На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?43                                                Опыт
 
 
«Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности»
 
 
 
Богодуховка-2012
 
 
 
 
              Обобщение опыта по теме:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Быкова О.И.
воспитатель детского сада
 

              Содержание.
 
                                                                                         
1.      Актуальность                                                                                     3-7
2.      Теоретическое обоснование опыта                                                 8-10
3.      Описание опыта работы                                                                   10-21
4.      Критерии результативности работы                                                22-23
5.      Промежуточные результаты                                                            23-25
6.      Перспективы                                                                                      25
7.      Библиография                                                                                     26
 
 
 
 
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I.Актуальность.
Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Владение родным языком – это не только умение правильно выстроить предложение. Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Марковой, М.И. Лисиной, С.Н. Карповой и др.
Ребенок должен научиться рассказывать: и не только назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения.
В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы взаимовлияния детей у детей дошкольного возраста. Традиционное обучение
- продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника вне учета субъективных свойств речи, определяющих речевое поведение личности;
- строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства, функция ребенка исполнительская, а не развивающая.
- не поощряются спонтанные высказывания детей, рассматривая их как проявление недисциплинированности;
-мало обращается внимание на культуру речи.
Все это препятствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, творчества. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворительности.
Развитию речи способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи. Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что развитие связной речи целесообразно в процессе театрализованной деятельности как наиболее точной и доступной модели проявления личности в речи.
Использование в развитии связной речи средств театральной деятельности предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности – драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.
Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует освоению личностных новообразований, по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в театральной деятельности позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный опыт и уточнять значения языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. Особенность предлагаемой работы «Развитие связной речи посредством театральной деятельности» состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
С целью выявления уровня развития связной речи мы проводили диагностирование детей старшего дошкольного возраста по методикам, представленным ниже. В исследовании принимали участие 25 детей. База исследования: МДОУ детский сад № 206.
С целью выявления уровня развития связной речи было проведено диагностирование на констатирующем этапе по методикам:
1. «Объяснение сюжетных картинок»;
2. «Разложи по порядку»
3. «Давай познакомимся»;
4. «Цирк»;
5.»Подбери книги друг другу»;
6. « Дежурный».
Методики разработаны Атякшевой Т.В. Методика проведения, критерии даны в приложении 1-6.
По результатам констатирующего этапа работы, было принято решение апробирования занятий по развитию связной речи ребенка посредством театрализованной деятельности. Результаты констатирующего этапа в приложении 7.
Но сама наша действительность вступает с нами в противоречие: между необходимостью использования образовательного потенциала театральной деятельности в развитии речи дошкольников и недооценкой развивающих возможностей данного потенциала для развития связной речи старшего дошкольника.
Результатом данного противоречия является несформированность речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Выявленные противоречия актуализируют выбор проблемы: разработка и обоснование педагогических условий для обеспечения эффективности развития связной речи посредством театральной деятельности.
Учитывая актуальность и перспективность вопроса нами была выбрана тема: «Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности».
Таким образом, основной целью нашей работы стала: развивать посредством театрализованной деятельности связную речь у дошкольников.
В связи с поставленной целью, нами была выдвинута гипотеза: связная речь дошкольников посредством театрализованной деятельности будут развиваться эффективно:
- если развивать у детей речевые навыки;
- если развивать у детей актерские качества;
- если подготовить педагогов для работы с детьми по данной теме;
- если учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Объектом работы выступает проявление связной речи у детей дошкольного возраста.
Предметом работы является развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Задачи работы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме с темой работы;
- дать определения основным понятиям темы работы;
- внедрение новых технологий в работе с детьми;
- создание предметно-развивающей среды, изготовление развивающих игр, схем, моделей.
- изучить проявление связной речи у детей дошкольного возраста;
- развивать связную речь у дошкольников посредством театральной деятельности.
 
