Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Актуальные проблемы возрастной психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Актуальные  проблемы возрастной психологии
Введение  ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития.  …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития.  ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции  психического  развития человека. …………………      ………
Заключение  …………………………………………………………………….
Список  литературы  ……………………………………………………………
Приложение  …………………………...………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение 

     Возрастная  психология - это отрасль психологической  науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. [10]
     Психология  развития выделяет возрастные изменения  в поведении людей и стремится  объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта  и знаний. [10]
1. В  центре внимания — «различные  формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека».
2. Возрастная  психология ставит своей задачей  исследование целостного психического  развития «на всем пространстве  человеческой жизни от рождения  до смерти», сверхзадача —  изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».
3. Предмет  возрастной психологии — возрастные  периоды развития, причины и механизмы  перехода от одного возрастного  периода к другому, общие закономерности  и тенденции, темп и направленность  психического развития в онтогенезе. [19]
     Возрастная  психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая, распространение идея воспитания, построенного на знании законов  духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию[10]
     Психология  развития выделяет возрастные изменения  в поведении людей и стремится  объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта  и знаний .[15]
     1. В центре внимания - «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека»
     2. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача - изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире»
     Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы  перехода от одного возрастного периода  к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в  онтогенезе
     Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении  в детскую психологию» определил  ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной  человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного.[15]
     На  рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область  знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого  биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве. [15]
     На  протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что  было тесно связано с изменением методологии исследования. [10]
     Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был  поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей). [10]
     В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение  ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического  бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. [10]
     Исследователей  все больше начинают занимать вопросы  о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс - культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др. Л. С. [10]
     В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста»  он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии [15] Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развитияи показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития. [13]
     Ученый, профессионально работающий в области возрастной психологии, имеет дело с ее проблемами, решает свои задачи в контексте современной ему социальной жизни. При этом структуру науки, то есть ее относительную устойчивость как социо-культурного образования, позволяют поддерживать специфичные для нее методы исследования. Метод исследования - это осознанный ответ на вопрос о том, как было получено конкретное знание и насколько оно истинно. [10]
     Важнейшее понятие психологии развития — психологический  возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты. [14]
     Вообще проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом.
     Актуальность  темы исследования. Современное состояние общества характеризуется «кризисом детства» - быстрой динамикой развития педагогической системы, удлинением детства, «размыванием» ранее устойчивых возрастных ориентиров [15] Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и, как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. С изменением психологического содержания стабильных периодов с неизбежностью меняется и содержание критических. Разнообразие педагогической практики и изменение продолжительности отдельных этапов детской жизни удлиняет и нагружает новыми задачами переходы между отдельными стабильными возрастными периодами. [10]
     Сложившаяся система периодизации детского развития требует, таким образом, содержательной ревизии и нового понимания содержания и внутренней структуры переходных (критических) возрастов.
В культурно-исторической парадигме представление о развитии как диалектическом процессе имплицитно включает представление о скачках, революционных сдвигах, кризисах. В этой логике понятие «кризис» суть производное от понятия «развитие».
     Для психологического анализа кризисов недостаточно глобального метапредметного представления. Оно задает направление анализа переходных возрастов, но не объясняет самого механизма перехода. Общефилософский контекст лишь постулирует факт необходимости кризиса как следствия введения представления о развитии.
     В условиях интенсивного развития практики образования симптоматика критических возрастов теряет свою наглядность и однозначность. Необходимой для развития психологической науки и психолого-педагогической практики является разработка целостной концепции возрастных переходов, вскрывающей их внутреннее содержание и обосновывающей их необходимость.[15]
     Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных  характеристик индивидуального  развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента  его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
     Психологический возраст - физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.
     Актуальность  темы высока, т.к. многие исследователи  сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.
     Задачи  работы – изучение понятия возрастной психологии
- изучение  основных периодов развития человека  и теории возраста;
     Цель  работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
     Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. 

