На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Цивилизация Древней Руси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1
 
 
 
Контрольная работа на тему: «Цивилизация Древней Руси»
 
 
 
План
 
Введение
Глава 1.  Социально-экономическое, политическое и культурное развитие государства Киевская Русь.             
Глава 2. Крещение Руси. (988г.)
Глава 3. Место Древней Руси в цивилизации раннего европейского средневековья.
Заключение.
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
              Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась, для поддержания своего господства, в государственных структурах.
 
Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.).
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков,
 
              выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как
силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства.
 
              Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде
(некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. В связи с тем, что столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство принято называть в литературе Киевской Русью.
 
1.  Социально-экономическое, политическое и культурное развитие государства Киевская Русь.             
 
Политическое развитие Киевской Руси
Когда князь Олег утвердился в Киеве, он покорил своей власти древлян, северян, радимичей, освободив восточнославянские племена от хазарской
 
зависимости; он подчинил себе также финские племена. Олег осуществил объединение новгородского севера и киевского юга под одной властью и явился таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь под рукой великого князя Киевского.
Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией.
В 912 году Олег умер. Его преемником стал Игорь, сын Рюрика, опекуном которого являлся Олег. Это был менее талантливый князь. При нем начались набеги печенегов, кочевавших в южных степях, на Русскую землю. Игорь предпринял два похода на Византию. В 941 г. его войско погромило и пограбило берега Малой Азии, но потом русская флотилия потерпела жестокое поражение от греков. В 944 г. был восстановлен мир с греками, а в 945 г. обе стороны заключили мирный договор «на все лета».
Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией в начале X в. стало «полюдье» - объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье - это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной.
В 945 г. сбор дани в Древлянской земле закончился убийством Игоря и его приближенных.
После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная административно-налоговая: утвердила точный размер платежей Киеву и создала систему административных центров - погостов, где останавливались князья и княжеские дружины для сбора дани и административно-судебного управления. Собрав дань, князь возвращался в Киев. Но главной исторической заслугой Ольги является принятие ею христианства в 955 г. в Константинополе, однако она имела отношения и с западной церковью. Возможно, это и привело к тому, что, согласно летописи, в 964г. Святослав "возмужая" и отстранил мать от власти. 
Святослав был, прежде всего, князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро полк (972-980гг.) Своей главной задачей Ярополк считал объединение всей державы, и вся чески стремился к осуществлению этой цели.
Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осуществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с победившим братом Ярополк бы убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителем державы.
Социально-экономическое и культурное развитие государства
В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, использование труда холопов  и  отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древнерусское государство еще не было феодальным.
Большинство исследователей считает Древнерусское государство раннефеодальным. Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации. Но вместе с тем крестьянское население часть своего продукта отдавало князю и его дружинникам в виде дани.
Отсутствие феодальных вотчин компенсировалось распределением дани среди дружинников, которые были ядром господствующего класса. Следовательно, совершенно очевидно, что в Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу
K. этому времени, очевидно, сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Феодальные производственные отношения характеризуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, Отсюда личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был отдавать ему часть своего труда или продуктов. Это была земельная рента. Рента могла быть отработочной (барщина), натуральной или денежной (оброк).
Складывание боярского землевладения шло несколькими путями:
князь жаловал своим дружинникам определенные территории для сбора дани  и  она впоследствии превратилась в наследственное владение
князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель
дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины класса феодалов
превращение в феодалов старой родо-племенной знати,
выделение из общин наиболее богатых общинников, «лучших людей»
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался либо боярином, либо князем. В  Киевской   Руси  наряду с княжескими  и  боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу  государства  великому князю
Все свободное население  Киевской   Руси  носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу  государства , так  и  в вотчинах Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимо­сти/Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — закупы. Закуп должен был работать на феодала-кредитора  и  подчиняться ему, пока не вернет долг.
Кроме смердов  и  закупов в княжеской  и  боярской вотчине были рабы, называемые «холопами», или «челядью», которые пополнялись как из числа пленников, так  и  из числа разорившихся соплеменников.
Политический  строй Древнерусского  государства  включал в себя как черты новой феодальной формации, так  и  старой, первобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь.  Киевском у князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружиной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него большей щедрости.
