На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Организационно-правовые основы нормотворческой деятельности. Деятельность субъектов нормотворчества. Деятельность конституционного суда. Основные направления совершенствования организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 04.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра теории и практики государственного управления

Допущена к защите
Заведующий кафедрой
теории и практики
государственного управления
Князев С.Н.
”___“ июня 2006 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
”Организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов в Республике Беларусь и пути его совершенствования“

Специализация ”Государственное и местное управление“
Автор работы __________ Кузуров Дмитрий Владимирович
главный советник главного
государственно-правового управления
Администрации Президента Республики Беларусь,
Руководитель
заместитель заведующего
кафедрой теории и практики
государственного управления __________ Гулякевич Андрей Владимирович
Минск 2006
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
1.  Организационно-правовые основы нормотворческой деятельности 7
1.1. Законодательная база подготовки и принятия нормативных правовых актов 7
1.2. Система нормотворческих органов республики беларусь 9
1.3. Основные стадии нормотворческого процесса 13
2.  Деятельность субъектов нормотворчества 26
2.1. Роль главы государства и администрации президента республики беларусь в нормотворческом процессе. Основная деятельность нцзд и нцпи 26
2.2. Законотворческая деятельность парламента 42
2.3. Организация нормотворческой деятельности в правительстве. Экспертно-правовая деятельность минюста 54
2.4. Деятельность конституционного суда 66

2.5. Юридические службы государственных органов (организаций) 72
3.  Основные направления совершенствования организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91

96
ВВЕДЕНИЕ
Нормотворчество является важнейшей формой государственного управления, позволяющей осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения. С другой стороны, нормотворч
еская деятельность - сложный и многогранный процесс, требующий крайне выверенного и сбалансированного подхода в его организации.
Правильная организация работы по приданию управленческим решениям нормативной правовой формы, проведению координационных и практических мероприятий в сфере нормотворчества напрямую связана с эффективностью системы государственного управления и в конечном итоге с качественным уровнем жизни людей.
Путь построения демократического социального правового государства и гражданского общества требует повышения качественного уровня организации нормотворческого процесса и принимаемых нормативных правовых актов. Вопросы организации в республике нормотворческого процесса, отвечающего государственным и общественным интересам, должны находиться в центре первостепенного и постоянного внимания государства и его законодательных, исполнительных, судебных и надзорных органов. Все ошибки и просчеты в этой сфере должны системно выявляться и оперативно устраняться в повседневной деятельности нормотворческих органов.
В этой связи является актуальным исследование организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов в республике и существующих проблем в нормотворческой деятельности государственных органов (организаций).
Целью исследования является определение наиболее оптимальных путей совершенствования организации в республике работы государственных органов (организаций) по подготовке и принятию нормативных правовых актов.
Задачи данного исследования - раскрыть систему нормотворческих органов в Республике Беларусь и законодательную основу ее функционирования, стадии нормотворческого процесса, определить особенности практической деятельности государственных органов (организаций) по подготовке и принятию нормативных правовых актов и выявить сферы в организации нормотворческой деятельности, требующие первоочередного внимания и принятия регулятивных мер со стороны государства и его органов.
Объект настоящего исследования - нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Предметом проводимого исследования является организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов Республики Беларусь.
При подготовке настоящей выпускной квалификационной работы использованы законодательные и иные правовые акты, определяющие статус и компетенцию нормотворческих органов и их подразделений, организацию деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов, выступления Главы государства по вопросам нормотворческой деятельности, отчеты о деятельности субъектов нормотворческой деятельности, материалы, содержащиеся в научных статьях и комментариях руководителей и специалистов государственных органов, осуществляющих подготовку и принятие нормативных правовых актов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Законодательная база подготовки и принятия нормативных правовых актов
С принятием в 1996 г. новой редакции белорусской Конституции наметилась устойчивая тенденция нахождения взаимопонимания между Главой государства и всеми ветвями государственной власти по осуществлению правовой реформы в республике. Действующая редакция Конституции исключила политические конфликты и противостояние между государственными органами, предусмотрела необходимые инструменты сдержек и противовесов, а также преемственности составляющих государственного механизма.
Конституцией Республики Беларусь [1] устанавливается система нормотворческих органов на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, регламентируются основные полномочия Президента Республики Беларусь - Главы государства, Парламента, Правительства, судебных, надзорных и контролирующих органов, органов местного управления и самоуправления и определяется общий механизм подготовки и принятия законопроектов.
Одним из основных законодательных актов в сфере организации работы государственных органов (организаций) по подготовке проектов правовых актов является Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ [7] (далее - Закон о НПА). Этот правовой акт впервые на законодательном уровне регламентировал вопросы подготовки, оформления, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации всех видов нормативных правовых актов, до этого времени закрепленные в научных трудах по теории государства и права, ввел единую и четкую терминологию, применяемую в нормотворчестве. Таким образом, данным Законом охвачены все стадии нормотворческого процесса, что позволяет сделать прозрачной и открытой работу республиканских и местных нормотворческих органов.
В соответствии с Законом о НПА [7] нормотворческая деятельность базируется на принципах конституционности, соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов, приоритета общепризнанных принципов международного права, защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научности. Кроме того, выделяют принципы справедливости, демократизма, гласности, профессионализма и связи с правоприменительной практикой.
На основе обобщения практики применения названного Закона и временных методических правил подготовки проектов нормативных правовых актов, ранее утвержденных Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее - НЦЗД), Главой государства Указом от 11 августа 2003 г. № 359 [21] утверждены Правила подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь (далее - Правила подготовки проектов).
Принятие данного нормативного документа способствовало достижению единообразия и повышению культуры нормотворчества в целом. В этих Правилах систематизированы требования нормотворческой техники, ранее не урегулированные в отечественном законодательстве и применявшиеся нормотворческими органами на уровне правового обычая. Правилами предусмотрены меры, способствующие более эффективной работе временных комиссий (рабочих групп) по подготовке проектов актов, сокращению сроков их разработки и улучшению качества, более осмысленному планированию подготовки проектов, подробно регламентирован порядок принятия и оформления государственными органами совместных нормативных правовых актов, их языкового изложения и структурного деления, определены единые критерии оценки проектов при проведении их обязательной юридической экспертизы.
В целях стабилизации законодательства, перспективного решения актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определения основных направлений и способов совершенствования законодательства в республике принята национальная концепция совершенствования законодательства (одобрена Указом Президентом Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 [19]). В ходе применения положений данной Концепции предполагается:
закрепление основополагающей роли Закона о НПА в регулировании вопросов нормотворческой деятельности;
оптимальное упрощение структуры законодательства, обеспечение согласованности нормативных правовых актов, сокращение количества ведомственных нормативных правовых актов;
внедрение систематизации и перспективного прогнозирования в деятельность всех нормотворческих органов, разработка методик определения последствий принятия нормативных правовых актов;
применение в нормотворческой деятельности ”пакетного“ принципа регламентации общественных отношений, заключающегося в одновременной разработке и принятии комплекса (пакета) нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные общественные отношения;
подготовка проекта концепции Государственной программы развития национального законодательства.
1.2. Система нормотворческих органов Республики Беларусь
В соответствии с Законом о НПА [7] и Правилами подготовки проектов [21] к нормотворческим органам относятся государственные органы (организации) и должностные лица, осуществляющие принятие нормативных правовых актов.
Поскольку принятие нормативных правовых актов практически всегда создает правовые и иные последствия, в том числе оказывающие непосредственное влияние на процесс государственного управления, указанными законодательными актами определен исчерпывающий перечень нормотворческих органов. Это Президент Республики Беларусь, палаты Парламента, Правительство, Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, министерства, иные республиканские органы государственного управления (в том числе Управление делами Президента Республики Беларусь и Высшая аттестационная комиссия), местные Советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.
