На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ  ПОДРОСТКОВ 

1.1 Теоретические  подходы к проблеме суицида  среди подростков, отображенные  в литературе 

Суицидальное поведение  включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также  суицидальные тенденции, среди которых  можно выделить замыслы и намерения: 

- пассивные суицидальные  мысли характеризуются представлениями,  фантазиями о своей смерти, но  не на тему лишения себя  жизни ("хорошо бы умереть"); 

- суицидальные замыслы  ? это активная форма проявления  суицидального поведения, то есть  тенденция к самоубийству, глубина  которой нарастает по мере  разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время  и место самоубийства; 

- суицидальные намерения  предполагают присоединение к  замыслу решения и волевого  компонента, побуждающего к непосредственному  переходу во внешнее поведение  [53]. 

Период от возникновения  суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называют предсуицидальным. Длительность его может исчисляться  минутами (острый суицид) или месяцами (хронический суицид). В случаях  хронического суицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения  отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается не всегда. При острых предсуицидах можно наблюдать появление  суицидальных замыслов и намерений  сразу же. Внешние формы суицидального  поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения. 

Э. Дюркгейм называл  самоубийством "каждый смертный случай, который непосредственно или  опосредованно является результатом  положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если последний знал об ожидавших  его результатах" [26, 26]. 

Суицид, осознанное лишение себя жизни, во многих случаях - результат тяжелых душевных депрессий, вызванных чувством беспомощности, безнадежности и бесполезности. Только иногда склонность к самоубийству может быть симптомом душевного  расстройства. Гораздо чаще депрессии  среди молодых людей вызываются целым комплексом разочарований, страхов, стрессов, которым они подвергаются в современном обществе. По мнению многих зарубежных исследователей, большое количество самоубийств среди молодежи обусловлено, прежде всего, социальными причинами, отчужденностью людей и безжалостной борьбой за выживание. Высокий уровень жизни в западных странах не избавляет от глубины социальных потрясений. В Соединенных Штатах самоубийство ? третья причина смерти у молодых людей, в то время как в Испании оно занимает четвертое место среди причин смерти. По частотности попыток лидируют Финляндия, Швейцария, Исландия и Австрия, а Греция и Италия имеют одни из самых низких показателей [67]. 

Разрушение вековых  общественных институтов, традиционных жизненных ориентиров, сложившихся  нравственных понятий и норм, нестабильность, моральный и идеологический вакуум, образовавшийся в результате распада  многих социальных правил и нарушений  табу, усиление тенденций к потреблению, индивидуализму, отчуждению людей, коммерциализации телевидения ? мощного средства воздействия  и многие другие факторы способствовали невиданному взлету преступности, насилия, социальной напряженности, наркомании и как следствие этого - увеличению во всем мире количества самоубийств. Для молодежи сохраняется такая  же пропорция, как и среди взрослых: на три самоубийства мужчин приблизительно приходится одно женское. Таким образом, суицидальные попытки чаще совершают  девушки, завершенные самоубийства - парни. В глобальном смысле существует некоторое увеличение попыток и  самоубийств среди подростков. Сообщения  испанского Национального института  статистики указывают на заметное увеличение с 80-х годов как завершенных  самоубийств у парней, так и  суицидальных попыток у девушек. Известно, что с возрастом количество самоубийств возрастает. В сельской местности зарегистрировано больше их случаев, чем в городе. 

Самое раннее самоубийство, зарегистрированное в Украине (г. Донецк), совершил ребенок в 5 лет. Среди мотивов, которые приводят к самоубийству молодых людей, выделяют школьные неудачи  и неудачи в любви, мимолетные вспышки гнева, страхи перед наказанием и перед публичным позором, беременность несовершеннолетних, сексуальное самоосознание, эмоциональный шантаж родителей, депрессии...[ 7]. Нужно иметь в виду, что эти  мотивы обыкновенно являются катализаторами состояния отчаяния, которое вызывается более глубокими, глобальными и  постоянными причинами и которые  редко значительны только для  них самих. Самоубийство почти никогда  не бывает вызвано какой-либо одной  причиной, они действуют в совокупности, и иногда трудно определить, какая  же причина была основной и решающей. "Сложность определения причин самоубийства состоит в том, что  их мотивы, как правило, зарождаются  в подсознании человека, т. е. являются практически недоступными для внешнего, по отношению к данной личности, исследования" [107]. 

В мотивах суицида  можно найти объяснение причин совершения какого-либо поступка, в них отражается то, ради чего совершено действие. Все  мотивы делятся на поверхностные, то есть осознаваемые молодыми людьми, и  бессознательные - чаще всего не осознаваемые личностью. "Поверхностный пласт  мотивации суицидального поведения  молодых людей включает следующие  мотивы: семейные ссоры, конфликты с  ровесниками, учителями, межполовые проблемы, материально-бытовые трудности. В  скрытом или бессознательном  пласте прочитываются такие мотивы: призыв к помощи, протест, избавление от наказаний, избавление от страданий" [67]. 

