На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Клинической психологии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Клиническая психология.(лекции)
       1 тема «введение  в клиническую  психологию»
       Зарождение  научной клинической психологии датируется концом 19 века, когда американец Лайтнер Уитмер (1867- 1956), учившийся  в Лейпциге у Вундта, ввел понятие  клинической психологии, основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал. С 1917 года кл. психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии. В немецкоязычных странах уже с начала 20 века в психологии  существовало большое количество научных и практических направлений, которые можно отнести к сфере клинической психологии; но само понятие как таковое оформилось только в середине 20 века.
       Клиническая психология- есть частная  психологическая дисциплина, предмет которой- психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка).
       Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные  и прикладные, при этом клиническая  психология рассматривается как  прикладная дисциплина. Однако научно- теоретическая дискуссия показала, что подразделение наук на фундаментальные и прикладные во многом произвольно. Точно также обстоит дело и с клинической психологией.
       Если  говорить о клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология- эмпирическая  наука, т.е. эмперико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое  значение.
       Понятие расстройства и вида расстройства (расстройства психические и  соматические)
       В определении клинической психологии используются два понятия- расстройство и вид расстройств (психическое, соматическое), которые можно раскрыть следующим образом:
       Расстройство: мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни»(МКБ-10). Понятие «болезнь»подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие- психическое расстройство.
       Виды  расстройства (психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто  нельзя не учитывать в рамках этиологии анализа условий возникновения (психические факторы при инфаркте миокарда), описаний (физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладение с болезнью при нарушениях слуха).
       Разделяя  психическое и соматическое, мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека- разных плоскостях рассмотрения. Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т.д. говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое»и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела, для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы.
       Клиническая психология и смежные  дисциплины:
  Определение Собственное  профессиональное 
наименование
Клиническая психология Частная психологическая дисциплина, которая  занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств \ болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/ анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка). Есть (для  психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности клинических психологов.
Поведенческая медицина Междисциплинарная научно- исследовательская прикладная область. В своем подходе к  проблемам здоровья и болезни  ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья- болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации. Нет
Медицинская психология Применение  знаний и методов психологии для  решения проблем медицины. На переднем плане здесь – ситуация пациента и взаимоотношения врач- пациент. В более широком смысле сюда относятся  предупреждение болезни и охрана здоровья.  Нет
Клиническая нейропсихология Частная психологическая дисциплина, которая  изучает влияние локальных поражений  головного мозга на эмоции и поведение. Есть (для  психологов)
Психология  здоровья Научный и педагогический вклад, психологии в профилактику и охрану здоровья, предотвращение и лечение болезней, выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, реабилитацию, совершенствование системы здравоохранения. В стадии разработки (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности специалистов по психологии здоровья.
Общественное  здравоохранение Междисциплинарная область исследовательской и  практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения(предупреждение болезней, профилактика), продление жизни, улучшение самочувствия посредствам общественных мероприятий или посредством влияния на систему здравоохранения в целом. Речь идет о системном подходе, в расчете на все население. В стадии разработки (для психологов).
Психиатрия Частная медицинская дисциплина, которая  занимается психическими болезнями (отчасти  с акцентом на биологических аспектах). Сюда относятся: этиология\ анализ условий  возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка). Есть (только для медиков при обозначении  врачебной специальности)
 
       Медицинская психология – прикладная область психологической науки, изучающая проблемы медицины в психологическом аспекте  и методами психологии. Она изучает психику человека   с целью его лечения от болезни или ее профилактики.
       Основные  задачи мед. психологии:
        Изучение психологических факторов, влияющих на возникновение, развитие, лечение и профилактику болезни.
        Изучение влияния тех или иных болезней на психику человека.
    Изучение внутренней картины болезни, реакция на болезнь, отношение к болезни. Психология больного человека при различных болезнях.
    Изучение нарушения развития психики.
