На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Аудит. Аудиторская деятельность

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Тема 1. Теоретические  основы аудита. Понятие  и сущность аудита, его роль и функции  в развитии контроля.
    Понятие и сущность аудита.
  Понятие аудита и аудиторской деятельности определено в статье 1 ФЗ №307 «Об  аудиторской деятельности». Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица (организации, которая подвергается аудиторской проверки) с целью выражения мнения о её достоверности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчётностью аудируемого лица понимается отчётность, предусмотренная ФЗ №129 «О бухгалтерском учёте» и иными нормативными актами. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Перечень аудиторских услуг установлен федеральным стандартом аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью кроме проведения аудита и оказания аудиторских услуг. Аудит направлен на снижение информационного риска, т.е. вероятности того, что в бухгалтерской отчётности содержится ложные или неточные сведения для пользователей отчётности. Аудиторской деятельностью в РФ имеют право заниматься как юридические, так и физические лица. Физические лица – это индивидуальные лица, аттестованные на право ведения аудиторской деятельности и являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА). Физическое лицо признаётся аудитором с даты внесения сведений о нём в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Юридические лица – это аудиторские организации, зарегистрированные как организации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности и являющиеся членом СОА. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СОА. Коммерческая организация, сведения  которой не внесены в реестр в течение 3 месяцев с даты внесения записи о ней в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц, не вправе использовать в своём наименовании слово «аудиторская» и производные слова от слова «аудит». Такая организация не имеет права осуществлять аудиторскую деятельность. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, кроме ОАО. Форма собственности аудиторской организации может быть любой, в том числе иностранной или совместной. Численность аттестованных аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трёх. Доля уставного капитала аудиторской организации, принадлежащая аудиторам или аудиторским организациям, должна быть не менее 51%. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава торгового органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом аудиторской организации, а также управляющим (индивидуальный предприниматель), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа, должны быть аттестованы аудиторами.
    Цели, задачи и значение аудита.
  Основной  целью аудита является выражение  мнения о достоверности бухгалтерской  финансовой отчётности аудируемых лиц. Под достоверностью понимают степень точности данных бухгалтерской отчётности, которая позволяет её пользователям делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении аудируемых лиц, и принимать на их основе обоснованные решения. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
    Составление плана и программы проведения аудита;
    Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
    Проведение аудиторской проверки аудируемого лица.
  В процессе проверки аудитор должен определить, правильно ли отражает учётная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период. По каждому разделу отчётности аудитор должен определить:
    Полноту – не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств;
    Точность – не были ли допущено ошибок в расчёте суммы объектов имущества и обязательств;
    Оценку – соответствует ли выбранный метод оценки активов сложившейся на рынке ситуации;
    Наличие – все ли объекты реально находятся у аудируемого лица;
    Временную определённость фактов хозяйственной деятельности – правильно ли они отнесены и отражены в учёте;
    Принадлежность активов и пассивов аудируемому лицу – проверка всех документов, подтверждающих право собственности на имущество и т.д.
    Пояснение бухгалтерской отчётности и надлежащую классификацию – не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, и имеются ли объяснения по спорным моментам;
    Аккуратность – соответствуют ли суммы отдельных операций данным аналитического учёта, правильно ли определены итоговые суммы, соответствуют ли итоговые данные Главной Книге.
  Основное  значение аудита состоит в том, что  по результатам аудиторской проверки заинтересованные пользователи отчётности получают достоверную информацию о финансовом состоянии и платежеспособности аудируемого лица. Кроме этого, аудит также обеспечивает разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности организации необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
    Экономические предпосылки и исторический обзор возникновения и развития аудита.
  Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в XIX веке в акционерных обществах европы. Это было вызвано потребностями в объективной оценке отчётности АО и получения достоверных данных о его финансовом положении. Такие объективные данные мог дать только специалист, не зависимый от проверяемой фирмы. Возникновение аудита связано с разделением интересов управляющего звена предприятия и тех, кто вкладывает деньги в деятельность предприятия. Акционеры и инвесторы хотели быть уверенными, что представляемая администрацией отчётность полностью отражает действительно финансовое положение предприятия. Для проверки правильности отчётности и подтверждения её достоверности приглашались независимые специалисты, главными требованиями к которым на начальном этапе были только безупречная честность и независимость. С усложнением бухгалтерского учёта необходимым условием для аудитора становится хорошая профессиональная подготовка. Исторической родиной аудита считают Великобританию, где, начиная с 1844 года, принят ряд законов, предусматривающих проверку бухгалтерских отчётов независимыми бухгалтерами не реже 1 раза в год. Бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX века, где в 1862 году принят закон «Об обязательном аудите», в котором предусматривалась проверка счетов и отчётов компании не реже 1 раза в год. В 1880 году в Англии и Уэльсе основан Институт Присяжных Бухгалтеров, который к 1990 году насчитывал около 80 000 членов. В настоящее время этот институт проводит большую методическую работу, разрабатывает учётные и аудиторские стандарты и издаёт профессиональный журнал по аудиту. В США независимый аудит до начала XX века строился по английской модели. Первое официальное постановление об аудите в США опубликовано в 1917 году. Его подготовил Американский институт бухгалтеров-экспертов (в настоящее время называется Американский институт дипломированных присяжных-бухгалтеров). Закон об обязательном аудите в США принят в 1937 году.  Стандартизация аудита началась с 1939 года, когда был учреждён Комитет по аудиторским процедурам. До 1972 года комитетом выпущено 54 Положения по аудиторской процедуре. Позднее комитет преобразован в Исполнительный Комитет по аудиторским стандартам, который в свою очередь переименован в Совет по аудиторским стандартам. В Германии первая попытка введения аудита предпринята в 1870 году. В 1932 году создан Институт Аудита, просуществовавший до 1941 года. После окончания Второй Мировой Войны был образован вновь Институт Аудиторов, который в 1954 году переименован в Институт Аудиторов Германии. Институт аудиторов и аудиторские организации Германии должны быть в обязательном порядке членами Аудиторской Палаты Германии. Во Франции об обязательном аудите вышел в 1867 году. В настоящее время во Франции имеются 2 основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью: 1) Палата экспертов-бухгалтеров; 2) Национальная компания комиссаров счетов. Основное различие заключается в том, что эксперты-бухгалтеры приглашаются для проведения проверок в акционерных обществах, а комиссары назначаются в обязательном порядке согласно действующему законодательству. Комиссары по счетам проводят наиболее ответственные проверки, профессия эксперта-бухгалтера не регламентируется строго правительственными органами.
    Основные этапы становления и развития аудита в России.
  Попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912, 1928 годах, но все они закончились провалом. Четвёртая попытка предпринята в 1987 году в связи с созданием в стране совместных предприятий. С переходом к рыночным отношениям в экономике России возникли новые проблемы и потребности, которые обусловили появление в России аудиторского контроля. Развитие аудита в России прошло несколько этапов:
    1987-1993 годы. Характеризуется директивным характером создания аудиторских организаций, а с другой стороны стихийным характером зарождения аудиторской деятельности. Характерна слабая подготовка кадров, неупорядоченная выдача сертификатов и лицензий, отсутствие законодательных и нормативных актов. Первая аудиторская организация «Интер-аудит» создана в 1987 году.
    1993-2001 годы. Это период становления российского аудита, в процессе которого важную роль сыграли Временные Правила аудиторской деятельности, утверждённые Указом Президента РФ от 6.05.1996 г. №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности».
    2001-2009 годы. ФЗ №119 от 7.08.1991 г. «Об аудиторской деятельности». Принятие данного закона подтвердило окончательное становление аудита в России и позволило принять ряд нормативно правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России.
    2009-настоящее время. Характеризуется интеграцией Российского аудита в международную аудиторскую систему. Принят новый закон от 30.12.2008 г. №307 «Об аудиторской деятельности», который коренным образом меняет организацию аудиторской деятельности в России. Разрабатываются новые федеральные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие требованиям международных стандартов аудита.
    Законодательно-нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.
  В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии реформирования, т.к. в связи с принятием нового законодательства происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также определение роли и функций государственных организаций и СОА. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 уровня:
    Законодательный. Главным законодательным актом является ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», который определяет место, задачи, организацию аудита и т.д. В связи с передачей полномочий по регулированию аудита от государства СОА, важное значение имеет также ФЗ №315 от 1.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях».
    Нормативный. Включает в себя Федеральные Правила-Стандарты Аудиторской Деятельности (ФПСАД), которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности. К этому уровню относятся также нормативные акты, устанавливающие активные положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
    Методический. Включает внутренние правила (стандарты) СОА, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений. К этому уровню относятся нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие специфические особенности аудита по видам (общий, банковский, страховой аудит).
    Внутрифирменный. Включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывали аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов, стандартов СОА и практики аудита.
  Тема 2. Виды аудита.
    Виды аудита по различным классификационным признакам.
    В соответствии с уровнем независимости и целями проведения проверки:
    Внешний аудит. Проводится на договорной основе независимым аудитором или аудиторской организацией с целью объективной оценки достоверности, отчётности аудируемого лица, а также с целью разработки рекомендаций по улучшению ведения бух учёта, оптимизации финансовых планов и налогооблагаемых баз и т.д.
    Внутренний аудит. Представляет собой проверку внутри предприятия штабными аудиторами.
