Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции РФ. Оказание юридической помощи осуществляется государственным, частным нотариатом, адвокатурой.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


46
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра «Уголовного процесса»

Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»

РЕФЕРАТ

по теме : «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»

Автор:

Адъюнкт кафедры

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород - 2008
План
Вступительная часть
1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.
2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.
3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.
Заключительная часть (подведение итогов).
Литература:

Основная:
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 1998. Гл. 16.
2.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.
3.Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. -М., Щит-М. 2003. Гл.2. параграф 7-8.
4.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 . Раздел 5. Гл. 5.
5.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.

Дополнительная:

1.Конституци РФ. М. 1993.
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ. 22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.
3. Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23, Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).
4. «Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». Указ Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998 . №31. Ст. 3841.
Введение.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.
Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции субъектов федерации.
Помимо органов юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, а также адвокатура.
Нотариат - это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством совершения нотариальных действий Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999. С. 607..
Значение нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение». Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 4-5 (предисловие).
Деятельность нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положения сделки и последствия их применения.
Адвокатура - это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство.
Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.
Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ

Административная реформа распределила разнородные государственные функции между различными видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на задачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективность государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов, исполнения наказаний и регистрационная.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее -- Минюст России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную по-литику в сфере юстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением о Министерстве юстиции Рос-сийской Федерации, которое утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее -- Положение о Мин-юсте России)11 Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 N 1313 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4108.. (ред. от 29.15.2006)
.
В соответствии с Положением о Минюсте России на него возложены следующие функции.
Выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст Рос-сии наделен полномочиями:
1. вносить Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, дру-гие документы, по которым требуется решение Прези-дента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относя-щимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Миню-ста РФ и подведомственных ему федеральных служб;
2. обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также меж-дународных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3. обобщать практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной полити-ки в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе меры по совершенствованию своей дея-тельности;
4. участвовать в организации работы по систематизации за-конодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
5. проводить в установленном законодательством РФ по-
рядке конкурсы и заключать государственные контрак-ты на размещение заказов на поставку товаров, выпол-нение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ
для иных государственных нужд по вопросам, относя-щимся к компетенции Минюста России;
6. разрабатывать и представлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направле-ниях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
7. обобщать практику подготовки федеральными мини-стерствами проектов федеральных конституционных за-конов и федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки;
8. координировать работу федеральных органов исполни-тельной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости давать правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
9. осуществлять государственную регистрацию норматив-ных правовых актов федеральных органов исполнитель-ной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ;
10. осуществлять государственный учет нормативных пра-вовых актов субъектов РФ;
11. организовывать государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных право-вых актов о внесении изменений в эти уставы;
12. осуществлять и другие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.
Другой функцией, которая возложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции на Минюст России возложено в конце 1990-х гг. В со-ответствии с реализацией данной функции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения на-казаний (ФСИН РФ)11 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 N 1314 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4109. (ред. от 02.12.2005)., которая непосредственно и осуществ-ляет деятельность по реализации данной функции.
Еще одна функция, которая традиционно возлагается на Минюст России -- выработка и реализация государственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положе-нием о Минюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:
· утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;
· осуществляет иные функции по нормативно-правово-му регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;
· определяет порядок ведения реестров адвокатов субъек-тов РФ;
· утверждает форму ордера на исполнение поручения, вы-даваемого адвокатским образованием, и форму удосто-верения адвоката;
Новой функцией, которой наделен Минюст России, счита-ется обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Выполне-ние данной функции возложено на Федеральную службу су-дебных приставов (ФССП РФ)21 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13.10.2004 N 1316 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4111. (ред. от 14.02.2006). Минюста России.
Следующая функция, которую осуществляет Минюст Рос-сии -- регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религи-озных организаций и политических партий. Осуществление дан-ной функции поручено Федеральной регистрационной служ-бе (Росрегистрации)32 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 N 1315 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4110. (ред. от 02.05.2006).
Минюста России.
Традиционно на Министерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководству судебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организацион-ное и методическое руководство деятельностью судебно-экс-пертных учреждений, которые ему подведомственны.
Кроме того, на Минюст России возложена функция, кото-рая связана с осуществлением международного сотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничества наделен полномочиями:
1. представлять в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международ-ных договоров РФ о правовой помощи и правовых от-ношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2. согласовывать в установленном законодательством РФ порядке предложения о заключении, прекращении, при-остановлении действия или временного применения международных договоров РФ;
3. вносить в соответствии с законодательством РФ пред-ложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ;
4. давать заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юри-дической силе в РФ, а также по иным вопросам, связан-ным с вступлением в силу и выполнением такого дого-вора, если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;
5. получать в установленном порядке от иностранных го-сударств или их компетентных органов запросы о пра-вовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной вла-сти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
6. взаимодействовать в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иност-ранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Структура Министерства юстиции Российской Федерации
Руководство деятельностью Минюста России осуществля-ет Президент РФ.
Возглавляет Минюст России министр юстиции РФ, кото-рый назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель-ства РФ. Министр несет персональную ответственность за вы-полнение возложенных на Минюст России задач и реализа-цию государственной политики в установленной сфере дея-тельности. Министр юстиции может иметь двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель-ства РФ.
