На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Восток как социокультурный и цивилизационный феномен

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


              Содержание
Введение 3
Восток как  социокультурный и цивилизационный  феномен 4
Цивилизации Древнего Востока 9
Отличия западной и восточной культур 11
Современное состояние  проблемы восток-запад 15
Заключение 18
Библиографический список 19
 


Введение
      С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.
     С древних времен и до наших дней Восток неизменно привлекал к  себе внимание философов, поэтов, художников, путешественников необычностью и загадочностью своей истории, культуры, религии, но прежде всего тем, что именно он стал колыбелью человеческой цивилизации. Еще древние римляне говорили: «Ex Oriente Lux» («Свет с Востока»).
     Восток - это историко-культурологическое, цивилизационное понятие, позволяющее  говорить о двух различных типах культуры - восточной и западной, о том, как возникала дихотомия Восток-Запад, что ее породило. Обращение к культурному наследию древних цивилизаций, концентрирующих знания и опыт наших далеких предков, помогает ответить на поставленные вопросы.
 

     
      Восток как  социокультурный и цивилизационный  феномен
     История культуры началась на Востоке. В плодородных  долинах и предгорьях Ближнего Востока зародились древнейшие очаги мировой цивилизации. Специалисты расходятся во мнениях относительно того, была ли ближневосточная зона антропогенеза единственной. Так, Л.С. Васильев считает, что именно здесь около 40 тысячелетий назад появились первые люди типа homo sapiens, миграция которых в различные регионы послужила основой появления многочисленных расовых типов. По мнению К. Ясперса, древние культуры возникли почти одновременно в трех областях земного шара. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры VI тыс. до н.э.; во-вторых, доарийская культура долины Инда III тыс. до н.э.; в-третьих, оставившая скудные следы архаическая культура Китая II тыс. до н.э.
     Определенные  сложности возникают в процессе установления хронологии и периодизации истории Древнего Востока. Прежде всего, это связано с тем, что в каждой стране существовали свои весьма несовершенные способы определения прошедшего времени. Например, в государствах Двуречья было принято обозначать годы по выдающимся событиям (война, строительство), а в Египте счет лет велся по периодам царствования каждого фараона и возобновлялся с каждым новым правлением. Кроме того, хронологические рамки периодов радикальных трансформаций не совпадают для различных регионов и стран Древнего Востока. Можно руководствоваться наиболее распространенной периодизацией древних обществ:
     I этап - складывание классового общества и государства, ранних форм этого общества 
(конец IV - конец II тыс. до н.э.);

     II этап - период расцвета древних обществ, наивысшего развития рабовладельческих 
отношений (рубеж II-I тыс. до н.э.- конец I тыс. до н.э.);

    III этап - упадок древних обществ, появление черт перехода к феодализму (I-V вв. н.э.). 
    Таким образом, история древних цивилизаций Востока охватывает огромный период,

хронологические рамки которого можно условно  обозначить так: верхняя граница - с  IV по III тыс. до н.э., нижняя граница между древностью и средневековьем (достаточно условная) -примерно V в. н.э.
     В последнее время историки все  чаще настаивают на том, что эпоху  древности следует подразделять на две части: раннюю и позднюю. Важнейшими характеристиками ранней древности являются:
      1. существование  соседской  общины,  сохраняющей  в  той  или  иной  мере  право 
собственности на землю и контроль над ней;

    2. общинная психология;
 


    общинные  политеистические религии;
    территориальное государство;
    патриархальное рабство наряду с другими формами зависимости. 
    Для поздней древности характерны следующие признаки:

