На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Факультет педагогики и психологии
Кафедра методик дошкольного и начального образования 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Нижневартовск, 2007 

Оглавление
         с.
  Введение……………………………………………………………………............3                                                                                                              
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития      воображения в дошкольном возрасте      
      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
            развития воображения дошкольников……………………………………6                                                          
           Организация театрализованных игр в педагогическом процессе………13        
          Анализ современных образовательных программ ДОУ по проблеме              исследования………………………………………………………………..19
Глава 2. Педагогическая система работы по развитию творческого            воображения в театрализованных играх
          Диагностическая схема исследования …………………………………...23                                                   
         Особенности развития творческого воображения старших дошкольников и театрализованных игр…………………………………………………...29                                      
         Система работы по развитию творческого воображения старших
         дошкольников в театрализованных играх………………………………..33
  Заключение……………………………………………………………………….39                                                                                                              
 Литература………………………………………………………………………..40                                                                                                               
 Приложение……………………………………………………………………….43                                                                                                               
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 

Введение
     В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.                 Современные дети знают больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из актуальных задач современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры – одного из ведущих видов детской деятельности – из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые. В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжете, разыгрывании роли, замещении предметов.  
     В курсовой работе введено ограничение. Нами рассматриваются театрализованные игры как средство развития творческого воображения старших дошкольников.       
     Существуют  различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико. Они всесторонне обогащают опыт ребенка, активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают способности. Эти игры, направлены на развитие творчества у ребенка, в них ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. [9].
     Известный детский психолог А.В. Запорожец  утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. [16,с.13]. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.[52,с.3]. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
  В теории дошкольного образования существует много разработок, посвященных использованию разных средств развития воображения, однако на практике педагоги недостаточно уделяют внимания использованию театрализованной деятельности в повседневной жизни детского сада, так как не хватает знаний, опыта.
      Цель работы – разработка педагогической системы использования театрализованных игр в повседневной жизни ДОУ, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
         Объект исследования: Процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.
    Предмет исследования: Организация театрализованных игр как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
      Гипотеза: Процесс развития творческого воображения старших дошкольников средствами театрализованных игр будет эффективней, если педагогическая система работы будет включать в себя следующие условия:
    1) целесообразный отбор и использование театрализованных игр, этюдов, упражнений развивающих воображение;
    2) взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной и конструктивной в едином педагогическом процессе;
    3) определение времени и места для проведения  театрализованных игр в режиме дня.
Задачи:
    Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у  старших дошкольников и организации театрализованных игр в педагогическом процессе.
    Выявление уровня развития творческого воображения и театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.
    Разработка и частичная апробация системы использования театрализованных игр с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы  исследования: теоретический анализ литературы, формулировка гипотезы; педагогический эксперимент, который включает в себя следующие методы: наблюдение, беседа,  продуктивная деятельности детей.
База  проведения исследования: Исследование проводилось в МОУ ДСКВ №76 «Подснежник», г. Нижневартовска. В экспериментальной части принимали участие 30 детей 5-6 лет. 

