На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Международные реки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


§ 4. Международные реки
Международные реки - реки, протекающие  по территории нескольких государств или разделяющие их территории. 
Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки - судоходные реки, имеющие выход в море. Река, протекающая по территории нескольких государств и не имеющая выхода в море, может быть определена как трансграничная. В литературе она иногда именуется многонациональной. Такие реки либо несудоходны, либо судоходство носит местный характер. 
Реки, разделяющие территории государств, называются пограничными. Существует общее понятие пограничных вод. Под ними понимаются участки рек и других водоемов, по которым проходит граница, а также воды в местах, где их пересекает граница. 
Наиболее значительна роль международного права в определении статуса собственно международных рек. Первым прецедентом в этом плане явился Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., содержавший принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Одновременно была признана юрисдикция прибрежных государств над соответствующими участками рек. Решающая роль в определении режима международных рек принадлежала крупным державам, в том числе и неприбрежным. 
Крупные державы в 1885 г. установили свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер. После Первой мировой войны мирные договоры установили свободу судоходства по таким европейским рекам, как Одер (Одра), Неман, Висла и др. В 1921 г. Конвенцию о режиме Дуная разработали и подписали помимо придунайских государств Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция. Непридунайские державы вошли и в состав международных дунайских комиссий. 
Основы современного режима международных рек были заложены на Белградской конференции по Дунаю 1948 г. Решающую роль в этом сыграл СССР. Кроме придунайских государств в конференции приняли участие Великобритания, Франция и США, которые, однако, отказались подписать разработанную Конвенцию. Конвенция установила свободу невоенного судоходства для всех стран, включая свободу захода в порты. В органы управления Дунаем вошли представители лишь придунайских государств. 
Подписанный в штаб-квартире Дунайской комиссии (Будапешт) в 1998 г. Протокол подтвердил полноправное участие в Конвенции 1948 г. всех ее сторон, включая Россию (несмотря на произошедшие территориальные перемены). 
Режим трансграничных и пограничных рек определяется по взаимному соглашению прибрежных государств. 
Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использования рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует общий принцип: любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств. Более того, прибрежные государства совместно и каждое в отдельности должны принимать меры, необходимые для сохранения реки. 
Конкретно эти вопросы решаются в двусторонних соглашениях граничащих государств. Такого рода соглашения были заключены СССР и в порядке правопреемств перешли к образовавшимся на его территории государствам. 
В качестве примера можно привести Соглашение с Румынией о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных реках 1986 г. Соглашение подтверждает право каждой из сторон самостоятельно осуществлять хозяйственные мероприятия на пограничных водах на территории своего государства. Вместе с тем стороны обязались не предпринимать односторонних действий на пограничных водах и их притоках по возведению гидротехнических сооружений или иных действий, способных причинить ущерб другой стороне. Каждая сторона будет использовать не более половины согласованной величины водных ресурсов. Стороны обязаны предпринимать меры по предотвращению загрязнения пограничных вод, а также по предотвращению изменения русла пограничных вод <*>. 
-------------------------------- 
<*> СДД. Вып. XLII. С. 54 - 58. 
В наше время серьезное значение приобрела проблема несудоходных видов использования международных водотоков. Ей посвящена Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г. 
Водоток понимается как система не только поверхностных, но и грунтовых вод, составляющих единое целое и обычно имеющих общее окончание. Международным водоток является в том случае, если его части находятся в различных государствах. 
Конвенция обязывает государства использовать международный водоток "справедливым и разумным образом". Формулировка весьма широкая и неопределенная, но установить более конкретные правила оказалось невозможным. Это означает, что водоток используется и осваивается государствами с целью достижения его оптимального и устойчивого использования при надлежащей защите. При этом должны приниматься во внимание интересы других государств водотока (ст. 5). Государства обязаны сотрудничать в целях защиты и освоения водотока. Каждое из них принимает меры для предотвращения нанесения ущерба другим государствам.
Литература 
Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997. 
Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. Ростов н/Д, 1981. 
Клименко Б.М. Государственная территория. М., 1974. 
Клименко Б.М. Международные реки. М., 1969. 
Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного мира. М., 1975.
 
 

§ 4. Международные  реки

 
 
Международные реки — это реки, протекающие  по территории двух (или более) государств и используемые в согласованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судоходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.
Каждое  государство осуществляет суверенитет  над частью реки, находящейся в  пределах его границ. Оно, вместе с  тем, обязано использовать свой участок  реки таким образом, чтобы не причинять  ущерб другим прибрежным государствам. Государство не вправе в одностороннем порядке изменять течение реки, поскольку это может ограничить возможности других прибрежных государств либо повредить их природной среде.
Взаимная  заинтересованность государств в рациональном и контролируемом использовании  международной реки обусловливает заключение двусторонних и многосторонних договоров. В них определяются правила использования реки как воднотранспортного пути, а также для строительства плотин, гидроэлектростанций, орошения, лесосплава, в иных хозяйственных целях.
Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновременно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства.
Специальное регулирование было предусмотрено  для Дуная, свобода судоходства по которому вначале (Парижский мирный договор 1856 г.) контролировалась преимущественно неприбрежными государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписанной в 1948 г.
В этой Конвенции воплощены типичные черты правового режима международной  реки, навигация на которой объявляется "свободной для граждан, торговых судов и товаров на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства".
Прибрежные  государства вправе ограничить или  запретить проход военных судов  неприбрежных государств или иных судов, преследующих военные цели. В ст. 30 Конвенции о режиме судоходства на Дунае говорится: "Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами".
Свобода судоходства  предполагает не только плавание по реке, но и заход в порты, производство в них торговых, погрузочных и  разгрузочных работ, посадку и высадку  пассажиров. Предполагается непременное  соблюдение при этом действующих в прибрежных государствах законов и правил. Прибрежные государства должны поддерживать свои речные участки в судоходном состоянии для речных, а на соответствующих участках и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения наилучших условий судоходства.
Международными  договорами предусматривается создание специальных органов — международных  речных комиссий, которые обязаны содействовать решению различных вопросов совместного использования международных рек. Так, согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае, из представителей Придунайских государств была создана Дунайская комиссия, в компетенцию которой входят наблюдение за исполнением положений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, а в некоторых случаях производство таких работ, унификация правил речного надзора, издание справочников, лоций, навигационных карт.
 