 
    распад  общинной земельной собственности;
    утрата общинами (кроме храмовых городов) самоуправления;
    развитие индивидуализма;
    возникновение мировых монотеистических религий;
    возникновение мировых держав - империй;
    рабство классического типа.
     Аристотель  в своей книге «Политика», анализируя различные формы государственной  власти, особо вычленяет тиранию, определяя ее как «деспотическую монархию». И хотя тирания и деспотизм были хорошо известны грекам по своим правителям, все же понятие «деспотия» связывалось, прежде всего, с Востоком. Позднее, уже в XIV в., в Европе появилась концепция «азиатского деспотизма», которая тесно связывалась с отсутствием частной земельной собственности и правовых гарантий личности, а начиная с XVI в. символом такого положения стала Османская империя с присущими ей неограниченной властью султана и произволом администрации.
     В дальнейшем среди европейских мыслителей свой вклад в анализ восточных  обществ внесли французские просветители Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. Смит, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер, К. Ясперс и др.
     В философии истории Гегеля, понятия  Восток и Запад впервые использованы в строгой теоретической форме. Под именем «Восток» этот мыслитель объединяет древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки: Китай, Индию и Персию, а в составе последней — зендский народ (народ Заратустры), Ассирию, Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду христианскую эпоху всемирной истории, он причисляет к Востоку исламский мир. Таким образом, Восток выступает у Гегеля в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного.
     Двигаясь  дальше на Запад, мы попадаем из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу. В древности в ее южной части, на островах и полуостровах Северного Средиземноморья, сложились две цивилизации (из числа известных во времена Гегеля): греческая и римская. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация составляют у Гегеля собственно «Запад». Ни Россию, ни современные ему американские государства немецкий философ не включил в состав Запада, ибо вообще не нашел им места в своей философии всемирной истории.
 

     
     К. Марксу принадлежит историческое высказывание, которое позднее породило немало дискуссий об особом восточном обществе, а также способствовало появлению концепции азиатского способа производства: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации».
     Концепция азиатского способа производства как  особой формации, существовавшей параллельно  рабовладельческой формации. Ее путь развития предопределен географическими условиями, потребностью в искусственном орошении и централизованной власти деспотического характера.
     Концепция «вторичной» формации, т.е. единой формации, лежащей между первобытнообщинным строем и капитализмом, в рамках которой первобытное общество может в дальнейшем пойти по одному из трех путей - рабовладельческому, феодальному или азиатскому, представляющему сочетание двух первых.
     Концепция единства процесса исторического развития человечества. Ее разделяют многие отечественные историки. Признавая множественность путей развития древнего общества, они не видят в них разные общественно-экономические формации и разные способы производства, а считают, что это лишь варианты одного и того же древнего способа производства.
     К концу XIX в. исследователи древнего мира стали понимать, что европейская история, на которую они ориентировались, не должна быть эталоном для изучения всей древности. Необходимо преодолеть европоцентризм, расширить кругозор в ходе изучения всего древнего мира, преодолеть схематизм и отдать должное своеобразию развития и уникальности каждой цивилизации.
     К. Ясперс в его «Духовной ситуации времени» помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории, приданный ею в эпоху Нового времени, и на собственные исторические корни Запада, связанные с наследием иудеев, греков и римлян.
     Интересно, что Ясперс, активно использующий понятие Запада, почти избегает понятия  Востока. Он говорит о Китае и Индии как о двух самостоятельных сферах культурно-исторической традиции наряду с третьей — Западом, последний выступает у него в нескольких значениях. Это и западная культура II тысячелетия н.э. (узкое значение термина). Но это и гигантский культурно-исторический мир, начатый Египтом, Месопотамией и крито-микенской цивилизацией, продолженной персами, иудеями, греками и римлянами в античную эпоху и завершаемый Византией, Россией и Западной Европой с Америкой в христианскую эпоху (с добавлением исламской цивилизации).
 

