На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Происхождение и значение термина идеологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Происхождение и значение термина идеология
Идеология – понятие многозначное отсюда немало различ­ных, подчас противоположных определений этого понятия.
Термин «идеология» (от греч. idea- понятие и logos - уче­ние) ввел французский философ и экономист А.Дестют де Траси (1754-1836) («Элементы идеологии», т. 1-4, 1801­1815). Систематизируя и обобщая взгляды Ф. Бэкона, Э.Кондилълка, K.Гельвецuя и других философов XVIII в., он обосновал целесообразность формирования специфической те­ории об идеях - идеологии. А. Дестют де Траси рассматривал идеологию как науку об общих законах происхождения чело­веческих идей исходя из чувственного опыта, науку, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Главные принципы идеологии, со­гласно А. Дестюту де Траси, должны быть основой политики.
Группа «идеологов» (П.-Ж. Кабанис, М. Кондорсе и др.) во главе с А. Дестютом де Траси занимала оппозици­онное положение по отношению к режиму Наполеона, и он впоследствии возложил именно на них всю вину за про­счеты во внутреней и внешней политике, включая пора­жение в войне с Россией в 1812 г.
Негативное отношение Наполеона и существующей власти в целом к школе идеологов, данная ими интерпрета­ция термина «идеология» как поверхностного философ­ствования, оторванного от конкретной действительности и реальной практики, положили начало традиционной для многих мыслителей XIX–XX вв. критики идеологии как ложной формы сознания, извращающей действительность.
Для всей последующей истории развития идеологии харак­терно как позитивное, так и негативное отношение к ней.
В марксистской концепции (к. Маркс, 1818-1883, и Ф. Энгельс, 1820-1895) всякая мысль, либо теория, высту­пающая в форме идеологии, не может иметь практическо­го значения и искажает социальную реальность в угоду классовым интересам. Понятие «идеология» в марксист­ской концепции используется в трех смыслах: ложное, извращенное сознание; вид теоретического сознания; со­знание определенного класса.
По Марксу, идеология включает широкий спектр ду­ховных образований - религию, идеалистическую фило­софию и т.д. И служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют фун­кцию идеологического производства.
В марксистской доктрине существует не только крити­ческая оценка идеологии как ложного сознания. В своем знаменитом труде «К критике политической экономии» К. Маркс дает позитивную трактовку идеологических про­цессов, увязывая их с классовыми интересами, а классовые интересы - с диалектикой производственных отношений, с характером и уровнем развития производительных сил.
В.И.Ленин (1870-1924) в своей теоретической и практи­ческой революционной деятельности уделял большое внима­ние идеологии, которая, по его убеждению, способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетарские массы на рево­люционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. Он счел необходимым ввести уточняющее понятие «научная идеология», противопостав­ляя ненаучной и реакционной буржуазной идеологии. В по­нимании В.И. Ленина, идеология представляет собой систе­му идей, теорий, взглядов, отражающих социально-эконо­мическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетари­ата, в силу чего она носит классовый характер.
Критические оценки идеологии как ложного, иллю­зорного сознания, сознательно. или неосознанного искажаю­щего реальные факторы действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Парсонс.
Э.Дюркгейм (1858-1917) противопоставляет идеоло­гии как «ложному сознанию» рациональные доводы и объективные методы (по образцу естественных наук) на­учной социологии с ее строгими социальными фактами. Вместе с тем особое внимание он уделял анализу ценност­но-нормативных систем общества, их социальным истокам и функциям, обосновывал, в частности, социальную функцию религии в воссоздании сплоченности и выдвижении идеалов, стимулирующих развитие общества, и рассматри­вал религию в этом плане как синоним идеологии.
В. Парето (1848-1923) - итальянский социолог и по­литэконом (учитель Муссолини) считает идеологию мас­кировкой действий. Парето отождествляет идеологии с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и полагает, что их социальной функцией является прида­ние силы и агрессивности бессознательным инстинктам и эмоция индивида.
К. Манхейм (1893-1947) в своей известной работе «Идеология и утопия» пишет, что понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что помимо обычных источников заблуждений существуют ложные структуры сознания. Одни из них опережают «современное» им бы­тие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие.
По К. Манхейму, идеология - способ понимания общественно-политических явлений правящим классом; признаваемый единственно истинным. Однако ученый подчеркивает важные характеристики идеологии - ее сис­тематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий.
 
 
ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ
Английский политэконом Л.Фойер сформулировал законы, определяющие функционирование идеологии,- это:
?       закон постянных ингредиентов;
?       Закон «левого» и «правого» крыла;
?       Закон генерационной идеологической волны.
Закон постоянных ингредиентов означает, что всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента: представление о собственной миссии избавления и раскре­пощения народа; догмат, дающий идеологии философское обоснование; наличие определенного слоя людей, кото­рый призван воплотить идеологию в действие.
Суть закона «левого» и «правого» крыла заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии происходит различные политические и социальные стадии - «слева направо», и наоборот, т.е. обслуживает различные политические и социальные силы.
Смысл закона генерационной идеологической волны со­стоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию.
В современной идеологической мысли идеология рас­сматривается как система ценностей и предпочтений лю­дей, вовлеченных в политическое действие. Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и веро­ваний о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, Волевых актах, побуждающих человека в своих действиях стремиться к целям, которые он поставил перед собой.
