Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Культурно-досуговая деятельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ
 
1.1 История развития культурно – досуговой деятельности
 
Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с отсутствием такой категории в эту временную эпоху, как «свободное время» не приходится говорить о культурно-досуговой деятельности в ее современном понятии, так как важнейшие виды духовной деятельности находились в зачаточной форме. Усложнение хозяйствования и коллективных связей привело к изменению мышления людей, что в свою очередь породило мифологическое сознание, многое из которого позже перейдет в религиозные системы, станут развиваться в искусстве. В данный период необходимо обратить внимание на существование магической практики, насыщенной обрядовыми технологиями, многие из которых имели массовый, коллективный характер [5].
Если говорить о Древнем мире, то у части свободных граждан появляется свободное время и досуг, труд и развлечение дифференцируются, становятся самостоятельными сферами жизнедеятельности человека и в большинстве случаев связаны с народной праздничной культурой – фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы, наполняется новым содержанием, в связи, с чем появляются профессии, связанные с его организацией.
Основные направления досуговой деятельности в Древнем мире:
  Древняя Индия – настольные игры, игры на досках, активные игры, состязания в силе, ловкости, сообразительности, существование бродячих трупп: музыкантах, сказителей, акробатах, жонглерах, фокусниках, заклинателей змей.
Древний Рим – пиры с приглашением гостей (бедных граждан, создающих фон), певцов, музыкантов, цирковых артистов, с многообразием блюд и тем для бесед, состязания гладиаторов.
Древняя Греция – спортивные состязания, Олимпийские игры, театры, зрелищно-развлекательные празднества
Древний Китай – развитие высокого профессионального циркового искусства по всем направлениям, будучи подлинно народным искусством.
Уже в Древнем мире зародились, а в средние века стали развиваться такие категории, как «философская мысль», «искусство», влияющие на общественное развитие.
В досуговой деятельности мусульманского мира в Средние века смешивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Продолжается развитие в городах бань, что было продолжением обычаев Греко-римского мира. Мужчины увлекаются охотой, бегами, состязаниями, проводили беседы, нередко приглашая гетер. Живописи и театра не существовало в связи с религиозными запретами.
В Западной Европе досуговая деятельность строго регламентировалась религией и церковью. Позитивно – выработались принципы морали, досуг следовало проводить осмысленно. Но существовала также народная, повседневная практика досуговых занятий (календарные праздники, семейные события) [18].
Заметно выделялся досуг феодально-рыцарской среды – охота, пиры, турниры. Жители городов проводили свое свободное время за разнообразными играми, музицированием, рукоделием, танцами. Средневековое общество, разделенное по слоям, сплачивалось в период массовых празднеств (Масленица, карнавал), которые приобретали общекультурное значение.
?      Период Ренессанса: постепенно, не отказываясь от религиозных убеждений, акцентируется внимание на активности человека, на познавании и переделывания окружающего мира. Изобретение печатного станка положило начало масштабного распространения книг, что ведет к развитию авторского творчества;
?      Период Просвещения: снижается роль религии, утверждается общественная вера в силу науки, повышается уровень грамотности, появляются способы тиражирования произведений искусства. Стремительно происходит расслоение общества;
?      Новое время – развиваются общественные формы досуга, зародившиеся еще в древности. Участники подразделяются на зрителей, слушателей и на исполнителей. Досуг становится самостоятельной сферой жизни человека. В формах досуга, связанных с использованием художественных образов получают распространение массовые формы.
В 20 веке благодаря техническим возможностям развивается индустрия развлечений: аудио- и видеопроекция, кино, шоу, развлекательные и тематические вечера, кино, телевидение, игорный и ресторанный, туристический бизнес. Досуг становится, зависим от индустрии, промышленности, методов управления, экономически и финансовых вопросов организации досуга и участия в нем субъектов.
В постиндустриальном обществе человек становится уязвим перед машинным производством, меняется содержание свободного времени и его доля в жизни. Происходят начало развития цивилизации досуга.
В условиях переходного периода и социальной нестабильности, в которых находится в настоящее время наша страна, общество все чаще приходит к выводу о необходимости культурного просвещения и развития личности человека [19].
Необходимо обратить внимание на тенденции развития культурно-досуговой деятельности в России.
У славян существуют традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственный язычникам (игрища, хороводы, рукоделие, гадания, обрядовые действа, пиршества
Принятие христианства вводит в досуг славян христианские праздники, а так же формы досуга, регламентируемые религией. Благодаря этому в обществе закрепляется отношение к труду как к душеспасительному занятию. Формируется подозрительное отношение к увеселениям. Но в народной культуре продолжают воспроизводиться фольклорные формы, обычаи, обряды, формы отдыха (коллективные формы отдыха, кулачные бои, медвежья потеха, соколиная охота). Необходимо отметить развитие скоморошества, устного народного творчества. Развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций.
Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-эстетическое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшем яркое воплощение в фольклоре народов, удивительно созвучны идеям всестороннего гармонического развития человека. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.
В Киевской и Московской Руси досуг аристократии практически не отличался от досуга других сословий. Их дифференциация произошла при Петре 1. Новоевропейская ментальность, формы активности в Петровский период граничили с отрицание традиций Отечественной культуры. Но появляются дворянские клубы, проводятся ассамблеи, карнавалы, фейерверки, меняются формы празднования календарных праздников (Новый год), рождаются любительские творческие занятия, коллекционирование. Благотворительная деятельность. Дворяне получают возможность образования и отдыха за границей в Европе.
Широкие слои населения Российской империи досуг проводили за традиционными занятиями, не нацеленными на отдых. Потребности досуговой деятельности этих слоев удовлетворялись самообслуживанием на основе традиций и народных занятий, при этом развиваются народные промыслы (резьба по дереву, ручное вязание, набойка на ткани, создание детских игрушек, кружевоплетение и т.п.). На основе народных промыслов нередко создавались произведения искусства [13].
Развивающие формы досуга.
·  Распространение грамотности.
·  Общественные издания.
·  Посещение общественных музеев, библиотек, театров.
·  Чтение художественной литературы.
·  Создание и развитие системы учебных заведений.
В России развитие общественного досуга связано с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, уходящие в эпоху «детства» человечества, свидетельствуют о том, что они выступают как одна из древнейших, первичных форм человеческой культуры. Такое своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.
На рубеже 19-20 веков массовые формы начинают интегрировать в себе множество новых форм. Распространяются цирковые, музыкальные, народные театры. Во время представлений зрители лакомились сладостями, покупали лубочные картинки. Накануне революции массовые формы досуга имели современный характер.
Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь органической составной частью социальной жизни общества, праздник соизмеряет с нею жизнь и деятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности.
Возвращаясь к первым праздникам Советской России мы убеждаемся, что они неразрывно связаны с бытом народа и политическими отношениями внутри общества. Но, обращаясь к сценариям праздников тех лет, мы имеем дело с так называемыми «постановочными планами»
Рождались новые виды и жанры этого творчества, появлялись множество любительских объединений, студий, кружков и клубов, но и складывались определенные противоречия, которые развились в дальнейшем. Хочется так же отметить присутствие в массовых досуговых формах 20-х годов прошлого столетия элементов праздников средневековых гильдий – демонстрация достижений, обыгрывание процесса труда и его орудий, гротеск, буффонада, метафора и символы. А главное глобальность замысла.
З0-е года характеризуются, наоборот, отсутствием этого. Основой форм досуга тех лет были огромные, воспевающие портреты вождей в буквальном и переносном смысле. Темой инсценировок были политические мотивы, доведенные до схематического описания. Но из праздников не исчезли характеристики народных площадных зрелищ и игрищ дореволюционного периода.
Великая Отечественная война приостановила развитие массовых форм досуга, но не остановила его. Самый большой элемент, приобретенные во время Великой Отечественной войны – это торжественные салюты, которые используются нами во всем их многообразии и по сей день.
С 50-х годов прошлого столетия начинается рост мемориальных праздников, праздников профессий, прославляющий труд, фестивали искусств, а так же новые достижения советского государства ( покорение космоса, освоение целины и т.п.). Рост этот продолжался в период 60-80 годов, и достиг своей кульминации во время открытия Московской Олимпиады в 1980 году главный режиссер – И.М. Туманов, который в своей работе собрал все достижения сценарной культуры того времени.
Необходимо сказать еще и о том, что в 70-е годы появляются публикации, дающие определение сценарию как сложном образовании, требующее специальных умений и навыков.
В 80-х годах 20 века характеризуются большим количеством богатых. Ярких, талантливых и массовых постановок: 60-летия образования СССР, 40-летия Победы, Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
На смену им в 90-х годах наблюдается повышенный интерес к традиционным, народным гуляниям, к церковным праздникам и фольклорным обрядам. Переходный период, слом советского государственного строя, духовная пустота отразились и на досуговой деятельности.
В настоящее время в России большое распространение получили массовые театрализованные представления, как форма организации досуга населения нашей страны: праздничные шествия, парады, конкурсы, представления, выступления в цирке, театре, на телевидении, спортивно – игровые мероприятия, фольклорные празднества.
1.2 Виды и типы культурно – досуговой деятельности
 
Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем.
Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы.
Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства человеком жизненных функций.
Рекреационная активность – активность человека, соответствующая его потребностям, традициям культуры, поведенческим и оценочным стандартам социального окружения.
Рекреационный эффект – эффект, проявляющийся в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.
Культурно-досуговая деятельность – специфическая активность людей во время досуга, направленная на создание, воспроизведение, приумножение, передачу культурных ценностей.
Культурно-досуговая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность массы людей или конретной личности в свободное время.
Культура – целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества.
Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.
Культурный продукт – завершенная единица культурно-досугового производства (вещественные – книги, компакт-диски, кинофильмы и т.д., невещественные – нематериальные усилия, духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников)[20].
Направления культурно-досуговой деятельности (далее КДД):
1.  КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций (участие в праздниках, гуляниях и т.п.)
2.  Специально организованная КДД (с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т.д.)
Главные ценности культурно-досуговой деятельности:
1.  воплощенные в прошлой культуре (народное искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;
2.  тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;
3.  объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;
4.  привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т.п.).
Типы КДД:
·  Культурно-художественная.
·  Образовательно-развивающая.
·  Природно-рекреационная.
·  Санаторно-оздоровительная и туристическая.
·  Спортивно-зрелищная.
·  Самодеятельно-любительская
·  Зрелищно-развлекательная.
Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения [7].
 
 
1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
 
Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.
В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.
Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.
Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.
Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.
Типы учреждений культуры.
1.  Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.
2.  Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.
3.  Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.
4.  Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.
5.  Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6.  Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7.  Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8.  Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9.  Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи [14].
Целевая направленность:
1.  культурное просветительство,
2.  художественное творчество,
3.  развитие эстетических чувств,
4.  отдых,
5.  развлечение.
Инфраструктура культуры и досуга – комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.
Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:
1.  Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.
·  Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории,
·  Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.),
·  Развивающие организации, обучающие фирмы,
·  Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи),
·  Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты),
·  Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы),
·  Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства,
·  Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры,
·  Рестораны, кафе,
2.  Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:
·  Развлекательные телепрограммы, радиопередачи,
·  Интернет,
·  Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры),
·  Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет),
·  Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования),
·  Дороги, связь, транспорт,
·  Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.
Индустрия досуга:
?      индустрия товаров культурного назначения,
?      индустрия туризма,
?      индустрия аудио- и видеопродукции,
?      индустрия развлечения:
?      газеты, журналы, книги развлекательного содержания,
?      киноиндустрия и производство видеопродукции,
?      сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,
?      музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,
?      артбизнес (галереи, выставочные залы),
?      организации концертов, туров, шоу-бизнес,
?      театры, концертные организации, цирки,
?      досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки [17].
 
При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:
- психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов);
- особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, отель, санаторий, база или лагерь);
- профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма [2]. 
Вводы по первой главе:
1 История развития культурно – досуговой деятельности развивалась вместе с развитием общества. Она берет свое начало в ранние времена развития человечества, где преобладало мифологическое сознание, многое из которого позже перейдет в религиозные системы. В данный период необходимо обратить внимание на существование магической практики, насыщенной обрядовыми технологиями, многие из которых имели массовый, коллективный характер. В настоящее же время большое распространение получили массовые театрализованные представления, как форма организации досуга населения;
2 Различают следующие типы культурно – досуговой деятельности:
Культурно-художественная, образовательно-развивающая, природно-рекреационная, санаторно-оздоровительная и туристическая, спортивно-зрелищная, самодеятельно-любительская, зрелищно-развлекательная.
3 Основными направлениями деятельности учреждений культуры является реализация сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.
2 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
2.1      Понятие театрализация и ее виды
 
Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.
Что значит театрализовать материал? Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:
1. организация сцен действия, зримое раскрытие драматургического конфликта;
2. создание художественного образа представления. Вот почему основа театра – пьеса, а основа театрализации – сценарий.
Сценарий – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.
Существуют 2 стороны театрализации:
1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
2. Режиссерская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.
Виды театрализации:
1) Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
2) Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.
3) Театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.
Виды сценариев:
• Компилированный
• Оригинальный
• Смешанный [3]
 
 
 
2.2 Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
      Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции.
Во-первых, являясь компонентом духовного мира личности, совокупностью ее психологических частей, направленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции. Во-вторых, отмечая прямую и обратную связь между духовной сущностью личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определенных действий и поступков. Любую разновидность деятельности, в том числе и социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно исследовать только в динамике. Динамический подход помогает выявить внутренние пружины деятельности, проследить их взаимодействие, т.е. дать основу методике. Такой динамический подход позволяет рассматривать театрализованное действие как идеологический процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, далее – в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем [11].
Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории.
Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации.
Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.
Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении.
Основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются:
?      вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;
?      физическая активизация, побуждающая массы к движению и другим физическим действиям;
?      художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность [12].
Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя.
На поведение (людей) участников массового праздника активно сказывается общественное настроение, порождающее своеобразный психологический климат и способствующее осознанию. Каждым своей причастности к общему торжеству. Общественное настроение – это умеренная эмоция, сохраняющая в силу энергии нервных процессов на весь период торжества. Именно в этом проявляется механизм мажорного состояния, без которого нет полноценного праздника.
Важное значение массового праздника как педагогической системы состоит в том, что объединяя различные формы культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейно-нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников.
Массовые праздники можно отнести к двойственным явлениям, сохраняющим исходный синкретизм художественного и утилитарного начал. Вместе с тем нельзя очевидно, недоучитывать, что праздник – явление комплексное и некоторые его составные части, например, массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные художественные ценности.
Если видеть массовое театрализованное представление как механическое объединение различных искусств, не приводящее к химической реакции слияния, или обычное зрелище, обычный концерт, лишь укрепленный в масштабах, под открытым небом, на площади, стадионе, в зеленом театре, тогда раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.
Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т. е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник обрядностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, мировоззрению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.
Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с намеченной целью. Использование в сценарии документальных фактов служит педагогической цели, а так же усилению авторской идеи с целью наибольшего влияния на аудиторию[8].
Здесь возникает вопрос о соотношении художественного и документального материала в образном решении массового праздника. Использование в сценарии двух линий – художественной и документальной – придает ему масштабность, выразительность и глубину.
Использовать конкретные факты – это значит хорошо изучить жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии. 
Только образное решение превращает документ в произведение искусства. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ реальных героев усиливает в зрителях активное начало сотворчества.
В образном решении массового праздника линия художественных образов может не совпадать с документальной, быть как будто вторым планом, ассоциацией. Но и бывает по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках одного эпизода. Художественный материал может предварять или продолжать выступление реального лица.
Документальность массового праздника во всех его проявлениях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному воздействию на жизнь аудитории, каждого человека в отдельности, активное утверждение норм морали и нравственности[15].
Рассмотрим основные этапы работы над сценарием театрализованного массового действия. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего представления или спектакля. Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии вообще. Пришедших на праздник людей не удовлетворит такой отвлеченный рассказ, становившийся нередко только « громкими» словами. В сценариях массового действа не хватает конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи.
Чтобы выстраиваемый материал не страдал излишней пестротой, вылился бы в стройное произведение, новую композицию, важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного к другому. Это придает целостность совершенно разным элементам композиции. Как часть духовного наследия на многовековом пути их существования, народные праздники впитывали в себя и развивали идеалы добра и красоты, положительные знания о природе и человеке. В праздниках находили свое отражение этнические и эстетические нормы народного быта, участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству для полной самореализации личностных качеств.
