На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История древнеегипетской государственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.              Периодизация истории государства в Древнем Египте.
1.1 Период Раннего царства.
1.2 Период Древнего царства.
1.3 Период Среднего царства.
1.4 Период Нового Царства.
1.5 Период Позднего Царства.
2.              Социальная структура Древнего Египта.
2.1 Периоды Раннего и Древнего царств.
2.2 Период Среднего царства.
2.3 Периоды Нового и Позднего царств.
3.              Древнеегипетская государственная организация.
3.1 Царская власть.
3.2 Местное управление.
3.3 Организация суда и законы.
4.              Военная организация.
4.1 Период Раннего
4.2 Период Древнего Царства
4.3 Период Среднего Царства
4.4 Периоды Нового и Позднего царств.
Заключение
Библиографический список

 
 
 
 
 

Введение

Выбранная мной тема исследования показалась мне наиболее интересной и актуальной из-за того, что Древний Египет – государство Древнего Востока, а здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад. Культура древнеегипетского общества, пытавшегося первым разрешить в действии проблему социальной справедливости и гуманности, положившего начало материалистическому мировоззрению наблюдением над мозгом, подготовившего создание алфавита, создавшего великие ценности в области искусства, литературы и науки, должна быть признанной народами последующих исторических эпох.
Актуальность проблематики. Еще Геродот посвятил вторую книгу своего большого труда Египту, где большое внимание уделил политической истории. Древние ученые: Диодор, Страбон, Плутарх Херонейский, Манефон описали в своих работах египетское государство, его историю, самобытную
культуру и религию. А расшифровать древнеегипетские надписи удалось лишь в начале 19 века французскому филологу Ф. Шампольону.
Поэтому совсем молодой можно назвать науку египтологию, основанную на первоисточниках. Усилиями зарубежных исследователей Лепсиуса, Бругша, Марриэта, Масперо, де-Моргана, Навиллья, Петри, Рейснера, Зете, Ферта, Генна, Лауэра, Жакье и мн. др. музеи мира пополнялись фактическими материалами - ценными памятниками письменности и изделиями ремесленников, ритуальной атрибутикой и саркофагами фараонов древнего Египта. Ценный вклад в египтологию внесли отечественные ученые: А.С.Норов, Т.Н.Грановский, А.Прахов, Б.А.Тураев, В. С.Голенищев, В.В.Струве, В.И. Авдиев, И.С. Кацнельсон, И.М.Лурье. Но в историографии древнего Египта проблема возникновения государства вообще не занимает самостоятельного места. Исследователи Петри, де-Морган, Зете, утверждают, что "монархия" была превнесена извне, в качестве этнической особенности каких-то завоевателей долины Нила. Так как археологические открытия
20 в. сделали очевидным генетическое единство культуры и расового
типа "додинастического" и "династического" Египта, то эти ученые
стали вносить момент этого завоевания и культурных взаимодействий, в
результате которых якобы возникла "монархия", к незапамятным временам неолитического периода. Другие ученые, как, например, Эд. Мейер, Брэстед, Тураев, утверждают, что государство существовало в Египте уже задолго до "исторического времени".
Исключительное место в историографии вопроса о развитии государства в Египте занимает работа А.Морэ. В противоположность Масперо, Эд. Майеру и Зете, Море специально ставит вопрос о возникновении государства, считая, что оно появилось в результате процесса социального развития родового ("кланового", по выражению автора) строя. Но, что касается характеристики социальной структуры этого общества, причин происхождения и путей развития государства Морэ не раскрывает.
Научное разрешение проблемы происхождения государства было дано Марксом и Энгельсом. Они впервые дали научный анализ природы
древневосточного государства, его особенностей, обусловленных экономическим строем древневосточных обществ. Специально вопрос о происхождении государства в древнем Египте затрагивается в работах В.И.Авдиева, в которых был исследован вопрос о сохранении в системе государственного аппарата времени Древнего царства институтов, восходящих к родовому строю.
Курсовая работа опирается на работы В.И.Авдиева, И.С. Кацнельсона, Ю.С. Крушкол, Л.С. Васильева, И.М.Лурье, К.И. Батыра.
Цель курсовой работы – выявление исторических закономерностей государства и права Древнего Египта, а также формирование целостной системы взглядов на развитие государственности и права в Древнем Египте.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- выявить особенности становления и развития государственности в разные периоды древнеегипетской истории;
- изучить социальную структуру Древнего Египта на различных этапах его истории, а также выявить и исследовать основные факторы, оказавшие влияние на нее.
- рассмотреть систему государственной организации Древнего Египта в различные периоды развития древнеегипетского государства;
- раскрыть вопрос военной организации Древнего Египта, учитывая периоды его развития;
- охарактеризовать положение суда на различных этапах древнеегипетской истории;
- провести обобщение и систематизацию полученных выводов
Методологическая база исследования заключается в использовании общих методов познания диалектического, структурно-функционального, системного, сравнительного анализа, что позволяет выявить и обобщить особенности данного явления. Теоретической основой моей курсовой работы послужили работы нескольких вышеперечисленных ученых: монографии, статьи из сборников, журнальные статьи, учебная литература.
Первая глава курсовой работы посвящена становлению государства древнего Египта в разные периоды своего развития (в период Раннего царства, период Древнего царства, период Среднего царства, период Нового царства и в период Позднего Царства). Вторая глава изучает социальную структуру общества. Третья глава государственную организацию Древнего Египта, а конкретно царскую власть, местное управление, суд и законы. Четвертая глава посвящена военной организации Древнего Египта. В заключении проводиться обобщение и систематизация полученных выводов.
 