 
 
 
 
 
 
Министерство транспорта РФ
Московская Государственная  Академия Водного Транспорта
Юридический институт
Кафедра «Международного, морского и речного права»
Курсовая работа по речному  праву на тему:
Правовой режим международных  рек
Выполнила: студентка гр. Юр-05
Яковлева М.С.
Проверила: к.ю.н., доцент
Михина И.Н.
Москва
2010
 
Содержание
Введение
I. Понятие международных  рек
1.1 Понятие международных  рек
1.2 Судоходство по международным  рекам
1.3 Несудоходное использование  международных рек
II. Правовой режим судоходства  на Дунае
2.1 Разработка Конвенции  1948 г. и ее основные положения
2.2 Проблемы судоходства на Дунае и их решения
Заключение
Источники
Использованная литература
 
Введение
Реки издавна привлекали к себе внимание населения Земли. Не случайно, что древнейшие цивилизации  и государства возникли именно на великих реках. Человечество использовало международные реки как важные пути сообщения для обмена товарами и  в целях выхода к морю.
На современном этапе  международное сотрудничество и  соответствующее международно-правовое регулирование взаимоотношений  государств в данной области являются единственно возможным средством сохранения и рационального использования водных ресурсов.
Цель работы – раскрыть понятие международных рек и  обозначить некоторые проблемы, связанные  с их использованием.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что несмотря на довольно долгую историю развития и законодательное закрепление  данного института международного права – проблемы, связанные с  осуществлением судоходства и несудоходного  использования международных рек  возникают и на сегодняшний день.
 
Глава I. Понятие международных рек
1.1  Понятие международных рек 
 
По территории многих государств могут протекать реки, именуемые  международными. Это, помимо пограничных  водотоков, реки, пересекающие территорию двух или нескольких государств[1]. В числе таких рек следует различать собственно международные реки, т.е. реки судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие неприбрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.
В принципе каждое прибрежное к международной реке государство  может по своему усмотрению устанавливать  правовой режим той части реки, которая находится в пределах его территории. В то же время  в соответствии с общепризнанным постулатом международного права государство  не может изменять естественные условия  своей территории, если это наносит  ущерб естественным условиям территории другого государства. Иначе говоря, права и законные интересы прибрежных государств в этом случае взаимосвязаны, что порождает необходимость  международно-правового регулирования  использования таких рек по соглашению между заинтересованными государствами.
К тому же не поддается определению  и само понятие международной  реки, ибо нет в мире хотя бы двух соответствующих идентичных рек.[2] Кроме того, можно рассматривать в качестве международной данную реку как водоток от ее истоков до устья, можно включать в это понятие бассейн реки, охватывающий все ее притоки, можно, наконец, исходить из системы реки, включающей сверх того питающие ее подземные и надземные воды, и т.д. Все зависит от конкретных условий и договоренности о том заинтересованных государств. Существенно разнятся также интересы государств (в частности, расположенных выше или ниже по течению реки), по территории которых протекает международная река.
Международными реками следует  считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно  являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. В  отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно  не затрагивают интересы других стран. судоходный международный река дунай
Международное судоходство  не является в настоящее время  единственным критерием международной  реки, поскольку развилось использование  вод этих рек в промышленных и  сельскохозяйственных целях. Пересечение  или разделение международной рекой  территории нескольких государств создает  взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает  их взаимные права и обязанности  относительно данной реки. Основным здесь  является правило о том, что любое  прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного  ущерба правам какого-либо другого  прибрежного государства на использование  вод этой же реки. Все прибрежные государства в принципе имеют  равные права на использование вод  международной реки. Использование  международной реки в вышеперечисленных  целях приводит к необходимости  заключения соответствующего договора между всеми прибрежными государствами.
Международные реки могут  подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как  правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация  условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а  на другом - разделять. Также и режим  международного судоходства может  существовать на пограничной реке и  отсутствовать на реке, пересекающей территории нескольких государств. Но во всех случаях это будут международные  реки, ибо даже при отсутствии международного договора прибрежные государства связаны  определенными правами и обязанностями  в отношении любого использования  этих рек. 
 