Ранее, в период существования СССР, применялась практика подготовки и принятия нормативных правовых актов общественными организациями, специально уполномоченными на то государством (ВЦСПС, Центросоюз). Подобная практика привела к неоправданному доминированию в сфере законодательного регулирования подзаконных правовых актов, зачастую являющихся незавершенными и юридически безграмотными, поэтому не применяется в Республике Беларусь.
В настоящее время в системе государственного управления и нормотворческого процесса законодательно установлена следующая практика принятия (издания) (далее - принятие) нормативных правовых актов:
Президентом Республики Беларусь принимаются декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
палатами Национального собрания Республики Беларусь (далее - Национальное собрание) - законы Республики Беларусь и постановления названных палат;
Правительством - постановления Совета Министров Республики Беларусь;
Конституционным Судом - заключения указанного суда, Верховным и Высшим Хозяйственным судами - постановления пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов;
Генеральным прокурором - приказы Генерального прокурора;
Национальным банком, Национальной академией наук Беларуси - их постановления;
министерствами, иными республиканскими органами государственного управления - постановления и приказы этих органов;
местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами - решения названных органов.
Другие организации и должностные лица могут быть наделены полномочиями на принятие нормативных правовых актов только в соответствии с законодательными актами (законами, декретами, указами Президента Республики Беларусь). Так, Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2000 г. № 639 ”Вопросы Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь“ [18] право принятия нормативных правовых актов в сфере технической защиты информации предоставлено на постоянной основе Государственному центру безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (на практике таких нормативных правовых актов принято незначительное количество).
Также имеют случаи уполномачивания законодательными актами Республики Беларусь государственных организаций, не являющихся нормотворческими органами, на разовое принятие нормативных правовых актов (например, Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 100 ”О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ [16] Белорусскому бюро по транспортному страхованию предоставлено право утверждения правил определения размера вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия).
Администрации Президента Республики Беларусь и Центризбиркому не предоставлено на уровне законодательных актов право принятия нормативных правовых актов, но по сути данные государственные органы принимают такие акты (например, Администрация Президента Республики Беларусь - в сфере деятельности подведомственных организаций, а Центризбирком - по вопросам предвыборной агитации, организации голосования). В связи с этим представляется целесообразным законодательно предоставить право Администрации Президента Республики Беларусь и Центризбиркому в пределах своей компетенции принимать правовые акты, имеющие нормативное значение.
Все другие государственные органы (организации), а также структурные подразделения государственных органов (организаций) имеют право на принятие исключительно ненормативных правовых актов, т.е. актов, принимаемых с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанных на иное однократное применение. К таким органам (организациям), в частности, относятся государственные организации, подчиненные Правительству (за исключением государственных органов), Комитет государственного контроля, Государственный секретариат Совета Безопасности, НЦЗД, Национальная государственная телерадиокомпания, органы прокуратуры (кроме республиканской прокуратуры), суды (кроме высших судов), органы нотариата, записи актов гражданского состояния, банки (кроме Национального банка), государственные концерны. Принятие этими органами (организациями) нормативных правовых актов является незаконным.
Вместе с тем, нередки случаи, когда вместо компетентных органов, проводящих государственную политику и осуществляющих регулирование и управление в определенной сфере деятельности (реализующих функцию государственного регулирования), проблемные вопросы государственного значения решаются другими, неуполномоченными органами. Также иногда уполномоченные государственные органы принимают нормативные правовые акты совместно с государственными организациями, не уполномоченными на осуществление нормотворческих функций. В качестве примеров можно привести такие действующие решения как приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 г. № 27-од [39], утвердивший Инструкцию о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; санитарные правила, постоянно принимаемые постановлениями Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь; ряд актов Белорусской железной дороги, Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
Естественно, принимаемые этими организациями решения не направляются на обязательную правовую экспертизу в Министерство юстиции (далее - Минюст) и в максимальной степени будут направлены на толкование законодательных актов и лоббирование внутриведомственных интересов соответствующих организаций. Данные правовые акты фактически действуют и зачастую не отменяются вышестоящими организациями и органами прокуратуры.
Указанная проблема обусловлена прежде всего тем, что отношения в сфере подготовки ненормативных правовых актов в настоящее время законодательно не регламентированы. Отсутствие правовой базы для подготовки таких актов является уже устоявшимся правилом, поскольку законодательное значение всегда придавалась работе над ядром массива правовых актов - нормативными правовыми актами.
1.3. Основные стадии нормотворческого процесса
Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, включающей следующие основные стадии: планирование нормотворческой деятельности; подготовку проекта; согласование и проведение экспертиз проекта; внесение проекта в нормотворческий орган для его принятия; принятие нормативного правового акта.
Централизованное государственное планирование - первая стадия нормотворческого процесса, являющаяся высокотехнологичной и наукоемкой деятельностью. Текущее планирование выражается в разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов, ежегодно утверждаемых указами Президента, а перспективное - в подготовке государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, принимаемых не менее чем на 5 лет.
Государственные программы и ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов подготавливаются на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, иных заинтересованных государственных органов, научных организаций, общественных объединений, а также граждан. Разработка государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов и ежегодных планов подготовки законопроектов осуществляется НЦЗД, а их утверждение (одобрение) - Президентом Республики Беларусь. Нормотворческие органы на основе государственных программ и ежегодных планов подготовки законопроектов могут разрабатывать и утверждать по согласованию с НЦЗД свои программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов.
Нормотворческое планирование, а не экстренное принятие правовых актов позволяет принимать в конечном итоге качественные и основательно продуманные правовые акты, поскольку на стадии планирования утверждаются основные концептуальные подходы к регулированию соответствующей сферы общественных отношений. Это позволяет более основательно, а не в спешке отработать возможные механизмы реализации принимаемых правовых актов, просчитать их правовые, политические, социально-экономические и иные последствия и при необходимости отказаться от принятия непродуманных правовых актов. При этом планирование нормотворческого процесса вовсе не исключает возможности принятия при необходимости правовых актов в оперативном порядке без включения их в государственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов.
Практика разработки ежегодных планов подготовки законопроектов уже в значительной степени сформировалась: начиная с 1998 г. принято 9 таких планов. С 2005 г. в названных ежегодных планах предусматривается не только разработка проектов законов, но и подготовка подробных концепций проектов законов, регулирующих принципиально новые для законов сферы отношений. В настоящее время разрабатывается вторая по счету государственная программа подготовки проектов нормативных правовых актов (на 2006  -  2010 г.г.), которая должна оказать определяющее воздействие на принимаемые в этот период ежегодные планы подготовки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов.
По мнению Вишневского А.Ф. и Дмитрука В.Н. [49, с. 25 - 26], принятие планов подготовки законопроектов должно осуществляться Национальным собранием вместо их утверждения Президентом Республики Беларусь. Однако реализация данного предложения привела бы к ограничению органом законодательной власти права субъектов законодательной инициативы на внесение законопроектов в Палату представителей Национального собрания (далее - Палата представителей). В данном случае Национальное собрание решало бы не только, какие законы надо принимать, но и какие их проекты следует разрабатывать и вносить для последующего принятия Палатой представителей, а также выполняла бы несвойственную ей функцию - контроль за качеством и сроками внесения законопроектов. К тому же определенный Конституцией круг вопросов, по которым принимаются постановления Национального собрания, не включает в себя организацию планирования законотворческой деятельности в стране.
Глава же государства в соответствии с действующей Конституцией не отнесен ни к одной ветви власти, является гарантом Конституции, призван обеспечить взаимодействие органов государственной власти и посредничество между ними и осуществляет государственную координацию нормотворческой деятельности. Данные функции характеризуют статус Главы государства как субъекта, не ограниченного только исполнительными или законодательными полномочиями, и ввиду этого не обремененного лоббированием интересов, производных от данных полномочий. В этой связи отнесение Президента Республики Беларусь к органу планирования законотворческой деятельности всесторонне учитывает интересы всех субъектов законодательной инициативы, интересы общества и государства в целом и поэтому позволяет осуществлять законодательное планирование на взвешенной и сбалансированной основе.