     В психологии развития человека можно  выделить, по крайней мере, три области  исследования. Это психология развития ребенка, общая (генетическая) психология, психология современного образования. Каждая из этих отраслей науки имеет свой предмет исследования, свою особую единицу анализа, свой относительно продолжительный путь исторического развития. На рубеже двух веков в каждую из них внес существенный вклад один из наиболее ярких представителей культурно-исторической психологии - В.В. Давыдов. Вслед за Л.С. Выготским, В.В. Давыдов мог бы сказать: "Мы дорожим каждым шагом к истине, который когда-либо делала наша наука. Мы не думаем, что наша наука началась с нами". В.В. Давыдов всегда был последователен, можно сказать - он был верен избранной им культурно-исторической теории развития. В одной из своих работ В.В. Давыдов писал: "Идеи Л.С. Выготского были рассчитаны на будущее - и именно в наше время реальная практика воспитания стала фундаментом их дальнейшей теоретической разработки". Разработав совместно с Д.Б. Элькониным теорию учебной деятельности и внедрив ее в практику школьного обучения, В.В. Давыдов указал на еще не решенные актуальные проблемы психологии развития, которые предстоит разрабатывать как современникам, так и последующим поколениям психологов. Некоторые из этих проблем под силу решить только научным коллективам, другие могут стать темой дипломных работ студентов и диссертационных исследований аспирантов.[10]
.Перечислим некоторые из наиболее важные проблемы.
1.Проблема возрастной периодизации психического развития
2.Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
3.Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4.Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка:
5.Создание развернутой периодизации психического развития, отвечающей общему характеру современного детства;
6.Изучение условий и разработка методических рекомендаций для выявления скрытых резервов развития психики в том или ином возрасте;
7. Индивидуальные варианты развития личности детей;
8.Соотношение онтогенеза сознания ребенка с его историческим развитием;
9.Проблема периодизации психического развития в онтогенезе;
10.Проблема возрастных особенностей и закономерностей
протекания  психических процессов;
11.Проблема возрастного развития личности и др.
     Современный характер требований общественной практики, предъявляемых психологии развития, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной  и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.[10]
     Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при  построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок. Исследований в этом направлении проводится крайне мало.
     Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проведение исследований в указанном  плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.[10]
     Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе.
     Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов. [13] 
     Проблема  возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных  эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических  характеристик. Кроме того, индивидуальные различия выступают как самостоятельная  проблема в структуре психологии развития. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемости, для определения генеза и степени зрелости психологических функций. [13] 
     Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.
Для дальнейшего  исследования одной из основных проблем  психологии развития — классификации  периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека.
     На  основе знания основных характеристик  жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может  быть осуществлена разработка синтетической  проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития.
     В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а также биотические и абиотические факторы. [13]
     Таким образом, намечается определенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых  подчинено основной цели — дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное исследование закономерностей психического развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.[4]
     Возрастная  психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. детская  психология (от рождения до 17 лет);
2. психология  взрослых, зрелых возрастов;
3. геронтология  или психология пожилого возраста.
На Западе интерес к изучению детского возраста (речь идет о периоде примерно от 7 лет до подросткового возраста) возник лишь после завершения индустриальной революции в XIX в. Однако уже задолго до этого раннее детство рассматривали как отдельный период жизненного цикла. В тот момент, когда стали происходить изменения в экономической организации общества, вызванные индустриальной революцией (такие, как миграция населения из сельской местности в города), наступил благоприятный период для исследования детства. Индустриальная революция привела к тому, что фабричным работникам понадобились навыки начальной грамотности и счета, которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Таким образом, исследования психики ребенка получили мощный импульс, поскольку именно они могли сделать образование более эффективным. Несомненно, что и другие социальные факторы (такие, как рост благосостояния, улучшение гигиены, усиливающийся контроль за детскими заболеваниями) также способствовали смещению фокуса внимания в сторону детства.[4]
     Подростковый  возраст как отдельная стадия между детством и периодом взрослости также был выделен и описан в системе биологических, исторических и культурных изменений. Отличительные  биологические признаки подросткового  возраста обеспечивали видимые ориентиры для выделения этой фазы жизненного цикла. Однако объектом исследования психологии развития он стал только в XX в., когда западное общество достигло такого уровня благосостояния, которое позволило снять с подростка экономическую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и одновременно увеличить сроки получения образования.[5]
     В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социально-психологический  феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст «психологической окаменелости», а Старость -- как возраст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, других личностных качеств.