     
7
     Интересной  и плодотворной является теория осевого времени К. Ясперса, дающая возможность понять, что различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера. Обращение к концепции Ясперса позволяет выяснить специфику Востока с точки зрения его развития в древности и до наших дней, а именно установить причину исчезновения великих культур древности, просуществовавших целые тысячелетия.
      Согласно  К. Ясперсу, «осевая эпоха» - это время  между 800 и 200 гг. до н.э. В данный период возникают духовные движения в Китае, Индии, Палестине и Древней Греции, сформировавшие тот тип личности, который существует и в настоящее время. Главной отличительной чертой «осевой эпохи» является прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу «доосевых культур». На смену политеизму и мифологическому сознанию приходят мировые монотеистические религии и философия. Человек как бы впервые пробуждается к ясному мышлению, проявляет недоверие к непосредственному опыту и эмпирическому знанию. Он осознает конечность своего существования, ставит «философские вопросы бытия» и создает идеи и образы, которые помогают ему выжить, т.е. создает религии спасения, рационализирует свое существование. В этих условиях мышление, рефлексия, рациональность побеждают мифологические образы, эмпирический опыт, т.е. логос побеждает миф.
     Пробуждение духа является, по Ясперсу, началом  подлинной общей истории человечества. «Осевое время» служит тем масштабом, который позволяет определить историческое значение отдельных народов. К «осевым народам» Ясперс относит те народы, которые совершили духовный прорыв от мифа к логосу и продолжили свою историю,-китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков.
     Некоторые народы великих культур древности  не вышли за рамки мифологического  мышления, не смогли прорваться за пределы  непосредственного существования и оставались такими же, как прежде. Достигнув значительных успехов в области организации государственной и общественной жизни, в архитектуре и искусстве, они все же были обречены на медленное умирание и перерождение, как это произошло с Месопотамией и Египтом. Характерно, что почти одновременно в Китае, Индии и на Западе в течение немногих столетий произошел этот духовный прорыв, связанный с именами Лао-Цзы и Конфуция в Китае, Будды в Индии, Заратустры в Иране, Илии, Исайи и др. в Палестине, Парменида, Гераклита в Греции.
     Теория  «осевого времени» Ясперса позволяет  увидеть, что такие специфические  особенности восточных культур, как традиционализм, неподвижность и т.п., в большей степени относятся к «доосевому времени», как и целый ряд других особенностей традиционных обществ, собственно и составляющих, воплощающих феномен Востока.
 

     
8
     Традиционным  можно назвать такое общество, которое воспроизводит уже имеющиеся  экономические и духовные отношения на протяжении длительного времени. Оно характеризуется определенными особенностями, основные из которых:
    неизменность социально-экономического уклада; новаторство почти отсутствует или 
    играет в данном обществе подчиненную роль;

    сакрализация власти правителя и возникновение феномена власти-собственности; 
    абсолютная   власть   порождает   абсолютную   собственность,   неограниченное   право   ею 
    распоряжаться;

     3. основная  производственная  единица - земледельческая  община,  привязанная  к 
водным артериям, что требует коллективных усилий и организации совместной деятельности;

    деспотическое   государство   с   развитым   централизованным   бюрократическим 
    аппаратом.  Резкое поляризирование общества на привилегированные слои, причастные к 
    аппарату власти, и простых производителей;

    господство  общинных   связей,   коллективизм.   От   рождения   судьба   человека 
    определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.п.). За 
    социальной группой закрепляется вид деятельности и профессия, что позволяет без особых 
    изменений технологии и орудий труда усложнить деятельность за счет специализации. Это - 
    эффективный способ организации коллективной деятельности;

      6. мировосприятие человека в традиционном обществе, определяемое мифом, магией и 
религией, что характеризует неотделимость человека от окружающей живой  природы и 
собственной телесности. Природное и социальное воспринималось как единое, неразрывное и 
гармоничное.

     Указанные особенности находили свое конкретное воплощение в каждой из древнейших цивилизаций Востока в той или иной мере. Именно эти особенности и обусловили возникновение дихотомии Восток - Запад. И с этой точки зрения Восток стал восприниматься уже не как географическое понятие, а как иной мир, предполагающий свои законы, порядки, логику существования. Поэтому со времен античности начинает осознаваться разница между европейским и неевропейским миром, причем анализ различий между европейским и неевропейским общественным устройством первыми осуществили европейцы, заложив тем самым основы востоковедения как науки.
 