НЦЗД и нормотворческие органы, утвердившие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, в целях их безусловного выполнения и повышения нормотворческой дисциплины должны осуществлять постоянный контроль за реализацией названных планов, в том числе за соблюдением указанных в них сроков подготовки проектов.
Подготовка проекта нормативного правового акта - творческая и наиболее трудоемкая стадия нормотворческого процесса, требующая привлечения значительных интеллектуальных сил, владеющих навыками искусства формулирования нормативных предписаний проектов. Данная стадия включает проведение большого количества организационных мероприятий, значительный объем аналитической работы, сбор необходимых материалов и информации, составление текста проекта и его всестороннего обоснования, согласование проекта, проведение юридической и иных необходимых экспертиз. Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта как самостоятельно, в том числе с привлечением специалистов иных организаций, созданием временных комиссий (рабочих групп), так и поручить его подготовку нижестоящему субъекту нормотворческой инициативы, а также заказать НЦЗД (последний вариант на практике реализуется редко).
Согласование проекта нормативного правового акта отражает степень готовности проекта и проводится до его внесения в нормотворческий орган посредством выражения заинтересованными государственными органами (организациями) согласия либо несогласия с данным проектом и путем его последующего визирования руководителями этих органов (организаций) (при наличии по проекту замечаний и предложений он визируется с замечаниями и предложениями, которые должны быть письменно обоснованы). При этом согласно Закону о НПА [7] проект закона, внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, считается согласованным со всеми заинтересованными государственными органами (организациями), а законопроект, внесенный Советом Министров Республики Беларусь, - с государственными органами, подчиненными Правительству, даже если фактически такое согласование осуществлено не было.
Проведение в установленном порядке экспертиз проектов нормативных правовых актов при условии их организации на высоком профессиональном уровне позволяет значительно улучшить качество проектов правовых актов, предотвратить коллизии и неоднозначность правовых норм, исключить возможность негативных последствий при реализации нормативных предписаний.
В настоящее время законодательно (статьями 49 и 491 Закона о НПА) [7] предусмотрены два вида обязательных экспертиз проектов - юридическая и криминологическая.
Обязательная юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов является самым традиционным и апробированным видом экспертиз проектов. Основной ее целью является построение органичной и эффективной системы законодательства, отвечающей национальным интересам.
При проведении обязательной юридической экспертизы основными критериями оценки проекта нормативного правового акта являются его соответствие Конституции, актам Главы государства, законам и актам большей юридической силы, международным договорам Республики Беларусь, требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов с Российской Федерацией, совместимость с законодательством Республики Беларусь, соблюдение требований нормотворческой техники.
Обязательная юридическая экспертиза осуществляется:
проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных правовых актов, вносимых на рассмотрение Главы государства, - уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь (кроме проектов правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, по которым экспертиза проводится Государственным секретариатом Совета Безопасности). Согласно пунктам 12 и 14 Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 [13], таким подразделением определено главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь;
проектов законов, вносимых в Палату представителей, и изменений и дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей, - НЦЗД;
проектов законов, поступивших в Палату представителей, - уполномоченным структурным подразделением Секретариата Палаты представителей. Согласно статье 140 Регламента Палаты представителей [36] таким подразделением определено главное экспертно-правовое управление Секретариата Палаты представителей;
проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь - первоначально Минюстом, а затем - уполномоченным структурным подразделением Аппарата Правительства. В соответствии с локальными актами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь таким подразделением определено юридическое управление Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов - их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов - юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Кроме того, Минюстом согласно статьям 18 и 19 Закона о НПА [7] проводится обязательная юридическая экспертиза уже принятых нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Другая обязательная экспертиза проектов нормативных правовых актов - криминологическая является не только нововведенным видом экспертиз (предусмотрена Законом от 1 ноября 2004 г. ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ [8]), но и пока недействующим на практике.
Согласно статье 491 Закона о НПА [7] обязательная криминологическая экспертиза должна проводиться в отношении проектов нормативных правовых актов в наиболее подверженных коррумпированности и криминогенности сферах деятельности - финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Порядок проведения криминологической экспертизы проектов должен быть определен специальным положением, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, которое подготавливается уже около полутора лет.
Проведение криминологической экспертизы основано на использовании возможностей Минюста и других государственных органов (организаций), осуществляющих юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, поскольку при проведении юридической экспертизы в определенной степени (безусловно, эпизодической) просчитывались и криминологические последствия принятия правовых актов [52, с.43]. Поэтому большинство субъектов проведения криминологической экспертизы являются субъектами проведения обязательной юридической экспертизы проектов:
постановлений Совета Министров Республики Беларусь криминологическая экспертиза должна проводиться Минюстом. На указанное министерство, обеспечивающее скоординированность нормотворческой работы в Правительстве, также законодательно возложено проведение криминологической экспертизы проектов декретов и указов Президента Республики Беларусь;
проектов законов, вносимых в Палату представителей, и изменений и дополнений, внесенных в законопроекты в Палате представителей, - НЦЗД;
проектов нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, Национального банка, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов - их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов - юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Основная причина, по которой затянулось введение криминологической экспертизы, - моральная и ресурсная неготовность к ее проведению государственных органов (организаций), определенных субъектами криминологической экспертизы, несформированность методической базы организации криминологической экспертизы, отсутствие в республике в необходимом количестве юристов и криминологов, способных проводить исследование криминологических последствий принятия правовых актов.
Следует отметить, что при законодательном введении криминологической экспертизы Президиумом Совета Министров Республики Беларусь было принято решение об организации и проведении криминологической экспертизы без увеличения расходов государственных средств. По этой причине данный законопроект при внесении его Правительством в Палату представителей не согласовывался с Главой государства и подписан Президентом Республики Беларусь 1 ноября 2004 г. без выделения дополнительных бюджетных средств на проведение криминологической экспертизы. С момента подписания данного Закона ситуация не изменилась, поскольку в республике отсутствует практика производства криминологической экспертизы, которая могла бы выявить объективные проблемы, в том числе обусловленные недостаточным финансированием мероприятий, связанных с осуществлением криминологической экспертизы. Однако, несмотря на требования Главы государства об оптимизации деятельности государственных органов (организаций), в том числе их численности, и недопустимости дополнительного ”распыления“ бюджетных ассигнований, один из субъектов криминологической экспертизы - Минюст, не приступая к проведению этой экспертизы, постоянно ставит перед Правительством и Администрацией Президента Республики Беларусь вопрос о дополнительном бюджетном ассигновании проведения криминологической экспертизы. Другими субъектами криминологической экспертизы, в частности, НЦЗД, такой вопрос не поднимается, но из-за нерешенности финансового вопроса обеспечения проведения криминологической экспертизы Минюстом, данная экспертиза не проводится ни одним из ее субъектов.
При подготовке и согласовании заинтересованными разработанного Минюстом проекта Указа ”Об утверждении Положения о порядке проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь“ также возник ряд других серьезных организационных вопросов - проводить криминологическую экспертизу проектов отдельно от юридической экспертизы или вместе с ней; на основании решений каких государственных органов будет проводиться криминологическая экспертиза (органов, разработавших проект, или других органов: Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь); в каком объеме использовать резервы Республиканского центра анализа и прогнозирования преступности при выполнении принятого Главой государства решения о передаче данного Республиканского центра из ведения НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Минюста в подчинение республиканской прокуратуры, которая не является субъектом криминологической экспертизы.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления в республике проводится третий вид обязательной экспертизы проектов нормативных правовых актов - лингвистическая (филологическая), предметом которой является проверка соблюдения в проектах нормативных правовых актов установленных правил орфографии, лексики, морфологии, пунктуации и стилистического изложения. Данная экспертиза позволяет дополнительно выявить избыточные и алогичные термины и конструкции, случаи неточного употребления терминов, смещения смысловых границ, использования усеченных и недостаточных речевых структур, разнобоя в употреблении падежных форм и чисел. Также при проведении этой экспертизы в проект вносятся поправки корректорской направленности.
