На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Парламентская и президентская республика: сходство и различие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  Российской Федерации 
Волгоградский государственный  технический университет
 
 
 
 
 
 
Семестровая работа
по дисциплине «Политология»
на тему: «Парламентская и президентская республика: сходство и различие»
Вариант №47
 
 
 
 
                                                              Выполнил:                                                 
                                                                               Студент гр. АТЗ-211с
                                                                    Пирожков А. В.
                                                                       Шифр:20092327
                                                             Проверил:
                                                                              доц. Селезнёва И.Д.
                                                              
                                        
Волгоград,  2011
 
 
Содержание
Введение  ……………………………………………………. ……………………. 3
Республика и ее основные признаки …………………………………………...4
Президентская республика……………………………………………………...6
Парламентская республика ………………………………………………………8
Сходство и различие …………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
 Список использованной литературы…………………………………………...17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Республика – это форма правления, основанная на принципе выборности на определённый срок высших органов государственной власти
Республиканская форма правления  сложилась в древнем мире (римская  сенатская республика в V – I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и т.д.).
Существенное значение в  условиях республики имеет избирательное  законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и  порядок доступа населения к  выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру  республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.
Применительно к республиканской  форме правления в качестве оснований  для её подразделения на подвиды  могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень  причастности всего населения или  его части к процессу осуществления  государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов  государственной власти тех или  иных институтов, в частности института  президентства или парламент  и др.
В зависимости от названных  и иных особенностей республиканских  форм современные республики разделяются  на два вида: парламентарные и президентские. Они представляют собой различные  варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее  время в мире существует огромное количество государств, которые активно  взаимодействуют между собой.
Целью работы является раскрытие  понятия и содержания парламентской  республики, как одной из форм правления  в современном мире.
Задачами данной работы являются:
1) Раскрыть понятие президентской республики как одной из форм правления;
2) Показать основные типы  существующих видов президентской и парламентской республики;
3) Раскрыть понятие  парламентской республики как одной из форм правления
4) Показать сходство и  различие этих республик
Предметом исследования являются понятие и сущность формы правления, президентской республики и парламентской республики.
 


 Республика и ее основные признаки
Республика (от лат. respublica – общественное дело) – это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок .
В отличие от монархии при  республиканской форме правления  единственным источником власти по закону является народное большинство. Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме), республиками являлись многие города государства в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен - в Германии). Но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стали США.
Республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся не легитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем и т. д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин. Известны парламентарные и президентские республики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Президентская республика
Президентская республика – эта такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках  президента соединяются полномочия главы государства и главы  правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент  принимает законы. Высшие органы государства  не только структурно обособлены, но и  обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием  ответственности правительства  перед парламентом. Правительство  ответственно перед президентом. Президент  лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить  против президента процесс его отстранения  от власти («импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает  злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.
Иной моделью президентской  республики является такое устройство формы правления, когда президент  является главой государства, но не совмещает  этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент  образует систему органов – государственных  и общественных – при президенте, которые содействуют ему в  выполнении его полномочий как главы  государства, гаранта конституции. Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится в полнее оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширные территории, многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие право роспуска парламента лишает президента и правительства возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Таким образом, в президентской  республике при условии соблюдения конституционной законности правительство  более стабильно, а парламент  обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому  она получила широкое распространение. Большинство государств, составляющих ООН имеют президентские системы  правления. По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции. Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик, - сосредоточения непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту пол всем направлениям его деятельности.
 


Парламентская республика
При парламентской республике верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме  правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно  ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право по указанию правительства. Как  правило, он лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его  главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической  силы. Тем самым глава правительства  или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в  Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").
 Главный отличительный  признак парламентарной республики - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
     Изложенная  система отношений между монархом, парламентом и правительством  характеризует парламентарный режим,  или парламентаризм. Однако этот  государственный режим действует  только при условии, что в  парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
   Напротив, в странах,  где существует двухпартийная  система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией  (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства  в принципе однопартийные, парламентарная  модель отношений между парламентом  и правительством практически  превращается в свою противоположность.  Юридически парламент осуществляет  контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной  и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в  стране партийной системы.
Из развивающихся стран  к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние  монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического  государственного режима.
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Положение главы государства  в парламентской республике отдаленно  напоминает положение монарха в  парламентарных монархиях, его функции  главы государства носят чисто  номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при  этой форме слабого главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства —  премьер-министр (в ФРГ — канцлер).
Глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так, в Германии глава  государства избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что  характерно для Австрии, где президент  из
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.