Старшие дружинники, наиболее уважаемые, составляли постоянный совет (думу) князя  и  именовались боярами. У некоторых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, делившая между собой дань, представляла зарождавшийся класс землевладельцев.
Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.
Князь  и  его дружина, занимаясь военным делом профессионально, обеспечивали защиту  и  безопасность остального населения, тем самым предоставляя соплеменникам свободу в выборе рода занятий. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления - народным вече. Народное собрание (вече) активно действовало в IX - XI вв. Народные ста­рейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе,  и  без их согласия князю было, видимо, трудно принять то или иное важное решение.
Однако сосредоточение в руках князя военной  и  судебной власти ограничивало полномочия родовых  и  племенных старейшин, основанные на традициях  и  обычаях уходящего в прошлое уклада.
Для  Киевской   Руси  был характерен высокий для того времени уровень культуры.
Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность ("черты  и  резы"), образцы которой сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского письма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Ки­риллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После крещения Руси центрами письменности и книжного дела стали возникшие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки.
В XI в. грамотность проникает в среду феодалов. По словам летописи, Ярослав Мудрый любил читать книги. Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский.
Первые дошедшие до нас русские книги относятся к XI в. Средневековая культура была элитарной. Книги были доступны лишь богатым людям. Стоили они очень дорого, так как изготавливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.
Одними из древнейших дошедших до нас русских рукописей являются "Изборники" 1073 и 1076 гг., изготовленн ц для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В "Изборника ,"' собраны произведения религиозного, философского, поучительного характера. К XI в. относится зарождение русской литера гуры.
Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII - XIII вв. Создаются публицистические произведения - "Моление Даниила Заточника", назидательные - "Поучение князя Владимира Мономаха своим детям". Жемчужиной древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве" - повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187г.
Древнейшим элементом русской духовной культуры было устное народное творчество, былинный эпос. Широко были распространены в народе заклинания, связанные с языческими праздниками и хозяйственной деятельностью, свадебные песни, похоронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В Х - XI вв. начали складываться киевские былины о защитниках Русской земли -богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче  и  князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появились новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл песен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.
В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись - "Повесть временных лет" -была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея "Повести" - единство русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы  и  кровавые распри. Нестору также принадлежат "Житие основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия"  и  "Чтение о житии  и  погублении князей Бориса  и  Глеба".
В XII - XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах,  и  летописание приобрело отчасти "областной" характер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной  Руси  была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Восточной - Лаврентьевская.
Киевский  митрополит Илларион написал "Слово о законе  и  благодати", в котором восхваляет князя Владимира  и  всю Русскую землю.
Игумен Даниил описал свое путешествие в "святую землю" Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. Это был новый жанр, получивший название "хождение".
Высокого уровня достигла в  Киевской   Руси  архитектура. Памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Большинство каменных сооружений было разрушено во время нашествия Батыя.
Каменное строительство на Руси началось в конце X века после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами.
Князь Владимир в 989 году заложил в Киеве Десятинную церковь. Так она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, то есть десятая часть доходов князя. Строительство церкви было завершено в 996 году, а разрушена она была в 1240 году. Церковь была украшена резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, расписана фресками. Рядом с церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца.
При Ярославе Мудром византийскими архитекторами около 1037 года был построен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней. Это замечательный памятник не только зодчества, но  и  изобразительного искусства. Фрески башен Софийского собора изображают военные  и  охотничьи сцены, животных, птиц, представления скоморохов  и  т.п. Среди фресок собора есть портретное изображение Ярослава Мудрого с семьей.
В XI в. были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде,  киевских  монастырях. Замечательным произведением искусства является Софийский собор в Новгороде.
Уровень культуры Древней  Руси  ярко отражался в  развитии  ремесел. Существовало от 40 до 60 ремесленных специальностей, многие изделия русских мастеров поднимались до уровня искусства.
Успехи были достигнуты в металлообработке. Русские кузнецы из железа изготавливали сельскохозяйственные орудия, молоты, клещи, гвозди  и  т.д. Изготавливалось оружие. В XI веке русские мечи появляются на мировых рынках. Высокого развития достигло гончарное искусство. В Х веке появляется гончарный круг.
Больших достижений добились древнерусские ювелиры. Они делали серьги, кольца, ожерелья, подвески. Выполнялись они из серебра, золота, применялась разноцветная эмаль. В древнерусских кладах находили большое количество ценных ювелирных украшений.
Уникальное значение приобрела на Руси иконопись. Первые иконы, привезенные из Византии, дают представление о византийской школе иконописи. Среди них одна из главных святынь русского народа - икона "Владимирская Богоматерь". В XII в.
 