В качестве субъектов обязательной лингвистической экспертизы можно выделить:
проектов законов, подготовленных в Палате представителей для принятия в первом и втором чтениях, проектов постановлений Палаты представителей - редакционное управление Секретариата Палаты представителей;
проектов законов, подготовленных для одобрения Советом Республики Национального собрания (далее - Совет Республики), проектов постановлений Совета Республики - редакционный отдел Секретариата Совета Республики;
проектов декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, распоряжений Главы Администрации Президента Республики Беларусь - редакционно-издательский отдел канцелярии Президента Республики Беларусь (кроме проектов, подготавливаемых на доклад Главе государства Государственным секретариатом Совета Безопасности, по которым данная экспертиза проводится редакционным сектором организационно-правового отдела Государственного секретариата Совета Безопасности);
проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра, проектов других правовых актов, вносимых Правительством Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей, - редакционный сектор протокольно-издательского отдела управления делопроизводства канцелярии Правительства Республики Беларусь.
При этом полностью неохваченными проведением лингвистической экспертизы остаются проекты нормативных правовых актов других государственных органов, в частности, высших судебных органов, республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, Национального банка, местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов. В этой связи вопрос проведения в республике лингвистической экспертизы проектов должен быть комплексно урегулирован на уровне законодательного акта.
Также в настоящее время является актуальным проведение более тщательной лингвистической экспертизы проектов международных договоров на стадии их подготовки к подписанию с целью недопущения грамматических и стилистических ошибок в текстах уже подписанных Республикой Беларусь международных договоров.
Некоторыми учеными высказываются предложения о необходимости отдельного введения в республике проведения обязательной логической (системной) экспертизы проектов нормативных правовых актов. По моему мнению, введение этой экспертизы нецелесообразно, поскольку она в полном объеме должна проводиться в рамках обязательной юридической экспертизы проектов (что прямо вытекает из предписаний главы 5 Правил подготовки проектов [21]), и ее внедрение нарушит установившуюся сбалансированную систему экспертных оценок проектов и приведет к неоправданному бумаготворчеству. Вместе с тем, при проведении специалистами нормотворческих органов юридической экспертизы должно уделяться более повышенное, усиленное внимание логичности структуры, построения и изложения всех положений проекта правового акта.
В соответствии со статьей 49 Закона о НПА [7] предусмотрена возможность проведения по решению нормотворческих органов иных факультативных экспертиз проектов нормативных правовых актов (научной, финансово-экономической, экологической, социологической, психологической, гендерной, исторической). Однако данное право субъектами нормотворчества используется далеко не в достаточной мере. Не достаточно инициативны нормотворческие органы при привлечении представителей научных учреждений, которые могут дать независимую оценку подготавливаемых проектов актов с использованием современных достижений науки в соответствующих сферах общественных отношений.
На стадии внесения проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган формируется необходимый пакет документов к проекту (обоснование необходимости принятия нормативного правового акта, включая финансово-экономическое обоснование, документы о согласовании (визировании) проекта, экспертные заключения по проекту, список лиц, подготовивших проект нормативного правового акта, и др.).
Ввиду отсутствия в настоящее время четких требований к составлению обоснований необходимости принятия нормативных правовых актов данные обоснования, как правило, готовятся без применения какой-либо методологии и углубленного прогнозирования последствий принятия правовых актов. Зачастую основное содержание этих обоснований состоит из простого изложения предписаний подготовленного проекта без указания информации об обоснованности выбора вида акта, механизме практической реализации его положений, расчете финансово-экономических затрат, анализе общественной потребности, международном опыте регламентации аналогичных отношений. Как следствие, отсутствие надлежащего прогноза изменений, связанных с принятием нормативного правового акта, может привести к невозможности достижения тех результатов, к которым стремились разработчики проекта.
По итогам рассмотрения внесенного в установленном порядке проекта нормативного правового акта нормотворческий орган может его одобрить и принять нормативный правовой акт, отклонить проект с указанием мотивов и причин, отложить его принятие на определенный срок либо возвратить проект на доработку с указанием замечаний и предложений.
В соответствии с Законом о НПА [7] после принятия нормативных правовых актов должна быть осуществлена надлежащая организация их реализации - разъяснение положений актов уполномоченными государственными органами (должностными лицами), издание комментариев, практических пособий, финансовое, материально-техническое, правовое и организационно-техническое обеспечение реализации актов, обеспечение соблюдения сроков реализации актов.
Контроль и проверка реализации нормативных правовых актов осуществляются нормотворческими органами и уполномоченными ими иными органами (лицами), а контроль за конституционностью нормативных правовых актов - Конституционным Судом. При этом надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, государственный контроль за исполнением нормативных правовых актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, - Комитет государственного контроля.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ НОРМОТВОРЧЕСТВА
2.1. Роль Главы государства и Администрации Президента Республики Беларусь в нормотворческом процессе. Основная деятельность НЦЗД И НЦПИ
Президент Республики Беларусь является основным субъектом, осуществляющим государственную координацию нормотворческой деятельности.
Более чем десятилетний опыт существования в нашей стране института президентства подтвердил правильность конституционных преобразований в республике. Именно Президент стал той консолидирующей силой, которая смогла сплотить государственные структуры, народ в целом для обеспечения сохранения гражданского мира и национального согласия.
Благодаря тому, что народ Беларуси наделил Президента полномочиями Главы государства, страна в достаточно короткое время вырвалась из конституционного кризиса и экономического застоя. Сегодняшние успехи обусловлены тем, что руководство преобразованиями осуществлялось из одного координирующего центра и при наличии единого политического и социально-экономического курса развития страны. Хаотичное и сумбурное принятие нормативных правовых актов в первые годы независимости белорусского государства сменилось целенаправленной и последовательной работой по созданию национального законодательства, концептуально отвечающего целям государственного управления на современном этапе развития нашей республики.
Президент Республики Беларусь, конституционно являющийся высшим должностным лицом и олицетворяющий единство народа, как никто другой, понимает и остро чувствует проблемы, возникающие в законотворческом процессе, и одним из основных средств и методов решения таких проблем считает активный и конструктивный диалог между всеми ветвями власти и государственными органами.
Главой государства принят целый ряд значимых мер по совершенствованию организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов в республике. К ним относится создание оптимальной системы координации нормотворческой деятельности, образование национальных центров в сфере нормотворчества и правовой информации, принятие стратегической концепции совершенствования законодательства, формирование Свода законов, издание законодательных актов, предусматривающих комплекс мер по упорядочению подготовки проектов правовых актов и взаимодействия нормотворческих органов, внедрение новых информационных технологий в сфере нормотворчества.
В соответствии с Конституцией [1], Законом Республики Беларусь ”О Президенте Республики Беларусь“ [4] Президент на основе и в точном соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Декреты и указы Президента, если полномочия на их издание не были предоставлены законом, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.
Согласно Конституции [1] декреты являются нормативными правовыми актами, имеющими силу закона, издаваемыми на основании делегированных Парламентом Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений (временные декреты). В Республике Беларусь принята практика издания Главой государства только временных декретов, с помощью которых решено значительное количество проблем в сфере развития национальной экономики, социальной политики государства и реализации конституционных прав и свобод граждан. Причем количество издаваемых временных декретов в последнее время из года в год сокращается, поскольку задача оперативного и внепланового пересмотра концептуальных законодательных актов в переходный период уже выполнена. Издаваемые сейчас Главой государства декреты преимущественно имеют поправочный характер, а ранее изданные декреты признаются утратившими силу после их реализации в новых законах.