III.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
 
Психологические исследования дают понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.
В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности. А театрализованная игра драматизация вносит разнообразие в жизнь ребенка, вызывает у него праздничное радостное настроение. Дошкольники очень эмоциональны и впечатлительны, они особенно сильно поддаются воздействию волшебной силы искусства. Им интересен не только просмотр спектакля, но и деятельное участие в его постановке. Все увиденное, прочувствованное и пережитое расширяет кругозор ребенка.
Для этого детям предлагается разыгрывать сценки, в которых можно подчеркнуть мимикой, жестами особенности разных ситуаций, причем один и тот же сценарий с разными вариациями проигрывается несколько раз.
Игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом нужно подчеркнуть роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности.
Любое художественное произведение отражает особый мир, который называют художественной моделью реального мира, оно вызывает целый ряд ассоциаций. Вместе с тем каждый вид искусства отличается специфической системой изобразительно-выразительных средств. Эти особенности проявляются через основные функции: познавательные, коммуникативные, эстетические и воспитательные.
Отсюда следует важный вывод, что восприятие ребенком информации идей, настроений, которые несет в себе художественное произведение, зависит от многих причин – общего развития личности ребенка, его ориентировки в окружающей жизни, речевого воспитания, сформированности художественных способностей.
Художественные произведения:
Педагогу для работы необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему и нравственному значению. При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.
При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это  произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому, что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни.
Н.А. Ветлугина, Л.А. Пеньевская, Л.С. Фурмина, О.С Ушакова в своих исследованиях рассматривали проблему детского творчества и доказали необходимость специального обучения театральной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции героя, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, для развития коммуникативных умений дошкольников, т. к. малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей.
Л.С. Фурмина считает, что театрализованная деятельность – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные - второй тип игр, к которым относятся драматизации.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и оттого, что исполняют ту роль, которая им нравится. По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их поменяться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научится по-разному истолковывать один и тот же образ.
Воспитатель действует преимущественно с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.
У детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющего опыта.
Педагог должен установить тесный контакт с воспитанниками. Планируя работу по осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л.С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель выполняет только ту работу, которую не в силах выполнить дети или вместе с детьми, чтобы она увлекала их общем интересом.
Театрализованная игра - это очень длительная кропотливая работа, но она неизбежно способствует формированию правильной, выразительной речи, накоплению эмоционально-чувственного опыта у ребёнка.
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
— общение взрослых и детей;
— культурная языковая среда, речь воспитателя;
— обучение родной речи и языку на занятиях;
— художественная литература;
—  различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
 
IV. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
             
Основываясь на анализе учебной ситуации, я пришла к выводу, что простое увеличение количества практических упражнений, направленных на формирование и развитие умений и навыков неподготовленной связной речи будет недостаточным условием.  Целесообразным условием формирования и развития данных умений и навыков представляется использование театральной деятельности, которая будет направлена на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Сначала определились возможные трудности и выявляли пути их преодоления.
 
Возможные трудности
Пути преодоления
У детей нет четких представлений о жанрах художественных произведений, их специфических особенностях, дети предпочитают сказку другим жанрам.
При работе над рассказом уделять больше внимания реалистичности изображения событий и образному языку. Использовать при этом мимику, жесты, завораживающее голосовое интонирование. 
Дети не всегда понимают эмоциональное состояние другого человека
Выполнение этюдов М.Чистяковой на выражение основных эмоций
Часто нелегко детям соединить речь с движением.
Выполнение этюдов на выразительность жеста М.Чистяковой (Приложение №3)
У детей отсутствуют навыки общения.
 
Выполнение упражнений для детей с затруднениями в общении. Игры – энергизаторы.
Ребенок отказывается принимать участие в игре, драматизации.
Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Предложить ребенку войти в другую творческую группу («костюмеров», «художников», «режиссеров»).
У детей наблюдается застенчивость, повышенная тревожность.
Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить за успех. Делать ему как можно меньше замечаний. Чаще использовать телесный контакт.
 
В театральной деятельности необходимо участие следующих специалистов: воспитатели, музыкальный работник, логопед, психолог, приглашенные специалисты, работающие в театре.
Для реализации работы по театральной деятельности требуется следующее оборудование: видео, аудио аппаратура, фонотека.
Наглядный материал: настольный, перчаточный, теневой, бибабо, пальчиковый театры; куклы, мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты. Художественные произведения для детей. Материалы для осуществления изобразительной деятельности. Этюды, игры – в методической папке.
 
Для реализации поставленной задачи был составлен план и конспекты занятий.
Составление плана и конспектов занятий для работы по развитию связной речи посредством театральной деятельности
Учебно-тематический план содержит темы занятий, разделы, формы работы, сроки проведения (Приложение 8).
- знакомство с художественной литературой (чтение, пересказ, заучивание);
- посещение театров, экскурсия за кулисы театра;
- еженедельные занятия: игровые упражнения на выразительность движений, мимики, памяти, внимания, успеха, дыхания, речи;
- театрализация и драматизация литературных произведений (перечисление).
Конспекты занятий (Приложение 9)
Методы работы:
1.Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в  художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев,  просмотр на видеозаписи  своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.
Основные виды работы:
Раздел
Название игры
Цель
Игры на развитие внимания
I.Что слышно?
 
