На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования в Республике Беларусь. Основные этапы развития законодательства об органах предварительного расследования. Органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность в Республике Беларусь.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 05.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Выбирая тему для курсовой работы, я, не задумываясь, обратилась к теме "Органы предварительного расследования". Меня всегда волновали детали проведения расследования. Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов, часть уголовного процессуальной деятельности.
Я очень люблю читать детективные рассказы. Углубляясь в их чтение, сливаешься с главным героем этого произведения, то есть следователем или иным органом производящим предварительное расследование, начинаем мыслить как он, вместе с ним анализировать обстоятельства преступления, возможное направление дальнейших действий преступника. Иногда улики настолько незначительны, что преступление раскрыть невозможно, но ничего не уходит от бдительного следователя. Он разрабатывает множество версий и наконец-то ему удается верно "вычислить" лицо, которое совершило преступление и предотвратить доказательства подвергающие причастность обвиняемого к совершению преступления.
Работа следователей кропотлива и трудна. Основанная на законе принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания), способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Необоснованное предварительное расследование отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговую полицию иные правоохранительные органы, отрываются от общественно-полезного труда.
Деятельность следователя характеризуется чрезвычайным разнообразием задач, правильное решение которых требует применение различных качеств, навыков и знаний.
Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Республике Беларусь рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.
Основываясь на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд (судья), исследовав их в ходе судебного заседания, выносит приговор по уголовному делу.
В ходе курсовой работы мы рассмотрели систему и компетенцию органов предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя.
1. Общее положение об органах предварительного расследования в Республике Беларусь
1.1 Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования в Республике Беларусь

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы - органы предварительного расследования.
Предварительное расследование - это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.
Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.
Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.
В задачи органов предварительного расследования входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их устранению. С этой целью указанными органами проводится большая профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение преступных деяний.
Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда. От работников аппарата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы.
В этих целях в органах прокуратуры, внутренних дел и Службе безопасности организована и действует система повышения квалификации следственных и оперативных работников. Активно используется заочная и вечерняя система юридического образования.
Большое внимание уделяется научному и техническому оснащению аппарата предварительного расследования, внедрение в практику научно-технических средств и научных методов расследования преступлений, оказание работникам практической помощи в раскрытии и предупреждении преступных деяний.
Предварительное расследование делится на два вида: дознание и предварительное следствие.
Органы предварительного следствия - осуществляют сложную, регулируемую законном деятельность по собиранию, проверки и оценки доказательств исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц в целях последующего придания их суду либо оправданию невиновных, расследованию общественно опасных деяний невменяемых.
Органы дознания - компонентные государственные органы и должностные лица, задача которых - раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений.
Органы дознания осуществляют вспомогательные по отношению к предварительному следствию расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлениях, органы дознания проводят расследования в полном объёме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Органы предварительного расследования действуют единым процессуальным режиме, имеют единые задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса (ст.7 УПК). I 7 I. К ним относятся такие виды предварительного расследования, как:
- быстрое и полное расследование преступлений;
- установление лица, совершившего преступление, и привлечение его в качестве обвиняемого;
- установление с помощью доказательств всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам (ст.89 УПК);
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Согласно ст. 7 УПК РБ:
1. Задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
2. Установленный настоящим Кодексом порядок производства по материалам и уголовному делу призван обеспечить законность и правопорядок, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.
Я считаю, что от уровня и качества работы органов предварительного расследования зависит эффективность деятельности суда. В системе органов ведущих борьбу с преступностью, органы расследования занимают важное место. По подавляющему большинству уголовных дел ввиду их сложности без предварительного производства было бы невозможно качественная судебное разбирательство, отправление правосудия на должном уровне. Хотя суд проводит самостоятельное исследование доказательств в судебном заседании, однако он не всегда в состоянии исправить ошибки, допущенные следователем или органом дознания.