Указы являются основными издаваемыми Президентом Республики Беларусь правовыми (нормативными и ненормативными) актами и направлены на реализацию Конституции и законов Республики Беларусь в интересах государства и белорусского народа. Указы издаются в целях реализации полномочий Главы государства по вопросам обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, национальной безопасности, образования государственных органов, определения статуса и назначения высших и иных должностных лиц, установления государственных праздников, награждения государственными наградами, приема в гражданство, помилования осужденных, отмены актов Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов и др.
Правовые последствия, аналогичные последствиям, возникающим при издании указов, наступают и при издании Главой государства директив, к которым, в частности, относятся Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 ”О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины“ [25] и директивы Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Беларусь.
Распоряжения Президента Республики Беларусь издаются с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, распорядительных и контрольных мероприятий, требующих принятия решения Президентом Республики Беларусь и, как правило, не являются нормативными. Кроме того, перечни поручений Президента Республики Беларусь, данные на мероприятиях с участием Главы государства (рабочие поездки, послания, заседания, совещания), оформляются в виде специальных протоколов поручений, подписываемых Президентом Республики Беларусь после проведения соответствующих мероприятий и проработки проектов протоколов заинтересованными государственными органами и подразделениями.
Для надлежащего обеспечения реализации задач и функций Главы государства, в том числе нормотворческих, функционирует аппарат Президента Республики Беларусь, основное место в котором занимает Администрация Президента Республики Беларусь.
В соответствии с Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 [10], Администрация Президента Республики Беларусь является самостоятельным органом государственного управления (в отличие от Аппарата Правительства). Наряду с выполнением других основных функций на Администрацию Президента Республики Беларусь возложены осуществление координации деятельности всех государственных органов (организаций) по подготовке проектов правовых актов, организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь, обеспечение взаимодействия Главы государства с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления.
Основная цель деятельности Администрации Президента Республики Беларусь - полноценное и последовательное обеспечение проведения политики Главы государства в правовой сфере, в том числе законотворческом процессе. Но это не означает, что Администрация Президента Республики Беларусь подменяет Президента Республики Беларусь. Администрация - всего лишь часть команды Главы государства, проводник его воли, бескомпромиссно стоящий на защите осуществляемой им политики. Для этого Администрации Президента Республики Беларусь совершенно не нужно превращаться в орган, раздающий ценные и незаменимые указания другим государственным структурам, а тем более работать за другие государственные органы. Ее основная цель - будучи экспертным органом, оптимально оценивать и направлять работу государственных органов, в том числе в области права, таким образом, чтобы их деятельность не была заформализована и оторвана от реальных потребностей общества, а отвечала бы исключительно национальным интересам и проводимому Главой государства программному курсу.
Согласно пункту 5 Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов [13] проекты декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, законов, иных правовых актов представляются Главе государства палатами Парламента, высшими судами, Правительством, Государственным секретариатом Совета Безопасности, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Национальным банком и иными государственными органами, непосредственно подотчетными Президенту Республики Беларусь, через Администрацию Президента Республики Беларусь, если иное не установлено Главой государства.
Администрация Президента Республики Беларусь вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь как проекты правовых актов, представленные уполномоченными государственными органами (организациями), так и проекты, непосредственно подготовленные в Администрации Президента Республики Беларусь. При этом в настоящее время в Администрации Президента Республики Беларусь избран стиль работы со всеми проектами правовых актов, выражающийся в комплексном и всестороннем подходе в совершенствовании тех или иных общественных отношений, не ограничиваясь ведомственными интересами и легкореализуемыми инициативами, что требует в максимальной степени гибкости мышления, творческого и неформального подхода, проектирования альтернативных вариантов разрешения проблемных вопросов.
Ответственность за качество проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь, их согласование со всеми заинтересованными органами, достоверность информации о таком согласовании, иных документов, прилагаемых к проектам, несут руководители государственных органов, которые вносят проекты, и, естественно, Администрация Президента Республики Беларусь, поскольку она является ”конечным“ звеном нормотворческого процесса перед внесением проектов на рассмотрение Главы государства. Поэтому для внесения Главе государства качественно и всесторонне подготовленных проектов Администрация Президента Республики Беларусь наделена правом как сама активно дорабатывать проекты, так и возвращать их соответствующим государственным органам (организациям) для доработки и повторного внесения.
Отдельными государственными органами (в частности, Палатой представителей) в целях повышения качества вносимых в Палату представителей законопроектов предлагается законодательно установить обязанность субъектов права законодательной инициативы перед внесением законопроектов в Палату представителей направлять все проекты законов (их концепции) на согласование в Администрацию Президента Республики Беларусь. Однако данное предложение не соответствует задачам и функциям Администрации Президента Республики Беларусь, осуществляющей правовое обеспечение исключительно деятельности Главы государства В настоящее время Администрацией Президента Республики Беларусь предварительно (до внесения в Палату представителей) рассматриваются только законопроекты, представляемые в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь (например, для внесения Главой государства законопроекта в Палату представителей, для дачи Главой государства другим субъектам права законодательной инициативы согласия на внесение законопроекта в Палату представителей, если следствием его принятия может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов).
Исправлять же в Администрации Президента Республики Беларусь ошибки нормотворческих органов, подготавливающих некачественные законопроекты для внесения в Палату представителей (и тем самым попустительствовать низкому качеству работы этих органов), невозможно также и в силу отсутствия у нее необходимой штатной численности юристов (штат главного государственно-правового управления Администрации - 15 человек, что в пять раз меньше численности НЦЗД и почти в десять раз - численности Минюста). В этой связи должна быть усовершенствована работа государственных органов, являющихся основными разработчиками законопроектов, в первую очередь, в сфере повышения их компетенции и осведомленности по вопросам социально-экономического и политического курса, проводимого Главой государства.
В то же время наиболее важные проекты законодательных актов, разрабатываемые Правительством по поручению Главы государства, до их внесения в установленном порядке Президенту Республики Беларусь подлежат рассмотрению и согласованию Администрацией Президента Республики Беларусь в порядке, определенном Положением о порядке взаимодействия Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при подготовке проектов правовых актов (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 724 [17]). Этим Положением также определено, что для разработки концепций проектов правовых актов Главы государства, направленных на урегулирование наиболее важных общественных отношений, и других правовых актов, подготовка которых осуществляется по поручению Главы государства, Правительством могут приглашаться представители Администрации Президента Республики Беларусь. Кроме того, установлено, что в целях обеспечения единообразия в применении правовых норм, согласования методических подходов, используемых при подготовке проектов правовых актов, структурные подразделения Администрации Президента Республики Беларусь и Аппарата Правительства проводят совместные заседания (совещания), взаимные консультации, готовят единые для данных подразделений методические указания по подготовке проектов правовых актов. Такой режим работы также характерен и для взаимодействия Администрации Президента Республики Беларусь с другими государственными органами, непосредственно подчиненными Президенту Республики Беларусь, в частности, Государственным секретариатом Совета Безопасности, Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Проекты правовых актов, внесенные Президенту Республики Беларусь, рассматриваются соответствующими отраслевыми структурными подразделениями Администрации Президента Республики Беларусь, в необходимых случаях ими дорабатываются, а затем представляются на обязательную юридическую экспертизу в главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь, за исключением проектов правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты. Без заключения названного главного управления данные проекты не подлежат докладу Президенту Республики Беларусь.
При этом главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Республики Беларусь рассматриваются копии проектов законов, внесенных субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей, и все законопроекты, окончательно подготовленные для рассмотрения Палатой представителей в первом и во втором чтениях. Таким образом, каждый законопроект перед его подписанием Главой государства рассматривается этим главным управлением, как минимум, четырежды (максимум - до десяти раз).
В соответствии с Положением о главном государственно-правовом управлении Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденным распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2002 г. № 22ра [38], основными его задачами являются реализация государственной политики в области права, правовое обеспечение деятельности Главы государства, Администрации Президента Республики Беларусь, участие в реализации Президентом Республики Беларусь права законодательной инициативы, осуществление юридической экспертизы проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Главы государства, руководства Администрации Президента Республики Беларусь, координация деятельности государственных органов (организаций) по подготовке проектов правовых актов, включая их планирование, разработку, согласование, представление в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь и Национального собрания.
Главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь состоит из управления государственного и международного права и управления гражданского и социального права. Начальнику главного управления предоставлено право получать от государственных органов (организаций) информацию и материалы, необходимые для подготовки вопросов, рассматриваемых Президентом Республики Беларусь, привлекать работников государственных органов (организаций) к подготовке вопросов, подлежащих рассмотрению Главой государства, возвращать документы, поступившие в главное управление в нарушение установленного порядка.
Также следует отметить, что несмотря на то, что Положением о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов [13] установлено, что данные проекты представляются Главе государства через Администрацию Президента Республики Беларусь, на практике представление Главе государства проектов правовых актов по вопросам национальной безопасности и обороны осуществляется Государственным секретариатом Совета Безопасности, а по вопросам финансового, материально-технического, иного обеспечения деятельности Главы государства и государственных органов, другим вопросам, отнесенным к компетенции Управления делами Президента Республики Беларусь, - Управлением делами Президента Республики Беларусь. В то же время законодательно деятельность Государственного секретариата Совета Безопасности и Управления делами Президента Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов на доклад Главе государства не регламентирована, в связи с чем этими государственными органами применяются по аналогии закона соответствующие нормы вышеуказанного Положения, регламентирующие деятельность Администрации Президента Республики Беларусь при внесении проектов правовых актов на рассмотрение Главы государства.
В целях обеспечения наиболее тесного и продуктивного взаимодействия Президента Республики Беларусь с палатами Национального собрания Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2005 г. № 65 [22] в структуре Администрации Президента Республики Беларусь впервые введена должность помощника Президента Республики Беларусь - полномочного представителя Президента Республики Беларусь в Национальном собрании. Основными задачами и функциями названного помощника Президента Республики Беларусь определены:
информирование Президента Республики Беларусь о деятельности палат Национального собрания, обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Палатой представителей и Советом Республики, представление Президенту Республики Беларусь предложений о совершенствовании порядка данного взаимодействия;
разъяснение позиции Президента Республики Беларусь по вопросам, рассматриваемым палатами Национального собрания, в том числе по правовой политике, проектам законов и временным декретам Президента Республики Беларусь;
содействие организации встреч и расширению контактов Президента Республики Беларусь с руководством палат Национального собрания, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики;
принятие участия в подготовке проекта ежегодного послания Президента Республики Беларусь Парламенту, материалов выступлений Президента Республики Беларусь в палатах Национального собрания;
выполнение отдельных поручений Президента Республики Беларусь, связанных с деятельностью палат Национального собрания.
Для осуществления своей деятельности помощник Президента Республики Беларусь - полномочный представитель Президента Республики Беларусь в Национальном собрании имеет право присутствовать и выступать на заседаниях, в том числе закрытых, палат Национального собрания и их органов, согласительных комиссий, на парламентских слушаниях, запрашивать и в установленном порядке получать в палатах Национального собрания, иных государственных органах (организациях) необходимые материалы и информацию.
Значительная роль в повышении качества нормотворческой деятельности и правовой информатизации в Республике Беларусь отведена двум национальным центрам - НЦЗД и НЦПИ.
НЦЗД является центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, ранее был образован на базе Белорусского института государственного строительства и законодательства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 407 [12]. Общее руководство НЦЗД осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь (в лице заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь, курирующего вопросы в области права, и главного государственно-правового управления). Создание такого профильного учреждения при Президенте Республики Беларусь обусловлено необходимостью проведения независимых правовых исследований проектов актов, не отягощенных какими-либо сугубо ведомственными проблемами и интересами.
Структура и штатная численность НЦЗД утверждаются Президентом Республики Беларусь. Директор НЦЗД назначается и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и имеет четырех заместителей, в том числе одного первого. В структуру НЦЗД, состоящего из 75 человек, также входят управление делами и 6 отделений, осуществляющих деятельность на правах управлений: отделения государственного законодательства; гражданского и экономического законодательства; законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов; социального законодательства; международного права; систематизации законодательства. Работники НЦЗД являются государственными служащими и по условиям оплаты труда, материальному и социальному обеспечению приравниваются к соответствующим категориям работников Администрации Президента Республики Беларусь.
Важнейшей функцией, возложенной на НЦЗД, является подготовка государственных программ и ежегодных планов подготовки законопроектов и осуществление контроля за их реализацией. В частности, НЦЗД при разработке плана подготовки законопроектов на 2006 г. было обобщено и проанализировано свыше 140 предложений государственных органов (организаций) с учетом необходимости и степени полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений, обоснованности их правового регулирования на уровне закона [43]. В результате этой работы в 2006 г. предусмотрена подготовка 40 и внесение в Палату представителей 33 проектов законов, 4 концепций законопроектов, направленных на урегулирование актуальных вопросов в социальной сфере (в области охраны труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, охраны материнства и детства), предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, финансово-кредитной системе, образовании, информации и охране окружающей среды.
Одно из основных направлений деятельности НЦЗД - подготовка заключений по законопроектам, рассматриваемым Палатой представителей, и непосредственная разработка проектов законов, а по поручению Президента Республики Беларусь и его Администрации - также подготовка и участие в разработке других проектов правовых актов. В 2005 г. НЦЗД проведена обязательная юридическая экспертиза 378 проектов нормативных правовых актов, при этом высказано свыше двух тысяч замечаний и предложений по их корректировке в целях приведения в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и другими актами законодательства. НЦЗД в 2005 г. подготовлено 10 законопроектов, 1 концепция законопроекта, 30 иных нормативных правовых актов.
НЦЗД на постоянной основе проводятся аналитические и научные исследования в области обеспечения законотворческой деятельности, осуществляется работа по прогнозированию эффективности применения актов законодательства. Так, в 2005 г. НЦЗД проведено 150 таких исследований, по результатам которых внесено предложение о разработке в 2006 г. 10 законопроектов. Для совершенствования деятельности в данном направлении НЦЗД в настоящее время подготавливаются Методические правила проведения научно-аналитических исследований отраслей законодательства.
Во исполнение поручения Администрации Президента Республики Беларусь по эффективному изучению правоприменительной практики, внедрению в нормотворческий процесс перспективных форм и методов прогнозирования последствий принятия проектов правовых актов НЦЗД проводится изучение практики применения как одного либо нескольких нормативных правовых актов, регулирующих определенную область общественных отношений, так и целых отраслей законодательства. Всестороннему анализу со стороны НЦЗД, кроме принятых актов законодательства, подвергаются обзоры практики применения законодательства, подготовленные государственными органами, положения посланий Президента Республики Беларусь Национальному собранию, стенограммы пленарных заседаний палат Национального собрания, решения Конституционного Суда, материалы научно-практических семинаров, конференций, совещаний, проводимых по проблемным вопросам правоприменения, научные публикации, предложения граждан, в том числе опубликованные в средствах массовой информации, результаты социологических исследований, обзоры статистических данных и иные материалы о практике применения законодательства.
Значимая функция НЦЗД - осуществление методического руководства подготовкой проектов правовых актов в Республике Беларусь. В данных целях этим государственным учреждением проводится систематическое изучение нормотворческой деятельности государственных органов. В частности, в 2005 г. НЦЗД проведен анализ более 450 нормативных правовых актов, принятых 41 республиканским органом государственного управления и областными (Минским городским) исполнительными комитетами, результаты которого доведены до сведения соответствующих государственных органов и использованы при подготовке НЦЗД подробного комментария к Правилам подготовки проектов и обновлении базы данных НЦЗД ”Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь“.
