На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Причины коррупции в свете учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти. Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции. Уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в России.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 10.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


75

Введение

26 сентября 2007 года Международное агентство "Transparency International" См.: Интернет страница Международного агентства Transparency International transparency.org в очередной раз проинформировала международную общественность о состоянии и уровне развития коррупции в мире. Статистика, отраженная в цифрах, на сегодня, более чем печальная. По данным Индекса Восприятия коррупции (далее - ИВК) разрыв в восприятии уровней коррупции в богатых и бедных странах по-прежнему огромен. См. прим. автора. В 2007 г. в Индекс Восприятия Коррупции были включены 20 стран Восточной Европы и Средней Азии, а также были включены данные о восприятии уровней коррупции в государственных секторах 180 стран мира. Такое состав стал наибольшим количеством государств и территорий, включенных в Индекс за все время его публикаций. "Несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - заявила Угетт Лабелль, Председатель Правления Transparency International (далее Трансперенси Интернэшнл).

Около 40% стран, в результате проведенной оценки восприятия коррупции, набрали менее 3 баллов по шкале ИВК. Так, Сомали и Мьянма делят последнюю позицию в рейтинге, набрав всего лишь по 1.4 балла, В 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки. Это свидетельство того, что в этих странах коррупция воспринимается как чрезвычайно острая и нерешенная проблема. Что касается более богатых и состоятельных стран и территорий, то более высокие баллы, в основном сосредоточенны в станах и территориях Европы, Восточной Азии и Северной Америки. И это, в первую очередь несомненный показатель относительного благополучия, обеспеченное общей стабильностью политической ситуации, эффективными механизмами разрешения конфликтов интересов, наличием положений о свободе доступа к информации и отсутствием препятствий для гражданского общества по осуществлению надзора над деятельностью государственных институтов.

Тем не менее, коррумпированность высокопоставленных государственных служащих в бедных странах имеет и международное измерение, иными словами, она связана и со странами, занимающими высшие строки "Индекса". Коррупционные деньги зачастую поступают от многонациональных компаний, базирующихся в богатейших государствах мира. Положению, при котором такие компании могут рассматривать взяточничество в качестве законной стратегии ведения дел на зарубежных рынках, должен быть положен конец. Кроме того, мировые финансовые центры играют ключевую роль в том, что коррумпированные чиновники располагают возможностями по переводу, сокрытию и инвестированию своих богатств, нажитых незаконным путем. Так, например, оффшорное финансирование сыграло основную роль в выводе многомиллионных сумм из таких стран, как Нигерия и Филиппины, способствуя злоупотреблениям со стороны коррумпированных руководителей этих государств и обнищанию их подданных.

В середине 2007 года Международным институтом развития менеджмента город Лозанна, Швейцария См.: Международный институт развития менеджмента, Лозанна, Швейцария / IMD International, Switzerland, World Competitiveness Center было проведено независимое исследование на тему "С чем у вас ассоциируется коррупция в системе органов государственной власти?", в рамках единой программы "ИВК 2007" организованной Transparency International. Опросы проводились одновременно в нескольких странах Европейского Союза. Данные полученные в итоге опроса респондентов были положены в окончательный итоговый рейтинг ИВК в 2007 году.

Как правильно было замечено, в ходе опроса большинство респондентов, соотносили словосочетание "коррупция в государственных органах", как действия чиновников обладающих повышенной степенью опасности, подпадающих под определение "преступление", предусматривающего уголовную ответственность. Принимая участие в коррупционной деятельности, чиновники государственного аппарата, как правило, очень грамотно используют свои административные ресурсы в сочетании с применением мощного интеллектуального потенциала, новейших информационных средств и технологий, что само по себе представляет сложнейшую систему, когда привлечь замеченного в коррупции чиновника к ответственности, очень не простая задача.

Одновременно, создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

В журнале Российского права, доктор юридических наук Хабибулин А.Г. так выделяет наибольшую общественную опасность коррупцию. Коррупция, по его мнению, является: - " одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества". См.: Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал Российского права от 28 февраля 2007 - №2

В рамках представленного исследовательского проекта, мною было проведен независимый социальный опрос респондентов, по двум самостоятельным направлениям, каждый из которых хоть и локально, но отразил мнение россиян в следующих социологических опросах:

опрос № 1 - "Законодательные акты, которые содержат недостатки и могут провоцировать коррупцию в государственном аппарате РФ, субъекта РФ и в органах местного самоуправления?" (диаграмма №1);

опрос № 2 - "Почему чиновники в Российской Федерации берут или вынуждены брать взятки?" (диаграмма №2).

