Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение доходов физических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
 
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, который  существовал в нашей стране в  годы советской власти, когда практически  отсутствовала налоговая система.
Основы современного подоходного  налогообложения физических лиц  были заложены в России с принятием  Закона РФ от 07.12-91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 года в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе РФ.
Важнейшим принципом ныне действующей  системы НДФЛ является равенство  налогоплательщиков вне зависимости  от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики  равны перед законом, отсутствуют  категории налогоплательщиков, которые  были бы освобождены от налогообложения  по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного  уровня. Только лишь размер совокупного  дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения  любого налогоплательщика.
Налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено  и в Налоговом кодексе, несмотря на введение единой ставки налога для  соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший  ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип называется принципом первичного взимания налога у источника получения доходов.
В практику подоходного обложения  физических лиц был введен еще  один новый принцип – установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. С принятием Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.
Примерно на таких же принципах  строится система подоходного обложения  физических лиц в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого  налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе  налогообложения.
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается  также в том, что его плательщиками  является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без  перераспределения зачисляться  в любой бюджет: от местного до федерального. К тому же этот налог – достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов.
НДФЛ – самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим именно в  НДФЛ наглядно реализуются такие  важнейшие принципы построения налоговой  системы, как всеобщность и равномерность  налогового бремени.
Указанные особенности НДФЛ накладывают  на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую  и социальную ответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Все вышесказанное определило актуальность темы данной работы и необходимость  планирования и прогнозирования  НДФЛ.
Целью курсовой работы является изучение экономической сущности  налогообложения  доходов физических лиц и анализ показателей бюджета Оренбургской области в части поступлений НДФЛ. В работе рассмотрены теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ, а также методика анализа и прогнозирования НДФЛ на примере Оренбургской области. 
Объектом исследования является поступления  НДФЛ в бюджет Оренбургской области  за 2009-2011 года, а так же на плановый период 2012-2014 года.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: теоретические  – исторический, методы индукции и  дедукции, изучение используемой литературы, практические – анализ показателей, сравнение, систематизация и другие.
Курсовая работа состоит из трех разделов. Первый раздел отражает экономическое  содержание и сущность планирования и прогнозирования НДФЛ, во втором разделе приведен анализ поступлений  НДФЛ и значение прогнозирования  и планирования НДФЛ в общей структуре  налоговых поступлений бюджета  Оренбургской области, в третьем  разделе отражен прогноз на перспективу  в части поступлений НДФЛ. Курсовая работа изложена на … листах. При  написании было использовано … источников.
 
 
 
1 Теоретические  основы аспекты прогнозирования и планирования НДФЛ
      История развития НДФЛ
 
 
Подоходный налог или  НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые  он был введен в Англии в 1798 году в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 года.  При вторичном его введении в 1842 году он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.
В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX – начала XX веков (Пруссия – с  1891 года, Франция - с 1914 года). Что касается России, то в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916 года, и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 года «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».
Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных  странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.
Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.
Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода – эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.
Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 году новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 года в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.
Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений  потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.
Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из 2-х частей – общей и специальной.
Первая часть Кодекса  подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Кодекса  подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на доходы физических лиц
- Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования)
С 1 января 2002 года введены:
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Налог с продаж
- Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)
С 1 января 2003 года введены также:
- Транспортный налог
- Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)
- Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)
В июне 2003 года введена система  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).
С 1 января 2004 года действуют  главы Кодекса, которыми установлены:
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Налог на игорный бизнес
- Налог на имущество организаций
И с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
- Водный налог
- Государственная пошлина
- Земельный налог
 