    Изучение психологии отношения больного человека с окружающей микросредой (врач- психолог- больной, больной- его семья).
    Изучение теории и практики психокоррекции и психотерапии.
    Проблема реабилитации, как разносторонний процесс воздействия на больного человека и окружающую микросреду, направленный на восстановление личностного и социального статуса пациента.
    Изучение психологических проблем, психогигиены и психопрофилактики- как важнейшие условия реализации здорового образа жизни и профилактики болезни.
       Ориентация  на столь широкий круг вопросов позволяет выделить предмет медицинской психологии. Предметом медицинской психологии является личность больного человека, точнее особенности психической деятельности человека в их значении для патогенетической и деффиринцированной диагностики  болезни, оптимизации лечения и предупреждение, сохранение и укрепление здоровья.
       Методы  мед. психологии- это способы, посредствам которых познается предмет науки. В мед. Психологии используется набор методик: клинические и лабораторные методы психологической диагностики.
       Основу  клинического метода составляет расспрос и наблюдение.
Расспрос  больного позволяет получить ценные сведения о его личности, собрать  психологический анамнез. Иногда приходится прибегать к расспросу родственников  и лиц, знающих больного (объективный анамнез) который дает
- уточнить  высказывания больного о себе, об отношении к болезни;
-оценить  присущие больному личностные  особенности, и то, как они изменились  за время болезни.
       Психологический анамнез отличается от медицинского тем, что его задачей является – получить от больного сведения для оценки его личности, как сложившейся системе отношений к самому себе, окружающим, и в особенности в отношении к болезни и оценке того, на сколько болезнь изменила всю эту систему.
       Медицинский анамнез в субъективных жалобах больного призван объективные проявления болезни.
       Психологический анамнез данных о течении болезни  и жизненном пути призван выявить  какое отражение болезни в  субъективном мире больного, как сказывается  на его поведение, на всей системе личностных отношений.
       Внешне  медицинский и психологический  анамнез- как методы исследования весьма сходны расспрос может идти по одному плану, но их цели использования полученных данных совершенно отличны.
       Психологический анамнез делится на анамнез жизни и болезни (вита, морби)
       Психологический анамнез болезни- часть его состоит из выслушивания жалоб больного и расспроса о влиянии болезни на различные отношения больного. Жалобы больного важны не столько тем, на что больной жалуется, сколько тем, в какой мере и какими словами эти жалобы предъявляются. Уже по тому, как высказываются жалобы можно получить первое впечатление о б особенностях личности больного. Беседы с больным и наблюдение за его поведением, изучение истории жизни человека т.к. личность формируется в процессе жизни- это биографический (анамнестический) метод. Он относится к аналитическим методам, изучающим закономерности жизненного пути, позволяет получить целостное представление о личности и о ее развитии.
       При изучении больного человека необходимо учиться разговаривать с больным, собрать анамнез с его слов, а так же пользоваться анамнезом со слов родственников и сослуживцев больного.
       Экспериментальные психологические  методы исследования предполагают использование проективных методик и опросчиков.
       Проективные методики- совокупность методик, направленных на исследование личности разработаны в рамках проективно-диагностического подхода. Понятие проекций для этих методик было использовано Франклом 1939ги закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.
       Наиболее  существенным признаком проективных  методик является использование  в них неопределенных, неоднозначных (структурированных) стимулов, которые  испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, передаваемым обследуемым. Отсюда характерно для проективных методик отсутствие оценки ответов реакций, как правильных или ошибочных, ограничение в их выборе.
       Первое  описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную  интерпретацию принадлежит Мюррею. Положение Мюррея, в которых проекция рассматривается как естественная тенденция людей, действует под влиянием своих потребностей, интересов всей психической организации, является наиболее ранним приложением понятия проекции в психологическом исследовании. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться.