При суициде снижается  устойчивость антисуицидального барьера, происходит социально-психологическая  дезадаптация. 

К антисуицидальному  барьеру относятся социально-юридические  и культурно-религиозные основы мировоззрения человека. В России в конце прошлого века уровень  самоубийств был самым низким среди европейских стран. Основными  сдерживающими факторами были православие  и социально-юридическое преследование  лиц, совершавших суицидальные попытки. По мнению доктора Кармело Васкеса, специалиста по психопатологии, религии, сходные с католической, предотвращают  суицид, поскольку в них есть определенные механизмы прощения, которые помогают избавиться от чувства вины. По статистическим данным, в странах, где сильны религиозные  убеждения, показатели суицида очень  низкие. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм ? осуждают добровольный уход из жизни. Религиозное мировоззрение  как нравственная сила личности может  считаться одним из важных критериев  отношения личности к самоубийству и имеет реальную антисуицидальную направленность. 

Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что  эффективная система практических мероприятий по предотвращению и  профилактике суицидов может быть создана  лишь на базе исследований, вскрывающих  условия и факторы суицидального  поведения, которые открывают пути его прогнозирования и возможности  управления им. 

Статистика показывает, что в каждой данной стране, в  каждую данную эпоху совершается  определенное количество самоубийств  и даже способы покончить с  собою оказываются в строго точных численных соотношениях. Конечно, каждый самоубийца приходит к своему решению  индивидуальным путем, но, тем не менее, основные факторы индивидуального  решения создаются социальными  причинами. При прочих равных условиях, биологически имеется на каждую тысячу жителей определенный процент людей  с наклонностью к самоубийству, т.е. людей с относительно слабой волей, с недостаточным запасом энергии, склонных преувеличивать дурное в окружающих обстоятельствах, а иногда и в  себе самих, людей типа меланхолического. К этому нужно прибавить, что  молодые люди, переживая кризис своего сознания в определенные годы (совпадающие  с половым созреванием) склонны  чрезвычайно больно переживать все  жизненные волнения, прибегать к  крайним решениям. Этот опасный в  смысле своей импульсивности возраст  представляет постоянную почву для  покушения на самоубийство. Почти  каждый, вспоминая свою молодость, может  припомнить момент острых кризисов, когда  с необыкновенной легкостью готов  был наложить на себя руки [39]. 

Само собою, разумеется, что не все, биологически склонные к  самоубийству, в конце концов, к  нему и приходят. Если общественная жизнь не устроена, полна бурь или, наоборот, представляет собою мертвенно-безнадежный штиль, при условии крайней неудовлетворительности существования широких слоев, то жертв, из числа людей склонных к самоубийству, становится много больше [29]. 

Вопрос о самоубийстве и вопрос, о мирооценке роковым  образом родственны. Имеются мирооценки, которые логически ведут к  самоубийству, так что отсутствует  оно только в силу внешних, посторонних  мысли причин. А самоубийства очень  и очень часто принимают характер остро отрицательной мирооценки, своего рода акта философского протеста. 

Человек хотел сделаться  хозяином природы и для этого  решил познать ее до дна, как огромную мастерскую, полную сложных точных машин. "Природа - не храм, а мастерская". Но, расхаживая среди своих новооткрытых и хорошо учтенных механизмов, человек  вдруг с ужасом заметил, что и  сам-то он бездушный автомат, что  в мастерской нет мастера, а есть лишь взаимно обусловливающиеся  механические и химические процессы, и сам он только процесс. 

Сам по себе материалистический пессимизм не приводит неизбежно  к самоубийству, хотя, логически  ведет к нему. Жизненная выносливость, крепкие узы инстинкта, случайное  стечение обстоятельств, давшее наслаждение  в благоприятной пропорции, - все  это может держать далекой  от современного человека идею самоубийства. 

Нынешний самоубийца в огромном большинстве случаев  спокоен. Только атавизмом объясняется  что некоторые, ощущая холодок ствола у своего виска, переполняются сладостным чувством мести. Новые формы мысли, получающиеся из сочетания жизненного опыта новых, полных классов с  данными наиновейшей науки и  научной деятельности. 

Конечно - самоубийство, в каком-то смысле, отбор. При помощи самоубийства жизнь отбрасывает  слабых. Но все ли они слабые и  всегда ли слабые те, которых отбрасывает  слепая жизнь? Быть может, какая-нибудь слабость толкает человека к самоубийству и она губит, таким образом, некоторые  сильные стороны присущие ему  тоже? Может быть, страсть к пьянству, к картежной игре запутывает человека в унизительных противоречиях и  приводит его к мысли устранить  себя, а устраняет он не только пьяницу  и картежника, а скажем, талантливого писателя? Не должно ли общество, которое  не смеет быть слепым, как жизнь, помочь человеку в этих случаях? К  тому же самоубийство бывает результатом  кризисов длительных или мгновенных. Длительным кризисом называются такие  юношеские и детские болезни, иногда продолжающиеся и до зрелого  возраста, которые могут пройти при  благоприятных обстоятельствах, так  что человек оглядывается потом  с улыбкой на эти трудности, которые  казались ему непреодолимыми [52]. 

