На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общая характеристика рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ФИЛЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЕСИ) 

Курсовая  работа
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Общая характеристика рыночной экономики»
                                                                                       
                                                                                         Выполнила студентка:
                                                                                         группы АЛ-ДЛФ-001 
                                                                                         Руденко Алина Юрьевна
                                                                                          __________________  2011
                                                                                          Руководитель работы:
Ильиных Татьяна Петровна
Оценка _________________
                                                                                           __________________  2011
Славгород 2011
                       Содержание
Введение                                                                                                                 3
Глава 1.Особености рыночной экономики.                                                         4
1.1.Условия  возникновения, этапы развития  и черты рыночной экономики.   4
1.2.Рыночный  механизм и принципы его функционирования.                          8
2.Сущность  рынка.                                                                                               14
2.1.Рынок:  структура и функции. Инфраструктура  рынка.                             14          
2.2.Становление  и развитие рыночных отношений  в России.                         18
Заключение.                                                                                                        23
Список  литературы.                                                                                           25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     Актуальность  данной темы заключается в том, что рыночная экономика в данный период времени является самой распространенной, и считается самой эффективной экономической системой. Проблема перехода к рыночной экономике занимает сейчас главное место в изучении всех рыночных дисциплин. Современный рынок значительно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции  тем, что предполагает активную финансово – кредитную и денежную политику государства, а также наличие социальной защиты малоимущей части населения.
     Экономика большинства стран мира является рыночной, она требует от общества наименьших издержек при решении  экономических проблем. Производители  и потребители товаров находят  друг друга без всякого вмешательства  извне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все  ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а  нужное, прогрессивное получает простор  и развитие.
     Целью работы выступает исследование общей  характеристики рыночной экономики.
     Для реализации данной темы необходимо решение  следующих задач:
    Проанализировать условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики.
    Рассмотреть рыночный механизм и принципы его функционирования.
    Изучить рынок, его функции, структуру и инфраструктуру.
    Исследовать становление и развитие рыночных отношений в России.
 
 
 
1. Особенности рыночной экономики.
1.1 Условия  возникновения, этапы развития  и черты рыночной экономики.
     Система рыночной экономики сложилась в XVIII веке и просуществовала в зависимости от динамики стран до начала XX века. Эта модель не плод фантазии ученых, она реальна, так как является результатом исторического развития общества. [6]
       Рыночная экономика возникла на определенном этапе развития человеческого общества, ее становление самым тесным образом связано с формированием капитализма и частной собственности.
     Рыночные  отношения прошли весьма сложный  путь развития и в своих современных  формах существенно отличаются от рынка XVIII, XIX, даже первой половины XX столетия. Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К главным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие общественные потребности, возникающие в ходе развития общества.  Например, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др.
     Рассмотрим  основные условия возникновения  рынка.
     Первое  условие – разделение труда, которое  ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, чтобы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
     Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной  из простейших форм обмена. Конечно, ему  еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а несколько  обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
     Возникла  необходимость появления денег, которые расширили стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство именно таких изделий, которые нужны производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие нужные ему предметы. Другими словами, производство появилось для удовлетворения потребностей других экономических агентов. Производители и потребители товаров общаются на языке цен и с помощью этого языка решают важнейшие для всей нации экономические проблемы.
     Второе  условие - самостоятельность экономических агентов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия).
     Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
     Некоторые ученые, политики считают, что лучший способ распределения товаров между  претендующими на них потребителями  есть купля-продажа, рынок. Такие экономические  отношения называются товарно-денежными, а экономическая система –  рыночной. [5] 
     Обратим внимание на некоторые закономерности процесса образования рынка, которые  в той или иной мере, в большей  или меньшей степени были присущи  экономике любой страны. Этот процесс  начался в XVI в., хотя первые признаки стали проявляться немного раньше. Процесс формирования рынка характеризуется  рядом важных моментов:
     1) Его отличает несомненная прогрессивность,  связанная с экономической свободой, новыми социальными перспективами  определенных слоев населения;
     2) Это насильственность процесса (например: процесс огораживания общинных  пастбищ в Англии);
     3) Участие государства в формировании  условий для первоначального  накопления капитала, в поощрении  капиталистических мануфактур. Для  экономической политики эпохи  формирования рынка характерно  обеспечение активного денежного  и торгового баланса. Принцип  свободы предпринимательства был  сформулирован впервые только  к концу этого периода А.  Смитом в книге "Исследование  о природе и причинах богатства  народов" в 1776 г.; [5]
     4) Вместе с рынком происходит  формирование определенной идеологии,  морали, психологии, специфического  менталитета людей.
     Ученые  выделяют следующие исторические этапы  развития рыночной экономики:
- свободная  конкуренция;
- массовое  производство;
- сбыт;
- постиндустриализм.
     Свободная конкуренция в экономике всегда проявлялась с ограничениями (часто значительными), по поводу чего П. Самуэльсон заметил: "Свободная конкуренция всем хороша, но она никогда не была испытана"'. Всегда что-нибудь ее ограничивало: или остатки феодализма, или разного рода диктатуры, или войны, или социальное давление. [2]
          Основные черты рыночной экономики:
    конкуренция;
    многообразие форм собственности (частной, государственной, муниципальной, смешанной);
    полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
    свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
    сосредоточение капитала в руках буржуазии;
    неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
    ориентированный на покупателя рынок.
    конкуренция;
    многообразие форм собственности (частной, государственной, муниципальной, смешанной);
    полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
    свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
    сосредоточение капитала в руках буржуазии;
    неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
    ориентированный на покупателя рынок.[10]
     Итак, нами был сделан вывод, что рыночная экономика является результатом  исторического развития общества. Сложилась  рыночная экономика в  XVIII и прошла сложный путь развития. В современном мире государства с чисто рыночной экономикой не существует. Рыночная экономика до сих пор продолжает развиваться.  

