На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
 
 
 
 
 
 
 
 
Доклад
по дисциплине: «Этика государственного управления»
на тему: «Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка
1 курса ИЭУ
Группы БГД-1 Гайнетдинова А.М.
Проверила: Лобаткова И.П.
 
 
 
 
 
 
Уфа-2011

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
I.
ВВЕДЕНИЕ
 
3
II.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)
 
4
III.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ
 
5
IV.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ
 
9
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
10
VI.
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
11

ВВЕДЕНИЕ
 
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де
Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в
Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны
испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера
фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в
1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель -
вольнодумец Уриель Акоста. В этой атмосфере и воспитывался будущий философ.
 
Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет
продолжалось в еврейском религиозном училище, где кроме религиозных текстов
изучались и произведения некоторых еврейских философов-схоластиков. На
будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами
еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды
базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном
отождествлении бога и природы.
Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап
превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние
на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т.
Гоббс и Т. Бэкон. Однако, Спиноза пошел дальше их.
Одной из определяющих черт философии Спинозы является принцип
механического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно
все явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все
должно иметь причинное обьяснение.
Основным способом изложения философских проблем у Спинозы является
геометрический способ, который неотделим от рационализма философа. Он был
уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть
был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность
реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-
рационалистическим путем.
Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философских
учений XVII века - это ее этическая направленность. Он считал, что
философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы
этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в
обществе и государстве. Окончательный вид философской системы Б. Спинозы
приняло в главном труде его жизни – «Этике»
8
 


УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)
 
Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного, что называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением, распространенностью, посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее самой.
 
От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существуют как внешнее воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.
 
Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией. Спиноза был сторонником жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в области аффектов и поведения на основе этих аффектов. Для Спинозы аффект является следствием воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике" Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения. (Хотя Спиноза не отрицает того факта, что человек при определенных условиях может овладеть аффектами).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8
 


УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ
 
Сложность человеческого организма является результатом деятельности
человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от
тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.
 
Для Спинозы познание человека состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень, - это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению, хотя и содержит в себе зерно истины. Вторая ступень познания - это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень - единственный источник достоверных истин. Третьей ступенью познания выступает интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы.
 
Спиноза исходит из того, что человек составляет частичку природы, и в его деятельности проявляется второй атрибут субстанции - мышление (первый атрибут выражен в природе, это протяжение). Телесная организация человека полностью объясняется законами механистического детерминизма. Решая проблему соотношения телесного и духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух субстанций. В "Этике" он пишет: "Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому". Спиноза подверг критике понятие свободы воли. Согласно Спинозе, свободы воли как таковой нет, так как человек - частичка природы и представляет собой звено мировой детерминации. Субстанция - это единство свободы и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы своей собственной необходимостью. Человек же часть природы, поэтому он включен в необходимость, но он - существо особого рода, так как кроме протяжения обладает атрибутом мышления, разумом. Тем самым свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода и необходимость у человека выступают связанными понятиями, обусловливая друг друга. Спиноза ввел даже понятие свободной необходимости. Одним из самых сильных проявлений свободы он считал стремление к самопознанию. Воля - это разум, полагал Спиноза. Поведение человека, согласно Спинозе, направляется тремя основными аффектами: радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения, поэтому и в целом в своем поведении человек направляется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь стремление человека сохранить свое существование. Спиноза считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе, находятся на разной степени свободы.
  Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей
сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что
человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,
когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он
получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с
порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,
то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.
 
Все страсти, пороки и безумства людей Спиноза анализирует при помощи геометрического метода (т. е. когда из точек, линий и плоскостей образуются объёмные тела, а затем выводятся соответствующие теоремы). По своему образу жизни человек не составляет исключения из общего порядка Природы, а подтверждает его. Человеческие страсти обязаны своим происхождением отнюдь не “слабостям” и “недостаткам” индивида и не “бессилию” и “непостоянству” его души (или мыслей), поэтому их не следует ненавидеть и порицать, но необходимо объяснять и понимать, как любую другую реальность Природы. В самом деле, везде и всюду действия Природы равнозначны, следовательно, и способ её изучения во всех проявлениях должен быть единым.
 
