На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Тема: Гендерные особенности проявления застенчивости у дошкольников
Содержание
 
Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в  психологии дошкольного старшего возраста………………………………………...6
1.1. Гендер как основа гендерных исследований……………………………........6
 
1.2. Гендерные исследования в  психологии старшего дошкольного
возраста (полоролевой подход)…………………………………………………..10
Глава 2. Гендерные особенности проявления застенчивости у детей
старшего дошкольного возраста. Коррекция застенчивости…………………..12
2.1. Особенности физиологического созревания и психического
развития старшего дошкольного возраста……………………………………....12
2.2. Застенчивость. Ее понятие в различных теориях. Характерные черты  застенчивого ребенка…………………………………………………………… ………15
2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………….28
 
Приложение 1
Приложение 2   
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
 
 
 
Введение
 
Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. Гендерному подходу способствовала мощная волна женского движения на Западе еще конца 60-х - начала 70-х годов, которая дала толчок развитию исследований, которые теперь называются гендерными.
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя
сложную систему, которая является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной.
В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендерная психология - это область психологической науки.
Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии.
Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол - гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.
Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), где их обучают быть «женщинами»: накрывать на стол, пеленать ребенка и др. (вести домашнее хозяйство). У мальчиков воспроизведен город (внешний, «активный» мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется только с девочками и только им предназначена.
Гендерный аспект проблемы застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцев считают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.
Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной.
Застенчивость - это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Т. Шишова и другие.
Слабее всего освещен вопрос об особенностях застенчивости. Исходя из этого, мы определили тему нашей работы: «Гендерные особенности проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста».
Целью является исследование особенностей застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дошкольники 5-7 лет.
Предмет исследования: застенчивость у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования - уровень застенчивости дошкольника можно снизить, используя психологические игры и упражнения для коррекции застенчивости, замкнутости, неуверенности.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявление особенностей застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка проекта коррекционной программы.
Методом исследования является анализ литературы по проблеме исследования.
Теоретической основой исследования послужили теоретические и экспериментальные исследования особенностей застенчивости (И. Аристарховой, О.А. Ворониной, Е. И. Гаспарова, Ю.В. Градсковой, И.В. Егоровой, В.Д. Еремеевой, Ф. Зимбардо, Е.П.Ильина, И.С. Клециной, И.В. Костиковой, Ю. М. Орлова, Н.Л. Пушкаревой, Т. О. Смолевой, Л.В. Штылевой, Т.Л. Шишовой и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Гендер и биологическое различие полов. Гендерные исследования в  психологии дошкольного старшего возраста
 