    По объекту изучения:
    Аудит финансовой отчётности. Предусматривает оценку достоверности показателей отчётности. Проводится независимыми аудиторами.
    Аудит на соответствии требованиям. Предполагает проверку соблюдения организацией законодательных или нормативных актов, инструкций, договорных обязательств. В процессе такой проверки устанавливается соответствие деятельности организации её уставу и др.
    Операционный аудит. Проводится для проверки процедур и методов функционирования организации в целях оценки её производительности и эффективности. Такой аудит используется для контроля за выполнением бизнес-планов, различных целевых программ, смет и т.п.
    По периодичности проведения:
    Первоначальный аудит. Проводится аудитором впервые для данного аудируемого лица, что существенно увеличивает риск и трудоёмкость работы аудиторов, т.к. они не располагают полной информацией об особенностях деятельности данного аудируемого лица, его системе контроля и т.д.
    Согласованный (повторяющийся) аудит. Проводится для данного аудируемого лица при повторных договорных отношениях, что позволяет повысить качество аудиторских проверок и дать более объективную оценку деятельности клиента.
    В соответствии с направленностью:
    Общий аудит. Это аудит коммерческих предприятий не зависимо от их организационно-правовой формы.
    Банковский аудит.
    Аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования.
    Аудит товарных и фондовых бирж.
    Аудит инвестиционных институтов (паевых и чековых инвестиционных фондов), аудит негосударственных пенсионных фондов.
    Аудит внебюджетных фондов.
    Аудит благотворительных фондов и общественных организаций.
  Выделяют  также отдельные стадии аудита в его последовательном развитии (по характеристике проверки):
    Подтверждающий аудит, при котором аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию и параллельно с бухгалтером создает собственные учётные регистры.
    Системно-ориентированный аудит. Предполагает проведение экспертизы объектов проверки с учётом оценки состояния и эффективности системы внутреннего аудита.
    Аудит, базирующийся на риске. Предполагает концентрацию усилий аудиторов на тех объектов контроля, где выше риски. Это позволяет сократить время на проверку тех объектов, где предполагается отсутствие риска или низкий риск.
    Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита.
  Факторы   Внешний аудит   Внутренний  аудит
  Объекты проверки   Система учёта и отчётности аудируемого лица согласно заключённому договору   Отдельные функциональные задачи управления организацией
  Субъекты  проверки   Независимые аудиторы, имеющие квалификационный аттестат   Сотрудники, находящиеся в штате организации, и подчиняющиеся своему руководству
  Главная задача проверки   Формулирование  мнения о достоверности отчётности аудируемого лица для нужд третьих  лиц   Удовлетворение  потребностей руководства в рамках поставленной задачи
  Вид деятельности   Предпринимательская деятельность   Исполнительская деятельность
  Организация работы   Определяется  аудитором самостоятельно, исходя из стандартов и правил аудиторской  проверки   Выполнение  конкретных заданий руководства
  Средства  проверки   Определяются  аудиторскими стандартами   Выбираются  внутренними аудиторами самостоятельно
  Квалификация  аудиторов   Регламентируется  государством   Определяется  по усмотрению руководства организации
  Взаимоотношение между аудитором и клиентом   Взаимоотношения строятся на договорных началах, на принципах  независимости, равноправия и партнерства   Аудиторы  подчинены руководству организации
  Оплата  работы аудиторов   Оплата  услуг по договору   Оплата  по штатному расписанию и действующему положению об оплате труда
  Ответственность аудиторов   Перед клиентом и перед третьими лицами за представленное аудиторское заключение   Перед руководством за выполнение должностных обязанностей
  Отчётность  аудиторов   Аудитор отчитывается перед аудируемым лицом, представляя письменный отчёт аудитора, а также выдавая аудиторское  заключение, итоговая часть которого может быть опубликована   Внутренние  аудиторы отчитываются по установленным  формам

 
  
    Инициативный  и обязательный аудит.
  Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства  предприятия или его учредителей, а также обязательным в соответствии с законодательством. Инициативный аудит представляет собой аудиторскую проверку, осуществляемую по различным направлениям деятельности компании. Заказчиками такой проверки кроме руководителей и собственников аудируемого лица могут выступать также его партнёры по бизнесу (потенциальные инвесторы, банки, поставщики). Основная цель инициативного аудита:
    Выявление недостатков ведения бухгалтерского учёта, налогообложения и составления отчётности
    Проведение анализа финансового состояния аудируемого лица
    Помощь аудируемому лицу в организации учёта и отчётности
    Контроль за организацией делопроизводства по бухгалтерскому учёту
    Оценка применяемых средств и методов автоматизации учёта
    Оценка состояния расчётов и др.
