На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции РФ. Оказание юридической помощи осуществляется государственным, частным нотариатом, адвокатурой.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


46
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра «Уголовного процесса»

Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»

РЕФЕРАТ

по теме : «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»

Автор:

Адъюнкт кафедры

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород - 2008
План
Вступительная часть
1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.
2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.
3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.
Заключительная часть (подведение итогов).
Литература:

Основная:
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 1998. Гл. 16.
2.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.
3.Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. -М., Щит-М. 2003. Гл.2. параграф 7-8.
4.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 . Раздел 5. Гл. 5.
5.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.

Дополнительная:

1.Конституци РФ. М. 1993.
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ. 22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.
3. Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23, Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).
4. «Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». Указ Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998 . №31. Ст. 3841.
Введение.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.
Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции субъектов федерации.
Помимо органов юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, а также адвокатура.
Нотариат - это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством совершения нотариальных действий Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999. С. 607..
Значение нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение». Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 4-5 (предисловие).
Деятельность нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положения сделки и последствия их применения.
Адвокатура - это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство.
Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.
Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ

Административная реформа распределила разнородные государственные функции между различными видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на задачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективность государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов, исполнения наказаний и регистрационная.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее -- Минюст России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную по-литику в сфере юстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением о Министерстве юстиции Рос-сийской Федерации, которое утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее -- Положение о Мин-юсте России)11 Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 N 1313 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4108.. (ред. от 29.15.2006)
.
В соответствии с Положением о Минюсте России на него возложены следующие функции.
Выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст Рос-сии наделен полномочиями:
1. вносить Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, дру-гие документы, по которым требуется решение Прези-дента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относя-щимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Миню-ста РФ и подведомственных ему федеральных служб;
2. обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также меж-дународных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3. обобщать практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной полити-ки в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе меры по совершенствованию своей дея-тельности;
4. участвовать в организации работы по систематизации за-конодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
5. проводить в установленном законодательством РФ по-
рядке конкурсы и заключать государственные контрак-ты на размещение заказов на поставку товаров, выпол-нение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ
для иных государственных нужд по вопросам, относя-щимся к компетенции Минюста России;
6. разрабатывать и представлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направле-ниях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
7. обобщать практику подготовки федеральными мини-стерствами проектов федеральных конституционных за-конов и федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки;
8. координировать работу федеральных органов исполни-тельной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости давать правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
9. осуществлять государственную регистрацию норматив-ных правовых актов федеральных органов исполнитель-ной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ;
10. осуществлять государственный учет нормативных пра-вовых актов субъектов РФ;
11. организовывать государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных право-вых актов о внесении изменений в эти уставы;
12. осуществлять и другие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.
Другой функцией, которая возложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции на Минюст России возложено в конце 1990-х гг. В со-ответствии с реализацией данной функции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения на-казаний (ФСИН РФ)11 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 N 1314 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4109. (ред. от 02.12.2005)., которая непосредственно и осуществ-ляет деятельность по реализации данной функции.
Еще одна функция, которая традиционно возлагается на Минюст России -- выработка и реализация государственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положе-нием о Минюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:
· утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;
· осуществляет иные функции по нормативно-правово-му регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;
· определяет порядок ведения реестров адвокатов субъек-тов РФ;
· утверждает форму ордера на исполнение поручения, вы-даваемого адвокатским образованием, и форму удосто-верения адвоката;
Новой функцией, которой наделен Минюст России, счита-ется обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Выполне-ние данной функции возложено на Федеральную службу су-дебных приставов (ФССП РФ)21 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13.10.2004 N 1316 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4111. (ред. от 14.02.2006). Минюста России.
Следующая функция, которую осуществляет Минюст Рос-сии -- регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религи-озных организаций и политических партий. Осуществление дан-ной функции поручено Федеральной регистрационной служ-бе (Росрегистрации)32 Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 N 1315 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4110. (ред. от 02.05.2006).
Минюста России.
Традиционно на Министерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководству судебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организацион-ное и методическое руководство деятельностью судебно-экс-пертных учреждений, которые ему подведомственны.
Кроме того, на Минюст России возложена функция, кото-рая связана с осуществлением международного сотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничества наделен полномочиями:
1. представлять в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международ-ных договоров РФ о правовой помощи и правовых от-ношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2. согласовывать в установленном законодательством РФ порядке предложения о заключении, прекращении, при-остановлении действия или временного применения международных договоров РФ;
3. вносить в соответствии с законодательством РФ пред-ложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ;
4. давать заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юри-дической силе в РФ, а также по иным вопросам, связан-ным с вступлением в силу и выполнением такого дого-вора, если это предусмотрено международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;
5. получать в установленном порядке от иностранных го-сударств или их компетентных органов запросы о пра-вовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной вла-сти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
6. взаимодействовать в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иност-ранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Структура Министерства юстиции Российской Федерации
Руководство деятельностью Минюста России осуществля-ет Президент РФ.
Возглавляет Минюст России министр юстиции РФ, кото-рый назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель-ства РФ. Министр несет персональную ответственность за вы-полнение возложенных на Минюст России задач и реализа-цию государственной политики в установленной сфере дея-тельности. Министр юстиции может иметь двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель-ства РФ.