     Развитие  во взрослом возрасте -- жизненный путь -- лишь совсем недавно стало объектом исследования. Социальные и медицинские  достижения, позволившие доживать до очень преклонного возраста и жить достаточно долго уже после окончания активной трудовой деятельности, привлекли внимание к проблемам и реальным возможностям пожилых людей. Поэтому встал вопрос о психологии старения, также адресованный психологии развития.[5]
     Актуализация  интереса психологии развития к изучению периодов зрелости и старости связана с гуманизацией общества и начавшимся возрождением и активным развитием акмеологии  как науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значительно изменили современную ситуацию понимания. [13] Взрослого, открыв новое пространство человека, акцентировав важность изучения главных моментов его творческого саморазвития. Как указывает Д. И. Фельдштейн, эти важные и перспективные направления должны в перспективе раскрывать проблему Взрослого в развитии и проблему его развития, что возможно лишь в том случае, если все этапы онтогенеза будут рассматриваться в единстве, и старость, в том числе и глубокая, будет изучаться как момент индивидуального пути. В познании взрослого, понимании его личностных характеристик важное значение приобретает учет исторической ситуации.[4] Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания (имеющиеся исследования индивидов античности -- А. Ф. Лосев, средневековья -- Я. А. Гуревич и др., свидетельствуют о сложном пути приобретения человеком личности), но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины", информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.[4]
     Среди отдельных разделов психологии развития геронтология является самым «молодым»  направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления  о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта -- физический и психологический. Старость -- закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.
     Итак, в каждой точке жизненного цикла  существуют и биологические, и культурные аспекты развития. Биологические  процессы способствуют развитию и обеспечивают естественную "маркировку" отдельных стадий. Они приобретают значение как предпосылки социальной истории и дают стимул для более глубокого понимания жизненного цикла. Социум влияет на развитие человека на протяжении всей его жизни. Он задает систему отсчета, относительно которой могут быть выделены и изучены отдельные стадии или периоды жизни.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Глава 2  Возрастная периодизация психического развития 

2.1 Проблемы  возрастной  периодизации психического  развития  

     Проблема  периодизации онтогенеза человека, возникшая  впервые в философии и педагогике, особую значимость приобрела в психологии. Однако наиболее детально разработанной она оказалась в биологии и медицине. Периодичность развития установлена объективно с высокой степенью достоверности как на уровне целостного организма, так и на тканевом, органном и клеточном уровнях.