1.2 Судоходство  по международным рекам 
 
Режим судоходства по международной  реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право  на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании  соглашения, заключенного между прибрежными  странами, и в соответствии с его  условиями. В то же время в интересах  своей торговли прибрежные государства  часто предоставляют свободу  судоходства для торговых судов  всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода  по международным рекам, если иное не установлено в международном  договоре. Ряд положений относительно судоходства по международным рекам  содержат Барселонская конвенция и  Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и  приняла на своей Хельсинкской конференции  в 1966 году проект статей относительно различных видов использования  вод международных рек. Согласно этому документу, каждому прибрежному  государству принадлежит право  свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства  могут предоставлять такое право  и неприбрежным государствам. Хельсинкские правила не являются официальной  конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции  развития международного права[3].
Интеграционные процессы в Европе и создание общеевропейской  системы внутренних водных путей, требуют  утверждения на общеевропейском  уровне принципа свободы судоходства  и обеспечения свободного и равного  доступа к рынкам внутреннего  судоходства. Одним из решающих условий  достижения этой цели, как представляется, является сближение правил судоходства  по Рейну и по Дунаю и устранение односторонних ограничений свободы  судоходства, установленных 2-м Дополнительным протоколом к Мангеймской Конвенции 1968 г. Для этого Дунайской Комиссии и Центральной Комиссии судоходства  по Рейну необходимо выработать единые стандарты в области технических  требований к судам, квалификационным требованиям к экипажам, требованиям  навигационных правил, правил перевозки  грузов и др., а также взаимно  признать судовые удостоверения  и удостоверения судоводителей. Представляется также целесообразным создание общих органов управления судоходством по внутренним европейским  водным путям.
В настоящее время условия  и правила прохода иностранных  судов по международным рекам  определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств. Подобные соглашения, как  правило, предусматривают свободу  судоходства для прибрежных государств, а иногда и для всех стран. В  целях содействия выполнению этих соглашений создаются речные комиссии из представителей прибрежных государств.
 
1.3 Несудоходное  использование международных рек
К несудоходному использованию  международных рек относятся  строительство плотин для гидроэлектростанций  и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т. п. В последнее время подобные виды использования международных  рек в целом имеют большее  распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного  использования решаются или должны решаться на основе соглашения между  прибрежными государствами.[4] Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. В основе всех этих видов использования лежит следующий принцип: использование вод международной реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим в пределах другого государства. В ином случае необходимо заключение соответствующего соглашения.
Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих  при строительстве гидроэлектростанций  на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для  нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому  изменению местности на территории другого государства или могут  причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании  соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная  практика.
Во многих международных  договорах, регулирующих проблемы ирригации, подразумевается, что при использовании  речных вод в этих целях одно прибрежное государство не должно наносить ущерб  другому государству. При этом на первое место выходит более конкретный вопрос - количественное распределение  вод между прибрежными государствами. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право  на разумную и справедливую долю вод. В соответствии с принципом справедливого  использования вод прибрежное государство  должно предотвращать любые формы  загрязнения или увеличение степени  существующего загрязнения, которое  причинило бы существенный ущерб  другому государству. Существует большое  количество соглашений, которые основаны на этом принципе.
Все виды несудоходного использования  речных вод могут оказывать вредное  влияние на рыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому  в случае возможности возникновения  противоречий между прибрежными  государствами в этой области  они также должны заключать соответствующие  соглашения, что часто и делается.
Аналогичным образом решались подобные вопросы в соглашениях  СССР с сопредельными странами, например в соглашении СССР с Польшей о  водном хозяйстве на пограничных  водах 1964 года и в соглашении СССР с Финляндией о пограничных водных системах 1964 года. В первом, в частности, указывалось, что на пограничных  водах не будут проводиться без  взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон, которые  могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны (ст. 9).
Комиссия международного права разрабатывает по поручению  Генеральной Ассамблеи ООН проект статей о несудоходном использовании  международных рек.
 
