На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие и разновидности банковских карт, их основные особенности. Средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт. Анализ динамики развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах, их общие черты.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


87
9



ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
«Основы государственного управления рынком пластиковых карт»

Введение


Актуальность исследования. Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.
Еще пять - шесть лет назад пластиковые карты считались у нас экзотикой, а сегодня на дверях практически любого крупного магазина, ресторана или сервисного центра есть логотипы, извещающие, что именно здесь оплату можно произвести пластиковыми картами. Число их обладателей в столице и ряде других крупнейших городов неуклонно растет.
Несмотря на то, что у нас пластиковые карты появились недавно, во всем мире этими деньгами люди пользуются уже в течение многих лет. Так как это является наиболее простой и быстрой формой расчета, доступной практически в любой стране мира.
Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.
Целью данного проекта является изучение роли государства в формировании и развитии рынка пластиковых карт, а также выявление состояния данного рынка в нашей стране и сравнение его с рынками других стран.
Основные задачи, которые решаются в данном проекте - рассмотреть виды карт, их основные особенности; выявить средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт; проанализировать динамику развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах в период 2004-2006 гг. с целью выявления общих черт и количественных показателей, характеризующих высокий уровень развития карточного рынка; сопоставить основные характеристики и показатели нынешнего состояния российского рынка карт с карточными рынками ведущих стран мира с целью определения возможных и желательных направлений его ближайшего развития.
В проекте представлены три главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты - понятие пластиковой карты, виды пластиковых карт, международные и российские платежные системы. Вторая глава посвящена правовому регулированию операций с банковскими картами. А третья глава является сравнительным анализом рынков пластиковых карт двенадцати экономически развитых стран и России. Также в этой главе обозначены тенденции развития рынка.
Объектом исследования является банковские услуги.
Предметом исследования является рынок пластиковых карт.