Система Минюста России состоит из центрального аппара-та, территориальных органов, а также федеральных государ-ственных учреждений, которые созданы для реализации задач в установленной сфере деятельности Минюста России.
Структурными подразделениями центрального аппарата Минюста России являются девять департаментов по основ-ным направлениям деятельности, в состав которых могут вхо-дить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеется экспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники, которые имеют замести-телей.
В Минюсте России образуется коллегия в составе: мини-стра (председатель коллегии), его заместителей, руководите-лей подведомственных Минюсту России Федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов юстиции. Решения коллегии принима-ются большинством голосов ее членов. На основании реше-ний коллегии при необходимости могут издаваться приказы Минюста России.
В Минюсте России образуется научно-консультативный со-вет. Состав совета и положения о них утверждаются министром юстиции РФ.
При Минюсте России создаются как образовательные уч-реждения (Российская правовая академия Минюста России), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Фе-деральную систему экспертных учреждений Минюста России составляют:
· российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
· региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
· центральные лаборатории и лаборатории судебной экс-пертизы (ЦЛСЭ);
Российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) -- головное учреждение системы Минюста России. В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теорети-ческими и методическими разработками выполняют все роды криминалистических, биологических, автотехнических экспер-тиз; бухгалтерские, планово-экономические и инженерно-тех-нические экспертизы, в том числе повторные и сложные, ко-торые не могут выполниться в других учреждениях по ка-ким-либо причинам. РФЦСЭ являются юридическими лицами, имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственно-го герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей де-ятельности.
Региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), Цен-тральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою деятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17 января 1995г. № 19-01-7--95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ». Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государ-ственного герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, на-значаемый на должность министром юстиции РФ. Кроме это-го, в лабораториях создаются отделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождения лаборатории), дей-ствующие в соответствии с положениями о них, утверждае-мыми начальником лаборатории.
Современный судебный процесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно проведенная экспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и значительно повышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой системы правосудия. Назрела необходимость формирования в России (из разрозненных государственных судебно-экспертных учреждений) Федерального агентства государственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России11 Чайка Ю.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции // Адвокат. 2005. № 5. С. 25..
Кроме того, в Минюст России входят:
· Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)11 Указ Президента РФ от 28.07.1998 N 904 «"О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации " //Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3841. (ред. от 08.05.2005)
;
· Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация);
· Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ).
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ) является федеральным органом исполнительной власти, ко-торая осуществляет функции:
1. правоприменительные, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
2. по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящих-ся под стражей, их охране и конвоированию;
3. по контролю за поведением условно осужденных и осуж-денных, которым судом предоставлена отсрочка отбы-вания наказания.
ФСИН РФ подведомственна Минюсту России.
ФСИН РФ возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возло-женных на ФСИН РФ полномочий. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя, назна-чаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Кроме того, назначение на должности высшего на-чальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществля-ется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В систему ФСИН РФ входят: центральный аппарат; его тер-риториальные органы; учреждения, исполняющие наказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специ-ально созданные для обеспечения деятельности уголовно-ис-полнительной системы. В систему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный аппарат ФСИН РФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности Службы. В свою очередь управления состоят из отделов. Возглавляют управ-ления начальники управлений, которые имеют своих заме-стителей.
В каждом из субъектов РФ создаются территориальные орга-ны, которые представляют собой управления ФСИН РФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные орга-ны начальники, которые имеют своих заместителей.
Исправительными учреждениями ФСИН РФ являются ис-правительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказание осужденные. Возглавляют исправительные учреж-дения ФСИН РФ начальники. Кроме того, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника по оперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные изоляторы ФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осуж-денных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выпол-нения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в от-ношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, остав-ленных в следственных изоляторах с их письменного согла-сия. Все следственные изоляторы создается, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции РФ. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на долж-ность и освобождается от должности начальником территори-ального органа управления исполнения наказания.
Правоохранительная деятельность подразделений ФСИН РФ заключается в производстве оперативно-розыскных дей-ствий, а также в возбуждении уголовного дела и выполнении неотложных следственных действий.
В системе ФСИН РФ граждане проходят правоохранитель-ную и государственно-гражданскую службу, которые являют-ся разновидностями государственной службы.
Федеральная регистрационная служба
Федеральная регистрационная служба (далее -- Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входит в Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осу-ществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижи-мое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объ-единений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
На Росрегистрацию возложены задачи:
1. по обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. организации деятельности государственной регистрации общественных объединений и политических партий;
3. осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4. осуществлению контроля деятельности саморегулиру-емых организаций арбитражных управляющих;
5. управлению территориальными органами Росрегистрации.
Росрегистрацию возглавляет директор -- главный государ-ственный регистратор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представ-лению Председателя Правительства РФ. Директор несет пер-сональную ответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий. Директор имеет четырех замес-тителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему Росрегистрации составляет ее центральный аппа-рат, а также и территориальные органы.
В центральном аппарате Росрегистрации созданы семь уп-равлений по основным направлениям деятельности Службы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные органы Росрегистрации возглавляют ру-ководители, которые являются главными государственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначают-ся и освобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должность главного государственного ре-гистратора субъекта РФ представляет в Минюст России ди-ректор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегис-трации выполняют те же задачи, что и органы Росрегистра-ции, но только на территории соответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации предусмотрена государственно-гражданская служба как одна из разновидностей государственной службы.
Вывод: Следует подчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не "с чистого листа". Системы исполнения наказаний, регистрации, исполнения постановлений судебных органов существовали раньше, и на этих направлениях были получены определенные результаты. Наша задача - сохранить накопленный положительный опыт и развить те начинания, основа которых была заложена в предшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему конструктивных взаимоотношений с высокой степенью координации деятельности, которая позволит эффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и подведомственными службами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и
частного нотариата в РФ

