На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мифотехнологии в политическом PR

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?6
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..…... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ………………………………………………………………...…….5
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий……………………....5
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR……………..……..12
§ 3. Виды мифотехнологий в политике………………………………..……….17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ……………………………………………………...……………...23
§ 1. Мифологема героя………………………………………………..…………23
§ 2. Анализ предвыборных PR-кампаний………………………..…………….26
Заключение…………………………………………………………...…………..30
Список литературы………………………………………………………...…….31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, и тем сложнее они поддаются распознаванию.
Что касается российского общества, то процесс  мифологизации  индивидуального и общественного сознания получил свое неосознанное  развитие именно в советский период. Через средства массовой информации и пропаганды, включенные в систему государственной власти, активно продвигался культ личности, мифы о построении бесклассового общества, всеобщего благоденствия и братства. В дальнейшем крушение советской идеологии разрушило воздействие социалистического мифотворчества на сознание российского общества, но не саму природу мифотворчества.
Современное общество, в котором возможно существование различных идеологий, политический партий и движений, также нуждается в мифотехнологиях, оправдывающих их существование. Сегодня  социальное мифотворчество особенно ярко наблюдается в ходе избирательных кампаний.
Появление многополярной политической системы, столкновение различных политических и экономических групп в борьбе за власть и возможность участвовать в развитии государства привело к усиленному применению психологических способов воздействия на избирателей. В отличие от советского периода, когда избирательная функция определялась сугубо формально, без альтернативы, роль избирателя в современном российском обществе стала одной из самых социально значимых.
    В подобных условиях характерной чертой ведения предвыборной борьбы стало активное использование различных мифологем, так как мифы близки человеку, поскольку отражают не новую информацию, а уже усвоенную и периодически использованную. Поэтому актуальной составной частью PR в политической жизни современного общества следует признать именно работу с мифологемами, при которых не требуется введения новой информации, а задачей становится подключение к уже записанной в массовом сознании информации.
              Объект исследования: мифотехнологии как инструмент  политического PR.
              Предмет: виды мифотехнологий, их использование в политике.
              Целью настоящей работы является изучение сущности и видов политических мифотехнологий, а также разработка собственной классификации мифотехнологий.
Гипотеза: мифологема героя является одной из наиболее востребованных и эффективных в сфере политического PR.
              Задачи исследования:
- охарактеризовать сущность мифотехнологий, рассмотреть их различные классификации;
- выявить основные элементы и функции политического мифотворчества, а так же наиболее эффективную мифологему в политическом PR;
- составить авторскую классификацию мифотехнологий, относящихся к категориям власти и политики.
Данная работа только определяет некоторые аспекты в изучении названной темы, требующей использования различных научных подходов к ее пониманию, применения знаний целого комплекса гуманитарных наук, взаимодействия философских, социологических, психологических, филологических, политологических  способов познания действительности.
              В качестве перспективы исследования будет выступать изучение конкретных политических PR-кампаний, с целью выявить и обосновать особенности функционирования мифотехнологий, специфику их влияния на массовое сознание.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ             
 
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий
 
На протяжении всей жизни человек соприкасается со множеством мифов. В самом простейшем определении миф – недостоверный рассказ, выдумка. Вместе с тем, библиография мифа насчитывает сотни определений.
Словарь античности Й. Ирмшера трактует миф как форму общественного сознания, отражающуюся в виде образного повествования; фантастических представлений о природе общества и личности.[1]
Н. Карцева считает, миф «ценностью, наделенной определенными функциями (указание направлений человеческого поведения, поддержание нормальной жизни в обществе, борьба с фрустрацией, помощь человеку в преодолении конфликтов и стрессов)».[2]
Специфика мифа наиболее четко выступает в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, целую систему, в недрах которой описывается весь мир. Исторически и культурно сложившиеся мифы К.Г. Юнг называет творениями первобытного разума – его коллективными представлениями, образами и мифологическими сюжетами или архетипами.               Иными словами, миф на ранних этапах истории – это создание коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщенно отражающей действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных, очеловеченных существ, которые у общества преломляются в сознании как вполне реальные.