Система Минюста России состоит из центрального аппара-та, территориальных органов, а также федеральных государ-ственных учреждений, которые созданы для реализации задач в установленной сфере деятельности Минюста России.
Структурными подразделениями центрального аппарата Минюста России являются девять департаментов по основ-ным направлениям деятельности, в состав которых могут вхо-дить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеется экспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники, которые имеют замести-телей.
В Минюсте России образуется коллегия в составе: мини-стра (председатель коллегии), его заместителей, руководите-лей подведомственных Минюсту России Федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов юстиции. Решения коллегии принима-ются большинством голосов ее членов. На основании реше-ний коллегии при необходимости могут издаваться приказы Минюста России.
В Минюсте России образуется научно-консультативный со-вет. Состав совета и положения о них утверждаются министром юстиции РФ.
При Минюсте России создаются как образовательные уч-реждения (Российская правовая академия Минюста России), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Фе-деральную систему экспертных учреждений Минюста России составляют:
· российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
· региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
· центральные лаборатории и лаборатории судебной экс-пертизы (ЦЛСЭ);
Российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) -- головное учреждение системы Минюста России. В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теорети-ческими и методическими разработками выполняют все роды криминалистических, биологических, автотехнических экспер-тиз; бухгалтерские, планово-экономические и инженерно-тех-нические экспертизы, в том числе повторные и сложные, ко-торые не могут выполниться в других учреждениях по ка-ким-либо причинам. РФЦСЭ являются юридическими лицами, имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственно-го герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей де-ятельности.
Региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), Цен-тральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющими экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою деятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17 января 1995г. № 19-01-7--95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы и центральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ». Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государ-ственного герба РФ и со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, на-значаемый на должность министром юстиции РФ. Кроме это-го, в лабораториях создаются отделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождения лаборатории), дей-ствующие в соответствии с положениями о них, утверждае-мыми начальником лаборатории.
Современный судебный процесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно проведенная экспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и значительно повышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой системы правосудия. Назрела необходимость формирования в России (из разрозненных государственных судебно-экспертных учреждений) Федерального агентства государственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России11 Чайка Ю.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции // Адвокат. 2005. № 5. С. 25..
Кроме того, в Минюст России входят:
· Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)11 Указ Президента РФ от 28.07.1998 N 904 «"О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации " //Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3841. (ред. от 08.05.2005)
;
· Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация);
· Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ).
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ) является федеральным органом исполнительной власти, ко-торая осуществляет функции:
1. правоприменительные, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
2. по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящих-ся под стражей, их охране и конвоированию;
3. по контролю за поведением условно осужденных и осуж-денных, которым судом предоставлена отсрочка отбы-вания наказания.
ФСИН РФ подведомственна Минюсту России.
ФСИН РФ возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возло-женных на ФСИН РФ полномочий. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя, назна-чаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Кроме того, назначение на должности высшего на-чальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществля-ется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В систему ФСИН РФ входят: центральный аппарат; его тер-риториальные органы; учреждения, исполняющие наказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специ-ально созданные для обеспечения деятельности уголовно-ис-полнительной системы. В систему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный аппарат ФСИН РФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности Службы. В свою очередь управления состоят из отделов. Возглавляют управ-ления начальники управлений, которые имеют своих заме-стителей.
В каждом из субъектов РФ создаются территориальные орга-ны, которые представляют собой управления ФСИН РФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные орга-ны начальники, которые имеют своих заместителей.
Исправительными учреждениями ФСИН РФ являются ис-правительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказание осужденные. Возглавляют исправительные учреж-дения ФСИН РФ начальники. Кроме того, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника по оперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные изоляторы ФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осуж-денных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выпол-нения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в от-ношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, остав-ленных в следственных изоляторах с их письменного согла-сия. Все следственные изоляторы создается, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции РФ. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на долж-ность и освобождается от должности начальником территори-ального органа управления исполнения наказания.
Правоохранительная деятельность подразделений ФСИН РФ заключается в производстве оперативно-розыскных дей-ствий, а также в возбуждении уголовного дела и выполнении неотложных следственных действий.
В системе ФСИН РФ граждане проходят правоохранитель-ную и государственно-гражданскую службу, которые являют-ся разновидностями государственной службы.
Федеральная регистрационная служба
Федеральная регистрационная служба (далее -- Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входит в Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осу-ществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижи-мое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объ-единений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
На Росрегистрацию возложены задачи:
1. по обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. организации деятельности государственной регистрации общественных объединений и политических партий;
3. осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4. осуществлению контроля деятельности саморегулиру-емых организаций арбитражных управляющих;
5. управлению территориальными органами Росрегистрации.
Росрегистрацию возглавляет директор -- главный государ-ственный регистратор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представ-лению Председателя Правительства РФ. Директор несет пер-сональную ответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий. Директор имеет четырех замес-тителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему Росрегистрации составляет ее центральный аппа-рат, а также и территориальные органы.
В центральном аппарате Росрегистрации созданы семь уп-равлений по основным направлениям деятельности Службы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные органы Росрегистрации возглавляют ру-ководители, которые являются главными государственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначают-ся и освобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должность главного государственного ре-гистратора субъекта РФ представляет в Минюст России ди-ректор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегис-трации выполняют те же задачи, что и органы Росрегистра-ции, но только на территории соответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации предусмотрена государственно-гражданская служба как одна из разновидностей государственной службы.
Вывод: Следует подчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не "с чистого листа". Системы исполнения наказаний, регистрации, исполнения постановлений судебных органов существовали раньше, и на этих направлениях были получены определенные результаты. Наша задача - сохранить накопленный положительный опыт и развить те начинания, основа которых была заложена в предшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему конструктивных взаимоотношений с высокой степенью координации деятельности, которая позволит эффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и подведомственными службами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и
частного нотариата в РФ

