На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сословно-представительная монархию в России (середина XVI- середина XVII вв)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?5
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ
1.1. Общественный строй
1.2. Государственный строй
ГЛАВА 2.  РАЗВИТИЕ ПРАВА
2.1. Гражданское право
2.2.Уголовное право
2.3.Процессуальное право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 
Актуальность темы. Сословно-представительная монархия это важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма.
Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укреп­ление централизованного государства. Власть монарха в этот пе­риод еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с вер­хушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей централизации государст­ва. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку го­рожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.
В рассматриваемый период произошло значительное расшире­ние территории России. В ее состав вошли Нижнее и Среднее По­волжье, а также Сибирь.
На западных рубежах активная политика Ивана Грозного не дала результатов. Ливонская война закончилась вничью. Россия не сумела пробиться к морю. В смутное время Русское государст­во сильно пострадало от Польши и Швеции. Однако середина XVII в. знаменовалась значительным расширением России и на Западе: к ней присоединилась большая часть Украины.
Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику.
В период сословно-представительной монархии в России со­хранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения го­сударственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). При Иване IV делались попытки ограничить местничество, но только в 1682 г. оно было отменено.
Крупнейшим законодательным актом того времени явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание по­садских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобит­ными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, кото­рые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыска­ние недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового за­кона под названием «Уложение».
Цель курсовой работы охарактеризовать сословно-представительную монархию в России (середина XVI- середина XVII вв)
Основные задачи:
1) изучить общественный строй;
2) проанализировать государственный строй;
3) рассмотреть гражданское право;
2.2.Уголовное право
2.3.Процессуальное
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
При написании курсовой работы были использованы работы следующих авторов: И.А. Исаев, Ю.П. Титов, О.И. Чистакова.


ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

1.1. Общественный строй

 
Период сословно-представительной монархии — период развито­го феодализма — характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой сфере — полное закрепощение крестьян.
Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля. В XVI-XVII вв. появляются мануфактуры, основанные пре­имущественно на крепостном труде, однако применяющие частич­но и труд наемных рабочих. Тем самым в недрах феодализма появляются первые ростки буржуазных отношении. Одновременно начинает складываться единый всероссийский рынок.
Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Одним из ее результа­тов явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, кото­рые он использовал в качестве поместного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтере­сованное в централизации государства и усилении власти царя. в руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства[1].
Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская арис­тократия. Она состояла из двух основных групп. Первую груп­пу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои преж­ние политические привилегии, но сохранившие до введения оп­ричнины прежнее экономическое значение. Позже они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхуш­ки входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали противни­ками централизации, они принимали меры для ослабления цар­ской власти. Опричнина и направлялась главным образом против этой группы феодальной верхушки. Некоторая часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и мероприятия по укреплению централизованного государства. Боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному великому князю, царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за предоставле­ние определенной самостоятельности в решении различных во­просов, в том числе и крупных государственных. Бояре считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало считаться. В дальнейшем, осо­бенно после введения опричного террора, между царем и боярст­вом возник конфликт[2].
Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство. Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако у дворян были и свои соб­ственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой проти­воречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стреми­лись к закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.
В период сословно-представительной монархии в России со­хранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения го­сударственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). При Иване IV делались попытки ограничить местничество, но только в 1682 г. оно было отменено.
Оформляется понятие подданства, феодалы потеряли преж­нюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела огромные земельные владения, а также многие другие бо­гатства. Большое число крепостных крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. В руках церкви продолжали концентрироваться огромные земель­ные владения. Монархи пытались ограничить церковное землевла­дение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь про­должала накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церков­ного землевладения.
Зависимое население. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих гос­под. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они на­чали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась все­общая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юри­дические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облег­чить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г. был издан указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное Уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно[3].
Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем рань­ше. Их правовое положение оставалось прежним. К ним примы­кала новая категория зависимого населения—кабальные люди. Они формировались из свободных (главный образом из потерявших земли) крестьян. Для того чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального. Для составления кабальной грамоты необходимы были опреде­ленные условия (лицо должно достичь известного возраста, быть свободным от крепостной зависимости, от государственной служ­бы и др.).
Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщи­ны. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней, оброчной сис­темой.
Посадские люди. Во второй половине XVI и XVII в. продол­жается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличива­ется численность посадского населения, которое в XVII в. при­крепляется к посаду.
Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремес­ленники и мелкие торговцы.
Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» сло­боды, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны «черных» людей. Соборное Уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы.
 