1. Пластиковые карты: сущность, виды

1.1 Виды банковских карт

По мере развития банковского дела, совершенствования технологии осуществления безналичных расчетов и оказания электронных банковских услуг появились различные виды пластиковых карт, отличающихся назначением, способами защиты от подделки, функциональными и техническими характеристиками, а также технологией проведения расчетов с их использованием.
Пластиковая карта - это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающим. Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку и снять наличные деньги со счета.
Классификация видов существующих пластиковых карт возможна по следующим основным критериям:
по эмитенту; по функционально-экономическим характеристикам; по техническим и технологическим особенностям; по назначению и способам использования.
При классификации пластиковых карт по эмитенту следует различать собственно банковские карты и небанковские карты.
Основным отличием двух данных видов карт является то, что эмитентами банковских карт, как и следует из наименования, могут выступать только кредитные организации, действующие на основании банковской лицензии и зарегистрированные в порядке, установленном для банков законодательством страны их резиденства. Эмитентами небанковских пластиковых карт выступают, как правило, небанковские учреждения - предприятия торговли, выполнения работ и оказания услуг. В частности, к данному виду пластиковых карт относятся предоплаченные финансовые продукты, обращение которых осуществляется на базе двухстороннего договора между держателем (как правило, физическим лицом) и эмитентом (сетью магазинов, телефонной компанией или Интернет-провайдером). При этом держатели небанковских пластиковых карт могут использовать их для оплаты товаров (работ, услуг) в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом данных карт.
Банковские карты представляют собой современный инструмент управления банковским счетом, получения краткосрочного кредитования и осуществления безналичных расчетов. Поэтому в дальнейшем особое внимание обратим внимание именно на этот вид пластиковых карт.
При классификации пластиковых карт по их функциональным характеристикам различают кредитные карты и дебетовые карты.
Основное отличие кредитных карт международных платежных систем от дебетовых заключается в технологии совершения операций. Кредитные карты связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров через POS_терминалы, установленные на предприятиях торговли и принимающие к оплате карты соответствующей платежной системы.
Дебетовые карты предназначены для получения наличных денег в банкоматах или для покупки товаров с расчетом через POS_терминалы. Денежные суммы при этом списываются со счета владельца карты в банке.
Кроме того, ряд западных авторов выделяет в особую категорию платежные карты. Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: «Питер», 2002, с. 242. Отличие состоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карты должна погашаться полностью в течение определенного времени после получения выписки без права продления кредита.
Имеются различия в использовании карт в системах, основанных на бумажной технологии, и в электронных системах. В «бумажных» системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что является подтверждением его разрешения дебетовать свой счет в банке. Затем торговый счет направляется эмитенту карты как основание для выплаты соответствующей суммы торговцу (кредитование его счета) и списания денег со счета владельца карты. В электронной системе держатель карты напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование его банковского счета.
Еще одна классификация пластиковых карт связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карты двух видов - с магнитной полосой и со встроенной микросхемой.
Карты с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карты при ее использовании в банкоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Когда карта вводится в соответствующее считывающее устройство, то индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.
На картах крупных международных ассоциаций Visa и Master Card магнитная полоса имеет несколько дорожек для фиксации необходимых сведений в закодированном виде. На одну из дорожек записывается персональный идентификационный номер (ПИН-код), который вводится владельцем карты с помощью специальной клавиатуры при использовании им банкоматов и POS_терминалов. Набранные цифры сравниваются с ПИН-кодом, записанным на полосе. В случае несовпадения владельцу дается возможность сделать еще несколько попыток набора ПИН-кода. Затем карта изымается или ее параметры вносятся в так называемый стоп-лист (фактически с помощью данной банковской карты блокируется управление соответствующим банковским карточным счетом).
Идея использовать при безналичных расчетах карту со встроенной микросхемой была предложена в 1974 г. французским журналистом Роланом Морено и получила большое распространение во Франции и за ее пределами. Козье Д. Электронная коммерция. - М.: ИТД «Русская редакция», 2000, с. 167.
Встроенная в карту микросхема (чип) является хранителем информации, которая записывается, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карты и повышает ее надежность. В Российской Федерации банковские карты со встроенным микропроцессором (чипом) эмитируются в рамках платежной системы «Золотая Корона».
Как известно, при платежах по магнитным или штриховым картам применяется режим on-line - разрешение на платеж дает, по существу, компьютер банка или процессингового центра при связи с точкой платежа. Поэтому основная проблема, возникающая здесь, - обеспечение надежной, защищенной и недорогой связи, что в условиях нашей страны крайне трудно.
При платежах по смарт-картам применяется режим off-line - разрешение на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в нее микросхема) при работе с торговым терминалом непосредственно в торговой точке. На основе записанных в чипе сведений сделка по карте может осуществляться в автономном режиме, т.е. без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карта сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, то авторизация здесь не требуется: если лимит превышен, сделка просто не состоится. Если же сумма операции меньше суммы лимита, то в момент совершения сделки сумма свободного лимита будет уменьшена и запишется новый остаток, который может быть использован при следующей покупке. При внесении денег на счет лимит восстанавливается, о чем делается новая запись в микросхеме.
Другая важная особенность смарт-карт заключается в их надежности. Смарт-карта должна быть достаточно «интеллектуальна», чтобы самостоятельно принять решение о проведении платежа и при этом обладать развитой системой защиты от ее несанкционированного использования.
Во время производства и инициализации карт электронные предохранители могут быть разрушены, тем самым предотвращая нежелательное вмешательство в хранимую информацию. Копирование данных невозможно никем кроме их производителей благодаря уникальному внутреннему коду, записанному на каждой карте. В случае если данные, записанные на карте, кто-либо сможет продублировать, уникальный внутренний код предотвратит использование карты. При отправке карт производителем в адрес организации, выпускающей карты в обращение, коды посылаются отдельно, так что даже в случае потери всей партии карты останутся непригодными для использования. Пока код не будет присвоен карте, ее использовать невозможно. Как только карта инициализируется и в нее записываются данные (или сумма денег), то доступ к ним защищается кодированным паролем (ПИН-кодом), известным только хозяину карты. Данные, записанные на карте, могут быть также зашифрованы. Сам чип имеет несколько степеней защиты, и подделать информацию, записанную на нем, очень трудно. Если карта украдена и новый владелец захочет ею воспользоваться для получения денег в автомате, то при неправильном введении ПИН-кода чип разрушается, и карта не может быть более использована. Все это делает смарт-карту одной из наиболее надежных форм хранения данных.
Еще одним преимуществом смарт-карты над другими пластиковыми картами является их многофункциональность. Обладая возможностями осуществлять многие математические и логические операции и превосходя другие пластиковые карты по объему хранимой информации, одни и те же смарт-карты могут использоваться в различных приложениях.
Смарт-карты по сравнению с другими пластиковыми картами имеют высокие эксплутационные характеристики.
Информационные возможности смарт-карты гораздо шире, чем у карт с магнитной полосой. Кроме того, достоинством смарт-карты является возможность оперативного обновления данных в памяти микропроцессора. Наконец, важным достоинством смарт-карты является ее высокая надежность.
Смарт-карты производятся многими известными компаниями, среди которых: Bill (Франция), Data Card (США), Schlumberger (Франция), Toshiba (Япония). Основными производителями микросхем для смарт-карт являются: Amtel (США), Hitachi (Япония), Motorola (США), Oki (Япония), Philips (Нидерланды). Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000, с. 92.
Однако изготовление смарт-карт обходится несколько дороже изготовления карт с магнитной полосой. Кроме того, введение смарт-карт в оборот в странах, которые с начала создания системы карточных расчетов ориентировались на магнитные карты, несколько затруднено, так как уже установлены десятки и сотни тысяч единиц оборудования, не приспособленного для считывания информации с микросхем, а замена этого оборудования на устройства, совместимые со смарт-картами, потребовала бы крупных капиталовложений. Поэтому еще в середине 1990_х гг. зарубежные эксперты скептически относились к перспективам быстрого внедрения смарт-карт в таких странах, как США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Япония.
Ситуация изменилась в последние годы. Бурное развитие коммерческой деятельности с использованием Интернета повлекло за собой необходимость создания универсального инструмента осуществления безналичных расчетов в глобальной компьютерной сети. Очевидно, что в силу своих технологических особенностей таким универсальным инструментом расчетов могут стать смарт-карты. Так, по мнению аналитиков компании Lafferty, кредитные смарт-карты являются идеальным средством для банков, которые собираются инициировать онлайновые программы займов. В особенности это касается виртуальных кредитных карт (банковских карт, предназначенных для электронных расчетов). В последнее время западные банки и кредитные компании сделали ставку на кредитные карты, вкладывая деньги в развитие виртуальных карт и электронных кошельков. Если прогнозы специалистов сбудутся и электронная коммерция получит широкое распространение, эмитенты кредитных карт будут пользоваться огромными преимуществами.
При классификации пластиковых карт по их назначению зарубежная и российская банковская практика выделяет шесть основных видов таких карт:
банковские кредитные карты; карты туризма и развлечений; платежные карты предприятий торговли и услуг; банковские карты для банкоматов; банковские карты для покупки товаров с расчетом через POS_терминалы; чековые гарантийные банковские карты.
Банковские кредитные карты предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения наличных денежных средств через банкоматы или пункты выдачи наличных денег (ПВН). Главная особенность этой карты - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда покупается товар или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. При этом в Российской Федерации под кредитной линией следует понимать условия договора о выдаче банковской карты «о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения» (см. подп. 2 п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. №54_П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»), то есть при обязательстве погасить необходимую часть задолженности в установленный срок.
Различают индивидуальные и корпоративные карты. Индивидуальные карты выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми». Последние предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карта выдается юридическому лицу, которое, в свою очередь, может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или просто «ценным» сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.
Карты туризма и развлечений, согласно приведенной выше классификации, по своей экономической природе являются платежными картами. Они эмитируются кредитными организациями, участниками международных платежных систем, специализирующихся на оказании электронных банковских услуг предприятиям и организациям указанной сферы, например American Express и Diners Club.
Карты принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их держателям различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок на товары, страхованию жизни.
Главные отличия этого вида карт от банковских кредитных карт заключаются, во-первых, в отсутствии разового лимита на покупку и, во-вторых, в обязанности владельца карты погасить задолженность в течение месяца без права пролонгировать кредит. В случае просрочки платежа с владельца карты взимается повышенный процент.
Здесь также существуют индивидуальные и корпоративные карты.
Платежные карты предприятий торговли и услуг, строго говоря, не являются банковскими. Применение этих карт ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например, сетью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Начиная с 1970_х гг. получили распространение банковские частные карты, с помощью которых можно покупать товары со скидкой в определенных магазинах, но выпуск карт, выдачу кредита на приобретение товара и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк - участник соглашения. Иногда карты такого рода выпускаются для членов определенных профессиональных групп (пилотов, адвокатов) или лиц, связанных общими интересами (например, филателистов). Часто их называют клубными картами.
Банковские карты для банкоматов представляют собой разновидность дебетовых карт, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка на текущем счете через банкоматы. При наличии карты деньги можно получать в любой день (включая праздничные и выходные дни) круглосуточно. Кроме того, владелец избавляется от необходимости посещать свое отделение банка и может воспользоваться банкоматами, расположенными в торговых центрах, на вокзалах.
Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций: они позволяют, например, вносить деньги на счет, делать взнос в погашение ссуды, получить выписку о состоянии банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой.
Банковские карты для покупки товаров с расчетом через POS_терминалы в торговых точках также относятся к разряду дебетовых. В зарубежных странах они «привязаны» к чековому или сберегательному счету держателя карты и не предусматривают автоматического предоставления открытой кредитной линии. С экономической точки зрения, POS_карты выполняют функции банковского счета, однако их применение более надежно, так как идентификация владельцев производится в момент совершения сделки и денежные средства немедленно перечисляются на расчетный счет торговых предприятий.
Выше говорилось, что при использовании POS_карт сумма покупки сразу же списывается со счета покупателя. Это невыгодно последнему, так как при других формах расчетов (чек, кредитная карта) он получает отсрочку платежа. Для торговцев сделки с POS_картой обходятся дороже, чем при использовании чеков. Это обусловило относительно медленные темпы роста операций с картами указанного вида.
Чековые гарантийные банковские карты являются специфическим финансовым продуктом англо-американской банковской системы. В странах англосаксонской системы права банковская карта такого вида выдается владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карта базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту. При этом банк гарантирует торговцу получение денег по чеку в пределах установленного лимита в том случае, если на счете чекодателя отсутствует необходимая сумма Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. - М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 527..
Таким образом, сегодня в мире существует достаточно большое разнообразие среди пластиковых карт, а клиенты банков, как правило, имеют набор карточек, которые они могут использовать по назначению. В перспективе множество используемых в настоящее время карт будет заменено многоцелевыми картами, а также возможностью осуществлять банковские операции в порядке самообслуживания, например, на дому или рабочем месте.

1.2 Международные карточные ассоциации (международные платежные системы)