В ходе опроса были использованы принципы социальной и профессиональной (ведомственной) стратификации, которые позволили наиболее четко определить взгляды и мнение людей, на проблему коррупции в системе государственных органов Российской Федерации. По каждой анкете в отдельности было опрошено пятьдесят респондентов. Из которых: 15 - студенты вуза и учащиеся колледжа и техникума; 10 - преподаватели вуза; 5 - пенсионеры; 3 - работники госучреждений и муниципальных органов; 1 - депутат городской думы; 4 - предприниматели; 5 - подростки (в возрасте от 14 - 18); 7 - люди среднего и более старшего возраста.

Первый этап работы включает в себя проведение научного исследования по трем первым главам, представленных в заявке, на конкурс "Исследовательские проекты молодых ученых".

В первой главе "Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ антикоррупционной политики" рассматриваются следующие параграфы:

История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений;

Причины и истоки коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти.

Вторая глава "Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции, отводиться понятию коррупционной политики, как средству укрепления стабильности и мирового порядка в xxi веке". В ней рассматриваются следующие параграфы:

Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом;

Элементы и детерминанты механизма коррупции в высших органах государственной власти Российской Федерации;

Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты как основа укрепления стабильности действия антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства.

В третьей главе "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в Российской Федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности" автор предполагает раскрыть следующие параграфы:

Криминологическая и уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в Российской Федерации;

Криминологическая и уголовно - правовая характеристика антикоррупционного законодательства России;

Система противодействия коррупции в высших органах государственной власти на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.

Глава 1. Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ анитикоррупционной политики

Коррупция, как феномен, знаком людям еще с древних времен. Это не одно из самых старых, но и относительно уже не молодое явление социальной действительности. Вот уже порядка семи веков, история учит, что за время цивилизации человечество довольно успешно борется с этим злом. Но, и в начале третьего тысячелетия, нам - людям, пока не удалось искоренить коррупцию, в полном смысле этого слова. Наиболее полное упоминание о коррупции найдено в 13 веке до нашей эры в Сирии, где был замешан высший чин правоохранительных органов. См. диссертацию кандидата социологических наук: Дзодзиева Залина Батырбековна «Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ» // Специализация 22.00.04 Владикавказ, 2006 192 с. РГБ ОД, 61:06-22/629 И если принять во внимание тот факт, что административная и политическая коррупция уже существовала несколько веков назад, и она существует сегодня, то мы можем с уверенностью утверждать, что имеем дело, с самыми большими видами и типами коррупции.

Высокий уровень конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина практически в любом государстве, как в прочем и установление последовательных демократических механизмов - гласности и прозрачности, на сегодня, способствуют снижению административной коррупции в мире. Это можно видеть из ежегодных отчетов, по объективным показателям проявления административной коррупции, представленных Transparency International по развитым странам и регионам. К сожалению, второй тип коррупции, а именно политическая, поддается искоренению гораздо труднее. Если в развивающихся странах политическая и административная коррупция сосуществуют примерно в одинаковых пропорциях, то в развитых странах превалирует именно политическая коррупция.

В рамках темы исследования нам предстоит рассмотреть, один из вышеперечисленных типов коррупции, а именно, будем говорить о составляющих детерминантах административной коррупции, которая, по мнению автора, обладает большим с практической точки зрения интересом. Имея тему исследования "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты коррупции в высших эшелонах государственной власти Российской Федерации", мы также непосредственно, в некоторых моментах затронем и элементы политической коррупции, без которой невозможно установить тождество категорий и детерминант заявленных в теме исследования.

1.1 История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений

Для того чтобы перейти к рассмотрению исторических истоков происхождения коррупции, сперва, мы должны дать определение коррупции. Как известно, существует большое множество определений этого феномена, возможно это и объясняется наличием разных типологических и видовых подходов к изучению коррупции. Наиболее четкое определение этому явлению в своей работе дал Joseph Senturia (Джозеф Сентурия), определив коррупцию, как: "злоупотребление публичной властью ради частной выгоды". См.: Wewer G. Politische Korruption. In: Politic-Lexicon. Mьnchen, Wein: Oldenbourg Verlag, 1994. S.481. Это довольно емкое и сжатое определение, которое можно найти в специализированной литературе. Более схожие определения мы сможем найти и в текстах документов Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и документах Генеральной Ассамблеи ООН.

Если с общим термином мы более или менее разобрались и дали ему определение, то, как быть с более узким понятием "коррупция в государственных органах и учреждениях". Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях". См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА-М., 2003. И с этим определением также очень трудно спорить, ведь в принципе, это и определяет современную коррупцию, которая существует сегодня в госорганах и учреждениях не только в высших руководящих структурах, но и на любом ее уровне и в любом звене.

