На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 02.12.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

ПЛАН

1. Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды
2. Материальная ответственность за экологические проступки
3. Правовая охрана атмосферного воздуха
1. Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды.

Экологический контроль -- важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окру-жающей среды от вредных воздействий, функция государственно-го управления и правовой институт права окружающей среды. Ос-новываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право-вую меру. Именно посредством экологического контроля в основ-ном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требова-ний. Меры юридической ответственности за экологические право-нарушения применяются либо в процессе экологического контро-ля, либо с привлечением иных государственных органов.
Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспече-ния рационального природопользования и охраны окружающей среды -- экологического нормирования, экологической эксперти-зы, экологического лицензирования, экологической сертифика-ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес-кий контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых тре-бований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представ-ляет собой целенаправленную деятельность специально уполномо-ченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.
Российское административное право выделяет два вида кон-трольной деятельности -- контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отно-шении органов исполнительной власти, предприятий, обществен-ных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Гос-стандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических пра-вил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и кара-тельную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъ-екты экологического контроля, зная о возможной проверке соблю-дения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Ин-формационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную инфор-мацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в при-менении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам со-ответствующих проверок.
В природоохранительной практике России выделяются следую-щие виды экологического контроля: государственный, ведомст-венный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
Государственный экологический контроль
Задачей государственного экологического контроля яв-ляется обеспечение выполнения правовых требований по рацио-нальному использованию природных ресурсов и охране окружаю-щей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осу-ществляемый в рамках экологической функции государства госу-дарственный контроль в данной сфере в значительной мере опреде-ляет эффективность данной функции. Потенциально государст-венный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функ-ции государства может использовать не только собственные полно-мочия государственно-властного характера, но и прибегать к под-держке правоохранительных органов -- прокуратуры и суда. Ос-новными мерами административного принуждения при этом явля-ются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), ад-министративной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общест-венного воздействия).
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стади-ях планирования или проектирования этой деятельности, реализа-ции проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государст-венный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природополь-зования.
Соответственно подразделению органов государственного уп-равления природопользованием и охраной окружающей среды органы общей и специальной компетенции государственный эко-логический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осу-ществляется органами общей компетенции, специальный -- орга-нами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля делится на: общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения..
Государственный экологический контроль проводится на опре-деленных принципах. Основные из них -- законность, объектив-ность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Прин-цип законности проявляется в том, что такой контроль могут про-водить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельнос-ти контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполно-моченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического кон-троля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природ-ные ресурсы.
Правовые основы организации и осуществления государствен-ного экологического контроля установлены Конституцией РФ, за-конами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законода-тельством, а также рядом специальных подзаконных актов. Зако-ном «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) опреде-лены задачи, органы государственного экологического контроля, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). За-дачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. К специальным актам в рассматри-ваемой сфере относятся:
1) Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны ок-ружающей среды и природных ресурсов РФ и его территори-альных органов, утвержденные приказом Минприроды Рос-сии от 17 апреля 1996 г.;
2) Порядок осуществления государственного экологического контроля за охраной окружающей природной среды и соблю-дением требований экологической безопасности при произ-водстве, использовании, хранении, захоронении радиоак-тивных материалов и источников ионизирующего излуче-ния, утвержденный приказом Минприроды России от 8 ок-тября 1993 г.;
3) Приказ Минприроды России от 23 июля 1996 г. «О совершен-ствовании технического и методического обеспечения эколо-гического контроля и использования новых экономических механизмов при осуществлении природоохранной деятель-ности»;
4) Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной зе-мель при проведении земельной реформы»;
5) Положение о порядке осуществления государственными ор-ганами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утверж-денное постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. и др.
Государственный общий экологический контроль
Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представи-тельными органами субъектов РФ, Правительством РФ, прави-тельствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и орга-нами местного самоуправления.