1.2 Основные этапы развития законодательства об органах предварительного расследования

Уже в Русской Правде было прописано, что Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами. Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается. Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему ничего не остается, как прибегнуть к закличу, то есть объявлению на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится украденное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, то есть указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника - сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей - видоков и послухов. Видоки - это свидетели, в современном смысле слова - очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившимся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между видоками и послухами. Характерно, что и в применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием и т.д.). В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок - «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело. Особым видом доказательств была присяга - «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения. Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный (розыскной) процесс со всеми его атрибутами, в том числе и с пыткой.
В Русской Правде I 2 I. видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.
Потом основным источником права стал Судебник КазимираI 3 I. Судебник был небольшим по объему и объединял нормы уголовного, административного и процессуального права.
Кроме обобщения текущего законодательства Судебник ввел ряд новых принципов и подходов государства в. вопросах касающихся наказания преступников. Так, например, Судебник устанавливал единые для всего государства виды наказаний за преступления против феодальной собственности, ограничивал ответственность жены и детей за преступления, совершенные мужем или отцом. Тем самым в Судебнике получила закрепление идея индивидуализации наказания. Новым было и определение преступления как противоправного деяния. Был установлен новый принцип освобождения от уголовной ответственности детей до семилетнего возраста. В частности была введена правовая норма, которая запрещала передавать потерпевшему детей не достигнувших семи лет.
Обозначился в Судебнике и новый взгляд на цели наказания. Так, в нем впервые получила законодательное закрепление идея "устранения" преступника, как одна из целей наказания, хотя не исключалась и имущественная компенсация. Запрещалось освобождать преступника от наказания, тогда как в соответствии с нормами обычного права у преступника, приговоренного к смертной казни была возможность откупиться и быть переданным в рабство потерпевшему или его близким.
Таким образом, изданием Судебника Казимира 1468 года было положено начало в развитии нового этапа в правовой теории, практике законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, который был завершен изданием Статутов Великого княжества Литовского.
В истории феодального права Беларуси, Литвы и Украины первоочередное значение имеет Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Он был первым в Европе сводом законов в котором содержались нормы конституционного, административного, брачно-семейного, гражданского, земельного, уголовного, судебно-процессуального и др. отраслей прав.
За Судебником Казимира последовали Статуты ВКЛ. Все институты данной отрасли права в трёх Статутах получили довольно полное отражение. Его нормы содержатся в специальных разделах, например в Статуте 1529 г.I 4 I. - в разделах IX, ХІ-ХІП, в Статуте1588 г. - в разделах X-XIV, и только небольшое число норм его содержится в других разделах. Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессивные положения, опережающие своё время и больше характерные для буржуазного права. К таким положениям относится принцип равенства всех перед законом («иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые, ровно адностайным тым писаным правом мають сужоны быти» - Статут 1529 г. (разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники «не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы» - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. 1]); принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение «только тот, который винен» - Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7) принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения (виновные «мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов своих» - Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др.
Как и суд, и прокуратура, аппарат дознания и предварительного следствия царской России был уничтожен Октябрьской революцией. Необходимо отметить, что следователи, введенные судебными уставами 1864 г. и состоявшие при окружных судах, пользовались значительной процессуальной самостоятельностью при производстве следствия.
С первых дней установления пролетарской диктатуры наряду с новыми судами создаются следственные комиссии при местных Советах и революционных комитетах. Их учреждения было предусмотрено Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для расследования дел о преступлениях, подсудных революционным трибуналом. По делам, рассмотрения которых относилось к компетенции местных судов, следствие проводили единолично местные судьи. Постановления о личном задержании и предании суду подлежали утверждению всем составом местного суда.
Функции органа дознания стала выполнять милиция, созданная для охраны революционного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью 10 ноября 1917 г.
Суверенная Беларусь установила свою дату рождения белорусской милиции - 4 марта. Именно в этот день, после февральской революции 1917 г., была образована и стала успешно действовать Минская городская милиция, возглавляемая М.В. Фрунзе.
