На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и правовой статус органов исполнительной власти. Президент Российской Федерации и исполнительная власть. Виды органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.04.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
Введение
Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представ-ляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнитель-ной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).
Законодатель не устанавливает понятие органа исполнительной власти ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, ,112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В россий-ском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбулы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и органы исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе в одном значении).
I. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.
1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.
2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.
3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.
5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.
9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также
обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.
10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.
12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.
Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, вза-имодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.
Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществле-ния функций компетенции, полномочий).
Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:
1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего в области организации и функ-ционирования государственного управления;
2) формирует Правительство РФ;
3) предлагает для одобрения Государственной Думе Феде-рального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);
4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимо-действие органов государственной власти РФ;
5) вправе принимать или отклонять отставку Правитель-ства РФ;
6) определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на со-держание деятельности высшего органа исполнительной вла-сти в стране);
7) вправе приостанавливать дёйствие актов органов испол-нительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответ-ствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во вре-мени и контролируется по содержанию;
8) вправе использовать согласительные процедуры для раз-решения разногласии между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае не достижения согласо-ванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с иници-ативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.
9) представляет Государственной Думе Федерального Собра-ния кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает: на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
11) представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительств РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.
Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федераль-ным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное по-ложение:
Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.
Высшие должностные лица субъектов РФ -- краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов -- подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, ко-торая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчи-ненных Президенту РФ.
Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномоч-ном представителе Президента Российской Федерации в феде-ральном округе. В России образовано семь федеральных округов:
Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволж-ский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять феде-ральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты меж-ду органами региональной государственной власти и территори-альными органами федеральной исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содей-ствующим реализации полномочий главы государства по вопро-сам обеспечения согласованного функционирования не взаимо-действия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президен-том РФ, являются: обсуждение имеющих особое государствен-ное значение проблем, касающихся взаимоотношении Россий-ской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государ-ственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; Обсужде-ние вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их долж-ностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, ука-зов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоря-жений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кад-ровой политики в стране.
III. Виды органов исполнительной власти
Конституция РФ, закрепляя единую систему органов испол-нительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управле-ния обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.
В Российской Федерации создано множество органов испол-нительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельнос-ти, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе класси-фикации, можно выделить следующие виды органов исполни-тельной власти.
1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, фе-деральные агентства);
б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом слу-чае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное уп-равление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управ-ления).
Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов выше-стоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспе-чивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные крите-рии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправ-ления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
2. По субъекту, в ведении которого находится право формиро-вать (учреждать) органы:
а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру обра-зования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполни-тельной власти и их территориальные органы;
б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положе-ний Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъек-тов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.
Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной вла-сти. Например, управление внутренних дел МВД России, дей-ствующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.
3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или гла-вами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
4. По организационно-правовым формам.
а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
в) государственные комитеты (республиканские);
г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управле-ния);
д) администрации;
е) мэрии;
ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;
б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конк-ретной отрасли управления;
в) органы межотраслевой компетенции выполняют специаль-ные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти ме-жотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфе-ре деятельности.
6. По порядку принятия управленческих решений (правовых ак-тов управления):
а) коллегиальные органы;
б) единоначальные органы.
IV. Правительство Российской Федерации
Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституцион-ные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные зако-ны, нормативные правовые акты Президента РФ.
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнитель-ной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ве-дения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федераль-ным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуще-ствляет исполнительную власть Российской Федерации. Прави-тельство РФ -- это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему ис-полнительной власти в Российской Федерации.
От других федеральных органов Правительство РФ отлича-ется предметом и сферой деятельности. В пределах своих пол-номочий Правительство РФ:
а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Пре-зидента РФ, международных договоров РФ;
б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение Конститу-ции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президен-та РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.
Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:
Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заме-стителей в соответствии с письменно оформленным распреде-лением обязанностей.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя. Правительства РФ они имеют право подавать заявления отставке.
Для членов Правительства РФ устанавливаются определен-ные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в ус-тановленном порядке представлять в налоговые органы сведе-ния о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежа-щем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах госу-дарственной власти, органах местного самоуправления и обще-ственных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и органи-зации контроля за выполнением органами исполнительной вла-сти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппа-рат Правительства РФ, который взаимодействует с Админист-рацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения -- де-партаменты, управления, секретариаты Председателя Прави-тельства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Прави-тельства РФ.
Правительство РФ руководит работой федеральных мини-стерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняют-ся Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство РФ решает следующие общие вопросы руко-водства федеральными министерствами и иными федеральны-ми органами исполнительной власти:
а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавли-вает предельную численность работников их аппаратов и раз-мер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
б) устанавливает порядок создания и деятельности террито-риальных органов федеральных органов исполнительной влас-ти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Пра-вительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных мини-стерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
г) в случае необходимости отменяет акты федеральных орга-нов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;
д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
К общим полномочиям Правительства РФ относятся:
а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ; б)осуществление регулирования в социально экономической сфере;
в) обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;
г) формирование федеральных целевых программ и обеспе-чение их реализации;
д) реализация права законодательной инициативы.
Законодатель нормативно устанавливает полномочия Прави-тельства РФ в следующих сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; на-уки, культуры, образования; природопользования и охраны ок-ружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности Рос-сийской Федерации; внешней политики и международных от-ношений.
Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия оно определяет порядок принятия своих решений: постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, -- в форме распоряжении Правительства РФ. Постановления распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем.
Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению Российской Федерации. Датой официального; опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста; в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ за исключением поста-новлений, содержащих сведения, составляющие государствен-ную тайну, или сведения конфиденциального характера, подле-жат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародо-вания доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постанов-ления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства-РФ не предус-мотрен иной порядок вступления их в силу распоряжения Пра-вительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства РФ могут быть оспорены в суде. Прави-тельство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Основные решения и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседаниях. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председа-теля Правительства РФ и федеральные министры должны уча-ствовать в заседаниях лично. В случае невозможности их учас-тия в заседании они информируют об этом Председателя Пра-вительства РФ.
В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституцион-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рас-сматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных воп-росов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума.
Его решения не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.
Координационные органы, образуемые Правительством РФ для обеспечение согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенного круга задач, называются комиссиями. Консультативные органы, образуемые Правительством РФ для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер, называются советами и являются постоянно действующими совещательными органами.
В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума РФ.
Правительство РФ осуществляет необходимую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указом Президента РФ. В предусмотренных Конституцией РФ, случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий и оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.
Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посред-ством внесения законопроектов в Государственную Думу.
Правительство РФ в пределах своих полномочий;
а) производит финансирование судов только из федерально-го бюджета и обеспечивает возможность-полного и независимо-го осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;
б) обеспечивает исполнение судебных решений. В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Пра-вительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспече-ния сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществле-ния исполнительной власти координирует деятельность орга-нов исполнительной власти субъектов РФ.
Между Правительством РФ и органами исполнительной вла-сти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отно-шения. Они проявляются в прямом организационном подчи-нении органов исполнительной власти субъектов РФ федераль-ному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных ре-шений. Особенно важно взаимодействие этих органов испол-нительной власти при осуществлении ими полномочий по пред-метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъек-тов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным органом исполнительной власти органам исполни-тельной власти субъектов РФ либо в порядке делегирования органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.
V. Федеральные органы исполнительной власти
Конституция РФ устанавливает систему органов исполни-тельной власти в Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Консти-туции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.