На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Ответственность государства за осуществление людьми и группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в правах.

Информация:

Тип работы: доклад. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный технический университет
Кафедра философии и социальных коммуникаций
Доклад
на тему: «Государство как гарант осуществления основных прав и свобод»
Выполнил: студент группы СО-324
Задорина Марина Сергеевна
Проверил: Марченко Ольга
Владимировна
Омск - 2007г.
Оглавление

1.Оглавление
2.Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина
3.Список литературы
4.Список нормативно-правовых актов
Основные формы осуществления правовым государством
функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина

К числу основных назначений и функций правового государст-ва относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установ-кой международного права, согласно которой государство, в пер-вую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людь-ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах'. Государство га-рантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, -- говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст. 12), -- необходима государственная си-ла, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2.
Государственное гарантирование, как представляется, функци-онирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно вза-имодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Един-ство этой системы объективно обусловлено тем, что все права че-ловека универсальны, неделимы, взаимосвязаны3,
При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественного полити-ческого строя, вследствие чего и само правовое государство кон-ституционно характеризуется как демократическое. Демократия -- главная, наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод чело-века и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в ограничениях (прямых или ко-свенных) прав и свобод.
Отметив, что демократия, развитие и уважение к правам челове-ка и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоук-репляющими, Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается на сво-бодно выраженной воле народа определять свои собственные поли-тическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом выше-сказанного, процесс поощрения и защиты, прав человека и основ-ных свобод на национальном и международном уровнях должен но-сить универсальный характер и осуществляться без каких-либо ус-ловий». Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреп-лению и созданию учреждений, связанных с правами человека, об-ратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. «В этом кон-тексте особое значение имеет содействие, оказываемое по просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, отно-сящихся к выборам и информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие, которое должно оказывать-ся укреплению законности, поощрению свободы выражения мне-ний, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию народа в процессе принятия решений»4.
О том, что соблюдение прав человека и основных свобод, глав-ным образом, зависит, с одной стороны, от подлинно демократи-ческой системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и Европей-ская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Весьма значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирова-ние демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенстве права, разделения властей, народного представительства (парла-ментаризма) и др. -- магистральный путь создания прочной систе-мы гарантий основных прав и свобод.
Демократизм -- главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого свойства может быть осуществ-лена лишь адекватной им демократической международно-право-вой и конституционной системами.
Но основные права и свободы обладают и другими сущностны-ми свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных гарантирующих факто-ров, в системе которых государство выполняет ключевую роль. На-зовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:
признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);
признание прав и свобод человека и гражданина согласно об-щепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ);
неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их пере-числением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и ума-ления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
неотчуждаемость основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Консти-туции РФ);
неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);
неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ;
возможность ограничения прав и свобод человека и гражда-нина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти-туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин-тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);
непосредственность действия прав и свобод человека и граж-данина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);
государственная и личная защищенность прав и свобод чело-века и гражданина (ст. 45 Конституции РФ);
судебная внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Кон-ституции РФ);
способность прав и свобод человека и гражданина опреде-лять смысл, содержание и применение законов, деятельность за-конодательной и исполнительной власти, местного самоуправле-ния (ст. 18 Конституции РФ).
Весь вышеприведенный перечень конституционно-признан-ных свойств и сущностных особенностей основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них, которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности (общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к человеку и гражданину («каждому» в кон-ституционном смысле). К первым, безусловно, относятся обще-признанность прав и свобод, их неисчерпаемость, неотчуждае-мость, неограниченность и непосредственность действия, способ-ность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии ви-димой зависимости их проявлений от государства, прерогатив вла-стных государственных органов. В самом деле, как, например, мо-жет зависеть от государства способность указанных прав опреде-лять смысл, содержание и применение законов, деятельность ор-ганов власти, если содержательно правовое государство определя-емо правами человека и основными свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от госу-дарства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и неотчужда-емость, и неограниченность действия прав и свобод человека пря-мо свидетельствуют о независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.
Однако, подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории, прав человека, выра-жает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единст-венную сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в кон-кретных проявлениях этих прав от государства нет. Но и абсолю-тизировать данную независимость ни в коем случае нельзя. В дей-ствительности эти конкретно выраженные свойства прав человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на уровне самого этого Сообщества государств в це-лом. В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена достаточно полно и чет-ко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и со-блюдению прав человека и основных свобод.
Форма признания -- это участие государств -- членов Сообще-ства в договорах, пактах, протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г., Всеобщая декларация прав человека отражает общую дого-воренность народов мира в отношении неотъемлемых и неруши-мых прав каждого человека и является обязательством для членов международного Сообщества5.
Добавим от себя, что Всеобщая декларация прав человека отра-зила также договоренность представляемых государствами -- члена-ми ООН народов мирового Содружества и по поводу признания ос-новных прав человека общепризнанными, врожденными (неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том, что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств, относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, имеет огромное значение «всеоб-щее понимание характера этих прав и свобод»6.
Международные пакты об экономических, социальных и куль-турных правах, а также о гражданских и политических правах на-ряду с конкретными обязательствами государств постоянно под-черкивают и момент признания государством того или иного пра-ва человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых документов универсального характера означает обязанность государства обеспечивать, соблюдать, гаран-тировать и защищать данное право, но, вместе с тем, в них подчер-кивается и первопричина такого обязательства, а именно призна-ние государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без признания государством -- членом Сообщест-ва определенного комплекса основных прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и целями, структурированных Организацией Объединенных На-ций, организованных добровольно взятыми на себя обязательства-ми. А признание мировым Сообществом указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойст-во прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей основы признание этих прав человека и основ-ных свобод государством -- членом Сообщества. Но общеприз-нанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство ос-новных прав человека для каждого государства должна быть в каж-дом отдельном случае подтверждена признанием данных основ-ных прав этим государством, признанием им общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с основными правами обязательств. Признание каждым государст-вом в отдельности и всеми государствами -- членами международ-ного Сообщества в целом всего комплекса прав человека и основ-ных свобод придает им юридическое свойство общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.