Позднее  из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т.п., в них и удерживается ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры. Миф в наше время не имеет такой важной религиозной и культурной роли, и можно подумать, что потребность в мифотворчестве была только в древнем обществе. Известный исследователь  мифа М. Элиаде писал, что мифологическое мышление может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам, но оно не может исчезнуть окончательно.
Монотеистические религии, рационализм, персональное мышление, отличающее большинство индивидуумов ныне существующего общества, сыграли свою роль, и  современный миф существует уже в иной плоскости. Наше общество, перешагнувшее через подсознательные ассоциации – источники мифов для первобытных людей – и оказавшееся на земле мира рационального и объяснимого, тем не менее, продолжает генерировать мифы. Юнг полагал, что конкретные мифологические системы на уровне воображения и речи превращаются в притчи, сказки, суеверия, амулеты, предчувствия, интуицию, чувства, сны, поверья, догмы и, наконец, на бытовом уровне – в потребности и мотивы в выборах. Изучение архаических  и классических мифов, использование мифологических сюжетов и мотивов в литературе, искусстве, политике свидетельствует о новом осмыслении старых мифологем и активном мифотворчестве в разных сферах жизни. Е.Ф. Губский говорит о «мифизации» известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально неусвояемые и непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых (например, государство, народ, коллектив, техника).
Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать в демократических государствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением. Такие мифы, конечно, редко становятся частью долговременной традиции, входящей в ядро культуры (подобно мифам Древней Греции или былинам об Илье Муромце). Однако в стремительно развивающейся массовой культуре они могут занимать большое место, а главное, решать конкретные задачи по манипуляции сознанием. В любом случае, мифы побуждают к какому-то действию самим фактом своего существования. С их помощью поведение отдельного человека (впрочем, как и целой нации) становится предсказуемым, то есть, управляемым. Миф становится технологией.
С этого момента мифотехнологии правильней будет рассматривать, как часть «социально-коммуникативных технологий». Этот термин, предложенный Д.П. Гаврой, позволяет уточнить понятие мифа, как «технологии» применительно к сфере социальных коммуникаций. Социально-коммуникативная технология, согласно Д.П. Гавре, это «опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи и представляющая собой систему процедур и операций использования социальных ресурсов, обеспечивающую решение этой задачи».[3]
Таким образом, на основании определения, данного Д. П. Гаврой, можно предположить, что мифотехнологии являются частным случаем, одним из видов данной категории. Следовательно, мифотехнологии, как частный случай социально-коммуникативных технологий, обладают следующим рядом признаков:
1. Искусственность и сознательное управление коммуникационными ресурсами.
Мифотехнология всегда предусматривает сознательное управление коммуникационными ресурсами и трансформацию естественного, т. е. стихийно развивающегося коммуникативного процесса, в новую коммуникативную реальность, имеющую управляемый характер. Такая коммуникация уже будет являться продуктом управления и, следовательно, иметь искусственный характер. При использовании мифа мы говорим об особой реальности – символической. Миф – это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, а задача состоит в том, чтобы активизировать эту информацию в выгодном для коммуникатора направлении.
2. Наличие социально значимой цели, целенаправленность и целесообразность.
Под социально значимой целью в данном случае понимается цель, связанная с воздействием на сознание и поведение социальных общностей, изменением социальной структуры, регулированием социальных отношений.
Миф оказывает вполне реальное воздействие на сознание и поведение людей. Будучи внедренными в сознание, мифы воздействуют на мировоззрение, чувства, поступки людей. Еще Платон говорил о мифе как важнейшем средстве нравственного воспитания личности, основе этического регулирования общественной жизни.
3. Социальный характер процесса.
Процесс взаимодействия субъектов должен носить не индивидуальный, а социальный характер. Социальность – это наиболее значимый признак мифа. Его содержание, идеи, смысл должны принадлежать не одному человеку, а непременно некоторому сообществу.
4. Системность и планомерность.
Мифотехнологии должны представлять собой согласованную систему действий социальных субъектов, т. е. упорядоченную совокупность процедур и операций, имеющих устойчивую структуру, направленную на реализацию определенной цели, и разворачивающуюся в соответствии со специально разработанным планом.