Особая следственная комиссия по делам о контрреволюционных и других наиболее опасных преступлениях в лице Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) была учреждена 20 декабря 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией.
Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. были образованы следственные комиссии по делам, превышавшим подсудность местного народного суда. Эти комиссии состояли из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все основные вопросы следствия была временной, поскольку не обеспечивала необходимой оперативности в работе органов следствия, не способствовала своевременному раскрытию преступлений. Вскоре они были ликвидированы.
Веной 1920 г. упраздняются следственные комиссии по делам трибунальной подсудности. В исключительных случаях дополнительное расследование могли производить следователи - докладчики, должность которых была введена Положением о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г.
В августе 1920 г. в БССР вместо следственных комиссии по делам общей подсудности образуется институт единоличных народных следователей. С организацией в январе 1922 г. органов революционной законности они осуществляют руководство и надзор за следствием. Камеры народных следователей находились при товарищах прокурора по уездам.
Как и ВЧК в Российской Федерации, в марте 1922 г. ЧК при ЦИК Беларуси была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ). Полномочия последнего ограничивались расследованием дел о контрреволюционных преступлениях. Дела общеуголовного характера изымались из ведения ГПУ.
Первый уголовно-процессуальный кодекс (1922 г.) расширил круг органов дознания. К ним были отнесены: милиция, органы ГПУ, ведомственные инспекции (пожарная, техническая, санитарная, торговая и др.), правительственные учреждения и должностные лица в отношении противоправных действий подчиненных им лиц. Одновременно развивалась и система органов предварительного следствия.
Положение о судоустройстве БССР от 30 марта 1923 г. предусмотрело две категории следователей: народные следователи при соответствующих следственных участках и следователи по важнейшим делам при отделе прокуратуры Наркомюста БССР. Образование следственных участков, назначение и отстранение народных следователей производились Высшим судом республики и утверждались Наркомюстом. Следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись от должности отделом прокуратуры Наркомюста БССР.
В 1924 г. в БССР (на четыре года раньше, чем в РСФСР) решается вопрос о передаче следственного аппарата в систему органов прокуратуры. В целях усиления надзора за законностью деятельности участковых и уездных следователей последнее циркуляром отдела прокуратуры Наркомюста БССР от 11 марта 1924 года. Передавались в непосредственное ведение помощника прокурора республики. Два народных следователя должны были находиться при помощнике прокурора для выполнения его поручений. Положение у судоустройстве БССР от 15 июля 1924 года. Устанавливалась, что назначения, перемещения и увольнения следователей производиться прокурором республики. Высший суд мог лишь возбудить вопрос о дисциплинарной ответственности следователей и временно отстранить их от должности с образованием окружных прокуроров вводились должности старших следователей при окружных прокурорах.
Возложение на прокуратуру оперативного и административного руководства органами следствия способствовала их организационному укреплению, улучшению качества расследования уголовных дел. В 1936 году для руководства следствия, организации и совершенствования работы следователей, подбора, расстановки и воспитания следственных кадров в структуре аппаратов вышестоящих прокуратур были образовании следственные отделы. В последствии реорганизованные в следственные управления.
В 30-е годы ХХ столетия производиться жесткая централизация органов милиции, чему способствовало принятие 25 мая 1931 года. Общесоюзного Положения о работе - крестьянской милиции.
15 июля 1934 года учреждается Наркомат внутренних дел СССР. Одновременно устанавливаются временно упраздненные в декабре 1930 года НКВД союзных республик. В составе этих органов создаются внесудебные органы политических репрессий (Особое совещание, «тройки»).
В несудебные органы политических репрессий (Особое совещание, «тройки», «двойки»), через которые прошли тысячи не в чем не повинных людей, в последствии реабилитированных I 6 I.
Расследованием дел о государственных преступлениях все эти годы занимались органы государственной безопасности входившие до 40-х гг. прошлого века в состав Наркомата внутренних дел (НКВД), а затем выделенные в самостоятельное ведомство. В 1954 году Министерство государственной безопасности было реорганизовано в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ). Комитеты государственной безопасности создавались и при правительстве союзных республик. На местах образуются управление этих органов.
