На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методика воспитания звуковой культуры речи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ N 2 отделение заочного отделения
             
            Контрольная работа
       По   Методика развития детской речи       вариант      3     . 

       Студентки ___5___ курса, специальности дошкольного образования 

                                         Кокориной Марии Валерьевны                                             .
                                     (фамилия, имя, отчество полностью)
       группа N    2-09_ 

       Обратный  адрес _г.Новокузнецк, ул. Сов.Армии 14-34                                       . 

       Оценка  работы       Дата проверки _ 

       Подпись преподавателя                                                                                            . 

       Дата  поступления контрольной работы в колледж                                                . 

       Регистрационный номер                                                                                            . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи 

План: 

    Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.
 
    Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
 
 
    Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
 
    Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
 
      Воспитание  звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском  саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Воспитание звуковой культуры предполагает: 

    
    формирование  правильного звукопроизношения  и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
    воспитание орфоэпической , правильной, речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
    формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
    выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
    воспитание культуры речевого общения как части этикета.
 
      Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: 

      1.      развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового  аппарата, речевого дыхания) и  на этой основе формирование  произношения звуков, слов, четкой  артикуляции;
      2.      развитие восприятия речи (слухового  внимания, речевого слуха, основными  компонентами которого являются  фонематический, звуковысотный, ритмический  слух). 

      Звуковые  единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные  в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание  звуков становится словом, приобретает  определенный смысл. Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.  Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
      Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. 
 
 

    Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
 
    Задачи  воспитания звуковой культуры речи выдвигаются  в соответствии с основными аспектами  понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать  возрастные особенности речи детей.
     Можно выделить следующие задачи: 

      Формирование  правильного произношения звуков.
    Звук  речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах). 

      Выработка дикции.
     Дикция  — внятное, четкое произношение  слов и их сочетаний. Работа  над дикцией производится в  соответствии с «Программой»  детского сада начиная со второй  младшей группы (в основном в  процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка  внятности произношения выдвигается  специальной задачей занятий  по развитию речи. Для ее решения  в старших группах используют  специальные методы и приемы  обучения. 

      Работа  над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.
    Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть  формирование правильного словопроизношения  как отдельную задачу. Иногда ребенок  четко произносит все звуки и  имеет хорошую дикцию, но допускает  ошибки в произношении отдельных  слов.
     Воспитатель  должен знать типичные особенности  в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.
     В  старшем возрасте нужно обратить  внимание на правильность произношения  некоторых трудных слов (ошибки  детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.). Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога: нога, ножка, на ногу, ноги. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла», «шофер»), в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал», «отнял», «положил», «принял», «продал»). Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова: крУжки — кружкИ, дОма — домА, вЫсыпать — высыпАть.
     Ударение  в русском языке является средством  различения грамматической формы.  При формировании грамматического  строя детской речи воспитатель  должен также следить за правильной  постановкой ударений: коса —  косу, кони — коней, коням и  др. 

      Работа  над орфоэпической  правильностью речи.
    Орфоэпия  — совокупность правил образцового  литературного произношения. Орфоэпические  нормы охватывают фонетическую систему  языка, а также произношение отдельных  слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия  для формирования литературного  произношения, активно устранять  отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве  сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому  человеку исправлять ошибки подобного  рода. Особое значение приобретает  эта задача в тех областях, где  распространено диалектное произношение.
     В  младшем возрасте ребенок усваивает  орфоэпические нормы исключительно  практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить  детям образцы устной речи. В  старших группах эта задача  является составной частью обучения  родному языку. Внимание детей  этого возраста можно привлекать  к сознательному усвоению некоторых  правил (произношение отчеств, отдельных  иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье  и др.). 

      Формирование  темпа речи и качеств  голоса.
    Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется  такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и  средней высотой голоса. Они могут  выступать как постоянные, привычные  качества, которые определяют в целом  индивидуальность речи. В то же время  темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы  выражать отдельные состояния и  чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики.
     Ребенок,  особенно младшего возраста, склонен  к быстрой речи, делает короткие  и неуместные паузы. Воспитатель  должен учить детей говорить  неторопливо, ритмично, останавливаться  в конце фразы, заканчивая интонационно  мысль.
     Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса). 

