Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этнография в системе развития международного туризма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Глава 1. Этнография в системе развития международного туризма.
 
Впервые термин этнография появился в 1791 г. в этнографическом альбоме, изданном в Нюрнберге.
Само определение науки "этнография" (от греч. ????? — «этнос» (народ) и ????? — «пишу») - "народоописание" - подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества.
С течением времени наука из географической описательной переросла в "отрасль истории, исследующую культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающую проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающую историю их расселения и передвижения".
В настоящее время "этнография" определяется как общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы-этносы, а также типы этнических общностей. Этнография ставит и решает проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни касаются прошлого, другие - современного.
Существует много разночтений по поводу понятия "этнос". Древнегреческий термин "этнос" означал "народ", "племя", "толпа", "группа людей". Сами древние греки, отличая себя от "не греков", именовали всех последних этносами.
Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: "Этнос - есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающиеся ею от таковых других групп". [20]
Таким образом, этнографический  туризм позволяет удовлетворить  интерес потребителей  к  самобытной  народной  культуре.  Туристы  во  время экскурсии должны познакомиться с архитектурой, фольклором, обрядами, народными  традициями, ремеслами, продегустировать блюда белорусской кухни.[11]
Главным источником этнографии являются данные, полученные различными методами познания, которые можно разделить на общенаучные и специальные.
?        К общенаучным методам можно отнести:
- исторический метод (изучение археологических материалов, изучение письменных источников); - социологический метод (опрос (анкетирование и интервью), наблюдение, выборочное обследование и т. д.).
?        Специальный метод:
- Метод полевых исследований, который заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании исследователя в изучаемую среду этноса.
Основываясь на понятиях объекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие "этнографический объект". Этнографическим объектом является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект, в свою очередь, может являться материальным и нематериальным культурным наследием.[20]
К материальному культурному наследию относятся объекты и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса. Это такие этнографические объекты, как:
?            памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);
?            культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отличающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, орнаментации;
?            некрополи, кладбища с традиционными надгробными сооружениями, надписями на родном языке, орнаментацией (в качестве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);
?            традиционные жилища (нежилые, но сохранившие внешний вид и внутреннюю планировку; жилые - с традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта);
?            поселения, сохранившие "этнический тип", в местах компактного проживания представителей того или иного этноса, с традиционной планировкой улиц, положением жилищ и хозяйственных построек;
?            бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;
?            места проведения народных праздников с участием фольклорных ансамблей, использованием традиционной одежды;
?            места возрождения народных промыслов и традиционных занятий;
?            этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;
?            комплексы архитектурных или культовых сооружений, создаваемые представителями различных этносов в местах длительного совместного проживания;
?            археологические объекты (памятники культуры), имеющие этническую специфику.
Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и
выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.
«Нематериальное культурное наследие» проявляется, в частности, в следующих областях:
?      устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя
нематериального культурного наследия;
?      исполнительские искусства;
?      обычаи, обряды, празднества;
?      знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
?      знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Охрана духовного наследия подразумевает принятие мер, способных обеспечить жизнеспособность нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, передачу, а также возрождение различных аспектов такого наследия. При ЮНЕСКО действует Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия, состоящий из 24 государств–участников, который является исполнительным органом, ответственным за применение Конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, которая была принята в 2003 году.
На сегодняшний день конвенция ратифицирована или одобрена 104 государствами, включая Республику Беларусь.
Комитет ЮНЕСКО подчеркивает важность участия различных сообществ в выполнении положений Конвенции с целью сохранения нематериального культурного творчества, а именно устных традиций и форм выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительских искусств; обычаев, обрядов, празднеств; знаний и обычаев, относящихся к природе и вселенной; знаний и навыков, связанных с традиционными ремеслами.
По предложению государств–участников Комитет составляет, обновляет и публикует два перечня объектов нематериального культурного наследия: Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества и Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране.
В единый список ЮНЕСКО вошли первые 90 форм культурного самовыражения из 70 стран мира, провозглашенные в 2001, 2003 и 2005 годах шедеврами устного и нематериального наследия.
Страны региона Восточной Европы и региона СНГ представлены в списке игрой на дудуке (Армения), якутским народным эпосом "Олонхо" (Россия), грузинской полифонией, азербайджанским музыкальным жанром мугаб, искусством акынов (Кыргызстан), традицией создания крестов (Литва), музыкальным инструментом фужара и исполняемой на нем музыкой (Словакия), танцами "быстрица баби" (Болгария) и прибалтийскими праздниками песни.
Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия ратифицирована Республикой Беларусь 29 декабря 2004 и вступила в силу 20 апреля 2006 г. С этого времени были предприняты конкретные шаги по имплементации положений данной Конвенции в национальное законодательство и реальную практику по сохранению наследия.
9 января 2006 г. была принята новая редакция Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», в который, в соответствии с Конвенцией об охране нематериального культурного наследия, были включены некоторые новые понятия, в частности, понятие «нематериальные историко-культурные ценнности», определены их основные категории, зафиксированы способы их выявления, критерии отбора и принципы охраны., а также обозначена компетенция государственных и местных органов власти в сфере охраны историко-культурного наследия.
Отдельное ведение двух списков нематериального наследия, рекомендованных Конвенцией ЮНЕСКО 2003 г., (репрезентативный и список нематериального наследия, нуждающегося в срочной охране) Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» не предусмотрены.
Что касается процесса инвентаризации нематериального наследия, который, по нашему мнению, гораздо шире по своему содержанию, чем это определено белорусским законодательством и включает в себя не только документирование (научное описание и визуальную фиксацию данных) отдельных объектов или комплекса объектов, имеющих статус историко-культурной ценности, но и формирование полноценных баз данных на национальном и региональном уровне, содержащих максимально полную информацию о всех имеющихся нематериальных проявлениях творчества человека. Речь также может идти о создании неких предварительных списков объектов, имеющих потенциальные возможности получения на определенном этапе статуса историко-культурной ценности и быть включенными как в республиканский перечень, так и соответствующие международные.
В соответствии с законодательством составлением и содержанием государственного списка историко-культурных ценностей, в том числе нематериальных, занимается Министерство культуры Республики Беларусь
На сегодняшний день в Государственный список историко-культурных ценностей включено 53 объекта нематериального наследия, в том числе такие архаичные обряды как «вождение стрелы» и «гуканне (призыв) весны».
Помимо Списка Министерство культуры Республики Беларусь формирует Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь, функции которого значительно шире тех, которые закреплены за Списком. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 762 от 15.06.2006 г. «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» Банк сведений представляет собой систематизированное собрание информационных ресурсов, записанных на электронных носителях и включает в себя
1) информацию об историко-культурных ценностях, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
2) документальные свидетельства исторического, культурного и духовного развития народа, независимо от местанахождения;
3) утраченных материальных объектах, предметах, нематериальных проявлениях творчества человека, существование которых документально подтверждено и они могли бы получить статус историко-культурных ценностей.[12]
С 2001 г. в Беларуси действует Государственная программа по сохранению и поддержке народного искусства, народных промыслов и ремесел, целью которой является изучение, сохранение, осуществление преемственности, популяризация и использование традиционной культуры Беларуси.
Государственная политика в области сохранения нематериального наследия предусматривает решение следующих задач:
• организацию научных исследований и фиксацию аутентичных проявлений традиционной народной культуры;
• создание национального банка данных ценностей нематериальной культуры;
• подготовку и переподготовку кадров в области нематериального наследия;
• развитие региональной сети учреждений культуры, занимающихся проблемами сохранения аутентичных форм культуры и народного искусства;
• развитие фестивального движения, имеющего целью распространение знаний и популяризацию нематериального наследия.
Реализацией данной программы занимаются три ведущих института: Белорусский государственный институт проблем культуры, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной Академии наук Беларуси и Белорусский государственный университет культуры и искусства.
Одним из проявлений нематериальной культуры является фольклор, образцы которого передаются устно. Фольклор должен сохраняться в интересах конкретных групп (профессиональных, национальных, религиозных, этнических и других), самобытность которых он выражает. Учитывая изменяющийся характер фольклора, он не всегда может стать объектом прямой охраны. Следовательно, большое внимание должно быть уделено документированию фольклора с тем, чтобы дать возможность исследователям и носителям традиций получать в свое распоряжение данные, позволяющие изучать процесс изменения этих традиций.
Безусловно, фольклор как проявление индивидуального или коллективного интеллектуального творчества подлежит правовой охране, сходной с охраной интеллектуальной собственности. Такая охрана фольклора оказывается необходимой в качестве средства, позволяющего развивать, обеспечивать преемственность и распространять этот вид наследия как в рамках страны, так и за границей. Для обеспечения правовой охраны фольклора необходимо обеспечить защиту носителя традиций, охранять интересы собирателей фольклорной информации с тем, чтобы материалы хранились в архивах в должном состоянии и по определенной методике. Также требуется принятие мер для защиты сохраненных материалов от преднамеренного неправомерного или иного противоправного использования. И, конечно же, есть все правовые и фактические основания для присоединения Беларуси к конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия». Национальное законодательство следует привести в соответствие с этим международно–правовым актом, согласовав понятийный аппарат и приняв самостоятельный нормативный акт «Об охране фольклора».[12]
 