1.    Периодизация истории государства в Древнем Египте.

История Древнего Египта делится на ряд периодов: Период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; Период Древнего, или Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III - VI династии; Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов, Период Позднего царства (1085-332 гг. до н.э.).Период Раннего царства. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хо­зяйственного и политического упадка Египта. Период Позднего царства стал периодом заката цивилизации.

1.1 Период Раннего царства.

Египетский народ, как и многие другие древневосточные народы, постепенно сложился на основе скрещения целого ряда различных племен Северной и Восточной Африки. Древние египтяне были народом, населявшим долину и дельту Нила с глубокой доисторической древности.
Египетская цивилизация явилась детищем одного этноса.[1]
Древнеегипетский язык, возникший еще в период первобытнообщинного
строя, продолжал существовать в течение всей рабовладельческой эпохи.
По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения ее в область почти сплошных пустынь население скапливалось
в оазисах и постепенно спускалось в долины рек. Кочевые охотничьи
племена стали оседать в дельте и в долине Нила, постепенно переходя
к оседлому земледелию. Благоприятные условия оазисной природы способствовали дальнейшему развитию хозяйственной жизни. Население оазисов занималось охотой и рыболовством, разводило скот и возделывало ячмень и полбу. Они умели полировать твердые породы камня, делали из камня топоры, тесла и наконечники стрел. Наряду с земледелием в архаическую эпоху развиваются различные ремесла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня.
Однако в этот период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Все повинности носили натуральный характер.
В эпоху Раннего царства население Египта жило отдельными общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Сперва
общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной
сети.
Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи,
когда племенной вождь превращается в царя. На территории Египта
постепенно образуются древнейшие государства, которые постоянно ведут между собой борьбу за господство в стране. Во главе этих государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами.
Раннее царство существовало в условиях общинного землепользования: верховным собственником земли считалось номовое государство, во главе с номархом. Существовал также сектор царского хозяйства. Вначале царство состояло из двух частей – Верхнего Египта и Нижнего Египта, которые в дальнейшем под влиянием царя Верхнего Египта Менеса (или Нармера) создали единое государство. Объединение не было прочным, но сыграло важную роль в заботах об орошении земель.[2]
Ежегодные периодические разливы Нила ставили людей перед необходимостью равномерного распределения избыточных вод наводнения по всей стране. Все сельскохозяйственное производство Египта было
связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством
ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных.