       Различают следующие группы проективных методик:
       1. конститутивные- структурирование, оформление стимулов, предание им смысла (тест Роршеха)
       2. конструктивные- создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира),
       3. интерпретативный- истолкование какого –либо события (тематический апперцепционный тест ТАТ),
       4. катартические- осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодраммы),
       5. экспрессивный- рисование на свободную или заданную тему (дом- дерево- человек),
       6. импрессивный- предпочтение одних стимулов, как наиболее желательных другим (тест Люшера),
       7. аддетивные- предложения, рассказы, истории (незаконченные предложения, вербальный проективный тест).
       Критики проективных методик указывают, что они недостаточно стандартизированы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность самого психолога, а не обследуемого. Особо подчеркивалось неподатливость проективных методик традиционным способам определения валидности и надежности.
       Проективные методики помогают исследователям проникнуть в труднообъективирующие ускользающие при использовании традиционных психодиагностических методов особенности  личности.
       Опросники- обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов, утверждений. Они предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов обследуемых. Относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные состояния и настроения, анкеты.
       Психометрия- область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие психометрии введено в 1734 году Х.Вольфом, впервые указавший на возможности измерения психологии. Одним из первых в психологии было измерение времени реакций. Первоначально под психометрией понималось изменение временных характеристик психических процессов. По мере развития психологического эксперимента, к психометрии начинают относится все то, связано с количественным объединением психических явлений.
       Функции медицинской психологии
       Идеи  и методы медицинской психологии используются в диагностике, профилактике и лечении болезней, в практике трудовой, военной, судебно-психиатрической экспертизы. Идеи и методы медицинской психологии нацелены на совершенствование лечебного и диагностического процесса в различных областях медицины т.е. на эффективность лечебной деятельности. Наиболее разработанными являются такие разделы медицинской психологии:
       -патопсихология, возникшая на стыке психологии  и психиатрии;
       - нейропсихология, сформировалась  на границах психологии, неврологии, психиатрии.
       Патопсихология  изучает закономерности нарушения психической деятельности, болезненные состояния психической деятельности пользуясь своими психологическими методами в своих понятиях. Так же она изучает закономерности распада психических процессов, нарушенного протекания их и связанных с ними изменений психических свойств личности при разных видах патологии мозга. В психиатрической клинике патопсихологическое исследование ставит следующие задачи:
       1. Получение данных, необходимых для  диагностики, данные носят лишь  вспомогательный характер, ценности  обнаружены лишь в сопоставлении  с данными клинического наблюдения  и в ряде случаев с результатами других исследований.
       2. Многократно проводимые исследования  могут быть объективным показателем  влияния терапии на заболевание.  Свидетельствуют об эффективности проводимой терапии, а так же характеризуют особенности наступления ремиссии, и структуру намечающегося при этом дефекте.
       3. Психологические исследования характера  психологического дефекта, степень  его выраженностей, обратимостей, может быть использована для  решения вопросов трудовой, военной  и судебно-психиатрической экспертизы.
       Нейропсихология- изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых психологических методов для топической диагностики локальных поражений мозга. Нейропсихология имеет существенное  значение важных проблем, связанных с анализом мозговых механизмов психической деятельности и строение самих психических процессов. Невропатолог обладает относительно ограниченными возможностями исследования больного: исследование чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений, позволяет ему описать ряд очень четких и надежных симптомов. Однако зоны больших полушарий составляют лишь сравнительно небольшую часть головного мозга, едва ли не 2\3 мозговой коры определяют организацию сложных форм психической деятельности. Их поражение ведет не к нарушению чувствительности и движений, тонуса или рефлекторной сферы, а к дезорганизации сознательной деятельности человека, принимающие различные формы в зависимости от локализации и размера патологического очага.
       Психотерапия- часть медицинской теории и практики. Особенностью психотерапии, в отличии в отличии от всех других форм медицинской практики, воздействующий на организм или тело больного является то, что психотерапия оказывает влияние на психику больного, а через психику и на тело, организм, телесные страдания.