5. Формальная организация и функциональное разделение труда.
Мифотехнологии – это упорядоченная последовательность действий, сложный многоэтапный процесс, реализуемый, как правило, организованной группой исполнителей.
6. Оптимизация и обратная связь.
Мифотехнологии относятся к социально-коммуникативным технологиям, которые исходят из необходимости получения максимального эффекта при заданных ресурсах и подразумевают обратную связь, позволяющую определить, достигнута ли поставленная цель.
7. Креативность и стандартизация.
Мифотехнологии представляют собой своеобразный симбиоз нестандартных и унифицированных компонентов. С одной стороны, стандартизация – означает использование вечных образов. С другой, – мифотворчество предполагает наличие творческого креативного компонента, как  нахождения различных способов удовлетворения одной и той же потребности людей.
Все эти признаки – системность, планомерность, формальная организация, обратная связь, креативность и т.д. – присущи технологии создания рекламного и PR-сообщения, а мифотехнологии, в свою очередь, являются частью данного процесса.
Следовательно, мифотехнологию можно рассматривать как инструмент управления коммуникацией социального субъекта посредством апелляции к мифу или использования мифологических образов и сценариев в структуре сообщения для решения какой-либо социально значимой задачи.
На основании этого определения к мифотехнологиям  можно отнести следующие технологии: использование архетипов и использование мифологических сюжетов.
Наиболее полно мифотехнологии, основанные на использовании архетипов, рассмотрены в работе Л. Л. Геращенко «Мифология рекламы». По мнению автора, психологическим приемом рекламного воздействия с использованием архетипов является усиление подсознательного впечатления благодаря применению архетипического кодирования – соединению конкретных признаков товара с архетипическими знаками. [4]
Говоря об особенностях восприятия сообщения, построенного по этой технологии, Л. Л. Геращенко отмечает, что при восприятии сообщения на архетипическом уровне у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Данная технология предполагает возможность формирования изобразительного или смыслового ряда сообщения таким образом, чтобы он вызывал нужный архетип.
Каждому архетипу соответствуют определенная стилистика изображения, тип графики, выбор цвета, композиция, набор предметов (в визуальном ряду), стиль музыки. К числу архетипических знаковых кодов, использование которых вызывает в подсознании глубокие ассоциации с тем или иным архетипом, автор относит солнце, небо, воду, звезды, древо жизни, лестницу, дворец, маяк, колодец, тоннель, спираль, вихрь. К архетипическим знакам, по мнению Л. Л. Геращенко, также можно отнести геометрическую и цветовую символику. [5]
Метод использования отдельных архетипов построен на эффекте «суммирования психической энергии». Это означает, что при совмещении подходящих архетипических форм   и эмоциональной части к сообщению присоединяется внутренняя психическая энергия «архетипа», что придает сообщению дополнительную убедительность и силу.
Еще одной технологией мифотворчества является использование композиционных приемов в подаче информации, которые повторяют наиболее распространенные сюжеты, известные в культурной традиции. В таких сообщениях информация располагается в «предсказанной последовательности», и поэтому воспринимающий легко доверяет такой информации, она бессознательно кажется ему знакомой.
«Традиционный (мифологический) сюжет» – это сюжет волшебной сказки, описанный отечественным исследователем В. Я. Проппом. Необходимо отметить, что сам В. Я. Пропп говорит о формальном разграничении между волшебной сказкой и мифом: «Сказка и миф иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называют сказками». [6]
Анализируя волшебную сказку, исследователь выделил семь действующих лиц, наделенных определенными функциями: Герой, Отправитель, Даритель (снабдитель), Помощник, Царевна (искомый персонаж), Антагонист (вредитель), Ложный герой.
Таким образом,  мифотехнологии, основанные на апелляции к традиционному мифу (использование архетипов и мифологических сценариев в сообщении), базируются на понимании мифа как «коллективного бессознательного».
