На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модели государственного регулирования экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                   СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение.....................................................................................................................................
Модели государственного регулирования экономики.......................................................
Заключение................................................................................................................................
Список использованной литературы.....................................................................................
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ведение
Данная работа посвящена государственному регулированию экономики. Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Оно формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития  и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономи-ческой деятельности.
Конечно, сейчас государство не может обеспечить идеальное развитие экономики. Для этого необходимо, чтобы люди, стоящие у власти были достаточно высоко образованы и не принимали важные решения, опираясь только лишь на свои собственные интересы, что происходит сейчас в России. Может быть, когда-нибудь наша страна, выйдет на правильный путь и мы перестанем быть отсталой страной.
Для написания работы использовалась специальная литература по экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.
 
Модели государственного регулирования экономики
 
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.
Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
Американская модель. Эта модель получила название "либеральная модель капитализма". Ее характерными особенностями являются:
•              малый удельный вес государственной собственности.
•              минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государства - сократилась;
•              всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест(5);
•              резкая дифференциация на богатых и бедных;
•              большое различие на уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
•              приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования "в мирных целях" и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. К основным чертам японской модели относятся:
•              высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов - производство электроники и компьютеров;
•              составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.(5);
•              широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
•              незначительное различие на уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;
•              социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию.
Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:
•              сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;
•              Германия одна из первых ввела в начале 70-х годов принцип планирования основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;
•              в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;
•              различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцати трехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.
Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.
Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование. А. Самуэльсон отмечал, что французское "государственное планирование" является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. "Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полу добровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления" (1).
Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:
•              планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган - Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка (2);
•              в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;
•              регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.
Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесячно проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспортеров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые устанавливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.
Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокращалась, уровень зарплаты возрастал, это происходило лишь за счет активности профсоюзов.
Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.
Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от "народных коммун" как основных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда.  Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет. Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находящейся в собственности двора или нескольких дворов.
При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали "смешанную модель", варианты которой реализовывались  в Венгрии и  Чехословакии. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования.
В результате был намечен переход от модели "Централизованной плановой экономики" к модели "Социалистической плановой товарной экономики", сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным, и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений.
Используя разработанные теоретические положения Китай уделил большое внимание созданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагается осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэкономического регулирования.
В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Новый механизм предоставил предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана.
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят от географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условий развития, традиций населения и его обычаев, уровня развития производительных сил, социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования, но вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся: наличие многообразных форм собственности,               преобладание свободных цен на товары и услуги, развитая система свободной конкуренции, распространение предпринимательской деятельности, определенная система государственного регулирования экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.
В настоящее время сложно говорить о России как об едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
 
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. -2 -е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005г., - 544 с.
 
2. Государственное регулирование рыночной экономики./под редакцией Морозовой Т.Г., М.: Юнити-Дана, 2002 г., -255 с.
 
3. Государственное регулирование рыночной экономики./под редакцией Кушлина В.И. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: РАГС, 2005 г., -834 с.
 
4. Современный экономический словарь. Райзбенг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Москва ИНФРА-М, 2007 г.
 
5. Экономическая теория./под редакцией Николаевой И.П. -2 –е изд., перераб. и доп. –М.: Юнити-Дана, 2008 г.-527с.

 

 

 

10

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.