       Важным  разделом медицинской  психологии является комплекс проблем, относящийся  к исследованию природы  методов лечения  и предупреждения психосоматических  заболеваний, значимость которых в структуре  заболеваемости населения  постоянно возрастает (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенный колит, коронарная болезнь, ХНЗЛ, сахxарный диабет).
         1111111111111111111111111  

       2 тема «Психика, психические процессы. Ощущения, восприятия, представления. Расстройства ощущений, восприятий, представлений»
       Психика- сложная при жизни сформированная отражательная деятельность мозга, необходимая для цели познания окружающего мира и самого себя, и взаимодействия с ним для удовлетворения жизненных потребностей. Это значит что не мозг рождает психическое, и не просто внешние объекты  природной и социальной окружающей среды вызывают тот или иной феномен, а внешнее воздействие взаимодействия с мозгом порождают процесс деятельности, отражение- итоговым выражением являются образы, идеи, чувства.
       Вот почему психическое понимается как  суть единства деятельности мозга и  воздействия многообразия внешней  среды.
       Рассмотрим  более детально значение и действия 2х основных факторов психического развития:
       1. Природный биологический фактор- наследственность, что наследует ребенок. Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств, органов движения, физические признаки, общие всем людям, среди которых важнейшее значение имеет прямоугольная походка, рука- орган познания и воздействия на окружающий мир, особое строение рече- двигательного аппарата.
       Дети  наследуют биологические потребности, особенности типов ВНД (темперамент). Прирожденные АФО нервной системы, его органов чувств, а так же генофонд, принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются и общие и специальные способности.
       Задатком, определяющим развитие важнейшей человеческой способностью- речевого общения (а через него и своеобразного отражения мира) является АФО механизм формирования 2 сигнальной системы, обеспечивающей особые взаимодействия человеческого организма с окружающей средой, его сознательную целенаправленную деятельность, волевое поведение.
       По  современным представлениям особенности  характеризующие потомков передаются им от родителей через половые клетки. Слияние мужских и женских клеток при оплодотворении приводит к образованию одной клетки зиготы из которой и развивается человеческий зародыш. Именно в этих 2 клетках и зиготе хранится  генетическая информация о том, с какими физиологическими данными и психическими предпосылками (задатками) появится новый человек.
       Материальной  основой наследственности является ДНК, именно она служит источником и  передатчиком генетической информации в клетке. Гены устойчивы, но неизменной структуры. Они способны претерпевать изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикация, облучение).
       Изменениями в генах можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека и предрасположения к отдельным заболеваниям (многопалость, заячья губа, дальтонизм, несвертываемость крови). Не все , с чем рождается ребенок является наследственным. Отдельные врожденные особенности ребенка, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробного развития младенца, состоянием здоровья матери. Психические травмы, лекарственные средства, родовые травмы- могут вызвать изменения в строении и развитии анализаторов, а в ряде случаев затормозить ЦНС, что скажется на психическом развитии.
       Биологический фактор имеет большое значение- определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможностями стать человеком. Однако природные особенности не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют лишь природную основу психики.
       Сущность  человека и его психики отражает его социально значимые качества. Родиться человеком еще не достаточно. Человек как личность формируется  под определенным влиянием социальной среды. Под ее же воздействием претерпевает определенные изменения и его биологические особенности.
       Условиями психического развития ребенка являются:
       - человеческий образ жизни;
       - жизнь в обществе людей.
       Человеческая  система отношений: только в общении  с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, обращения с предметами труда и быта, овладевает речью. Старшие поколения передают младшим накопленный опыт. Развитие ребенка осуществляется под влиянием как непосредственного окружения или микросреды (семья, родственники), так и главным образом под влиянием социальной среды (макросреды),под воздействием различных СМИ, окружающих ребенка обстоятельств жизни.
       Большую роль играют человеческие формы деятельности: игра, обучение, труд, деятельность, воспитание.
       Основными формами организации деятельности детей является обучение и воспитание. Общественное обучение и воспитание определяет психическое развитие ребенка, его познавательной способности, знания и способы добывания этих знаний, характер отношения ребенка к миру,  людям и самому себе.