Глава 2. Методологические подходы к оценке использования объектов этнографического туризма.
 
В соответствии с историческими, этнокультурными и лингвистическими критериями на территории Белоруссии выделяется шесть историко-этнографических регионов: Северный (Поозерье), Восточный (Поднепровье), Центральный, Северо-Западный (Понеманье), Восточное Полесье и Западное Полесье. Большую роль в формировании историко-этнографических регионов Белоруссии сыграли социально-экономические факторы. Границы историко-этнографических ареалов близко соотносятся с границами основных диалектов белорусского языка. С современным административным делением исторически сложившиеся этнографические регионы соотносятся следующим образом:

      1. Северный (Поозерье) - территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и Толочинского районов), а также часть северных районов Минской области.
      2. Восточный (Поднепровье) - Дубровенский, Оршанский и Толочинский районы Витебской области, основная часть Могилевской области (без Глусского, Бобруйского и Осиповичского районов) и восточная (до Днепра) часть Гомельской области.
      3. Центральный - территория в центре республики. В основном это Минская область, три района (Глусский, Бобруйский и Осиповичский) Могилевской области и Барановичский и Ляховичский районы Брестской области.
      4. Северо-Западный (Понеманье) - в основном территория Гродненской области.
      5. Восточное Полесье - остальная часть Гомельской области, западная окраина Брестской области и юго-западная окраина Минской области.
      6. Западное Полесье - основная часть Брестской области (без Барановичского и Ляховичского районов). [2, c.24]
     
Северный (Поозерье)