     В современной науке применяются  два принципа возрастной периодизации индивидуального развития человека: первый — основанный на биологических  признаках, рассматривающий жизненный  цикл как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий формирования индивида, и второй — опирающийся на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, в основе которых заложены биологические признаки. Так, например, в работе при построении периодизации учитываются показатели скорости роста, дифференцировка тканей и органов, изменение напряженности и характера обмена веществ, а также изменения в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. В работе выделяются экологические и морфологические признаки периодизации. Часто понятие возраста редуцируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.). [21]
     Имеется несколько периодизаций, опирающихся  на социальные характеристики, например, по тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). И. С. Кон прямо пишет: “Возрастные свойства — это место личности и человека в социальной структуре”. В работе в основу периодизаций предлагается положить выделение ведущих социальных деятельностей (данная периодизация охватывает только период от рождения до юношеского возраста).[21]
     В психологии проблема периодизации встает в связи с разработкой диагностических  методов, повышением эффективности  обучения и воспитания и, в конечном итоге, предполагает изучение индивидуального развития человека. В 20-е годы в институте мозга В. М. Бехтерева и ряде других центров была проделана большая работа по изучению стандартов возрастного развития. В дальнейшем изучение возрастных особенностей человека сосредоточилось в области педагогической психологии в связи с задачами обучения и воспитания на всех этапах дошкольного и школьного возраста. Практически с этими задачами связаны и периодизации П. П. Блонского, Ж. Пиаже. Развитие акмеологии выдвинуло новые проблемы изучения онтогенеза. В 50–60-е годы началось обобщение итогов сравнения экспериментальных данных о различных возрастных периодах (В. Шевчук, Д. Б. Бромлей и др.). Накопление сравнительных характеристик разных периодов жизни человека, отграничивающих периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости, сопровождалось выделением как макро-, так и микропериодов развития. [21]
     Существующие в психологии системы деления человеческой жизни на возрастные отрезки сильно разнятся друг от друга в зависимости от того, что рассматривается в качестве критерия развития. В аспекте этого критерия – будь то созревание интеллекта или социальных отношений человека и ведётся рассмотрение особенностей становления психики человека. Вообще, любая психологическая теория, с помощью которой исследуется тот или иной процесс, задаёт исследователю некий «угол зрения». Склярова Т. В.
Возрастная  психология как наука исследует  представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. [21] Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.
     Возрастная  психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. [21] В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности
В отечественной  психологической науке в исследовании проблем детства развивалось 2 крупных  направлениях: изучение отдельных сторон детской жизни и исследование детства в целом. Под влиянием сложившегося мировоззрения встала проблема о периодизации психического развития ребенка. Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.[2]
     Периодизация  психического развития в детском  возрасте не случайно является фундаментальной проблемой возрастной психологии. Именно от правильного решения этой проблемы во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений. Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и заpубежные учёные Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн и многие другие.[7]
     П.П.Блонский считал,что пpоцессы психичечкого pазвития  изменяются с pазвитием человечества и  может пpоисходить появление новых пеpиодов, не существовавших до этого. По его словам, детское pазвитие - это не пpоцесс плавных пpеобpазований, а pезкое качественное изменение, пpоисходящее в пеpеломные пеpиоды.[1]
     Д.Б. Эльконин писал, что разработка периодизации психического развития имеет важное теоретическое значение, так как через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому может быть решена проблема движущих сил психического развития. .[7]
     Таким образом, разделение жизненного пути ребенка  на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику  отдельных возрастных этапов. Содержание периодов, их временные границы определяются на основе критериев, которые авторы считают наиболее важными и существенными сторонами развития. 
азличные  возрастные классификации могут  быть разделены на две группы:
1)частные  классификации, посвященные отдельным  отрезкам жизни, чаще детскими  школьным годам;
2)общие  классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.
     В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития , знание которых  нужно педагогу при обучении и  воспитании развивающейся личности. При этом отечественные психологи  опираются на положение Л.С. Выготского о том , что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития.[2]
     Вопросы возрастной периодизации развития психики  подробно рассматривались в работах  А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других. .[8]
В.И. Слободчиков  и Г.А. Цукерман проанализировали две  наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность», одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник. .[8]
     В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии: [3]
1. Оживление  (от рождения до 12 месяцев) —  общность с родным взрослым. Ребенок  осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
2. Одушевление  (11 месяцев — 6,5 лет) — общность  с близким взрослым. Ребенок впервые  открывает для себя свою собственную  самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных  хотений и умений.
3. Персонализация (5,5 — 18 лет). Партнером растущего  человека становится общественный  взрослый в таких культурных  позициях, как учитель, мастер, наставник  и др. Человек впервые осознает  себя потенциальным автором собственной  биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
4. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым  он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
5. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как сo-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия.[3]
     Слободчиков и Цукерман уверены в большой  практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта  развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов».
   В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное  изучение идея кризисов в психическом  развитии. Новообразования критических  периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.[13]
   Обращается  внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования».[13]
     Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События - вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития. [13]
     Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных  событий.
Многое  в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо. 