     
Цивилизации Древнего Востока
     Древний Восток как культурная целостность  включает в свой состав культурные общности Передней Азии, Северной Африки, Индии и Китая. Ряд исследователей считают, что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков тоже могут быть отнесены к Древнему Востоку. Хотя по географическому положению эти цивилизации не являются «Востоком», они обнаруживают ряд принципиально схожих черт.
     Разумеется, каждая из древневосточных цивилизаций  своеобразна и неповторима. Однако все эти цивилизации предстают как некая целостность, цивилизационное единство. Эти культуры объединяет ряд важнейших признаков, которые придают им принципиальное отличие, как от первобытных культур, так и от цивилизаций, пришедших им на смену.
    Основные отличительные черты древневосточных цивилизаций:
      1) исходным пунктом всех культур Древнего Востока считается первобытнообщинный 
строй;

    в  отличие  от ранее  существовавших  земледельческих  культур  первые  центры 
    цивилизаций в подавляющем большинстве случаев появляются на берегах рек (Нил, Тигр и 
    Евфрат, Инд, Хуанхэ). Такая земля, часто заболоченная, не подходила для жизни первобытных 
    общин, но стала для первых цивилизаций местом постоянного обитания;

    часто основой хозяйственной деятельности являются ирригационные работы; при 
    этом право собственности на землю и на системы орошения принадлежит правителю и 
    жречеству;

    во многом в связи с развитием разделения труда общество становится сословным, в 
    отдельных случаях кастовым. Появляются классы правителей, жрецов, воинов, чиновников, 
    земледельцев, рабов;

    основным занятием людей остается сельское хозяйство, но при этом определяющая и 
    руководящая роль во всех областях жизни принадлежит городу. Древневосточный город 
    представляет собой ориентированную и измеренную землю;

    власть носит деспотический характер, это предполагает ее жесткую централизацию и 
    сакрализацию. Царь, фараон, император нередко считается «Сыном Неба»;

    огромная роль во всех древневосточных культурах принадлежит астрономическим 
    знаниям, теснейшим образом связанным с астрологией. При этом астрология переплеталась с 
    религией;

     

10
      8) средством коммуникации, очевидно, впервые становится письменность. Письменность во многих культурах постепенно переходит от пиктографии к логографическому (словесному) письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги или согласные звуки.
     Древний Египет Шумер и Вавилон, древние  Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Евфрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация.
     Великие культуры Древнего Востока при их многообразии и различии обладали неким  единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.
 

     
11
 
Отличия западной и восточной культур
Можно выделить следующие отличительные черты  западной и восточной культур. Различия в отношении к миру:
     а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его субстанции, основы. 
Возможны представления о несовершенстве мира, творчество — удел Бога и человека, может 
быть нацелено на разумное переустройство мира;

     б) восточная культура исходит из не-бытия (как до-бытия). Главное внимание — 
структуре   мира,   роли   его   частей.   Творчество   —  исключительно   удел   неба   и   богов. 
Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.

    2. В отношении к природе:
     а) Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает 
природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и 
потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраивание» 
к человеку;

     б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их 
единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является 
умение    человека    «вписываться»    в    природу,    в    естественный    ход    вещей    через 
самосовершенствование души и тела.

    3. В трактовке бытийного призвания человека и ориентации человеческого труда:
     а) в    западной    культуре    гуманистический    подход    нацеливает    на    изменение 
(совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и 
проектами. Результатом такого подхода стал феномен социального проектирования, со времен 
«Государства»  Платона постоянно  пребывающий  в  социально-философской  и  социально- 
политической   теории   в   виде  различного   рода   «проектов»   и   «моделей»,   периодически 
реализуемых в ходе социальных революций (человек — активен, мир — пассивен). Приоритет 
частного труда;

     б) в восточной культуре духовная ориентация — на изменение самого человека как 
части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку 
принадлежащим) замыслом. (Принцип «недеяния»). Приоритет коллективного труда.

