На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль региональных финансов в финансовой системе Рф

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 
Глава 1. Экономическое  содержание и состав региональных финансов
1.1. Особенности  региональных финансов, их состав и функции
1.2. Характеристика  отдельных звеньев региональных финансов
Глава 2. Бюджеты  субъектов Российской Федерации  как основное звено региональных финансов
2.1. Теоретические  аспекты бюджетов субъектов Российской Федерации
2.2. Практический  анализ бюджета Алтайского края
Глава 3. Перспективы  развития региональных бюджетов в Российской Федерации
3.1. Актуальные  проблемы и вопросы дальнейшего  развития бюджетов в Российской Федерации
3.2. Перспективы  развития бюджета Алтайского края
Заключение 
Список используемой литературы  

  
 
 

Введение 

     Одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются региональные финансы,  которые охватывают региональные  бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов  хозяйствования, используемые для  удовлетворения потребностей регионов.
     Региональные финансы обеспечивают  финансирование широкого круга  мероприятий, связанных с социально-культурным  и коммунально-бытовым обслуживанием  населения. Таким образом, региональные  финансы - это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется  национальный доход на экономическое  и социальное развитие территорий.
     В последние десятилетия во  многих государствам наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
     Через региональные финансы государство  активно проводит социальную  политику. На основе предоставления  региональным органам власти  средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
     С помощью региональных финансов  государство осуществляет выравнивание  уровней экономического и социального  развития территорий, которые в  результате исторических, географических, военных и других условий отстали  от других районов страны. С  этой целью разрабатываются региональные  программы. Средства на их осуществление  формируются за счет источников  доходов бюджетов соответствующих  административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих  бюджетов.
     Актуальность исследования территориальных финансов определяется, во-первых, формирующимися в настоящее время новыми подходами к управлению территориями, а во-вторых, невозможностью выработки для этих целей в российских условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития.  

     Цель курсовой работы - раскрыть  роль региональных финансов в  финансовой системе РФ.
     Задачи курсовой работы:
-рассмотреть особенности региональных финансов, показать их место и значение в финансовой системе;
-раскрыть состав, дать характеристику отдельных звеньев региональных финансов;
-рассмотреть особенности доходов и расходов субъектов РФ, проанализировать их динамику и структуру;
-проанализировать предложения по развитию региональных бюджетов и обосновать направления по их дальнейшему совершенствованию.
     Объектом исследования является  финансовая система Российской  Федерации. Предметом исследования  выступают региональные финансы  в финансовой системе Российской  Федерации
     В исследовании применялись методы  системного и сравнительного  анализа, статистической обработки  данных, схематической интерпретации  рассматриваемых явлений и процессов.
     Теоретическая база работы. В  работе использованы данные статистических  органов Российской Федерации,  а также данные, приводимые в  отчетах, докладах и интервью  официальных лиц российского  государства. Решение поставленных  задач осуществлено с использованием  следующих методов: системного, формально-логического  и статистического подходов, исторического  метода, анализа и синтеза. 

  
 
 
 