                                                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития  воображения дошкольников
          Одной из наименее разработанных является проблема механизмов творческого воображения дошкольников.
     Творческой  деятельностью  называют такую деятельность, которая создает нечто новое. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение складывается из опыта, а опыт ребенка растет и складывается постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
     Психологи и педагоги признают, что именно в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. Не случайно К.С. Станиславский призвал актеров учиться у детей искусству игры, искусству вживания в образ и органичного в нем существования. [13, с.118] Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного.
     Всякая  деятельность воображения имеет  очень длинную историю. То, что  мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень  долгого внутреннего вынашивания  и развития плода. В самом начале этого процесса, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление, представляет сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты.  Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен во всём умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших нервных внутренних возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка в частности процесс преувеличения преуменьшения отдельных элементов впечатлений. Страсть детей к преувеличению, заключается большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелось в сказочных образах. Преувеличение, как и воображение вообще, одинаково нужно в искусстве, как и в науке. Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы – от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной. Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность ещё и другого условия, а именно: самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением я называю такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательной мозговой работы. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.
     Деятельность  воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых  эти потребности выражаются. Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей  среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появляются раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для их возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.
     Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок. Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка отличается от взрослого. Интересы ребёнка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого. Чем же отличается воображение ребёнка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует ещё мнение, что у ребёнка воображение ещё богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль.  Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Ребёнок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, вульгарном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребёнка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребёнка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. [10; 253-259]
     Психолог  О.М. Дьяченко, изучая особенности воображения у детей, отмечает, что существуют два вида воображения: «эмоциональное» и «познавательное». «Эмоциональное» воображение направлено на выражение желаний ребенка, его переживаний, т.е. всего того, что связано с образом его Я. С помощью этого вида воображения ребенок уходит от травмирующей его ситуации, сохраняя свое достоинство, или благополучно для себя разрешает конфликтные отношения. Он мечтает быть ловким, сильным, удачливым, непобедимым. «Эмоциональное» воображение служит для утверждения и защиты позиции ребенка. У детей с этим видом воображения образы более оригинальные, но зато они хуже организованы, с меньшей последовательностью, чем у детей с «познавательным» видом воображения. С помощью «познавательного» воображения ребенок строит объективную картину мира, открывает его свойства. Образы у таких детей менее оригинальны, но более организованы. О.М. Дьяченко считает, что существуют дети, у которых устойчиво преобладает либо «эмоциональное», либо «познавательное» воображение.  Виды воображения зависят от особенности личности ребенка. Дошкольник с преобладающим «эмоциональным» воображением направлен на себя и переживание своих личных проблем. А ребенок, у которого преимущественно «познавательное» воображение, направлен на внешний мир. У детей с разными видами воображения степень напряженности эмоциональной жизни не одинакова: она значительно слабее у ребенка с «познавательным» воображением повышена у дошкольника с «эмоциональным воображением». Последний, характеризуется обостренным переживанием различного рода конфликтов: уходом в воображаемые ситуации, агрессией, страхами.
     Знание  особенностей воображения дошкольника  позволяет учитывать индивидуальные различия между детьми в игре, более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с «эмоциональным» воображением), организовать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. Характер и процесс игры во многом определяется видом воображения ребенка.[32, с.14]
     По данным О.М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе. Этот факт исследователи связывают с кризисом 3 и 7 лет, когда у детей начинается повышенная эмоциональная и личностная перестройка. В 4-5 лет уровень творческого воображения детей несколько снижается. К 4-5 годам в процесс воображения включается планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует будущий шаг. Следующий этап в развитии воображения дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и получает свободу в оперировании ими. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает икать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяется овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею будущей игры, предварительно строить замысел своего рассказа. На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже построить план их выполнения и последовательно реализовать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью его собственного воображения. [13, с.121]
     Все формы творческого воображения  заключают в себе аффективные  элементы. Это значит, что всякое  построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека.
       Творчество – интегральная деятельность  личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, Я.А. Пономарева, Н.П. Саккулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Детское творчество – это создание ребенком субъективно, значимого для него, прежде всего, нового продукта – рисунка, рассказа, сказки, песенки и объективно значимого для общества. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов сказок, рассказа, игры-драматизации. Для развития детского творчества, творческого воображения детям необходимо получить новые впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства.
      Все выше изложенное позволяет сформулировать ряд выводов:
      Деятельность творческого воображения  является очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов.
      Психологи и педагоги отмечают, что именно в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.
      Знание особенностей воображения дошкольника позволяет учитывать индивидуальные различия между детьми в игре, более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников.
 