       Обучение  и воспитание- как главнейшие формы  активного развития детей строятся как наслоения факторов, задатков, достигнутых уровней психического развития. Вопрос в соотношении воспитания\ развития- один из центральных в разработке проблем психического развития.
       В зависимости от того, как оценивается  роль обучения в психическом развитии ребенка психологи разделились  на 2 лагеря.
       Психологи Женевского направления (Пиаже)- ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только приспосабливает к тому развитию которое происходит самостоятельно.
       Психологи другого направления (отечественные  ученые) придают обучению значение основного фактора ведущего за собой  развитие. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых. Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е.обучают ребенка.
       Обучение- специально организованная деятельность по передаче ребенку социально исторического опыта накопленного человечеством: знания о приемах и способах их употребления, системы научных понятий, способов деятельности, нравственных правил и отношений между людьми.
       Большой вклад в разработку о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выгодский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, как решающей причиной движущей силой развития. Принципиально важно положение Выгодского о том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать ее за собой, а не плестись в хвосте развития.  Интересной и значимой для практики управления являются идеи Выгодского о 2 выводах о развитии детей. Уровень интеллектуального развития характеризует особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день. Зона ближайшего развития- требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону ближайшего развития.
       Положение Выгодского о 2 уровнях развития исключительно  важно. Он подчеркнул то, что обучение и воспитание с одной стороны не могут предъявлять к ребенку таких требований, которые ему не доступны, не соответствуют уровню его интеллектуального развития и возможностям завтрашнего дня . Зная, что ребенок может сегодня выполнить с помощью взрослого, а завтра самостоятельно, учитель может целенаправленно управлять развитием детей в соответствии с целями общества. Это положение Выгодского нашло широкое отражение и дальнейшего развития в педагогической психологии (Даывдов, Гальперин, Менчинская, Люблинская, Замков, Эльконин).
       Обучение  и воспитание разумно организованное и специально направленное на развитие детей обеспечивает высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств личности.
       Термином  постнатальный онтогенез обозначают весь период развития организма от момента его рождения до смерти.
       Развитие  психики ребенка вовсе не гладкий процесс равномерного усложнения. Процесс формирования и развития психики совершается как бы поэтапно. Отечественные психологи при изучении вопроса о возрастной периодизации исходят из концепции Выгодского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития.
       Развитие  ребенка- есть присвоение им социально-исторического  опыта, в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. Ведущими является принцип деятельности и принцип общения. Эти принципы были выдвинуты Выгодским и Блонским. В дальнейшем получили развитие в исследованиях Леонтьева, Эльконина.
       Период  психического развития по Эльконину:
       Психическая жизнь человека возникает и формируется в процессе онтогенеза. Мозг новорожденного подобен чистому листку бумаги, на который условия окружающей жизни  пишут знания, опыт, и все то, что мы называем психической жизнью.
       Потенциальная способность к развитию психики зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения.  Потенциальная способность к развитию психики означает функционирование мозга, который способен собирать, хранить и перерабатывать информацию для осуществления психической деятельности.
       Развитие  ребенка нельзя представить себе как непрерывную равномерно- возрастающую кривую подъема. В динамике его роста  и развития имеются отдельные угловатые пункты, или кризы (характерные психические особенности). В основе этой периодизации лежат не паспортные сведения, а образ жизни.
       1) Младенческий период-  самый беспомощный, фонд безусловных рефлексов беднее чем у животного, психики еще нет, но предпосылки очень большие, значительно больше, чем у животного. Бурное развитие психики начинается с первых дней постнатальной жизни. К моменту рождения у ребенка довольно хорошо развито обоняние, вкус, проприоцептивная чувствительность. Полноценная деятельность всего рецептивного аппарата начинается с конца 3 месяца жизни.