      Воспитание  выразительности  речи.
    Говоря  о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны  этого понятия:
    1) естественная  выразительность повседневной детской  речи;
     2) произвольная, осознанная выразительность при  передаче заранее обдуманного  текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком  по заданию воспитателя, пересказа,  стихотворения).
     Выразительность  речи дошкольника является необходимой  характеристикой речи как средства  общения, в ней проявляется  субъективность отношения ребенка  к окружающему. Выразительность  возникает тогда, когда ребенок  хочет передать в речи не  только свои знания, но и чувства,  отношения. Выразительность является  следствием понимания того, о  чем говорится. Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н. С. Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
     Очень  важная задача — развитие у  ребенка самостоятельности, творческой  инициативы при чтении наизусть и пересказе. У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).
      Воспитание культуры речевого общения.
    В это  понятие входят общий тон детской  речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель  должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре  со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями  — капризными, грубыми, плаксивыми.
     В  «Программе» подчеркивается, что  в старших группах основные  навыки культуры поведения в  процессе речи должны быть  уже сформированы. Необходимо, чтобы  ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку.
     Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.). Все эти навыки должны быть прочными.
    Развитие  речевого слуха и речевого дыхания.
    Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны  речи является слух. С развитием  ребенка постепенно развиваются  слуховое внимание, восприятие шумов  и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить  и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в  слове, определять их порядок и количество. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.
     В  каждой возрастной группе в  том или ином объеме решаются  все названные задачи. В связи  с этим необходимо отметить, что  в «Программе воспитания в  детском саду» лишь прослеживается  нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения  и дикции во второй младшей  и средней группах к формированию  фонематического слуха, выразительности  речи в старшей и подготовительной. Воспитателю-методисту нужно следить, чтобы педагоги не сужали объем работы, руководствовались дополнительными методическими пособиями, где достаточно конкретно, с учетом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей. 
 

    Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
    В первой младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 23 упражнения (длительностью от 23 до 45 мин.) следует включать в занятия по родному языку. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).
    В зависимости  от поставленных задач занятия по звуковой культуре речи могут состоять из двух или трех частей. Наблюдения показали, что наиболее рациональной является такая структура: первая часть  занятия - задания по уточнению и  закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья - игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком  могут состоять из повторения пройденного  материала.
    Упражнения, которые предлагаются детям как часть занятий по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. В качестве, например, подготовительных упражнений для развития речевого дыхания используется игра "Ветерок" (дети дуют на тонкие полоски бумаги). Подобные упражнения и игры надо стремиться увязывать с основной частью занятия. В младшей подгруппе некоторые задания упрощаются.
    Формирование  правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить  детей четко произносить звуки  в словах и фразах, необходимо прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [и], воспитатель тем самым подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к точному усвоению и правильному произношению звуков [с] и [з]. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука [т], педагог создает благоприятные условия для усвоения звука [ц] и т.д. Сходными по артикуляции являются звонкие и глухие согласные: [с] и [з], [п] и [б], [к] и [г] и др.
    При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении  звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука [а] при широко открытом рте). Кроме того, формируя правильное произношение звуков на знакомом и  простом для детей материале, воспитатель имеет возможность  акцентировать их внимание и на звуковом оформлении речи.
    Для уточнения  и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего  использовать звукоподражания. Знакомя  детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] - с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] - с криком лошадки и т.д.). В других случаях широко используются различные звукоподражания: тик-так - тикают часы, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь. Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).
    При закреплении  звуков в словах надо обращать внимание и на четкость, внятность произнесения всего слова в целом. Для этого  в качестве речевого материала воспитатель  сначала подбирает слова, которые  дети произносят без особого труда (с открытыми слогами или односложные  типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т.д.).
    Отрабатывая произношение слов, не всегда следует  добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых  есть звуки "позднего онтогенеза" (шипящие, согласные [л] и [р]). Например, если малыш сначала произнесет слово пароход как пахот, а затем как паяхот или паляхот, это следует считать для него достаточным. Он правильно усвоил слоговую структуру слова, а так как звук [р] в его речи еще отсутствует, то замена его на [й] или [л'] считается вполне закономерной.
    Дальнейшее  закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие  фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Однако их словарь невелик, и подобрать достаточное количество слов, а тем более фраз для закрепления пройденных звуков и для выработки отчетливого произнесения слов бывает трудно. Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать, например, такую чистоговорку: "Ко-ко-ко - неходите далеко", звука [х]: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха - не поймала петуха". Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения показывают, что не все дети при повторении шуток чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети.
    Работа  по закреплению звуков, по улучшению  словопроизношения должна проводиться  не только на занятиях, но и в процессе других видов деятельности.
    Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с  трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув  язык. Своевременное выявление таких  дефектов, оказание помощи детям уже  на раннем возрастном этапе имеют  большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения  бывает легче, чем устранить его  в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.
    Формирование  правильного звукопроизношения  осуществляется прежде всего за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний. Например, педагог произносит различные звукосочетания, а дети говорят, чей голос они слышат ("Ква-ква-ква. Кто пришел к нам поиграть? - (Лягушка)).
    Развивая  слуховое восприятие, следует обращать внимание воспитанников и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься  громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить различать громкость  и скорость их произнесения, воспитатель  предлагает ребятам различные задания. Дети узнают, что молоточком можно  стучать громко и тихо, что большие  часы тикают медленно, маленькие - быстро.
    Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить  одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель  дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие  задания необходимы для воспитания интонационной выразительности  речи.
    Развивая  голосовой аппарат малышей, воспитатель  должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок  имеет тихий, слабый голос, следует  поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.
    Работа  по развитию голосового аппарата может  включаться в содержание речевого или  музыкального занятия.
    Обучение  детей умению пользоваться умеренным  темпом речи осуществляется прежде всего на основе личного примера воспитателя. Однако уже на третьем году жизни следует обращать внимание детей на то, что слова могут произноситься и быстро, и медленно. Педагог в игровой форме произносит звукосочетания с различной скоростью и предлагает детям их воспроизвести. Таким способом он приучает малышей не только дифференцировать скорость произнесения слов на слух, но и говорить в различном темпе.
    Умение  правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, инсценировании сказок, произнесении звукосочетаний с различной громкостью и скоростью. Воспитатель должен поощрять попытки детей уважительно и доброжелательно относиться к товарищам, вежливо просить игрушку, благодарить старших за оказанную услугу и произносить при этом все слова с соответствующей интонацией. Для этого ему необходимо проводить специальные игры на закрепление "вежливых" слов.
    Подготавливая детей к правильному использованию  речевого дыхания, очень важно научить  их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот. Для этого можно  предложить подуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, на ленточки тонкой бумаги - султанчики, сделать "ветерок" (упражнения даются в игровой форме). Полезны также задания на протяжное и длительное произнесение отдельных звуков (дети поют, например, песенку паровоза: "Ууууу. ").
    Особое  внимание воспитатель обращает на слитное  произнесение детьми двух гласных звуков, например, в звукосочетаниях типа ау, уа, ио. Надо приучать их произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому.
    Правильность  и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых  ответах. Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным. Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания.
    Воспитание  звуковой культуры речи осуществляется не только на занятиях, но и в повседневном общении, во время игр. Педагог приучает детей ясно и отчетливо произносить  звуки и слова, обращает внимание на громкость их воспроизведения.
    Игрушки, картинки, реальные предметы можно  использовать для воспитания звуковой культуры речи также и вне занятий, в различных инсценировках. Например, совершая различные манипуляции  с игрушками, воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: "Где  сидит кукла Соня?", "Куда пошла  Соня?" и т.д. Отвечая на них, малыш  закрепляет произнесение звука [о].
    Если  ребенок пропустил много занятий  или по каким-либо причинам не справляется  с предлагаемыми заданиями, с  ним организуются дополнительные занятия. Они могут проводиться как  с одним ребенком, так и с  небольшой группой. 