В настоящее время в мире действует несколько международных платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского права, международных карточных ассоциаций. Крупнейшими из них являются VISA International, MasterCard International, American Express, Diners Club International и JCB Card.
Ассоциации играют большую роль в организации и функционировании систем безналичных расчетов с использованием банковских карт. Ими разрабатываются общие правила проведения расчетов, проводится анализ и корректировка деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных систем аккумулируют ресурсы для внедрения новых технологий, а также для создания и развития информационных коммуникаций.
Расходы ассоциаций покрываются за счет взносов банков - участников платежной системы пропорционально объему их карточных операций.
Ассоциации выполняют следующие функции: выдачу лицензий на выпуск карт с логотипом ассоциации; охрану патентов и прав; разработку стандартов и правил ведения операций; обеспечение надлежащего функционирования национальных и международных систем автоматизации и расчетов; обмен финансовой информацией и перевод комиссионных выплат участниками системы; разработку новых платежных продуктов; маркетинг, рекламу и продвижение платежных продуктов на рынок Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 42..
К числу важных операционных функций, выполняемых ассоциациями, относится автоматизация, то есть получение от банка-эмитента разрешение на осуществление сделки, если сумма покупки превышает разовый лимит или если у торговца существуют сомнения в личности клиента и законности использования им карты.
Запрос поступает по телефону (в режиме off-line) или через POS_терминал (в режиме on-line). Банк-эмитент дает разрешение, если общий лимит счета не превышен и карта не числится в стоп-листе. Операции присваивается автоматизационный код, который фигурирует затем в отчетности. В банках существуют специальные центры автоматизации, работники которых отвечают на звонки торговцев. Если запрос поступает через POS_терминал, банковский компьютер принимает кодированное сообщение и дает разрешение или запрещает сделку.
Еще одной важнейшей функцией карточных ассоциаций является организация процесса окончательного урегулирования и погашения задолженности по карточным операциям.
Банковские карты международной платежной системы Visa широко известны во всем мире. На сегодняшний день это самая распространенная банковская карта, принимаемая к оплате практически в любой стране мира. Как и любая банковская карта, Visa, прежде всего, предназначена для осуществления безналичных расчетов. Проект Visa стартовал в 1956 году, когда Bank of America приступил к выпуску в Калифорнии кредитных карт BankAmericard. В 1970 г. американские банки, поддержавшие данный проект, сформировали национальную организацию эмитентов банковских карт BankAmericard. В 1974 г. была создана международная компания IBANCO (International Bank Company), основной задачей которой стало развитие системы карточных расчетов с использованием банковских карт BankAmericard за пределами США. В 1976 г. международная компания IBANCO стала компанией Visa International, а американская ассоциация эмитентов банковских карт BankAmericard стала называться Visa USA Глазиков И. От Americard к Visa // «Мир карточек», №1, 2004, с. 34..
Сегодня банковские карты Visa - наиболее широко используемая и принятая во всем мире форма безналичных карточных расчетов. В 2004 г. во всем мире более чем на 1,8 трлн. долларов было приобретено товаров и услуг с использованием банковских карт Visa. Это позволяет компании прочно удерживать звание мирового лидера в области электронных расчетов с использованием банковских карт. Сейчас доля Visa на рынке предоплаченных финансовых продуктов вновь увеличилась и составляет до 56%. В обращении сегодня находится более миллиарда банковских карт Visa. Банковские карты с эмблемой Visa принимаются к оплате в более чем 22 млн. предприятиях торговли и услуг в 300 странах и территориях, что позволяет руководству компании без тени ложной скромности называть банковские карты Visa «универсальной валютой».
Всемирная сеть обработки платежей, проводимых держателями банковских карт Visa, представляет собой сложную систему финансовых институтов, а также линий коммуникаций, которыми, выражаясь образно, при желании можно опоясать земной шар почти 400 раз. Сеть обработки платежей с использованием банковских карт Visa, именуемая Visa Net, позволяет платежной системе обрабатывать более чем 3700 сделок в секунду, осуществляемых в 160 валютах мира.
Сегодня международная платежная система Visa International представляет собой ассоциацию более чем 21 000 банковских учреждений. Основные функции собственно компании Visa International состоят в том, чтобы наращивать конкурентоспособность платежной системы и увеличивать ее рентабельность. Компания Visa International (как, впрочем, и головные компании большинства иных существующих международных и национальных платежных систем) непосредственно банковской деятельностью не занимается, но фактически осуществляет продвижение на рынок новых финансовых инструментов оказания электронных банковских услуг от имени участников (принципиальных членов - members). Поэтому большое значение для успешного функционирования платежной системы имеет использование общей для всех участников системы торговой марки Visa, которая помещается на лицевой стороне банковской карты, рядом с логотипом банка-участника платежной системы Visa, непосредственно эмитировавшего данную карту.
На сегодняшний день организационная структура платежной системы Visa International включает 6 региональных обособленных подразделений - организаций-операторов, зонами ответственности которых являются: Тихоокеанская Азия; Канада; Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка (СЕМЕА); Европейский Союз; Латинская Америка и Карибский бассейн; Соединенные Штаты Америки Официальный сайт ассоциации российских банков - членов Visa: www.visarussia.ru.
Российские банки, участвующие в данной международной платежной системе, как правило, эмитируют четыре основных вида пластиковых карт: Visa Platinum, Visa Gold, Visa Business, Visa Classic и Visa Electron. Выбор конкретного типа карты зависит о того, для чего клиент собирается ее использовать.
Карты Visa Platinum и Visa Gold могут быть как дебетовыми, т.е. клиент проводит операции по карте в пределах остатка на текущем счете, так и кредитными, когда клиент проводит операции по карте в пределах некоторого лимита кредитования. Среди карт Visa эти - наиболее престижные, к ним прилагается ряд страховых программ, а некоторые предприятия торговли и сервиса предоставляют скидки.
Visa Business - корпоративная карта. Такая карта также может быть дебетовой, так и кредитной. Держатель такой карты проводит операции в пределах своего расходного лимита по счету юридического лица - клиента банка. К карте Visa Business, как и к карте Visa Gold, прилагаются страховые программы.
Visa Classic - наиболее широко распространенная пластиковая карта. Она значительно дешевле в обслуживании, нежели более «престижные» карты. Эта карта оптимальна с точки зрения соотношения цена - качество для владельца, привыкшего следить за своими расходами и не испытывающего необходимости в дополнительном сервисе.
Карта Visa Electron, как следует из ее названия, предназначена исключительно для электронных трансакций, что несколько сужает число точек, принимающих ее к оплате. Операции по карте осуществляются исключительно в пределах остатка на карточном счете. Часто эта карта используется для выдачи заработной платы или других регулярных зачислений. Зачисление на карту Visa Electron исключительно удобно для людей, работающих по контракту вдали от предприятия-работодателя, поэтому такая карта имеет большие перспективы по мере развития и внедрения идеи Интернет-офисов.
Как известно, проект MasterCard стартовал в конце 1940_х гг., когда несколько американских банков начали выдавать своим клиентам особый платежный документ, который мог применяться, подобно современным банковским картам, как гарантия оплаты стоимости сделанных предъявителем в местных магазинах покупок. В 1951 г. Franklin National Bank в Нью-Йорке разработал более совершенную для тех лет технологию расчетов, которая позволила приступить к эмиссии первых кредитных карт, схожих по схеме обслуживания с современными.
