На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Образовательная деятельность М.В. Ломоносова

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ВПО  ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Институт  муниципального управления и сервиса

Кафедра гуманитарных и социальных наук 

 
 
 
 

Контрольная работа по философии
на  тему:
Образовательная деятельность М.В. Ломоносова 
 
 
 

Выполнила:
Студентка группы ЭУГХ10-1
Смольникова А.А.
Проверила:
к.ф.н., доцент Сарпова О.В. 
 

Тюмень, 2011 год 

Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1.  ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ 7
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЗМА, ГУМАНИЗМА И НАРОДНОСТИ 9
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЛОМОНОСОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15 

 


ВВЕДЕНИЕ

    19 ноября 2011 года состоялось празднование 300-летия великого российского  учёного и просветителя Михаила  Васильевича Ломоносова. Его имя мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. “Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”. Так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русский поэт А.С.Пушкин. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие. Ломоносов оказал громадное влияние на развитее науки и культуры России. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научнойсмены.
    Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностейэти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.
    Целью работы являетсярассмотреть основные образовательные идее Ломоносова и попытаться понять какие из них нам удалось реализовать в современной России.
    Задачи данной работы:
      рассмотреть дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова;
      изучить особенности методики М.В. Ломоносова;
      ознакомиться с принципами гуманизма и народности в воспитании, предложенные М.В.Ломоносовым;
      проанализировать современное образование с точки зрения патриотических идей Ломоносова.
     При рассмотрении и изучении данной темы, были использованы учебники и книги, статьи из журналов, в которых очень подробно повествуется о жизни Михаила Васильевича Ломоносова, о его тяге к знаниям и о его великих достижениях.
    Объект  исследования: образовательная деятельность М.В.Ломоносова.
    Предмет исследования: реформаторские идеи и их реализация.
 


ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА

    Разработку  дидактических вопросов М.В.Ломоносов  осуществлял на основе идеи познаваемости  объективного мира. Основой познания М.В.Ломоносов называл чувственное восприятие, результаты которого проверяются опытным путем. Он всей своей научной и педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности. Эти идеи М.В. Ломоносова нашли отражение в решении им кардинальных дидактических вопросов о методах, принципах обучения, об организации классно-урочной системы, разработке методики преподавания. Это было сделано впервые в истории русской педагогики.
    Процесс обучения М.В. Ломоносов рекомендовал строить на основе определенных принципов. В решении этого вопроса он использовал опыт братских школ Украины  и Белоруссии, теоретические посылки  Яна Амоса Коменского. Однако ученый пошел дальше и рассмотрел главные принципы обучения, основываясь на теории познания и учета психологии детей.
    Одним из первых принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип  доступности. М.В. Ломоносов понимал под ним соблюдение дозировки материала, степень его сложности. Отстаивая принцип доступности, логичности обучения, М.В. Ломоносов был сторонником высокой степени научности преподавания. Борясь за усвоение знаний, М.В. Ломоносов категорически отвергал зубрежку, требовал понимания и осознанного восприятия учебного материала. Педагогически целесообразным М.В. Ломоносов считал принцип активности и самостоятельности учащихся в обучении. Для этого советовал давать домой такие задания, как переводы с русского на латинский, с латинского на русский.
    Своеобразно подошел М.В. Ломоносов к разработке принципа учета индивидуальных и  возрастных особенностей учащихся. В  гимназию он рекомендовал принимать  только здоровых детей.
    С передовых позиций М.В. Ломоносов  рассматривал и проблему методов  обучения. Наиболее распространенными  в те времена были методы зубрежки, бессмысленного заучивания материала. М.В. Ломоносов четко разделил методы на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы. Ученики должны были осмыслить новый материал, осознавать его. Поэтому М.В. Ломоносов предлагал не просто использовать рассказ, лекцию, объяснение, а «толковать» изучаемое. Ученый не отрицал значения заучивания материала. Он считал, что это требуется для развития памяти, воли и прилежания детей. Кроме того, он допускал, что часть необходимого учебного материала должна быть основательно выучена. Вместе с тем он рекомендовал к заучиванию подходить творчески: сначала требовалось основательное прочтение и осмысливание отрывков, а затем уже его запоминание.
    Одними  из основных методов обучения М.В. Ломоносов  считал практические. В этом сказывалась  его натура естествоиспытателя. Назначение практических методов обучения он понимал  в обращении гимназистов к  сути предметов, в стимулировании их познания, в формировании познавательной активности. Ведущими из них М.В.Ломоносов  называл упражнения. Он разработал подробные рекомендации по их использованию, подразделив на две группы: школьные и домашние. Помимо упражнений М.В. Ломоносов рекомендовал использовать для материала различные опыты, непосредственный практический опыт гимназистов.
    В особую группу методов обучения М.В. Ломоносов относил самостоятельную  работу. Он был сторонником специального подбора самостоятельных заданий с учетом возможностей детей. Все работы должны носить творческий характер. М.В. Ломоносов ставил вопрос о широком использовании методов самостоятельной работы, поскольку видел в них источник развития активности детей, критического осмысления действительности. К определению значения самостоятельной работы в обучении гимназистов М.В. Ломоносов пришел через ознакомление с постановкой преподавания как в русских, так и в зарубежных школах, университетах.
    Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация  классно-урочной системы. Он  предложил  планировать уроки на каждые полгода. Новаторство ученого выразилось и в разработке им определенного  плана-схемы урока.
    Практически он обосновал его этапы. В начале каждого урока педагогу предлагалось провести опрос, проверку домашнего  задания. Следующим этапом урока  было «отчетливое» объяснение нового материала. Во время его ученики  должны все точно записывать. Практиковались домашние творческие задания.
    Для контроля за учебной работой гимназистов предлагалось вести месячные табели, в которых следовало отмечать поведение каждого в классах утром и вечером, а также выполнение домашних заданий.
    Таким образом, М.В. Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и прилежанием  учеников, которая оказалась довольно универсальной и объективной. Об этом свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.
    М.В. Ломоносов выступал против той методики преподавания иностранных языков, которую  применяли домашние учителя. Он был  сторонником разумного сочетания  теоретической и практической подготовки по языку. Рекомендовал начинать с познания грамматики, а для закрепления знаний применять устную речь, переводы и сочинения на языке.
    Не  менее интересные идеи были высказаны  М.В. Ломоносовым о методике преподавания естественных наук. Главное внимание он уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими  и химическими приборами.
    Великому  русскому академику принадлежит  приоритет в решении многих дидактических  проблем, которые позднее получили развитие в русской педагогике.
 