Еще больше нужно  обратить внимание на мгновенные кризисы. Люди, в особенности, обладающие импульсивной натурой, иногда оказываются внезапно охваченными отчаянием, все окружающее рисуется им в черном свете, все, что они ценили и любили, вдруг обесценивается, какое-нибудь одно, порою ничтожное событие превращается в гору, своими кошмарами заслоняющую весь мир. Человек хватается за яд, за револьвер, за веревку. Между тем, стоило ему прожить еще два-три дня, и гора оказалась бы лишь тучей, которую начинает во все стороны развеивать ветер жизни, и из-за нее покажется солнце. 

Все чаще из жизни  уходят подростки, а то и совсем маленькие  дети. Какую же боль надо носить в  душе, чтобы убить себя в таком  цветущем возрасте? 

Лихорадочная страсть  к успеху любой ценой. Почти у  всех детей лет с девяти просыпается  философский "интерес к смерти". Подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но подросток  не осознает, что "оттуда" не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший не так  давно всю страну уход из жизни  мальчика-подростка из Санкт Петербурга, который бросился под поезд. "В  моей смерти прошу винить мою учительницу"- написал в предсмертной записке  подросток. 

К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем  ведущие человека к гибели. Такое  поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность  этой категории людей заключается  в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия  своего поведения и практически  осознанно продолжают злоупотреблять опасностью. 

В последнее время  растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности. Помочь им можно лишь, только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению  жизнью. Лучше всего эти причины  видны на группе самоубийц, так как  это наиболее явная, отчетливо заостренная  форма аутодеструктивного поведения. 

Суицид - это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь  теряет для человека смысл. 

Суицидной можно  назвать любую внешнюю или  внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При  заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может  быть предотвращен и не выйдет в  план внешнего поведения [7]. 

Внутренние суицидальные проявления включают в себя: 

- суицидальные мысли; 

- фантазии на тему  смерти ("заснуть и не проснуться", "если бы со мной что-нибудь  случилось, и я бы умер"); 

- суицидальные замыслы:  продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени; 

- суицидальные намерения:  к замыслу присоединяется волевой  компонент, человек настраивает  себя на действие. 

К внешним формам суицидного поведения относятся: 

- суицидальные попытки  - это целенаправленные акты поведения,  направленные на лишение себя  жизни, не закончившиеся смертью; 

- завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью  человека. 

Суицидальное поведение - есть следствие социально-психологической  дезадаптации личности в условиях переживаемого  микросоциального конфликта. 

Совокупность суицидентов  представлена тремя основными диагностическими категориями: 

 больными психическими  заболеваниями; 

 пограничными  нервно-психическими расстройствами; 

 здоровыми в  психическом отношении людьми. 

У всех суицидентов, независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической  дезадаптации личности. 

Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения  человека в среде ближайшего окружения, ограничением возможности успешно  справляться со своими социальными  функциями или патологической трансформацией поведения. 

Субъективным выражением дезадаптации является широкая гамма  психоэмоциональных сдвигов от негативно  окрашенных психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, злобы, гнева) до выраженных психопатологических  синдромов (астении, дистимии, депрессии  и т.п.). 

Таким образом, социально-психологическая  дезадаптация не тождественна понятию  болезни и может проявляться  на двух уровнях: патологическом и непатологическом. 

К патологическому  уровню дезадаптации относятся известные  в клинической психиатрии нозологические единицы, состояния, реакции и фазы. 

Непатологической  дезадаптацией считаются отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные не с заболеваниями, а, к примеру, с недостаточностью социализации и нравственного воспитания, социально  неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования  и жизненных стереотипов, разрывом высокозначимых отношений (утрата близких), недостаточным овладением навыками полноценного социального общения. 

Из вышесказанного можно сделать вывод: Суицидной  можно назвать любую внешнюю  или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. 

У подростков много  так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и  любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажное - демонстративные  суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. 

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество  и заброшенность, отсутствие опоры  на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида  на взрослого, переживание несправедливого  обращения и т.п. [ 47]. 

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов судьбы, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность  эмоциональной сферы, нарастает  агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. 

Обязательным критерием  индивидуального самоубийства является возможность выбора, проявляющаяся  в том, какие причины индивид  считает достаточно вескими и  несовместимыми с дальнейшим существованием. 

При этом выбор проявляется  в том, каким способом человек  совершает самоубийство, какими средствами, в каком месте и в какое  время. 