Глава II. Правовой режим судоходства на Дунае 
 
2.1 Разработка Конвенции  1948 г. и ее основные положения  
 
По окончании второй мировой  войны США, Англия и Франция пытались восстановить «версальский» режим  судоходства по международным рекам. 23 июля 1945 г. на Потсдамской конференции  делегации США внесла предложение  об установлении режима свободного, неограниченного  судоходства по внутренним водным путям  Европы, проходящим по территории двух или более государств. Предлагалось также создать временные органы для Дуная и Рейна с участием США, Великобритании, СССР, Франции  и прибрежных государств, чтобы урегулировать  вопросы судоходства в интересах  обеспечения равных возможностей для  граждан различных государств. Эти  органы в соответствии с внесенным  делегацией США 22 сентября 1945 г. проектом соглашения должны были функционировать  на основе положений договоров и  конвенций, действовавших до ноября 1936 г. Таким образом, в проекте  предпринималась попытка «воскресить  из мертвых» соответствующие положения  Версальского договора, а вместе с  ними и былые привилегии западных держав.[5]
На заседаниях Совета министров  иностранных дел (СМИД) государств антигитлеровской коалиции и на Парижской конференции 1946 года делегации США, Великобритании и Франции пытались решить вопрос о реках, в том числе о Дунае, в рамках мирных договоров с государствами- союзниками Германии, то есть с их участием. Советская делегация возражала  против этого, указывая на то, что вопрос о режиме судоходства на Дунае  – дело, прежде всего, самих придунайских государств и его нельзя решить только в мирных договорах с конкретными  придунайскими государствами.
Парижская конференция приняла  рекомендацию о созыве конференции  придунайских государств, а также  США, Англии и Франции для разработки новой конвенции относительно судоходства  по Дунаю на условиях полного равенства. 5 декабря 1946 г. СМИД принял следующее  советское предложение о режиме судоходства по Дунаю: «Навигация на Дунае должна быть свободной и  открытой для граждан, торговых судов  и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий  торгового судоходства. Вышеизложенное не распространяется на перевозки между  портами одного и того же государства». Этот текст вошел также в мирные договоры с Болгарией (ст.34), Венгрией (ст.38) и Румынией ( ст.36) и в ст.1 принятой Болгарией, Венгрией, Румынией, Советским Союзом, Украиной, Чехословакией  и Югославией 18 августа 1948 г. Конвенции  о режиме судоходства на Дунае. Австрия  присоединилась к Дунайской конвенции 7 января 1960 г., а ФРГ – в силу различных политических причин –  только в 1999 году.[6]
В этой Конвенции[7] нашли свое закрепление положения о суверенном равенстве всех прибрежных государств (ст.5,10,11,23,25), обеспечении равенства торговых судов всех стран в вопросах навигации, пользования портовыми и иными сооружениями (ст.1, 24, 26, 40), создании наиболее благоприятных условий для судоходства (ст.3, 4, 8), передаче управления рекой только прибрежным государствам (ст. 5 и след.), гарантиях против использования международно-правового режима Дуная в целях военного или экономического давления на отдельные страны (ст.12, 25, 30). Можно добавить, что провозглашенная Конвенцией свобода судоходства для судов всех государств мира включает право захода в порты, производство в них погрузочных и разгрузочных операций, посадку и высадку пассажиров (ст.24), упрощенный порядок прохождения транзитных грузов (ст.27) и запрещение взимания сборов за транзит (ст.42). Реализация свободы судоходства обеспечивается, в частности, обязанностью придунайских государств содержать свои участки реки в судоходном состоянии и производить необходимые работы для улучшения условий судоходства (ст.3), а также отсутствием в Конвенции и принятых на ее основе актах каких-либо ограничений, связанных с признанием судовых удостоверений или удостоверений судоводителей, выданных в неприбрежных государствах.[8] Правила плавания судов устанавливаются соответствующими прибрежными странами, а в тех районах, где берега принадлежат двум разным государствам, - согласно правилам, определенным по соглашению этих государств. При этом должны учитываться Основные положения о плавании по Дунаю, принятые Дунайской комиссией. Эти положения были приняты в 1951 году, затем пересмотрены в 1967 году и систематически обновляются с учетом, в частности, рекомендованных Европейской экономической комиссией ООН Европейских правил судоходства по внутренним водным путям.
Конвенцией была учреждена  Международная Комиссия по защите реки Дунай[9]. Комиссия состоит из делегаций Сторон, проводит совещания не менее 1 раза в год. Стороны Конвенции поочередно осуществляют президентство в Комиссии, которое длится один год. Для обеспечения преемственности, вновь назначенному Президенту Комиссии помогают предыдущий Президент и будущий преемник.
В период между совещаниями  Комиссии проводятся встречи Руководящей  рабочей группы (РРГ), в которую  входят делегаты (главы делегаций  и/или назначенные ими представители). РРГ готовит вопросы для обсуждения Комиссией и осуществляет общее  руководство деятельностью экспертных групп. С 1999 г. в Вене действует постоянный Секретариат Комиссии защите реки Дунай  в составе 8 сотрудников. Секретариат  возглавляет Исполнительный секретарь, назначаемый Комиссией.
Комиссия имеет право  создавать Группы экспертов (ГЭ) по тем или иным вопросам.
В настоящее время действуют  ГЭ по:
а) управлению речным бассейном,
б) источникам воздействия,
в) мониторингу и оценке,
г) защите от наводнений,
д) управлению информацией  и географической информационной системе,
е) Специальная группа экспертов (СГЭ) по участию общественности
ж) СГЭ по стратегическим вопросам. ГЭ имеют право формировать  целевые группы для решения отдельных  вопросов с привлечением дополнительных экспертов.
Важную роль в работе Комиссии играют наблюдатели. Комиссией приняты  подробные «Руководящие принципы в  отношении участников с консультативным  статусом и наблюдателей», регламентирующие правила получения консультативного статуса (для государств и региональных организаций экономической интеграции) и статуса наблюдателей (для международных  и национальных организаций и  иных органов) и правила их участия  в работе комиссии. В настоящее  время в Комиссии статус наблюдателя  имеют 15 организаций.
Проверку работы Комиссии осуществляют независимые аудиторы, назначаемые по предложению Сторон Конвенции. Аудиторами не могут быть граждане страны гражданства Президента Комиссии или Исполнительного секретаря.  
 