2.Будь внимателен
 
 
3.Канон
4.Зеваки
Развивать умение быстро сосредотачиваться.
Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Развивать волевое внимание.
Игры на развитие памяти
 
1.Повтори за мной
2.Запомни свое место
3.Запомни свою позу
4.Вот так позы
5.Запомни порядок
6.Кто что делал
7. Разведчики
Развивать моторно-слуховую
 
 
Развивать наблюдательность.
Этюды на выразительность
жеста
1.Заколдованный ребенок
2.Вот он какой!
3.Тише!
4.Отдал!
5.Иди ко мне!
6.Уходи
7.До свидания.
Развитие правильного понимания эмоционально-выразительных движений
Этюды на выражение внимания, интереса,  сосредоточения
1.Собака принюхивается
2.Лисичка прислушивается
3.Что там происходит?
4.Кузнечик
5.Любопытный
6.Сосредоточенность
7.Раздумье
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние
Этюды на выражение удивления, удовольствия, радости
1.Удивление.
2.Круглые глаза
3. «Вожатый удивился»
4.Золотые капельки
5.Цветок
6. Ласка
7. Вкусные конфеты.
8. Медвежата выздоровели
9. Карлсон
10. Битва
11. Встреча с другом
12. Хорошее настроение
13. Маме улыбаемся
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние
Эпизоды на выражение страдания и печали
1. Стрекоза замерзла
2. Ой, болит живот
3. Северный полюс
4. Очень худой ребенок
5. Остров плакс
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое состояние
Этюды на выражение отвращения и презрения
1. Соленый чай
2. Грязная бумага
3. Грязь
4. Девочка наступила на хлеб
5. Сердитый дед
6. Хмурый орел
7. Разъяренная медведица
Развивать способность  понимать эмоциональное состояние другого человека умение адекватно выразить свое состояние
Пантомима
1. Как мама наряжается
2-  Я шила и нечаянно уколола палец
Учить детей с помощью жестов, движений, мимики лица показать, как рассказать о данной ситуации
Заучивание стихов,   пересказывание маленьких рассказов, игры-драматизации
1. Смелый заяц
2. Часовой
3. Капитан
4. Добрый мальчик
5. Вежливый ребенок
Развивать память и связную речь у детей
Эпизоды на    отображение положительных и отрицательных черт характера
1. Робкий мальчик
2. Жадный пес
3. Эгоист
4. Хочу и все!
5. Наглец. Ябедник
7. Хвастунья
8. Задавака
Развивать эмоциональную устойчивость и связную речь дошкольника
 
 
Проведение и подготовка тематических утренников.
Постановка танцев к инсценировкам (с музыкальным руководителем).
Разучивание песен, пение (с музыкальным руководителем).
Занятия ведутся по развитию:
1.                           Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2.                           Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3.                           Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4.                           Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5.                           Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6.                           Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.
Развитие речи и личности дошкольника осуществляются словесными методами (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимическими этюдами, ритмическими упражнениями, музыкальными зарисовками.
Методические приемы
В системе работы по развитию связной речи посредством театральной деятельности обозначены три этапа работы с дошкольниками:
1. Познавательно-аффективная ориентировка
Цели: осмысление сюжетов художественных произведений с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях образа героев художественных произведений.
Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-афффективных ситуаций.
Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх-фантазиях по художественным произведениям.
Игровые приемы: для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Речевые игры: используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании – углубляют осознание собственных чувств в пантомимических этюдах; в словесном рисовании – подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов художественных произведений. С одной стороны это обогащает словарь, с другой – качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.
Словесная режиссерская игра:
Задачи:
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Вопросы: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка медленная или быстрая?», «Что можно делать под эту музыку- плакать или весело играть?» - позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями художественного произведения.
С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.
Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сюжет по музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев художественных произведений с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.
Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
3. Знакомить с образными выражениями, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.
Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.
Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.
Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движения, эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тело. Самыми простыми являются упражнения и исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети  действуют со взрослым одновременно и одинаково; Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.
Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.
Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.
Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей, примирение, радость от встречи).
Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме.
Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.
Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.
1. Довести до детей замысел художественного произведения, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после ознакомления с художественным произведением.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний па восприятию пантомимы, этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения. В играх на у
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.