Северный регион Белоруссии располагается в бассейне Западной Двины и ее притоков. Для ландшафта северной Белоруссии характерны мореные холмы и гряды, поросшие смешанными лесами, заболоченные понижения, котловины, образующие множество озер. Для говоров населения Поозерья характерен ряд диалектных особенностей.
Своеобразие культуры и социума Северной Белоруссии (Поозерья) во многом обусловлено ее более тесными связями с соседними русскими регионами (в равной мере это относится и к Восточной Белоруссии). Свое влияние оказала и общая древняя этноплеменная основа - культура кривичей. Даже входя в состав Великого княжества Литовского, Полоцкая и Витебская земля пользовались привилегиями, которые гарантировали им территориальную целостность и неприкосновенность владений феодалов и мещан. Эти земли являлись ареной постоянных выступлений против власти польских королей, за воссоединение с Россией. В 1771 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северная и восточная части белорусского этнокультурного ареала отошли к России. Остальная часть Белоруссии вошла в состав Российской империи только после второго и третьего разделов Речи Посполитой в 1793 и 1795 годах.
Условия для развития земледелия в Северном регионе были не самыми благоприятными в Белоруссии. Дерново-подзолистые почвы с обилием валунов и камней затрудняли хлебопашество. Поэтому своим зерном в ХIХ - начале ХХ вв. регион не был полностью обеспечен.
Важной частью крестьянского хозяйственного комплексы были промысловые занятия - лесные промыслы, извоз, строительство, рыболовство. Большое значение играло отходничество в крупные городские центры.
При относительно неразвитом зерновом хозяйстве в Поозерье интенсивно развивалось льноводство. Лен был товарной культурой, выращивался как в крестьянских, так и в помещичьих хозяйствах. В течение ХIХ в. расширялись посевы картофеля, который постепенно занял очень важное место в структуре питания местного населения.
Аграрная реформа середины ХVI в. (\"Устав на волоки\") носила в этой части белорусских земель половинчатый характер. Фольварочная система не получила здесь широкого развития. В силу в Поозерье более устойчивой оказалась сельской поземельная общины, что, в свою очередь, способствовало сохранению большой патриархальной семьи.
Для Поозерьи характерна дисперсная система расселения. Большая часть сельского населения проживала в малодворных деревнях (3-5 дворов) и на хуторах, образующих в целом сравнительно густую сеть расселения. Сельские поселения не имели четкой структуры, усадьбы располагались без особого плана в зависимости от рельефа местности. Аналогичная система расселения характерна и для южных районов Псковщины, примыкающих к белорусскому Поозерью.
Жилой комплекс, характерный для северной Белоруссии образуется тремя помещениями в одном ряду - хата+сени+истопка (истопка - помещение для хранения продуктов). Для усадеб характерны замкнутые планы (усадьбы веночного типа). Жилые и хозяйственные постройки размещались по периметру двора. Замкнутая система дворовой застройки вообще характерна для малодворных поселений. Широко была распространены трехрядная застройка замкнутого двора (\"трехрядная связь\"). Жилой комплекс (хата+сени+истопка) перегораживал дворовую территорию на две части - чистый двор (\"панадворок\") и скотный двор (\"денник\"). На чистом дворе обычно располагались клеть и поветь. По другую сторону от жилого ряда располагались хлева. Сени имели два выхода - на чистый двор и на денник. Аналогичная трехрядная застройка двора была характерна также для Псковского края России, граничащего с северной Белоруссией.
В Северном (а также и Восточном) регионе Белоруссии строили бани, тогда как в других регионах Белоруссии они были редкостью. Только в этих регионах строили просторные гумна с сушилками, где находилась печь.
     
 Восточный (Поднепровье)

