Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизм функционирования рыночной экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат по экономике
Тема: «Механизм функционирования рыночной экономики»
Механизм функционирования рыночной экономики
План:
    Механизмы саморегулирования рыночного хозяйства и его основные звенья.
    Особенности механизма функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции
    Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение 
Механизмы саморегулирования  рыночного хозяйства и его  основные звенья.
Особенности механизма функционирования рынка совершенной и несовершенной  конкуренции
Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного  механизма.
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
В системе общественных отношений  ведущее место принадлежит экономическим  отношениям. Экономика возникла существенно  раньше, нежели экономическая наука. Сам термин "экономика" впервые  был введен в научный оборот мыслителями  Древней Греции. Он включает сочетание  двух греческих слов: "ойкос" — дом, хозяйство и "номос" — учение, закон. То есть в дословном переводе экономика означает законы, искусство управления домашним хозяйством. В современных условиях этот термин трактуют более широко, чем его буквальный перевод, поскольку экономика имеет дело с законами не одного лишь домашнего хозяйства, а всего общества в целом.
Экономика связана, прежде всего, с  производством материальных благ. Причем она возникает не просто из производства, а из общественного производства — производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с  другом. Экономика ныне означает совместно  организованное производство как процесс, удовлетворяющий потребности людей  в разнообразных благах с учётом их предварительного распределения, обмена и потребления; она воплощает  общеисторическую связь производства и потребления, составляет материальную основу общества.
 
 
 
 
 
 
Механизмы саморегулирования  рыночного хозяйства и его  основные звенья.
Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации  и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики, распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями.
Регулятор макроэкономики начинает действовать при определенных предпосылках, а именно в условиях единого национального  хозяйства. Впервые такие условия  создали развитое товарное производство и рынок, В результате стал действовать  исходный тип хозяйственного механизма - рыночный.
Самое, пожалуй, неожиданное  состоит в том, что в свободном  рыночном хозяйстве нет тех людей  и организаций, которые бы упорядочивали  микроэкономику в целом. Более того, поскольку такая экономика развивается  стихийно, то может показаться, что  в ней не может быть никакого порядка, как говорится, «правит бал» только один хаос. Верно ли это?
Ответ на этот вопрос дала Англия еще в XVII-XVIII вв., когда там утвердился капитализм со свободным конкурентным рынком.
Не случайно механизм рыночного  саморегулирования впервые открыл А. Смит в знаменитой книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». Он разъяснил, что каждый предприниматель стремится обогатиться - получить для себя как можно  больше новой стоимости. Однако, по словам А. Смита, «он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения». Хотя бизнесмены преследуют собственные  интересы, они создают товары для  удовлетворения потребностей других людей, а поэтому служат, в конечном счете, общественной пользе.
Рынок «невидимой рукой» направляет действия продавцов и покупателей  следующим образом:
Все экономические связи, объединяющие продавцов и покупателей, устанавливаются, как принято говорить, по горизонтали на основе хозяйственных  сделок. Их прочность определяется тем, что рыночный обмен между  его участниками совершается  добровольно и только в том  случае, если обе стороны рассчитывают извлечь из сделки материальную выгоду.
Необходимые соотношения  между производством (предложением товаров) и потребностями (покупательским спросом) достигаются с помощью  механизма свободных рыночных цен.
Система рыночных цен выполняет  три функции, влияющие на уравновешенность товарно-денежного обращения:
информационную функцию: цены сигнализируют производителям, как изменяется соотношение спроса и предложения на тот или иной товар или определенные виды производственных ресурсов;
стимулирующую функцию: цены побуждают использовать такие хозяйственные  ресурсы, которые помогают достичь  наибольшей прибыли. А это позволяет  более рационально приспособить структуру производства к составу  общественных потребностей;
распределительную функцию: цены как своеобразный барометр показывают производителям, насколько выгодно  создавать те или иные товары. Они, естественно, устремляются из отраслей, приносящих меньший доход, в более  доходные отрасли.
Механизм рыночного саморегулирования  включает прямые и обратные экономические  связи между предложением товаров  и рыночным спросом.
Прямая связь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Вес  частные независимые друг от друга  производители самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить.
Однако в условиях свободного рынка единоличные товаровладельцы, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы «вслепую», не зная реальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может часто давать «сбои», не достигая прямо поставленной цели.
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка  к производству. Рыночная информация о ценах позволяет вносить  поправки в производственные действия предпринимателей.
Стало быть, на первоначальной ступени развития рыночных отношений  вмешательство государства в  хозяйственную деятельность было совершенно излишним. Примечательно, что в Англии в XIX в. был популярен лозунг об идеальном устройстве жизни: «Анархия плюс констебль» (полицейский чин). В экономике признавалось нормальным безвластие (стихийная игра участников рынка), а государство было призвано лишь поддерживать общий порядок - быть, как тогда говорили, «ночным сторожем».
На рубеже XIX-XX вв. свободный  рынок перестал быть регулятором  национального хозяйства по следующим  серьезным причинам.
Первая причина. Как известно, во всех странах с рыночной экономикой решительно изменились отношения собственности, Частная собственность утратила свою безраздельную экономическую  власть. В XX в. такая власть перешла к владельцам общей долевой и к государственной собственности.
В связи с этим микроэкономика, которая развивалась на основе рыночного  саморегулирования, превратилась в  один из секторов национальной экономики.
Вторая причина. На рубеже XIX--XX вв. рыночная власть перешла к  монополистическим объединениям. Еще  в условиях свободной конкуренции  действия продавцов и покупателей  зависели от рыночной цены, регулировались законами спроса и предложения по цене. Но затем рыночные цены стали  диктовать монополии, подорвав тем  самым механизм свободных цен. Антимонопольное  законодательство не ликвидировало  преобладающее положение монополий  на рынке, а только в какой-то мере ограничило монопольное ценообразование.
Третья причина. Утвердившийся в середине XX в. государственный сектор существенно ограничил масштабы рыночного пространства. Государственное производство общественных благ и услуг не подчиняется законам свободного рынка.
Четвертая причина. В XX в. окончательно выяснилось, что механизм рыночного  саморегулирования не способен предотвратить  угрозы национальной экономической  безопасности, которые могут создавать  экономические кризисы, безработица  и инфляция.
Пятая причина. Обнаружилось также, что свободный рынок с  его механизмом саморегулирования  не в состоянии предотвратить  угрозу национальной социальной безопасности, которая вызывается растущим разрывам между богатством и бедностью.
Выходит, что управление макроэкономикой нуждается в  совершенно новом регуляторе, предполагающем вмешательство государства в  хозяйственную деятельность.
 