Следующие десятилетия прошли под знаком развития мелкой, или, как назвал ее американский адвокат Энди Дук, «деревенской монополизацией», когда единственный (отдельный) банк в каждом населенном пункте выпускал свои карты и формировал небольшую сеть их обращения с несколькими предприятиями торговли и услуг, расположенными, самое дальнее, на соседней улице. Своеобразный перелом произошел 16 августа 1966 г., когда группа таких банков сформировала Interbank Card Association (ICA) - межбанковскую ассоциацию эмитентов кредитных карт.
В отличие от других подобных организаций, ICA была независима в своих действиях и решениях от индивидуальной воли какого-либо одного, пусть даже очень крупного банка-участника ассоциации. Ассоциацией управлял коллегиальный орган - Комитет членов, определявший условия вступления в ассоциацию новых участников, а также общие принципы ее функционирования. Кроме того, этот орган отвечал за маркетинг, службу безопасности бизнеса и юридические аспекты управления платежной системой.
Как только организация встала на ноги, пришло время расширяться. В 1968 г. ICA вступила в альянс с мексиканским Banco Nacional (Мехико), позже был сформирован союз в Европе - с Eurocard. Затем в платежную систему вступили первые японские участники. К концу 1970_х гг. ICA уже имела в числе членов банки Австралии и нескольких стран Африки. Чтобы соответствовать обозначившейся тенденции к международному росту, ICA была переименована в MasterCard International. В 1980_х гг. продолжилась дальнейшая «экспансия» в Азию и Латинскую Америку. В 1987 г. MasterCard стал первой платежной системой, банковские карты которой стали эмитироваться в Китайской Народной Республике. Следует заметить, что это было не только эффектным политическим, но и экономическим решением. К 1993 г. Китай стал второй страной в мире по объемам электронных безналичных расчетов с использованием MasterCard Официальный сайт Платежной системы Mastercard: mastercard.ru.
В 1988 г. MasterCard International подписала соглашение о сотрудничестве с Eurocard International, переименованной впоследствии в Europay International. Этот шаг позволил MasterCard значительно расширить количество участников системы и сферу применения карт, что усилило ее конкурентные позиции в европейском регионе и других частях мира.
Europay International была образована в сентябре 1992 г. в результате слияния трех компаний - Eurocard International, Eurocheck International и Eurocheck International Holdings. В капитале компании участвуют финансовые институты 22 стран Европы. Компания специализируется на предоставлении участникам платежных услуг по расчетам банковскими картами и еврочеками.
Соглашение с MasterCard создало объединенную платежную инфраструктуру, включающую банки, предприятия торговли, банкоматы и электронные терминалы.
MasterCard International полностью принадлежит капитал компании Cirrus system которая обладает 184 тыс. банкоматов в 74 странах мира; 50% акционерного капитала компании Maestro International, контролирующей всемирную систему электронных терминалов в торговых точках, работающих в автоматическом режиме; 12,5% капитала Europay International и 15% капитала Европейской системы платежных услуг (ЕСПУ).
На сегодняшний день компания MasterCard имеет свои постоянные представительства и офисы более чем в 40 странах и прочно занимает второе место по основным финансово - экономическим показателям среди международных платежных систем расчетов с использованием банковских карт (вслед за Visa).
Diners Club International (DCI) - одна из старейших платежных систем в мире и один из лидеров по выпуску карт туризма и развлечений - карт T&E. Термин T&E подразумевает определенную сферу использования карт: транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей. Держателю карт DCI гарантированы удобства, привилегии и скидки в указанной сфере. Помимо оплаты товаров и услуг, по карте можно получать наличные средства в банкоматах, отделениях банка и представительствах Diners Club по всему миру. Каждому держателю предоставляется набор сервисных услуг, который включает в себя всевозможные страховки, организацию туристских и деловых поездок, бесплатный доступ в бизнес-центры и салоны (залы ожидания) в крупнейших аэропортах мира, услуги международной телефонной связи, различные системы бонусов и круглосуточную информационную поддержку. Карта рассчитана на людей, занимающихся профессиональной деятельностью, имеющих стабильный, выше среднего, доход и достаточно часто совершающих деловые или туристские поездки Глушков И. Обеды по карточкам // «Мир карточек», №2, 2004, с. 41..
Существует 2 основных типа карт DCI - частная и корпоративная. При выпуске частной карты необходима надежная система проверки клиента - его кредитной истории; информации, содержащейся в заявлении. Наиболее оправданным с точки зрения безопасности и риска неплатежа будет выпуск карт DCI для уже существующих постоянных клиентов банка (с учетом, что рекомендуемый минимальный размер расходного лимита составляет 3 000 долларов США).
Потенциальный держатель карты DCI, возможно, уже имеет карты Visa или Eurocard/MasterCard, которые используются в основном для получения денежной наличности и оплаты товаров и услуг в России и за рубежом. Предлагаемая карта DCI в меньшей степени рассчитана на получение по ней наличных средств (комиссия за снятие наличных составляет 4% от суммы операции, в какой бы стране мира она не производилась).
В данном случае клиенту предлагается больше чем простое платежное средство. В распоряжении клиента находится «сервисная корзина», призванная оградить его от любых неожиданностей во время деловых поездок и отдыха, включая любого рода поддержку в представительствах Diners Club International по всему миру. С 1995 г. представителем DCI в РФ является ООО «Дайнерс Клаб». К сожалению, в нашей стране подавляющее большинство людей, совершающих частные деловые поездки по стране и за рубеж, мало знакомы с самим понятием T&E, что не позволяет им оценить предлагаемые DCI выгоды. В России карты T&E еще не получили должного распространения.
Карты DCI также могут предлагаться руководящим работникам небольших компаний, имеющих стабильное финансовое положение (что, безусловно, требует соответствующей проверки). Кстати, тот факт, что для сотрудников той или иной компании выпущены корпоративные карты DCI, благоприятно сказывается на имидже самой компании в глазах зарубежных партнеров, так как свидетельствует о ее финансовой стабильности.
Компания Diners Club осуществляет выпуск карт через банки - сублицензиаты. В соответствии сублицензионным соглашением банку - сублицензиату предоставляется право выпускать карты DCI стандартного дизайна с логотипом системы DCI; при этом существует возможность нанесения на карту собственного логотипа банка.
Если банк - новый участник платежной системы имеет свою торговую сеть по обслуживанию карт, то возможно наделение банка правом заключения договоров об обслуживании держателей карт DCI в торговых и сервисных предприятиях.
В 1998 г. к исполнению обязанностей расчетного банка платежной системы DCI в России приступил АКБ «Славянский банк» (г. Москва). Тогда же этот банк стал крупнейшим эмитентом карт DCI в РФ.
Японская компания JCB была основана в 1961 г. С первых же лет существования платежная система стала оказывать экономическое сопротивление попыткам международных платежных систем Visa и MasterCard завоевать японский рынок банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. Сегодня компания JCB является лидером на рынке кредитных карт Японии и активно развивается уже в качестве международной платежной системы. На конец марта 2000 г. (т.е. на конец финансового года Японии) количество карт в обращении составило 187,6 млн., количество ассоциированных предприятий торговли и услуг (т.е. принимающих карты JCB в качестве платежного средства) - 4,9 млн., в том числе 860 тыс. в 139 странах мира.
В Японии JCB ориентируется главным образом на высший и средний класс потребителей с высоким уровнем дохода и дифференцированным способом.
С одной стороны, JCB - единственная в Японии компания, чьи карты являются международными. При этом JCB отличается от других международных платежных систем усиленным акцентом на развитие своих карт не только и не столько в качестве средства платежа, сколько в качестве средства доступа к услугам в области туризма и развлечений Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002. С. 52..