Восточный регион расположен в бассейне верхнего Днепра и его притоков. Обширные равнины, пересеченные руслами судоходных рек делали этот регион весьма доступным для заселения и разнонаправленных миграционных процессов. Верхнее Поднепровье в древнерусский период (IХ - ХII вв.) представляло собой в этнической плане широкую зону контактов различных славянских племен. В ХII - ХIII вв. основная территория Верхнего Поднепровья входила в состав Смоленского княжества. Исторические судьбы древнего Поднепровья тесно были связаны с историей других русских земель. В средние века северо-восточная область (территория Поднепровья и Подвинья) получила название Белой Руси.      
По языку, этнокультурным особенностям население белорусского верхнего Поднепровья имеет много общего с населением соседних областей России - Смоленщины, западной Брянщины. Говоры региона выделяются в особую витебско-могилевскую группу.      
Особыми группами в составе населения Придепровья выделялись так называемые панцирные и путные бояре (локализация - бассейны Сожа и Друти). Позднее они назывались также шляхтой и однодворцами. Их бытовая культура по ряду параметров (землепользование, застройка усадьбы, жилище, одежда и др.) отличалась от культуры окружающего населения.
 Почвенно-климатические условия Поднепровья были весьма благоприятны для развития здесь земледельческой культуры. Наиболее высоким агротехническим уровнем отличалось земледельческое хозяйство на территории днепровского левобережья, особенно на плотно заселенной Горецко-Мстиславской равнине, имевшей плодородные почвы. Здесь рано сложилось трехполье. В структуре посевных площадей преобладала рожь. При этом на лесных массивах вплоть до конца ХIХ - начала ХХ в. встречалась подсечно-огневая система земледелия - так называемое \"лядное земледелие\". Значительная часть лядов отводилась под лен. Льноводство в Поднепровье хотя и было развито, но в меньшей степени, чем в Поозерье. Были различия и в технологии льноводства. Если в северном регионе льнотресту вымачивали в водоемах, то в Поднепровье ее расстилали на лугах. Значительное место, наряду со льном, отводилось также конопле.      
Из промысловых занятий сельских жителей Поднепровья можно отметить поташное и смолокуренное производства, углежжение, извоз, различные виду отхожих промыслов.
Из животноводческих отраслей широко было развито скотоводство (крупный рогатый скот) и коневодство. В Поднепровье (а также в Пооозерье) именно лошадь была основной тягловой силой, в отличие от других регионов, где в качестве тягла использовались волы. Особенно коневодство было развито в Быховском и Рогачевском уездах Могилевской губернии. По данным на начало 1880-х годов здесь на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем 3,4 лошади. Здесь лошадь использовалась не только в хлебопашестве, но и на лесных промыслах.
Широко занятием распространенным занятием жителей Поднепровья было пчеловодство. Наибольшее развитие это занятие получило в Гомельском и Рогачесвском уездах. Пчеловодством занимались не только крестьяне, но также шляхта и однодворцы.
Поселения Поднепровья отличаются большей величиной, чем в Поозерье. В ХVIII - ХIХ вв. на каждую деревню приходилось 15-30 дворов. В Поднепровья, в отличие от Северного региона значительно более четко прочитывается планировочная структура поселений. Здесь преобладает уличная застройка, выявляется центральная часть и концы поселения. В центре крупного поселения, как правило, располагались церковь, волостное правление, корчма, общинный амбар, колодец и др.
При строительстве усадеб в белорусском Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа). Реже встречается Г-образная и погонная застройка двора. Веночный двор во второй половине ХIХ в. мог эволюционировать в П-образную и двухрядную застройку. Жилое пространство образовывалось структурой типа хата+тристен. Тристен в такой системе иногда выполнял роль сеней, а иногда превращался в жилое помещение - приделом. Эта система могла эволюционировать в трехкамерное жилище: хата+придел+сени. Истопку в Поднепровье не строили, ее функции выполнял погреб. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого - резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы шатрового типа.
Именно Поднепровье является своеобразным заповедником такого красивого и древнего вида танцевального искусства, как хоровод. Здесь бытовали различные типы хороводов: хороводы весенне-летней и зимней приуроченности; хороводы разных функций (обрядовые и игровые), разных рисунков (круговые, ленточные, \"стенка на стенку\" и др.), разных исполнительских стилей (медленные, подвижные, плясовые).
     
 Центральный
 
Центральный регион Белоруссии расположен на территории \"великого водораздела\", откуда берут свое начало реки, текущие в разных направлениях - в Балтийское и Черное моря. С географической точки зрения здесь располагается граница между балтийским и черноморским ареалами.
В этногенетическом плане территория Центральной Белоруссии была зоной взаимодействия между славянским и балтским этнолингвистическими компонентами.
Центральная Белоруссия на протяжении веков была наиболее развитым экономически регионом. Культура Центральной Белоруссии отличалась, в целом, большей исторической динамичностью, сравнительно интенсивным процессом замены старых хозяйственных и культурных моделей на новые. В силу этого здесь одновременно сосуществовали более разнообразные, чем в других регионах, типы народной сельскохозяйственной техники, поселений и усадеб, жилища и одежды, календарных и семейных обрядов.
В целом, центральный регион Белоруссии и этнографическом, и в языковом отношениях отличается обилием разнообразных переходных форм.
Для центральной части Белоруссии характерен высокий уровень развития земледелия. Особенно богатый сельскохозяйственный опыт был накоплен населением Слуцко-Несвижской равнины. Этот регион в ХIХ в. считался житницей Белоруссии. Для этого субрегиона характерна высокая плотность поселений. Центральная Белоруссия специализировалась на выращивании ржи, пшеницы, картофеля, льна. Развиты были также лесные и отхожие промыслы. В наиболее развитых в агрономическом отношении субрегионах Центральной Белоруссии рано стали практиковать многопольные севообороты и травосеяние. В Минской губернии на основе картофеля производили значительное количество спирта (в середине ХIХ в. первое место в России), развито было также производство сахара из сахарной свеклы.
В социально-экономическом отношении на территории Центрального региона в период позднего феодализма господствовала фольварочно-барщинная система. Здесь располагались крупные магнатские латифундии. Численность частновладельческих крестьян была существенно выше численности государственных крестьян.
Характер сельских поселений Центрального региона существенно меняется с севера на юг от сравнительно небольших деревень до крупных многодворных сел. На крупные поселения южной части региона большое влияние оказала волочная реформа ХVI в., способствовавшая формированию правильной планировки уличного типа.
Как и в ряде других аспектов культуры в отношении усадьбы и жилища Центральный регион совмещает несколько разнообразных типов застройки. Здесь известны веночный тип двора, Г-образный, П-образный и двор с несвязанными постройками. Но наиболее распространены однорядный и двухрядный погон. Крестьянское жилище по большей части представляло собой двух- или трехкамерную постройку типа хата+сени или хата+сени+клеть.
     