     4. В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, 
механизмов исторического процесса:

     а)  в  западной  культуре  в  соответствии  с  принципом  антропоцентризма  в  центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо
 

     
12
иную, трансцендентную  волю. Изначальное и безусловное  совершенство человеческой природы оборачивается здесь идеологией гуманизма, провозглашающей правомерность подчинения всего сущего интересам человека. Соответственно проблема смысла человеческого бытия решатся в рамках «человека и человечества»: максимально полно удовлетворить свои потребности и интересы при жизни и, как «программа максимум», — остаться в памяти грядущих поколений. Историческое развитие — рывками, ориентация на новизну. В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявленность своего «Я», своей свободы воли. Цель жизни — достижительность, карьера, имидж у окружающих;
     б) в восточной культуре принцип  теоцентризма, предполагающий в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную. Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость.
     На  Востоке отдельный человек традиционно  чувствует себя лишь «физическим  телом», которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к другим людям. Личность живет лишь в коллективе, человек возможен только как представитель целого (холизм); индивидуализм растворен в служении коллективному целому. Отсутствует понятие свободы воли, человек — обязан и рад этому.
    5. В отношении к государству, власти, закону:
     а) Запад:  закон выше власти,  она требует своего обоснования,  признание лидера 
обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как 
начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее 
умений, способностей;

     б) Восток: власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек 
служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека, прежде всего, 
обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.

    6. Во временной ориентации человеческого поведения:
     а) Западу присуща ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего 
народа, человечества), имеющая иудео-христианские корни;

     б) на Востоке преобладает ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает 
будущее), на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.

 

     
13
    7. В ценностных ориентация личности и общества:
     а) Запад:  потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и 
человечества);

     б) Восток: духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий 
которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. Так, например, все, 
что делает верующий мусульманин, он делает «во славу Божью»; верующий буддист стремится 
так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами 
Вселенной, не нарушали бы «космического закона», верующий индус стремится к улучшению 
своей   «кармы»,   что  может  обеспечить  ему  благоприятное  перерождение  в  следующем 
жизненном цикле.

    8. В оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека:
      а) в   западной   культуре   антропоцентристский   подход   основывается   на   принципе 
безграничной познаваемости мира, в котором есть свои секреты, раскрываемые людьми с 
целью использования их во благо себе и своим потомкам, на всемогущество разума. Мышление 
— скорее  рациональное,  теоретическое,  с  разделенными  субъектом  и  объектом.  Мысль 
выражается только в языке, что обусловливает особую роль логики, формализации;

     б) в восточной культуре теоцентристская традиция полагает, что в мире есть области, где 
кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что от человека зависит далеко не все, что есть 
нечто принципиально непознаваемое.

     Существуют  «трудности», которые не носят временного характер и которые нельзя обойти, — их можно только мужественно принять (наше несовершенство, доступность страданиям, трагическим случайностям, нашу смертность). Эти «проблемы» неразрешимы в ходе «культурного прогресса», отчего и самому этому «прогрессу» не придается большого значения. Мышление скорее эмоционально, образно, интуитивно избегает жесткой определенности мысли; слово не так важно, как его контекст, нет особого понятийно-категориального аппарата; логика — пластична.
    9. В сущности и механизмах познания:
     а) Запад: процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего 
(или иным путем постигающего) свойства объекта. Разум — высшая ценность;

     б) Восток: познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное 
постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию. Другими словами, в основе 
познания    —    не    только    познающая,    волюнтаристская    активность    субъекта,    но    и 
самораскрывающаяся активность объекта (во многих религиях это называется «откровением»: 
объект сам «открывает» себя познающему субъекту в ходе «интуиции», «медитации»).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.