Индивидуальным следует  считать такое самоубийство, когда  человек осознает свое дальнейшее существование  несовместимым с определенными  жизненными обстоятельствами, кардинально  противоречащие его принципам, идеалам  и убеждениям. 

Ритуальное же самоубийство происходит как раз по обратной причине - когда общество считает, что при  определенных ситуациях и обстоятельствах  человек не имеет права на дальнейшее существование и должен покончить  с собой тем или иным способом и отношение самого человека к  поступку, который он должен совершить, не имеет никакого значения [ 67]. 

Индивидуальный самоубийца до последней минуты, до самого последнего вдоха имеет выбор: совершать  или не совершать самоубийство. В  силу наличия этой альтернативы большее, если не подавляющее число индивидуальных самоубийц так и не осуществляют свое намерение, предпочтя жизнь  смерти. 

Напротив, ритуальный самоубийца лишен момента выбора не только с момента, когда произошло  роковое событие (например, смерть мужа для индийской женщины или  поражение на войне для самурая); ритуальный самоубийца лишен возможности  выбора с той самой минуты, когда  он появился на свет. 

Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного  отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим  свое полное и логическое завершение в тотальной ритуализации жизни  и смерти. 

Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в таком обществе, в котором  ценность индивидуальной человеческой личности практически сведена к  нулю. 

Самоубийство - ритуальным ли оно является, индивидуальным, или  же это парасуицид возникает на фоне довольно длительных ударов судьбы, психотравмирующих  переживаний. 

Общие черты самоубийств 

1) Поиск решения  - общая цель самоубийств 

Суицид - выход из невыносимого положения, нахождение решения  проблемы, которая вызывает сильные  мучения. 

2) Прекращение работы  сознания, направленной на поиск  решения проблемы 

В момент, когда сама мысль о возможности прекращения  работы сознания, его выключения приходит в голову, возникает искра зажигания  и начинает создаваться сценарий самоубийства. При этом эмоциональный  фон человека резко повышается. 

3) Невыносимая психологическая  боль - общий стимул самоубийств 

Если выключение сознания - то, к чему самоубийца стремится, то боль - то, от чего он бежит. Уменьши  страдание хоть немного и человек  выберет жизнь. 

4) Неудовлетворённые  психологические потребности - общий  источник самоубийств 

Потребности в удовлетворении чувства безопасности, чувства уважения, чувства собственной независимости, в реализации чувства доверия, интимности, могущества, потребности в осознании  себя, собственного "я" в окружающем мире. 

5) Ощущение беспомощности,  безнадёжности - общая черта самоубийств 

"Я ничего не  могу сделать (кроме как покончить  с собой), и нет никого, кто мог  бы мне помочь". 

6) Противоречивость - типичный признак самоубийств 

Неоднозначность по отношению к выбранному решению, помогает спасти человека. 

7) Сужение сферы  сознания - психологическое состояние 

В восприятии человека резко уменьшается возможность  выбора. 

8) Побег (выход) - общее  действие в самоубийствах 

9) Существование  явных признаков нависающей смертельной  опасности 

Люди сознательно  или неосознанно посылали сигналы  о своей беде. 

10) Самоубийство обычно  согласуется с тем, как человек  преодолевал различные трудности  в течение жизни 

Направление мыслей человека, решившего покончить с  собой 

Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования, безысходности. "Я не могу этого  вынести! Не хочу это выносить. Это  слишком тяжело выносить!" 

Недостаточное принятие реальности. 

1. Ощущение неспособности  изменить положение вещей. 

"Положение не  изменится к лучшему! Другие  мне не могут помочь. Мне нельзя  помочь". 

Нет надежды на будущее. 

2. Мало навыков  решения проблемы. 

"Решения не  существует. Не вижу никакого  выхода. Существует единственная  альтернатива". 

Образ туннеля. 

3. Самоубийство решит  все проблемы. 

1.2 CУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ 

Суицидальное поведение  непосредственно связано с психологическим  кризисом. Поскольку кризис вызывается депривацией и фрустрацией важнейших  потребностей, например, в безопасности, принадлежности, достижении, автономии, понимании, возможность экстремальных  последствий очевидна. "Психологическая - душевная - боль является общим признаком  тяжелых кризисных состояний. Непереносимость  душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем, и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрушения всех проблем." [1] 

Факторы суицидальной опасности 

1. Социально- демографические  факторы: 

· Пол - мужской (уровень  суицидов у мужчин в три - четыре раза выше, чем у женщин, в то время  как у женщин примерно в три  раза выше уровень суицидальных попыток). 

· Возраст - возрастная группа от 5 до 65 (группы высокого риска: подростки и молодые люди обоего пола - от 12 до 24 лет, мужчины 20 - 30 лет, оба  пола старше 50 лети особенно старше 60 лет). Суицидальные попытки: максимальное количество для возрастного диапазона 25 - 29 лет. 

· Семейное положение - никогда не состоявшие в браке, разведенные, вдовые, бездетные и  проживающие в одиночестве. 