Одним из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержание нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До 1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. "О государственном нотариате".
Следствием проводимых в России социально - экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1 (далее - Основы).
Основами наряду с сохранением государственного нотариата была введена новая - частная форма нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Ввиду различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе - положения о необходимости четкого определения публично - правового статуса нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты; разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата; обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственному контролю в сфере нотариата11 Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Современное право. 2001. N 11. С. 8..
В отличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательного определения собственной системы.
Большинство авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично - правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)22 Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. М: Издательство БЕК, 2000. Т. 1. С. 1.
. При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично - властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов.
Нотариат представляет собой систему государственных ор-ганов и должностных лиц, на которых возложено удостовере-ние бесспорных прав и фактов, свидетельствование докумен-тов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных кон-торах или занимающиеся частной практикой, а также долж-ностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Нотариат в Российской Федерации имеет определенную си-стему. Возглавляет ее Федеральная нотариальная палата. Она, представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правами юридического лица после ее государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица -- региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.
Федеральная нотариальная палата обладает правами юри-дического лица с полной финансово-хозяйственной самосто-ятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хо-зяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвен-тарь, имущество культурно-просветительного и оздоровитель-ного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления ус-тавной деятельности.
При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудо-вание, при этом ее имущество не облагается налогом на иму-щество предприятий.
Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной па-латы, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.
Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внут-реннюю и внешнюю экономическую деятельность в установлен-ном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заклю-чать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третей-ских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему зако-нодательству РФ и ее уставу.
Устав Федеральной нотариальной палаты принимается со-бранием представителей всех региональных нотариальных па-лат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерством юстиции РФ.
Изменения и Дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей.
Федеральная нотариальная палата может быть ликвидиро-вана только по решению собрания. Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.
Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют рав-ные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все ее выбор-ные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в ис-полнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятель-ности Федеральной нотариальной палаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
По своей структуре Федеральная нотариальная палата состоит из собрания (съезда) представителей нотариальных палат, прав-ления Федеральной нотариальной палаты, президента Федераль-ной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты явля-ется собрание (съезд) представителей нотариальных палат. Со-брание (съезд) представителей нотариальных палат созывает-ся не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеоче-редных собраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют представители не менее двух тре-тей нотариальных палат. Оно созывается правлением Федераль-ной нотариальной палаты. Все решения принимаются простым большинством голосов. Порядок и форма голосования опре-деляются непосредственно на собрании.
Внеочередное собрание (съезд) представителей нотариаль-ных палат созывается по инициативе правления или одной чет-верти региональных нотариальных палат.
Собрание (съезд) представителей нотариальных палат мо-жет принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятель-ности Федеральной нотариальной палаты. В качестве исклю-чительной компетенции полномочий собрания (съезда) пред-ставителей нотариальных палат будут относиться вопросы, связанные:
· с определением приоритетных направлений деятельности федеральной нотариальной палаты;
· избранием правления, президента и ревизионной комиссии;
· заслушиванием отчетов правления, президента и реви-зионной комиссии;
· рассмотрением споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
· определением размера членских взносов и других платежей;
· прием в члены Федеральной нотариальной палаты;
· внесением изменений и дополнений в устав;
· принятием решений о прекращении деятельности и лик-видации федеральной нотариальной палаты.
Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариаль-ных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием. Правление правомочно при-нимать решения, если в его работе принимают участие две тре-ти избранных членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления. Правление нота-риальной палаты имеет следующие полномочия:
· созыв собрания представителей нотариальных палат;
· подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение со-брания;
· определение конкретных путей реализации требований устава;
· организация выполнения решений собрания и требова-ний устава;
· разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты;
· образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;
· подготовка материалов по вопросам, отнесенным к ком-петенции собрания;
· повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
· осуществление взаимодействия с Министерством юсти-ции РФ и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;
· проведение проверок деятельности нотариусов, занима-ющихся частной практикой;
· организация взаимодействия с международными орга-низациями нотариусов.
Высшей исполнительной властью обладает президент Фе-деральной нотариальной палаты. Он руководит работой прав-ления. Президент избирается тайным голосованием на собра-нии представителей нотариальных палат на пять лет. В его фун-кции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государ-ственной власти РоссийскойФедерации, хозяйственных и об-щественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты.
Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления и президента на собрании предста-вителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия. Кандидаты в состав комис-сии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионная ко-миссия контролирует выполнение уставных требований, опе-ративн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.