Это правило имеет и более широкое содержание. Невозможно осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей - определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием, которых надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Так косвенным образом утверждается приоритет его интересов.
Статья 65 СК РФ содержит более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе: причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. Внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. В категорической форме запрещаются разной степени опасности для ребенка действия родителей - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна, досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью и учитывается при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.
На родителях лежит ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. Имеются в виду не  только злоупотребление родительскими правами, но и другие поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка.


2 Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей в РФ
 
2.1 Особенности семейно-правового статуса несовершеннолетних родителей
Институт законного представительства относится к достаточно разработанным вопросам гражданского права. Тем не менее, и здесь можно вести речь о проблемах согласованности норм пусть и близких, но при этом разных отраслей права: гражданского и семейного.
Гражданский кодекс РФ напрямую не дает определения законных представителей ребенка, а раскрывает это понятие через другие институты, например п. 2 ст. 20 ГК РФ - о месте жительства несовершеннолетних или п. 2 ст. 26 ГК - порядок совершения сделок несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Эти и другие нормы Гражданского кодекса указывают в качестве законных представителей следующих лиц: родителей, усыновителей и опекунов (а в п. 1 ст. 26 ГК вместо опекунов определены попечители).
Семейный кодекс крайне редко использует термин "законные представители ребенка" (например, п. 1 ст. 64, ст. 99, ст. 102, п. 1 ст. 165 СК РФ). Но это не означает, что подобная правовая конструкция не имеет значения в семейном праве, скорее наоборот, просто в этом случае законодатель иначе подошел к определению указанного института. Пункт 1 ст. 64 СК РФ определяет, что "родители являются законными представителями своих детей...", другие же нормы в части законного представительства, по сути, приравнивают друг к другу родителей и "лиц, их заменяющих". Другими словами, под законными представителями в семейном праве понимаются не только родители, но и все другие лица, их заменяющие. К их числу можно отнести усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей. Но здесь важнее не прямое перечисление всех лиц, которые по закону могут заменять родителей, а общий принцип их определения. Ведь в случаях, когда ребенок лишен семейного воспитания, заботу о нем берет орган опеки и попечительства или то специальное детское учреждение, в котором ребенок проживает. Кроме этого, не исключено введение новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как известных, так и не известных нам сегодня. (В ряде субъектов Федерации широко применяется некий заменитель приемной семьи - институт, известный под названием "патронат". При этом законодатели разных регионов вкладывают свой, "особый" смысл в понимание данного института.) В этой связи представляется не совсем удачной указанная конструкция Гражданского кодекса об определении законных представителей ребенка. Как минимум в качестве таковых не указаны усыновители и приемные родители. Конечно, можно бы было возразить, что усыновители в силу ст. 2, 137 СК РФ приравниваются к родителям, а приемные родители в силу п. 3 ст. 153 СК РФ "обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя)".
Но эти доводы вполне понятны специалистам-теоретикам, а вот практические работники, непосредственные правоприменители зачастую не проводят подобных параллелей. Они, втиснутые в рамки инструкций, боясь за собственное рабочее место, как правило, буквально применяют ту или иную норму права. Нотариусы или работники регистрационных органов, скорее всего, откажут приемным родителям в совершении тех или иных действий от имени своих воспитанников. Могут также возникнуть проблемы при реализации детьми своих жилищных прав, при принятии решения о проведении различных медицинских вмешательств и т.д. В этой связи в качестве примера для гражданского законодательства можно использовать конструкцию, предусмотренную п. 1 ст. 52 ГПК РФ: "Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это предоставлено Федеральным законом " (выделено мною. - В.О.). Данная конструкция является достаточно простой, "неотягощенной" и вполне привычной российскому праву, а главное, что она устраняла бы несогласованность норм гражданского и семейного права, что в итоге способствовало бы надлежащему и своевременному представительству прав и интересов несовершеннолетних.
Следующая проблема, на которой хотелось бы остановить внимание в рамках обусловленной темы, - это проблема дееспособности законных представителей несовершеннолетних. Если с усыновителями, опекунами, попечителями и приемными родителями все ясно, поскольку одним из условий получения данного статуса является совершеннолетие и, как следствие, дееспособность (по возрасту) гражданина (граждан), претендующего быть таковым, то дееспособность родителей не является обязательным обстоятельством для получения родительского статуса.