Поэтому, использование мифотехнологий для распространения информации, целесообразно по трем причинам:
1. Форма сообщения, похожая по композиции на «мифологическую», заставляет воспринимающего самостоятельно додумывать недостающие элементы, заполняя пропуски позитивным отношением.
2. Гарантировано воздействие на чувства. Независимо от конкретного содержания информация будет казаться интересной, и поэтому ее будут пересказывать.
3. Форма сообщения, по композиции похожая на традиционный сюжет, легко воспроизводится без потерь при пересказе. [7]
Петр Вайль и Александр Генис писали: «Миф отвечал сразу на все вопросы – что есть жизнь и смерть, правда и ложь, победа и поражение. Он отвечал даже на те вопросы, которые не ставились. Миф всемогущ именно потому, что он знает всё. Живя в мифологизированном мире, человек наслаждается комфортом предрешенности. Ему не нужно принимать решения. <...> Индивидуальность передоверяет свою судьбу мифологическому институту – партии, правительству, старшему брату. И за это она освобождается от мучений, которые приносит личная ответственность. В мире, где правит миф, легче быть счастливым». [8]
 
 
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR
 
 
В качестве отправной точки познания, понимания и объяснения мифологизации относительно политики приведем утверждение К. Юнга о том, что мифология – это стихийно оформившийся и неосознанный образ первичного психологического опыта человека. В дальнейшем эта точка зрения стала основой для обоснования действия мифотворчества как социально-коммуникативной функции адаптации общества к реальности. Миф первичен по отношению к данной социально-культурной общности. Он «образует, конституирует надличное социальное бытие», т.е. он предстает пространством ценностей и целей, в котором человек живет, поэтому миф творит, а не объясняет реальность. [9] Сознание человека переживает миф как чувственно-эмоциональное отражение действительности, мифическая ситуация, воспринимается, как имеющая место быть на самом деле, тем самым индивид, руководствуясь своими представлениями, начинает действовать в реальности по сконструированной мифом схеме.
В социолингвистике, по определению Р. Барта, миф – это коммуникативная система, сообщение. Мифическое сообщение носит императивный, побудительный характер. Миф, отталкиваясь от конкретного понятия, возникшего в определенных обстоятельствах и ситуации, обращается непосредственно к индивиду, побуждая его к заранее запланированному действию. Миф – это искажение человеческим сознанием внешнего мира, всего его многообразия, в «гармоническую картину неизменных сущностей». Таким образом, определенная идеология, заложенная в контент мифа, предстает не как одна из точек зрения на мир, но как единственно допустимое его изображение. Язык, манипулирующий именами вещей, становится средой обитания мифа. [10]
Немецкий философ Э.Кассирер в работе «Техника современных политических мифов» говорит о целенаправленном создании мифов как средстве манипуляции массовым сознанием в политических целях. Процитируем небольшую выдержку из этой работы:
«Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Нашему ХХ веку – великой эпохе технической цивилизации – суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменит всю нашу социальную жизнь». [11]
То есть миф одновременно обозначает и уведомляет, внушает и предписывает, подводит «потребителя мифа» к уверенности, что представленное сообщение не вымышленная и объективно обоснованная, система фактов.
Методы подавления и принуждения массового сознания всегда использовались в политической жизни. Но в большинстве случаев эти методы ориентировались на «материальные» результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы удовлетворялись лишь навязыванием человеку определенных правил действия. Они не интересовались чувствами и мыслями людей... Современные политические мифы действуют совсем по-другому. Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют некоторые аспекты сознания людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их действия. Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект.
Умело созданный и хорошо поставленный в рамках политических PR-кампаний миф это всегда устойчивая, не вызывающая отторжения и неприятия структура. Основными характеристиками политического мифа являются опора на образы или архетипы, которые крепко закрепились в сознании общества, и некоторая технологическая искусственность.
Почепцов Г. Г. в своих трудах выделяет следующие из возможных вариантов таких образов-архетипов:
- Царь, обладающий  особой силой и аурой власти. Этим образом обычно пользовался Б. Ельцин.
- Хозяин ведет не только будничную работу, но и совершает зрелищные действия, приводящие к гигантским результатам, за что ему готовы простить мелкие грешки. Данную позицию в сознании людей оккупировал Ю. Лужков.
