На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство: происхождение, сущность и социальное назначение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Омская академия МВД России
 
Факультет права и экономики
 
 
 
Кафедра государственно-правовых дисциплин
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
На тему: Государство: происхождение, сущность и социальное назначение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Сухова Анастасия Леонидовна
ЗУВЮ-11
 
 
Руководитель:
Доцент кафедры государственно-
правовых дисциплин, к.и.н.
Грязнова Татьяна Евгеньевна                              
 
 
 
 
 
 
 
Омск 2009
ПЛАН
                                                                                                                                                                         
Введение………………………………………………………….…...........
3
 
 
1.Происхождение  государства в современной исторической традиции……………………………………………………………………
5
1.1. От первобытности к цивилизации……………………………………
5
1.2. Теории происхождения государства…………………………………
10
 
 
2. Понятие и признаки государства ………………………………………
19
2.1. Понятие государства……………..........................................................
19
2.2. Признаки государства…………………………………………………
23
 
 
3. Сущность и социальное назначение государства.…………………….
26
 
 
Заключение …………………………………………..…………..………..
29
 
 
Список литературы ……………………..…………....................................
30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Проблема государства и государственной власти одна из центральных в политологии. Вопрос о государстве, об его понятиях, сущности и роли в истории человечества ставится вместе с возникновением  самого государства и государственной власти. Он многогранен, достаточно сложен и противоречив, в той или иной мере затрагивает интересы различных людей, экономических, социальных, в том числе этнических, политических и религиозных  и иных человеческих групп, а потому всегда находится в центре их внимания. Решить его можно лишь опираясь на научные достижения прошлого и современности. Поэтому, несомненно, данный вопрос актуален.
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в существующей действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает организацией всех граждан.
Цель работы: раскрыть понятие государства, его происхождения и сущности.
Задачи: 1. исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства.
2. Определить понятие и признаки государства.
3. Раскрыть значение сущности государства.
Объектом исследования является политическая сфера общества;
Предмет исследования составляет государство, его природа, происхождение, понятие, сущность.
Степень изученности: вопросам происхождения государства, его понятия и сущности в науке уделено не мало места. Понять, что есть государство пытались философы, юристы, социологи, политологи на всех этапах развития человеческого общества. Данный вопрос рассматривается во всей учебной литературе по Теории государства и права. Так же существует большой спектр монографической исследовательской литературы. Среди прочих стоит отметить труд Чиркина В.Е. Государствоведение. – М., 1999., Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. – Ростов на/Д., 2004., Кашаниной Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. – М., 1996. И. Н. Гомерова. Государство и государственная власть. –М., 2002., в которых рассматриваются вопросы генезиса, типологий, отражены множественность подхода к определению понятия государство.
Методология: при написании данного исследования использовались методы ретроспективного анализа, так же исторический и логический, метод восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот. Проанализировав, обобщив и систематизировав учебную, справочную литературу, монографии и публикации, автор исследования попытался составить по возможности более полную, включающую в себя содержательный и организационный аспекты, характеристику государства его происхождения, понятия и сущности.
Глава 1. Происхождение государства в современной исторической традиции.
1.1. От первобытности к цивилизации
Прежде чем исследовать сущность понятия государства, необходимо разобраться в его происхождение, возникновении, тех предпосылок, которые этому способствовали.
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии и вспомогательных исторических дисциплин знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества. Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном европоцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории
Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории государственно-правового развития общества. В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории.
Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность
«представляет для теории государства и права периодизация археологическая периодизация (палеолит, мезолит, неолит), базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»[1]. Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий. На этом этапе, мы можем говорить об изменении типа хозяйства – от присваивающего к производящему, разделение труда, расширении сферы обмена, появлению понятия собственности; переходу от матриархата к патриархату (согласно наблюдениям американского ученного Л.Моргана); усложнением социальной структуры (т.е. четкому выделению вождя, жреца), освоение металла и т.д. Кроме того, именно в этот период формируются территории расселения и складываются районы распространения языковых групп.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.
Если мы рассмотрим «неолитическую революцию», с точки зрения предпосылок возникновения государства, то становится ясным, что производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. Согласно теории американского ученного А. Тойнби, теория «вызова – и – ответа», «неолитическая революция» и стала тем самым ответом природе,  перестройкой, в понимание которой входит и новая организация властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуется как раннеклассовые государства. Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.
В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов.
Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».
Итак, государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития общества в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства человечества. Раннеклассовое общество занимает самостоятельное место в общем процессе развития человечества, а раннеклассовые государства