 Глава  1. Экономическое содержание и  состав региональных финансов
1.1. Особенности  региональных финансов, их состав  и функции
     Региональным бюджетам выделяются  отчисления от государственных  налогов, но чаще всего субвенции,  т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые  из вышестоящих бюджетов на  определенные цели (развитие здравоохранения,  дорожное строительство, коммунальные  объекты и др.).
     Региональные финансы - это не  только система экономических  отношений. Они являются и совокупностью  денежных средств, используемых  на экономическое и социальное  развитие территорий. Главным направлением  использования региональных финансов  является финансовое обеспечение  социальной и частично производственной  инфраструктуры. Основным источником  ее финансирования стали бюджетные  ассигнования и средства субъектов  хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким  бюджетам относятся бюджеты республик  в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов,  городов, районов в городах,  поселковых и сельских органов  самоуправления.
     В современных условиях все  в большей степени региональные  органы власти призваны обеспечить  комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной  и непроизводственной сфер на  подведомственных территориях. Значительно  возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии регионов. Это  вызывает необходимость дальнейшего  расширения и укрепления финансовой  базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов  формирования и использования  финансовых ресурсов регионов.
     Одной из составляющих региональных  финансов являются средства субъектов  хозяйствования. К таким средствам  относятся, во-первых, финансовые  ресурсы предприятий, находящихся  в муниципальной собственности.  Чаще всего это коммунальные  предприятия. Во-вторых, финансовые  ресурсы предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансирование  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов.      В нашей  стране, особенно в новых городах,  возникших на базе строящихся  предприятий, нередко почти вся  социальная инфраструктура находится  в ведомственном подчинении. Поэтому  в общем объеме региональных  финансов превалируют средства  предприятий, направляемые на  социальное развитие. Третьим компонентом  региональных финансов являются  территориальные внебюджетные фонды. 
     Источниками формирования таких  фондов служат заемные ресурсы,  добровольные взносы предприятий  и населения, специальные сборы,  например страховые, поступления  из централизованных внебюджетных  фондов, например пенсионного и  др. Внебюджетные фонды чаще всего  имеют целевое назначение.
     Все финансовые потоки, циркулирующие  в экономике, всегда привязаны  к определенной территории, поскольку  они отражают результаты взаимодействия  конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной  точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д.
     В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Вместе с тем финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном - региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
     Сущность и роль региональной  финансовой системы в жизни  общества проявляется через функции: 
мобилизационную;
распределительную;
контрольную.
       Мобилизационная функция обеспечивает  поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества. 

       Распределительная функция связана  с перемещением доходов от  производителей в иные сферы  хозяйства.
       Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования  хозяйствующими субъектами государственных  средств.
       Таким образом, финансы региона  представляют собой систему экономических  отношений, посредством которой  национальный доход распределяется  и перераспределяется на цели  социально-экономического развития  территории.
1.2. Характеристика  отдельных звеньев региональных  финансов
     Региональные бюджеты являются  одним из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  общественного производства. Через  эти бюджеты общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными административно-территориальными  единицами и социальными группами  населения. Кроме того, из таких  бюджетов финансируется развитие  отраслей производственной сферы,  в первую очередь местной и  пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются  важным компонентом программы  повышения народного благосостояния.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется  в их назначении. Эти бюджеты выполняют  следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов  власти; распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. 

     Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
     Распределение и доведение до  населения производимых благ  осуществляется через бюджетную  систему. Как известно, через бюджет  формируется значительная часть  общественных фондов потребления.  Важнейшая составная часть финансового  обеспечения населенных мест, развития  и содержания в них производственной  и социальной инфраструктуры - средства  предприятий и хозяйственных  организаций. Главным источником  формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль.
     Из прибыли, которая остается  в распоряжении предприятий, формируются  целевые фонды, в том числе  фонды социального развития. Само название этого фонда свидетельствует о главной его цели - развитии социальной сферы. За счет средств этих фондов коллективы предприятий удовлетворяют свои потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.
     Значительный объем финансовых  ресурсов предприятий направляется  на содержание подведомственных  им объектов жилищно-коммунального  и культурно-бытового назначения. Доходы, получаемые от эксплуатации  предприятий, производящих некоторые  услуги, не покрывают затрат на  их содержание. Поэтому за счет  прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий  покрываются убытки ведомственного  жилищно-коммунального хозяйства  и расходы на содержание социально-культурных  учреждений. 