1.3 Российский рынок электронных банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт

Становление российского рынка электронных банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. В СССР карты международных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства (в основном это были магазины «Березка» и международные гостиницы). Именно в 1969 г. было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club International.
В 1974 г. на нашем рынке появилась American Express, в 1975 - Visa (тогда еще BankAmericard) и Eurocard, в 1976 г. - японская JCB. С советской стороны все соглашения подписывались Всесоюзным акционерным обществом (ВАО) «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым картам.
Основной контроль за организацией системы расчетов был возложен на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически любая операция, связанная с валютой, работа с картами была строго регламентирована на ведомственном уровне.
Первым советским эмитентом международных карт был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. «золотые» карты Euro card. Однако до сих пор не известно, сколько их было выпущено и кому именно они были выданы. Ясно только, что их было очень ограниченное количество и предназначались они для узкого круга лиц. Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т. - СПб: «Питер», 2002, с. 247. Возможно, данный «эксперимент» изначально не носил коммерческого характера.
Первым российским коммерческим банком, эмитировавшим в конце 1991 г. собственные карты международной платежной системы VISA, был коммерческий банк «Кредо-банк». На сегодняшний день сотни российских банков осуществляют расчеты с использованием банковских карт. Предоставление электронных банковских услуг превратилось в один из самых привлекательных и динамично развивающихся сегментов банковского бизнеса.
Сегодня, определяя стратегию выхода на рынок электронных банковских услуг, российские банки выбирают какую-либо из трех возможных схем: создание и развитие собственной банковской карты и сети ее обслуживания (эквайринга); вступление в российскую платежную систему; вступление в международную платежную систему.
Многие российские банки диверсифицируют свою деятельность - сочетают выпуск международных карт с членством в российских платежных системах. Карты международных платежных систем имеют неоспоримое преимущество перед российскими, так как принимаются во всем мире.
Как уже говорилось выше, признанными лидерами мирового рынка банковских карт являются Visa и Eurocard/MasterCard. Далее идут American Express, Diners Club и JCB. На долю этих пяти основных мировых платежных систем приходится около 20% совокупного мирового рынка карточных средств электронных платежей.
Рассмотрим клиентскую структуру держателей банковских карт международных платежных систем в Российской Федерации. Карты низшего ранга - Visa Classic, Visa Electron, Eurocard/MasterCard Mass (Standard) выдаются в нашей стране в основном физическим лицам. Карты Visa Business в основном используются как корпоративные и выдаются преимущественно юридическим лицам. И только самые надежные клиенты банков получают карты самого привилегированного типа - Visa Gold. Эти карты гарантируют практически безлимитные кредиты при покупках, к ним прилагаются дисконтные карты, обеспечивающие систему скидок и многое другое. Как правило, обеспечением обязательств служит денежный залог или страховой депозит (иногда его могут называть неснижаемым остатком). Следует отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации именно страховой депозит является определяющим в структуре цены использования пластиковых карт.
По способу взаимоотношений банка с клиентом в рамках российской банковской системы можно выделить две схемы обслуживания.
Так называемая схема револьверного кредитования используется в случаях, когда доходы клиента стабильны по частоте поступления и размерам. Клиенты обязуются не позднее определенной карты, например 25 числа каждого месяца, пополнять свой счет до некоторой суммы, именуемой расходным (платежным) лимитом. По мере необходимости (например, при совершении клиентом покупок с использованием в качестве инструмента оплаты данной банковской карты) банк, не дожидаясь 25_го числа, подтверждает другим участникам платежной системы наличие этих средств на счете. Таким образом, держателю карты предоставляется карточный кредит. У этой схемы, однако, есть ряд недостатков, один из которых заключается в том, что срок пополнения счета строго оговорен и его просрочка влечет за собой наступление гражданско-правовой ответственности.
Дебетовая схема является наиболее распространенной. Ее основное достоинство заключается в том, что клиент может пополнять свой счет, когда захочет, и подтверждение банком расходного лимита клиента происходит только при пополнении счета. Страховой депозит может и не быть в этом случае может и не быть обязательным условием. Разумеется, банк при этом идет на определенный риск, поскольку при использовании классических типов пластиковых карт клиент может потратить средств больше, чем находится на счете. Это может произойти, когда сумма очень большая и продавец не связывается с процессинговым центром для авторизации. В этом случае банк может оштрафовать своего клиента и заблокировать карту (что заранее оговаривается в договоре) либо начислить кредитный процент на сумму овердрафта Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. - М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 526..
Карты российских платежных систем - STB Card, «Золотая Корона», Union Card - работают лишь в пределах страны, однако, учитывая наибольший срок их существования и темпы развития, еще летом 1998 г. ряд российских экспертов в области банковского дела высказывали предположение, что выход банковских карт отечественных платежных систем на мировой уровень - дело времени.
Платежная система STB Card работает с 1992 года и за это время стала важным элементом российского рынка пластиковых карт. Партнерами системы уже стали многие российские банки и банки стран СНГ и Балтии.
На сегодняшний день Платежная система СТБ охватывает: 70 банков; 82 субъекта Российской Федерации; 960 банкоматов в 124 городах; 874 отделения российских банков в 578 городах и районных центрах; более 3000 торговых предприятий в 52 городах.
Среднемесячный оборот системы составляет более 80 миллионов долларов. В сутки обрабатывается около 100 тысяч транзакций. Эмитировано и обслуживается 1 миллион 800 тысяч банковских карт СТБ (из которых около 35% карт - совмещенные карты STB/Maestro) Официальный сайт Платежной системы STB Card: web.stbcard.ru.
СТБ имеет возможность представлять банкам услуги на самом современном техническом уровне. Для персонализации пластиковых карт и процессинга транзакций используется без преувеличения самое совершенное на сегодняшний день оборудование и программное обеспечение. При передаче данных используются устойчивые каналы связи, включая спутниковые сегменты. Компании, входящие в холдинг, предлагают комплекс услуг, учитывающий специфику клиента (банка) и подразумевающий организационное, техническое обеспечение программ обслуживания пластиковых карт, осуществляемое на всей территории России.
Процедура вступления новой кредитной организации в платежную систему STB Card состоит из нескольких этапов.
Первый этап - выбор максимально эффективной схемы взаимодействия Банка с платежной системой. Схема взаимодействия определяется из набора типовых схем, исходя из потребностей банка и его собственных планов по созданию и развитию проекта выпуска и обслуживания пластиковых карт.
Список необходимых для заключения договоров:
«Соглашение о членстве в Платежной системе СТБ», заключаемое между ЗАО «СТБ-Платежная система» и Банком, выступающим в качестве эмитента / эквайрера Платежной системы СТБ;
«Договор об обслуживании продуктов СТБ» с выбранным Процессинговым центром (в случае подключения Банка в режиме взаимодействия off-line);
Пакет Договоров с Расчетным агентом Платежной системы, обеспечивающим проведение взаиморасчетов между участниками Платежной системы СТБ;
Договор между ЗАО «СТБ КАРД» и участником, выступающим в качестве эмитента / эквайрера платежной системы «Об электронной подписи и криптографической защите информации в системе STB CARD»
Дополнительное соглашение «Об электронном обмене информацией и автоматизированной обработке поручений» к Договору «Об электронной подписи и криптографической защите информации в системе STB CARD».
Второй этап - выбор функционального состава программного обеспечения. Участник системы совместно с одним из рекомендованных Платежной системой СТБ поставщиком программного обеспечения для ведения баз данных клиентов и терминальных устройств определяют перечень функционального состава программно-аппаратного комплекса, необходимого для обеспечения реализации карточного проекта банка.
Далее необходимо будет организовать каналы связи с Процессинговым центром, периферийным оборудованием, а также закупить (или арендовать) и установить необходимое оборудование, используя при этом рекомендации Платежной системы СТБ.
Завершением работ должна стать эмиссия собственных карт Платежной системы СТБ и / или обслуживание карт Платежной системы СТБ.
Третий этап - субэмиссия карт с совмещенным логотипом «STB/Cirrus/Maestro», которые, оставаясь достаточно дешевым продуктом для пользователя этих карт, позволят ему пользоваться услугами банка по всему миру, используя сеть платежной системы Europay. Данные карты в сети Платежной системы СТБ обслуживаются по тарифам Платежной системы СТБ без выхода на сеть Europay (операционные расходы банка по обслуживанию этих карт в сети СТБ не изменяются), а при выезде держателя карты за рубеж - обслуживаются по тарифам платежной системы Europay. Хождение данных карт на международном рынке обеспечит дополнительное соглашение с НКО «ОРС» (принципиальным участником платежной системы Europay, выступающим в качестве агента или спонсора).
Платежная система Union Card создана в 1993 году, действует в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества (ЗАО). Головной офис ЗАО «Процессинговая компания ?Юнион Кард?» расположен в Москве.
Платежная система Union Card в настоящий момент является фактически единственной российской межбанковской общенациональной платежной системой. Эмиссионная политика базируется на потенциале большого количества средних и мелких банков, хотя эмитентами Юнион Кард являются и крупнейшие российские банки - Межпромбанк, Газпромбанк, Уралвнешторгбанк, ГУТА-банк, Нижегородпромстройбанк, Банк Москвы, Связь-Банк, Транскредитбанк. Российские банки и их филиалы проявляют заинтересованность в эмиссии российского карточного продукта.
Общее число банков - участников системы, по данным на 1 июля 2007 года, достигло 772. Оборот системы в 2007 г. составил 175,7 млрд. рублей, число выпущенных в обращение карт - 4, 67 млн. Официальный сайт Платежной системы Union Card: uc.ru
Процедура вступления новой кредитной организации в платежную систему Union Card состоит из таких же этапов, как и у платежной системы STB Card Сегодня банки - участники платежной системы Union Card эмитируют следующие виды карт: карты с магнитной полосой; комбинированные карты с отечественным или иностранным микропроцессором и магнитной полосой; дебетовые карты; кредитные карты; карты с одним или несколькими электронными кошельками; личные карты; корпоративные карты; предоплаченные одноразовые карты.
Платежная система «Золотая Корона» была создана в 1994 году. Основные офисы компании находятся в Новосибирске и Москве.
По итогам 2006 года количество эмитированных карт «Золотая Корона» превысило 1,8 млн. штук, а оборот в Системе превысил $2 млрд., что почти в полтора раза выше данного показателя за 2002 год. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила 39,36%, что является лучшим показателем среди платежных систем, работающих на российском рынке пластиковых карт. В 2006 году в системе традиционно не было зафиксировано ни одного случая мошенничества.
К концу 2006 года количество карт в системе составило 1804247 штук, из которых 94,1% - микропроцессорные карты и 5,9% - магнитные. Прирост количества карт за год превысил 20%.
За отчетный период оборот в системе составил 61,4 млрд. рублей. Продолжается тенденция устойчивого роста ежемесячного оборота. Уже в середине года среднемесячный оборот неизменно превышал 5 млрд. рублей.
В течение года по картам «Золотая Корона» было совершено более 36,85 млн. операций (прирост по сравнению прошлым годом - 26%). По количеству проведенных транзакций лидируют: Челиндбанк (Челябинск), Омскпромстройбанк (Омск) и Сибакадембанк (Новосибирск). По количеству безналичных операций: Челиндбанк (Челябинск), Нерюнгрибанк (Нерюнгри) и Омскпромстройбанк (Омск). Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила 39,36%. При этом у банков-лидеров системы данный показатель превышал 71%.
В настоящее время партнерами платежной системы «Золотая Корона» являются 199 банков, более 1100 промышленных предприятий и свыше 9600 торговых организаций. Ближнее зарубежье в системе представлено банками Украины, Кыргызстана и Казахстана Официальный сайт Платежной системы «Золотая Корона»: korona.ru.
«Золотая Корона» является единственной в России межбанковской платежной системой, использующей микропроцессорные карты. Банковские, зарплатные, бензиновые, клубные, магазинные и корпоративные карты в различных регионах страны и за ее пределами носят логотип системы «Золотая Корона» или используют технологию этой системы.
Для вступления в систему новому банку-участнику необходимо заключить с общероссийской межбанковской платежной системой «Золотая Корона» следующие договоры: договор о присоединении к системе «Золотая Корона»; соглашение (именуемое специалистами системы «лицензионным») о приобретении соответствующего программного обеспечения.
Поставляемые для работы в платежной системе технологии и программное обеспечение позволяют предоставить комплексную автоматизацию розничных банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам.
Кроме того, участники платежной системы «Золотая Корона» могут использовать единый программно-аппаратный комплекс системы для обслуживания собственных локальных карточных проектов, так называемых «систем лояльности», а также для обслуживания карт «Золотая Корона» и карт международных платежных систем Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 60..
Таким образом, принципиальным отличием банковских карт STB Card, Union Card и «Золотая Корона» от аналогичных финансовых продуктов международных платежных систем является их низкая стоимость. Тем не менее качество и количество услуг, которые держатель карт получает в любом банке - участнике данных платежных систем или торгово-сервисном предприятии, принимающем оплату карты данных российских платежных систем, ничем не отличаются от международных. Низкая стоимость карты объясняется тем, что платежная система является полностью отечественной и, следовательно, стремится предложить своим банкам-участникам недорогие (по сравнению с иностранными технологиями) решения, которые ни в чем не уступают по качеству финансовым инструментам оказания электронных банковских услуг, предлагаемым международными платежными системами.