· Образование и  профессиональный статус - безработные, а так же лица с высшим образованием и высоким профессиональным статусом. Уровень парасуицидов (аутоагрессивных  действий, не приведших к смертельному исходу) выше среди лиц со средним  образованием и невысоким социальным статусом. 

2. Медицинские факторы: 

а). Психическая патология: 

· Депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом; 

· алкогольная зависимость; 

· зависимость от других психоактивных веществ; 

· шизофрения; 

· расстройство личности. 

б). Соматическая патология - тяжелое хроническое прогрессирующее  заболевание: 

· онкологические и  заболевания органов кроветворения; 

· сердечно - сосудистые (ИБС) 

· заболевания органов  дыхания (астма, туберкулез); 

· врожденные и приобретенные  уродства; 

· потеря физиологических  функций (зрения, слуха, способности  двигаться, утрата половой функции, бесплодие); 

· ВИЧ - инфекция; 

· состояния после  тяжелых операций; 

· состояния после  трансплантации донорских органов  и тканей. 

3. Биографические  факторы 

· Гомосексуальная  ориентация (подростки обоего пола и взрослые мужчины). 

· Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом. 

· Суицидальное поведение  родственников, близких, друзей, других значимых лиц (религиозные лидеры, кумиры поп - культуры и т. д.) 

Ряд авторов [1, 7, 17, 26, 47, 52, 86, 100] при оценке риска суицидальной попытки после парасуицида предлагают учитывать следующие факторы: 

1. Внешние обстоятельства: 

· насколько суицидант  был изолирован во время попытки; 

· насколько вероятным  было вмешательство в суицидальное поведение со стороны других людей; 

· предпринимал ли суицидент  предупреждающие меры против возможного раскрытия суицидальных намерений  другими людьми; 

· писал ли прощальное письмо или записку; 

· искал ли помощи во время попытки или поске; совершал ли финальные действия (которые, по его предположению, должны были привести к смерти). 

2. Внутренние установки 

· Верил ли суицидент  в то, что действительно убьет  себя; 

· Говорил ли он, что  хочет умереть; 

· Насколько предумышленной была попытка; 

· Какие чувства  испытывал, обнаружив, что попытка  не удалась (его спасли) - радости, сожаления, гнева. 

Индикаторы суицидального  риска 

Это особенности  сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают  степень риска суицидального  поведения. 

Ситуационные индикаторы суицидального риска: 

· смерть любимого человека; 

· развод родителей; 

· низкий уровень  оценки знаний учителем; 

· вынужденная социальная изоляция, особенно от семьи или  друзей (эмиграция, вынужденное переселение, тюремное заключение, у подростков - переезд на новое место жительства); 

· сексуальное насилие; 

· нежелательная  беременность (у подростков) 

· "Потеря лица" - у подростков (позор, унижение). 

Поведенческие индикаторы суицидального риска: 

· злоупотребление  психоактивными веществами, алкоголем; 

· уход из дома; 

· самоизоляция от людей  и жизни; 

· резкое снижение повседневной активности; 

· изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; 

· предпочтение тем  разговора и чтения, связанных  со смертью и самоубийствами; 

· частое прослушивание  траурной или печальной музыки; 

· "Приведение дел  в порядок" (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к  родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей). 

Коммуникативные сигналы  суицидального риска: 

Прямые или косвенные  сообщения о суицидальных намерениях ("Хочу умереть" - прямое сообщение, "Скоро все это закончится" - косвенное). 

Шутки, иронические  высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также  относятся к косвенным сообщениям. 

Когнитивные индикаторы суицидального риска: 

· Разрешающие установки  к суицидальному поведению. 

· "Негативная триада", характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего. Собственная  личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается  как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное. 

· "Туннельное видение" - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида. 

· Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. 

Степень суицидального  риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве ("хорошо бы заснуть и не проснуться") или  они постоянны, оформилось намерение  совершить самоубийство ("я это  сделаю, другого выхода нет") и  появился конкретный план, который  включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и  месте. Чем более обстоятельно разработан план, тем выше вероятность его  реализации. 

· Импульсивность как  характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении, особенно у подростков. Импульсивный человек, в особенности подросток, может в течение нескольких минут  перейти от мыслей о суициде к  суицидальным действиям. 

· Существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно  приобрести т. д.) Если суицедент воспользовался неэффективными средствами, попытка все же совершена, при этом вероятность суицидального поведения в будущем возрастает. 

Подростки, в отличие  от здоровых взрослых, чаще используют жестокие средства суицида, такие, как  прыжки с высоты - в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту. 

Эмоциональные индикаторы суицидального риска: 

· амбивалентность  по отношению к жизни; 

· депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; 

· переживание горя. 