Полномочия Президента России как главы государства по про-ведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непо-средственного контроля Президента РФ и опосредованного -- через подразделения его администрации. Непосредственный кон-троль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению эко-логических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, предсе-дателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 14 ав-густа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции, подчинен и подотчетен Президенту РФ. Это -- МВД РФ, Федеральная пограничная служба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пра-вительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимых решений.
Президентский контроль реализуется также через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации. От имени и по поручению Президента РФ Контрольное управление осуществляет контроль за исполнени-ем федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачи Контрольное управление решает посредством проверок. По их результатам оно вправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предпи-сания руководителям федеральных органов и главам исполнитель-ной власти субъектов РФ об устранении выявленных нарушений, а также направлять соответствующие материалы в Прокуратуру РФ и контрольные органы.
Хотя государственный экологический контроль осуществляет-ся преимущественно в системе органов исполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружаю-щей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конститу-цией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти.
На федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Они проявляются в том, то Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ. Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства РФ при формировании бюд-жета. В соответствии с Законом «Об охране окружающей природ-ной среды» финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования -- задача Го-сударственной Думы. Важным является также контроль за испол-нением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающим-ся охраны окружающей среды: он относится к совместному веде-нию обеих палат Федерального Собрания РФ. На регулярной осно-ве такой контроль от имени федерального Собрания РФ осущест-вляет специально созданный орган -- Счетная палата. Контроль-ная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным за-коном от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федера-ции». Она, в частности, проводит оперативный контроль за испол-нением федерального бюджета в отчетном году; комплексные реви-зии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспер-тизу проектов федерального бюджета и др. (ст. 9 названного Феде-рального закона).
Контрольные полномочия представительных органов субъек-тов РФ, как правило, шире федеральных. Так, согласно конститу-циям республик Татарстана и Башкортостана представительные органы являются высшими законодательными и контрольными органами. Они контролируют деятельность всех подотчетных им государственных органов, каковыми являются, в частности, пра-вительства.
Государственный общий экологический контроль осуществля-ют также органы исполнительной власти общей компетенции -- Правительство РФ, правительства субъектов Федерации. Экологи-ческий контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствую-щими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Кон-ституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Пре-зидента РФ, постановлениям правительств.
Администрации краев, областей и других субъектов РФ осу-ществляют контроль за использованием природных ресурсов и ох-раной окружающей среды, радиационным состоянием террито-рий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоя-нием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, нахо-дящихся в собственности субъекта РФ.
Государственный специальный экологический контроль
Государственный специальный (надведомственный) экологи-ческий контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризует-ся, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, пред-приятий, а также граждан по вопросам природопользования и ох-раны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объек-тами этого контроля отсутствует организационная подчинен-ность1.
Круг органов, уполномоченных на проведение государственно-го надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государствен-ные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:
* Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
* Министерство природных ресурсов РФ;
* Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и зем-леустройству;
* Федеральная служба лесного хозяйства России.
Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и теку-щего. При этом предупредительный контроль осуществляется при-менительно к различным видам экологически значимой деятель-ности и различными способами. Основными из них являются со-гласования с природоохранительными органами, дача ими заклю-чений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроиз-водство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом феде-рального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Соглас-но ст. 25 Закона «О недрах», проектирование и строительство про-мышленных комплексов и других хозяйственных объектов разре-шается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориаль-ного подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может слу-жить участие представителей специально уполномоченных госу-дарственных органов в области охраны окружающей среды в госу-дарственных приемочных комиссиях.
К специфическим способам осуществления предупредительно-го экологического контроля относится также проведение государ-ственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объек-тов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проекти-рованию и строительству (ст. 80 ВК РФ).
Полагаем необходимым отметить, что не можем рассматривать Государственную экологическую экспертизу, экологическое ли-цензирование, экологическую сертификацию как способы прове-дения экологического контроля, хотя, и подчеркиваем, что все на-званные меры служат правовыми средствами, имеющими целью обеспечить выполнение правовых экологических требований. Но, как отмечалось, это -- самостоятельные функции государственно-го управления, осуществляемые разными структурными подразде-лениями в системе специально уполномоченных органов, имею-щие собственные правовые основы и собственные процедуры. Не случайно в соответствии с Положением о государственной экологи-ческой экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г., контроль за исполнением требований заключения государственной экологической экспертизы осущест-вляют органы государственного экологического контроля, феде-ральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает в п. б ст. 18, что для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологичес-кой экспертизы направляется террито и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.