 
1.2 Экономическое содержание НДФЛ
 
 
НДФЛ – самый перспективный в смысле его продуктивности. Вместе с тем в сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 10% - явно недостаточна. Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.
Во-первых, низким по сравнению с  экономически развитыми странами уровнем  доходов подавляющего большинства  населения России, в связи, с чем  НДФЛ уплачивался в последнее  время, в основном, по минимальной  шкале.
Во-вторых, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством  частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.
И, наконец, в-третьих, получившей широкое  распространение чисто российской практикой укрывательства от налогообложения  лиц с высокими доходами, в связи, с чем в бюджет поступает только часть всех положенных сумм этого  налога. Вместе с тем, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете РФ поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.
Плательщиками НДФЛ выступают исключительно  физические лица: как резиденты, так  и нерезиденты. К налоговым резидентам согласно Налоговому кодексу относятся граждане РФ, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно про живавшие на территории России в течение календарного года в обшей сложности не менее 183 дней. Указанные физические лица, прожившие на территории России в общей сложности менее 183 дней в течение календарного года, являются, соответственно, налоговыми нерезидентами. С момента вступления с 1 января 2001г. второй части Налогового кодекса резидентство зависит не только от срока и факта проживания на российский территории. Согласно ст. 232 гл. 23 Кодекса для обоснования своего нерезидентства налогоплательщик обязан также представить официальное подтверждение того, что он является резидентом другой страны.
Объектом обложения НДФЛ у налоговых  резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения являем и доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации
При этом положения Налогового кодекса  устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами.
К таким доходам Налоговый кодекс относит дивиденды и проценты, а также страховые выплаты  при наступлении страхового случая, выплачиваемые российскими организациями  или иностранными организациями.
В перечень указанных доходов включаются также доходы, полученные от использования  в Российской Федерации или за ее пределами авторских или других смежных прав, а также полученные от предоставления в аренду и от иного использования имущества, находящегося на российской территории.
Одновременно с этим в состав доходов налогоплательщика входят и суммы, полученные от реализации недвижимого  и иного принадлежащего ему имущества, акций или других ценных бумаг, долей  участия в уставном капитале организаций, а также прав требования к российской организации или иностранной  организации в связи с деятельностью  ее постоянного представительства  на территории России.
Является объектом обложения также  вознаграждение за выполнение трудовых или других обязанностей, за выполненные  работы, оказанные услуги и за совершение действия или бездействие.
Признаются доходами физического  лица пенсии, пособия, стипендии и  другие аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством.
В частности, дивиденды, страховые  выплаты от российских организаций, а также от иностранных организаций  в связи с деятельностью ее постоянного представительства  в России - это доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Указанные виды доходов, полученные от иностранной организации в  других случаях, - это доходы, полученные от источников, находящихся за пределами  России. Для доходов от использования  авторских прав, от аренды и реализации имущества, доходов в виде вознаграждений указанное разграничение зависит  от места нахождения (в России или  за ее пределами) источника дохода или  его получения.
В том случае, если затруднено отнесение  тех или иных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации или за ее пределами, то подобное отнесение осуществляется Минфином России.
Важно подчеркнуть, что российское налоговое законодательство в части  НДФЛ установило не идентичность понятий "доход" и "налоговая база".
При определении налоговой базы должны учитываться не только все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной форме или право  на распоряжение, которыми у него возникло, но и доходы в виде материальной выгоды. При этом важно подчеркнуть, что если из дохода, налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или же других органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должны уменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика.
Основным видом дохода, включаемого  в налоговую базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в  российской национальной валюте в различных  формах, а также в иностранной  валюте. При этом доходы в иностранной  валюте для целей налогообложения  пересчитываются в рубли по курсу  Банка России, действовавшему на дату фактического получения дохода. Датой  получения дохода в иностранной  валюте на территории РФ налоговое  законодательство определило конкретную дату выплаты дохода. По доходам, получаемым физическими лицами из источников за пределами РФ, такой датой считается  дата получения этого дохода, а  при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица - дата зачисления на этот счет. Уплата в бюджет налога с доходов, полученных в иностранной  валюте, производится плательщиками  только в рублях.
Одновременно с этим в налоговую  базу включаются и доходы, полученные в натуральной форме. К этой форме  доходов относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах  налогоплательщика работы, оказанные  в его интересах услуги на безвозмездной  основе, а также оплата труда в  натуральной форме.
Для включения в доход налогоплательщика  эти то вары, работы или услуги должны быть оценены в стоимостном выражении. Стоимость этих товаров, работ и услуг исчисляется исходя из их рыночных цен или тарифов, действовавших на день получения такого дохе да, а при государственном регулировании цен или тарифов - исходя из этих государственных регулируемых розничных цен или тарифов.
В стоимость товаров, работ или  услуг, полученных в натуральной  форме, должны также включаться соответствующие  суммы НДС, а для подакцизных  товаров - соответствующая сумма  акцизов,
Доходы налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды, российское налоговое законодательство определяет в форме финансовых ресурсом, полученных от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средами, от приобретения товаров, работ или услуг в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
При получении налогоплательщиком материальной выгоды в случае приобретения товаров, работ или услуг у  взаимозависимых лиц или организаций  налоговая база представляет собой  превышение цены идентичных или однородных товаров, работ или услуг, реализуемых  этими лицами в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных или  однородных товаров, работ или услуг  налогоплательщику.
Если же налогоплательщик получает доход в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, го налоговая  база определяется как превышение их рыночной стоимости над суммой фактических  расходов налогоплательщика на их приобретение.
При определении налоговой базы по отдельным видам доходов российское налоговое законодательство установило ряд особенностей.
В налоговую базу не включаются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых  случаев по обязательному страхованию, установленному действующим законодательством, а также по добровольному долгосрочному (на срок не менее 5 лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов.
Освобождены от налогообложения государственные  пособия, а также выплаты и  компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют лишь пособия  по временной нетрудоспособности, включая  пособие по уходу за больным ребенком. Не подлежат налогообложению также  пособия по безработице и пособия  по беременности и родам.
Не являются объектом обложения  все виды государственных пенсий, назначаемых и выплачиваемых  в соответствии с действующим  законодательством.
Не включаются в облагаемый доход  все виды установленных федеральным  законодательством, законодательством  субъектов Федерации или решениями  органов местного самоуправления компенсационных  выплат с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением  налогоплательщиком трудовых обязанностей, возмещением ущерба, причиненного увечьем  или иным повреждением здоровья, а  также возмещением других подобных расходов.
К компенсационным выплатам относятся  также выходные пособия и все  виды денежной компенсации, выплачиваемые  работникам при их увольнении с предприятий.
При этом отдельные виды компенсационных  выплат не включаются в облагаемый доход налогоплательщика только в пределах норм, установленных законодательством.
Основной налоговой ставкой, которая  применяется к большинству видов  доходов, является ставка в размере 13%. Вместе с тем, для отдельных  видов доходов действуют другие ставки налога.
Налоговая ставка в размере 35% установлена  в отношении таких доходов  как стоимость любых выигрышей  и призов, страховых выплат по договорам  добровольного страхования, заключенным  на срок менее пяти лет, в том случае, если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования Банка России на момент заключения договора страхования, процентных доходов по вкладам и т.д.
Налоговая ставка в размере 30% действует  в отношении доходов, полученных физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка от долевого участия  в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, составляет 9%.
Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с начала календарного года. Предприятия, учреждения и организации  обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного  с физических лиц налога.
 