Особенности суицидального  поведения подростков 

- в подростковом  возрасте суициду предшествуют  кратковременные, объективно нетяжелые  конфликты в сферах близких  отношений (в семье, школе, группе); 

- конфликт воспринимается  как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и  драматизацию событий; 

- суицидальный поступок  воспринимается в романтически-героическом  ореоле: как смелый вызов, как  решительное действие, как мужественное  решение и т.п. суицидное поведение  демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику"; 

- суицидальное поведение  регулируется скорее порывом,  аффектом, в нем нет продуманности,  взвешенности, точного просчета; 

средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.). 

В подростковом возрасте суицидальное поведение встречается  чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста. 

- Реальная значимость  проблемы и реакция на неё  подростка может быть несоизмерима (с точки зрения взрослых) до  катастрофической величины. 

- Подростки стремятся  эпатировать общество крайними  действиями, которые могут привести  к смертельному исходу. Граница  между истинным и демонстративно-шантажным  суицидальным поведением весьма  условна. 

- Привыкнув к опёке  взрослых, дети нередко рассматривают  суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверены,  что те не разрешат им довести  её до конца. Это своеобразный  шантаж, способ управлять миром. 

- Подростки не  отдают себе отчёт в реальной  трагичности последствий суицида  (отсутствие жизненного опыта,  ответственности, иллюзорность восприятия). 

- Если взрослые  чаще всего совершают самоубийство  на фоне депрессии, то подростки  под влиянием социальных обстоятельств. 

- Подростки легко  внушаемы. Если им кажется, что  среда подталкивает их к самоубийству, предлагает им этот способ  решения жизненных проблем, они  с облегчением на него решаются, считая, что ответственность с  них как бы снята. Это объясняет  некоторые случаи групповых самоубийств. 

- Тяжкие, неразрешимые  жизненные обстоятельства в период  пубертата побуждают, как правило,  к тщательно обдуманным покушениям, при которых выбирается наиболее  опасный для жизни способ, такое  время суток (день, пока все  на работе, или же ночь), когда  попытку легче скрыть. 

- Не оформлено  представление о смерти (многие  дети, которых удалось спасти, до  конца не осознавали последствия  своих действий и на самом  деле не хотели умирать; более  младшие из них думали, что  умрут не навсегда, попугают маму  с папой или того, кому хотели  досадить, отомстить и проснуться). 

Причины проявления суицидального поведения 

Общей причиной суицида  является социально-психологическая  дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего  не тотальные нарушения, а нарушения  общения с близкими, с семьей. 

"Считается, что  суицидом личность пытается изменить  свои обстоятельства: избавиться  от невыносимых переживаний, уйти  из травмирующих условий, вызвать  жалость и сострадание, добиться  помощи и участия, привлечь  внимание к своим проблемам.  Суицидное поведение может окрашиваться  чувством мести обидчикам, "которые  потом пожалеют", в нем могут  проявляться черты патологического  упрямства в преследовании цели  любой ценой). Нередко этот акт  отчаяния, когда личности кажется,  что она исчерпала все свои  силы и возможности повлиять  на ситуацию." [101]. Предпосылкой  аутодеструктивного поведения и  суицида в частности является  апатия, неверие в личные перспективы,  снижение творческой и жизненной  активности в результате психической  травмы. 

Однако наличие  психотравмирующей ситуации - недостаточное  условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности  суицидента. У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий  уровень агрессивности подростка. 

Клинические проявления 

- Признаки депрессии  в пресуицидальном периоде и  ранее. 

- Отгороженность  от контактов, замкнутость. 

- Апатичность. 

- Сосредоточенность  на себе. 

- Внешняя рассеянность. 

- Сниженное настроение. 

- Плохой аппетит,  избирательность в пище. 

- Расстройства сна. 

- Жалобы на недомогание. 

Психологические проявления 

- Повышенная личностная  и реактивная тревожность. 

- Множественные страхи. 

- Отсутствие чувства  защищённости. 

- Неуверенность. 

- Заниженная самооценка. 

- Негативизм в  ситуациях, требующих от ребёнка  выполнения непосильных или неприятных  для него действий. 

- Нарушения отношений  с окружающими. 

- Реакции депривации. 

Личностные особенности  детей младшего и подросткового  возраста, способствующие возникновению  суицидальных намерений 

1. Демонстративность.  Стремление привлечь внимание  окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия, понимания  (характерно для детей младшего  возраста и подростков). 

2. Аффективность.  Эмоциональная доминирование над  интеллектуальным контролем в  оценке ситуации; крайний случай - блокада интеллекта (свойственно  больше подросткам). 

3. Уникальность. Восприятие  своей личности как явления  исключительного, недостаток умения  использовать свой и чужой  жизненный опыт (характерно для  подростков, иногда для младших  детей). 

4. Несостоятельность.  Преобладание в сознании личности  собственной некомпетентности, ненужности, исключённости из мира (характерно  для детей младшего возраста  и подростков). 