    На  четвертом году жизни детей (вторая младшая группа) работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
    В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М.М. Алексеева, М.Л. Генинг, Н.А. Герман, М.Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
    Прежде  чем перейти к изложению задач  воспитания звуковой культуры речи с  указанием содержания и методов  работы, кратко рассмотрим некоторые  особенности развития звуковой стороны  речи у детей четвертого года жизни.
    В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными  становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное и. гул участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить  многие звуки родного языка, слова  со стечением двух-трех согласных.
    В связи  с укреплением мышц языка (кончика  и средней его части) согласные  звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).
    Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка - сапка), [ж] на [з] (жук - зук), [ч] на [ц] (чайник - цайник), [щ] на [с'] (щетка - сетка); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо сумка).
    В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово температура  они произносят как тематура. Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.
    В этом возрасте совершенствуется речевой  слух. Несмотря на то что в результате артикуляционных затруднений дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Многие малыши различают на слух похожие по звучанию слоги (би-и и пи-и), слова (мышка - мшика). Они понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно. Без специального обучения дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно определить, есть тот или иной звук в слове или нет, вычленить его из состава.
    На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного  звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение  и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже  не в звуковых сочетаниях и простых  словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.
    Не менее  важной является задача развития слухового  восприятия речевого слуха. Воспитатель  продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.
    Задача  развития голосового аппарата состоит  в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить  звуки, звукосочетания, слова и фразы  с различной громкостью.
    Дети  четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных  единым содержанием. Однако их речь еще  не всегда бывает выдержанной в нужном темпе, интонационно выразительной. Задача развития правильного темпа речи сводится к тому, чтобы научить  детей говорить не спеша, менять скорость своей речи, пользоваться интонационными средствами выразительности.
    У детей  четвертого года жизни более продолжительным  становится выдох, они способны протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в  течение 35 сек. Задача выработки продолжительного выдоха (в качестве подготовительного  упражнения для развития речевого дыхания) состоит в том, чтобы научить  малышей долго и плавно производить  через рот выдох, рационально  расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные ([в], [ф], [с], [з]).
    Во второй младшей группе желательно проводить  не менее одного занятия по звуковой культуре речи в месяц и планировать  упражнения на совершенствование слухового  внимания, речевого дыхания, артикуляции, включая их в содержание занятий по развитию речи, музыкальных занятий и др. Длительность упражнений в зависимости от поставленных задач от 2-4 до 5-7 минут. Занятия по воспитанию звуковой культуры речи (на повторение и закрепление пройденного материала) проводятся в конце месяца.
    Сложность работы педагога состоит в том, что  он занимается не с подгруппами, а  со всеми детьми одновременно. Это  затрудняет контроль за правильностью произношения звуков. Работу по выработке четкой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде желательно проводить после утренней гимнастики не реже двух раз в неделю в течение 2-3 минут. Для этого можно использовать звукоподражания, которые дети произносят в различных игровых ситуациях.
     Занятие по звуковой культуре речи состоит из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенной группы звуков, различению их на слух. Как правило, это звуки, родственные по месту образования: губно-губные ([м], [п], [б]), переднеязычные ([т], [д], [н]), губно-зубные ([ф], [в]) и др. Так как закрепление правильного произношения зависит от места образования звуков, то нередко они оказываются и акустически близкими ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.).
    Воспитатель включает в занятие игры и упражнения, направленные на дифференциацию этих звуков на слух (чаще всего в небольших  речевых единицах - слогах). Цель таких  занятий заключается не столько  в том, чтобы закрепить правильность произношения определенной группы звуков, сколько в том, чтобы научить  детей четко их произносить, то есть упражнять артикуляционный аппарат  и речевой слух воспитанников. На первых двух занятиях педагог предлагает детям для различения ряд гласных: [а], [и], [у]; [о], [э], [ы]. Задача состоит в том, чтобы приучить малышей вслушиваться в речь воспитателя, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.
    В основной части занятия работа ведется  по уточнению и закреплению звуков, а в заключительную часть желательно включать игры и упражнения, направленные на развитие голосового аппарата, речевого дыхания.
    Учитывая, что трехлетние дети быстро устают и им трудно выдержать без движения 15-20 минут, в середине занятия воспитатель  устраивает физкультминутку. Детям  предлагается поиграть, нередко с  воспроизведением каких-нибудь звукосочетаний, например, в курочек; в водителей  автобуса и др.
    Для поддержания  постоянного интереса к занятиям В.В. Гербова предлагает использовать разнообразные методические приемы: индивидуальные и хоровые повторения, различные дидактически игры (например "Волшебный кубик"), игры-инсценировки.