 
1.3 Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
 
 
Налоги на доходы физических лиц  чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран.
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а  также несовершеннолетние – по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства – пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая недостаточен, то используется следующие дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство и т.д.
Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит  в том, что резиденты несут  полную налоговую ответственность  с мирового (глобального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению  по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении неграждан США (граждан других государств и лиц без гражданства), а Васе граждане США несут полную налоговую ответственность.
Исходной базой для расчета  налоговых обязательств выступает  совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом  в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в  налоговом законодательстве. В совокупный годовой доход, как правило, включаются наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности другие выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды.
Ни в одной стране мира совокупный доход налогоплательщика не совпадает  с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала  ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетом. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной стране, исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.
Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система  налоговых зачетов. Если налоговый  вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый  зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого  дохода, т.е. это те суммы, на которые  налогоплательщик может уменьшить  свои обязательства по подоходному  налогу.
Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому  доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые  льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение  каких-либо особых обстоятельств.
Ставки подоходного налогообложения  всегда устанавливаются законом. Изменение  ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение  всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые  могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие  оговоренных в законе особых обстоятельств.
Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе  сложной прогрессии. Для большинства  развитых стран в последние десятилетия  характерны следующие изменения  в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов.
В подавляющем большинстве стран  супруги имеют право уплаты подоходного  налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так  и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется  система совместного налогообложения  дохода семьи, при определении налоговых  обязательств к налогооблагаемому  доходу применяются пониженные ставки.
Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную  ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов  и подачу сведений в налоговые  органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют  системы удержания налога у источника  выплаты дохода.
Налоги на доходы физических лиц  чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органом местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.). при этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.
Налоговый период по подоходному налогообложению  физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным  годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.
Практически во всех странах налогоплательщику  предоставляется возможность при  расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать  фактически понесенные и документально  подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при  наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств  рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих  периодов.
Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению  в развитых странах заключаются  в следующем:
- расчет совокупного годового  года, скорректированного валового  дохода и налогооблагаемого дохода  и имеет свои особенности; существуют  важные, а иногда и принципиальные  различия в правилах по определению  источников доходов;
- состав дохода, включаемого в  совокупный годовой доход, отличается  своей спецификой часто не  только в одной стране, но и  на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно  характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;
- имеются различия при определении  категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать  доход каждого члена семьи  в отдельности или может применяться  совокупное налогообложение дохода  всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут  быть самостоятельными объектами  налогообложения;
- наиболее многообразен состав  и характер налоговых зачетов,  вычетов и льгот, применяемых  при расчете величины налогооблагаемого  дохода, определение величины налогового  оклада или окончательных обязательств  налогоплательщика;
- отмечаются существенные различия  как в системах построения  шкалы обложения подоходными  налогами, так и в уровне минимальных,  стандартных (средних) и максимальных  ставок;
- значительным разнообразием характеризуются  правила, регламентирующие налогообложение  иностранных граждан, осуществляющих  деятельность в стране, а также  системы налогообложения граждан,  длительное время работающих  за рубежом и получающих доходы  из иностранных источников. Правила,  регламентирующие применение иностранного  налогового кредита для принятия  инвестиционных решений физическим  лицом, могут иметь не менее  важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране.
 