Северо-Западный (Понеманье)

Северо-Западный регион Белоруссии локализуется в бассейне р. Неман. Границей между Северо-Западным и Центральным регионами служит крупный лесной массив - Налибокская пуща. В складывании этнокультурного облика Понеманья участвовали славянский и балтский компоненты. В период средневековья Северо-Западный регион стал первоначальным центром формирования Русско-Литовского государства. С ХV в. по отношению к этому региону встречается название Черная Русь. Историк М.К. Любавский считал Черную Русь славянским этническим компонентом в Литовской земле. В письменной традиции и устной речи местное белорусское население долго называли \"литвинами\", а само Понеманье - Литвой.      
В ХV - ХVIII вв. в Понеманье проводилась активная политика окатоличивания и полонизации белорусского населения. В 1795 г. в результате раздела Польши белорусское Понеманье вошло в состав России. В ХIХ в. местные жители, исповедовавшие католичество, как правило, называли себя поляками, но при этом наиболее распространенным оставался белорусский язык. Белорусский язык Северо-Западного региона имеет свои диалектные особенности.
Основным занятием крестьян Понеманья было земледелие. Выгодное географическое положение региона на пересечении торговых путей (Украина - Прибалтика, Россия - Польша) способствовали рыночной ориентации местного земледелия. Значительное количество зерновых шло на экспорт. Большое развитие в крае получила ярмарочная торговля.      
Из животноводческих отраслей сельского хозяйства особенно интенсивно развивалось овцеводство. Причем овцеводство носило не только крестьянский характер, овец содержали и во многих помещичьих хозяйствах. На базе местного овцеводства получила развитие суконно-шерстяная промышленность. В структуре питания сельского населения баранина занимала более важное место, чем говядина.    
В качестве подсобных занятий большую роль играла охота. Лесные угодья Понеманья были богаты дичью.    
Характер сельского расселения Понеманья отражал сложную этнокультурную и социальную историю края. Здесь бытовали небольшие деревни крестьян без четкой планировки, так называемые \"уставные\" села, околицы, выселки, фольварки, местечки. Уставные села появились в результате реализации \"Устава на волоки\" (1557 г.). В соответствии с положениями волочной реформы деревни перестраивались и вводились села уличного типа. Эта реформа затронула Понеманье в наибольшей степени по сравнению с другими регионами Белоруссии, охватив почти 90% деревень. Новые уставные села уличного типа располагались, как правило, близ озер и рек, вдоль дорог и трактов.
Интенсивная торгово-экономическая жизнь порождала быстрое развитие в крае таких видов поселений как местечки. Местечки обычно вырастали из сел, принадлежавших крупным магнатам.
В Северо-Западном регионе широкое распространение получили усадьбы погонного типа, когда жилые и хозяйственные постройки образовывали сплошную однорядную связь. За хатой и сенями размещались клеть, поветь, хлева, сеновал. В ситуации малоземелья второй половины ХIХ в. погонные дворы получали все большее распространение. Нередко соседние усадьбы вплотную примыкали друг к другу.
В регионе вплоть до второй половины ХIХ в. большинство крестьянских хат были курными. В Понеманье раньше, чем в других регионах глинобитные печи были заменены кирпичными.
Для внутреннего пространства жилого помещения Понеманья характерно широко распространенное отсутствие икон и вообще незначительная обрядовая роль \"красного угла\" в сравнении с другими регионами Белоруссии. Только на Понеманье и Западном Полесье известны жилые дома с \"подтенями\" - галереей на главном фасаде.
     