2.2 Проблемы судоходства  на Дунае и их решения
Как отмечалось выше, ФРГ  до 1999 года не являлась участницей Конвенции  о режиме судоходства на Дунае 1948 года и, несмотря на положение ст.2 Конвенции, устанавливавшее, что конвенционный  режим распространяется на судоходную часть реки от Ульма до Черного  моря, не была связана договорными  обязательствами в отношении  предоставления всем государствам мира свободы судоходства по своей  части реки. [10]Этот вывод основывается на общепризнанном принципе международного права о нераспространении действия международного договора на неучаствующие в нем государства. Тем не менее до 1978 года ФРГ фактически соблюдала положения Дунайской конвенции, предоставляя судам придунайских и других государств право свободы судоходства по своему участку реки и пользуясь этим правом на всем протяжении Дуная на территориях других придунайских государств. 3 апреля 1978 г. правительство ФРГ объявило об установлении разрешительного режима судоходства на участке между городами Регенсбург и Кельхейм, сославшись на проведение дорогостоящих работ по улучшению навигационных условий этого участка. В ответ на протесты придунайских стран правительство ФРГ заявило, что судоходство по германскому участку Дуная не подчиняется международному режиму, а допускается лишь на основе взаимности; что этот порядок и далее будет соблюдаться ФРГ на участке между городами Пассау и Регенсбург; для участка Регенсбург – Кельхейм было подтверждено введение разрешительного режима судоходства, а в отношении участка Кельхейм – Ульм устанавливалось, что торговое судоходство не осуществляется в связи с плохими судоходными условиями.
В нотах правительств Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Советского Союза, направленных правительству  ФРГ в период 1978-1980 годов, введение разрешительного режима судоходства  на участке Дуная Регенсбург –  Кельхейм обоснованно квалифицировалось  как нарушение обычной нормы  международного права о свободе  судоходства по Дунаю, которая сложилась  на протяжении полутора веков в результате единообразной договорной практики.
В настоящее время для  судов большинства придунайских государств проход по участку Регенсбург – Кельхейм открыт на основании  двусторонних договоров о судоходстве  по внутренним водным путям, заключенных  между каждым из них с ФРГ. Однако рассмотренная ситуация весьма показательна в теоретическом плане, так как  еще раз убедительно подтверждает вывод о необходимости установления режима использования конкретной международной  реки на основе соглашения с участием всех прибрежных государств.
В начале 90-х годов прошлого века в связи с геополитическими изменениями в дунайском регионе  и распадом Советского Союза на берегах  Дуная появились новые государства  – Молдова, Словакия, Украина, Хорватия. В то же время Россия стала единственной участницей Конвенции, не имеющей берега на Дунае[11]. К этому же времени Германия заявила о своем намерении стать участницей Дунайской конвенции, которая, однако, не содержала ни условий присоединения к ней новых участников, ни вступления в Дунайскую комиссию новых членов. Встал вопрос и об обновлении Конвенции по существу.
С целью подготовки изменений  и дополнений к Дунайской конвенции  в 1993 году был создан комитет по подготовке дипломатической конференции по ее пересмотру, в которой наряду с участниками Дунайской конвенции 1948 года вошли Германия и новые  придунайские страны. Интерес к работе по пересмотру проявили Франция, Нидерланды, Турция, Чехия, ЕС, ЕЭК ООН, представители  которых по приглашения подготовительного  комитета участвовали в его работе на правах наблюдателей.
Поскольку работа по обновлению Конвенции затянулась, членами подготовительного  комитета было принято решение о  подписании на первом этапе Дополнительного  протокола к Дунайской конвенции, который внес в нее поправки, в  основном касающиеся круга ее участников. Дополнительный протокол был подписан 26 марта 1998 года. В соответствии с  ним Германия присоединилась к Дунайской  конвенции в качестве договаривающейся стороны на равных правах с государствами  – участниками и их правопреемниками, которыми согласно ст.1 Протокола являются Австрия, Болгария, Венгрия, Хорватия, Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Украина  и Югославия (тогда СРЮ). Эти же государства, включая Германию, входят в состав Дунайской комиссии. Сфера  применения Конвенции распространяются на Дунай от Кельхейма до Черного  моря с выходом к морю через  Сулинский канал. Установлено также, что изменения к Конвенции  принимаются при условии согласия всех ее сторон.
В настоящее время упомянутым комитетом проводится дальнейшая работа по обновлению Конвенции в целях  ее адаптации к новым политическим и экономическим реалиям, гармонизации режима судоходства на Дунае с  режимом на Рейне с учетом соответствующих  правил ЕС, расширения компетенции  Дунайской комиссии. Рассматривается  и возможность присоединения  к Конвенции других связанных  с Дунаем внутренними водными  путями государств, а также ЕС. Особое внимание комитет уделяет уточнению  условий участия судов прибрежных и неприбрежных государств в перевозках по Дунаю.
Менее известна недавняя тяжба  за выход к морю между Молдовой и приморской (дунайской) Украиной. Молдова вцепилась в свой единственный, так сказать, выход к морю —  мизерный участок берега (длиной около 500 м) в устье Дуная, у селения  Джурджулешты[12]. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта, способного обслуживать ее экспортно-импортные операции. Однако для порта необходимо как минимум еще 4500—5000 м береговой линии на Дунае. Молдова более 6 лет безуспешно просила Украину уступить ей (на приемлемых условиях) такой участок берега. Под разными предлогами Украина отклоняла эти просьбы и лишь в начале нового века согласилась выделить Молдове (небескорыстно, судя по всему) 600 м своей береговой линии на Дунае.
В рамках СЭВ в 1977 г. между  Венгрией и Чехословакией был  заключен договор о строительстве  на Дунае и затем совместной эксплуатации комплекса из двух взаимосвязанных  ГЭС в чехословацком городке  Габчиково (в Словакии) и венгерском — Надьмароше. Однако во второй половине 80-х годов и особенно в начале 90-х годов, сначала при членстве той и другой страны в СЭВ, затем, после самороспуска этой организации, создалась острая конфликтная ситуация. В первую очередь Венгрия, потом  и Чехословакия стали выдвигать  различные претензии друг к другу: экологического характера, экономические, политические, вплоть до требования изменения  пограничной линии (в пользу Чехословакии при... отводе воды из Дуная от Надьмароша). После распада как СЭВ, так  и ЧССР Словакия все же перекрыла  Дунай и построила частично ГЭС  в Габчиково[13]. Венгрия же по-прежнему конфликтует, превратив двусторонний спор в затяжной международный: еще в 1992 г. она обратилась с жалобами на Словакию в Международный суд в Гааге, в Совет безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), в Совет Безопасности ООН. Однако решение этого сложного вопроса пока не найдено.
Россия не имеет больше флота на Дунае: весь Дунайский флот СССР, первый по числу судов и  тоннажу, будучи приписанным к порту  Измаил, присвоен Украиной. Резко уменьшился флот Югославии, второй по величине на реке, а также и других стран. Пострадали порты, энергетическое хозяйство, нефтепереработка; в несколько раз сократилось  судоходство по реке — и грузовые, и пассажирские перевозки. Фактически больше нет «сквозного» пути —  действуют лишь участки в недавнем прошлом единого дунайского пути. Западногерманский канал Рейн—Майн—Дунай[14], открытый для судоходства в 1992 г., после 70 лет строительства с большими расходами, не может быть теперь реализован с очевидной пользой. Дунайская комиссия существует по-прежнему в Будапеште, но ничего не слышно о ее деятельности. Не ведутся работы по расчистке русла реки, по поддержанию условий для нормального судоходства — одна из главных обязанностей Дунайской комиссии.
 