2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития. Концепции психического  развития человека 

     Многофакторное  явление, каковым является процесс  развития человека нелегко представить в виде простой схемы. Дело в том, что при строгом научном подходе, такая периодизация должна одновременно учитывать закономерности возрастной изменчивости комплекса разнородных признаков и явлений, относящихся к сферам биологии, психологии и социологии и др. И при этом она должна быть достаточно простой и наглядной, чтобы иметь применимость в практике той же биологии, психологии, медицины и педиатрии.[1]
     Логичное  следствие из сказанного - существует огромное количество разных вариантов  периодизации онтогенеза человека и ни один из них нельзя на настоящий момент признать более правильным, чем другой. Однако среди них есть менее и более удачные. Вспомните, близкую ситуацию мы наблюдали при попытке классификации расовогосостава населения планеты. Похоже и решение проблемы - исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тем схемам, которые наилучшим образом соответствуют данному аспекту (объекту изучения). Так сама практика работы выбирает наиболее "жизнеспособные" из предлагаемых теоретических вариантов.[2]
 Рассмотрим  некоторые из них.
     Древнейшие  периодизации онтогенеза восходят к  античности:
• Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию.
• Гиппократ (V-IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на десять равных семилетних цикла-этапа.
Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский- Петровский выделил следующие категории
• подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
• цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
• увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).
Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).
Постнатальный онтогенез подразделен им также  на семь этапов:
• младенчество (от рождения до 9 месяцев);
• раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
• позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
• юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
• зрелость (до 41-50 лет);
• старость (50-70 лет);
• почетная старость (старше 70 лет).
В ряде интересных схем начала XX в. особое внимание уделяется периодизации детского возраста. Среди них:
• схема Н.П. Гундобина (основана на данных анатомии и физиологии);
• схема С. Штраца (в основе - данные по интенсивность роста тела и созревание половых желез);
• схема Г. Гримма (в основе - данные по развитию психических функций и собственно ауксологии);[2]
     Весьма  успешно применяются в практике палеоантропологических исследований схемы, основанные на данных о развитии зубной системы, костей черепа и посткраниального скелета (периодизации по типу "Infantilis-Sinilis"). Впервые такая схема была представлена в фундаментальных трудах Р. Мартина (Martin R., 1928; Martin R., Saller K., 1956 и др.). Пять основных периодов развития были определены удачно, и в дальнейших модификациях уточнению подлежали только возрастные лимиты для отдельных этапов (см. например: Алексеев В.П., Дебец Г.Ф., 1964; Уайнер Дж., 1968). В исследовательской практике, как правило, особо оговаривается еще и период новорожденности (nb, условно - от рождения до 10 дней жизни
(См.Приложение 1). [12]
     Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил  следующие категории: [12]
подрастающее  поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет); цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше). [12]
Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.). Постнатальный  онтогенез подразделен им также на семь этапов:
младенчество (от рождения до 9 месяцев);
раннее  детство (от 10 месяцев до 7 летнего  возраста);
позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
зрелость (до 41-50 лет);
старость (50-70 лет);
почетная старость (старше 70 лет).
     Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Опираясь на данные, приведенные Л. С. Выготским в работе «Проблема возраста» (1984), а также с учетом современных исследований, можно представить себе следующую систему попыток построения возрастных периодизаций. [12]
     Первую  группу составляют периодизации, созданные  не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15—20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Очевидно, что подобные аналогии хотя и заманчивы, но поверхностны. [12]
     Ко  второй группе можно отнести периодизации, основанные на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Такие варианты периодизаций Л. С. Выготский называл моносимптоматическими, т.к. в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. [12]
     Примером  периодизации такого типа является периодизация Блонского П. П., в который в качестве основания используется дентиция. Так, Блонский выделяет беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Блонский полагал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации — окостенения скелета, смену зубов. Такой прямой параллелизм, однако, ничем не подтвержден, а, кроме того, выделенные периоды не равнозначны: если время прорезывания зубов весьма важно для ребенка, то переход к постоянно зубовому детству в психическом плане ничем не примечателен.