Всесторонняя работа по методическому обеспечению нормотворческой деятельности осуществляется НЦЗД в ходе постоянно проводимых научно-практических семинаров и конференций, тематических занятий с работниками юридических служб, в рамках системы прохождения в НЦЗД стажировок работниками государственных органов, постоянного устного консультирования специалистами НЦЗД представителей государственных органов (организаций). В целях совершенствования работы в этом направлении НЦЗД в 2006 г. планируется внедрить в деятельность нормотворческих органов Методические рекомендации по прогнозированию последствий принятия нормативных правовых актов и единые формы-обоснования к проектам законодательных актов, а также подготовить Методические рекомендации по изучению правоприменительной практики при подготовке проектов нормативных правовых актов.
Немалая роль НЦЗД проявляется и в реализации принятых нормативных правовых актов путем разъяснения их содержания в средствах массовой информации, подготовки практических пособий, научных комментариев, проведения просветительной и разъяснительной работы по отдельным аспектам применения законодательных актов.
В целях оказания действенной правовой помощи государственным органам (организациям) при подготовке и принятии правовых актов в республике создана уникальная государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом. При этом характерной особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа государственных органов (организаций) и населения к правовой информации, возложив эти функции на НЦПИ, образованный Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 [11] на базе Республиканского центра правовой информации НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Минюста.
В соответствии с Положением о НЦПИ, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 ”О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации“ [15], НЦПИ является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации и находится в подчинении Администрации Президента Республики Беларусь. Общее руководство НЦЗД осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь (заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь, курирующим вопросы в области права, и главным государственно-правовым управлением).
Директор НЦПИ назначается и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Центральный аппарат НЦПИ состоит из 125 человек. Работники НЦПИ (кроме лиц, финансируемых за счет доходов от хозяйственной деятельности НЦПИ) являются государственными служащими и по условиям оплаты труда, материальному и социальному обеспечению приравниваются к соответствующим категориям работников Администрации Президента Республики Беларусь. НЦПИ имеет на правах филиалов региональные центры правовой информации (в областях и г. Минске).
На сегодняшний день государственная система правовой информации позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем государственным органам (организациям), подготавливать и принимать правовые акты в условиях доступности и открытости разнообразной правовой информации в различных сферах общественных отношений (созданы и постоянно обновляются информационные базы об актах законодательства республиканских и местных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, распоряжениях и протоколах поручений Главы государства и Правительства, международных договорах Республики Беларусь, законопроектах, судебной практике, содержащие около 95 тысяч документов, обеспечено постоянное функционирование Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь).
2.2. Законотворческая деятельность Парламента
С 1937 г. по 1996 г. в Республике Беларусь высшим законодательным органом страны являлся однопалатный парламент - Верховный Совет.
В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, доминирующего прежде всего над властью исполнительной. Верховный Совет выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов, имея неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
Необходимость перераспределения полномочий между Парламентом и другими органами и их уточнения обусловили произошедшую в 1996 г. конституционную реформу, которая выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, учреждении двухпалатного Парламента и повышении роли Правительства в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики и социальной политики.
Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. приобрел более свойственное ему название - Национальное собрание, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Палата представителей (численностью 110 депутатов) занимается разработкой и принятием законов, а Совет Республики (состоящий из 64 сенаторов) проводит конечную независимую экспертизу проектов и одобряет или отклоняет принятый ”нижней“ палатой законопроект.
За небольшой период деятельности Национальное собрание доказало своей работой, что двухпалатный парламент - это эффективный механизм обеспечения принятия более качественных, тщательно проработанных законов и действенный политический инструмент в построении гражданского общества и строительстве правового демократического государства, сбалансировано учитывающего интересы государства, общества и отдельных слоев населения.
Порядок деятельности палат Национального собрания, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики помимо Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов определяется регламентами Палаты представителей и Совета Республики, подписываемыми председателями этих палат.
Руководство деятельностью палат Национального собрания осуществляется их председателями и заместителями председателей (по одному в каждой палате). Председатель каждой палаты Национального собрания:
осуществляет общее руководство палатой, возглавляет соответственно Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики, ведает внутренним распорядком палаты, ведет заседания палаты;
дает поручения постоянным комиссиям, секретариату и иным органам палаты по вопросам, относящимся к их ведению, направляет и контролирует деятельность секретариата палаты;
подписывает постановления палаты и решения соответственно Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики, издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, другой палатой Национального собрания, Правительством, иными государственными органами, общественными объединениями, организациями иностранных государств, международными организациями.
Основной организационной формой деятельности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики являются избираемые этими палатами постоянные комиссии - постоянно действующие органы палат Национального собрания, осуществляющие предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к сферам ведения палат Национального собрания. В свою очередь для содействия работе данных постоянных комиссий функционируют специальные отделы по обеспечению их деятельности, входящие в структуру секретариатов палат Парламента. Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики (кроме руководителей палат) обязан состоять в одной из постоянных комиссий. Работа постоянных комиссий палат Национального собрания строится на основе коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности и инициативы членов комиссии.
В настоящее время в Палате представителей образовано 14 постоянных комиссий: по законодательству и судебно-правовым вопросам; по национальной безопасности; по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту; по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации; по международным делам и связям с СНГ; по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию; по бюджету, финансам и налоговой политике; по денежно-кредитной политике и банковской деятельности; по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов; по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству; по аграрным вопросам; по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи; по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. В Совете Республике образовано 6 постоянных комиссий: по законодательству и государственному строительству; по экономике, бюджету и финансам; по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам; по демографической безопасности и социальному развитию; по региональной политике и местному самоуправлению; по международным делам и национальной безопасности.
В целях надлежащей организации законопроектной работы и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, действуют Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики, которые являются постоянно действующими коллегиальными органами, подотчетными соответствующей палате. Вспомогательными рабочими органами палат Национального собрания являются секретариаты, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие организационное, информационно-аналитическое, правовое и иное обеспечение деятельности палат Парламента, их председателей и заместителей, постоянных комиссий, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.
Палаты Национального собрания собираются на две очередные сессии в год (как правило, открываемые 2 октября и 2 апреля) с продолжительностью до девяноста дней, а также в случае особой необходимости созываются на внеочередные сессии согласно указам Главы государства или постановлениям двух палат Парламента. Работа палат Национального собрания осуществляется в форме пленарных заседаний каждой палаты, совместных заседаний палат, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов, в избирательных округах и в иных формах.
Принятие Национальным собранием законов обязательно в случаях, прямо предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (пункт 2 статьи 97) [1]. При принятии же других законов следует исходить из того, что законами должны регулироваться лишь наиболее важные общественные отношения, имеющие общегосударственное значение и рассчитанные на длительное применение и широкий круг субъектов. Причем законы должны быть не декларативного, а прямого действия, содержать минимальное количество отсылочных норм и не подменять собой нормативные правовые акты более низкой юридической силы (акты Правительства, министерств, государственных комитетов). В обратном случае правовой акт не должен облекаться в форму закона.
При внесении законопроектов в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы, которыми являются Президент Республики Беларусь, Совет Республики, депутат Палаты представителей, Правительство, 50 тысяч обладающих избирательным правом граждан, определяются докладчики по законопроектам в двух палатах Национального собрания. В качестве таких докладчиков, как правило, назначаются руководители государственных органов (организаций), являющихся ответственными исполнителями по подготовке данных проектов. В то же время на практике нередки случаи, когда докладчики законопроектов в палатах Парламента (например, руководитель Минюста) не обладают спецификой вопросов по предмету регулирования представляемых ими законопроектов и декретов и не могут дать исчерпывающих ответов на возникающие у депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики вопросы и замечания.
Для исключения указанной ситуации Правительству и его Аппарату необходимо более ответственно и выверено подходить к вопросу определения руководителей государственных органов, ответственных за подготовку проектов и, соответственно, за их последующее представление в Парламенте. Для качественного представления в палатах Национального собрания законопроектов и декретов их докладчиками должны быть определены исключительно руководители государственных органов, законодательно уполномоченных на реализацию государственной политики, осуществление регулирования и управления в отраслях (сферах деятельности), относящихся к предмету регулирования представляемых законопроектов и декретов. Определенная помощь основным докладчикам в качественном и всестороннем представлении законопроектов и декретов в Парламенте должна оказываться и со стороны депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, являющихся по ним содокладчиками.