2. Государственное регулирование операций с пластиковыми картами в Российской Федерации

2.1 Правовые основы осуществления расчетов с использованием банковских карт в Российской Федерации

Известно, что государственное регулирование того или иного рынка или сегмента хозяйственного комплекса может быть прямым или косвенным. Прямое регулирование рынка или отрасли предполагает непосредственное участие государственных органов в бизнесе, управлении проектами, получении и распределении доходов от бизнеса, бюджетировании. Методы косвенного регулирования предполагают осуществление государственными органами мер, направленных на создание в отрасли или на рынке конкурентного климата, равных условий конкуренции и доступа к ключевым ресурсам, что в итоге должно способствовать повышению эффективности бизнеса и потребительской ценности. Косвенное регулирование связывается прежде всего с реализацией мер фискального порядка, разработкой системы льгот или скидок для отдельных регионов. Государственное регулирование рынка пластиковых карт в России в данное время является косвенным.

Конституционной основой осуществления выпуска и обращения банковских карт, а также проведения расчетов с их использованием являются положения статей 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданское законодательство допускает осуществление безналичных расчетов в любых формах, установленных в соответствии с законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 ГК РФ).

На практике расчеты с использованием банковских карт в Российской Федерации осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).

Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт Банка России - Положение Центрального банка Российской Федерации от 9 апреля 1998 г. №23_П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» (далее - Положение №23_П).

С точки зрения налогообложения, значение названного правового акта заключается в том, что впервые признается (констатируется) существование отношений в сфере выпуска и обращения банковских карт, а главное - впервые закреплена единая терминология и даны устойчивые определения юридических понятий банковской карты, видов банковских карт, операций с ними, трансграничных платежей с использованием банковских карт, основных участников расчетов, основных финансовых операций и составляемых при этом юридически значимых документов.

Кроме того, устанавливается нормативно-правовая основа межбанковских комиссий (денежных средств, взимаемых кредитной организацией с контрагента в соответствии с условиями заключенного договора, в том числе комиссионных вознаграждений участников расчетов). Немаловажно и возложение на кредитные организации обязанности по контролю за соблюдением клиентами валютного законодательства, в особенности при совершении трансграничных платежей с использованием банковских карт.

Положение №23_П, безусловно, способствует последующей унификации соответствующей сферы налогового законодательства, а также практики применения данного законодательства налоговыми и судебными органами.

Основным недостатком названного акта Банка России следует признать то обстоятельство, что его положения не выявили структуру регулируемых отношений - полную правовую схему взаимосвязей участников карточных платежных систем. Безусловно, это усложняет разработку и снижает эффективность нормативных актов налогового законодательства в части регулирования операций с банковскими картами.

Иные ведомственные акты Банка России, упоминающие об операциях с банковскими, платежными и расчетными картами (Указания ЦБ РФ от 2 декабря 1997 г. №48_У и Письмо ЦБ РФ от 19 декабря 1997 г. №48_Т) не содержат норм, значимых для правового регулирования операций с банковскими картами и налогообложения участников этих отношений.

Представляется, что необходимую правовую базу для эффективной разработки и применения соответствующих актов налогового законодательства, в рамках комплексного подхода к решению проблемы, обеспечит принятие федерального закона о банковских пластиковых картах либо внесение изменений в ГК РФ, которые должны устранить существующие сегодня пробелы в праве.

Кроме того, следует заметить, что положения, регулирующие налоговые обязательства отдельных участников карточных расчетов, содержатся и в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Рассмотрим правовой статус участников системы карточных расчетов.

Действующее российское законодательство называет следующих участников расчетов: расчетных агентов, эмитентов и эквайреров.

Между тем на практике в качестве субъектов правоотношений, складывающихся в сфере совершения операций с банковскими картами и являющихся в последующем субъектами соответствующего налогообложения, выделяют следующих юридических и физических лиц: процессинговую компанию; процессинговый центр; расчетного агента; банк-эмитент; банк-эквайрер; предприятие торговли (услуг); клиента (держателя банковской карты).

Рассмотрим правовой статус и основные функции участников расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт.

В финансовом, банковском и налоговом законодательстве ряда зарубежных стран участник расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт, выступающий в качестве процессинговой компании, именуется также головной компанией платежной системы или платежной организацией.

Действующее российское законодательство не дает легального определения понятия процессинговой компании. Данное обстоятельство имеет большое теоретическое и практическое значение, так как отсутствие устойчивого правового определения какого-либо участника тех или иных хозяйственных отношений существенно затрудняет правильное применение к данному субъекту правоотношений норм российского законодательства, и в первую очередь норм законодательства о налогах и сборах. Между тем в качестве процессинговой компании платежной системы (головной компании международной платежной системы) может выступать юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством, как налоговым резидентом, так и нерезидентом Российской Федерации.

Между тем процессинговая компания платежной системы представляет собой юридическое лицо, обладающее исключительным правом на использование товарного знака данной платежной системы, устанавливающее правила платежной системы, а также осуществляющее функции процессингового центра данной платежной системы, за исключением случаев, когда исполнение названных функций в соответствии с локальными актами данной платежной системы передано третьему лицу (участнику расчетов, выступающему в качестве процессингового центра).

Среди основных организационных и экономических функций процессинговой компании, во многом определяющих ее правовой статус, следует отметить: организацию функционирования и развития платежной системы как системы расчетов; развитие инфраструктуры данной платежной системы; стратегическое планирование деятельности, а также осуществление маркетинговых и рекламных компаний; установление единой правовой базы путем разработки и введения локальных актов платежной системы, носящей обязательный характер для всех ее участников; установление и обеспечение единых для всех участников платежной системы технологических стандартов (в том числе в области программного обеспечения и необходимого для проведения расчетов компьютерного и специального оборудования), стандартов безопасности и экономических нормативов деятельности.

Вместе с тем основной технологической функцией процессинговой компании является итоговый процессинг - сбор, обработка и рассылка участникам расчетов юридически и экономически значимой информации по операциям с банковскими картами. Исключением является ситуация, когда данная функция осуществляется не структурным или обособленным подразделением процессинговой компании, а иным юридическим лицом. В этом случае такое юридическое лицо участвует в функционировании данной платежной системы в качестве процессингового центра и становится самостоятельным участником расчетных правоотношений.

При продвижении системы в регионы возрастает значение эффективности согласования работы региональных процессинговых центров (обособленных подразделений процессинговой компании, созданных в соответствии со ст. 55 ГК РФ, или самостоятельных юридических лиц) с работой главного процессингового центра системы. Необходимо обеспечение надежной связи между центрами, дублирование баз данных, координация деятельности системы в рамках общей стратегии. При компетентном решении поставленных вопросов прибыль системы значительно возрастает. Поэтому одним из важнейших вопросов, возникающих при расширении системы, является построение четкой иерархической структуры региональных и локальных процессинговых центров.