Мыслитель предполагает, что человек движим жизненной силой (impetus), а страсти берут начало из влечения (conatus), устойчиво сохраняющегося в течение неопределённого периода времени; эта склонность сопровождается соответствующей идеей, т. е. в ней участвует сознание. Conatus в умственной сфере называется волей, в телесной – влечением (appetitus). Положительный модус его мы называем удовольствием или радостью (laetitia); противоположное явление мы называем неудовольствием или печалью (tristitia). Из этих двух главных страстей возникают все остальные. В частности, мы называем “любовью” аффект удовольствия а “ненавистью” — аффект неудовольствия, с идеей внешней причины.
 
Философ характеризует “страсть” как “неадекватную и смутную идею”. Пассивность ума вызывается именно неадекватностью идеи. И поскольку для Спинозы разум и тело суть одно и то же в двух различных аспектах, то оба рассмотренных выше определения страсти согласуются друг с другом. На основе этого легко объяснить заключительную дефиницию: “... аффект, называемый страстью души (animi pathema), представляет собой смутную идею о наличии жизненной силы в теле либо в одной из его частей, присутствующей в большей или меньшей степени”.
 
Подобно явлениям природного мира страсти неукротимы: одна порождает другую с неотвратимой силой. “Без сомнения, дела человеческие шли бы намного лучше, если бы человек умел говорить и молчать по необходимости. Однако опыт доказывает, что меньше всего люди способны контролировать свою речь и обуздывать влечения. И если бы из опыта не было известно, что мы совершаем много вещей, в коих позднее раскаиваемся, а часто, когда мы взволнованы или возбуждены противоречивыми страстями, даже зная, каково лучшее решение, выбираем худшее, то ничто не помешало бы думать, что мы поступаем сообразно свободной воле. Так, ребёнок уверен, что он “свободен” требовать молока, разгневанный подросток убежден, что он “свободно” стремится к мщению, а трус — к бегству. Равным образом пьяница убежден, что он разумно и свободно говорит то, о чем бы в трезвом уме промолчал; помешанные, болтуны, дети и многие другие уверены, что говорят сообразно своей свободной воле, в то время как они просто не в состоянии обуздать свою болтливость. Итак, сам опыт не меньше, чем рассудок, доказывает, что люди сознают только собственные желания и поступки, но не ведают об их причинах”.
 
Из этого анализа Спиноза выводит этически позитивное заключение. Если мы предполагаем, что поступки людей, которые мы считаем вредными, вызваны их свободной волей, мы начинаем их ненавидеть; однако если нам известно, что они не вольны в своих действиях, мы не станем их ненавидеть или, во всяком случае, будем ненавидеть намного меньше (поскольку рассматриваем и судим поступки с помощью тех же критериев, с какими подходим к любому неизбежному естественному явлению, например, падающему камню).
 
Спиноза доходит до того, что просто говорит: “ненависть растёт, когда она взаимна”, но может “растаять от любви”. Ненависть порождает ненависть, а любовь способна её погасить; но если неизбежна взаимосвязь причин, о которой говорит философ, то, как может человек отвечать любовью на ненависть? Для этого, считает Спиноза, необходим хотя бы один компонент свободы.
 
Важный момент. В Природе, по мнению Спинозы, нет “совершенства” и “несовершенства”, “добра” и “зла”, так же как не существует целей, поскольку все происходит под знаком самой строгой необходимости. “Совершенное” и “несовершенное” — конечные модусы человеческого мышления, рождающиеся из сопоставления человеком произведенных им предметов с присущей Природе реальностью. В результате получается, что “совершенство” и “реальность” — одно и то же. А значит, ни о какой природной реальности нельзя сказать, что она “несовершенна”. Из всего сущего нет ничего неполноценного, ущербного: все именно таково, каким и должно быть.
 
“Добру” и “злу” также не соответствует ничего онтологически сущего в вещах самих по себе: они тоже являются “модусами мышления”, сформировавшимися у человека, когда он сравнивал вещи друг с другом и соотносил это с собой.
 
В итоге любые соображения аксиологического изгоняются из онтологии, а Спиноза оставляет за собой право добиться поставленной цели даже ценой полного их исключения.
 