Одним из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержание нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До 1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. "О государственном нотариате".
Следствием проводимых в России социально - экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1 (далее - Основы).
Основами наряду с сохранением государственного нотариата была введена новая - частная форма нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Ввиду различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе - положения о необходимости четкого определения публично - правового статуса нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты; разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата; обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственному контролю в сфере нотариата11 Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Современное право. 2001. N 11. С. 8..
В отличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательного определения собственной системы.
Большинство авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично - правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)22 Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. М: Издательство БЕК, 2000. Т. 1. С. 1.
. При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично - властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов.
Нотариат представляет собой систему государственных ор-ганов и должностных лиц, на которых возложено удостовере-ние бесспорных прав и фактов, свидетельствование докумен-тов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных кон-торах или занимающиеся частной практикой, а также долж-ностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Нотариат в Российской Федерации имеет определенную си-стему. Возглавляет ее Федеральная нотариальная палата. Она, представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правами юридического лица после ее государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица -- региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.
Федеральная нотариальная палата обладает правами юри-дического лица с полной финансово-хозяйственной самосто-ятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хо-зяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвен-тарь, имущество культурно-просветительного и оздоровитель-ного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления ус-тавной деятельности.
При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудо-вание, при этом ее имущество не облагается налогом на иму-щество предприятий.
Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной па-латы, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.
Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внут-реннюю и внешнюю экономическую деятельность в установлен-ном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заклю-чать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третей-ских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему зако-нодательству РФ и ее уставу.
Устав Федеральной нотариальной палаты принимается со-бранием представителей всех региональных нотариальных па-лат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерством юстиции РФ.
Изменения и Дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей.
Федеральная нотариальная палата может быть ликвидиро-вана только по решению собрания. Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.
Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют рав-ные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все ее выбор-ные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в ис-полнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятель-ности Федеральной нотариальной палаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
По своей структуре Федеральная нотариальная палата состоит из собрания (съезда) представителей нотариальных палат, прав-ления Федеральной нотариальной палаты, президента Федераль-ной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты явля-ется собрание (съезд) представителей нотариальных палат. Со-брание (съезд) представителей нотариальных палат созывает-ся не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеоче-редных собраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют представители не менее двух тре-тей нотариальных палат. Оно созывается правлением Федераль-ной нотариальной палаты. Все решения принимаются простым большинством голосов. Порядок и форма голосования опре-деляются непосредственно на собрании.
Внеочередное собрание (съезд) представителей нотариаль-ных палат созывается по инициативе правления или одной чет-верти региональных нотариальных палат.
Собрание (съезд) представителей нотариальных палат мо-жет принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятель-ности Федеральной нотариальной палаты. В качестве исклю-чительной компетенции полномочий собрания (съезда) пред-ставителей нотариальных палат будут относиться вопросы, связанные:
· с определением приоритетных направлений деятельности федеральной нотариальной палаты;
· избранием правления, президента и ревизионной комиссии;
· заслушиванием отчетов правления, президента и реви-зионной комиссии;
· рассмотрением споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
· определением размера членских взносов и других платежей;
· прием в члены Федеральной нотариальной палаты;
· внесением изменений и дополнений в устав;
· принятием решений о прекращении деятельности и лик-видации федеральной нотариальной палаты.
Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариаль-ных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием. Правление правомочно при-нимать решения, если в его работе принимают участие две тре-ти избранных членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления. Правление нота-риальной палаты имеет следующие полномочия:
· созыв собрания представителей нотариальных палат;
· подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение со-брания;
· определение конкретных путей реализации требований устава;
· организация выполнения решений собрания и требова-ний устава;
· разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты;
· образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;
· подготовка материалов по вопросам, отнесенным к ком-петенции собрания;
· повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
· осуществление взаимодействия с Министерством юсти-ции РФ и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;
· проведение проверок деятельности нотариусов, занима-ющихся частной практикой;
· организация взаимодействия с международными орга-низациями нотариусов.
Высшей исполнительной властью обладает президент Фе-деральной нотариальной палаты. Он руководит работой прав-ления. Президент избирается тайным голосованием на собра-нии представителей нотариальных палат на пять лет. В его фун-кции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государ-ственной власти РоссийскойФедерации, хозяйственных и об-щественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты.
Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления и президента на собрании предста-вителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия. Кандидаты в состав комис-сии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионная ко-миссия контролирует выполнение уставных требований, опе-ративн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.