Идеология - это не механическое объединение идей, взглядов, чувств, верований, а сложная система с харак­терными Признаками и особенностями, функциями и структурой.
Функции идеологии:
?       ориентационная;
?       мобилизационная;
?       интегративная;
?       амортизационная;
?       • функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы (социальная);
?       когнитивная (познавательная);
?       легитимизирующая (оправдывающая);
?       нормативная.
Ориентационная функция - задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.
Мобилизационная функция - побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.
Интегративная функция - наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.
Амортизационная функция - служит ослаблению со­циальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реаль­ными возможностями их удовлетворения.
Функция выражения и защиты интересов определен­ной социальной группы (социальная) - возникает на основе­ интересов какой-либо социальной группы и выражает­ся в противопоставлении интересов этой группы интере­сам других групп.
Когнитивная (познавательная) функция - отражает, с одной стороны, в процесс е формирования социально-поли­тических теорий, концепций и доктрин объективную ре­альности, а с другой - дает возможность социальным служ­бам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своём месте в системе общественных отношений.
Легитимизирующая (оправдывающая) функция - состо­ит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.
Нормативная функция - задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчи­вает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.
Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней политической идеологии.
Уровни политической идеологии:
?       теоретический, концептуальный уровень;
?       программно-политический уровень;
?       актуализированный уровень.
Теоретический, концептуальный уровень - наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрывают­ся идеалы и ценности определенного класса, нации, госу­дарства, формируются основные положения:, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политuческий уровень - на нем с языка соци­ально-философских принципов переводятся на язык про­грамм и лозунгов требования элиты или контрэлиты, форми­руется нормативная основа для принятия управленческих ре­шений и политического поведения граждан. Требование это­го уровня - максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия.
Актуализированный уровень - позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень ос­воения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их поли­тическое поведение.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
В современных демократических обществах идеология тесно связана с пропагандой.
Смысл пропаганды - соединение теоретического и обыденного уровней познания, формирование ориента­ций, которые выражаются в готовности к определенному типу политического действия.
В зависимости от содержания информации, способов распространения различают пропаганды: научную; мас­совую; практическую.
Научная пропаганда - воздействует на массовое созна­ние с помощью теорий и концепций в процессе гуманитарного образования, политического обучения граждан.
Массовая пропаганда - оказывает влияние посредством образных суждений и наглядных представлений. Она прово­дится через систему воспитания, профобразования, средств массовой коммуникации (телевидение, радио, печать), об­щественную рекламу (монументальная1 пропаганда, исто­рические связи, мировые рекорды), производственную рек­ламу,. массовое общение (праздники,· демонстрации). Этот вид пропаганды оперирует житейскими истинами и допол­няет научную пропаганду, затрагивая не только разум, но и чувства, когда Политические знания трансформируются в политическую веру, лояльность, приверженность.
Практическая пропаганда - всегда дополняет науч­ную и массовую. Для руководящих кругов, политических партий важно формировать приемлемые условия жизни, которые не вступали бы в Противоречие с предлагаемыми политическими идеологиями.
Пропагандистская деятельность органично связана с агитационной. Под агитацией понимается устная, печат­ная и наглядная идеологическая деятельность, воздейству­ющая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической активности в желаемом направлении. Основные средства агитации - встречи кандидатов в депутаты­ и их доверенных лиц с избирателями, листовки, митин­ги, призывы, публикации в газетах и журналах, выступле­ния по радио и телевидению. Агитация по сравнению с про­пагандой предстает как более популярный и доступный способ внедрения в сознание и поступки людей определен­ных идей, принципов, взглядов, побуждения их к активном­у действию, прежде всего в политической сфере общества.
Если все описанные выше структурные компоненты и функции идеологии привести в хорошо скоординированное и эффективное действие, то в результате сформируется определенная идеологическая позиция конкретной лич­ности или социальной общности. Такая позиция выража­ется в мировоззрении, в интересах и предпочтениях, в ценностных ориентациях человека, в его жизненной стра­тегии и способах ее практического осуществления.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Направление идеологии для современной Беларуси оп­ределяется потребностями разработки государственного курса, что предполагает распространение знаний о задачах­ государственного курса для восприятия его боль­шинством населения. Это создает предпосылки для выра­ботки целостной политики в экономике и социальной сфере белорусского государства.
Идеологию государства можно соотнести с иммунной системой, наличие которой и делает возможным возникновение и существование самого феномена государства. Поэтому важно выработать упорядоченную, теоретически сформированную доктрину, сформулировать лозунги, имеющие идеологическое значение, создать идеологиче­ские символы. В связи с этим в 2003 г. был введен курс «Основы идеологии белорусского государства».
Учебной программой предлагаемого курса предусмат­ривается изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реали­зации идеологических функций государства.
Цель курса - формирование у граждан Республики Бе­ларусь жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремле­ний, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его интересами.
Изучение курса «Основы идеологии белорусского государства» - обязательное условие фундаментальной подготовки будущих специалистов и граждан республики, знаменующие процесс обновления системы идеологической работы в соотношении с требаниями нашего времени.




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.