В конце 50-х гг. 20 в. в БССР, как и в других союзных республиках в органах государственной безопасности для расследования государственных преступлений организуется следственный аппарат.
Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 г. производство предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры и органов государственной безопасности. Через пять лев, в 1963 г. право производства предварительного следствия предоставляется органам внутренних дел.
Важнейшее значение в последнее десятилетия для развития органов дознания имело принятие Верховный совет БССР. 26 февраля 1991 г. Закона Республики Беларусь «О милиции».
В связи с тем, что с конца 1993г. Республика Беларусь стала членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол), в Главном управлении криминальной милиции МВД Республики Беларусь начало функционировать Национальной центральное бюро Интерпола.
В эти годы в соответствии с Концепцией судебно - правовой реформы система органов дознания была расширена, засечет органов таможенной службы и государственной налоговой инспекции. Впоследствии в 1998 г. на базе Главного управления налоговых расследований государственного налогового комитета образуется Государственный комитет финансовых расследований, действующий в качестве органов дознания и предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и др. делах, отнесенным к его ведению.
В 1999 году проведена реорганизация следственных органов МВД Республики Беларусь. Следственный аппарат этого ведомства был выделен в самостоятельную организационную структуру во главе со следственным комитетом при Министерстве внутренних дел. Приняты меры по повышению статуса следователя, его социального престижа.
Однако в начале нового столетия последовали очередные реорганизации в системе и статусе указанных органов. В сентябре 2001 г. Государственный комитет финансовых расследований преобразован в Департамент финансовых расследований с передачей в систему Комитета государственного контроля. В конце декабря 2003 г. Следственный комитет МВД упразднен, его функции переданы этому ведомству и его структурным подразделениям. В МВД создана Служба предварительного расследования, усиление защиты прав и законных интересов граждан.
Надо отметить, что такая реорганизация в системе органов внутренних дел, по мнению некоторых ученых - юристов I 7 I. не соответствует Концепция.
Судебно-правовой реформы о создании в республике единого следственного аппарата.
В Концепции судебно-правовой реформы предлагается вместо разрозненных параллельно действующих следственных аппаратов образование единого самостоятельного и независимого следственного аппарата во главе со Следственным комитетом. Это должно способствовать повышению процессуальной самостоятельности следователей, эффективности прокурорского надзора за следствием, а в конечном итоге, улучшению качества расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Такая модель следственного аппарата так же имеет своих противников, полагающих, что это может негативно сказаться на борьбе с преступностью и потребует не малых финансовых затрат.
Как видно из первоисточников (Русская Правда, Судебник Казимира, Статуты ВКЛ 16 века) предварительное расследование развивалась постепенно, проходя много этапов отвечая тому времени государственному строю и слоям населения. Только к 1864 году предварительное расследование сформировалось приблизительно та том уровне, на котором оно существует в настоящее время.
2. Система и компетенция органов предварительного расследование в Республике Беларусь

2.1 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
На ряду с уголовно - процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, законодатель предусматривает возможность проведения оперативно - розыскной деятельности (ОРД). Она проводиться в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии с Законом «Об оперативно - розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. Право осуществлять оперативно - розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям: органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов внешней разведки Министерства обороны (ст. 17).
В рамках оперативно - розыскной деятельности в гласных и не гласных формах осуществляется ряд оперативно - розыскных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участком местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая подставка; оперативный эксперимент (ст. 11).
В соответствии со ст. 12 названного Закона данные мероприятия проводится только при наличии к этому установленных законом оснований. Их проведение допускается как по возбужденным органами предварительного расследования уголовным делам, так и до возбуждения уголовных дел. Проведение оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля - допускается только с санкции прокурора или его заместителя.
Об органах предварительного расследования можно сказать, что результаты их деятельности могут быть использованы в качестве поводов и осно и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.