На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Познание  как исторически развивающееся  отношение человека к миру.
 

      Содержание 
 
 

 

      Введение 

     Теория  познания (гносеология, от греч. gnosis –  познание) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границ, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания.
     Теория  познания тесно связана с онтологией, диалектикой, логикой и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой материал дают гносеологии математика и кибернетика, естественные и гуманитарные науки.
     Во  всеобщей системе «человек-мир», изучаемой философией, гносеология изучает всеобщее характеризующее познавательную деятельность человека.
     В основе научной теории познания лежит  теория отражения, согласно которой внешний мир воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения.
     Познание  – это прежде всего человеческая деятельность, направленная на отражение  действительности; это сложный противоречивый процесс от простой фиксации явлений  к анализу их сущности.
     Структура процесса познания представляет собой  единство чувственного и рационального  познания.
     Проанализировав составляющие элементы чувственного и  рационального познания, необходимо подчеркнуть роль практики в процессе познания, где познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Надо отметить при этом, что практика в процессе познания играет важную роль всеобщего критерия истины.
     Таким образом, цель данной работы – рассмотреть  познание как социально-опосредованное исторически развивающееся отношение человека к миру
     Объектом  работы является познание как понятие.
     Предмет исследования – исторически сложившееся  отношение к миру через познание.
     Для достижения поставленной цели мы решим  следующие задачи:
     1. рассмотрим теорию познания как философскую дисциплину;
     2. выявим понятия объекта и субъекта  познания;
     3. изучим понятие практики, её роль  и место в познавательном процессе.
 

     

     1. Теория познания как философская дисциплина, понятия объекта и субъекта познания

 
     Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение  действительности, т.е. приобретение соответствующих  знаний. Не случайно знания образуют ядро, первооснову сознания, познавательная функция занимает важнейшее место среди его функций. К тому же всякая деятельность требует выработки ее целевых
     установок и идеальных планов, что осуществимо  лишь на базе приобретения соответствующих  знаний. А это в свою очередь  свидетельствует о неразрывном единстве деятельности и познания и большом значении знаний в жизни человека и общества.
     Все это вместе взятое превращает теорию познания или гносеологию, изучающую  общие закономерности познавательного  процесса, в важнейшую составляющую философии на протяжении всей истории ее развития. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует света и цветоощущением.
     Именно  на почве подобных трудностей еще  в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, уже в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта, о чем ранее уже шла речь.
     Д.Юм считал, что человек может иметь  дело только со своими ощущениями и  за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным. И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений. Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Но чем обосновывает диалектико-материалистическая философия положительное решение вопроса о познаваемости мира?
     Это решение базируется на том, прежде всего, что наши ощущения, представления, понятия, будучи, в конечном счете, продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Обращая внимание на это, Л.Фейербах писал, что глаз солнцеподобен. Иными словами, глаз вызван к жизни светом, а значит, способен отражать и свет, и цвет.
     Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о способности человека (и человечества) познавать мир есть итог, вывод изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превращения непознанных вещей, «вещей в себе» в вещи, познанные, в вещи для нас.
     Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его способность познавать мир.
     Познание - сложный, многогранный процесс, исследуемый  рядом наук. Теория познания сосредоточивает  свое внимание на философских, мировоззренческих  аспектах этого процесса, изучает  его самые общие закономерности. На этих мировоззренческих моментах познавательного процесса мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем. Будут следовательно, рассмотрены объект и субъект познания, роль и место практики в этом процессе, соотношение в нем чувственного и рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершает анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм. Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности.
     Уже происхождение сознания, о чем говорилось в теме «Сознание», органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъект черпает не из собственных глубин. Это содержание не произвольно, оно зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании. Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования.
     Объект  познания в силу этого не представляет собой чего-то неизменного. Сказать,что  объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний. Иными словами, в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.
     Звезды  очень давно стали объектом познания - с тех самых пор, когда по ним  стали ориентироваться в пути мореплаватели и купцы. Сегодня они продолжают оставаться объектом познания, но исследуются под иным углом зрения, в силу иных общественных потребностей и на базе иного уровня знаний. Понятно, что в конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.
     Но  познавательное отношение необходимо включает и субъект познания. Что  же он представляет собой? Выше мы лишь коснулись этого вопроса, здесь же следует углубить анализ.
     Материалист Л.Фейербах справедливо писал, что  субъект познания не чистый дух, не чистое сознание, как утверждали идеалисты, а человек как живое, природное  существо, наделанное сознанием.
     Но  для Л.Фейербаха человек как  субъект познания - это биологическое, антропологическое существо, человек  вообще. И это уже неточно.
     В действительности в качестве субъекта познания человек выступает как  общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания и т.д.
     Можно сказать, что подлинным субъектом  познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимости от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих потребностей и ценностных ориентаций. Короче: при всей специфике его познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи. Это во-первых.
     Во-вторых, субъект познания исторически конкретен  и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности. К тому же и уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или иной исторический период.
     Легко заметить, что за последние сто  лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания. Значительно расширились границы объекта познания, а вместе с тем и круг познавательных интересов, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Таким образом, в диалектике объекта и субъекта познания отчетливо просматривается социально-опосредованное историческое развитие познавательного отношения человека к миру.
     Развитие  познания определяется в конечном счете  потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального  потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит, таким образом, разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.
     Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного  воспроизведения в системе идеальных  образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.
     Материализм XVII-XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой - человека, пассивно, подобно  зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже  отметили, что диалектико-материалистическая философия, напротив, исходит из того, что познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру.
     Особое  место в социальном опосредовании  познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.
     Эта связь познания и практики восходит еще к тем давним временам, когда  познание, производство идей было непосредственно  вплетено в производство вещей, а  знания, в том числе и зачатки  научных знаний, приобретались в процессе практики, накопления опыта земледелия, выполнения ремесленных работ, ориентации на местности и т.д. Автономизация познавательного процесса, относительная самостоятельность сферы познания - продукт истории, результат расщепления человеческой деятельности на материальное и духовное производство.
     Однако  эта самостоятельность лишь относительна, поскольку и в наше время практика сохраняет роль и значение важнейшей  детерминанты, определяющей весь ход познания, начиная с формирования объекта познания и кончая установлением достоверности или, наоборот, ложности полученных нами знаний.
     Общественная  жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна  в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.
     Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и  т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность, во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