Пункт 3 ст. 62 СК РФ устанавливает, что "несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях...". Таким образом, появление родительского статуса может произойти и у четырнадцатилетнего подростка (хотя известны случаи и более раннего материнства и отцовства). Данная ситуация не могла не повлечь дифференцированный подход законодателя к определению дееспособности несовершеннолетних родителей.
Так, несовершеннолетние родители, вступившие в брак, приобретают полный объем родительских прав и обязанностей наравне с совершеннолетними лицами, ставшими родителями (п. 2 ст. 61 СК РФ). Таково же семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей, которые хотя и не состоят в браке, но достигли шестнадцати лет (п. 2 ст. 62 СК РФ). Однако разница между этими группами несовершеннолетних родителей существенна. Первые, заключив брак, автоматически приобрели и полный объем гражданской дееспособности, с точки зрения права они обладают всеми необходимыми элементами - гражданской и частичной семейной дееспособностью (родительской) для того, чтобы быть надлежащими представителями своих детей. Вторая же группа несовершеннолетних родителей находится в двояком положении. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке и достигшие шестнадцати лет, по семейному законодательству имеют право быть надлежащими представителями своих детей. Причем представителями не только в семейных правоотношениях, но и в гражданских, гражданских процессуальных и т.д. Это вытекает из п. 2 ст. 62 СК РФ, где сказано, что "несовершеннолетние родители, не состоящие в браке... вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими шестнадцати лет", и п. 1 ст. 64 СК РФ, установившего, что "родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий". Однако факт рождения ребенка и приобретение родительской дееспособности с шестнадцати лет не делает такого родителя полностью дееспособным в гражданском праве. Налицо определенный парадокс: распоряжаться собственным имуществом такой родитель самостоятельно, без согласия своих законных представителей, в большинстве случаев не может (ст. 26 ГК РФ), а совершать такие же сделки от имени своего ребенка имеет право. Согласно п. 3 ст. 37 ГПК права, свободы и законные интересы несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, достигших шестнадцати лет, защищают в процессе их законные представители, а согласно п. 5 той же статьи права, свободы и законные интересы детей таких несовершеннолетних родителей будут защищать уже несовершеннолетние родители сами. При заключении алиментного соглашения, когда такой несовершеннолетний родитель является плательщиком алиментов, требуется согласие его законных представителей, а когда тот же родитель выступает как представитель получателя алиментов (т.е. действует как законный представитель своего ребенка), он самостоятельно заключает алиментное соглашение и согласия его законных представителей не требуется. И перечень подобных примеров, когда один и тот же субъект в практически похожих ситуациях должен действовать по-разному, можно было бы продолжить.
Существуют различные правовые позиции по решению указанной непоследовательности. Так, М.В. Антокольская предлагает "изменение гражданского законодательства и наделение несовершеннолетнего родителя полной дееспособностью с шестнадцати лет или... включение рождения несовершеннолетним ребенка в число обстоятельств, при наличии которых несовершеннолетний может быть эмансипирован". Другой специалист в семейном праве Н.М. Савельева предлагает рассматривать "факт рождения ребенка несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, как основание для признания лица полностью дееспособным как в гражданском, так и в семейном праве".
С указанными предложениями трудно согласиться. Представляется, что подобные способы не решат проблем надлежащего представления интересов несовершеннолетних, если их родители сами еще являются детьми (в анализируемом случае - родители от шестнадцати до восемнадцати лет, не состоящие в браке). С правовой точки зрения - возможно, а вот с позиции права ребенка на защиту - вряд ли. Ведь данное право подразумевает не защиту прав и интересов ребенка вообще, а прежде всего надлежащую защиту. Ведь не случайно при принятии наиболее значимых правовых решений несовершеннолетнему требуется согласие его родителей или иных законных представителей, людей, которые в силу своих знаний, опыта, чувства долга, ответственности должны предпринять все необходимые меры для реализации прав ребенка в его интересах. Отступать от этой идеи, сложившейся веками, в угоду приведения норм "в соответствие" вряд ли правильно. Не следует забывать, что "дееспособность, как и правоспособность, не рассматривается как естественные свойства граждан, они предоставляются им законом и являются юридическими категориями. В связи с этим нельзя говорить о равенстве дееспособности людей; ее объем зависит от способности конкретного человека разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий. Обычно эти качества различаются в зависимости от возраста граждан и их психического здоровья".
На наш взгляд, было бы неверно перекладывать на плечи юных родителей, которые и так де-факто оказались в тяжелой жизненной ситуации, ещ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.