1. 1.  Гендер как основа гендерных исследований
 
Гендерные исследования являются собирательным понятием для современных гуманитарных теорий – экономических, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблемы взаимоотношений полов и использующих новейшее его обозначение «гендер».
В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое до сих пор вызывает множество споров и трактуется по-разному различными концепциями феминистской теории (которой он во многом обязан своим появлением), социологии гендера, гендерной психологии и т.п. [5, c. 8].
Светлана Шакирова отмечает: «Американский термин «гендер», как известно, породил противоречивый комплекс идей и концепций феминистской ориентации. Однако там, где все понятно социологам, возникло много вопросов у философов и культурологов [25, c. 19].
Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества – критикой дискриминационного положения женщин. Термин был введен феминистами с целью выделения социального (а не биологического) аспекта различия полов (1975 г.) [30, c. 58].
На Западе гендерные исследования лишь в 80-е годы выделились из так назывемых женских исследований – Women,s studies. Их отделение связано, во-первых, - со стремлением исследователей по разным причинам отмежеваться от феминизма и женской проблематики; во-вторых, - с необходимостью более тонкой трактовки понятия гендера.
В 1989 году Э. Гидденс в своем учебнике дал следующее определение: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности [5, c. 10].
С этого времени термин «гендер» стал употребляться в значении социальных различий между мужчиной и женщиной.
В педагогике существуют современные идеи полоролевого подхода в гендерной социализации мальчиков и девочек. Необходимо уяснить, что такое гендерная социализация.
Социализация» является одним из центральных понятий таких дисциплин, как социология, психология, политология. Хотя каждая из них вкладывает в это понятие особый смысл, в целом можно сказать, что под социализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт и в результате общения и деятельности приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена общества [5, c. 18].
В современной социологии отсутствует однозначное мнение о формах и механизмах социализации. Все теории, однако, сходятся на том, что к важнейшим механизмам относятся идентификация и типизация. Первая из них предполагает имитацию ребенком поведения взрослых представителей своего пола, а вторая - активное участие взрослых в процессе воспитания, т.е. применение принципа поощрения и наказания. При этом мальчики поощряются за те поступки, которые в данном обществе принято считать мужскими, и осуждаются за женские («Ну что ты плачешь, ты же мальчик, а не девчонка!»). В свою очередь, девочки получают поощрение за то поведение, которое считается женским: к таковому относится аккуратность, внимание. Воспитанная в девочках с раннего детства привычка заботиться о других становится впоследствии отличительной чертой большинства женщин и потому представляется как бы врожденной. Известная феминистка К. Гиллиган в книге «Этика заботы» пишет, что женщины в Америке чаще жертвуют на благотворительность, покупают большую часть подарков и поздравительных открыток, и даже чаще улыбаются [9, c. 68]. Социализация начинается раньше, чем мы привыкли считать. Чтобы доказать это, американский социолог Энтони Гидденс провел следующий опыт. Группе женщин был показан маленький ребенок, одетый в розовый чепчик и завернутый в розовое одеяло. Комментарии женщин записывались на пленку. Чаще всего среди них звучали такие: «какая миленькая!», «какой нежный голосок!», «просто красавица!». Затем этой группе женщин был показан ребенок, одетый в голубой чепчик и голубое одеяло. Среди записанных комментариев преобладали: «Сразу видно, будет сильный мужчина!», «Плачет смотрите как, басом! Добьется своего!». Удивлению женщин не было предела, когда после окончания эксперимента им объявили, что оба раза им был показан один и тот же ребенок [5, c. 28].
Одна из наиболее известных теорий мужской и женской социализации - теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда, подчеркивающая большое значение биологического фактора.
Идентификация по принципу пола - одна из первых и наиболее устойчивых из всех, которые делает человек. Это происходит с 18 месяцев до трех лет. В 3-4 года ребенок определяет пол окружающих его людей по телесным признакам и поведенческим свойствам, но верит в его обратимость. В 6-7 лет происходит окончательное осознание своей половой принадлежности.
Французский психолог Жана Пиаже придает значение механизму типизации - формированию «правильных» представлений о своем поле в результате активного воздействия родителей: выбор имени, различия в одежде и игрушках, поощрения и наказания. Однако и эта концепция не совершенна. В последнее время разработаны новые теории гендерной социализации, стремящиеся преодолеть недостатки более ранних теорий. Американский психолог Нанси Чадороу, например, создала на базе психоанализа свою теорию с акцентом на том, что на генитальной стадии развития наибольшие сложности и страдания испытывают мальчики, а не девочки. Это связано с тем, что первоначально все дети идентифицируют себя со своей матерью, лишь в возрасте 4--6 лет мальчики оказываются вынужденными, сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям. В то же время развитие девочек, которые постепенно лишь укрепляются в первоначально выбранной идентификации, оказывается более спокойным и стабильным.
Существует множество теорий социализации. Но это не является целью данного исследования.
Мы начали говорить о полоролевом подходе в гендерной социализации мальчиков и девочек. Продолжим это в следующем параграфе данной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Гендерные исследования в  психологии старшего дошкольного
возраста (полоролевой подход)
Современные идеи полоролевого подхода в гендерной социализации мальчиков и девочек можно описать как комплекс представлений педагогов и родителей о том, что:
– существует 2 биологических пола – женский и мужской, которым должны соответствовать 2 роли, 2 «жизненных сценария» – женский и мужской;
– эти роли равнозначные, но разные по содержанию;
– различия женских и мужских ролей существенны в основных сферах самореализации человека: семейной и публичной (профессиональной, общественной и пр.) [15, c. 28].
Полоролевой подход означает целенаправленную подготовку мальчиков и девочек к взаимодополняющим, но не равноценным функциональным ролям в семье и обществе, разным жизненным стратегиям, которые, по оценкам социологов и экономистов, ведут мужчин и женщин к разным результатам в социальном и экономическом плане.
И.Е. Егорова отмечает: «Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая «совместность» мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков» [10, c. 53].
И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На наш взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству[17, c. 38].
В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман указывают на различия между мальчиками и девочками дошкольном возрасте: «В какие игры они играют уже в дошкольном возрасте. Даже если от старшей сестренки осталось много кукол, ваш мальчишка редко берет их в руки, а дочка значительно меньше брата интересуется машинками и солдатиками. Даже девочка в 1-1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и громко «гудит». А рисунки! Девочки пяти лет заполняют альбомы бесконечными «принцессами», а мальчики - машинами и сражениями, и никогда наоборот» [11, c. 9].
И.В. Егорова указывает, что «далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в трудовой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ» [10, c. 25].
Она представила авторскую разработку для мальчиков старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода и формирования гендерной идентичности. В указанной работе она дает показатели развития мальчиков (См. Приложение 1). В этой работе обобщены и обогащены средства и методы дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Гендерные особенности проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. Коррекция застенчивости
 
