Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ ценностных ориентаций современной молодежи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования  
города Москвы  
«Московский государственный институт индустрии туризма»
 
 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА 

         
        Дисциплина: Социология
Контрольная работа
    Тема: Анализ ценностных ориентаций современной молодежи. 
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка
1 курса 3-13 гс учебной группы
Факультета  заочного обучения
Платоновой  Юлии Михайловны
    Проверил: преподаватель
    Симонова  Маргарита Михайловна 

Москва, 2011

 
Введение

 
     Молодежная  проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.
     Современная ситуация в российском обществе характеризуется  состоянием определенного идейно-мировоззренческою  вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.
     Отсутствие  идеалов и целей в жизни  отрицательно сказывается на становлении  молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее  обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в  сфере профессионального становления  и гражданственности.
     Актуальность  изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и  воспроизводства нормативных правил поведения.
     К важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской молодежи можно  также отнести усложнение процессов  формирования системы ценностей, связанное  с системным кризисом, перехода к  рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом. Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровня сознания, иных моделей  поведения.
     Одним из основных институтов социализации в молодом возрасте является образование. Общеобразовательная и высшая школа  формируют нравственные качества человека через образовательную, научную  и досуговую деятельность, которые впоследствии способствуют закреплению его ценностных ориентаций и активной жизненной позиции.
     Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи в современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной. 
 

     Объект  работы – ценности и ценностные ориентации современной молодежи.
     Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных  условиях.
     Цель  работы выявить особенности ценностных ориентаций молодежи.
     Задачи:
    провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
    определить базовые ценности молодежи;
    выявить  роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
 
Методы исследования: в данном исследовании использовались различные методы социологических исследований, такие как анализ документов (письменных документов и статистических данных), сравнительный анализ документов, мысленный социологический эксперимент

1. Молодежь как особая социально-демографическая группа

 
     Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.
     Согласно  определению толкового словаря, молодежь – это социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.
     Социологические, экономические и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения  в результате демографических изменений  и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи  и условий на рынке труда.
     Общественные  проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем  молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.
     В книге "Социология молодёжи" под  редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).
     Молодежь, как особая социально-демографическая  группа постоянно находится в  фокусе исследований социологов, поскольку  именно она является чутким индикатором  изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.
     Молодежь, как органическая часть общества на каждом этапе его развития выполняет  интеграционные функции, объединяя  и развивая опыт предыдущих поколений, содействуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического  наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы. Таким образом, молодежь - движущая сила процесса развития общества, требующая  участия всех элементов социальной системы в его формировании и  направлении процесса развития по пути прогресса.
     Молодежь  необходимо рассматривать как самостоятельную  систему внутри общей социальной системы, определяя внутренние и  внешние взаимосвязи элементов  этих систем в зависимости от конкретных функций. Оптимальное взаимодействие всех элементов социальных систем общества в целом неизбежно служит целям  положительного развития человечества и прогресса.
     В целом, молодежь - это социальный феномен, выступающий всегда как большая  специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи есть диалектика целого и частного. Молодежь - зеркало, в котором отображается та социальная действительность, в  условиях которой она живет. С  молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом; молодежь такая, какое общество, которое  вырастило ее.
     Молодежь - часть разных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и  средство их воспроизведения, которое  предполагает социологический подход, то есть рассмотрение молодежи, как  части общества и, значит, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследование молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в  динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с предыдущими  молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее обучения, работы, быта, отдыха, досуг, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.
     Ценность  молодости в современном мире увеличивается и в связи с  расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В  молодости человек легко приобретает  основные знания, умения и навыки.
     Процесс жизнедеятельности молодёжи происходит во всех основных сферах жизнедеятельности  личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными  социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и  в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они  определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. Молодость - это  путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его  планирование - характерная черта  молодого возраста; он не был бы таким  притягательным, если бы человек заранее  знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

 
2. Базовые ценности современной молодежи

 
     Молодежь  на всех исторических этапах существования человечества играла важную роль в его развитии. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность на основе базовых ценностей и ценностных ориентаций.
     Понятие "ценность" было введено в научный  оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
     В целом, ценностные ориентации – это  понятие, отражающее положительную  или отрицательную значимость для  личности предметов или явлений  социальной действительности. Система  ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений.
     Ценностные  ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий  жизни и деятельности, а также  поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.
     Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы  социальной активности, руководствуются  в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени  определяют отношение индивидов  к окружающей их действительности и  детерминируют основные модели социального  поведения.
     Ценностно-нормативная  система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые  экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.
     Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует  социальным требованиям.
     Нестабильное  общество характеризуется тем, что  разрушается ценностно-нормативная  система как всеобщая основа социальной интеграции. Такое состояние общества называется аномией.
     Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме  и т.п. Насколько справедливы эти  упреки? Как показывает проведенное  российскими социологами исследование, они справедливы.
     В процессе трансформации российского  общества в 1990-х годах понятие  воспитания почти исчезло из сферы  отечественного образования и молодежной политики, из деятельности СМИ. Стала  предаваться забвению проверенная  практикой идея о том, что составляющими  гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и  нравственное воспитание. Но очень  скоро выяснилось, что эти направления  в работе с молодежью не могут  игнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы  они ориентируются? 