Особенности механизма функционирования рынка совершенной и несовершенной  конкуренции
Совершенная, свободная или  чистая конкуренция — экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. 
 
Признаки совершенной конкуренции: 
 
- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;  
 
- однородность и делимость продаваемой продукции;  
 
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;  
 
- высокая мобильность факторов производства;  
 
- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);  
 
- наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;  
 
- стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;  
 
- отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.  
 
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция. 
 
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции. 
 
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой, «биржевой», формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа) [3]. 
 
Преимущества свободной конкуренции: 
 
- способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;  
 
- вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;  
 
- создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;  
 
- обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;  
 
- нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.  
Недостатки свободной конкуренции: 
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);  
- отрицательно сказывается на защите окружающей среды;  
- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);  
- не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;  
- не гарантирует право на труд, на доход на отдых;  
 
- не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.  
 
Равновесие в краткосрочном периоде: 
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. 
 
Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. 
Первое из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им. 
Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. 

Рисунок 1.Равновесие на рынке. 
На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводитьтакое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынкепроизводимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде . 
 
Равновесие в долгосрочном периоде: 
 
Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде: 
 
1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1 );  
2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.  
3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.  
Эти три условия эквивалентны следующим : 
-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде; 
-для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара; 
-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде . 
 
Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.  
 
При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия. 
 
Рисунок 1. Кривая спроса
 

 
Кривая рыночного отраслевого  спроса является нисходящей кривой, тем  самым указывается на зависимость  объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а  всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции. 
 
Итак, при наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход. Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимент
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.