     Развитие промышленности в городских  поселениях сопровождается, как  правило, ростом числа их жителей.  И то, и другое ведет к увеличению  нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции  и увеличения эксплуатационных  расходов. Однако региональные органы  власти не всегда располагают  для этого необходимыми ресурсами.  Все это вынуждает их обращаться  за помощью к предприятиям, находящимся  на подведомственной им территории.
     Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы  на общегородские мероприятия.  Руководители предприятий сами  понимают, что нормальная работа  их предприятий, уровень производительности  труда в значительной степени  зависят от состояния социальной  инфраструктуры города. Поэтому  промышленные предприятия берут  на себя часть забот по содержанию городского хозяйства.
     В последние десятилетия в  практику хозяйственной работы  на местах широко внедряется  метод долевого участия предприятий  в создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия средств  ведомств вызвана ростом потребности  в инфраструктуре, повышением ее  технической оснащенности, недостаточностью  средств у некоторых предприятий  для сооружения отдельных инфраструктурных  объектов.
     Все чаще предприятия стали  объединять свои средства со  средствами региональных органов.  Подобная форма использования  средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств. 

     Но в то же время надо  отметить, что в условиях становления  рыночных отношений и экономического  кризиса многие предприятия в  целях снижения себестоимости  своей продукции и повышения  конкурентоспособности пошли по  пути не только сокращения  выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на региональные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
     Следует полагать, что после выхода  страны из экономического кризиса  с укреплением своего финансового  положения предприятия в целях  социальной защищенности своих  трудовых коллективов и улучшения  условий проживания их в населенных  пунктах будут увеличивать выделение  средств на социальную инфраструктуру  и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в региональных финансах.
     В связи с расширением для  региональных органов власти  возможностей по объединению  средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств.
     Внебюджетный фонд местного органа  власти может формироваться за  счет:
добровольных  взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств  самообложения населения;
доходов от местных займов и местных денежно-вещевых  лотерей, аукционов и др. 

     Такие фонды создаются на основании  решений региональных представительных  органов, в соответствии с которыми  исполнительные органы открывают  в банках специальные счета  для хранения средств, поступающих  в фонды. Для управления фондом  создается коллегиальный орган,  состоящий из представителей  региональных органов власти  и заинтересованных предприятий  и организаций. Коллегиальный  орган принимает решение об  использовании средств фонда.
     Создание фондов развития местного  хозяйства в населенных пунктах  содействует:
концентрации  средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
усилению  материальной заинтересованности региональных органов в результатах своей  хозяйственной деятельности и др. 

     Состав финансовых ресурсов региона  можно представить в виде схемы.

     
Глава 2. Бюджеты  субъектов Российской Федерации  как основное звено региональных финансов
2.1. Теоретические  аспекты бюджетов субъектов Российской  Федерации
     Финансовой базой региональных  органов власти являются их  бюджеты. Бюджетные и имущественные  права, предоставленные этим органам,  дают возможность составлять, рассматривать,  утверждать и исполнять свои  бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями  и получать от них доходы.
     Доходы бюджетов, входящих в бюджетную  систему, образуются за счет  закрепленных и регулирующих  доходных источников, а также  прямой финансовой помощи в  различных формах и других  доходов в соответствии с законом  о бюджете на соответствующий  финансовый год. Доходы являются  обезличенными за исключением  случаев, оговоренных специальным  законодательством. В соответствии  с Бюджетным кодексом Российской  Федерации структура бюджетной  системы представлена на рисунке. 
      
     Доходы региональных бюджетов. На  региональные органы власти возложена  важная задача по претворению  в жизнь государственных социально-экономических  реформ. Финансирование мероприятий  по обслуживанию населения в  решающей части проводится за  счет средств этих бюджетов. Осуществление  государственной программы в  области социального развития  требует больших материальных  и финансовых ресурсов. Доходы  региональных бюджетов формируются  за счет закрепленных и регулирующих  источников доходов.
     Термин закрепленные, или собственные,  доходы означает, что эти средства  принадлежат субъекту бюджетного  права, т.е. полностью или в  твердо фиксированной доле на  постоянной или долговременной  основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.  Основу закрепленных доходов  региональных бюджетов составляют  налоги республик в составе  РФ, налоги краев, областей, автономных  округов, местные налоги. Роль  большинства этих налогов незначительна.  Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из  этих налогов может существенно  повыситься, например на имущество.
     Перспективным является и земельный  налог. Цель его - способствовать  повышению уровня благоустройства  территорий населенных мест. Кроме  того, он служит экономическим  рычагом, способствующим повышению  эффективности использования земли,  и источником возмещения затрат  местных бюджетов на освоение  и обустройство территорий населенных  пунктов.
     Региональные органы заинтересованы  в закрепленных источниках доходов.  Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться  увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние  на предприятия. Постоянно увеличивающиеся  расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
     К регулирующим доходам относятся  все финансовые ресурсы, используемые  для сбалансированности расходов  и доходов региональных бюджетов.
     Таким образом, в число этих  доходов входят:
-процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
-дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
-субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
-средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.
     В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы"  в число главных регулирующих  доходов региональных бюджетов  входят отчисления: от налога  на добавленную стоимость; от  акцизов; от налога на прибыль  предприятий, хозяйства, по ставкам,  определяемым законами.
     Нормативы отчислений, регулирующих  доходы, утверждаются вышестоящими  региональными органами власти  в зависимости от общей суммы  расходов регионального бюджета  и объема их закрепленных доходов.  По объему и экономическому  значению регулирующие доходы  занимают ведущее положение в  доходах региональных бюджетов.  