2.1. Особенности физиологического созревания и психического развития старшего дошкольного возраста
Гендерный подход к мальчикам и девочкам необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. [10c.25].
Еремеева и Т.П. Хризман задаются вопросом: «А может, и действительно у малышей до какого-то возраста нет разницы и мальчики развиваются так же, как девочки? Но до какого возраста? До тех пор, пока они не превратятся в юношей и девушек? Вы скажете: «Нет, конечно, раньше: подростки, когда у них начинают развиваться вторичные половые признаки, уже разные». Так значит, до 10-12 лет? Но вспомните, в какие игры они играют уже в дошкольном возрасте. Даже если от старшей сестренки осталось много кукол, ваш мальчишка редко берет их в руки, а дочка значительно меньше брата интересуется машинками и солдатиками. Даже девочка в 1-1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и громко «гудит» [11, c.8].
В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман поясняют: Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. [11,c.15]. 
А рисунки! Девочки пяти лет заполняют альбомы бесконечными «принцессами», а мальчики - машинами и сражениями, и никогда наоборот.  
И мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х и У-хромосомами и биологически, но и по социально-психологическим параметрам.
У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов. Они мыслят более абстрактно, формируя понятия, образы. С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.
У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающими за регуляцию речи, письма, логического мышления. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями [14, c.39]. 
В книге В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман [11, c.21].  попытка взглянуть на ребенка с разных сторон. И как на биологическое существо, подчиняющееся жестким законам природы так же, как и все живые существа. И как на индивида, т.е. существо особое, созданное в одном экземпляре, неповторимое, со своей линией развития, заданной генетически. И как на маленького человека (личность), живущего в совершенно определенном обществе и в конкретный период развития этого общества, т.е. подчиняющегося законам развития психики, как общим, так и связанным с тем окружением, в котором он растет. Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует именно этот ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит - сделать так, чтобы его детство (пора, когда закладываются все наши будущие успехи и неудачи) было по-настоящему счастливым.
В период от рождения до школы особенно интенсивно развивается мозг и психические функции ребенка. Ребенок рождается со структурно готовым мозгом, но функции мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в процессе индивидуальной жизни ребенка, в результате постоянного взаимодействия организма ребенка с окружающей средой [11,c.25]. 
По существу, за столь короткий период закладывается основа всех психических функций ребенка, основа его дальнейшей активной жизни. И в этом - неповторимость детства. Вся система дошкольного воспитания, весь педагогический процесс направлен на развитие психики, на формирование познавательных и эмоциональных процессов, составляющих основу гармонического развития личности [11,c.31]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Застенчивость. Ее понятие в различных теориях. Характерные черты застенчивого ребенка
Чтобы раскрыть понятие «застенчивость» обратимся к работе Ф.Зимбардо
«Застенчивость» [12,c.47].  Вот что говорит об этой проблеме автор в первой части своей книги «Что такое застенчивость»:
«Многие психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии «застенчивость». Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, представляют собой широкий спектр возможных толкований.
Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как, например, уровень интеллекта или рост.
Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения.
Психоаналитики утверждают, что застенчивость - это симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта.
Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми.
Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается не с чего иного, как с навешивания ярлыка. «Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому что другие меня таким считают».
Конечно, эти пять подходов не исчерпывают всего многообразия возможных объяснений. Например, у одного писателя есть своеобразная теория, что люди застенчивы в силу безграничного стремления к успеху. Но каждое из приведенных объяснений может способствовать нашему пониманию застенчивости. Вскоре вы увидите, что как не существует единственного определения застенчивости, так нет и единственно верного ответа на вопрос о ее причинах» [23,c.384].  После небольшого обзора Ф.Зимбардо резюмирует: «Теории подобны огромным пылесосам, всасывающим все на своем пути. Каждая из упомянутых теорий имеет рекламных агентов, расхваливающих свой пылесос как лучший на рынке. Когда мы подойдем к вопросу о средствах преодоления застенчивости, мы позаимствуем понемногу от каждой теории. Теория черт поможет нам понять, как выявляется застенчивость, как она становится ярлыком и что человек сам думает по поводу своей застенчивости.
У бихевиористов мы позаимствуем идею изменения порочного стиля поведения. Психоаналитические теории подтолкнут нас к необходимости глубинного анализа внутренних конфликтов, симптомом которых может быть застенчивость. Теории темперамента представляют для нас ограниченный интерес, за исключением, пожалуй, проблемы индивидуальных различий чувствительности у детей; исходя из этого, мы рассмотрим пути создания оптимальных условий развития личности. В конце концов мы обратимся к анализу тех социальных и культурных ценностей, из-за которых застенчивость превратилась в национальную эпидемию».