 Западное Полесье

Археологические источники свидетельствуют о выделении Западного Полесья как особого этнокультурного региона уже по отношению к I тысячелетию н.э. По данным археологии, Западное и Восточное Полесье почти до конца I тысячелетия н.э. было населено разными этнолингвистическими группами. Предполагается, что Западное Полесье со времени появления здесь памятников лужицкой культуры было заселено славянскими племенами. В восточной части Полесья в этот период обитали балтские племена. С конца I тысячелетия н.э. Полесь стало полностью восточнославянским, но тем не менее существенные этнографические и языковые отличия сохранялись.
 Значительное влияние на сложение хозяйства и культуры Западного Полесья оказали ландшафтные и климатические особенности региона. Самая большая заболоченность почв, самый длительный в Белоруссии вегетационный период наложили свой отпечаток на всю систему сельского хозяйства, орудия труда, типы поселений и жилищ Западного Полесья.
Соседство Западного Полесья с украинским и польским этнокультурными ареалами, сказалось на многих чертах традиционной культуры этой части Белоруссии. Большое влияние оказали и социально-политические факторы. На эту территорию распространялось, в частности, землеустройство, осуществлявшееся во всем княжестве Литовском. С конца 1540-х годов землеустройство охватило Гродненское, Давид-Городское, Клецкое, Кобринское и Пинское староства. Ранее и наиболее последовательное осуществление здесь реформы \"Уставы на волоки\" (1557 г.) определило во многом землеустроительную, поселенческую и социальную структуру села, оказало влияние на планировку усадеб и устройство жилища.
Для народной культуры Полесья характерна устойчивость традиций на протяжении нескольких столетий. Важным фактором стабильности культуры являлось отсутствие в регионе интенсивных миграционных потоков.
Для Западного Полесья характерны многодворные, с уличной планировкой поселения. Крестьянские дворы застраивались, как правило, однорядной связью. На усадьбе размещались две-три и больше хат, которые вместе с хозяйственными постройками выстраивались в одну длинную линию. Наиболее распространенным было трехкамерное жилище - хата+сени+комора или хата+сени+истопка. Своеобразием отличалась и строительная техника Западного Полесья. Жилые и хозяйственные постройки строили обычно не из круглых бревен, как в других частях Белоруссии, а из \"дылей\" - расколотых вдоль на две-четыре части бревен. Имелись особенности в рубке углов сруба. Крыша покрывалась снопиками соломы со ступенчатым выкладыванием углов, что находит параллели на территории Украины.
Можно отметить ряд особенностей в комплексе традиционной одежды Западного Полесья. Для этого региона характерна, в частности, широкая распространенность однобортной свиты \"з вусами\" - двумя клиньями по бокам. Для женской поясной одежды были характерны белые полотняные юбки (\"летнiкi\"), украшенные ярким тканым орнаментом в виде широких поперечных полос внизу и более узких сверху. Вообще одежда этого региона богато украшалась.
В целом, Западное Полесье - это регион Белоруссии, где в наибольшей степени сохранялись этнокультурные традиции, традиционные (и даже архаические) особенности культуры. [4]

Восточное Полесье.

Восточное Полесье занимает обширную территорию Припятской низменности от русла Днепра на востоке до Горыни, притока Припяти, на западе. Ландшафт региона характеризуется чередованием возвышенностей и гряд с обширными болотистыми низинами.  
Население Полесья называли "полещуками". Обширные пространства заболоченных земель препятствовали равномерному заселению региона, что обусловило сравнительно небольшую плотность населения. При отсутствии хороших сухопутных дорог большое значение для Полещуков играл водный транспорт - лодки.
Заболоченность почв приводила к слабому развитию земледельческих занятий. Пригодные к обработке поля были разбросаны небольшими массивами на большом расстоянии, что создавало неудобства при обработке и сборе урожая. На один двор могло приходится по 10-30 мелкоконтурных участков пахотной земли.
В то же время для Восточного Полесья характерны обширные площади сенокосных угодий. Вследствие этого местные жители могли содержать большое количество скота. Зажиточные дворы держали по несколько десятков голов крупного рогатого скота.
Наряду с земледелием и жи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.