     Их роль заключается не только  в обеспечении финансовыми ресурсами  региональных органов власти, но  и в повышении их заинтересованности  в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.
     Так как темпы роста расходов  региональных бюджетов превышают  темпы их доходов (несмотря  на отчисления от регулирующих  налогов), иногда возникает необходимость  в дотациях из вышестоящего  бюджета. Нужно отметить, что дотация  и субвенция как методы наделения  финансовыми ресурсами региональных  бюджетов несовершенны. Они лишены  стимулирующих качеств и создают  у региональных органов иждивенческое  настроение.
     Такая практика передачи средств  не способствует развитию их  хозяйственной инициативы, снижает  их воздействие на выявление  экономических резервов в подведомственном  им хозяйстве, уменьшает возможности  перевыполнения доходной части  их бюджетов, ослабляет финансовый  контроль.
     Тем не менее, отмечая все  негативные стороны дотации и  субвенции, полностью исключить  их как методы наделения региональных  бюджетов необходимыми средствами  нельзя. При формальном подходе  к решению проблемы ликвидации  дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов.
     В целом это приведет к осложнению  в финансировании плановых мероприятий.  Поэтому, видимо, не везде и  не всегда следует стремиться  к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может  иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов.
     Местные же источники не в  состоянии покрыть необходимые  расходы. Примером могут служить  города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные  заповедники и др. Субвенции же  следует выдавать целевым назначением  на определенные мероприятия,  на осуществление которых па  местах не хватает средств.
     Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического потенциала  страны, увеличение населения, процесс  урбанизации являются основными  факторами увеличения числа и  объема региональных бюджетов. Рост  региональных бюджетов непосредственно  связан с урбанизацией, т. е.  расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных  бюджетов постоянно увеличивается  удельный вес городских и поселковых  бюджетов. Рост городских поселений,  увеличение числа городских жителей,  рост крупных городов, где бюджетные  расходы на одного жителя в  5-7 раз выше, чем в малых городах,  влекут за собой увеличение  расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов
     В настоящее время одним из  главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть  финансирование развития местной  производственной базы как основы  для получения в будущем собственных  доходов.
     Региональным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных  учреждений и в первую очередь  учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия.
     Развитие урбанизации проявляется  в ускоренных темпах роста  расходов региональных бюджетов  на финансирование народного  хозяйства. Эти расходы имеют  тенденцию к увеличению в связи  с ростом и усложнением местного  хозяйства, расширением жилищно-коммунального  строительства, повышением стоимости  основных фондов коммунального  хозяйства и уровня его технического  оснащения. Рост населенных пунктов  ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных  расходов.
     Преимущественный рост крупных  городов, где расходы в расчете  на одного жителя выше, - также  важный фактор роста расходов  местных бюджетов. Не следует  игнорировать и тот факт, что  с развитием урбанизации растут  потребности жителей малых городов,  поселков и сельских поселений,  где все в больших масштабах  развивается коммунальное хозяйство,  торговля и т. д.
     Развитие производительных сил,  рост производства новых видов  химической и биологической продукции,  химизация сельского хозяйства,  увеличение числа городов и  городского населения усиливают  нагрузку на природу, приводят  к резким нарушениям природной  среды. Это отрицательно сказывается  на условиях жизни населения  и требует, в свою очередь,  увеличения затрат общества на  поддержание необходимого состояния  окружающей среды. Поэтому одной  из постоянно возрастающих статей  расходов региональных бюджетов  являются ассигнования на охрану  окружающей среды. 