    Формирование  правильного звукопроизношения  осуществляется в следующем порядке. Сначала воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе). Затем отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [6] ([б']); [т] ([т']), [д] ([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] ([х']); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']), [з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж]", [ч']. [щ'].
    В конце  месяца организуются занятия на повторение пройденного материала, где дети не только тренируются в правильном произношении звуков, но и учатся дифференцировать их на слух.
    На закрепление  каждой группы звуков отводится примерно три упражнения и одно занятие. Для отработки свистящих согласных, более сложных для произношения, чем, например, губно-губные или губно-зубные, требуется больше времени (примерно около месяца на каждый звук). Однако, учитывая, что звук [з] имеет сходную артикуляцию со звуком [с], количество упражнений можно сократить.
    Для развития артикуляционного аппарата воспитатель  широко использует звукоподражательные  слова, имитацию различных шумов, голосов  животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки). Полезно давать детям  задания, в которых нужно произнести звуки и звукосочетания, требующие  резкой смены положения губ или  языка, например, дуду и динь-динь при  закреплении звука [д] ([д']) (губы то вытягиваются вперед в форме трубочки, то раздвигаются в улыбке).
    Важным  этапом в развитии речи является умение правильно произносить звуки  в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме. Например, при  закреплении произношения звука [п] ([п']) в словах и фразах воспитатель использует куклу Петрушку, показывающего по просьбе детей картинки с изображением тех предметов, в названиях которых есть данный звук (Петрушка, покажи, пожалуйста, пирамидку.). При этом воспитатель обязательно фиксирует внимание детей на изучаемом звуке (произносит его в словах протяжно или немного громче других звуков и т.д.).
    Проводя игры и упражнения, педагог стремится  предупредить у некоторых дошкольников возможные недостатки в усвоении звуков, например, межзубное произнесение [т], [д], [с], [з]. Для этого он организует дополнительные занятия, направленные на уточнение артикуляции звуков, на выработку правильного их произношения.
    Нередко дети верно воспроизводят звук в изолированном виде, но делают ошибки в словах с ним. Здесь сказывается влияние соседних звуков. Поэтому иногда звук, стоящий в начале слова, малыши произносят правильнее, чем в середине.
    Четкость  и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток чистоговорок (Бы-бы-бы - идет дым из трубы); чистоговорок, насыщенных определенными группами звуков (У Сани сани едут сами). Работу над дикцией воспитатель осуществляет также при заучивании с детьми потешек, стихотворений, в процессе повседневного общения с ними.
    Большое внимание уделяется развитию слухового  восприятия, речевого слуха. В качестве упражнений педагог предлагает малышам  определять на слух звучание разных детских  музыкальных инструментов. Вне занятий  организует игры, направленные на определение  местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих товарищей  и т.п.
    В процессе работы по развитию речи воспитатель  дает детям разнообразные задания, с помощью которых они приучаются слушать и правильно воспринимать не только речь взрослых, но и сверстников (например, малыш просит Петрушку показать игрушку или картинку с изображением того или иного предмета). Иногда педагог специально показывает не тот  предмет, который просили дети, и  они сами должны обнаружить ошибку. Внимание воспитанников к речи окружающих формируется и при помощи загадок, которые воспитатель широко использует на занятиях, при проведении упражнений на договаривание детьми слогов и слов.
    Педагог приучает малышей вслушиваться в  слова, дифференцировать на слух близкие  по звучанию звукосочетания, различать  темп речи, интонационные средства выразительности. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка - мишка, ослик - козлик). Но до этого воспитатель  называет игрушки или предметы, а  затем выставляет сходные по названию и спрашивает: "Вова, где мишка?", "Лена, покажи мышку". Вне занятий  он организует игры на различение близких  по звучанию звукосочетаний ("Чей  голос?", "Кто позвал?" и др.).
    Дети  четвертого года жизни еще не могут  самостоятельно вычленять из слов звуки. Поэтому, проводя занятия по закреплению  звука, воспитатель использует слова, где есть этот звук, акцентируя на нем  внимание детей. Например, при изучении звука [у] педагог произносит ряд  слов: "у-у-у-тка", "г-у-у-сь", выделяя голосом звук [у]. Затем еще раз повторяет эти слова и предлагает детям назвать звук. В результате этой работы малыши не только приобретают умение узнавать, какой звук есть в слове, но и выделять его голосом.
    В конце  учебного года, закрепляя свистящие  согласные [с] и [з], воспитатель предлагает детям уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие этих звуков в заданных словах. На том же речевом материале он упражняет воспитанников в произнесении звуков и слов с разной громкостью и в различном темпе. Детям, говорящим быстро, скороговоркой и поэтому нечетко произносящим звуки, пропускающим слоги, воспитатель дает задания на медленное и отчетливое произнесение слов; при заучивании стихотворений, потешек, считалок объясняет, с какой скоростью их надо читать, предлагает произносить их в разном темпе.
    Громкость, плавность речи, как уже было сказано, во многом зависят от состояния речевого дыхания. На четвертом году жизни  работа по его развитию продолжается как на занятиях, так и во внеучебное время. Педагог дает детям различные задания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра "Ветерок"), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за - к нам идет коза.).
    В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего  обихода и пр. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные  средства. 