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

    В тесной связи с дидактическими вопросами Ломоносов рассматривал проблемы воспитания. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.
    Ломоносов подготовил основательный проект деятельности академической гимназии. В нем  Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и всю воспитательную работу этого заведения. Проект отличался  наличием специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых  речь шла и о требованиях к  ним. Ломоносов разработал и более  подробный учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей  является Академическая гимназия. Здесь  следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка  в Университете». Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учеников.
    Ломоносов предлагал использовать поощрения  и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
    Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных  помещениях и общежитии, правил поведения  способствует воспитанию «нравов».
    В воспитании и образовании Ломоносов  считал важными такие методы, как  убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
    В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать  к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного  языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он считал, что педагог, прежде всего, должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны поступать  ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
    Таким образом, Ломоносов  четко поставил проблему методов воспитания и обучения. Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учебного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога. 
 
 
 

 

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЗМА, ГУМАНИЗМА И НАРОДНОСТИ

    Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в  стремлении распространить образование  во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей  в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение  к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования  всеми сословиями. Он подметил, что  крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом, трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются  чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».
    Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в  разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
    Исходя  из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях человеческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывал совершать добрые поступки, потому что через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».
    Ломоносов очень ценил такое качество, как  милосердие. Он призывал помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты такое»— и считал, что  «кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно не поступает», «где добродетели господствуют, тут порокам нет места». Ломоносов  защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он первым предложил  открыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей  за счет государства, чтобы они могли  приносить пользу обществу. Добрые дела и милосердие, по мнению Ломоносова, следует помнить: «Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает». Он проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.
    Высоко  ценил Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в  роскоши и нерапении, бесславного конца ожидать должно». Он подчеркивал роль труда в развитии нравственного потенциала молодежи: «Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит». Он был противником безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни». Ломоносов как педагог и ученый призывал творчески относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».
    Следуя  традициям гуманизма, Ломоносов  считал, что человек должен быть счастливым. В понятие «счастье»  он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человеку через трудности и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать».
    Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках довольство и в нищете изобилие».
    По  мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в  семье и школе. В публицистических работах Ломоносов заметил, что  во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить молодых людей от вредного влияния  семьи и заниматься воспитанием  «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений. Основой нравственного  воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.
 


ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЛОМОНОСОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ

    Мы  часто слышим споры о роли тех  или иных личностей в истории.  Если говорить о Ломоносове, то нет никаких сомнений: это ключевая фигура в истории российского образования. Заложив основы классического университетского образования в России, он дал возможность сформироваться как учёным тысячам талантливых людей, гений Ломоносова стал источником мощнейшего просветительского импульса. Его идеи стали ценностным базисом для того, что мы сегодня называем «традициями отечественной системы образования». Заложенные им принципы демократизма, патриотизма, фундаментальности и энциклопедичности знаний были провозглашены несколько столетий назад, но остаются самыми верными.
    Поэтому болезненным, кощунственным и просто предательским выглядит бездумный и лёгкий уход с указанного Ломоносовым пути сегодняшней капиталистической России.
    На  паре примеров мы сейчас рассмотрим, что такое подходы великого Ломоносова и что такое политика современного российского образования.
    Во-первых, Ломоносов был убежден, что для  успешного экономического и культурного  развития страны необходимы тысячи образованных людей, он первым поднял вопрос массовости образования. Следовательно, в интересах  государства, его могущества, по замыслу  Михаила Васильевича, необходимо было сделать образование доступным  для разных слоёв населения. Идея просвещения широких народных масс является для Ломоносова определяющей, поскольку в его эпоху огромные слои населения Российской Империи  не владели грамотой. Чрезвычайно  важным Ломоносов считал обустройство общежитий для учащихся и зачисление на стипендию детей неимущих родителей. При этом, при отборе как студентов, так и профессоров, он предлагал руководствоваться принципом «потребности государства» в лицах той или иной профессии.
    В то же время сегодняшняя власть по существу исповедует принцип «достаточности»  образованных людей. Власти не интересно  и то, какие специалисты нужны  государству: открыто заявляется, что хорошо образованных должно быть ровно столько, сколько нужно так называемому «рынку». Естественно, чтобы образованных людей было меньше, последовательно реализуется курс на сокращение доступности образования.
    За 15 лет из-за введения «подушевого финансирования» число школ сократилось более чем на 20 тысяч. Массово погибают сельские школы. Вне школьной системы остаётся более 2 миллионов детей. Реализуется курс на сокращение числа вузов. Идёт слом уникальной системы педагогического образования. Законом о двухуровневой системе высшего образования по существу включен «ценз платности», ведь для получения полноценных знаний в большинстве вузов страны нужно платить за магистратуру.
    Во-вторых, Ломоносов выступил истинным реформатором средней школы. Он считал, что основой  обучения детей в начальной и  средней школе является родной язык и отечественная литература. Его  усилиями в гимназии Академии наук были созданы особые классы русского языка, которые стали исходными  в системе обучения, на их основе велось обучение другим наукам. Это  был настоящий прорыв, ведь до этого  преподавание на родном русском языке  просто отсутствовало.
    Михаил  Васильевич настаивал на том, чтобы  в средней школе образование  носило характер энциклопедичности, то есть преподавались все базовые  науки, как естественные, так и  гуманитарные.
    Что же происходит сейчас? Вместо русского языка и литературы предлагают начать  образование с физкультуры и  ОБЖ. Энциклопедичности противопоставляют «профилизацию», причем в таком виде, что чуть ли не младенец должен будет выбирать, что ему важнее – физика или химия, география или история.
    Но  не все так плохо. Развитие педагогических идей М. В. Ломоносова в современном  российском образовании все же существует. Мы можем наблюдать это на примере создания образовательной модели – гимназии "Школа Ломоносова". Разработка и обоснование образовательной модели - гимназии – это концептуальная идея создания единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, основанную на развитии педагогических идей М.В.Ломоносова и обеспечивающую эффективные условия для воспитания гимназиста-исследователя в самом широком смысле.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.