На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коллектив и личность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и Науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по педагогике на тему:
«Коллектив  и личность» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка ФИЯ 31 НА группы
                  Иванова Ольга 

                  Руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики
                  Петрова С.С. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Нижний  Тагил
2011
ВВЕДЕНИЕ
     Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители  разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.
     На  протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР её популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. В настоящее время, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.
     Процессы  развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
     Объектом  является процесс формирование и развитие личности в личности.
     Предметом  являются методы (способы) в коллективе, подходы формирования и развития личности.
     Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. 

     В курсовой работе выдвигается гипотеза - воспитание и личностное развитие ребенка идет более эффективно в коллективе сверстников, если в нём происходит общение и совместная деятельность детей. Предполагается, что целесообразное и систематическое планирование различных видов деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности в коллективе.
     Для ее доказательства поставлены следующие задачи:
    Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли
    Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии личности.
    Изучить формы  работы  педагога по  сплочению  ученического коллектива.
     Исследование  имеет теоретическую и практическую значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая  значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая – в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании личности.Новизна исследования заключается в исследовании данной проблемы в условиях современной педагогической системы.
     Поставленные  цели и задачи определили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, двумя главами основной части, заключением и списком литературы. 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В  ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 
 

     1.1.Разработка  теории коллектива  в трудах отечественных педагогов и психологов
     Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации[5, С.48]. В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.
                 Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
     Основной  целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами»[1, С.62]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский [1, С. С.64].
     Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ  коллективного воспитания детей  и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
     Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива:  движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
       В традициях можно выделить  большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события,  подготовка и проведение которых  воспитывают чувство гордости  за свой коллектив, веру в  его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее до масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
       Большое значение А.С. Макаренко  придавал стилю внутри-коллективных  отношений. Отличительным признаком  сформированного коллектива он  считал : 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;  6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах. Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.
     Многолетняя педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.[4, С.50]
       С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема  коллектива считалась традиционно  педагогической, хотя отдельные  аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
     В настоящее время исследуются  такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целепологания ;  формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции ;  тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Виды, стадии и уровни развития коллектива
       Чтобы стать коллективом, группа  должна пройти нелепой путь  качественных преобразований. На  этом пути АС. Макаренко выделяет  несколько стадий (этапов).
     Первая  стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это  время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
       На второй стадии усиливается  влияние актива. Теперь уже актив  не только поддерживает требования  педагога, но и сам предъявляет  их к членам коллектива, руководствуясь  своими понятиями о том, что  приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
       Для второй стадии характерна  стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. 

       Основная цель педагога на  этой стадии - максимально использовать  возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
       Развитие коллектива на этой  стадии связано с преодолением  противоречий: между коллективом  и отдельными учениками, опережающими  в своем развитии требования  коллектива или, наоборот, отстающими  от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
       Третья и последующие стадии  характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых  качеств, достигнутых на предыдущих  этапах развития. Чтобы подчеркнуть  уровень развития коллектива  на этой стадии, достаточно указать  на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
       Процесс развития коллектива  рассматривается отнюдь не как  плавный процесс перехода от  одной стадии к другой. Между  стадиями нет четких границ - возможности  для перехода к последующей  стадии создаются в рамках  предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
       На всех стадиях развития коллектива  возникают, крепнут и сплачивают  коллектив большие и малые  традиции. Традиции - это такие устойчивые  формы коллективной жизни, которые  эмоционально воплощают нормы,  обычаи, желания воспитанников. Традиции  помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
     Существует  определённая типология коллективов  по следующим критериям:
     1.По  содержанию объединяющей их членов  деятельности:
    Учебные
    Трудовые
    Научные
    Общественно-политические
    Художественно-творческие
    Клубные
    Спортивные
     2.По  внешне заданной функции( коллектив  - инструмент, средство):
    Производственные
    Воспитательные
     3.По  степени сложности структуры  и опосредованности межличностных  отношений:
    Первичные
    Вторичные
     4.По  юридически (социально)фиксированному статусу:
    Формальные
    Неформальные
     5.По  длительности функционирования:
    Постоянные
    Временные
    Ситуативные
     Коллектив как специально организованное объединение  учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
     Этапы развития коллектива впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного  коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
    На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.
    На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику.
    Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко[7, C.25].
     В настоящее время сложился другой подход  к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством.  Л.И.Новикова выделяет:
     1) стадию сплочения коллектива;
     2) стадию превращения коллектива  в инструмент воспитания всех  учащихся;
     3) стадию, когда важнейшей заботой  коллектива становится корректировка  социального опыта и развитие  творческой индивидуальности каждого  воспитанника.
     Изучая  коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока:
    Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности.
    Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой  коммуникативности , отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.
     Интеллектуальная  коммуникативность - это процесс  межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих  позиций, суждений, принятия групповых  решений.
     Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.
    Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акив-ность) жизнедеятельности группы.
       Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.);
           Микроклимат - определяет самочувствие  каждой личности в группе, ее  удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.);
             Референтность - степень принятия  членами группы группового эталона,  их идентификация с эталоном  групповых ценностей (Е.В.Щедрина);
            Лидерство - степень ведущего  активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева);
             Интрагрупповая активность - мера  активизации группой составляющих  ее личностей;
             Интергрупповая активность - степень  влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В.С.Агеев).
     Все общие качества, характеризуя уровень  развития группы как коллектива, тесно  связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.Коллективная форма  работ по сплочению  коллектива 

     2.1.Основные  формы работы педагога  по сплочению ученического  коллектива
     Формы  работы  педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся  в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью  классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно : беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг.
     Групповые занятия - тренинги по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально - психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения педагога с учениками.
     Возможны  различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме  классного собрания, воспитательного  часа, экскурсии или тематические лекции. Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной  работы  с учеником, педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого. Организация и проведение общественных мероприятий также является формой  работы  по  сплочению  ученического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляется взаимопонимание и взаимоподдержка друг друга. [13]
     Базовая цель поведения ученика - чувствовать  свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу. Именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности - осознанию себя полноценной личностью". [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Педагогическое руководство коллективом
     Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись по внимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
     Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет  тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.