- Понтер. Он всегда работает на публику, постоянно провоцирует ее. Никто не может сравниться в этой роли с В. Жириновским.
- Умник. Интеллигент, прекрасные навыки общения которого, всегда есть программа действий в любой ситуации (но очень слабы организаторские способности) - Г. Явлинский.
- Романтик никогда не приживается в высших эшелонах власти. Честен, интеллигентен, привержен собственным идеалам. На это место пытается претендовать Б. Немцов, правда безуспешно.
- Профи. Для него дело превыше всего. Политика нужна только чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для бизнеса. А. Чубайс с завидным постоянством мелькает на экранах в этом образе. [12]  
Политический миф самопроизвольно происходит из природы человека и, одновременно, создается им искусственно. Здесь нет ни чисто естественно-природного механизма образования, ни чисто разумного. Можно сказать, что политический миф является приспособлением некоторого культурного мифа для политических целей, симбиоза рационального и иррационального. В его основе всегда лежит некая искусственная концепция. Исходя из этого, можно выделить некоторые приемы мифотворчества:
1. Натурализация мифа – превращение легенды в естественное природное явление. Миф всегда должен заключать в себе долю объективной правды, будь то история, законы общественного устройства, классовая борьба и т.д. Данный приём опирается на сочетание достоверной или правдоподобной информации. Информация для мифа подбирается таким образом, что при её составлении должна создаться иллюзия настоящей, а не вымышленной реальности. Благодаря этому миф приобретает вид той самой реальности, в которую искренне должен поверить человек.
2. Псевдомышление – в сознание человека тем или иным способом извне, как правило через средства массовой информации, внедряется чужая мысль, которая им усваивается и впоследствии выдаётся за свою собственную. Такая мысль естественно не является продуктом самостоятельного мышления, а всего лишь хорошо усвоенная чужая мысль. Цель данного приёма: «помочь» человеку поверить в то, что решения принимаются им без постороннего влияния и чужой помощи.
3. Медиа-вакцина – этот прием заключается в том, что на людей сбрасывается огромное количество негативной информации. Общество приучают спокойно воспринимать самые жуткие сцены, формируя «толстокожесть» общества. Сформированную таким способом, а главное, постоянно поддерживаемую в этом состоянии аудиторию труднее вывести из равновесия, но, при необходимости у неё всегда можно будет пробудить необходимые манипуляторам чувства и эмоции, превращая, находящихся на значительном расстоянии людей в «психологическую» толпу. Крайняя драматизация события, влияние сильных эмоций на человека снижается критичность и рациональность его восприятия. В этом состоянии легче внушить нужные мысли, идеи, мифы.
4. «Спираль молчания». Термин «спираль молчания» был описан в книге Ноэль-Нормана «Общественное мнение: открытие спиралей молчания». Этот прием часто используют политические PR-кампании, он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в одиночестве умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль молчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам. Миф же может существовать только в том случае, если он будет разделяться членами группы, например, приверженцами определенного кандидата. Чем больше людей разделяет миф, тем выше становится возможность выигрыша.
С усложнением стратификации общества стали возникать различные политические группы, которые лоббируют свои интересы, иногда открыто заявляя о притязаниях на право власти и распределения общественных ресурсов в свою пользу, иногда прикрываясь интересами реальных или потенциальных «классов». Вследствие, одной из основных проблем становится привлечение электората на свою сторону.  Но в современном мире человеку постоянно приходиться действовать в условиях крайнего профицита информации. И это играет вовсе не в сторону общества, потому что информации настолько много, она приходит со всех сторон неупорядоченной и противоречивой. Одному человеку не хватит и жизни, чтобы для себя уяснить все хитросплетения окружающего мира и разобраться в них. Но ему приходится существовать и общаться в очень сложной и запутанной системе. Чтобы компенсировать эти недостатки современной информации и появляются политические мифы, как упрощенные и главное правдоподобные объяснения реальности.