Еще одной важной функцией процессинговой компании, как головной компании платежной системы, является лоббирование интересов банков - участников системы, в частности, возможное изменение схемы налогообложения, изменение инструкций Минфина, изменение или издание новых законодательных актов, реализация промышленных проектов при участии отечественных предприятий, задачи развития связи, разработка или корректировка промышленных стандартов на оборудование. Процессинговые компании становятся инициаторами создания ассоциаций участников системы и других объединений банков-участников, которые влияют на политику, проводимую банками в области пластиковых карт и других сферах банковского бизнеса. При активном участии процессинговых компаний проводятся конференции и встречи участников рынка пластиковых карт, разрабатываются направления дальнейшего развития, согласовываются интересы банков, производителей оборудования и создателей программного обеспечения Вавилов А.В., Ильин И.И. Пластиковые карты: Принципы построения платежных систем. - М.: ИИЦ «Европеум-пресс», 1999, с. 177..

В соответствии с Положением №23_П расчетным агентом является кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.

Роль расчетного банка платежной системы является экономически привлекательной для кредитных организаций. Вместе с тем к банкам, претендующим на получение такого статуса, как правило, предъявляются достаточно жесткие требования по выполнению обязательных нормативов, устанавливаемых в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86_ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России).

Все участники системы обязаны иметь корреспондентские счета в расчетном банке, а поскольку банк осуществляет расчеты между участниками системы, то деньги из него практически не «уходят». Исключение составляют случаи, когда банки-эквайреры отзывают часть средств из расчетного банка. Такая ситуация складывается, если в торговых предприятиях и ПВН банка совершается большое количество трансакций по картам других банков, а объем трансакций по его собственным картам в сети «чужих» ПВН и торговых организаций невелик. Общая сумма возмещении, поступающих банку-эквайреру, может значительно превышать остаток, требующийся для работы банка в системе, поэтому в случае необходимости банк может отозвать часть средств со своего корреспондентского счета.

По вполне понятным причинам экономического характера, расчетный агент заинтересован в ведении корреспондентских счетов членов платежной системы и участии в проведении расчетов между ними, а также расчетов с предприятиями торговли (услуг). Поэтому в ряде платежных систем, в соответствии с условиями заключенных договоров, часть расходов по организации функционирования платежной системы может перекладываться с процессинговой компании на расчетного агента.

Кроме того, банки - участники системы вправе осуществлять расчеты с использованием банковских карт в качестве банков-эмитентов и банков-эквайреров.

Впервые устойчивое правовое определение понятия «эмитент» введено в оборот рекомендательными актами Европейского Союза. В частности, в соответствии с положениями ст. 2 Рекомендаций Комиссии Европейского Союза от 17 ноября 1988 г. №88/590/ЕЭС «О сделках, проводимых с использованием платежных устройств, их эмитентах и держателях» эмитентом признается лицо, которое в рамках своей профессиональной деятельности предоставляет в распоряжение своему клиенту платежное устройство (инструмент) на основании подписанного с ним соглашения Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 79..

Положение №23_П содержит следующие определения эмитента и эмиссии. Эмитент - кредитная организация (филиал), осуществляющая эмиссию банковских карт. Эмиссия банковских карт - деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.

Выступая в ходе функционирования платежной системы в качестве банка-эмитента, кредитная организация, как правило, берет на себя следующие функции: анализ данных клиента, принятие решения о благонадежности клиента, а если карта кредитная, то и анализ кредитоспособности клиента; определение кредитного лимита; открытие и последующее ведение карточных счетов, их закрытие в случае прекращения действия договора с клиентом; выпуск и персонализацию карт (то есть кодирование и запись персональных данных держателя карты на магнитную полосу или микросхему карты, эмбоссинг), высылку карты клиенту, после окончания срока ее действия - предоставление новой карты; биллинг (подготовку и высылку клиенту выписок о состоянии его карточного и депозитного счетов (с указанием совершенных им за отчетный период операций) и начисленных по остатку на счете процентах или процентах, которые клиент должен уплатить за пользование кредитом или овердрафтом); бухгалтерский учет операций по карточному счету; текущую работу с клиентами (ответ на запросы клиентов о текущем состоянии счета, об остатке на счете или остатке непогашенной задолженности, рассмотрение претензий клиента по оспариваемым операциям, неполучению в срок выписок); обеспечение безопасности операций по картам и контроль операций по счетам с целью выявления случаев мошенничества; оперативный обмен информацией с другими участниками платежной системы; маркетинг.

Маркетинговые работы банка-эмитента сводятся к поиску новых клиентов, проведению рекламных акций и мероприятий, исследований рынка и поиску новых форм работы с клиентами. Важное значение имеет работа, направленная на повышение активности клиентов в совершении расчетов с использованием карты. Можно выделить два основных направления: введение программ стимулирования клиента за совершение покупок в предприятиях торговли; предоставление клиенту широкого спектра информации о новых услугах, новых видах товаров, предлагаемых торговыми фирмами, новых торговых предприятиях, обслуживающих карты или предоставляющих по ним скидки.

В первом случае клиенту при совершении покупки с использованием карты начисляется на его счет вознаграждение в пределах межбанковского вознаграждения эмитента. Возможно начисление премий, если клиент совершит покупки на общую сумму больше определенной величины, установленной банком. Во втором случае клиенту вместе с выписками вручаются рекламные материалы той или иной торговой фирмы, купоны на право получения скидки и т.п. Возможно сотрудничество банков с крупными торговыми или транспортными компаниями на определенной основе, когда по картам банка данными компаниями предоставляются скидки; банк же предоставляет компаниям льготное кредитование.

Оперативный обмен информацией с участниками системы заключается в своевременном проведении сеансов связи с процессинговым центром и обменом информацией с другими участниками системы, если это необходимо. Это может быть обмен данными о физических и юридических лицах, уличенных в мошеннических действиях или в попытках совершения таковых.

При этом необходимо выделить две категории кредитных организаций, являющихся эмитентами: банки, имеющие статус участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эмиссии банковских карт на основании договора с процессинговой компанией (головной компанией) платежной системы; банки, не имеющие статуса участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эмиссии банковских карт непосредственно на основании договора с кредитной организацией, обладающей статусом участника данной платежной системы.

Определение эквайрера в Положении №23_П дается через понятие эквайринга. Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Эквайрер - кредитная организация, осуществляющая эквайринг.

Таким образом, эквайрерами являются кредитные организации, которые в соответствии с заключенными в данной платежной системе договорами занимаются кассовым обслуживанием и обслуживанием расчетов держателей банковских карт, выпущенных в обращение другими участниками (банками-эмитентами) этой платежной системы.

При этом необходимо выделить две категории кредитных организаций, являющихся эквайрерами: банки, имеющие статус участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эквайринга банковских карт на основании договора с процессинговой компанией (головной компанией) платежной системы; банки, не имеющие статуса участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эквайринга банковских карт непосредственно на основании договора с кредитной организацией, обладающей статусом участника данной платежной системы.

Основными функциями участника платежной системы, выступающего в качестве банка-эквайрера, являются: работа с предприятиями торговли (услуг) по обслуживанию последними держателей банковских карт данной платежной системы (заключение договоров, организация обслуживания карт в торговых точках предприятий, обеспечение или содействие в обеспечении необходимым оборудованием и расходными материалами, инкассация платежных документов, осуществление переводов предприятиям денежных средств в возмещение стоимости товаров (услуг), реализованных с использованием банковских карт); обслуживание держателей карт в отделениях банка - снятие наличных, осуществление переводов (обеспечение надежных линий связи с процессинговым центром, работоспособности оборудования, неукоснительного выполнения сотрудниками банка инструкций по обслуживанию карт, оперативный обмен информацией о проведенных трансакциях с процессинговым центром; обеспечение безопасности и контроль за проведением операций, оперативное рассмотрение конфликтных ситуаций).

На первоначальном этапе банк-эквайрер оборудует пункт выдачи наличных и устанавливает необходимое программное обеспечение. Тестируются существующие линии связи и в случае их неудовлетворительного состояния проводятся технические работы по устранению выявленных дефектов или прокладке новых линий. Также проводится обучение кассиров правилам работы с картами. Разрабатываются внутренние инструктивные документы по осуществлению необходимых бухгалтерских проводок. Пункты выдачи наличных регистрируются в процессинговой компании, согласуется график их работы. Приказом по банку устанавливается комиссия за выдачу наличных денег. Проверяется работа оборудования и персонала, после этого пункт выдачи наличных приступает к работе.