1.2. Организация театрализованных игр в педагогическом процессе
     Изучение  психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаечевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой и т.д. [16, с.6]. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». [5]
     Существуют  различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико. Они всесторонне обогащают опыт ребенка, активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают способности. Эти игры, направлены на развитие творчества у ребенка, в них ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
        По мнению Л.В. Артемовой, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности. В театрализованных играх выделяют режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся драматизации, кукольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и т.д. В играх ребенок не является действующим лицом, но он придумывает персонажи и сюжет. Здесь больший удар делается на вербальных средствах выразительности, пантомимика ребенка ограничена, так как он манипулирует с неподвижной или малоподвижной игрушкой. В играх-драматизациях ребенок более активен. Он играет сам, вкладывая в образ своего героя те черты, которые, на его взгляд, являются главными. При этом ребенок использует все возможные средства выразительности – как вербальные, так и невербальные. Своеобразие игр-драматизаций, по мнению исследователей Л.В. Артемовой, Д.В.  Менджерицкой, Н.А. Реуцкой, определяется сюжетом, заранее придуманным автором литературного произведения. От содержания драматизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, создание определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения. Действия, воспроизводимые детьми в игре-драматизации более сложны, чем  в сюжетно-ролевой игре при подражании, увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
      - имеет опыт восприятия литературных  произведений, их переживания и  осмысливания;
      - имеет опыт взаимодействия с  театральным искусством (знает, что  такое театр, что такое спектакль,  имеет опыт восприятия и переживания  театрализованного действия);
      - включается в театрализованную  деятельность соответственно своим  возможностям и способностям (ребенок  – «режиссер», ребенок – «актер»,  ребенок- «зритель», ребенок –  «оформитель» - «декоратор» спектакля).
      Исследователями А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на данную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.
      Ребенок - «режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает гностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен, танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов) и организаторскими способностями (распределяет роли, определяет «сцену», руководит игрой-драматизацией, доводит игру до конца).
      Ребенок - «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, эмоционален, чувствителен.
      Ребенок - «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игру-драматизацию, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
      Ребенок- «декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры,  которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов.
      Готовность  ребенка к игре-драматизации осуществляется в семье, при поддержки родителей  и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Большую роль играет личная заинтересованность и «включенность» педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников, он учитывает и развивает индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создает внешние условия, активизирующие потребность детей в игре, условия, содействующие ее развитию.
      Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о  том, что старшие дошкольники  сохраняют положительное отношение  к игре-драматизации, она остается интересной для них. Это связано с тем, что  в этих играх расширяются возможности ребенка.
      В старшем дошкольном возрасте значительно  вырастают возможности детей: движения становятся более координированными  и пластичными, длительное время  они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать. Дети 7-го года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков литературных героев. Деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений в старшем дошкольном возрасте приобретает более самостоятельный и коллективный характер. Они готовы самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют между собой обязанности, самостоятельно обсуждают и подготавливают необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю. Уже  к пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа. Кроме того, умеют находить связи между словом и действием, жестами, интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты.[19, с.119]. Все это, наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре  требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства, художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
      Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия – индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности – и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
      Есть  много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
      Иногда  дети выступают как настоящие  артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной  игрушки. Первый - типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой. Кроме того, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
      Таким образом, все это стимулирует развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.   

1.3. Анализ программ  современных программ ДОУ по проблеме исследования
     В настоящее время существуют разнообразные  программы для дошкольных учреждений. Педагогу предоставлен широкий простор  для его творческой деятельности.
«Из детства в отрочество» - программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. (Т.Н.Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.).
     Для того чтобы дети могли полноценно развиваться в театрализованной деятельности, в семье и дошкольном учреждении необходимо решить следующие задачи.
В семье
    Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности.
    Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.
    Предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.
    Рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша.
    Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства.
    По желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения.
    Организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
В дошкольном образовательном  учреждении
      Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
      Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.).
      Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
      Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
      Вызывать желание исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги. Побуждать по ходу инсценировки произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.
      Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться  к созданию целостного художественного образа.
      Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развивать двигательное воображение.  
«Детство» - программа развития и воспитания детей  в детском саду (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева., Н.А. Ноткина).
Задачи:
    В театрализованых играх уметь с помощью педагога и самостоятельно определять место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки).
    Создавать игровую обстановку (готовить простейшие декорации).
    Согласовывать свои действия с другими «артистами».
    В играх действовать и говорить от имени разных персонажей, сочетать
    свои  движения с речью.
    Выразительно передавать игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и  жестах различные эмоциональные состояния героев.
    К концу дошкольного возраста уметь творчески разворачивать сюжет игры в воображаемом, словесном плане (речевое игровое фантазирование), дополнять замысел играющих, передавать свои впечатления.
     Цель воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребенка (упражнения по развитию диалогической и монологической речи, воображения и творчества), повышая тем самым влияние игры на его развитие. Руководя игрой, воспитатель помнит о том, что ее развивающий эффект проявляется в полной мере, когда ребенок проявляет в игре самостоятельность, творчество, инициативу.
Программа воспитания и обучения в детском саду (под  редакцией Н.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
  Задачи:
    Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням.
    Готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю.
    Совершенствовать исполнительские умения.
    Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.
    Использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос движения), отчетливость произношения.
    Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
    Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения
      спектаклей.
    Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления.
    Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
    Воспитывать любовь к театру.
    Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театра (теневой, пальчиковый, кукольный и т.д.).
   В своей работе мы будем использовать рекомендации, данные Программой воспитания и обучения в детском саду. В  настоящее время она является одной из альтернативных программ, которые можно внедрять в работу детского сада. 
   Выводы  по первой главе:  
    Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.
    Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологическим (навязчивые страхи, тревожность), или же вести ребенка к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.
    Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос, развития воображения дошкольников, о целенаправленном руководстве взрослых не подавляющих, а развивающих творческие способности детей.
    Театрализованные игры имеют большие возможности для развития личности ребенка. Они направлены на развитие творчества у детей, в них ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в театрализованных играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
    Организация педагогического процесса является целенаправленным, содержательно насыщенным и организационно оформленным взаимодействием педагогической деятельности взрослых и детей. Он представляет собой определенную систему, компоненты которой – содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. При этом педагогический процесс эффективен при условии активности и того, кто воздействует и того, на кого он направлен.
 