1.2 Период Древнего царства.

Период Древнего царства - это время образования в Египте первого централизованного рабовладельческого государства, время первого значительного расцвета экономики, культуры и военно-политической мощи Египта. Египетские цари, стремясь к захвату добычи, главным образом скота и рабов, и к завоеванию территорий, богатых рудой, начали проникать на Синайский полуостров и в Северную Нубию.
В период Древнего царства наряду с расширяющимся земледелием
сохраняют свое хозяйственное значение рыболовство и охота. Наряду
со скотоводством хозяйственное значение имеет и птицеводство. Значительного развития достигли ремесла, в частности обработка дерева,
камня, металла, глины, папируса, выделка кожи. В этот период особое
значение получает металлургия. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, в первую очередь медными.
Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем царстве оставалась сельская община. Существовали и особые общинные советы, бывшие органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Египетские фараоны-цари, завоевывая соседние области, стремились к внутреннему укреплению государства. Внешним выражением силы
централизованного государства являются пирамиды, построенные фараонами III-IV династий.
Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с
первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.
Древнее царство сменяется временем упадка Египта. Заметно усиливается местная рабовладельческая знать, которая укрепляется в от
дельных областях (номах). Процесс ослабления центра и усиления местной знати приводит к распаду Египта на отдельные области – те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

1.3 Период Среднего царства.

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Ослабление центральной власти привело к прекращению завоевательной политики и внешней торговли, столь необходимых для
развития рабовладельческого хозяйства. В условиях упадка единой государственности стала постепенно разрушаться оросительная сеть, что
сильно вредило сельскому хозяйству. Для дальнейшего развития рабовладельческого хозяйства необходимо было политическое воссоединение страны. Естественно, что в наиболее значительных областях Египта начинается борьба за восстановление государственного единства. Наиболее крупными объединительными центрами были на севере Гераклеополь, а на юге - Фивы. Окончательную победу в этой борьбе одержал фиванский царь Ментухотеп I, восстановивший единое Египетское государство.[3]
Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось
значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором пре
обладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество
номовой знати, особенно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи еще сохраняли в своих руках большую реальную власть. Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми,
подчиненными царской власти.
В конце Среднего царства, в XVIII в. до н.э., в Египет вторгаются иноземные азиатские племена - гиксосы. Вторжение в Египет гиксосов и завоевание ими его северной части было довольно длительным процессом обусловленным внутренней слабостью Египта, его распадом на ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых выделялись Фивы.

1.4 Период Нового Царства.

Окончательную победу над гиксосами одержал один из следующих фиванских царей - Яхмос I, который считается основателем XVIII фиванской династии.
В номах процветают как сельское хозяйство, так и ремесла. Примитивное скотоводство превращается в более организованное животноводство. Развитие производительных сил привело к расширению внутренней и внешней торговли. В силу преобладания натурального хозяйства торговля сохраняла свой древний меновой характер. Однако все большее значение приобретают товарные эквиваленты стоимости, в частности металлы, которые постепенно превращаются в весовые металлические деньги примитивного типа, еще полностью не потерявшие своего товарного значения.[4]
Развитие сельского хозяйства и ремесел, постоянная потребность
в сырье, в рабах, необходимость дальнейшего расширения внешней торговли были основными причинами грабительских захватнических войн,
которые возобновили фараоны XVIII династии. Египет Нового царства первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав
вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными
ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок,
становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян,
включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

1.5 Период Позднего Царства.

Ряд авторов склонен выделять также период Позднего Царства (1085-332 гг. до н.э.). Данный период развития Древнеегипетской цивилизации становиться временем ее упадка, соперничества жречества и вельмож и одновременно периодом борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.[5]
В это время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники, костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т.д. Особое место занимали военачальники.