    Воспитание  звуковой культуры речи в средней группе (от четырех до пяти лет) проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах.
    На пятом  году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных  занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения  звуками родного языка.
    На данном возрастном этапе педагог учит детей  правильно и четко произносить  все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]); отчетливо произносить слова и фразы; пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности; развивает фонематическое восприятие; речевое дыхание; совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов.
    Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием  только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.
    Прежде  чем остановиться на задачах, содержании и методах работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников средней  группы, кратко рассмотрим, как идет формирование разных ее сторон.
    Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей этого возраста дает им возможность осуществлять более  точные движения языком, губами, которые  создают условия для правильного  произношения трудных звуков.
    В этом возрасте произносительная сторона  речи детей значительно улучшается: полностью исчезает смягчение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Большинство  воспитанников к концу года овладевают правильным произношением шипящих, звуков [л], [р] отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.
    Недочеты  звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих), когда в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно; в неотчетливом произнесении отдельных слов, особенно многосложных. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р]: старушка, лаборатория. Так, например, фразу "Женщина сушила шубу на солнышке" дети среднего дошкольного возраста могут произнести как "Женщина шушила шубу на шолнышке" или как "Зенсина сусила субу за соныске", возможен и такой вариант: "Женщина шушша шубу на солныске". Такое произношение связано с тем, что у некоторых детей или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они еще не умеют четко дифференцировать их на слух в собственном произношении. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.
    Овладение правильным звукопроизношением, как  уже было сказано, не у всех детей  происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко  упорно в течение довольно длительного  времени продолжают заменять трудные  в артикуляционном отношении  звуки более простыми, например, шипящие согласные свистящими. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые  недочеты наблюдаются в старшем  дошкольном возрасте, необходима специальная  логопедическая помощь.
    Формирование  правильного звукопроизношения  тесно связано с развитием  фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух - необходимое  условие для своевременного и  правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие речевые звуки (фонемы) и имеющие  при этом достаточно подвижный артикуляционный  аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.
    На пятом  году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это доступно им, конечно, в  том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая  работа. Без специальной предварительной  подготовки для большинства детей  такие задания будут невыполнимы. Поэтому очень важно во второй младшей группе, а также в начале учебного года в средней группе познакомить  детей с понятием "звук".
    Возросший интерес к звуковой стороне слова  в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они  способны и сами подбирать близкие  по звучанию слова), при интонационном  выделении звука могут установить его наличие в слове, часто  играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные  звукосочетания.
    Достаточно  развитый речевой слух дает возможность  детям различать повышение и  понижение громкости голоса в  речи взрослых, замечать ускорение  и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.
    Многие  дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая  на слух различные оттенки их речи. Все это указывает на сравнительно высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность  и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.
    В этом возрасте дети могут менять громкость  своего голоса с учетом содержания высказывания, то есть возможности  использования голосового аппарата у них значительно расширяются. Говоря с различной громкостью, в  разном темпе, дети начинают более точно  передавать свои мысли, шире использовать интонационные средства выразительности.
    У дошкольников удлиняется выдох. Гласные звуки  они способна произносить в течение 3-7 секунд. Свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче - от 2 до 5 секунд. Это дает возможность детям произносить фразы, состоящие из большего количества слов. 