появились и собственные древнерусские иконы. В XII - XIII вв. зародились национальные иконописные школы (в Новгороде, Ярославле, Владимире).
Характерной чертой бытовой жизни населения является существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах, полуземлянках с земляными полами (на юге) и в срубах с деревянными полами (на севере). В городах строились дома (срубы), нередко двухэтажные (как правило, нижний этаж был хозяйственным, а верхний - жилым).
Совсем иными были жилые помещения знати. Называли их хоромами. Они представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами. Было множество галереек, крылец, и была обязательно башня (терем).
Основным видом одежды как у женщин, так и у мужчин была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин. У простых людей рубаха была домотканая, у знати - из дорогих тканей. Мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны, а женщины поверх рубахи надевали юбку.
Верхней одеждой у простых людей была свита - длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также плащи. Плащи знати были из дорогих тканей, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи назывались "корзно". Это были длинные одеяния, застегивающиеся на одном плече золотыми застежками. Простые шубы -"кожухи"- носили крестьяне и ремесленники. Знать носила шубы из дорогих мехов, шитые золотом.
Крестьянской обувью были лапти - "лыченицы". Горожане носили кожаную обувь: сапоги или туфли - "поршни". У знати сапоги были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, иногда украшенные золотой вышивкой.
Развлечением знати были охота ("ловы") и богатые дружинные пиры.
 
Глава  2. Крещение Руси. (988г.)
 
Через несколько лет после княжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных.
В 988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.
Став  христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь может объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должно стать именно православие.
В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет).
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь узнал что по корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горе злым”.”Креститесь, отвечал греческий мудрец, и бубете в раю с первыми”.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили, где мы находились на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ:”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем какоформившаяся религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому.
Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; Раздача питания неимущим.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их
 
Глава 3. Место Древней Руси в цивилизации раннего европейского средневековья.
 
История любой нации определяется не только ее собственными материальными и духовными ресурсами, но также и ее внешним окружением. Ни одна нация никогда не являлась и не является полностью изолированной. Сейчас уже совершенно ясно, что даже в ранние периоды, задолго до революции в средствах связи, определенные виды взаимодействия между народами были неизбежны.
В римскую эпоху, которая в русской истории соответствует сарматскому периоду, Русь, безусловно, не была обособлена; напротив, древнерусские племена в то время были рассеяны по чужим территориям3. Сходное положение преобладало в гуннский и хазарский периоды. В более позднюю эпоху само процветание Киевского государства основывалось на внешней торговле.
Во времена раннего средневековья динамика международных отношений была совсем не такой, как в наши дни. Основные европейские нации уже находились в процессе формирования, но центр притяжения, и политический, и культурный, располагался не в Европе, Западной или Центральной, а в Византии.
Византийская империя значительно превосходила империю Каролингов в области экономики, так же как и в дипломатии. Фактически она являлась одной из двух мировых держав того времени, второй был Арабский Халифат.
В то время Западная Европа никоим образом не могла претендовать на сколько-нибудь значительную роль в развитии науки и техники. Эта роль принадлежала Халифату, где возрождались традиции эллинистической учености. Арабский язык стал языком ведущих ученых и врачей. До крестовых походов Византия была, в определенной мере, связующим звеном между арабским миром и Западной Европой. Испания, завоеванная арабами в VIII веке, являлась вторым каналом, через который Запад впитывал арабскую науку.
Поскольку Русь имела тесные контакты с народами Центральной и Северной Европы, в ней преобладали именно византийские влияния, как того и следовало ожидать, принимая во внимание доминирующую роль Империи в ту эпоху. Что же касается Халифата, то Русь была лишена прямой связи с ним. Неблагоприятным обстоятельством являлось то, что власть над причерноморскими степями в конце десятого века перешла от хазар к диким племенам кочевников, таких как печенеги и половцы; тот факт, что русские сами уничтожили Хазарскую империю, едва ли облегчал им ситуацию.
Однако препятствие в виде степных кочевников не было непреодолимым, и Русь всегда поддерживала отношения с христианскими государствами Закавказья, а через них с Сирией. За степями, в которых господствовали кочевники, также находились такие важные торговые и культурные центры как Хорезм и Бухара. В X веке Бухарой правила просвещенная персидская династия Саманидов. Позже, в XI веке, их сместили дикие сельджуки, приводя к упадку цивилизацию Туркестана.
На севере мусульманское государство волжских булга
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.