  Инициативный  аудит может быть комплексным или тематическим. Методика проведения инициативного аудита не отличается от методики проведения обязательного аудита. Глубина проверки может быть различной:
    Полная и сплошная проверка всех данных учёта, начиная с первичных документов, включая проведение инвентаризации активов и обязательств
    Выборочная проверка.
  Наиболее  часто инициативный аудит заказывается при принятии решения об инвестировании, при реорганизации компании, при  кардинальных изменениях в кадровом составе бухгалтерии, при значимых изменениях в налоговом законодательстве. Проведение инициативного аудита может быть также предусмотрено уставными документами предприятия.
  Обязательный  аудит – это обязательная ежегодная проверка бухгалтерской финансовой отчётности организации, предусмотренная законодательством. Обязательный аудит введён, начиная с годового отчёта, за 1995 г. Критерии обязательного аудита установлены статьёй 5 ФЗ № 307. Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
    Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
    Если организация является кредитной, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной валютной фондовой биржей, негосударственным пенсионным фондом, инвестиционным фондом;
    Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
    Если сумма выручки от продажи продукции за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн рублей;
    Если организация представляет и публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую финансовую отчётность.
  Обязательный  аудит отчётности организации, ценные бумаги которой допущены к обращению  на рынке ценных бумаг, а также кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и организаций, в уставных  капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% государственных корпораций и государственных компаний, а также консолидированной отчётности проводится только аудиторскими организациями. Договор на проведение обязательного аудита в перечисленных выше случаях должен заключаться по итогам размещения заказа путём проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном законодательством.
    Услуги, сопутствующие аудиту.
  Аудиторская деятельность включает в себя кроме  проведения аудиторской проверки оказание сопутствующих аудиту услуг. Перечень таких услуг, требования, предъявляемые к ним, и контроль их качества установлены статьёй 1 ФЗ № 307 и Федеральным Стандартом аудиторской деятельности. Под сопутствующими аудиту услугами понимают следующие виды услуг:
    Постановка, восстановление и ведение бух учёта, составление бухгалтерской финансовой отчётности, бухгалтерское консультирование;
    Постановка, восстановление и ведение налогового учёта, составление налоговых расчётов и налоговых деклараций, налоговое консультирование;
    Анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование;
    Управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией или приватизацией организаций;
    Правовое консультирование, представительство в судебных и налоговых органах;
    Автоматизация бух учёта и внедрение информационных технологий;
    Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
    Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    Проведение маркетинговых исследований;
    Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов;
    Обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
  Аудиторам запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью  кроме аудиторской. Сопутствующие аудиту услуги по принципу совместимости с аудитом делят на 2 группы:
    Услуги, совместимые с проведением аудиторской проверки;
    Услуги, не совместимые с проведением аудиторской проверки.
  Несовместимые услуги:
    Восстановление и ведение бух учёта;
    Составление бухгалтерской финансовой отчётности;
    Восстановление и ведение налогового учёта;
    Составление налоговых деклараций.
  Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:
    Услуги действия – услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре;
    Услуги контроля – услуги по проверке документов на соответствие их определённым критериям, контроль ведения учёта и составления отчётности, контроль начисления и уплаты налогов, тестирование учётного и прочего экономического персонала организации;
    Информационные услуги – все виды консультирования, информационное обслуживание, проведение обучения персонала, издание методических рекомендаций.
  Аудитор отвечает за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в  соответствии с условиями заключенного договора. Аудитор освобождается от ответственности за качество услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в случае её предоставления со стороны экономического субъекта. Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг является документально оформленные расчёты, справки, регистры учёта и другие документы. В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудитор имеет право привлекать к оказанию таких услуг экспертов, что не снимает ответственности с аудитора за качество услуг.
  Тема 3. Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов на право  осуществления деятельности в РФ. Профессиональная этика аудиторов.
    Квалификационный аттестат аудитора.
  Аттестация  на право осуществления аудиторской деятельности проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудитом в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Согласно закону № 307, квалификационный экзамен проводится Единой Аттестационной комиссией, которая создана совместно всеми СОА. Порядок проведения квалификационного экзамена и порядок определения его результатов установлены уполномоченным федеральным органом (МинФином). Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на экзамене, устанавливается Единой Аттестационной комиссией (ЕАК) из областей бухгалтерского учёта, налогообложения, права и смежных с ними. Экзамен проводится в виде тестирования с использованием компьютерных технологий. За приём квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются ЕАК. По итогам экзамена претендент получает квалификационный аттестат аудитора единого образца при соблюдении следующих условий:
    Претендент имеет высшее образование, полученное в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию;
    Претендент имеет ко дню объявления результатов экзамена стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского учёта и составлением бухгалтерской финансовой отчётности не менее 3 лет, не менее 2 лет из последних 3 лет стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
  Квалификационный  аттестат аудитора выдаётся без ограничения  срока его действия. Решение об отказе в выдаче аттестата аудитора может быть принято ЕАК, если:
    Претендент не соответствует установленным требованиям по образованию, по стажу работы;
    Со дня принятия комиссией решения о сдаче экзамена до дня получения от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата прошло более 1 года;
  Решение об отказе в выдаче аттестата может быть оспорено в суде. Датой выдачи квалификационного аттестата считается дата принятия СОА решения о выдаче аттестата аудитора. Аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждённым СОА, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения не может быть менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов каждый год.
    Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
  Аттестат  аудитора может быть аннулирован  в следующих случаях:
    Получение аттестата с использованием подложных документов, либо лицом, не соответствующим установленным требованиям;
    Вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение права заниматься аудиторской деятельностью;
    Несоблюдение аудитором требования независимости и сохранения аудиторской тайны;
    Подписание аудитором заключения, признанного заведомо ложным;
    Нарушение аудитором требований ФЗ № 307 и требований Федеральных Стандартов аудиторской деятельности;
    Неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных календарных лет;
    Несоблюдение аудитором требования о повышении квалификации;
    Уклонение аудитора от внешнего контроля качества его работы.
  Решение об аннулировании аттестата может  быть оспорено в суде в течение 3 месяцев. Если аттестат аннулирован в результате обнаружения использования подложных документов, несоблюдения принципа независимости и аудиторской тайны, нарушения аудита требования законодательных актов или подписания заведомо ложного заключения, то лицо не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске к квалификационному экзамену в течение 3 лет. Если аттестат аннулирован в результате решения суда о запрещении заниматься аудиторской деятельностью, то лицо не вправе обращаться с заявлением о допуске к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного приговором суда.
    Соблюдение принципа независимости.
  Независимость аудита – это важнейший принцип, отличающий аудиторскую проверку от всех других форм финансового контроля. Аудит не может осуществляться:
    Если аудитор является учредителем (участником) аудируемых лиц и их должностным лицом, связанным с ведением бух учёта и составлением отчётности;
    Если аудитор состоит в родстве с учредителем (с участниками аудируемых лиц) или их должностными лицами, связанными с ведением бух учёта или составлением отчётности;
    Если аудитор имеет с учредителями аудируемых лиц и их должностными лицами общие деловые или финансовые интересы;
    Если аудитор оказывает в течение 3 лет, предшествующих проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бух учёта, а также по составлению отчётности;
    Если аудитор имеет договор страхования ответственности, то не имеет права проводить аудит в данной страховой организации.
  Принцип независимости аудитора должен быть включён в кодекс профессиональной этики аудиторов в каждой СОА. Аудитор не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудитора может повлиять на его мнение о достоверности отчётности аудируемого лица. Случаи возникновения конфликта интересов, а также меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов также должны быть установлены кодексом проф. этики аудиторов. Принцип независимости аудитора регламентирован законодательно (ст. 8 ФЗ № 307).
    Аудиторская тайна.
  Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные или составленные аудитором во время аудиторской  проверки. Исключения составляют:
    Сведения о величине оплаты аудиторских услуг;
    Сведения о заключении договора о проведении обязательного аудита;
    Сведения, разглашённые аудируемым лицом, которому оказывались услуги (либо с его согласия).
  Законодательно  закреплено (ст. 9 ФЗ № 307), что аудитор  обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну. Аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам без предварительного письменного согласия аудируемого лица. В случае разглашения аудиторской тайны аудируемое лицо вправе потребовать возмещения причинённых убытков.
    Профессиональный кодекс этики и поведения аудиторов.
  Аудитор в своей профессиональной деятельности обязан соблюдать этические принципы и нормы, установленные Кодексом этики аудиторов России (от 31.05.07 г.). Впервые профессиональный кодекс этики и поведения аудиторов был принят Международной Федерацией Бухгалтеров в 1996 году и пересмотрен в 1998 году. Кодекс этики излагает порядок разрешения этических конфликтов, определяет меры взыскания к нарушителям этических норм, формулирует правила поведения аудиторов и устанавливает основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами. Основные принципы:
    Независимость
    Честность – аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Аудитор не должен быть связан с отчётностью, документами или иной информацией, если они содержат неверные или вводящие в заблуждение утверждения, а также в них пропущены или искажены необходимые данные
    Объективность – аудитор не должен допускать предвзятость, конфликтов интересов, а также влияния других лиц на объективность его профессиональных суждений
    Профессиональная компетентность и должная тщательность, т.е. аудитор должен обладать необходимым объемом знаний в области бух учёта, налогообложения, финансовой деятельности и права. Он должен вводить в заблуждение аудируемое лицо относительно опыта и знаний, которыми он обладает. Аудитор должен предоставлять свои услуги с должной тщательностью и старательностью
    Конфиденциальность – аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной им при выполнении служебных обязанностей даже в непрофессиональной деятельности
    Аудитор должен помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнёрами, либо их близкими родственниками или членами семьи
    Профессиональность поведения – аудитор должен соблюдать законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые могут дискредитировать профессию. Аудитор не должен делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и опыт. Аудитор недолжен давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов, а также проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
  В соответствии с требованиями ФЗ № 307, каждая СОА, аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны иметь разработанный и утверждённый кодекс этики аудиторов.