Законопроекты вначале рассматриваются в Палате представителей, как правило, в двух чтениях, а затем - в Совете Республики. Парламентские чтения и одобрение законопроектов - самостоятельные этапы законодательной процедуры в палатах Национального собрания, заключающиеся в рассмотрении проектов законов и принятии по ним того или иного решения (положительного или отрицательного, промежуточного или окончательного). Установление в парламентской практике процедуры не одного, а нескольких чтений принятия законопроектов повышает уровень организации законотворческой работы, предупреждает принятие скоропалительных, непродуманных, популистских решений и позволяет более тщательно рассматривать законопроекты, своевременно устранять имеющиеся в них недостатки.
В соответствии с Регламентом Палаты представителей [36] при рассмотрении законопроектов в первом чтении обсуждаются концепция, направленность, структура законопроекта и целесообразность принятия закона. Поскольку под концепцией проекта понимается его основополагающая идея, ведущая мысль, то в первом чтении фактически обсуждается авторский замысел предлагаемого в законопроекте правового регулирования.
По мнению Реута В.И. [55, с. 59], с которым следует согласиться, доработка законопроекта в Палате представителей до его рассмотрения в первом чтении - явление неоднозначное. К такой доработке прибегают, в основном, в случаях, когда в Палату представителей внесен очевидно ”сырой“ законопроект, который не может быть представлен на рассмотрение Палаты представителей в авторской редакции в силу высокой вероятности его отклонения. В этом случае доработка имеет положительный аспект: возможность устранить недостатки законопроекта в Палате представителей, не прибегая к крайней мере - его отклонению, чем обеспечивается законодательно-процессуальная экономия. Однако доработка проекта до первого чтения имеет и отрицательные аспекты, поскольку она снижает уровень требований к вносимым в Палату представителей законопроектам. Субъекты права законодательной инициативы, полагаясь на эту доработку, нередко вносят на рассмотрение законодательного органа недостаточно качественные законопроекты. Невозможность доработки законопроектов в Парламенте, угроза их отклонения уже в первом чтении заставила бы инициаторов более строго подходить к подготовке законопроектов, что повысило бы качество законопроектной работы в целом.
Поэтому внесенный в Палату представителей законопроект должен быть рассмотрен этой палатой в том виде, в каком его посчитали необходимым оформить разработчики и инициатор. Именно такой подход позволит наиболее полно обеспечить реализацию конституционного права законодательной инициативы. Соответственно, и решение Палаты представителей, принимаемое в первом чтении, приобретет большую определенность: палата либо категорически не соглашается с концепцией проекта и отклоняет его, либо принципиально соглашается именно с авторской позицией, что, разумеется, не исключает возможности дальнейшей доработки проекта в рамках принятой концепции.
При рассмотрении законопроектов во втором чтении Палатой представителей обсуждаются возражения по концепции законопроекта и поправки к законопроекту. Голосование по проекту закона может проводиться в целом либо по структурным частям проекта. Если при доработке законопроекта ко второму чтению или в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении изменяется концепция законопроекта, Палатой представителей принимается решение о повторном рассмотрении проекта в первом чтении. По итогам рассмотрения законопроекта во втором чтении Палата представителей принимает одно из следующих решений: о принятии проекта закона во втором чтении; об отклонении проекта закона; о возвращении проекта закона к процедуре первого чтения.
Следует отметить, что большинство проектов законов, разрабатываемых министерствами и вносимых Правительством в Палату представителей, готовятся во исполнение решений и поручений Президента. Но с точки зрения делопроизводства данные поручения снимаются с контроля самим фактом внесения проекта закона в Палату представителей. И затем министерствами судьба этих законопроектов надлежащим образом не отслеживается, поскольку основная работа над ними перекладывается на профильную постоянную комиссию Палаты представителей. В то же время должна вестись тесная совместная работа авторов законопроектов и парламентариев вплоть до принятия соответствующих законов.
Палатой представителей в 2005 г. принято 69 законопроектов в первом чтении и 77 - во втором чтении. В связи с внесением субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей некачественно подготовленных законопроектов и с нарушением установленного порядка их внесения Палатой представителей в 2005 г. было отклонено 11 законопроектов. Данная цифра является довольно высоким показателем нормотворческого брака и свидетельствует о том, что многие недостатки в законопроектах закладываются разработчиками на самой ранней стадии их подготовки. Нередки случаи, когда Правительством на стадии внесения законопроектов в Палату представителей не в полной мере учитываются отдельные концептуальные замечания государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, которые в последующем высказываются (поддерживаются) депутатами при рассмотрении в установленном порядке законопроектов и вынуждены устраняться уже в Палате представителей.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение двадцати дней (при объявлении законопроектов срочными - десяти дней) подлежат рассмотрению Советом Республики и по его результатам - одобрению либо отклонению постановлениями Совета Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты Национального собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе. В практике есть случай (в 2004 г. по проекту Закона ”Об основах судебно-экспертной деятельности“), когда при недостижении согласия по рассматриваемому законопроекту между палатами Национального собрания Совет Республики отказался от создания согласительной комиссии, в результате чего законопроект дважды отклонялся Палатой представителей и сейчас находится в архиве данной палаты. Однако этот случай скорее является исключением, поскольку в последнее время наметилась определенная тенденция усиления взаимодействия между нижней и верхней палатами Парламента, о чем свидетельствует относительно незначительное количество отклоняемых Советом Республики законопроектов (около 6 %).
В то же время целесообразно принять следующие меры по повышению активности органов Совета Республики и его секретариата при доработке законопроектов к принятию Палатой представителей. Замечания по законопроектам должны в полном объеме представляться органами Совета Республики и его секретариатом в Палату представителей на начальных стадиях подготовки проектов, а не по редакции законопроектов, уже доработанных к принятию Палатой представителей во втором чтении при участии других заинтересованных государственных органов. Более активным должно быть участие в организуемых Палатой представителей совещаниях и рабочих группах по доработке законопроектов как работников Секретариата Совета Республики, так и членов Совета Республики.
Согласно проекту Закона о Национальном собрании [40] предлагается ввести рассмотрение Палатой представителей законопроектов в трех чтениях. Стадия третьего чтения позволит устранить имеющиеся в законопроектах редакционные неточности, провести тщательную лингвистическую экспертизу проектов в целях исключения внутренних противоречий, неоднозначных и неконкретных их предписаний. Процедура третьего чтения значительно не увеличит продолжительность рассмотрения законопроекта в Палате представителей, поскольку при отсутствии по нему замечаний и предложений не будет никаких препятствий перейти сразу от процедуры второго чтения к третьему чтению или даже принять законопроект в трех чтениях.
При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает закон (его отдельные положения) со своими возражениями в Палату представителей, что является нередкой практикой (нельзя сказать, что распространенной). Право выборочного вето, которым обладает Президент, позволяет ему исключать введение в действие всех или отдельных норм закона, представленного ему на подпись. Основными причинами возврата Главой государства принятых законов (их отдельных положений) являются учет не в полной мере нижней палатой Парламента в законопроекте замечаний и предложений главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь и заинтересованных центральных государственных органов; несогласование окончательного варианта принимаемого законопроекта с соответствующими государственными органами; принятие Президентом Республики Беларусь при наличии положительных заключений по закону компетентных государственных органов (подразделений) решения по собственной инициативе о необходимости пересмотра принятого закона (его отдельных положений).
По результатам рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь Палата представителей принимает решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь либо о преодолении его возражений и принятии закона в ранее принятой редакции (решения о преодолении данных возражений Главы государства в практике работы Палаты предста и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.