     Одной из актуальных проблем  является улучшение благоустройства  наших городов и сел. Этому  должно способствовать более  рациональное использование выделяемых  на эти цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить городские  территории на участки и давать  подряды на их обслуживание  на конкурсной основе городским  специализированным организациям  по благоустройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
2.2. Практический  анализ бюджета Алтайского края
     Построение бюджетных отношений  от расходов означает, что планирование, составление, утверждение и исполнение  бюджетов всех уровней нацелено  и начинается с определения  необходимых расходов по объему  и структуре, под которые подводится  соответствующий объем доходов  и доходных источников. Однако  для реализации такого подхода  необходимо иметь достаточно  развитую экономику, способную  в достаточном объеме предложить  доходы и другие источники  для налогообложения, то есть  экономика должна быть готова  к тому, чтобы дать государству  требуемый объем финансовых ресурсов  для выполнения запланированного  объема производства государственных  благ и услуг. Проведем анализ  обеспечения доходной и расходной части бюджета Алтайского края
      Экономика Алтайского края за два последних года получила несколько наглядных и весьма суровых подтверждений истинности этих слов – от банковского коллапса последних месяцев 2008 года, обвала рынка продукции машиностроения до запредельно низких цен на сельскохозяйственное сырье в сезон 2009 года (что в очередной раз поставило аграрную отрасль региона на грань выживания).  

Оценивая  в целом экономическое развитие региона в прошедшем году положительно, особо отмечу, что, говоря о её выходе из кризиса и возвращении к  темпам 2007 – первой половины 2008 года, мы не забываем, что все оценки и  прогнозы регионального уровня верны  при условии сочетания региональных факторов с трендами и ресурсами  национальной экономики.
Как мы сработали  в 2010 году? Индекс промышленного производства составил 120,9 процента (второй показатель по Сибири, при общем индексе – 107,9 процента). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных своими силами работ и услуг в промышленном секторе возрос за это же время почти на треть (31 процент). Это произошло во всех видах деятельности, таких как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, выработка и распределение электроэнергии, газа и воды.
Получают  развитие даже слабо представленные в региональной промышленности отрасли. Так, добыча золота в прошлом году возросла более чем на 35 процентов  и впервые в истории превысила 1000 килограммов. В текущем году объем  добычи благородного металла увеличится ещё в полтора раза, что в  стоимостном выражении составит от 1,5 до 2 миллиардов рублей.
Хорошие темпы  демонстрирует пищевая промышленность – 104,3 процента к уровню 2009 года. За прошедшие 5 лет производство продуктов  питания в крае выросло более  чем в полтора раза (156,6 процента). Объем производства колбасных изделий  и цельномолочной продукции в 2010 году является наивысшим за весь постсоветский  период. В целом же с 2001 года производство продукции в этом секторе экономики  края увеличилось почти в 2,2 раза.
Преодолен спад в строительстве. Объем введенного в эксплуатацию жилья превысил уровень 2009 года и составил 660 тысяч квадратных метров. В жилищное строительство  внедряются новые технологии, в том  числе и возведение энергоэффективных домов, комплексная застройка микрорайонов не только в городских, но и в сельских населенных пунктах.
В сельском хозяйстве валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2010 году составил в весе после доработки 4,2 миллиона тонн. Сахарной свеклы собрано 368 тысяч тонн. Маслосемян подсолнечника - 227 тысяч тонн. Производство скота и птицы на убой во всех категориях хозяйств увеличилось на 8,8 процента. Молока получено 1 миллион 421 тысяча тонн.
За 2010 год  транспортом предприятий всех видов  экономической деятельности перевезено грузов на 3,2 процента больше, чем за 2009 год; грузооборот увеличился на 8,4 процента.
Положительный сальдированный финансовый результат  крупных и средних организаций  вырос в 2,3 раза и в действующих  ценах составил 25 миллиардов рублей.
Внешнеторговый  оборот региона по сравнению с 2009 годом увеличился на 10,5 процента и  составил 1,2 миллиарда долларов. Доля экспорта в общем объеме оборота  края составила 60 процентов и превысила  импорт почти на 250 миллионов долларов. В 2010 году регион имел внешнеторговые отношения более чем с 70 странами зарубежья. Алтайская таможня зарегистрировала 1 тысячу участников внешнеэкономической  деятельности.
Рост денежных доходов населения и заработной платы превысил 10 процентов, в реальном выражении – 4 процента. Сумма задолженности  по заработной плате снижена в 8 раз.  