Русская народная драма и народное театральное искусство – интереснейшее и значительное явление культуры. Драматические игры и представления составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.
Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется в стремлении использовать их в современных массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы многопланово входят в спектакли самодеятельных коллективов, любительского и профессионального театров [4].
Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. Знакомя детей со сказками, мы приобщаем их тем самым к общечеловеческим нравственным ценностям, сохраняя особенные черты русского характера, это представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии.
Особо важными представляются следующие два момента.
?      Эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности.
?      Уникальная воспитательная важность праздника, состоящая в обеспечении им широкой разнообразной самодеятельности и способствующая активному самовыражению личности ребенка, подростка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие.
Понятие «театрализация» очень объемно. Оно включает в себя множество компонентов. В частности, это творческая, воспитательная работа, особенность которой состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни.
Культурно-досуговая театрализация предполагает наличие множества форм:
- обрядовые действия,
- митинги,
- шествия,
- парады,
- представления,
- инсценировки и другие формы театрализации,
спортивно-игровые формы,
- викторины,
- лотереи,
- дискотеки,
- конкурсы;
фольклорные формы.
Говоря о театрализации, мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой деятельности и рождающим свою особую драматургию. В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления и т.д., а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.
В искусстве театрализованного праздника оригинальность, неповторимость сценария - первый залог успеха и заинтересованности участников праздника, обряда. Зрелищность является в них именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в соучастников действия.
Искусство театрализованного праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции. Главным компонентом здесь выступает замысел сценария. Именно с него начинается выстраивание целостной драматургии театрализации.
Выбор формы, а затем жанра театрализации в первую очередь соотносится с его тематическим и идейным замыслом и целью. В любом случае форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории.
В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся.
Важным также является требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Как правило, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен так ярко, как в пьесе, киносценарии.
Но разрешение конфликта еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий театрализации должен иметь композиционное решение, монтаж материала. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить основные части. Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя следующие элементы:
- экспозицию или пролог,
- завязку действия,
- само действие,
- его кульминацию и
- развязку, финал.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария - дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах.
Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сценария театрализации.
Высшей эмоциональной точкой развития основного действия является кульминация, заостряющая идею всего театрализованного действа, поставленную проблему. Это может быть самым сильным по своему эмоциональному действию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, яркое церемониальное действие.
Кульминация в театрализации обычно перестает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен, поколений. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, и др.
Сочетание документальной публицистичности и художественной образности придает театрализованному сценарию масштабность, выразительность, глубину. К документальному материалу следует относить кино и видеофильмы, кадры, фотокадры, фонограммы [6].
Так, символическая образность предполагает поиск условно-знаковой темы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.
Историческая образность основывается на поиске ассоциаций, имеющих в своей основе близкие аудитории аналоги в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмировано, художественно-спортивные состязания.
Большое значение в театрализации имеет соотношение художественного и документального материала.
Театрализация культурно-досуговых форм - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законом драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.
2. 3 Место фольклора на театрализованном действии
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающими в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие. В культурно-творческой сознательной деятельности широких масс сливаются в едином русле народные традиции, фольклор и художественная современность. Эта деятельность становится неотъемлемым компонентом образа жизни людей, развития празднично-обрядовой культуры в России.
Как известно, образ жизни отражает не только определённый способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора. Они позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности, превратить театрализованные формы художественно-массовой работы в социально-культурную самодеятельность людей, ограниченно связанную с их трудом, бытом, всей жизнедеятельностью.
Однако анализ использования народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе показывает, что сегодня более интенсивно развивается линия понимания их как основы репертуара художественной самодеятельности, а также профессиональных коллективов, то есть линия концертно-зрелищная. Для нас же гораздо больший интерес представляет другая линия - рассмотрение и использование традиций и фольклора как своеобразного народного театра, сложившегося массового действия, утверждённого исторически стереотипа поведения, причём художественного оформленного и осмысленного. Соединение художественно-массовой работы с традициями и фольклором как народным театральным действием способно дать наполнение сценарно-режиссёрскому замыслу театрализованной акции, обогатив её в то же время проявлением социально-культурного творчества самих участников.
Для более чёткого осмысления методик
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.