Толпой легче управлять, чем одним человеком. Масса не способна к абстрактным суждениям, массе можно только внушить, но не доказать. Поэтому истиной политика становится – миф, а управление массой опирается на знание архетипа, мифа, и разработку мифотехнологий как средства манипулирования массами.
 
 
§ 3. Виды мифотехнологий в политике
 
 
Как мы уже указывали выше, политические мифы возникают тогда, когда общество пытается получить объяснение происходящим политическим событиям. В свою очередь, мифотехнологии – это особый способ объяснения политической реальности и событий, действий политической элиты в стране. Учитывая стремительное развитие всех сфер общественной жизни, включая политическую, неизбежна трансформация или создание новых мифологем в соответствие с существующими условиями.  Поэтому, для политиков мифотворчество – это способ привлечения электората, поддержки конкуренции и выживания своей идеологии, достоверного объяснения своих действий посредством смешения реальных фактов и мифологических структур.
Действительно, мифотехнологии в настоящее время активно используют во всех предвыборных PR-компаниях. Имиджмейкеры  предпочитают работать с проверенными стратегиями,  опирающимися  на уже реализованные варианты. И. Иванченко следующими словами характеризует миф в рамках работы профессионалов: «Миф – это самое тонкое орудие. Для его создания нужен не просто имиджмейкер, а тайный советник, обладающий очень глубокой психологической подготовкой. Миф должен базироваться на определенном архетипе. Когда разыгрывается архетип, идет огромная волна идентификации тысяч людей с этим политиком». [13] 
Но политические мифы весьма динамичны. При неустойчивости политической и экономической системы они могут исчезать, изменяться и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей. Предпосылка продуцирования и репродуцирования мифов  связана, прежде всего, с изменением желаний массового сознания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа, а так же необходимостью соответствующего психологического состояние общества,  создающего благоприятную среду для развития мифотворчества.
В связи со столь стремительной динамикой политической жизни очень сложно отследить все единицы мифотехнологий. Но, конечно, существуют «вечные прообразы»  мифотворчества, например, мифологемы «героя или миссии», «отца или матери», «повстанца, выходца из народа», «короля». Интересно рассмотреть классификации мифотехнологий и архетипов, официально существующих на сегодняшний момент.
И. Дзялошинский предлагает следующий ряд мифологических образов, используемых современной пропагандой:
1. Покровитель. Это образ Б. Ельцина, который реализуется как добрый защитник нуждающихся, постоянно отдающий приказы о выплате всех задолженностей по зарплате и пенсиям.
2. Хозяин. Это роль А. Лебедя, который обещает разделаться со всеми взяточниками и хапугами.
3. Виртуоз, или Ловкач. В качестве примера можно привести Владимира Жириновского, который прекрасно умеет завораживать публику.
4. Дьявол. Роль, являющая олицетворением зла и противопоставленная Покровителю. На эту роль в президентской кампании 1996 г. усиленно выводили Г. Зюганова. [14]
Психолог А. Добрович так же предлагает подобный список  прообразов:
1. Покровитель — могучий и властный;
2. Кумир – знаменитый, обаятельный, пользующийся всеобщим восторженным восхищением;
3.  Хозяин, или Господин – если вы будете послушны Господину, вас приблизят, обласкают, облекут относительной властью, но Господина нельзя гневить;
4. Авторитет – он больше других разбирается в каком-нибудь важном деле, не прислушаешься к нему, сядешь в лужу;
5. Виртуоз или Ловкач – завораживает публику тем, что может совершить невозможное;
6. Удав – он видит все ваши слабости и в любую минуту готов поразить вас, вы предпочитаете подчиниться ему;
7. Дьявола – беспредельная власть и беспредельное зло. [15]
Минусом таких классификаций является очень сильная привязка к имеющемуся в России набору действующих лиц. Она как бы создана не дедуктивно, не из набора характеристик, а, отталкиваясь, из ряда существующих политиков.
Г.Г. Почепцов  предлагает следующий набор символов:
1.Рыцарь. Это тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится в критической ситуации. А в мирной, спокойной ситуации «отлеживается в берлоге». Это Борис Ельцин, который лучше смотрится на танк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.