5. Максимализм. Преобладание  в сознании личности ребёнка  сверхзначимости потери и умаление  ценности любого достижения; личность  фиксируется только на неудачах  и не может конструктивно планировать  будущее (характерно для детей  младшего возраста и подростков, чаще для подростков). 

Психиатрические признаки 

- Затяжные реактивные  депрессии на фоне дидактогений, дидактоскалогений. 

- Идеи вины. 

- Чувство собственной  ненужности, одиночества. 

- Агрессивность. 

- Возбудимость. 

- Эмоциональная неустойчивость. 

Суицидогенные факторы 

Могут играть роль "последней  капли". 

· Межличностные  конфликты, нарушение межличностных  отношений, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым  героям, несчастная любовь. 

· Распад семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его  переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок  или прегрешение, действительная или  мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения. 

· Конфликт с учителем. 

· Смерть близкого человека. 

· Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное  оскорбление, травли среды. 

· Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма  при соприкосновении с реальностью), "философская интоксикация", кризис утраты смысла жизни. 

· Физические уродства, сильные физические боли, связанные  с болезнью. 

· Акцентуации характера (шизоидная, психастеническая, лабильная, сенситивная, истероидная). 

· Психические заболевания (неврозы, депрессия, тревога, мрачное  настроение, психопатии, шизофрения). 

· Суицид в анамнезе, генетическая предрасположенность, родственник  или знакомый человек, совершивший  суицид; 

· Употребление алкоголя, наркотиков, токсическое отравление. 

Условия воспитания и обучения и формирующиеся в  их процессе психологические особенности  личности определяют спектр значимых психотравмирующих ситуаций, клиническую  картину дезадаптационных форм психического приспособления и стратегию поведения  в условиях стресса. 

Ортодоксальные установки  в семье, школе, практика наказаний (жестоких, унизительных), отсутствие эмоциональных  связей способствуют суициду ребёнка  на высоте аффекта. Типичными для  суицидов детского возраста являются реакции бегства, завершающиеся  отравлением, повешением, выбрасыванием  из окна, применением огнестрела, утоплением. 

Признаки суицидального  поведения 

· Словесные 

Сообщения о чувстве  беспомощности, безнадёжности. Слова  о прощании с жизнью ("последний  раз сижу за этой партой"), шутки  о желании умереть. Сообщения  о конкретном плане или методе самоубийства. Слова благодарности. Медленная, вялотекущая, маловыразительная  речь. Самообвинения, обвинения других людей. 

· Эмоциональные 

Плач, всхлипывания, долгие паузы, с усилием проговариваемые  слова. Переживание горя, чувства  вины, неудачи, поражения, чувство собственной  малозначимости, мнимые или реальные опасения, страхи. Выраженная растерянность, импульсивные действия. 

· Поведенческие 

Внезапные немотивированные изменения в поведении, которые  отделяют ребёнка от значимых для  него людей или дел. Склонность к  опрометчивым безрассудным поступкам, связанным с риском для жизни или здоровья. Склонность к применению алкоголя, наркотиков. Расставание с любимыми вещами (любил свою собаку - подарил, "Зачем она мне теперь?"). Недостаток сна, повышенная сонливость. Ухудшение, улучшение аппетита. Изменение отношения к внешнему виду: неряшливость, педантичность. Жалобы на физическое недомогание, упадок сил. Приведение в порядок всех дел. 

Знаки, сигнализирующие  о намерении ребёнка 

· Заметная перемена в обычных манерах поведения. 

· Недостаток сна, повышенная сонливость. 

· Ухудшение, улучшение  аппетита. 

· Признаки беспокойства. 

· Признаки вечной усталости. 

· Неряшливый внешний  вид или педантичное отношение  к внешнему виду. 

· Усиление жалоб  на физическое недомогание. 

· Склонность к быстрой  перемене настроения. 

· Отдаление от семьи, друзей. 

· Упадок энергии. 

· Отказ от работы в клубах, кружках. 

· Излишний риск в  поступках. 

· Поглощённость  мыслями о смерти или загробной  жизни. 

· Необычные вспышки  раздражительности или любвеобильности. 

· Усиленное чувство  тревоги. 

· Выраженная безнадёжность. 

· Приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления. 

· Раздача в дар  ценного имущества. 

· Приведение в порядок  всех дел. 

· Разговоры о  собственных похоронах. 

· Составление записки  об уходе из жизни. 

· Словесные заявления: "Ненавижу жизнь", "Они пожалеют, о том, что мне сделали", "Не могу больше этого выносить", "Я  покончу с собой", "Никому я  не нужен", "Это выше моих сил". 

Поведение может  меняться постепенно или внезапно. 

Источник негативных переживаний подростка 

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную  сферу для срыва у подростков. Исследования психологов, показали, что  негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых. Согласно данным исследования психологов главный источник негативных переживаний - семейные конфликты. 

Важная причина  подростковых переживаний - частые наказания  детей. 