     Прежде  всего, следует отметить, что у  подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет  её только у 9,0% молодых людей (21,0% над  этим не задумывались) [42]. На поставленный в открытой форме вопрос, в чем  заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1. 

Таблица 1 - Распределение  главных жизненных целей российской молодежи
Жизненные цели % ответивших
иметь хорошую семью 11,3
получить  хорошее образование 13,9
устроиться  на хорошую работу 12,0
иметь свою квартиру 6,3
заработать  много денег 3,4
обеспечить  будущее детям 6,9
открыть свой бизнес 2,0
жить  в достатке 9,6
приобрести  дорогие вещи 21,3
 
     Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
     А также по результатам исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода —  то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь  те доходы, которые заработал честным  путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем  зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%) [42].
     Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть  живут бедно — это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить  свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это  дает шанс" (49,4%), "надо проявлять  гуманность, те, кто материально  преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].
     Для молодого поколения наименее значимыми  ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит —  важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное  в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].
     Исследования  показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее  время возрастает). Замыкает семерку  главных жизненных ценностей  религиозная вера [11]. 

     Следует подчеркнуть, что российская молодежь ориентирована в большей степени  на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному  благополучию. Не случайно число молодых  россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много  денег, жить в достатке, съездить в  путешествие и т.п.), меньше тех, кто  был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).
     Однако  убеждение молодых россиян в  том, что бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением  их жестокости или эгоизма. Здесь  мы имеем дело с явлением более  глубокого порядка — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.
     Таким образом, базовые ценности современной  молодежи в трансформирующем обществе отражают изменения, происходящие в  них на протяжении последних 20 лет. Следует подчеркнуть, что молодежь ориентирована в большей степени  на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному  благополучию. Не случайно число молодых  людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много  денег, жить в достатке, съездить в  путешествие и т.п.), меньше тех, кто  был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.). 

     Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом  месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).
     Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и  деньгами. Если в советское время  эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она  вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр  и манипуляций, а другие, буквально  каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую  зарплату. Подростки и молодежь это  прекрасно фиксируют.
     Система ценностей человека является «фундаментом»  его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально  обусловленное избирательное отношение  человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп, общества просто невозможно. Отказаться от этого опыта тысячелетий было бы, по меньшей мере, легкомысленно.
     Академик  Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» [10]. Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.
     Не  так давно появилась специализация  «Социальная работа с молодежью» во многих ВУЗах страны на факультете социологии для подготовки специалистов по работе с молодежью - тех молодых  людей, которые будут работать, взаимодействовать, вступать в диалог со сверстниками - студентами, рабочими, служащими, представителями  официальных и неофициальных  организаций, ибо системность подразумевает  охват всех групп молодежи.

 
3. Роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи

 
     Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный [4].
     Возрастно-демографический  фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в  известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и  еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать  то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «его души еще много свободного места».
     Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно-переходным характером молодежи, чья самостоятельность  уже сказалась в выборе будущей  профессии и специализации, а, с  другой стороны, этой самостоятельности  еще предстоит реализоваться  практически.
     Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.
     Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным  процессом образования, в которое  помимо специальных профилирующих  дисциплин включаются аспекты гуманитарного  образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций молодежи [2].
     В недавнем прошлом успех  воспитания оценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания и ценности, но сегодня этого явно недостаточно, так как детям предстоит жить в мире, существенно отличном от мира их родителей. Необходимо не только передать молодым опыт, но воспитать в них самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность, т. е. те качества, которых так не хватает предшествующим поколениям [7]. Сегодня приходит понимание того, что молодежь не только объект воспитания, но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типа социальной политики, одним из мест реализации которой становятся учебные заведения.
     Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально  и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в  социуме для востребованности образованных, талантливых людей. Отвечая потребностям изменившегося российского общества, новая парадигма образования должна быть не на словах, а на деле ориентирована на человека. Для этого необходимо, особенно при формировании новых структур, изучать ценностные ориентации индивидов, являющихся потенциальными ее объектами воздействия. Кроме того, влияние моральных факторов на развитие общества, как отмечают многие российские ученые, стало ощущаться сейчас намного сильнее, чем раньше. Проблемы ценностных ориентации личности связаны с динамикой их приоритетов в процессе развития общества.
     Ценностная  пустота, возникшая вследствие крушения прежних идеалов и отсутствия новых, не могла не привести к дезориентации  современной молодежи в отношении  образования, с одной стороны. С  другой стороны, понимание факта  отсутствия идеалов и ценностных ориентиров, а также увеличение открытости и объема информации заставляют молодежь стремиться заполнить пустоту новыми ценностными ориентациями.
     Российское  образование как один из социокультурных и духовных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и старшего поколения. Они являются той основой, опираясь на которые, можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства, с миром в целом.
     Повышение качества образования является одной  из актуальных задач педагогической науки и практики. Качество образования  складывается из качества обучения и  качества воспитания. Обучение по профессиональным образовательным программам, участие в научно-исследовательской и творческо-исполнительской деятельности вуза искусств и культуры тесно связано с формирование духовно-нравственных начал личности [10].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.