 
 
 
 
 
 
 

2.    Социальная структура Древнего Египта.

Для Древнего Египта была ха­рактерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовле­ченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Вос­тока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее упот­ребляемым среди которых был термин, обозначающий про­столюдина, мерет. Это понятие не имело четко выра­женного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" — полусвободный, зависимый работник, про­существовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.[6]

2.1 Периоды Раннего и Древнего царств.

Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие при­вычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфи­ческих  черт  древнеегипетской  структуры,   которая  известна  науке отнюдь не во всех ее важных деталях. Здесь стоит упомянуть, что характер источников достаточно скуден. Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни населения была — как то всегда и везде бывало — земледельческая община, т.е. коллектив земледельцев, обрабатывавших общую поде­ленную на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, сис­темой обязательств и выплачивавших налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применитель­но к прошлому. Скорее всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, общины уже не было, как не существовало и независимых от власти и неподконтрольных ей пол­ноправных общинников.
Похоже на то, что древнеегипетская община в силу каких-то ве­сомых причин (одной из них следует считать сам характер хозяйства в узкой полосе вдоль Нила с постоянной зависимостью от его разли­вов и необходимостью коллективного и руководимого из центра труда по преодолению последствий этих разливов) оказалась практически целиком поглощенной властью, инкорпорированной в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств.[7]
Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинни­ков-крестьян, с которых взимается государством рента-на­лог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых динас­тий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.
Неким по­добием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебой­ное функционирование ирригационных сооружений, при­нудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхуш­ка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централи­зованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сло­жившейся системы царских пожалований земель и рабов. В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духов­ной знати трудились различные категории зависимых под­невольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военноп­ленные или соплеменники, доведенные до рабского состо­яния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им нор­му работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скуд­ное пропитание из царских складов.
Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств про­изводства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

2.2 Период Среднего царства.

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развити­ем торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расшире­нием сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с дру­гой — к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель наследственные земли, стремится превратить свои держания в соб­ственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых ора­кулов, которые могли засвидетельствовать ее наследствен­ный характер.
Рано выявившаяся неэффективность громоздких цар­ских хозяйств, основанных на труде подневольных земле­дельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обра­батывалась ими в основном своими орудиями в относитель­но обособленном хозяйстве.
Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество. Из общей массы "слуг царя" выделяются так называе­мые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного земле­владелиц, товарно-денежных отношений, рынком. Не слу­чайно в XVI—XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.
Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связаны с царскохрамовым хозяйством, приобретают более высокий ста­тус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объеди­нения ремесленников по специальностям.
Сильные неджес вместе с низшими звеньями жрече­ства, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленни­ками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависи­мых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к край­нему обострению социальных противоречий в конце Сред­него царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян.

2.3 Периоды Нового и Позднего царств.

В результате победоносных войн Египет Нового цар­ства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложне­нии его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей пра­вящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое ме­сто они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести админист­рации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных шко­лах, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.
Наряду с неджес в это время появляется и особая ка­тегория египетского населения, близкая к нему по поло­жению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ре­месленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависи­мости от потребностей и нужд государства.
Связано это было с созданием по мере централиза­ции в Среднем царстве системы общегосударственного пе­рераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерар­хически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключа­лась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категори­ям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные кате­гории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов; войско, чиновни­ков, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого деле­ния заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государ­ством в каждом конкретном случае с учетом его потребно­стей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы.
"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил "про­стого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую част­ную собственность. До тех пор, пока мастер не переводил­ся в разряд "простых людей", он не был бесправным чело­веком. Работая в том или ином хозяйственном подразделе­нии по указанию царской администрации, он не мог поки­нуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.
Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от поло­жения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновни­ков, военных и мастеров. Периодический учет и распреде­ление на работу основного резерва рабочей силы в Древ­нем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения госу­дарством египетского общества.
В позднем царстве резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники, костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т. д. Особое место занимали военачальники.[8]
 
 

3.    Древнеегипетская государственная организация.