Заключение 
 
Рассмотрев в данной работе понятие международных рек и  основные принципы их использования, а  также правовой режим судоходства  на Дунае и современные проблемы, связанные с ним, я сделала  вывод о том, что международное  речное право – это динамичная и актуальная отрасль права. Поскольку  в мире постоянно меняется политическая и экономическая обстановка, а  также другие факторы, влияющие на мировое  сообщество, соответственно появляются новые проблемы, требующие нового урегулирования на мировом уровне.
Проблемы использования  международных рек, по моему мнению, всегда будут всплывать на поверхность, так как всё, что затрагивает  интересы одновременно нескольких государств – вызывает некие разногласия  и требует дальнейшего нормативного урегулирования.
Таким образом, я считаю, что  необходимо уделять большое внимание соблюдению существующих принципов  и норм в области международного речного права, а также адаптировать их к современным условиям, с помощью  принятия соответствующих изменений  или разработки новых правил добросовестного  и справедливого использования  международных рек.
 
Источники 
 
1.  Барселонская конвенция 1921 г.
2.  Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков 1923 г.
3.  Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года с Дополнительными протоколами 1948 года и Дополнительным протоколом 1998 года.
4.  Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.
5.  Хельсинские правила 1966 г.
Использованная  литература
6.  Некотенева М.В. «Правовые проблемы использования международных водотоков», диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва , 2008 г.
7.  Международное речное право - С.А. Гуреев, И.Н. Тарасова, «Юридическая литература», Москва, 2004 г.
8.  Раковский С.Н. «Международные реки» //газета «География» N40/2001 г.
 
 
[1] Международное право - Н.А.Ушаков, Москва,Юристъ,2000 г.
[2] Некотенева М.В. К вопросу о понятии “международная река” и иным понятиям, используемым в отношении водных объектов, разделяемых несколькими     государствами. // Актуальные    проблемы  российского  права . 2006.  № 1(3). С. 429-439. 0,5 п.л.
[3] Реферат по теме «Территории в международном праве
http://revolution./international/00031749_0.html
[4] Некотенева М.В. «Правовые проблемы использования международных водотоков», диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва , 2008
[5]  Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г.
[6]  Параграф 3 Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г..
[7] Вступила в силу, в том числе для СССР, 11мая 1949 г.
[8] Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года
http://infopravo.by.ru/fed1991/ch04/akt17672.shtm
[9]« Бассейн реки Дунай»
http://www.cawater-info.net/bk/water_law/4_2.htm
[10] Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г.
[11] Некотенева М.В. Механизм разрешения споров, связанных с использованием вод международных рек. // Тезисы докладов участников научной конференции “Актуальные проблемы развития международного права”. МГЮА. 21 апреля 2006
[12] О формирующемся портовом треугольнике (с планами создания международной свободной экономической зоны) Рени (Украина) — Галац (Румыния) — Джурджулешты (Молдавия) см.: Рени — украинский порт перед Дельтой // География, 2/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 30.
[13] Подробнее см. об этом: С.В. Рогачев. Габчиково //География, № 4/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 14—17.
[14] С.В. Рогачев. Северная точка на южной реке. Регенсбург. Между Венецией и Любеком//География, № 4/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 10.
 

§ 2. Правовой статус и режим морских пространств

 
 