При укоренившемся представлении о человеке как субъекте, заботящемся, главным образом, о сохранении и продлении собственного существования, Спинозе не остается ничего другого, как заключить, что те вещи, которые называют “добром”, на самом деле просто полезны, а “зло” представляет собой противоположность:
 
“Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот, – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром”.- пишет Спиноза.
 
Таким образом, “добродетель” становится не чем иным, как достижением пользы, а “порок” — наоборот. Спиноза утверждает: “Чем больше человек старается и чем более он способен добиться собственной пользы, т. е. сохранения собственного существования, тем большей добродетелью он одарен, и наоборот, лишь никчемный человек пренебрегает собственной пользой, т. е. не заботится о самосохранении”. “Для нас действовать по добродетели означает не что иное, как жить, заботясь о самосохранении, руководствуясь разумом и собственной пользой”. Человек, руководствующийся в своем поведении Рассудком, наиболее полезен другим людям. Спиноза прямо заявляет, что человек, руководствующийся рассудком близок к Богу.
 
Знаменитый древнегреческий философ Сократ говорил, что основной порок это невежество, а добродетель — знание, и этот тезис в самых разнообразных формах повторялся в ходе развития философии. Вот один из красноречивых примеров этого тезиса в “Этике”, с отголосками суждений Сократа  “Усилия, направленные на самосохранение, фундаментальны. Однако сущность человека — его Разум, поскольку он познает ясно и отчетливо. Значит, всякое разумное усилие не что иное, как познание. Ни об одной вещи мы не знаем достоверно, хороша она или плоха, но ведет ли она действительно к познанию или препятствует ему — разуму открыто”.
 
Но воспроизведённые классические античные тезисы у Спинозы приобретают новый смысл. “Как только мы сформируем ясную и отчётливую идею”, страсть перестает быть страстью. “Поясни свои мысли — и ты перестанешь быть рабом страстей”.
 
Серьёзнейшая сила, освобождающая и возвышающая человека, — ум и познание: “...сила души определяется только знанием, и наоборот, её бессилие (или страсть) оценивается как утрата знания; из этого следует, что в высшей степени пассивна душа, большей частью состоящая из неадекватных идей (аффекты могут заполнить все сознание человека и полностью его поработить). Наоборот, душа, состоящая по большей части из адекватных идей, в высшей степени активна; неадекватные идеи указывают на бессилие человека. Необходимо отметить, что огорчения, тревоги и несчастья чаще всего берут начало в чрезмерной любви к какой-либо вещи, подверженной многим изменениям и которой, к тому же, мы никогда не сможем полностью обладать. Действительно, никто не станет заботиться либо безудержно желать того, к чему не испытывает любви; в то же время обиды, подозрения, неприязнь и тому подобное рождаются только от любви к тому, чем никогда и никто не может по-настоящему и полностью владеть. Власть над аффектами дает ясное и отчетливое знание и особенно знание третьего рода. Если это познание и не устраняет аффекты абсолютно, избавляя сознание от рабства, оно, тем не менее, способствует тому, чтобы аффекты занимали в душе минимальное место, а любовь к вечному и неизменному — максимальное. Такую Любовь не может осквернить ни один из пороков, присущих обычной земной любви, напротив, такая Любовь будет постоянно расти, нанимая все большую часть души”.
 
В процитированном выше отрывке Спинозой упоминается третий род познания, а именно: на основе интеллектуальной интуиции, воспринимающей все как исходящее от Бога (т. е. в качестве модусов Его атрибутов). В такой форме дознания все несет радость, максимально возвеличивая человека. А кроме того, она дарует познавательную, интеллектуальную Любовь к Богу, так как в качестве причины ей сопутствует идея Бога. (Напомним приведенное ранее определение: любовь — это чувство удовольствия, сопровождаемое идеей внешней причины.) Вот знаменитое суждение Спинозы, в котором он определяет “amor Dei intellectualis”: “Интеллектуальная Любовь души к Богу является частью бесконечной любви Бога к себе Самому”. Другими словами, для Спинозы добродетель несёт награду в себе самой, и Рай наступает уже здесь, на земле.
 