Древнеегипетское государство было централизованным почти на
всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Анализ погребального инвентаря некрополей, относящихся ко времени I-II династий свидетельствует о наличии в этом обществе резкого имущественного неравенства.
В надписях времени I-II династий мы встречаем ряд названий ведомств и должностей государственного аппарата, свидетельствующих о
существовании власти, отделенной от народа. Таковы названия "сокровищница", "хранитель печати ведомства сбора дани Севера", начальники ведомства ирригационного управления, ведомство продовольственного снабжения и писец этого ведомства, ведомство управления мукомольнями и управляющий мукомольней, начальник ведомства по откорму быков, резник, и специально царского дома, "сехедж" винного погреба, надзиратель за возделыванием царских садов при Красном доме. Упоминание о должности писца свидетельствует о существовании ведомств учета - органов, характерных для государственной организации и чуждых родовому строю. Уже во времена I династии писцы занимали высокое положение в системе государственного управления.[9]
Все выше перечисленные названия ведомств и должностей свидетельствуют о существовании специальных органов сбора дани, т.е. о существовании аппарата, осуществлявшего главную функцию государства: функцию эксплуатации большинства населения страны. Таким образом, на основании изучения источников, исследователи констатируют факт существования государственного управления в период I-II династий. Причем на протяжении I-II династий система государственного управления непрерывно изменялась. Сам институт царской власти носит на себе яркий отпечаток своего происхождения из института власти племенного вождя. Именно к этому институту восходит верховное право царя на всю землю страны и на распределение прибавочного труда ее населения, отразившееся в таких названиях ведомств государственного аппарата, как перечисленные выше ведомства сбора и распределения продуктов и ведомства непосредственного управления отраслями хозяйства страны. Это верховное право царя представляет собой приспособление права высшего единства родоплеменного коллектива, выполняющегося в лице вождя, к потребностям эксплуатации основной массы населения со стороны имущего класса. Экономически господствующий класс при помощи государства "становится также поистине господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса".[10] Прибавочный труд коллектива, предназначавшийся первоначально
для накопления общего запаса и для покрытия издержек коллектива,
т.е. для войны, богослужения и т.д., распределяется теперь среди лиц правящего класса.
Изучение архаических надписей привело исследователей к ряду выводов:
Во-первых, что в период I и II династий система государственного управления находится в процессе непрерывного изменения.
Во-вторых, что в этот период государственный аппарат проходит только начальную стадию становления. Становление государственного аппарата идет неуверенным, колеблющимся шагом: первоначально нет вообще никаких должностей и ведомств и все управление государством осуществляется, с одной стороны, руками старых должностных лиц родоплеменного строя, а с другой стороны, руками приближенных царя. Лишь постепенно появляются названия должностей, отражающие обязанности данного лица, система соподчинения, система дифференциации ведомств по территориальному принципу и по отраслям хозяйства. При этом еще почти отсутствует принципиальное различие между службами царского дворца и ведомствами государственного управления. Такое развитие государственного управления приводит к возникновению чрезвычайно громоздкого, неуклюжего аппарата власти. Укрупнение ведомств, развитие системы их соподчинения составляет уже следующий этап развития государственного аппарата.
В-третьих, последовательно-хронологическое изучение архаических надписей показывает нам, что процесс становления государственного аппарата идет путем преобразования органов родового строя и постепенного вытеснения их новыми органами настоящей государственной власти, причем характерную особенность этого процесса в Древнем Египте составляет преобладание тенденций преобразования, приспособления органов родового строя к новым задачам общества над тенденцией создания новых органов. Причиной этого явления был застойный, консервативный характер экономики Египта, обусловивший возникновение деспотической формы государства.

3.1 Царская власть.

Начиная с III династии происходит укрепление могущества фараона, который теперь не только обожествлялся, но считался равным богам. Л
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.