Остановимся лишь на некоторых принципиальных положениях Конвенции, касающихся юридического статуса и режима морских пространств, которые тщательно и детально регулируют порядок их установления, исследования и использования в мирных целях и на благо человечества.
Внутренние  воды. Конвенция ООН по морскому праву, как прежде и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., предусматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внутренних вод. Конвенция также гласит, что, за исключением случаев, предусмотренных в ее части о государствах-архипелагах, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.
Для установления внешней границы внутренних вод приходится поэтому прибегать  к долговременной практике государств и их законодательству, ее отражающему.
Согласно  законодательству СССР, а ныне России, внутренними водами являются воды заливов, губ и лиманов, берега которых  принадлежат государству до линии естественного входа в них, не превышающего 24 морских миль; воды морских портов; воды заливов, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащие государству, независимо от ширины входа в них. Последние именуются в доктрине «исторически внутренними водами», поскольку их статус как таковых сложился в силу стародавней практики государства, прямо или молчаливо признанной подавляющим большинством других государств.
К внутренним водам России относится, например, на Дальнем Востоке залив Петра Великого с шириной входа в 102 морские мили, Чешская губа в Баренцевом море.
Некоторые другие государства также рассматривают  в качестве своих внутренних вод  морские пространства с шириной  входа в них более 24 морских  миль. Например, такие исторические внутренние воды имеют Канада (Гудзонов залив), Норвегия и Тунис. Однако международное морское право вообще и Конвенция ООН 1982 г. в частности не содержат положений об условиях отнесения соответствующих морских пространств к историческим внутренним водам.
К внутренним водам, согласно Конвенции, ныне относятся также воды между  исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, и побережьем.
Правовой режим внутренних вод  устанавливается законодательством прибрежного государства. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды государства лишь с его разрешения — общего в соответствии с правилами, изложенными в «Извещениях мореплавателям», или специального, касающегося иностранных военных кораблей.
Прибрежное  государство определяет также порядок  доступа в свои порты иностранных  судов и устанавливает правила, которым они должны следовать  во время пребывания там. В частности, государство устанавливает, какие  именно порты открыты для захода иностранных судов. Оно вправе в  необходимых случаях отменить соответствующее  разрешение или ограничить доступ в  тот или иной порт определенным категориям судов, в частности по причине  обеспечения экономической безопасности или безопасности мореплавания.
В итоге для захода во внутренние воды и порты иностранные суда и  их судоводители должны иметь исчерпывающие  данные о соответствующем законодательстве прибрежного государства и строго ему следовать.
Территориальное море. Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (равнозначный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.
В своей основе аналогичное определение, но без указания архипелажных вод, содержится в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Но как уже отмечалось, на Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг. не было достигнуто согласия о ширине территориального моря. Поэтому важным достижением конференции, принявшей Конвенцию ООН 1982 г., явилось достижение консенсуса по этому вопросу.
В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право  устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских  миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции.
Таким образом, был установлен юридический  статус территориального моря как интегральной части территории прибрежного государства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.
Однако  установление юридического статуса  того или иного пространства предполагает определение его границ, о чем специально говорилось в гл. XV.
В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г., озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а  также его дна и недр». Оно  простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства  и его внутренних вод на расстояние, не превышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна граница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически — на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.
Следовательно, когда ширина территориального моря отмеряется от его внутренних вод, действительно  вышесказанное применительно к  таким водам, а также то, что  установлено в соответствующей  части Конвенции применительно  к архипелажным водам.
Иначе обстоит дело с сухопутной территорией  прибрежных государств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И проведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.
Прежде  всего ее ст. 5 гласит, что такой  «нормальной исходной линией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
Однако  при определенных природных и  иных условиях прибрежное государство для проведения исходной линии может использовать метод «прямых исходных линий», соединяющих соответствующие точки, чему посвящена специальная ст. 7. Это, в частности, касается мест, где береговая линия глубоко врезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости от него цепь островов, а также где из-за наличия дельты или других природных условий линия является крайне непостоянной. Наиболее выдающиеся в море портовые сооружения при предусмотренных условиях рассматриваются как часть берега.
Согласно  ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному  государству острова имеют собственное территориальное море. Для островов ,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря  служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст. 6).   
Соответственно  внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой  находится от ближайшей точки  исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.
При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море.
Когда берега двух государств расположены  один против другого  или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15).
Правовой  режим территориальных вод, находящихся  под суверенитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издревле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, -  через территориальное море данного государства.
Под проходом понимается плавание через  территориальное море с целью:
a) пересечь это море, не заходя  во внутренние воды или не  становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или
b) пройти во внутренние воды  или выйти из них или стать  на рейде или у такого портового  сооружения.
Проход  является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).
Проход  иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в  территориальном море оно осуществляет любой из видов деятельности, обозначенных в подпунктах «а»—«е» п. 2 ст. 19.
Прибрежное  государство может принимать  законы и правила, относящиеся к мирному проходу, а также установить морские коридоры и схемы разделения движения судов с учетом обеспечения безопасности судоходства.
Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некомерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немедленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу несоблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через территориальное море.       
Прибрежное  государство может принимать  в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Оно может также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это существенно важно для охраны его безопасности (ст. 25).
Прилежащая  зона. Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибрежное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т.е. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой прилежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:
a) для предотвращения нарушений  таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
b) для наказания за нарушение  вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его  территории или территориального  моря.
Прилежащая  зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина территориального моря.
Таким образом, прибрежное государство в  прилежащей зоне пользуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющегося в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся иностранных судов, и правом преследования покинувших территориальное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от иностранной юрисдикции.
Открытое  море. Открытое море — это часть пространств Мирового океана, не составляющая территории прибрежного государства. Иначе говоря, речь идет о морских пространствах, включая воздушное пространство над ними, имеющих юридический статус негосударственной (между-народной) территории, правовой режим которой регулируется исключительно международным правом.
Соответственно, Конвенция об открытом море 1958 г. гласит, что слова «открытое море»  означают все части моря, которые  не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Открытое море, провозгласила Конвенция, открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Это основополагающее положение содержит и Конвенция ООН по морскому праву (ст. 89).