 
 
 
 
 
 
2 Значение прогнозирования и планирования НДФЛ в структуре налоговых поступлений регионального бюджета
      Место НДФЛ в региональном бюджете
 
 
В налоговой системе РФ налог  с физических лиц – наиболее важный по суммам поступлений и кругу плательщиков.
Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджетная система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и приблизительно 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Основой формирования доходной базы бюджетов всех уровней являются налоговые  доходы.
НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует  на местности всей страны, взимается  государством непосредственно с  доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования  доходов нижестоящих бюджетов в  виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке  на очередной финансовый год.
До 1 января 1999 года суммы этого налога полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, из которых до 90% поступлений от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ совершенно обоснован, ввиду недостаточности средств в местных бюджетах и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ - по ставке 9%. В Федеральном Законе от 23.12.03 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.
Как и любой прочий налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных финансовых поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.
Широкое распространение этого  налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в  общей системе налогообложения.
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения сведениям налогом служит именно барыш, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога содержится также в том, что его плательщиками  является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же тот самый налог - довольно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим, именно в  НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.
Указанные особенности НДФЛ накладывают  на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую  и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Вместе с тем, в сегодняшних  российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную цена и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета – приблизительно 12% - прямо недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления с НДФЛ занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60 процентов всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые ставки с 2001 г., немаловажно более либеральные, чем ставки налога в других странах.
Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:
- во-первых, невысоким по сравнению  с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения РФ, в связи с НДФЛ, в основном, уплачивался в последнее пора по минимальной шкале; 
- во-вторых, постоянными задержками  выплат заработной платы значительной  части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, финансируемых из бюджета; 
- в-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; 
- в-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете России поступления от доходов низко обеспеченной части населения, поскольку в этом месте наиболее невысокий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых - лишь 17%.
Таким образом, исходя из изложенного, следует признать, что НДФЛ занимает довольно прочное место в бюджетной  системе России и является средством  регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и довольно стабильным источником пополнения государственной  казны. При этом, надобно отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и приросту роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.
 
 
 
 
 
2.2 Анализ динамики НДФЛ  в бюджете Оренбургской области  за 2009-2011 года
 
 
Основными доходными  источниками областного бюджета  будут налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог  на имущество организаций и акцизы. НДФЛ в бюджете Оренбургской области  занимает второе место среди налоговых  доходов после налога на прибыль  организаций.
В таблице 1 приведены  данные о поступлениях НДФЛ в бюджет Оренбургской области за 2009-2011 года, а так же доля НДФЛ в доходах  областного бюджета.
Таблица 1 – Доля НДФЛ в общем объеме доходов областного бюджета Оренбургской области
В миллиардах рублей
НДФЛ
8,5
27,1
9,7
27,7
10,5
24,9
Доходы областного бюджета
31,5
100
35
100
42,2
100

 
Таблица 2 – Динамика поступлений НДФЛ в бюджет Оренбургской области за 2009-2011 года
В миллиардах рублей
За  январь - март 2012 год
НДФЛ
8,5
9,7
+1,2
10,5
+0,8
10,175
Доходы  областного бюджета
31,5
35
+4,5
42,2
+7,2
 

Поступление налогов  и неналоговых платежей в областной  бюджет в январе-декабре 2009 года обеспечено в размере 31,5 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 13,6% ниже поступлений аналогичного периода прошлого года. Поступления в областной бюджет составили 34,6% от общего объема налоговых платежей в бюджет Российской  Федерации и 75,5% от поступлений в консолидированный бюджет Оренбургской области.

Рисунок 1 – Удельный вес  поступлений основных налогов в  бюджет Оренбургской области за 2009 год
Основная часть доходов  бюджета области сформирована за счет поступлений пяти видов налогов: налога на прибыль организаций (41,2%), налога на доходы физических лиц (27,1%), налога на имущество организаций (13,5%), налога на добычу полезных ископаемых (7,6%)  и  акцизов (7%).
Наибольшее снижение произошло  по налогу на прибыль организаций  на        4,6 млрд. рублей или на 26 процентов.  Основной причиной снижения платежей является уменьшение на 2,9 млрд. рублей или в 1,2 раза сумм исчисленного к уплате налога на прибыль  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате ухудшения  основных экономических показателей  развития области по сравнению с  январем-декабрем 2008 года.
Кроме того, по сравнению  с январем-декабрем прошлого года в 1,5 раза увеличилась сумма возвратов  налога на прибыль организаций из областного бюджета на расчетные  счета налогоплательщиков (зачетов  в другие налоги) и составила 1,8 млрд. р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.