       Новорожденный ребенок обладает лишь некоторыми безусловными рефлексами: пищевыми- акт сосания, оборонительными- мигание, ориентировочными- поворот глаз, головы на источник света. У ребенка этого возраста огромная потребность в новых раздражителях (сенсорная жажда),  учится видеть и слышать (сенсорный голод), потребность в новых раздражителях (жизненно необходима) является основным условием нормального развития психики. Могучим стимулом созревания клеток КГМ.
       В процессе взаимодействия с окружающим миром возникает и развивается  ощущение и восприятие. Осознание  ребенком своего тела и представление об окружающем его реальном мире, тесно связано между собой. У новорожденного доминируют интеро и проприоцептивные стимуляции. Исследование внешнего мира мотивировано тем, что доступно ребенку. Зрительный интерес к ручкам- смотрит, лижет, сосет до 5 месяцев. С 5 месяцев взгляд переносится на ноги- поднимает, играет.  На 6 месяце связь между образом в зеркале и реальным образом. Но только к году он понимает, что образ в зеркале есть отражение самого себя.
       Показателем нормального развития ребенка является состояние речевой функции. К концу первого года в словаре ребенка должно быть 1-2 слова. Если к концу первого года в активном словаре ребенка нет ни одного слова, это не страшно, но пассивный словарь должен быть не менее 10- 15 слов. Это очень важный показатель развития ребенка. Если в пассивном словаре нет ни одного слова- это показатель ЗПР.
       Овладевает  речью ребенок путем подражания. В дальнейшем речевые реакции упрочиваются, это физиологическая эхололия.
       К 6 месяцам дефферинцируются речевые шумы (фонемы). Во второй половине года возникает слияние фонем в слоги, а в конце года соединение слогов в простейшие слова.
       2) Преддошкольный ясельный  период 1-3 лет. На 2 году жизни его словарный запас достигает 200- 400 слов. Устанавливается грамматический строй. Из коротких речевых цепей создаются сложные и последовательные. Создается материальная основа детского мышления. Ребенок овладевает предметными действиями (действия, соответствующие логике предмета). Дети осваивают мудрость человеческого опыта. Это возраст наивной функции (мир вещей) бумагу смять можно, железо нет.
       Пространственная  ориентировка
       Словарный запас растет очень быстро. Вначале  развивается ситуационная речь, т.е. речь, соответствующая ситуации. Затем  переход ситуационной речи в контекстную (контекстная речь к 3 годам развита  очень хорошо). Игра- важный показатель развития ребенка. Дети ясельного возраста манипулируют игрушками. Игры манипулятивные, любят играть но это «игры рядом». Коллективной игры нет, направленность в игре на вещи.
       3) Дошкольный возраст-  ведущая деятельность игра, но игра своеобразная. Это коллективные, ролевые, отражают реальную жизнь (играют в то, что видят).
       Ролевые игры- огромная школа познания, в  них усваивается логика уже не предметов, а логика человеческих отношений. Социальные отношения дети усваивают  тоже в ролевых играх. В игре требования взрослых становятся потребностью ребенка. Осваивая ролевые игры у ребенка закладываются основы своей позиции, возможен элемент фантазирования.
         В 4- 5 лет манипуляции предметами  минимальны. Главное осмысливание- отношение людей. Если манипуляция с предметами продолжает иметь место- значит на лицо ЗПР.
       Речь  в дошкольном возрасте получает свое дальнейшее развитие. Впервые возникает  внутренняя речь (про себя)., слова, сосуществующие с образами, внешняя речь- речь обращенная к собеседнику.
       Внешняя речь возникает раньше. Внутренняя в дошкольном возрасте. На пути развития внутренней речи иногда наблюдается этап эгоцентрической речи (сам с собой разговаривает0. Эгоцентрическая речь- это этап формирования речи внутренней.