Общепризнанность определяет, например, непосредственность действия основных прав человека, которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном санкциони-ровании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными органами государства. В равной степени общепризнан-ностью определяется неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало международное Сообщест-во, возведя данную качественную характеристику прав человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия, неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др. качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой общепризнанности, которая делает их обязательными для государств -- членов Сообщества. Для обще-признанных прав человека и основных свобод основной междуна-родно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Од-нако поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предпо-лагает участие государства, ее роль в качестве гаранта прав челове-ка требует активной роли государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него правовыми последст-виями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве, преж-де всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом, конституционно гарантируя выполнение общепризнан-ных и одновременно конституционных прав и свобод человека, от-давая приоритет в правовой системе общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не закреплены конституционно.
Можно прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные свободы имеют в качестве главных га-рантий проявления их сущностных свойств общепризнанность как действенный принцип международного права и признание го-сударством этих прав и свобод как общепризнанных, его обязан-ность закреплять их в качестве таковых законодательно (конститу-ционно), следовать им и защищать их. Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством. Возможность ограничения есть об-щепризнанное правило. Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гаранти-рующей одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их неограниченность действия, а также крите-рии возможного, в порядке исключения из общего правила, огра-ничения, а именно:
· ограничение только законом;
· ограничение исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и об-щего благосостояния.
В соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономичес-ких, социальных и культурных правах государства -- участники Пакта признают, что в отношении пользования теми правами, ко-торые то или иное государство обеспечивает в соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие ограниче-ния этих прав, которые определяются законом, поскольку это сов-местимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обще-стве. Государства -- члены общества обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая основным гарантом осуществления данного сущностно-го свойства общепризнанных прав и свобод.
Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях за-щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное кон-ституционное положение основано на общепризнанных междуна-родно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достига-емых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Консти-туции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конститу-ции РФ цели введения возможных ограничений, как защита кон-ституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограни-чения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ ориентирует больше на ме-ру возможных ограничений («могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в це-лях...»).
Международный пакт об экономических, социальных и куль-турных правах вообще не связывает государства -- участников Пакта целями возможных законодательных ограничений, за ис-ключение наиболее общей из них -- «исключительно с целью спо-собствовать общему благосостоянию в демократическом общест-ве». Возможные же ограничения государства -- участники Пакта вправе законодательно вводить в отношении общепризнанных и перечисленных в Пакте прав и свобод «только постольку, посколь-ку это совместимо с природой указанных прав». Совершенно оче-видно, что употребляемый Пактом критерий совместимости огра-ничений с природой прав достаточно иной, нежели используемый в аналогичном случае Конституцией РФ критерий ограничения прав -- «в той мере, в какой это необходимо в целях...».
Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 4 допускает право государств-участников во время чрезвычай-ного положения в государстве, при котором «жизнь нации нахо-дится под угрозой и о наличии которого официально объявляет-ся», допускать меры в отступление от взятых по Пакту обяза-тельств, причем только в такой степени, в какой это требуется ост-ротой положения и при условии, что такие меры не являются несо-вместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на ос-нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального про-исхождения. Исключение из этого права государства вводить ограничение прав во время чрезвычайного положения делается для права на жизнь, на недопущение пыток или жестокого, бесчело-вечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания, рабства и подневольного состояния, лишения свободы на основании невыполнения договорного обязательства, призна-ния виновным в совершении преступления, не являющегося на момент совершения таковым по внутригосударственному зако-нодательству или международному праву; права на признание пра-восубъектности человека, права на свободу мысли, совести и рели-гии. Корреспондирующая ст. 4 Пакта ст. 56 Конституции РФ уста-навливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспе-чения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституци-онным законом отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Простое сравнение международно-правового и конституционного положений о возможном ограни-чении прав человека и основных свобод в случае введения чрезвы-чайного положения также обнаруживает значительные различия, комментировать которые в отдельности было бы излишним. Во многом не соответствуют и перечни прав человека, не подлежащих ограничению.
Итак, государство -- гарант основных прав и свобод лишь от-правляется в данном случае от основных положений общеприз-нанных принципов и норм международного права, однако законо-дательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкрети-зирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует поло-жение и роль государства как гаранта во взаимодействии с систе-мой международно-правовых гарантий основных прав и свобод.
Государство выступает основным и главным гарантом осуще-ствления такого сущностного свойства прав и свобод, как их спо-собность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя об-щий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.
Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладаю-щие огромным потенциалом демократического, гуманистическо-го, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государ-ства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организацион-ного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное пра-во формирует сущностно содержательное государство с его законо-дательством, органами и др. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и про-цедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демокра-тических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы -- главное, наиболее действенное средство такого воздействия.
Сущностно-содержательное государ-ство формирует общество, но демократическое государство -- ор-ган общества, его официальный представитель.
Посредством госу-дарства общество «вживляет» (если они не сформировались в сис-теме общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в передовых западноевропейских и североаме-риканских странах) права человека и основные свободы в общест-венную ткань, в систему многообразных общественных отноше-ний, предотвращает процессы «отторжения» и пр.
Права и свобо-ды, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в мас-штабах всего общества системе общественных отношений, опре-деляющим образом воздействуют на смысл, содержание и приме-нение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воз-действие прав человека и основных свобод на содержание государ-ства, его законодательной и иной деятельности невозможно без са-мого государства как, повторяем, органа общества. Именно в та-ком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод.
Самостоятельный аспект гарантирования государством основ-ных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделе-ний общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, ха-рактеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имею-щую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совер-шеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать се-мью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. У и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.