     Основанием  периодизации В. Штерна является собственная активность человека. В. Штерн выделяет период игры, период сознательного учения с разделением игры и труда, период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. Штерну принадлежит также периодизация, в основе которой лежит развитие речи с выделением фаз: первого слова, однословных и двухсловных предложений, грамматизации и т.д. [12]
     Согласно  З.Фрейду либидозная энергия, которая  связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. Основанием периодизации 3. Фрейда является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Соответственно, выделяются следующие стадии развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2) анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5) генитальная фаза (фаза зрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
(cм. Приложение 2 )
     Для Ж. Пиаже критерием деления детства  на периоды служил переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, согласно  ему состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. [2] Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения. В основе периодизации Ж. Пиаже лежит развитие интеллектуальных структур которые он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой. Пиаже описывает: 1) предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадию предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадию конкретных операций и 4) стадию формальных операций. [2]
     Л. Колберг положил в основу построения периодизации становление морали. Он выделяет доморальный уровень (связанный  с ориентацией на избегание наказания  и получение поощрения), уровень  конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет), а также уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).
     Одной из первых научно обоснованных периодизаций этапов роста и развития человека, основанных на морфо-физиологических критериях, была периодизация Н. П. Гундобина (1906), однако она соответствует уровню развития анатомии и физиологии рубежа 19-го и 20-го веков, и представляет лишь исторический интерес.
     Наиболее  полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В. В. Бунаком, 1965 (см. Приложение 3).
     В этой системе в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаках отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом. В схеме, однако, отсутствует период внутриутробного развития человека, а границы некоторых периодов определены социальными причинами (например, достижение законного пенсионного возраста и т. д.). [11]
     Близкой к этой схеме является периодизация А. Ф. Тура (1938, 1954) и М. С. Маслова (1952), принятая в педиатрической практике. Наряду с морфологическими, она учитывает и социальные факторы. Младенческому возрасту здесь соответствует младший ясельный или грудной возраст; период первого детства объединяет старший ясельный или преддошкольный возраст и дошкольный; период второго детства соответствует младшему школьному и подростковому возрастам. Однако, и эту классификацию возрастных периодов, отражающую существующую систему воспитания и обучения, также нельзя считать полностью приемлемой: а) вопрос о начале систематического обучения до сих пор не решен; б) граница между дошкольным и школьным возрастами требует уточнения; в) достаточно аморфны понятия младшего и старшего школьного возраста. [11]
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [14]
(см.Приложение 2)
     Существующая  в настоящее время, и принятая большинством авторов возрастная периодизация И. А. Маркосяна (см. Приложение 4)
Схема возрастной периодизации онтогенеза человека по А. А. Маркосян
несколько отличается от предложенной В. В. Бунаком  [14]
(см. Приложение 3)
Tем, что в ней выделяется период раннего детства и несколько смещены границы второго детства и подросткового периода. А. А. Маркосян считал возможным принять за основу периодизации индивидуального развития человека «надежность биологической системы», характерную для каждого периода развития, так как «это понятие является более обобщенным, лишено односторонности, присущей большинству предложенных теорий, которые рассматривали тот или другой отрезок жизненного цикла, исходя из какого-либо одного жизненного отправления». [14]
     Следует подчеркнуть, что проблема возрастной периодизации, построенной по физиологическому критерию, окончательно не решена, прежде всего, потому, что все существующие периодизации недостаточно физиологически обоснованы.
Третью  группу, составляют периодизации, связанные  с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволяют  понять: что, как, почему, в каком  направлении изменяется. Близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, обнаруживший, что с взрослением уменьшается «плотность развития». [14]
     Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развитияи показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.[1]
     Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.
Внутриутробный  период делят на 3 стадии:
1) предзародышевую  стадию – составляет две недели;
2) зародышевую  стадию – до двух месяцев  развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;
3) стадию  плода – длится до появления  младенца на свет.
Детство также делится на несколько периодов:
1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);
2) ранний  возраст (от 1 до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
4) младший  школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).