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 

2.1 Диагностическая схема исследования
      Цель констатирующего эксперимента - выявить уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и уровни развития театрализованных игр.
     Для этого используются методики Дьяченко О.М. «Изучение уровня развития воображения» и Деркунская В.А. «Изучение театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста» (игровые позиции детей в игре-драматизации и внешние условия игровой среды).
Изучение уровня развития воображения
Подготовка  исследования. Подготовить листы бумаги и набор цветных карандашей.
Проведение  исследования. Детей 6-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах в каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начнет рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.
Уровни  развития воображения
Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены. Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.
Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.
Низкий  уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
  Проведение исследования. Проводится наблюдение за деятельностью детей в играх-драматизациях.
Цель  наблюденияизучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение  проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией  старших дошкольников. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+»; «»;«+—».
В таблице  фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к  детям «режиссерского» типа, что  проявляется в наличии таких  умений, как:
•  интерпретация  ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
•  комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
•  планирование игры — организация спектакля.
Графа «Роль» позволяет определить детей  «актерского» типа, у которых:
•  принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
•  передача образа происходит через использование  средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
•  возможна импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:
•  внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать  за происходящими событиями в спектакле;
•  сопереживание  — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует  на происходящие события, спектакль  в целом;
•  воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние,
настроение  любыми доступными средствами детской  художественной
деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Имя ребенка Структурные компоненты игры-драматизации Ведущий мотив игры
 
Замысел
 
Роль
 
Восприятие
 
Интерпретация
Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Воспроизведение впечатлений
                                 
                     
 
Обратите  внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из-за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Данная таблица позволит увидеть, какие умения, способности развиты у ребенка лучше.
Дети, которых  условно можно отнести к позиции  «художник-оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:
•  интерпретация  ребенком привлекательного литературного  сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
•  комбинирование замысла — создание декораций  спектакля;
•  передача смысла образа литературного персонажа  через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью  таблицы можно определить, какую  позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские  умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские  умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.
Диагностика состояния игровой  среды для театрализованной деятельности
Проведение  исследования. Проводится опрос воспитателей старшей группы.
Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в Вашей группе, в дошкольном образовательном учреждении. При заполнении таблицы используйте следующие оценки: «+» - да; «—» - нет; «+—» - частично.
Результаты, полученные в ходе диагностики, позволят сделать вывод о том, насколько  эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей  в вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.
Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей Оценка
В детском саду 1. Специальное  помещение для театрализованной  деятельности детей
 
2.Устройство театра:                                                               сцена
занавес
зрительный  зал
декорации
музыкальное оснащение
осветительные приборы
 