    Организация и методика проведения занятий.
    Занятия по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе длительнее и  сложнее, чем в младшей группе. Кроме того, некоторые разделы  звуковой культуры речи обязательно  включаются в содержание многих или  практически всех речевых занятий.
    На занятии  решается, как правило, несколько  задач, но ведущей на данном возрастном этапе является формирование правильного  звукопроизношения, выработка хорошей  дикции, развитие фонематического восприятия. При уточнении и закреплении  отрабатываемых звуков воспитатель  подбирает такие игры и упражнения, которые могут одновременно использоваться для развития фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, для выработки умеренного темпа  речи, развития интонационных средств  выразительности. Содержание занятий  усложняется по всем разделам звуковой культуры речи.
    Последовательность  уточнения и закрепления звуков, развития фонематического восприятия, освоения других сторон звуковой культуры речи может быть такова.
    Сначала воспитатель сообщает детям, какой  звук будет изучаться, для этого  он использует различные звукоподражания: гудение комара - звук [з], жужжание жука - [ж] и т.д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этом же занятии проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении фрикативных звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе), что способствует развитию у детей речевого дыхания.
    Следующий этап работы по воспитанию правильного  произношения - закрепление звука  в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом  упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия  звука в слове на слух и в  произношении. Например, среди лежащих  на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з]: заяц и кошка, коза и корова. Воспитатель предлагает детям так произносить слова, чтобы звук слышался ясно (з-з-з-аяц). Выделяя звук голосом, дети учатся вслушиваться в его звучание, слышать его в речи. В дальнейшем можно давать более сложные задания - на подбор слов с изучаемым звуком, на изменение слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например, при закреплении звука [ч'] детям предлагают изменить имена девочек так, чтобы в них был этот звук: Оля - Олечка, Таня - Танечка; подобрать названия детенышей животных и птиц: у волка - волчонок, волчата; у галки - галчонок, галчата и пр.
    Закрепление правильного произношения звуков в  речи осуществляется в процессе произнесения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок и другого речевого материала. Например, при отработке звука [л] детям предлагают такую чистоговорку: "Мама Милу моет мылом". При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.
    Воспитатель обращает внимание на правильность произношения звуков и в повседневном общении  с ребенком. При необходимости  организует дополнительные занятия  с детьми, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно усвоить материал.
    В течение  всего учебного года проводятся игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Таким образом, работа над произносительной стороной речи тесно переплетается  с развитием фонематического  восприятия, речевого слуха.
    Формирование  правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению  и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с группой свистящих [с] ([с']), [з] ([з']), [ц], затем - шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л] ([л']), [р] ([р']). На закрепление каждого звука отводится примерно два занятия.
    В начале учебного года воспитатель проводит игровые упражнения на закрепление  произношения звуков "раннего онтогенеза" (гласные, простые согласные), которые  изучались в младших группах. Дети упражняются в произнесении небольших речевых единиц: отдельных  звуков, слогов, при этом используются в основном звукоподражания: у-у-у  свистит паровоз, му-у мычит корова, би-и гудит машина и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.