На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Точечные и повторные виды социологических исследований

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                      Университет экономики и управления
                     Кафедра иностранных языков и  перевода
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему: « Точечные и повторные виды социологических  исследований »
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студентки
4 курса
Косенюк Ольги
 
                                                                                                                         
 
                                                 Симферополь
Сущность социологического исследования
 
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую  теорию, специальные социологические  теории и социологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при  изучении социальных явлений и процессов  научно обоснованные результаты.
В широком смысле социологическое  исследование это специфический  вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и  процессов с целью получения  новой информации и выявления  закономерностей общественной жизни  на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более  узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически  последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом  социальном объекте, явлении или  процессе. Иными словами, социологическое  исследование это специфическая  разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая  общество как целостную социокультурную  систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки  и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Социологические исследования в зависимости от задач, которые  они решают, и методов, которыми они  пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические  и эмпирические (теоретическая и  прикладная социология), фундаментальные  и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования – теоретических  и эмпирических – условно, так  как эмпирические исследования могут  быть как фундаментальными, так и  прикладными. И если теоретические  социологические исследования ставят целью развитие и совершенствование  научных представлений об изучаемом  предмете, то прикладные посвящены  решению конкретной социальной проблемы.
Эмпирическое социологическое  исследование является важнейшим и  основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения  полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и  развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические  исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством  сбора эмпирической информации и  для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация  управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.
Эмпирическое социологическое  исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.
Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует  научными понятиями, категориями, отражающими  наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь  предметом анализа становятся:
    поведение индивидов, социальных групп;
    продукты человеческой деятельности;
    вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.
Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны  изучаемого процесса;
    надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;
    репрезентативной, информации.
Специфика эмпирического  исследования состоит в том, что  это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может  быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные  социологические методы сбора информации, а также специальные социологические  технологии.
Что же понимается под методологией, методикой и техникой социологического исследования?
Методология исследования (от греч. methodos – путь исследования, познания и logos – слово, понятие, учение) – это стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки.
Метод в социологии –  способ построения и обоснования  социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического  и теоретического познания социальной действительности.
Методика социологического исследования – это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика – тактика исследования.
Техника социологического анализа (греч. techne – искусство, мастерство) – совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.
Исходным пунктом всякого  исследования, в том числе и  социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. После  ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит  практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность  и обоснованность, а также необходимость  изучения, т.е. удовлетворения потребности  в знании путем разрешения данного  противоречия социальной действительности. Однако далеко не каждое социологическое  исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его  сторонах, а также соответствующей  эрудиции социолога. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная  экспертиза.
 
Виды социологических  исследований
 
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной  формы социологического анализа, пригодной  для изучения различной сложности  проблем, не существует. Конкретный вид  социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей  и задач. Далее следует описание двух методов исследований. Это точечный и повторный виды социологических изысканий.
 
Точечное исследование
 
Точечное исследование (еще  его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Правда, моментальная фотография события не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Примером точечного исследования служит монографическое исследование.
Монографическое исследование в узком смысле — обследование одного или нескольких объектов в  рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует целью не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, определение организационной структуры конкретного предприятия. Монографическое исследование в широком смысле — любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений.
Как правило, объектом исследования антрополога выступает одна деревня, которая изучается как можно глубже и интенсивнее. Такой тип исследования и называется монографическим. Поскольку селения обычно невелики, ученый со временем хорошо узнает каждого жителя. Некоторые ученые считают этот метод эффективным и применимым ко всему населению, однако, некоторые антропологи прибегают к методу исследования группы общин, расположенных в разных концах одной страны, о культуре которой они собираются делать выводы.
Монографические исследования распространены в социологии села, где они выступают средством  получения «социальных портретов» отдельных сельских поселений. Подобный способ изучения базируется на сборе информации об основных сторонах жизни населения — о структуре семей, занятости, источниках и размерах доходов, особенностях трудовой деятельности, местных обычаях в сфере труда и досуга, традиционных видах общения и др.
Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации. Его задача — детальный  анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. Результаты монографического исследования используются при разработке программ крупномасштабных эмпирических исследований.
 
Повторные исследования
 
Повторные исследования —  это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят:
    лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности лиц;
    когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;
    трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения;
    панельное исследование — исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель — анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.
Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди.
Панельное исследование (рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблюдения, в котором информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения.
Панельное исследование применяется  для изучения причинных связей и  утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной  интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до и после».
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения повторного исследования.
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота) — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтернативы методам «поперечных срезов». Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880—1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Лонгитюдное исследование проникло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понимается как не экспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте.
Лонгитюдный, или продолженный во времени, длительный тип исследования особенно активно применяется в социологии поколений. В лонгитюдном исследовании, крупно- и маломасштабном могут применяться структурированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Зато в психологии лонгитюдное исследование активно используется в качестве модификации экспериментально-генетического метода, т.е. как длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях естественного эксперимента. Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом.
Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Впервые мониторинг как способ наблюдения, оценивания и прогноза состояния объекта был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он широко применяется в технических, естественных и социальных науках, а также в практической деятельности, наиболее часто —в экологии, биологии, социологии, педагогике, экономике и маркетинге, психологии и управлении.
Социологический мониторинг — это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследован
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.