3.Специальные помещения:  мастерская  режиссера
 костюмерная 
гримерная
мастерская  оформителя
место для хранения декораций
 
4.Театральный  реквизит:  наборы  кукол
 ширмы  для кукольного театра
 костюмы
маски
игровые атрибуты
 
В группе детского сада 1. Наличие  уголка (уголков) театрализованной  деятельности детей
 
2. Различные виды театров:  «бибабо»
 настольный 
теневой
 пальчиковый 
театр на фланелеграфе
 марионеточный
 
3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: наборы кукол  ширмы  для кукольного театра
 костюмы
 элементы  костюмов 
маски
игровой реквизит
 
  4. Наличие в театральных уголках атрибутов для различных игровых позиций: «актер»: костюмы маски куклы театральный  реквизит
 
Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей  
а) грим элементы  костюмов
 
б) «режиссер»:  декорации
различные материалы для изготовления театральных  атрибутов
стул  режиссера
сценарии, алгоритмы их составления
книги
образцы музыкальных произведений (кассеты  с записью музыки)
 
в) «зритель»: места для зрителей
 афиши
 программки
 театральная  касса
 билеты  в театр
 бинокль 
«деньги»
номерки в гардероб
 реквизит для буфета
 
г) «оформитель» различные виды бумаги, ткани
краски
фломастеры
клей
карандаши
нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки
подручный материал
природный материал
 
 
В совокупности полученная информация будет служить  основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Особенности развития  творческого воображения  старших дошкольников и театрализованных игр
    Констатирующий эксперимент проводился в МОУ ДСКВ №76 «Подснежник» с 30 детьми старшего дошкольного возраста (по 15 человек экспериментальная и контрольная группы).
Изучая  уровень развития воображения у  детей, мы получили следующие результаты (Приложение, таблицы 1,2):
Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень - 0     Высокий уровень  – 1 реб. (7%)    
Средний уровень – 10 дет. (67%) Средний уровень  – 9 дет. (60%)
Низкий  уровень – 5 дет. (33%) Низкий уровень  – 5 дет. (33%)
Из полученных результатов можно сделать вывод, что 33% детей старшего дошкольного возраста показали низкий уровень развития воображения. Дети не могут придумать сказку, с трудом рисуют к ней картинку или не рисуют вообще.  Они рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторной инструкции, что говорит о необходимости проведения работы по развитию воображения. Дети с трудом планируют свою деятельность.
     Наблюдая  в естественных условиях за игрой-драматизацией  старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп,  мы определили ведущий мотив игры и получили следующие результаты (Приложение, таблица 3, протокол 1):
Экспериментальная группа Контрольная группа
ребенок-«режиссер»- 2 ребенка (13%); ребенок-«режиссер»- 2 ребенка (13%);
ребенок- «зритель» - 10 детей (67%); ребенок- «зритель» - 10 детей (67%);
ребенок-«актер» - 3 ребенка (20%). ребенок-«актер» - 3 ребенка (20%).
 
Только  Зарина Ч. и Катя П. быстро воспринимают литературный текст, осознанно понимают поступки героев, устанавливают причинно-следственные связи, понимают последовательность событий. Девочки активно участвуют в  распределении ролей между сверстниками, участвуют в подготовке игровой среды. Это говорит о том, что у девочек хорошо развиты режиссерские умения.
Юля А., Маша Т. и Карина Ф. хорошо проявили актерские умения. Они коммуникабельны, понимают эмоциональные состояния персонажа и в соответствии с этим выбирают соответствующие выразительные средства для передачи образа персонажа, это голос, мимика, пантомимика. В речи изменяют интонацию, тон и темп голоса. Проявляют самостоятельность в выполнении заданий, владеют вербальными и невербальными средствами выразительности, готовы к импровизации.
Десять  детей проявили зрительские умения, т.е. они умеют понимать чужие  эмоциональные состояния и проявляют  эмпатию к персонажам произведения. Дети выражают мнение по поводу увиденного, по поводу игры актеров, проявляют свое отношение к увиденному. Большинство детей предпочитают быть зрителями, боятся брать на себя планирование игры, стесняются в выражении эмоций, предпочитают наблюдать за происходящим, а не участвовать в спектакле. Сережа С., Катя Г., Коля Ж. отказываются брать на себя роль актера или режиссера, т.к. не уверены в своих силах, стеснительны, не умеют передать настроение и основные характерные черты того или иного героя.
       Полученные результаты дают нам  возможность увидеть, какие умения, способности развиты у ребенка лучше и, на что обратить внимание в своей дальнейшей работе.
      Определяя состояние игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты
Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей Оценка
В детском саду 1. Специальное  помещение для театрализованной  деятельности детей
«-»
2.Устройство театра:                                                               сцена
занавес
зрительный  зал
декорации
музыкальное оснащение
осветительные приборы
«-»
3.Специальные  помещения: мастерская режиссера
костюмерная
гримерная
мастерская оформителя
место для хранения декораций
«-»
4.Театральный  реквизит: наборы кукол
ширмы для кукольного театра
костюмы
маски
игровые атрибуты
«+»
В группе детского сада 1. Наличие  уголка (уголков) театрализованной  деятельности детей
 