     1.2 Рыночный механизм и принципы  его функционирования. 

     Рыночный  механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.[8]
     Еще одно, более простое, определение говорит, что рыночный механизм – это механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
     Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку. [6]
       Спрос можно рассматривать как  форму проявления потребностей  людей, обеспеченных денежным  эквивалентом. Спрос выражает собой  не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая  подкреплена покупательной способностью  людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но  не иметь денег, тогда нет  особого смысла говорить о  покупательском спросе. Таким образом,  предполагается, что покупатели  имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.
     Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями  по данной цене в определенных условиях места и времени.
     Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные  виды:
    Нерегулярный спрос – это спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, не загруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
    Нерациональный спрос - это спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
    Отрицательный спрос - это спрос когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
    Скрытый спрос - это спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
    Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).[9]
     Существуют  также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.
     Рыночный  механизм позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые  нельзя трансформировать в спрос. К  ним, прежде всего, относятся блага  и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке  называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, и т.д.). Вместе с тем в  обществе с развитой рыночной экономикой большая часть потребностей удовлетворяется через спрос.
     Количество  товаров, которое будет предложено производителями на рынке по каждой данной цене в течение определенного  промежутка времени, называется предложением. [6]
     Иногда  предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или  в пути) и которые могут или намерены продать производители. Таким образом, предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.
       Можно привести другое определение:  предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам.[9] 
       Цена – денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара зависит от стоимости самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, в первую очередь, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Его действие на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.
     Особенность рыночного механизма состоит  в том, что каждый его элемент  теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара – это ориентир, на основе этого ориентира предприниматели делают свой выбор, какой товар производить, а потребители, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка, как для потребителей, так и для производителей.
     Конкуренция предполагает соперничество (соревнование) между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и  реализации продукции. [6] 
     Элементы рыночного механизма существуют не изолированно, они взаимодействуют друг с другом. Как раз это взаимодействие и представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
     Спрос характеризуется шкалой, которая  отражает готовность покупателей в  данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют  объем спроса и цена спроса.
     Объем спроса – это количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.
     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен  устанавливается законом спроса.
     Закон спроса устанавливает обратную зависимость  между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.
     Обратная  зависимость объясняется следующими основными причинами:
    снижение цен увеличивает число покупателей;
    снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
    насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.
     Таким образом, повышение цены на товар  ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, ведет  к возрастанию величины спроса.
     Закон спроса имеет графическую интерпретацию  в виде кривой спроса. Важнейшим  свойством кривой спроса является ее убывающий характер.
     Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина спроса –  это количество единиц определенного  товара, которое отдельный покупатель или вся совокупность покупателей готовы приобрести за некоторый период.
       Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины спроса выражаются в движении по кривой спроса. Изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.
     Изменение спроса обусловливается многими  факторами. В их числе можно выделить:
    Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
    Потребительские вкусы и предпочтения. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.
    Цены на сопряженные товары. Спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся.
    Потребительские ожидания. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы, а ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
     Как в случае со спросом, так и в случае с предложением следует различать изменение величины предложения.
     Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины предложения  от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина предложения  – это количество единиц определенного  товара, которое отдельный производитель  или вся совокупность покупателей  готовы приобрести за некоторый период.
     Величина  предложения меняется тогда, когда  изменяется цена товара (на графике  – движение по одной и той же кривой предложения). [7]
     Изменение предложения происходит тогда, когда  изменяются прочие факторы, которые  раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить:
    Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).
    Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
    Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.
    Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.
     Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности. Эластичность предложения измеряет степень изменения величины предложения в зависимости от увеличения цены.
     Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  приспособляется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция. Без какого либо из  этих основных элементов функционирование рыночного механизма невозможно.   
 
 

            
 
 

2. Сущность  рынка.
     2.1.Рынок:  структура и функции. Инфраструктура  рынка. 

     Рынок – механизм гибкий, чутко реагирующий  на малейшие движения спроса, предложения, цены. [6]
     Рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного  производства. Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием  общественного разделения труда  и экономическим обособлением субъектов  рыночных отношений. Эти условия  зарождались и развивались как  единое целое, как единый процесс  взаимодействия производства и сбыта  продукции.
      Можно дать несколько определений рынка:
    Рынок — это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
    Рынок — это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов иными словами, отношение спроса и предложения.
    Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
     Современный рынок с его механизмами может  существовать в условиях экономической  и политической свободы, которая  дает возможность человеку раскрыть свои способности и реализовать  свои интересы в производстве, обмене, распределении и потреблении. [1]
     В экономике выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.
    Регулирующая функция – самая важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции помогает находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Рост цен – дает сигнал к расширению производства, падение – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг стоит отказаться или сократить объем их выпуска. Так же ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои потребности.
    Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой.
    Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
    Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
    Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
    Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией покупатель имеет возможность выбрать поставщика продукции, а продавец - покупателя.
    Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. [3]
     Структура рынка — основные характерные черты рынка, в число которых входят: количество и размеры представленных на рынке субъектов, степень, в которой товары разных субъектов схожи между собой; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность рыночной информации. [11]
     Выделяют  следующие критерии для классификации структуры рынка:
 1.     по объектам рынка
    рынок товаров и услуг
    рынок капиталов
    рынок труда
    финансовый рынок
    рынок информации
2.     по географическому положению
    местный
    региональный
    национальный
    мировой
3.     по механизму функционирования
    рынок свободной конкуренции
    монополизированный рынок
    регулируемый рынок
4.     по степени насыщенности
    равновесный рынок
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.