     Л.С.Выготский  ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры  и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребёнка, к новообразованиям предыдущих возрастов. Структура возраста включает в себя центральные и побочные линии развития. К центральным линиям развития относятся те процессы, которые связаны с основным новообразованием возраста, к побочным – другие частичные процессы. К примеру, развитие речи в раннем детстве связано с центральной линией развития, а в подростковом – с побочными. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, называемое социальной ситуацией развития. Основным законом динамики возраста является признание того, что силы, которые движут развитие ребёнка, приводят к отрицанию самой основы развития возраста и распаду существующей социальной ситуации развития. На каждом возрастном этапе существует зона интеллектуального подражания, которая связана с реальным уровнем развития ребёнка и называется зоной ближайшего развития. То, что сегодня ребёнок делает при помощи взрослого, завтра он сумеет воспроизвести самостоятельно. Для каждого ребёнка существует его собственная, индивидуальная зона ближайшего развития. Деятельность, связанная с центральным новообразованием возраста называется ведущей деятельностью. Это не та деятельность, на которую тратится больше всего времени, а та, в которой ребёнок максимально проявляется как человек. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически.[10]
     Эпохи, или стадии развития завершаются  кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой  перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис, Выготский пишет, что в это время ребёнок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудновоспитуемы, даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности.
Периоды детской жизни, отделённые друг от друга  литически, составляют фазы развития.[7]
     Л.С.Выготский  проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать  причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.
     Л.С.Выготский  обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается  рассмотрением кризиса 17 лет
Л. С. Выготский  предложил собственную периодизацию, руководствуясь моделью диалектического развития и идеей скачкообразных переходов к новому качеству.
(см. Приложение 5)
     В развитии он выделял стабильные и  критические периоды. В стабильных периодах происходит медленное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. При этом стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис 3-х лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис 7 лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.[4]
     Л.С.Выготский  ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры  и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования  в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребёнка, к новообразованиям предыдущих возрастов. [4]
     Л.С.Выготский  в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём. [3]
     Одной из немногих концепций возрастной периодизации всей жизни человека, а не только детства, является эпигенетическая концепция Эрика Эриксона.  В мировой психологии широко известна периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: а) соматическое развитие, б) социальное развитие, в) развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.[8]
     В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. Создал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение человеком восьми стадий развития.[8]
     Э. Эриксон рассмотрел развитие человека в связи с его отношениями  с близкими людьми. Исследуя стили  материнского поведения, учёный показал, что они определяются тем, что  именно ожидает от ребёнка в будущем  та социальная группа, к которой  он принадлежит. По мнению Эриксона, на каждой стадии возрастного развития общество выдвигает определённые ожидания в отношении человека. Таким образом, каждому возрасту свойственна определённая задача. Однако успешность решения этой задачи зависит как от уровня развития личности, так и от духовной атмосферы общества и условий жизни этого человека (отсюда и название – психосоциальная модель развития личности). Рассматривая развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти, Эриксон считал, что важнейшее значение для психики человека имеет упорядочивание и интегрирование собственного жизненного опыта – синтез эго. Сквозная задача, «пронизывающая» всю жизнь человека – обретение идентичности.  
            Идентичность – это, прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой связаны с предшествующими стадиями развития. Приобретение идентичности, как целостности своего «Я» происходит между двумя полюсами развития – позитивным и негативным. Развитие личности – борьба этих крайних возможностей. В каждом возрасте человек должен делать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач своего развития. Если побеждает продуктивное направление, тогда у человека развиваются его сильные качества или основная способность самотождественности. Если человек развивается в деструктивном направлении, то возникает патология данного возраста, ослабляющая чувство самоидентичности, человек становится всё менее адекватен самому себе.[11] 
          В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.