    Права, обязанности и ответственность аудитора.
  Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:
    Определять формы и методы проведения аудита на основе ФПСАД, а также количественный и персональный состав рабочей аудиторской группы
    Исследовать в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица
    Проверять фактическое наличие любого имущества аудируемого лица
    Получать у должностных лиц разъяснение и подтверждения, как в устной, так и в письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам
    Запрашивать у аудируемого лица аудиторские заключения по результатам аудита за ранее проверенные отчётные периоды
    Отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности отчётности в следующих случаях:
    Непредоставления всей необходимой документации;
    Выявления в ходе аудита обстоятельств, которые способны оказать существенное влияние на мнение аудитора о достоверности отчётности.
    Требовать возмещения фактически произведённых расходов (транспортных, командировочных)
    Требовать устранения выявленных в ходе аудита нарушений ведения бух учёта и составления отчётности
    Страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
  При проведении аудита аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы обязаны:
    Предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудитора
    Предоставлять информацию о своём членстве в СОА
    Передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг
    Обеспечивать хранение документов, полученных и составленных в ходе аудита, в течение периода не менее 5 лет
    В случае отказа аудируемого лица выполнить требования аудитора по исправлению выявленных нарушений отразить этот факт в аудиторском заключении
    Соблюдать требования законодательных и нормативных актов ФПСАД
    Руководствоваться профессиональными этическими нормами.
  Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством РФ. Ответственность аудитора может быть как перед аудируемым лицом, так и перед третьими лицами. Ответственность перед аудируемым лицом возникает в связи с нарушением условий договора, гражданского законодательства или в связи с небрежностью при оказании аудиторских услуг. При неоднократном неквалифицированном проведении проверок возможно аннулирование квалификационного аттестата аудитора, а также взыскание на основании решения суда расходов по проведению перепроверки, штрафа и понесённых аудируемым лицом убытков в полном объёме. Аудитор обязан в связи с этим страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг, а также ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.
    Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг.
  Аудируемые  лица и лица, заключившие договор, имеют право:
    Самостоятельно выбирать аудитора для проведения проверки;
    Поручить проведение аудита подразделений и филиалов разным аудиторам
    Требовать и получать от аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудитора
    Требовать и получать от аудитора обоснования его замечаний и выводов, а также информацию о членстве в СОА
    По своему усмотрению передавать копии своих документов аудиторам, проводящим аудит
    Получать от аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором
    Обращаться  в исполнительные органы СОА с заявлениями о нарушениях аудитором законодательных и нормативных актов или профессиональных этических принципов аудитора.
  Аудируемые  лица и лица, заключившие договор, обязаны:
    Заключать договор на проведение аудита в соответствии с российским законодательством
    Не препятствовать аудиторам в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, предоставлять всю документацию, необходимую для аудита, давать по устному или письменному запросу аудитора исчерпывающее разъяснение и объяснение как в устной, так и в письменной форме
    Запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц
    Не предпринимать действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие информации и документации, запрашиваемой аудитором. Наличие в запрашиваемых документах сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении
    Оперативно устранять выявленные в ходе аудита нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности
    Своевременно оплачивать услуги аудитора в соответствии с договором, в том числе и в случае, когда выводы аудитора не согласуются с позицией аудируемого лица, а также в случае неполного выполнения работы аудитором по независящим от него причинам.
  В соответствии с ГК РФ, аудируемые лица и лица, заключившие договор, несут  ответственность в следствие  нарушения принятых на себя по договору обязательств. Лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его не надлежащим образом, несёт ответственность в виде возмещения аудитору причинённых убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем работы аудитора, перенесением сроков выполнения работы, а также в виде увеличения указанной в договоре стоимости аудиторской услуги.
    Разрешение этических конфликтов.