8
 


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ
 
В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией
механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм,
который целиком может найти свое объяснение в категориях физической
природы.
Спиноза отождествляет общество и государство. По его мнению,
государство возникает не в результате определенных социально-экономических
процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти
и законов как норм ". . . умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные
порывы людей. . . ". С этой точки зрения, назначение государства состоит в
том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом
и, тем самым, обретать свою свободу.
    Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал,
что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и
диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и
слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего
может быть обеспечена при демократической форме правления.
    Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими
взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз
менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас,
так как они охватывают вечные человечества категории.
Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических
вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая
направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный
труд философа называется "Этика".
    В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие
добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как ". .
. в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека. . . ".
Вершина добродетели - это ". . . человек, руководствующийся разумом. . . ".
Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.
    В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения
человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза
убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: ". . . из их
сообщества гораздо больше удобств чем вреда. . . ", поэтому ". . . людям
всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. . . ". А для
этого надо помнить, что ". . . души побеждаются не оружием, а любовью и
великодушием. . . ". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы,
считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и
самоунижение одинаково дурны. Не надо делать то, после чего мы будем
испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны.
Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно
унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих
постулатов актуальны и сегодня.
    В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию
самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам
Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель
человека идти по этому пути.
 
Моральный идеал Спинозы – общество, в котором люди искали бы «собственной пользы» только «по руководству разума» и в силу этого были бы «справедливы, верны и честны».
8
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
     Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии
философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том
числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия
Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван
одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные
прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями.
     Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное
учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и
господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей
материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к
атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых
в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой
исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных
позиций.
Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистической
философии, развитие человеческой мысли вообще.
 
8
 


ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Некоторые определения, аксиомы, теоремы и доказательства к ним из «Этики» (для ознакомления аудитории с работой философа)
 
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Под добром я понимаю то, что, как мы, наверное, знаем, для нас полезно.
2. Под злом же - то, что, как мы, наверное, знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром. (Смотри об этом конец предисловия.)
….
АКСИОМА
В природе вещей нет ни одной отдельной вещи, могущественнее и сильнее которой не было бы никакой другой. Но для всякой данной вещи существует другая, более могущественная, которой первая может быть разрушена.
Теорема 8
Познание добра и зла есть не что иное, как аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы сознаем его.
Доказательство. Мы называем добром или злом то, что способствует сохранению нашего существования или препятствует ему (по опр. 1 и 2), т. е. (по т. 7, ч. III) то, что увеличивает нашу способность к действию или уменьшает ее, способствует ей или ее ограничивает. Таким образом, мы называем какую-либо вещь хорошей или дурной, смотря по тому, доставляет ли она нам удовольствие или неудовольствие (по опр. удовольствия и неудовольствия в сх. т. 11,ч. Ill), и следовательно, познание добра и зла есть не что иное, как идея удовольствия или неудовольствия, необходимо вытекающая (по т. 22, ч. II) из самого аффекта удовольствия или неудовольствия. Но эта идея соединена с аффектом точно таким же образом, как душа соединена с телом (по т. 21, ч. II), т. е. (как показано в схолии той же теоремы) эта идея отличается в действительности от самого аффекта, иными словами (по общему определению аффектов), от идеи состояния тела, только в представлении. Следовательно, это познание добра и зла есть не что иное, как самый аффект, поскольку мы сознаем его; что и требовалось доказать.
Теорема 19
Всякий по законам своей природы необходимо чувствует влечение к тому, что считает добром, или отвращается от того, что считает злом.
Доказательство. Познание добра и зла есть (по т. 8) самый аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы сознаем его; поэтому (по т. 28, ч. III) каждый необходимо чувствует влечение к тому, что считает добром, и наоборот, отвращается от того, что считает злом. Но это влечение есть не что иное, как самая сущность или природа человека (по опр. влечения в сх. т. 9, ч. III и 1 опр. аффектов). Следовательно, всякий по законам своей природы необходимо чувствует влечение к тому или отвращается от того и т. д.; что и требовалось доказать.

2

 



 

2

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.