– это самостоятельный этап в развитии государственности, первичная форма новой социальной организации человечества. В отличие от социальной организации первобытно-общинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.
В современной теории государства выдвигается и концепция первичных, вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государство складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста общественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства. В таких зонах складывались центры классообразования и государственного образования, в дальнейшем распространявшие свое влияния, а с ним и отношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества. Процесс появления государственности в жизни тех или иных народов нельзя считать прямолинейным, знает он и возвратные движения, подвержен различным субъективным, в том числе и случайностным воздействиям. А там, где условий для организованной земледельческой деятельности было мало, там и процесс возникновения государства был существенно затруднен.
Таким, образом, географический фактор играл определяющую роль не этапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производящей экономике необходимо было прежде всего наличие подходящих растений и животных, а также климатических и других природных условий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Теории происхождения государства
Уже в глубокой древности мыслители, философы стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразное теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Различают следующие теории: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х.Й. М. Классена, кризисная теория А. Б. Венгеров, дуалистическая теория Малыгин, Афанасьев, теория специализации Т. В. Кашанина, инцестная (половая) теория К. Леви-Стросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. Как мы можем отметить теорий  существует достаточно большое количество, раскроем сущность некоторых из этих теорий.
О происхождении государства мыслители задумывались с глубокой древности. Наиболее распространенной в истории древнего мира и средних веков была теологическая (от греч. theos – бог, logos – слово, учение), или теократическая теория, которая возникновение государства и государственной власти, каждый их конкретный акт объясняет волей Бога. Она находит отражение в древней мифологии, древнеегипетских, древневавилонских, древнеиндийских, древнекитайских письменных источниках, в учениях Заратустры, апостола Павла, Томы Аквинского.[2]
Первые попытки такого осмысления феномена государства и государственной власти мы можем обнаружить уже в мифологии древности. В мифах государств древнего Востока и Античности обнаруживается идея, что боги являются не только источником власти правителя, но и сами продолжают осуществлять власть над людьми, выступают в качестве изначальных правителей в созданных ими обществах. (Достаточно вспомнить  гомеровские «Илиаду» или «Одиссею»). Кроме того, правитель какого-либо государства, часто выступает носителем божественной власти на земле, сыном божьим и т.д. Законодательство, которое стало появляться в древности, так же воспринималось как данное богом. Например, в Вавилоне Хаммурапи передает законы бог Шамаш, в еврейском царстве, Моисей получает завет от Яхве. Естественно-божественное обоснование государства встречается почти во всех письменных источниках древности.
Согласно учению Заратустры (Персия, 7 в. до н.э.), властные отношения между людьми должны быть земным воплощением царства небесного и служить добру.[3]
В этом ряду так же можно назвать стоиков (основатель Зенон 3-2 вв. до н.э), которые рассматривают государство как естественные образования, имеющие божественный характер и смысл. Доминиканский монах, ученый богослов Фома (Тома) Аквинский (Франция, 13 в н.э.) в своем труде «О правлении властителей» исходит из тезиса, что «всякая власть от Бога». Но он четко разделяет власть духовную и власть светскую, доказывая превосходство первой над второй.
Теологические концепции государства и государственной власти сохраняются до сих пор. Они поддерживаются в католицизме, некоторых арабских государствах. В программах христианско-демократических партий современной Европы содержатся положения о том, что государство и государственная власть должны сообразовываться с религиозными заветами.
На смену теологической теории приходят различные светские теории, большая часть которых сформировалась в Новое и Новейшее время. Хотя нельзя забывать об учениях Будды, Конфуция, Лао Цзы, Шан Яна, различные философские школы Древней Греции.
В новое время формируется так называемая патриархальная теория. В ней государство рассматривается как развитая форма патриархального общества, возникающей в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостные государственные образования, сохраняющей на всех своих этапах патриархальную власть. У ее истоков в Древнем мире стоят Конфуций и Аристотель. В Новое время ее представителями выступают английский мыслитель Р. Фильмер, который в своей работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642), утверждает, что королевская власть ведет свое начало непосредственно от Адама – прародителя человеческого рода. Поэтому государство не является результатом общественного договора, а государь не назначается, не выбирается подданными, так как все они – его дети.[4] Последователями данной теории были так же русский социолог второй половины 19 века Н.К. Михайловский, советский историк М.Н. Покровский.
Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Одной из разновидностей светских теорий государства является договорная, контрактная[5], или консенсусная. Ее предвестниками в Древнем мире и позднем средневековье были Мо-цзы, Ликофрон, Эпикур, Ж. Боден, Г. Гроций. В новое время ее сторонниками становятся Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ф. Прокопович, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А.Н. Радищев. В ней государство понимается как результат своеобразного договора о правилах совместного проживания между людьми, о правах и обязанностях между суверенным властителем и его подданными или гражданами, как результат преодоления естественного состояния общества. Классиком такого подхода считается Т. Гоббс, с точки зрения которого все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей. Каждый человек имеет одинаковое с другими «право на все». В человеческой природе заложены различные силы – позитивные и негативные. Жадность, эгоистичность, честолюбие, зависть повергают людей в «естественное состояние»» войны всех против всех». Что бы люди могли действовать в соответствии с первыми силами, то есть позитивными (влечение, аффекты, страсть) нужна власть. Ее возникновение происходит либо путем приобретения с помощью физической силы, либо путем взаимной договоренности, согласия между людьми. Власть является гарантом против «разнузданного состояния безвластия».[6]