Ситуация  на рынке труда улучшилась. Численность  зарегистрированных безработных за 2010 год сократилась почти на 15 тысяч человек. Уровень зарегистрированной безработицы снизился и достиг докризисного значения – 2,6 процента численности  трудоспособного населения.
Обеспечено  жильем 2750 ветеранов Великой Отечественной  войны, целевые выплаты на ремонт жилья из краевого бюджета получили более 8,5 тысячи инвалидов и участников Великой Отечественной войны  и членов их семей.
Решались  задачи укрепления здоровья населения. Осуществлялось строительство и  реконструкция 15 объектов здравоохранения, в том числе базовых: краевого онкологического диспансера, регионального  центра радиационной и экологической  медицины, детской туберкулезной  больницы. Количество лечебных учреждений, оказывающих высокотехнологичную  медицинскую помощь, увеличилось  за 2010 год с 3 до 8.
В рамках реализации краевой целевой программы «Культура  Алтайского края» на 2007-2010 годы осуществлялось строительство государственного театра для детей и молодежи в Барнауле, музеев Михаила Калашникова в  селе Курья и Германа Степановича  и Степана Павловича Титовых  в с. Полковниково. Завершена реконструкция органа, принадлежащего Государственной филармонии Алтайского края.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» осуществляется модернизация регионального образования. Удельный вес школьников, обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, возрос до 72 процентов. Модернизация 575 школьных столовых позволила увеличить  долю обновлённого технологического оборудования с 40 до 70 процентов. Углубленный медицинский осмотр прошли 99,5 процента школьников. Подростковая преступность снизилась на 23 процента.
В 2010 году построены 2 новые школы на 520 учащихся, полностью  реконструировано 5 учреждений образования (в них учатся 2360 человек), частично - 119 школ. Количество детей, охваченных услугами дошкольного образования, увеличилось на 11 процентов.
Продолжена  модернизация профессионального образования. Профессиональные училища переведены на финансирование из краевого бюджета, реализуется краевая программа  подготовки рабочих кадров, обновляется  материальная база учебных заведений, общежитий, создаются ресурсные  центры.
В целях  поддержки малого и среднего предпринимательства  проведены мероприятия по развитию системы гарантийных фондов, микрокредитованию, субсидированию части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. Реализуются соглашения Администрации края и крупных хозяйствующих субъектов о социально-экономическом сотрудничестве, действуют все установленные формы государственной поддержки, способствующие модернизации производства. Возобновлена реализация инвестиционных проектов на трех месторождениях полиметаллов.
Администрация края реализует крупные проекты, которые дают дополнительный импульс  экономическому развитию региона. Это  инвестиционные проекты по развитию биофармацевтического и медицинского кластеров. К 75-летию Алтайского края разработана программа «75х75», в  рамках которой осуществлялось строительство 18 социально значимых объектов, 3 из которых введены в эксплуатацию.  