Частые наказания  провоцируют развитие лживости как  средства скрыть проступок. Досаждает  подросткам и неумелое морализаторство  родителей. 

Проблемы с родителями 

В семьях с нормальными  взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем  поговорить. 

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка - это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем  жить? 

Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как  ей помочь, он не знал, а оставить все  как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом  из создавшейся ситуации. 

Если вовремя вызовут "скорую" самоубийцы попадают в  больницу, где на них смотрят не как на обычных пациентов, которым  нужно просто спасти жизнь, а как  на одного из суицидентов, которому нужно  помочь вернуться к нормальному  существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих пациентов  на совершивших истинное самоубийство и демонстративное. 

Шантажный суицид - это  что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно знает, что его спасут и цель - не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей  выходкой. К примеру, вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А  если не вернется, то хоть окружающие пожалеют. 

Итог этой игры - реанимация. По счастью для большинства "шантажистов" достаточной эмоциональной встряской  становится атмосфера больницы. Тех, для кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы убедить не могут. Для таких  людей вовремя приехавшая "Скорая" - не подарок судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в  течение года повторяют свою попытку. И на этот раз - в более жесткой  форме. 

Отношения родителей  с детьми зачастую не строятся на том  фундаменте открытых, полностью искренних  эмоционально-теплых отношений, которые  являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки  суицида у молодых рассматриваются  психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка  привлечь внимание родителей к своим  проблемам, пробить стену непонимания  между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших  попытки самоубийств, выРаспад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным  с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются  добровольные уходы из жизни. В большей  степени незащищенными в этом плане являются мужчины. 
 

"Интересно, что  молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот, ранние браки не спасают от  уменьшения риска суицида - по  данным американских авторов,  среди женатых юношей в 1,5, а  среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников.  Это связано прежде всего с  тем, что "молодые" браки  чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить  какие-то другие, не относящиеся  к браку проблемы, например, избавиться  от невыносимой обстановки в  семье родителей." [53]. 

Ошибки семейного  воспитания 

1. Вольно или нет  провоцировать в ребёнке чувство  вины. "Ты меня огорчаешь своим  поведением и оценками", "мы  не поедем летом на море, потому  что у тебя двойки". Некоторые  родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку,  как сильно он виноват в  вашем плохом настроении, сколько  страданий им доставил. Если бы  не он, всё было бы прекрасно,  и только он расстроил все  планы. Таким образом, воспитывается  человек, который станет заниматься  самоедством. Он взвалит всю  вину за себя или протранслирует  её обобщённо: "Я умру, а вы  все останетесь виноватыми!". 

2. Жёстко контролировать  поведение, распорядок дня, учёбу  и, даже, настроение ребёнка. Нередко  родители берут на себя ответственность  за малейшие эмоциональные переживания  своего ребёнка. "Он плачет  или устал - значит, мы не создали  ему комфортных условий". В  результате вырастают дети, не  умеющие отвечать за себя и  последствия своих поступков.  Чувство беспомощности при таком  типе воспитания нередко становится  причиной самоубийства. 

3. Относиться к  ребёнку, как к своей последней  игрушке. Это свойственно родителям,  которые не доиграли в собственном  детстве. "Зачем ему учиться  - он ещё такой маленький? Зачем  ему заниматься спортом - он  такой слабый? Зато он такой  славный!". Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать  и планировать события, ставить  себе цели и идти к ним. 

4. Стараться объяснять  все события в жизни ребёнка  внешними причинами, игнорируя  возможность самого человека  быть хозяином своей судьбы  и чувств. Подобное воспитание  порождает зависимость эмоциональных  состояний от внешней среды  и полное неумение справляться  с трудностями самостоятельно. 

5. Постоянно оберегать  ребёнка от ошибок. В результате  мотивация избегания станет доминировать  у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся  достигнуть большего, а другие - боятся  совершить ошибку. Страх ошибки  приводит к потере перспективного  взгляда на будущее и, как  следствие, потере смысла жизни. 

Таким образом, отметим, что случайных самоубийц не бывает. Над каждым в течение 10-15 лет упорно работает окружение (родители, родственники). Издержки воспитания не смертельный  диагноз. Стоит вовремя заметить свои ошибки и изменить свою жизнь  самостоятельно или с помощью  психолога. 

Несчастная любовь 

Надписи на партах "Саша + Маша = Любовь", ситуация "я его  люблю, а он меня нет". Нередкие проявления неразделенной любви в подростковом возрасте. У подростков нет еще  опыта взрослых, что все проходит, "один бросил, десять подберут". Нет  и каких-то зацепок, удерживающих в  жизни даже после серьезной эмоциональной  встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может  иметь значение, когда потерян  самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. 

Здесь важно осознать одно - насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом  вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен  и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости  на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит - она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что  гости вовремя из петли вынули.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.