Согласно Б. Спинозе, все – и варвары, и цивилизованные – люди повсюду находятся друг с другом, стремясь жить в определенном гражданском состоянии и следовать общей воле. Эта общая, совокупная воля и «мощь народа» как определенное функционирующее начало выступает в качестве верховной власти, составляет самую суть и отличительный признак государственно-устроенного общества. Ее конечная цель состоит в том, чтобы освободить каждого человека от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим людям.[7]
Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами. Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.[8]
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества.
В 19 веке в Европе заметное влияние среди светских теорий государства и государственной власти получает теория насилия или завоевания. Она определяет государство как результат войны, борьбы между сообществами людей, насилия одних над другими, как организацию господства победителей над побежденными. Ее представителями являются, например, Е. Дюринг (1883-1921), Л. Гумплович (1838 – 1909), К. Каутский (1854-1938). В частности, Людвиг Гумплович причину происхождения, главную основу  государства видит не в общественном договоре, божественном провидении, а в завоевании, насилии, порабощении одних людей или групп другими. Высший закон истории у него гласит: «сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, что бы в единении превзойти третьего, тоже сильного и т.д.».[9]
Для К. Каутского, государство и классы, начинают свое существования одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государство образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания.[10]
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теории, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально- экономические факторы. Чтобы возникло государство, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилия, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе.
Близкую позицию к теории насилия занимает Фридрих Ницше (1844-1900), рассматривая государственную власть как проявление борьбы сил и воль. По его мнению, общество состоит из слабых, то есть толпы или рабов, и сильных – великих личностей, что характеризует все социально-политическую историю. Цель человечества – выращивать гениев.[11]
В 19 в. возникает классовая, или марксистская теория государства и государственной власти как разновидности конфликтной теории. Она рассматривает государство и государственную власть как результат деления общества на классы и классовой борьбы, средство выражения интересов господствующего экономически класса. Ее основоположниками являются К. Маркс (1818   - 1883), Ф. Энгельс (1820-1895). В Россию же она проникает благодаря работам В.Г. Плеханова (1856-1918) и В.И. Ленина (1870-1924). Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс выдвигают и обосновывают формационную идею. Для данной теории характерен последовательный материалистический подход. Оно связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».[12]
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процессе государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
В новое время предпринимаются попытки создания психологической теории государства и государственной власти. В ней возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью людей в авторитетном руководстве, их желанием повелевать и подчиняться.. Ее представителями, например, являются М.М. Ковалевский (1851-1916), Н.М. Коркунов (1853-1904), Л.И. Петражицкий (1867 – 1931).
В частности Максим Максимович Ковалевский, считает, что психическое, в том числе гипнотическое воздействие одних людей, выдающихся творческих личностей, вождей – инициаторов, на других, заурядных пассивных подражателей, лежит в основе властных отношений. Вместе с тем, он пытается рассматривать государственную власть в тесной связи с другими социальными факторами. Власть изменяется согласно стадиям развития общества. Возникновение ее государственной формы – закономерный результат крушения родовой общины.[13]
Согласно мнению Николая Михайловича Коркунова, власть – сила, обусловленная не волею властвующего, а осознанием зависимости подчиненного.[14]
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Органическая теория. Эта теория возникла в19 в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнили государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы - внешние.
Некорректность органической теории происхождения государства и определяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества».[15]
Ирригационная теория, ее сторонником является, например, К. Ясперс, обращает внимание на климатические условия, в частности на необходимость возведения системы орошения полей с помощью искусственных каналов, что способствовало консолидации людей, а так же появлению особого слоя людей, которые следили за продвижением этих работ.
Таким образом, это далеко не полный перечень теорий появления государства. Каждая из них по своему уникальна, и, безусловно, содержит в себе рациональное зерно, но отдать предпочтение одной из них, отдав ей доминирующие значение в ущерб другой крайне сложно. Хотя, необходимо признать, что теория классового подхода долгое время в нашей стране считалась истиной в последней инстанции.
Глава 2. Понятие и признаки государства
2.1. Понятие государства
На сегодняшний день не сложилось единого определения понятия «государство». В различных учебных пособиях, словарях, энциклопедиях мы можем найти различное толкование. Государство трактуется в политическом, социальном, правовом, географическом контекстах. Рассмотрим несколько определений.
Обратимся к этимологии данного слова. Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»). Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»). Такое толкование нам предлагает Интернет-википедия, ссылаясь в частности на словарь  Фасмера.
В учебных пособиях по теории государства и права, мы можем найти следующие определения данного понятия:
особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.[16]
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры; 2.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.