Ведется сооружение объектов внутренней и внешней инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». На территории экономической зоны зарегистрировано 14 резидентов, ими введено в эксплуатацию 12 туристических объектов.
В 2010 году в  Алтайском крае построено, реконструировано и отремонтировано более 220 километров автомобильных дорог, 26 мостовых сооружений, около 300 километров газораспределительных  сетей, газифицировано более 6,2 тысячи квартир, переведено на природный газ 180 котельных. Реализована программа  по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Капитально отремонтировано 794 многоквартирных дома.
В 2010 году объем  собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края увеличился в сравнении с 2009 годом на 33 процента.
Антикризисные меры 2008 – 2009 годов и накопленный  запас экономической прочности  позволили в 2010 году остановить снижение промышленного производства и перейти  к политике роста во всех значимых отраслях экономики региона.
Основная цель сегодняшнего отчета заключается в уточнении задач и приоритетов, стоящих перед органами государственной власти, муниципалитетами на текущий год. Думаю, что в стороне от их решения не должны стоять и политические партии, общественные организации, профсоюзы, бизнес. Ведь мы говорим о дальнейшем развитии Алтайского края, улучшении качества жизни людей. Достижение этих целей возможно только при консолидации всех имеющихся ресурсов и общественных сил.  

В качестве приоритета номер один и главного условия успешного социально-экономического развития края мы рассматриваем существенную активизацию инвестиционной деятельности. Объем инвестиций, привлекаемых из всех источников на развитие инфраструктуры, экономической и социальной сфер региона, должен возрасти в ближайшие  несколько лет не на десятки процентов, а в разы. В этих целях следует:
- совершенствовать  механизм стимулирования инвестиционной  деятельности, предусматривая новые  инструменты, позволяющие обеспечить  потенциальным инвесторам доступ  к кредитным ресурсам, облегчить  для них налоговую нагрузку  на первых этапах реализации  инвестиционных проектов, предоставить  им возможность приоритетного  доступа к объектам коммунальной  и иной инфраструктуры;
- совместно  с законодателями решить вопрос  о создании регионального инвестиционного  фонда, определить прозрачный, понятный  бизнесу механизм допуска к  его ресурсам, предусмотреть общественный  и депутатский контроль за целевым характером и эффективностью использования средств фонда. Стартовый ресурс фонда не должен быть менее 0,5 млрд. рублей;
- скорректировать  направление средств регионального  бюджета на развитие транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, жестко увязав вопросы строительства  соответствующих объектов с бизнес-планами  конкретных инвесторов, дающими  существенный мультипликативный  эффект;
- государственную  поддержку оказывать только тем  инвесторам, которые предусматривают  в своих бизнес-планах внедрение  инновационных технологий, обеспечивающих  современный уровень производительности  и условий труда персонала, качество производимой продукции, а также соблюдение всех экологических стандартов;
- более полно  использовать имущество казны  края для стимулирования инвестиционной  деятельности, в том числе и  путем создания краевого гарантийного  фонда (как вариант – преобразовать  действующий гарантийный фонд  обеспечения обязательств субъектов  малого и среднего предпринимательства,  предусмотреть в его рамках  «защищенный» для малого и  среднего бизнеса объем ресурса);
- предусмотреть  механизм стимулирования, в том  числе и бюджетного, муниципалитетов,  активно занимающихся привлечением  инвестиций на свои территории, разработать четкие критерии  оценки этой работы;
- продолжить  и активизировать работу по  региональному вхождению во все  возможные для нас федеральные  целевые программы, в том числе  по расширению нашего участия  в уже действующих ФЦП, и  обеспечить таким образом более существенное участие федерального бюджета в развитии региона. В 2011 году Алтайский край примет участие в реализации 22-х ФЦП с совокупным лимитом финансирования 15 млрд. рублей. Нужно эту работу усиливать, в том числе и реализуя поддержанный Правительством России проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья»;
- обеспечить  более тесное взаимодействие  с федеральными ведомствами по  включению региональных объектов  в Федеральную адресную инвестиционную  программу. Только в 2011 году  в развитие транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкцию  объектов образования и культуры  в рамках этой программы будет  инвестировано более 2-х миллиардов  рублей;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.