Определение предприятия торговли (услуг) дается в Положении №23_П. Это юридическое лицо, которое в соответствии с подписанным им соглашением с эквайрером несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты за предоставляемые товары (услуги). В качестве предприятия торговли (услуг) может выступать физическое лицо - индивидуальный предприниматель.

Следует отметить, что, несмотря на свою экономическую допустимость, с юридической точки зрения данное определение, к сожалению, несколько не корректно. Так, норма, устанавливающая, что предприятие торговли (услуг) несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты за предоставляемые товары (услуги) противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым единственным законным платежным средством в Российской Федерации является рубль и выпуск денежных суррогатов запрещен (ст. 27 Закона о Банке России, ст. 140 ГК РФ). Следовательно, документы, составленные с использованием банковской карты, не могут рассматриваться в качестве оплаты за предоставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Такие документы являются юридическим свидетельством права предприятия торговли (услуг), в соответствии с имеющимися договорами обслуживающего держателей банковских карт данной платежной системы, требовать от соответствующего банка - участника платежной системы (обычно эквайрера, но в ряде случаев - эмитента банковской карты) безусловного возмещения стоимости предоставленных держателю карты товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Вместе с тем сама банковская карта не является и юридическим свидетельством долга или права требования, каковым являются, например, вексель или чек. Это, скорее, материальный символ юридических отношений, возникающих между участниками расчетов, осуществляемых с ее использованием.

Кроме того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие является имущественным комплексом, то есть может быть объектом, а не субъектом каких-либо правоотношений. Поэтому более верным было бы именовать данного участника операций с банковскими картами организацией, реализующей товары (услуги), торговой организацией (или торговцем, как это предусмотрено законодательством ряда зарубежных стран).

Основной функцией предприятия торговли (услуг) является обслуживание держателей банковских карт данной платежной системы в торговой сети предприятия. При этом необходимое предприятию торговли (услуг) специальное оборудование и расходные материалы, как правило, предоставляются заключающим с предприятием соответствующий договор банком-эквайрером. Кроме того, банк-эквайрер на безвозмездной основе обучает персонал предприятия торговли (услуг) работе с необходимым для проведения расчетов оборудованием и обязуется проводить возмещение стоимости товаров (услуг), реализованных с использованием банковских карт, предприятию торговли (услуг) не позднее определенного в договоре срока (обычно не позднее 4-5_го банковского дня после инкассации слипов или «разгрузки» электронного терминала). Предприятие торговли (услуг) выплачивает банку-эквайреру комиссию в размере от 3 до 5% от общей суммы платежей, совершаемых держателями карт данной платежной системы.

С правовой точки зрения, суть операции с банковской картой по приобретению товаров (услуг) состоит в том, что держатель карты и предприятие торговли (услуг) после предварительного открытия счетов в банке и банк-эквайрер договариваются, что любая сделка между держателем карты и предприятием торговли (услуг) будет урегулирована путем кредитования счета торговца и дебетования счета владельца карты.

При этом схема карточных расчетов в основе своей предполагает наличие следующих отдельных видов соглашений:

* между предприятием торговли (услуг) и держателем банковской карты - о продаже товаров или оказании услуг;

* между банком и предприятием торговли (услуг) - о согласии последнего принимать карты в оплату товаров или услуг;

* между банком и держателем карты - о возмещении банку суммы, уплаченной предприятию торговли (услуг) по операции с кредитной картой.

При этом следует заметить, что отношения между держателями банковской карты, торговым предприятием и кредитной организацией, выдавшей в пользование клиенту банковскую карту, не следует рассматривать в качестве отношений по исполнению обязательств третьим лицом в соответствии со ст. 313 ПС РФ. С момента заключения соглашения между торговым предприятием и кредитной организацией-эквайрером о принятии документов, составленных с использованием данных банковских карт, торговое предприятие и кредитная организация-эквайрер фактически определяют способ исполнения обязательства, возникающего из факта заключения сделки между держателем банковской карты и торговым предприятием по реализации товаров, работ и услуг. С момента получения от кредитной организации - эмитента банковской карты и составления документов с использованием карты в соответствии с установленными правилами данной платежной системы потребитель товаров, работ и услуг данного торгового предприятия, одновременно являющийся держателем банковской карты, признается исполнившим соответствующее обязательство в надлежащем порядке. В соответствии с частью первой ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В соответствии с положениями Рекомендаций Комиссии Европейского Союза от 17 ноября 1988 г. №88/590/ЕЭС «О сделках, проводимых с использованием платежных устройств, их эмитентах и держателях» держателем банковской карты признается лицо, которое на основании подписанного с эмитентом договора обладает платежным устройством (инструментом).

Положение №23_П определяет держателя банковской карты как физическое лицо, использующее банковскую карту на основании договора с эмитентом, или физическое лицо - уполномоченный представитель клиента эмитента. При этом уполномоченный представитель клиента эмитента является держателем так называемой дополнительной карты.

Кроме того, Положение №23_П содержит определение клиента банка-эмитента. Клиент - физическое или юридическое лицо, заключившее договор с кредитной организацией-эмитентом (банковского счета, банковского вклада, кредитный договор и пр.), предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт.

Таким образом, под клиентом подразумевается юридическое или физическое лицо, являющееся владельцем счета в банке-эмитенте, расходные операции по которому совершаются на основании документов, составляемых с использованием банковских карт. То есть выданная клиенту банковская карта, по сути, представляет собой инструмент управления счетом, от крытым в банке - эмитенте данной карты. Исходя из предложенных законодателем определений следует вывод о частичном совпадении понятий «клиент» и «держатель» (в отношении держателя карты - физического лица). Однако в случае если держателем карты является уполномоченный представитель клиента эмитента или в случае применения в расчетах корпоративных карт, держателем карты и клиентом эмитента могут являться разные лица.

Кроме того, следует отметить юридическую некорректность используемого в современной теории банковского дела авторами-экономистами термина «владелец пластиковой карты».

Владельцем (собственником) банковской карты в соответствии с действующим законодательством является банк-эмитент, выпустивший ее в обращение. При выдаче карты клиенту последняя передается ему в пользование на основании договора о выдаче и использовании банковской карты Спиранов И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. - М.: ИнтерКримПресс, 2000, с. 60..

Порядок осуществления эмиссии банковских карт в Российской Федерации регулируется пп. 2.1 - 3.2 Положения №23_П.

Выпуск банковских карт в обращение осуществляют кредитные организации - резиденты Российской Федерации, получившие в установленном порядке лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, разрешающую им проводить операции по счетам юридических и физических лиц в соответствующей валюте. Эмиссию банковских карт, предоставляющих возможность их держателю осуществлять трансграничные платежи, могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.).

О начале эмиссии банковских карт кредитная организация обязана уведомить Департамент методологии и организации расчетов Центрального банка Российской Федерации в 30_дневный срок. Уведомление оформляется в соответствии с формой, устанавливаемой Банком России. Оно должно содержать общую информацию о платежной системе и типах банковских карт, которые выпускает эмитент или обслуживает эквайрер.

Первоначально Положение №23_П запрещало российским банкам распространять международные финансовые инструменты (такие, как American Express, Diners Club, VISA Travel Money, VISA Cash, Mondex) без специального разрешения Центрального банка Российской Федерации. Сейчас данная норма не применяется на основании п. 2 Указания ЦБ РФ от 9 апреля 1999 г. №536_У «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов».

Передача банковских карт клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора о выдаче и использовании банковской карты. При этом на лицевой стороне выпускаемой в обращение банковской карты в обязательном порядке должны наноситься полное фирменное наименование и логотип банка-эмитента. Важным моментом следует признать обязанность банка-эмитента при выдаче карты напоминать клиентам о необходимости получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала, в соответствии с валютным законодательством. Однако выявление механизмов и порядка осуществления со стороны Банка России контроля за исполнением данной обязанности российскими банками на основании норм действующего законодательства, видимо, невозможно.

В случае нарушения кредитной организацией такого уведомительного порядка начала эмиссии банковских карт или условий, установленных Положением №23_П, территориальные учреждения Банка России вправе применять к данной кредитной организации меры воздействия, предусмотренные ст. 7 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.