Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 100733


Наименование:


Курсовик Особенности внимания дошкольников на базе детского сада общеразвивающего вида «Родничок» п. Фаленки Фаленского района Кировской области

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 18.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: 40.

Описание (план):


Минобрнауки России
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии
Кафедра общей и специальной психологии


Курсовая работа по психологии



Особенности внимания дошкольников


Выполнила:
студентка 2 курса педагогического факультета
группы ПДД-21 заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
************
____________________/подпись/


Киров
2015
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………….....4
1.1. Понятие внимание в психологии…………………………………………4
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста…………14
1.3. Особенности внимания детей дошкольного возраста………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста ………………………………………………...26
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования внимания детей дошкольного возраста ………………………………………………...26
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………29
2.3. Рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста…33
Заключение ……………………………………………………………………38
Библиографический список ………………………………………………….40
Приложение……………………………………………………………………42


Ведение
Дошкольный возраст - это период развития ребенка, когда происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, и становление личностных механизмов и образований. В этот период происходит развитие внимания у ребенка. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. Вот почему так важно развивать внимание в самом раннем возрасте.
Проблема внимания — одна из сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Исследованиями внимания в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логопедии и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам внимания, своя система понятий, соответственно, свои теории.
Проблемой изучения внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, С.В. Мухина и многие другие).
Важнейшей характеристикой и условием развития дошкольника, безусловно, является развитие у него внимания. Известно, что в процессе любой деятельности (игровой, трудовой, учебной) от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.
Актуальность данной проблемы можно обосновать необходимостью изучения особенностей внимания дошкольников, поскольку именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания (увеличение его объёма, выработка устойчивости и продуктивности, распределения и переключения).
Цель исследования – выявить особенности внимания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности внимания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – особенностью внимания детей дошкольного возраста является его недостаточная устойчивость и продуктивность, распределение и переключение, и объем.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему внимания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать особенности внимания детей дошкольного возраста;
3. Опытно-экспериментальным путем проверить внимание детей дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания детей дошкольного возраста;
2. Эмпирические: психодиагностические («Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»).
База исследования: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» п. Фаленки Фаленского района Кировской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенности внимания детей дошкольного возраста
1.1. Понятие внимание в психологии
Проблеме внимания в психологии всегда отводилось значительное место [7, 10, 14]. При этом само понятие внимания в разные периоды развития науки определялось по-разному: и как особый психический процесс, и как организация всей психической деятельности, и как сосредоточенность на ее выполнении.
В основе самых разных взглядов на природу внимания, как отмечает П.Я. Гальперин, лежат два кардинально противоположных факта. С одной стороны считается, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. «Оно выступает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». С другой позиции считается, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. «Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется» [4].
Именно поэтому П.Я. Гальперин предлагает рассматривать внимание как функцию психического контроля, а воспитание внимания – как формирование у человека навыка самоконтроля. Он подчеркивает, что этот навык может быть сформирован в специально созданных условиях [4].
А.А. Осипова и Л.И. Малашинская также пишут, что «внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [15].
Внимание – сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности....


Заключение
Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.
Внимание – сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у дошкольников.
Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.
Полученные результаты показали, что у дошкольников 5-6 лет из всех свойств внимания наиболее развиты устойчивость и продуктивность внимания, наименее развиты распределение и переключение, объем внимания также не велик.
В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствует интерес и мотивация к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание - один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.
В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач. Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.


Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузыря. – М.: МГУ,1976. – с. 113-129.
2. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001. – 123 с.
3. Венгер, Л. Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 1974. №12. - с. 24-31.
4. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 3. - с. 33-38.
5. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
6. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н. Ф. Добрынин // Советская педагогика. - 1938. - № 8. - с. 12-32.
7. Дормышев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормышев, В. Я. Романов. - М: Тривола, 1995. - 357 с.
8. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9 –е изд.-СПб.: Питер, - 2005. - 940 с.
9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 4-е издание. – М.: Издательство Московского Университета, 1981. – 584 с.
10. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – 267 с.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, - 2010. – 583 с.
12. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975.- 239 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
14. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1995. - Кн. 1. – 576 с.
15. Осипова, А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 104с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. М.: - Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
17. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М.: - Педагогика, 1985. – 267 с.
18. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 234 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.
20. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
22. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 53 с.
23. akademiya_psiholog/vnimanie-u-rebenka/ - Советы по развитию внимания у ребенка.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.