На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основания и порядок установления опеки и попечительства. Опекунство над детьми в воспитательных, лечебных и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, находящихся под опекой. Принцип ответственности опекунов за воспитание и развитие ребенка.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Содержание

1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.

2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

3. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).

4. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка.
Список литературы.

1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми

Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве "рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей".
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.
Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК).
Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:
· защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
· воспитание ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей.
Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.
Если в месячный срок не удается оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
При установлении опеки и попечительство не требуется согласия:
· родителей несовершеннолетнего;
· супруга будущего опекуна;
· несовершеннолетнего любого возраста (учитывается желание). Опекун (попечитель) назначается только с его согласия.
Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:
· по достижении подопечным 18 лет;
· в случае вступления его в брак;
· в случае его эмансипации.
Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:
· освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства;
· отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей) органом опеки и попечительства.
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой, помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).

2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -- это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, то есть с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом -- школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что около трети от общего количества находящихся в воспитательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (32137), из-за отклонений в умственном или физическом развитии содержатся именно в специальных (кор-рекционных) воспитательных учреждениях различного типа.
В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты в школу-интернат.
Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, -- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК; п. 1 ст. 147 СК), Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК, конкретизируя это положение, называет администрацию учреждения ответственной за выполнение этих обязанностей. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно. Так, основными задачами воспитательного учреждения являются: а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; б) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; г) обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; д) охрана прав и интересов воспитанников. Понятно, что выполнение перечисленных задач относится и к функциональной деятельности опекунов (попечителей). В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК). Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не связанные с виновным поведением опекуна или попечителя (болезнь, служебная командировка и т. п.).
Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюдением норм семейного и гражданского законодательства о правах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка (ст. 26, 28, 37--38 ГК; ст. 150 СК). Воспитательное учреждение выступает в защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя).
Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопечного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке, установленном ГК (ст. 1073, 1074 ГК). Так, учреждение обязано возместить вред, причиненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).
Если вред причинен находящимся в воспитательном учреждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда); если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения, совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК).
В некоторых случаях воспитательным учреждениям при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) следует руководствоваться не только нормами СК и ГК, но и иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний ребенок, утративший попечение родителей, в течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнего. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства), зачисляются администрацией воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего подопечного в местном отделении Сберегательного банка.
Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое регулирует деятельность как государственных, так и муниципальных воспитательных учреждений. В своей деятельности администрация воспитательного учреждения руководствуется федеральным законодательством и решениями соответствующего органа управления образованием, а также международными актами в области защиты прав ребенка. Каждое из воспитательных учреждений имеет свой устав, который утверждается учредителем. Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
Управление воспитательным учреждением осуществляется в соответствии с его уставом и Законом об образовании на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждением являются совет учреждения, общее собрание, педагогический совет, попечительский совет и другие формы. Непосредственное руководство воспитательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 147 СК). Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т. п.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК). Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт); справка о пребывании в учреждении; документы о состоянии здоровья; документ об образовании (для детей школьного возраста); сведения о родителях или близких родственниках; документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот .и детей, оставшихся без попечения родителей").
Администрации воспитательного учреждения предоставлено право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению Совета воспитательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 "Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Вопрос о бытовом устройстве, определении на работу или учебу (исходя из образования и возраста) выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника с учетом конкретных жизненных обстоятельств.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает не только проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по выдаче выпускникам необходимых документов, но и принятие необходимых мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т. п. Если выпускнику не исполнилось восемнадцать лет, то орган опеки и попечительства может назначить ему попечителя. В том случае, когда попечитель не подыскан, функции попечителя возлагаются на орган опеки и попечительства. По достижении выпускником учреждения совершеннолетия орган опеки и попечительства должен оказывать ему помощь в реализации и защите прав, предоставляемых законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом нельзя забывать, что законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются порядка поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование (п. 1 и 2 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Во время обучения во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается стипендия. Причем размер стипендии должен быть не ниже 80% установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на : . весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует их лечению (п. 9 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Кроме того, в случае расторжения заключенного контракта с образовательным учреждением они освобождаются от возмещения причиненных учебному заведению и работодателю до получения диплома затрат, связанных с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом.

3. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Перечень прав, детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание; б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.