1.2. Государственный строй

 

Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важ­нейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения[4].
В отличие от раннефеодального государства, теперь была воз­можна только одна форма правления — монархия. Но статус мо­нарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается, что было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.
Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традицией старого органа — Боярской думы. Правда, ее значение в течение пе­риода меняется, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивает монарха, поэтому говорить о самодержавии еще не пришло время. Даже введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, ибо террором были недо­вольны уже все слои господствующего класса. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа госу­дарственной власти, не поколебала принципа местничества, ог­раждавшего привилегии знати[5].
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками гос­подствующего класса последовало свержение с престола царя Ва­силия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Бояр­ской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибо­ярщины.
Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государ­ством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий—ведения войны, изыскания новых дохо­дов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них про­водить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.
Первый собор (названный собором примирения) царь и фео­далы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом господствующей верхушке удалось несколько ути­хомирить недовольных. Создавалась видимость привлечения к го­сударственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения.
В земские соборы входили царь. Боярская дума, верхи духо­венства — Освященный собор в полном составе. Они являлись как бы верхней палатой, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю Палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора Представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и прежде всего торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспече­ния средствами при организации ополчения и др.).
Продолжительность заседании земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правле­ния Михаила Романова, страна переживала экономическую разру­ху и серьезные финансовые трудности. Царизм нуждался в под­держке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей. Земские соборы в то время заседали почти непре­рывно. С 20-х гг. XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.
Количественный состав земских соборов различался в зависи­мости от обстоятельств. Наиболее многолюдным (примерно 700-800 человек) был Земский собор, созванный в 1613 г. после изгна­ния интервентов. Это был единственный Собор, на котором при­сутствовали представители стрельцов, казаков, крестьян «черных» волостей (всего двое).
На этом Соборе решался вопрос о выборе царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка феодалов, которая выдвинула 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку. Так было положено на­чало династии Романовых.
Все земские соборы можно условно разделить на четыре ос­новные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей ини­циативе; 2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе со­словий; 3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, из­бирающие на царство.
Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй груп­пе относится, например. Собор 1648 г., который царь был вынуж­ден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, в 1611-1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 158"4 г. после смер­ти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей[6].
В исторической литературе высказывалось мнение, что зем­ские соборы были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась развет­вленная система приказов.
В период становления приказной системы ведущая роль при­надлежала военно-административным приказам. В это время про­изошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, про­веденной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске воз­никла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.
Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сраже­ниях по своему выбору. Царское законодательство распространи­ло принцип обязательной военной службы на все разряды феода­лов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Ев­ропы, где военные силы формировались из вербованных или наня­тых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.)[7].
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Раз­рядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества — по родовитости, знатности.
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обес­печивались поместными землями за военную службу в соответст­вии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.
Появились в это время специальные территориальные прика­зы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малорос­сийский приказ, ведавший делами Украины.
В период сословно-представительной монархии зарождается центральный полицейский орган. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопро­сам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на мес­тах соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи веда­ли специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшен­ный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи). Постельничий (ведал царской спальней) и др. Долж­ности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли за­нимать наиболее родовитые феодалы.
Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определен­ные привилегии — могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ.
В конце XVII в. создается система судебных приказов (Мос­ковский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ[8].
В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внеш­неполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оператив­ные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных госу­дарств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В нем вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление По­сольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мне­ние Посольского приказа.
Во второй половине XVI в. создается специальное централь­ное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим за­нимались местные органы управления и Казенный приказ, кото­рый выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих гра­мот в приказе.
Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормле­ния была заменена новой, основанной на принципе самоуправле­ния. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды опреде­ленных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа—губного старосту, которого утверждал в долж­ности Разбойный приказ.
Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избирав­шихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.
Губные органы как сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорга­низации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о прекращении выдачи тарханов — гра­мот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Феодаль­ные иммунитета приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению, получал право не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы. Теперь это исключалось.
Наряду с губными создавались земские органы самоуп­равления, вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым собором 1551 г., одобрившим предложение царя о повсеместном введении в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесят­ских. Реализация этого решения началась на черносошном Севере.
Первым шагом в этом направлении было принятие при Ива­не IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд мест черносошного Севера переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами феодальному государству. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщи­ков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогич­ные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья. Позднее царь дал указание об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп[9].
К ведению земских органов относились прежде всего сбор по­датей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские ста­росты и другие должностные лица свои обязанности по рассмот­рению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пош­лины в свой карман.
Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому допол­нительно к ним были учреждены воеводы, которые назнача­лись Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколь­ко воевод, но один из них считался главным. В отличие от кор­мленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.
Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финан­сового контроля. Они производили учет количества земли и до­ходности земельных участков всех хозяйств. Сборы государствен­ных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
Важной государственной функцией воевод был набор на воен­ную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воево­да составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все в большей степени подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.
Регламентация прав и обязанностей воевод была столь неопределенной, что они уточняли их сами в процессе своей деятель­ности. Это создавало возможности для произвола. Воеводы путем вымогательства взяток изыскивали дополнительные источники до­ходов, не довольствуясь жалованьем. Особенно велик был произ­вол воевод в Сибири.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВА

 

Важным источником права в этот период являлся Судебник.
1550 г. (в истории он получил название Царского). В нем отрази­лись изменения в российском законодательстве с 1497 по 1550 г.
К источникам, содержавшим главным образом нормы цер­ковного права, а также некоторые нормы гражданского, семей­ного, уголовного права, относился так называемый Стоглав
1551 г. —собрание постановлений Собора[10]. Значительный инте­рес представляет в этот период такой источник права, как устав­ные книги приказов.
Крупнейшим законодательным актом того времени явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание по­садских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобит­ными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, кото­рые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыска­ние недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового за­кона под названием «Уложение».
Главнейшая причина принятия Соборного Уложения заключа­лась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господстаующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились для успокоения народных масс создать видимость облегчения положе­ния тяглого посадского населения. На решение об изменении за­конодательства повлияли челобитные дворянства, в которых со­держались требования об отмене урочных лет.
Соборное Уложение 1649 г. — значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе ре­гулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.
 

2.1. Гражданское право

 

В этот период получают юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. Первый вид—собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных во­лостей). Второй вид—вотчинное землевладение. Будучи услов­ной собственностью на землю, вотчины имели все же иное право­вое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные. Законодатель заботился о том, чтобы число родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин. Третий вид феодального зем­левладения —поместья, которые давались за службу, главным об­разом военную. Размер поместья определялся служебным поло­жением лица. Поместье не могло передаваться по наследству, фе­одал пользовался им до тех пор, пока служил.
Различие в правовом положении между вотчинами и помес­тьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Было ус­тановлено, что, если помещик умер или покинул службу по ста­рости либо болезни, то он сам или его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложе­ние 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих ус­ловиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязы­вались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.
Широкое распространение получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др.).
Соборное Уложение 1649 г., стремясь облегчить положение долж­ников (особенно дворян), запретило взыскивать проценты по займу, считая, что таковой должен быть безвозмездным. Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет, частичная уплата долга прерывала течение давности. Несмотря на запрещения, взыскание процентов по договору займа фактически продолжа­лось. Однако оно не могло уже иметь правовой защиты в суде[11].
Законодательство предусматривало порядок заключения дого­воров. Наиболее крупные сделки оформлялись крепостным поряд­ком, при котором документ, удостоверявший сделку, составлялся площадным подъячим при обязательном участии в этом не менее двух свидетелей. Менее крупные сделки могли оформляться до­машним способом. В законе точно не определялся круг сделок, которые должны были оформляться крепостным порядком. Пред­усматривались способы обеспечения исполнения договоров — залог и поручительство.
Законодательство уделяло внимание и обязательствам из при­чинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владель­цу. Задержанный при потраве скот подлежал возвращению собст­веннику в целости и сохранности.
Наследование осуществлялось, как прежде, по завеща­нию и по закону.
 

2.2.Уголовное право

 
Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общест­ва, именуя их «лихое дело», хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует.
В Соборном Уложении 1649 г. нашла более четкое отражение классовая сущность преступления. Это проявлялось прежде всего в том, что за определенные деяния назначались различные на­казания в зависимости от классовой принадлежности их совер­шивших.
Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нор­мы особенной части уголовного права. На первом месте законо­датель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государ­ственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, само­званство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные пре­ступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетчество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений — воинских, имущественных, против личности.
Хотя уголовное право в целом в Соборном Уложении 1649 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.