Вероятно, каждый практический психолог согласится с этими выводами. Но не стоит думать, что в книге много теории. Если она есть, то дана ненавязчиво, не бросаясь в глаза, за счет того, что весь приводимый материал подтверждается большим количеством описаний клинических случаев, несущих полезную информацию о простых практических приемах, позволяющих снять патологическую застенчивость. Вот как, например, рассказывает Ф.Зимбардо о страхах, развившихся у его брата в результате ношения распорок на ногах для коррекции последствий младенческого паралича: «Стоило раздаться стуку в дверь, Джордж тотчас оглядывался, чтобы сосчитать, все ли члены семьи находятся рядом. Если они все были тут, он скрывался под кроватью или в еще более надежном убежище - за запертой дверью ванной. И лишь после долгих просьб и увещеваний он смягчался и соизволял появиться, чтобы поздороваться с гостем [23,c.385]. Причиной застенчивости в данном примере в результате ношения распорок на ногах для коррекции последствий младенческого паралича. Каковы же другие причины?
У кого чаще встречается застенчивость? Во-первых, у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине ограничен круг общения.
Во-вторых, у воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить этого ребенка, ограничивает его формулами контроля, представляя малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье.
Екатерина Мурашова отмечает: «Что же может вызвать формирование у ребенка заниженной самооценки? Главная роль в этом малопочетном деле принадлежит, безусловно, семье. И будет совершенно неправильно думать, что низкая самооценка формируется только у ребенка, которого в семье бесконечно третируют и унижают.
Достаточно часто причиной низкой самооценки является какой-нибудь реальный или полу придуманный физический недостаток ребенка. У ребенка нарушен обмен веществ и он болезненно толст, ребенок перенес какую-то травму или операцию и хромает, носит сильные очки, имеет какую-то гипертрофию или уродство черт лица. Его дразнят сверстники, жалеют родные, оборачиваются вслед и качают головами прохожие…[19,c.185].
Из-за вышеописанных причин ребенок привыкает считать себя не столько плохим (против этого возможен и протест, о котором мы поговорим ниже), сколько ни к чему не пригодным и никому не интересным. Он боится высказать свое мнение, так как заранее уверен, что оно окажется неверным. Не решается предложить игру группе сверстников, потому что она наверняка будет им неинтересна. Стесняется отстаивать свои интересы, так как сам подсознательно уверен в том, что заслужил столь пренебрежительное отношение.
Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. «Можно предположить, - пишет Г.А. Широкова, - что мнение о том, что у застенчивых детей занижена самооценка, является ошибочным [26,c.285]. Экспериментальное исследование Л. Галигузовой [8,c.32] свидетельствует о том, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в том, что они склонны считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами». Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности.
Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствует выработке у ребенка психологической защиты, заключающейся в том, что он перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя» [26,c.117].
Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение. Поэтому  ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей. Он старается ничего не говорить, ничего не делать, стать максимально незаметным. Особенно хорошо это заметно у маленьких детей, которые, стесняясь, прячутся в подол маминой юбки или за шкаф [18,c.112].
В семье и с хорошо знакомыми людьми, которым они доверяют, стеснительные дети ведут себя обычно совершенно нормально, ничем не отличаясь от других детей. Иногда ребенок нормально общается с мамой и бабушкой и стесняется папу, который часто ездит в командировки и подолгу не бывает дома. Если же нарушены взаимоотношения ребенка со всеми членами семьи, то здесь, скорее всего, мы имеем дело не со стеснительностью, а с каким-то другим, более серьезным эмоциональным расстройством [19,c.93].
Таким образом, застенчивый ребенок – это такой ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои коммуникабельные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких разрушений кроется в особенном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую общественную самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой – сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, его тревога уходит в тень, а в общении с посторонними – она снова выходит на первый план.
И только тогда, когда ребенок перестает ждать оценок окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Работа психолога с застенчивыми детьми
По мнению Г.А. Широковой эффективность помощи психолога застенчивым детям зависит от установления причин проблемы. Внешние проявления различных проблем имеют сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, а также испытывают страх перед новыми людьми и новой обстановкой.
Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку[26,c.72].
В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку жить, внешне взаимодействовать.
Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
?      развитие позитивного самовосприятия;
?      повышение уверенности в себе и своих силах;
?      развития доверия к другим;
?      корректирование с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.