  Аудит должен быть готов к ситуации, когда  на него может быть оказано внутреннее или внешнее давление. Аудитор  должен избегать взаимоотношений с  лицами, пытающимися повлиять на объективность  его выводов и рекомендаций. Среди факторов, приводящим к этическим конфликтам, выделяют:
    Давление со стороны вышестоящего руководителя
    Давление, связанное с родственными и близкими личными отношениями
    Просьба и требования иных лиц, направленные на то, чтобы аудитор действовал вразрез с требованиями профессиональных стандартов
    Возможность конфликта между обязательствами аудитора перед своей профессиональной организацией и своим профессиональным долгом
    Давление, связанное с обнародованием определённых сведений в средствах массовой информации.
  Если  профессиональная организация, в которой  работает аудитор, не установила систему  мер по разрешению этических конфликтов, то аудитор должен предпринять следующее:
    Сообщить о возникшей проблеме вышестоящему руководителю. Если непосредственный руководитель оказался не в состоянии разрешить конфликт, аудитор должен обратиться в СОА;
    Получить в конфиденциальном порядке у независимого юриста или в СОА, членом которой он является;
    Обратиться в Институт Профессиональных Бухгалтеров для обсуждения спорных вопросов;
    Отказаться от выполнения задания, письменно проинформировав об этом руководителя.
  В интересах аудитора необходимо задокументировать  суть проблемы, детали её обсуждений и  принятых решений. В случае если все  возможности исчерпаны, а этический  конфликт остаётся неразрешённым, аудитор должен выйти из состава проверяющей группы.
  Тема 4. Контроль качества аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
    Контроль качества работы аудиторов.
  Контроль  качества аудита необходим для обеспечения  высокого качества аудиторской деятельности и выявления нарушений требований нормативно-правовых актов и ФПСАД. Предусмотрены 3 уровня контроля качества аудита, 2 из которых являются внешними. Система проверки качества работы аудиторов установлены статьёй 10 ФЗ № 307. Аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы внутреннего контроля и требования к его организации установлены ФПСАД. В каждой аудиторской организации должна быть создана внутрифирменная система контроля качества аудита, включающая:
    Контроль требования независимости, объективности, честности и конфиденциальности
    Укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения своих обязанностей
    Поручение аудиторских заданий сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям задания
    Выполнение всех работ в ходе аудита на основе текущего контроля и проверки выполненной работы
    Разработка и применение процедуры подбора и отклонения клиентов, при которых должны приниматься во внимание независимость аудиторской организации, возможность проводить аудит на высоком уровне, репутация руководителей предполагаемого клиента
    Получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний конкретных обстоятельств соответствующих консультаций внутри аудиторской организации
    Принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
  Организационные меры внутреннего  контроля качества аудита:
    До начала аудита руководитель аудиторской организации должен утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита;
    Работники аудиторской организации, наделённые контрольными функциями, должны проанализировать компетентность ассистентов (помощников аудиторов), выполняющих порученную им работу;
    Аудиторы должны быть проинформированы о целях выполняемых ими процедур, особенностях деятельности аудируемого лица, возможных правлений в области учёта, которые могут повлиять на специфику, объём и затраты времени применяемых аудиторских процедур.
  Аудиторы  обязаны проходить внешний контроль качества работы и участвовать в  осуществлении СОА, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов СОА. Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путём сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляется путём организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов. Предметов внешнего контроля качества работы является соблюдение аудитором требований ФЗ № 307, Стандартов аудита, кодекса профессиональной этики. Внешний контроль осуществляют СОА в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторов, проводящих обязательный аудит, осуществляют СОА, а также уполномоченный федеральный орган. СОА устанавливает правила внешнего контроля, его форму, сроки и периодичность проверок. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторов осуществляется не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год. Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит, осуществляются:
    СОА (не реже 1 раза в 3 года, но не чаще 1 раза в год)
    Уполномоченным федеральным органом (не чаще 1 раза в 2 года).
  Основанием  для внеплановой внешней проверки может являться поданная в СОА  или уполномоченный федеральный  орган жалоба на действия (или бездействия) аудитора, нарушение требований ФЗ, ФПСАД и кодекса этики.
  Если  внешняя проверка проводится уполномоченным федеральным органом, то он обязан проинформировать СОА, членом которой является проверенная  аудиторская организация, по результатам  проверки и решения, принятым по результату проверки.
    Государственное регулирование аудиторской деятельности.
  Функции государственного регулирования осуществляет уполномоченный федеральный орган (МинФин РФ (Ст. 15 ФЗ № 307)). Основными  функциями уполномоченного федерального органа являются:
    Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности
    Утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность
    Ведение государственного реестра СОА и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций
    Анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ
    Разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчётности СОА
    Для осуществления указанных функций уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у СОА всю необходимую информацию и документацию.