     2. Понятие практики, её роль и  место в познавательном процессе

 
     Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Больше того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч.Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.
     Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так сказать, апостериорно, на основе опыта. Часть знания, - и достаточно большую,- мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т.д.
     В конечном счете, как уже отмечено выше, «скачок» от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.
     Следует подчеркнуть, что, как правило, сам  первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.
     Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.
     Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра  воздействия практики на познание одинаково  ошибочны обе крайности - и узкий  практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую «чистую» науку, нежелание работать над решением практических задач.
     К тому же нужно видеть и учитывать  неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических  наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.
     Роль  практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в  том, что наука превращается в  непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни. Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.
     Не  меньшее значение для практики имеет  проектно-конструкторская функция  познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые  без науки не могли бы возникнуть.
     Кроме того, познание воздействует на практику через регулятивную и корригирующую функции, влияние которых проявляется в управлении практикой и в коррекции, выправлении отдельных сторон практической деятельности.
     Иными словами, не только практика устанавливает  истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики. Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.
     Все это вместе взятое свидетельствует  о взаимном влиянии практики и  познания, практики и теории, об их органическом единстве.
     Анализ  сущности познавательного отношения  человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника  и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению, так сказать, механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.

     3. Познание как форма отражения

 
     Существуют  различные подходы, модели процесса познания.
     Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита – образы (эйдосы), у философов Нового времени – сенсорные сигналы, у Ленина – ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объективного мира у идеалистов познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц связывал его с воздействием божественных идей на врожденные понятия человека. У Гегеля – самопознания абсолютной идеи. У Маха и Авенариуса, у других субъективных идеалистов процесс познания – это реализация простой и экономной связи ощущения.
     Разработанным различные концепции познания. Согласно эмпирической концепции (теории) (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта, все познание вытекает из ощущений. Это сенсуализм.
       Согласно рационалистической теории познания (Декарт,Лейбниц,Кант), субъект уже при рождении, доопыта (априорно) имеет знание. Обе концепции основаны на жестком противопоставлении субъекта объекту.
     При этом познание неизбежно сталкивается с вопросом: познаваем ли мир?
     Позиции мыслителей в данном случае таковы. Это когнитивный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) – выражающий абсолютную уверенность  в познании мира. Это – скептицизм (Пиррон, Секст-Эмпирик, Д.Юм) выражающий сомнения о возможности полных знаний о мире. Это - агностицизм – отрицающий возможность познания мира. По И.Канту «вещь в себе» (сущность) – непознаваема. Это – релятивизм – абсолютизирующий относительность научных знаний.
     Представители науки и инженерной деятельности являются оптимистами, гностиками. Принципами, на которые опирается инженер в своей деятельности являются:
    принцип познаваемости мира
    принцип отражения
    принцип определяющей роль практики.
     Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания.
     Объект  познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может  быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ  мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же «вторичные продукты» интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)
     Субъект познания – общественный. Социально  сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.
     Введем  понятие «предмет познания» –  это аспект объекта познания, который  вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией).
     В своей сущности познание есть отражение  мира. Об отражении мы говорим в  предыдущей лекции. Напомню, что это  способность любых материальных тел, так или иначе реагировать на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию. И не в этом ли свойстве истоки удивительной способности человека к познанию ?
     Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания, мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления к все более глубокому и всестороннему знанию.
     Источником  активности сознания выступает практика, которая исторически развиваясь, усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи  с практикой развивается и  познание, как живое, активное отношение человека к миру.
     Что является результатом познания? –  Конечно, знание! Знание является человеческой информацией о мире, которая существует в виде субъективной реальности. Она  субъективна по форме, но объективна по содержанию. Объективность содержания информации, образов, степень их соответствия объекту, определения истинных образов дает практика как основа, исходный и конечный пункт познания. (Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины). Т.о. познание – есть социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.
     Процесс познания противоречив. Он переводит  материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее  в психологическое – факт сознания.
     Познание имеет в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой.
     Чувственное познание осуществляется посредством  органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью  человека.
     Для него характерно:
     1. Непосредственность (прямое воспроизведение  отражаемого объекта).
     2. Наглядность и предметность возникаемых  образов.
     3. Воспроизведение объектов со  стороны их внешних сторон  и свойств.
     Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях.
     Ощущение  – исходная, элементарная форма  чувственного познания и дает представление  об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания. Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие.
     Восприятие  – синтез ощущений, формирующий  ценный образ объекта. Оно зависит:
     1. От самих объектов
     2. От прошлого опыта
     3. От психологического состояния и здоровья человека.
     Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь  качеств и свойств в них.
     Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает «Представление»  – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты).
     Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание. Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе обобщенного и посредственного отражения действительности путем сознания абстракции.
     Рациональное  познание характеризуют:
     1. Опора на чувственные данные;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.