       4) Младший школьный возраст- с поступлением в школу меняется роль и позиция ребенка, ценности жизни и формы деятельности. Авторитет очень выражен в отношении учителя. Оценка окружения и самооценка играют огромное значение в формировании личности. . плохая оценка- источник формирования патологической личности. Дети с легкой церебральной недостаточностью (их очень много) учатся с большими трудностями, у них плохо формируются навыки, а ведь первые 4 года требуют от ребенка не столько ума, сколько навыков. Такие дети плохо приобретают навыки, учителя недовольны ими и стараются  избавиться от них. Невнимательность или неловкость таких детей не значит, что такой ученик не хочет- он просто не может. Эти дети нуждаются в поддержке, подбадривании, своевременном отдыхе. Постоянные упреки раздражают, ослабляют уверенность в себе и воле к учебе. Дети начинают озорничать. Возможности улучшить развитие таких детей еще не использованы. Нужна хорошая методика обучения и воспитания.
       Источником  дурных качеств личности является повышенная самооценка. Она является источником аффективных переживаний. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления конкретного, а затем абстрактного.
       Психология  личности
       Является  центральной во всех сферах человеческой деятельности.
       Личность- конкретный человек, взятый в системе  его устойчивых, социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки, и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
       В психологии сложилось свое представление  о проблеме исследования человека. Оно было обоснованно Ананьевым, который выделил4 уровня человеческой организации представлявшие наибольший интерес для научного исследования. К их числу отнесены: индивид; субъект деятельности; личность; индивидуальность.
       Индивид- понятие характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляется на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особые социальные качества, он становится личностью. Это происходит потому, что человек включаясь в систему общественных связей выступает в качестве субъекта- носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
       Индивидуальность- особенности развития всех 3 уровней- индивида, субъекта, личности- характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяет его индивидуальность. Т.о. понятие личность характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а  именно особенностей его развития как социального существа. Это происходит потому, что человек включаясь в систему общественных связей выступает в качестве субъекта, носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
       Структура личности:
       1)Способности- индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
       2) Темперамент- динамическая характеристика психических процессов человека.
       3) Характер- содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.
       4) Мотивация- совокупность побуждений к деятельности.
       5) Социальные установки-  убеждения людей.
        
       Темперамент- биологически обусловленная структура личности, интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная впечатлительность, темп и энергичность действий и ряд других динамических характеристик определяется темпераментом. Проблемы темперамента относятся к разряду спорных и до конца  не решенных проблем современной психологической науки.
       Темперамент- биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
       Темперамент имеет 2 компонента: активность и эмоциональность.
       Активность  поведения характеризуется степенью стремительности, быстроты или медлительностью и инертностью.
       Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (=; -)и модальность (радость, горе, страх, гнев).
       Из древних времен выделяют 4 типа: 1 Холерический; 2 Сангвинистический; 3 Флегматический; 4Меланхолический.
       Они разделяются по динамике и интенсивности эмоциональных состояний. Лишь немногие являются  чистыми представителями этих типов. У большинства имеет место сочетание черт. Больше способные одинаково часто встречаются при любом темпераменте.
       Характер- (от греческого печать, чеканка) совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и форм поведения. Главная особенность характера состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей действительности, к людям.
       Характерными  можно считать устойчивые и существенные проявления. Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Образ жизни, конкретные жизненные обстоятельства и общественные условия играют важную роль в формировании характера. Характер – одно из основных проявлений личности.
       Способности- индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения одной или нескольких деятельностей.
       Употребляется понятие давно, но трактуется неоднозначно:
       1) Способность совокупных всевозможных  психических процессов и состояний;
            2) Способность- высокий уровень развития общих и специальных ЗУН, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности (18- 19в);
       3) Способности- то, что не сводится  к ЗУН, но обеспечивает их  быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование на практике.
       Направленность  личности и мотивационная  деятельность:
       Совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности относительно не зависит от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена.  

       Психопатии
       Это аномалии, уродства личности, характера, определяющие весь психический облик человека. Они характеризуются 3 основными критериями:
       1) тотальность патологических черт  характера, которая проявляется в любой обстановке в семье и в школе, со всеми в труде и в развлечениях, в обыденных условиях и чрезвычайных обстоятельствах;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.