Однако  настоятельные потребности исследования и использования пространств и ресурсов Мирового океана в мирных целях и на благо всего человечества привели к выделению в открытом моде частей или зон, имеющих специальный юридический статус и соответствующий ему правовой режим, учитывающий, в частности, особые потребности и интересы прибрежных государств, а также соответствующие потребности и интересы всех других государств.
Поэтому положения об открытом море Конвенции  ООН по морскому праву подлежат применению с учетом специального статуса и режима континентального шельфа, архипелажных вод, исключительных экономической зоны и Района (международного района морского дна).
Провозглашенная Конвенцией свобода открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю включает, в частности (но не исключительно) свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, свободу рыболовства с соблюдением соответствующих условий и свободу научных исследований, регламентированных в ч. VI и XIII Конвенции.
Все государства осуществляют эти свободы  должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободами открытого моря.
Каждое  государство имеет право на то, чтобы его суда плавали в открытом море, определяет условия предоставления своей национальности таким судам и выдает им соответствующие документы. Между государством и судном должна существовать реальная связь.
В открытом море на судно, плавающее под  флагом данного государства, распространяется его исключительная юрисдикция, кроме   случаев, прямо предусмотренных в Конвенции и других международных договорах.
Каждое  государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
Государство флага обязано принимать эффективные  меры для предотвращения перевозки  рабов на его судах и наказания  за такие перевозки.
Все государства должны сотрудничать в  деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте  за пределами юрисдикции какого-либо государства. В этих целях любое  государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить находящееся на нем имущество для дальнейшего соответствующего судебного преследования. Захват за пиратство осуществляется военными кораблями или военными летательными аппаратами или другими судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе.
Все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и  психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море, и в пресечении несанкционированного вещания в  открытом море.
В соответствии с ч. XII Конвенции (о  защите и сохранении морской среды) государства обязаны индивидуально  или совместно принимать меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, в том числе загрязнения с судов, от установок и устройств, используемых при разведке и разработке морских природных ресурсов, от других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде, в частности в пространствах открытого моря. Государства сотрудничают на всемирной и региональной основе в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур для защиты и сохранения морской среды.
Континентальный шельф. Континентальный шельф — пространство морского дна и его недр, имеющее такой юридический статус и соответствующий правовой режим, как они установлены Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Однако  имеется и естественнонаучное понятие  континентального шельфа, которое так  или иначе необходимо принимать  во внимание при определении юридического статуса этого пространства. С  этой точки зрения континентальный  шельф — подводное продолжение  материка прибрежного государства  до его резкого обрыва в глубину  или перехода в материковый склон.
Согласно  Конвенции 1958 г., термин «континентальный шельф» употребляется применительно: а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих  к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м  или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов; б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.
Для целей же Конвенции ООН по морскому праву потребовалось разработать  детальные положения о статусе  континентального шельфа, чему посвящена  ст. 76 Конвенции, включающая девять обширных пунктов и п. 10, гласящий, что статья не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.
Согласно  п. 1 ст. 76, континентальный шельф  прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.
Таким образом, если установлен 200-мильный  предел, то он распространяется не только на подводную окраину материка, но и на лежащую за ней глубоководную часть морского дна и его недр. В то же время, когда подводная окраина простирается за такие пределы, то государство получает дополнительные выгоды от разработки ресурсов континентального шельфа, в силу чего оно должно делать отчисления и взносы в установленных размерах в пользу других участников Конвенции.
Правовой  режим континентального шельфа сводится к тому, что прибрежное государство  осуществляет над континентальным  шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что никто другой не может осуществлять деятельность на континентальном шельфе такого государства без его определенно выраженного согласия на то.
Природные ресурсы континентального шельфа включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также   живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», как они определены в п. 4 ст. 77.
Суверенные  права прибрежного государства  на континентальный шельф не затрагивают  юридического статуса покрывающих  вод и воздушного пространства над этими водами как пространств открытого моря. Осуществление своих суверенных прав прибрежным государством не должно, в частности, ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств, предусмотренных Конвенцией для открытого моря.
Все государства имеют также право  прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, но определение трассы такой прокладки   должно осуществляться с согласия прибрежного государства.
Исключительная  экономическая зона. Пространства Мирового океана, имеющие юридический статус исключительной экономической зоны, — одно из новейших явлений в современном международном морском праве, нашедших воплощение в рассматриваемой Конвенции ООН.
Исключительная  экономическая зона, согласно Конвенции (ст. 55), представляет собой район, который  находится за пределами территориального моря, прилегает к нему и подпадает  под установленный в настоящей части Конвенции особый правовой режим.
Ширина  исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Правовой  режим этой зоны предусматривает, что  прибрежное государство осуществляет в ней:
суверенные  права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и не живых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
юрисдикцию  в отношении создания и использования  искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды;
другие  права и обязанности, предусмотренные  Конвенцией.
Прибрежное  государство имеет исключительное право сооружать в зоне искусственные  острова, установки и сооружения, а также разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование. Оно осуществляет исключительную юрисдикцию над такими островами,   установками и сооружениями, издает соответствующие законы и правила, а также определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и принимает меры по их сохранению от чрезмерной эксплуатации.
Все другие государства пользуются в  зоне правами, свободами и юрисдикцией, предусмотренными положениями Конвенции, касающимися открытого моря.
Прибрежное  государство при осуществлении  своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической  зоне обязано должным образом  учитывать права и интересы других государств, как  они предусмотрены в Конвенции.
Международный район морского дна. Помимо исключительной экономической зоны, другим важнейшим нововведением в морском праве явилось выделение в пространствах открытого моря имеющей юридический статус международного района морского дна зоны, правовой режим которой регулируется ч. XI Конвенции, озаглавленной «Район».
Юридический статус Района определен в ч. I Конвенции  «Введение» (ст. 1). Для целей настоящей  Конвенции, гласит эта статья, «Район»  означает дно морей и океанов  и его недра за пределами национальной юрисдикции.
Поскольку национальная юрисдикция прибрежных государств в Мировом океане распространяется на морское дно и его недра  в пределах континентального шельфа (в юридическом смысле), то границами Района являются внешние границы континентальных шельфов прибрежных государств. Иными словами, это дно и недра глубоководных районов морей и океанов за пределами континентальных шельфов прибрежных государств.    
 Особый статус Района стал  необходимым для регулирования  «деятельности в Районе», которая  означает все виды деятельности  по разведке и разработке ресурсов  Района (ст. 1), ставшие технически  и технологически возможными в результате научно-технического прогресса.
Правовому режиму Района и управлению деятельностью  в нем посвящены ст. 136—191 Конвенции, составляющие содержание разделов этой части Конвенции, которые озаглавлены: «Принципы, регулирующие Район», «Освоение ресурсов Района» и «Орган» (означающий Международный орган по морскому дну).    
 Ниже приводятся некоторые  наиболее существенные положения  этих разделов.   
 Согласно разделу о принципах  регулирования деятельности в  Районе, он и его ресурсы являются  «общим наследием человечества»  (ст. 136). Ни одно государство не  может претендовать на суверенитет  или суверенные права или осуществлять  их в отношении какой бы  то ни было части Района  или его ресурсов.
Все права на ресурсы Района принадлежат  всему человечеству, от
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.