 
«+»
  2. Различные виды театров:  «бибабо»
 настольный 
теневой
 пальчиковый 
театр на фланелеграфе
 марионеточный
«+»
3.Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: наборы кукол  ширмы  для кукольного театра
 костюмы
 элементы  костюмов 
маски
игровой реквизит
«+»
  4. Наличие в театральных уголках атрибутов для различных игровых позиций: «актер»: костюмы маски куклы театральный реквизит
«+»
Внешние условия игровой  среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей  
оценка
а)грим элементы  костюмов
«-» «+»
б) «режиссер»:  декорации
различные материалы для изготовления театральных  атрибутов
стул  режиссера
сценарии, алгоритмы их составления 
книги
образцы музыкальных произведений (кассеты  с записью музыки)
 
«+» 
«+»
«-»
в) «зритель»: места для зрителей
 афиши
 программки
 театральная  касса
 билеты  в театр
 бинокль 
«деньги»
номерки в гардероб
 реквизит для буфета
 
«+» «+»
«-»
«-+»
«+»
«-»
г) «оформитель» различные виды бумаги, ткани
краски
фломастеры
клей
карандаши
нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки
 подручный материал
природный материал
 
«+» «+»
«+»
«+»
«+»
   
       Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют сделать вывод о том, что внешние условия развития театрализованной деятельности детей в группе и дошкольном образовательном учреждении созданы. Таким образом, работа в данном направлении, на наш взгляд ведется, но является недостаточно полной для максимального развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. И это будет служить основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента, наблюдения, а также анализ календарных планов, свидетельствуют о необходимости определить педагогические условия для повышения уровня развития творческого воображения в театрализованных играх и предложить в практику методические рекомендации по данной проблеме для воспитателей и родителей. 
 
 
 

2.3. Система работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх
     На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента появилась необходимость в разработке системы работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх.
      Цель формирующего эксперимента - разработать систему работы по развитию творческого воображения в театрализованных играх у детей старшего дошкольного возраста.
      Данная  система будет способствовать решению  следующих задач:
    Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики, жестов).
    Развитие воображения, фантазии, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, действовать с воображаемыми предметами).
    Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, мини-сценок, сказок, литературных произведений.
    Способствовать обогащению театрального опыта (знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах).
    Привлекать детей и родителей к изготовлению и подбору атрибутов для театрализованной деятельности (изготовление кукол и игрушек, костюмов и т.д.).
   На  основе анализа отечественной и  зарубежной психолого-педагогической литературы, большой работы мы пришли к выводу, что для полноценного развития детей в театрализованной деятельности необходим новый подход как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми.
     Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию
творческого воображения в театрализованных играх будет состоять из четырех блоков: ритмопластика, театральная игра, культура речи, основы актерского мастерства т.к. всё это в системе способствуют развитию игрового поведения детей, развитию творческого воображения, фантазии, эстетического чувства, умению общаться со сверстниками, сочинять небольшие рассказы и сказки, участвовать в их инсценировке.
      Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
- развитие  двигательных способностей детей  (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
- развитие  пластической выразительности (ритмичности,  музыкальности, быстроты реакции,  координации движений);
- развитие  воображения (способность к пластической  импровизации).
      Театральная игра (игровое творчество) –
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.