На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Массовые группы

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Тема 14. Массовые процессы в больших  социальных группах
 
      Психология больших социальных групп.
      Основные формы массового стихийного поведения и их особенности.
      Большие устойчивые социальные группы как регуляторы социального поведения.
 
Практические задания и упражнения
    Используя учебную литературу, выясните, какие элементы сознания больших социальных групп принято выделять в современной науке? Какие именно элементы массового сознания представляют интерес для специалиста в области рекламы? Какие из них являются определяющими?
    Подготовьте сообщение об образе и стиле жизни как социально-психологических явлениях. Каким образом образ и стиль жизни определяют потребительское поведение? Приведите примеры.
    Опишите социальные представления современной российской молодежи. Каким образом они отражаются на ее потребительском поведении?
    Используя учебную литературу и другие источники, приведите конкретные примеры, когда незнание особенностей культуры конкретного народа создавало курьезные ситуации в продвижении на рынке какого-либо товара.
    Подготовьте сообщение о влиянии рекламы на национальную культуру. Приведите конкретные примеры.
    Подготовьте сообщение о слухах как о социально-психологическом явлении. Какова их роль в процессе массовой коммуникации?
 
 
Психология  больших групп.
Виды  больших социальных групп.
Существует  два вида общностей людей, которые  определяют специфические социально-психологические  особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).  
 
    Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует  место, которое он занимает в системе  объективных социально-экономических  отношений, положение, детерминированное  общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.
    К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.
Для усиления сущности психологической  общности большое значение имеет  концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.
В первом случае явления, состояния, возникающие  в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению  к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления  в группе составляют ее основу. В  данном случае психологическая общность – первичное основание.
Классификация по разным признакам:
1)по  времени различаются длительно  существующие большие группы  – классы, нации и коротко существующие  – митинги, аудитории, толпа.
2)по  характеру организованности –  неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает  стихийно (толпа), другие организуются  сознательно (партии, ассоциации).
3)по  примеру классификации малых  групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и  реальных группах (митинги, собрания).
4)Большие  группы могут быть открытыми  и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.
Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)
    Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
    Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.
Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:
    какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
    какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
    каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
    какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?
Дилигенский: психология больших групп изучает  особенности различных видов  субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает  связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.
Уровни  развития больших социальных групп (по Дилигенскому):
Первый  – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены  группы объективно сходны между собой  по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального  поведения, но не составляют основания  для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.
Второй  уровень развития характеризуется  тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.
Третий  уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень  солидарности или уровень интегрированности.
Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.
    Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
    Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
    Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
    Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.
Элементы общественной психологии:
Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в  больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп  в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень  – сознание общности, которое в  форме идей, теорий составляет идеологию  отдельных общностей, идеологию  общества в целом.
Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.
Специфическое место в побудительной сфере  имеют общественные интересы. В них  отражаются потребности общества в  целом, отдельных социальных групп.
В мотивационной  сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся  в осознанном или бессознательном  избирательном поведении, выборе мотивации  в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.
Формы проявления:
Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.
Социальный  характер – определяется специфической  культурой, системой знаков, символов, обычаев.
Традиции  – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.
Обычаи  – прочно установившиеся в той  или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления  некоторых общественно значимых действий.
Предрассудки  – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.
Образ жизни – совокупность устоявшихся  типичных для определенных социально-экономических  отношений форм жизнедеятельности  народов, классов, социальных групп, отдельных  людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

1.2. Массовое стихийное поведение

Изучение  массового стихийного поведения  началось со второй половины XIX века и привело к формированию двух основополагающих социально-психологических школ: немецкой психологии народов (М. Лазарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянской психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле). В России массовидные явления изучались М.Г. Михайловским (субъективная социология), В.М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевским (гелиопсихолотя).
Однако  в 30-е годы данная проблематика была сочтена неактуальной для социалистического  общества и идеологически вредной, как и большинство других тем, изучаемых социальной и политической психологией. Их систематическое изучение, по существу, прекратилось, между тем как в Западной Европе и Америке 20—60-е годы отмечены всплеском интереса ученых, политиков и военных к проблематике стихийного поведения.
В СССР исследования возобновились лишь в  конце 60-х годов в рамках закрытых учреждений международного отдела ЦК КПСС, МВД и, предположительно, Министерства обороны. В известной мере это были переложения и компиляции зарубежных работ (частично засекреченных), причем до начала 90-х годов открытые публикации в нашей стране были единичны. Переход к системному познанию проблемы массового стихийного поведения начинается в отечественной науке с середины 90-х годов XX века.
Обобщение достижений современного научного анализа  проблемы массового политического  поведения позволяет в рамках политической психологии выделить наиболее существенные признаки данного феномена. Массовое стихийное поведение (англ, colecive behavior) — термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, паники и прочих массо-видных явлений. Прежде всего следует отметить, что его характер и направленность зависят и определяются массовым сознанием.
В массовом поведении, безусловно, сказывается детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. При этом массовое сознание рассматривается стержнем всех отмеченных компонентов и имеет ряд особенностей: является производным, прежде всего, от экономического базиса общества и по содержанию охватывает все его социально-политические и экономические проблемы; носит многоплановый системный характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания — правового, этнического, политического, профессионального, стихийного и др.; проявляется на трех уровнях — индивидуальном (отдельного человека), групповом (малых групп) и целостном (общественном); играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях.
Массовое  сознание, как интегративная детерминанта массового поведения, имеет ряд особенностей — высокую динамичность, противоречивость и спонтанность, так как формируется и изменяется под действием более широкого и мобильного спектра факторов; существенно зависит от устойчивости интеграции различных реально действующих факторов и условий; неоднозначно и противоречиво проявляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
Массовое  сознание обусловливает характер таких  явлений, как массовое мнение, настроение и поведение. С его организующим началом связаны направленность и характер организованного и стихийного поведения. Поэтому интересующий феномен — стихийное массовое поведение, являющееся разновидностью массового поведения, важно исследовать с учетом влияния на него массового сознания и массового мнения.
В отличие  от организованных политических групп, стихийные выступления предъявляют  к своим участникам иные психологические требования. К числу стихийных форм поведения относятся как незапланированные поступки, совершаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления, бунты, восстания, митинги протеста и т. п. Политическую психологию значительно больше интересуют именно массовые формы, в силу их политической значимости и потому, что в них действуют иные психологические законы, чем в индивидуальном поведении.
До  последнего времени мы мало интересовались такой экзотической проблематикой, как поведение толпы, паника, слухи. Со времен Лебона и Тарда психология мало что добавила к представлению о механизмах  массовой агрессии или энтузиазма. Но события, происходящие в отечественной политике, подтолкнули поиск психологов в этом направлении. Нарастание стихийных элементов политического поведения показало неготовность властей, воспитанных в иных условиях, обеспечить безопасность граждан, участвующих в митинге, который выходит из-под контроля и превращается в погром.
Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими.
Собственно  психологические факторы, такие, как  нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к официальным  средствам информации, ведут к  появлению слухов, панике, агрессии. Эмоции людей, находящихся в массе, распространяются по своим собственным законам: это многократное усиление эмоций под влиянием заражения и внушения, получившее наименование циркуляторной реакции.
Следует учесть, что, хотя описываемые действия имеют действительно стихийны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.