  При уполномоченном федеральном органе (УФО) создаётся совет по аудиторской  деятельности (предусмотрено ст. 16 ФЗ № 307). Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:
    Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности
    Рассматривает проекты ФПСАД и иных нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность и рекомендует их к утверждению в УФО
    Одобряет порядок разработки проектов ФПСАД
    Определяет те области знаний, на которые устанавливается перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене
    Оценивает деятельность СОА
    Рассматривает обращение СОА и вносит соответствующие предложения на рассмотрение в УФО
  Совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у СОА всю необходимую  информацию и документацию. Состав совета утверждается руководителем УФО (министром финансов). В состав совета входят:
    10 представителей пользователей бухгалтерской финансовой отчётности. Представители подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 25% их числа
    2 представителя УФО
    По одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике в сфере развития предпринимательской деятельности и от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, а также представитель ЦБ РФ
    2 представителя от СОА, которые подлежат ротации 1 раз в год.
  Председатель совета по аудиторской деятельности избирается из представителей пользователей бухгалтерской финансовой отчётности. Заседание совета проводится не реже 1 раза в 3 месяца. В целях подготовки решения совета создаётся его рабочий орган. В состав рабочего органа входят представители СОА, руководители Единой Аттестационной Комиссии, представители УФО и научно-педагогической общественности. Число представителей СОА в рабочем органе должно быть не менее 70% от общего числа членов рабочего органа. Состав рабочего органа подлежит ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 30%. Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа являются открытыми и общедоступными. УФО утверждает положение о совете по аудиторской деятельности и положение по рабочим органам совета по аудиторской деятельности.
    Саморегулируемые организации аудиторов (СОА).
  Саморегулируемой  организацией аудиторов признаётся некоммерческая организация, созданная  на условиях членства в целях обеспечения  условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус СОА с даты её включения в государственный реестр СОА. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СОА, если соответствует следующим требованиям:
    Объединение в составе СОА в качестве члена не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций (аудиторских);
    Наличие утверждённых правил осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, правил независимости аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
    Обеспечение дополнительной имущественной ответственности перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда СОА;
  В каждой СОА должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СОА требований законодательных и нормативных актов, ФПСАД и т.д. Данные органы обязаны также рассматривать дела о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия. СОА обязана участвовать в разработке ФПСАД, а также в разработке проектов стандартов в области бух учёта. СОА обязана организовать прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. СОА имеет право устанавливать дополнительные требования, обеспечивающие ответственность её членов при осуществлении аудиторской деятельности. СОА имеет право разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на её членов, а также организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. СОА участвует в финансировании и деятельности Единой Аттестационной комиссии. СОА должна сообщать в УФО:
    Об изменениях в сведениях СОА для внесения в государственный реестр СОА не позднее 7 рабочих дней
    О дополнительных требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности, о дополнительных требованиях, включённых в правила независимости аудиторов и в принятый кодекс профессиональной этики аудиторов
    Отчёт об исполнении СОА требований нормативно-правовых актов и соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации.
  СОА обязана по запросу УФО и совета по аудиторской деятельности представлять копии решений органов управления СОА и всей необходимой документации не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днём получения запроса. Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчётности СОА должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой СОА. Формирование компенсационного фонда СОА и использование средств этого фонда осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О саморегулируемых организациях».
    Требования к членству в СОА.
  СОА устанавливает требования к членству в ней, которые являются едиными  для всех аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов:
    Аудиторская организация должна быть создана в любой организационно-правовой форме за исключением ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия
    Численность аттестованных аудиторов должна быть не менее 3-х
    Доля уставного капитала, принадлежащая аттестованным аудиторам или другим аудиторским организациям, должна быть не менее 51%
    Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом аудиторской организации, должно быть аттестованным аудитором. В случае, если полномочия исполнительного органа переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, то они должны быть аудиторской организацией или индивидуальным аудитором
    Безупречная деловая репутация
    Наличие и соблюдение правил внутреннего контроля и качества работы и кодекса профессиональной этики
    Уплата членских взносов в СОА в установленных размерах и порядке
    Уплата взносов в компенсационный фонд в СОА
  Требования  к индивидуальным аудиторам:
    Наличие квалификационного аттестата аудитора
    Безупречная деловая репутация
    Уплата членских взносов в СОА
    Уплата взносов в компенсационный фонд СОА
    Наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы и кодекса профессиональной этики.
  Для вступления в члены СОА аудиторская  организация подаёт заявление о  вступлении и предоставляет следующие  документы:
    Учредительные документы
    Документ, подтверждающий госрегистрацию (выписка из единого государственного реестра юридических лиц)
    Список аудиторов
    Список членов исполнительного органа
    Список учредителей, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, документы, подтверждающие размеры их долей в уставном капитале
    Письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию не менее 3-х аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов не менее чем за 3 года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями данной аудиторской организации, не входят в состав её органов управления и не состоят с ней в трудовых отношениях
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.