      1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;
     2) вторая фаза (раннее детство: 2—3-й  годы жизни) характеризуется автономией  или стыдом и сомнением; 
     3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-и годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;
     4) четвертая фаза (школьный возраст:  с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности  и трудолюбия или малоценности;
     5) пятая фаза (юношество) характеризуется  личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
     6) шестая фаза (молодость: 20—30 лет)  характеризуется близостью, интимностью  и солидарностью или изоляцией; 
     7) седьмая фаза (зрелость: 30—40 лет)  характеризуется творческим началом,  интегративностью или застоем;
     8) восьмая фаза (старший взрослый  возраст (плюс старость), от 40 лет  и старше) характеризуется целостностью  личности или раздвоенностью, отчаянием.[7]
     Предложенная  Э.Эриксоном схема периодизации названа эпигенетическим ансамблем, в котором одновременно со-присутствуют все возрасты. Переход от одного возраста к другому вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э. Эриксону, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ни один прожитый человеком возраст не проходит бесследно, поскольку ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.[7]
     Описывая  развитие человеческой психики, Э.Эриксон  признаёт неисчерпаемость научными методами этой реальности и потому не придаёт своей концепции характера жёсткого каркаса. Так, он пишет, что последовательность возрастов и порядок их смены не есть непреложный закон развития каждого человека. Во-первых, в каждой точке развития существует возможность возрастного регресса или «растительного» существования (недаром мы говорим о вечных юношах и седовласых младенцах). Во-вторых, личная биография, заведомо не совпадающая с нормативным представлением о развитии, открывает возможности не только для остановки и регресса развития, но и для трансцендирования собственного возраста, выхода за рамки жизненных представлений о возрасте (поэтому мы говорим иногда о взрослой ответственности иных отроков или поседевших в один миг юношах). Каждому возрасту свойственны не какие-то определённые нормы, а указываются высшие естественные возможности достижения для данного возраста.[7]
     Периодизация  детского развития в современной  отечественной психологии эту линию  продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах: [19]
(cм. Приложение 6)
 а)  несостоятельность многих периодизаций  психического развития связана  с тем, что за их основания  брались хотя и характерные,  но внешне отдельные признаки  развития, а не внутреннее существо  этого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;
б) периодизацию психического развития необходимо строить  с учетом смены одной целостной  деятельности другой; личность ребенка  изменяется как целое в своем  внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;
в) при  рассмотрении источников развития психики  каждый его период необходимо связывать  с наиболее значимым для него типом  целостной деятельности ребенка (ведущей  деятельностью);
 г)  целостная деятельность ребенка,  специфическая для каждого его  возраста, определяет те психические  изменения, которые впервые в  нем возникают — новообразования.  Именно эти новообразования служат  основным критерием для деления  детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. [19]
     Согласно  А. Н. Леонтьеву и Д. Б. Эльконину, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований. В то же время, достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития. Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.
Новый тип деятельности, лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, получил название ведущего (понятие, по своему смыслу близкое к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского).[19]
     Ведущая деятельность — это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
     Таким образом, ведущая деятельность —  та, развитие которой обусловливает  главнейшие изменения в психических  процессах и психологические  особенности личности на данной стадии развития;
4) наконец,  деятельность, при прочих равных  условиях предпочитаемая субъектом  перед любой другой.
     Идеи  Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок - общественый предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, реализует свои определённые потребности, мотивы и задачи (ребёнок-взрослый) и овладевает культурными способами действия с предметным миром (ребёнок – предмет). Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным. [8]
См. Приложение 6
     Д. Б. Эльконин предложил рассматривать  каждый период развития на основе четырех  критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
     Рассматривая  своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в каждый возрастной период, Д.Б.Эльконин выявил следующую закономерность – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, так как они взаимодополняют друг друга. [8] Но в каждом возрастном периоде одна из тенденций является преобладающей. Первая тенденция – развитие мотивационно-потребностной сферы, вторая – развитие операционно-технических возможностей.
     Рассматривая  каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. [8] Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Эльконин Д.Б. выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.
     В основе периодизации Леонтьева А. Н. и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский — с учебно-профессиональной деятельностью.[9]
     Этап  раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.