В письменах самых древних из существовавших цивилизаций можно найти ранние упоминания о таком явлении, как коррупция. Безусловно, в этот термин не вкладывали широту современного определения коррупции как таковой. Первые знакомства с элементами (детерминантами) определения государственной коррупции мы можем встретить в одних двух самых старейших свода законов, которые в настоящее время известные человечеству это: "Кодекс Хаммурапи" (Вавилон, 2200 г. до н. э) и "Эдикт Нармаба" (Египет, 1200 г. до н. э). В текстах "Закона Хаммурапи" можно найти уголовно-правовую квалификацию ответственности за проявленные злоупотребления судейскими органами.

С такими проблемами такого рода в квалификации и в определении наказания за поборы и взяточничество (казнокрадство) сталкивались и правители древнего Египта. Известные древнегреческие философы Платон и Аристотель в своих работах часто упоминали об отрицательном воздействии властных злоупотреблений и взяточничества См.: Карпович О.Г. Необходимость борьбы с коррупцией. Современные проблемы и пути решения // Адвокатская практика - 2006. - № 6. В своей работе "Политика" Аристотель выделял коррупцию как сильнейший фактор, способный обратить государство к его вырождению или на худой конец привести к гибели. Борьба с коррупцией по Аристотелю должна представлять собой основу обеспечения единой государственной стабильности.

В Римском праве также существовал термин "corrumpere". Под собой он подразумевал такие термины, как: "портить", "повреждать", "фальсифицировать показание", а также провести подкуп претора или судьи. За большую часть этих преступных действия, древние римляне, очень строго определили меру наказания по законам того времени.

В средние века понятие "коррупция" имело, прежде всего, каноническое значение. Под ним понимались такие действия, как "обольщение" и "соблазн дьявола". Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по писаниям Апостола Иоанна "грех есть беззаконие". Одним из самых коррумпированных центров того времени стала сама католическая церковь. Ярким примером может служить возможность покупки отпущения грехов за деньги (индульгенция) или церковного сана (симония). О таких нечистых на руку чиновниках писал в своих произведениях известный политический деятель Николо Макиавелли, сравнивая коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легко лечить, а позже - уже легко распознать, но почти невозможно лечить.

История отечественной коррупции, как и любая другая, несомненно, обладает и своей непреложной историей зарождения. У таких авторов как Голосенко И.А. "Феномен русской взятки: Очерк истории отечественной социологии чиновничества" и Кирпичников А. И "Взятка и коррупция в России" мы можем четко проследить, без ложной скромности, этапы становления отечественной системы вещей относительно явления коррупции в российской действительности.

Становление "легальной" коррупции на Руси относиться к ЙХ-Х вв. Возникновение такого института как "кормление" было положено в основу зарождения феномена коррупции, как социально-обусловленного феномена. Институт "кормления" предполагал направление князем своих наместников и воевод в провинции, без денежного содержания, предполагая, что население той волости, где и был воевода, будет "кормить" его. В 1556 году институт кормления был отменен, но круговая порука и отсутствие морального осуждения взяточников в провинциальных и столичных уездах по-прежнему сохранялись.

С течением времени, более поздний период существования русского государства XV - XVЙ вв., связан с уже первой сложившейся на Руси системой взяточничества, которую составляли такие детерминанты (определители) как "лихоимство" и "мздоимство". Первое явление характеризовалось подкупом кого-либо, за действия, которые нарушали бы систему действующего законодательства государства русского. Второе понятие было схожим, но вот отличительной чертой его было отсутствие в действиях виновных нарушения самого закона, что, безусловно, и уменьшало степень ответственности за данное "противоправное взяточничество" Прим. автора. Одним из первых законов, определившим наказание за взятку судей, стал "Судебник" 1497г.

К XVЙЙЙ веку коррупция в России становиться всепоглощающим и массовым явлением. Одним из первых кто был удивлен масштабами проникновения коррупции в общество и в систему государственного управление был Петр Й. Своими указами: Указы 23 августа 1713г., 24 декабря 1714г., и от 5 февраля 1724г Петр Й ввел репрессивные меры, вплоть до смертной казни, для всех тех, кто был замечен в коррупционных махинациях и злоупотреблениях. По историческим данным были казнены за взяточничество сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, обер-фискал (Главный прокурор) Алексей Нестеров, и на этом список видных деятелей чиновничьего аппарата погрязших в коррупции еще далеко не заканчивался.

В работе Берлина "Русское взяточничество как социально-историческое явление" правление наследников Петра Й - Екатерины Й, Елизаветы и Екатерины ЙЙ, автор так отзывался о системе сложившейся коррупции в государстве: "взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни" См.: Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. №8.. Дальше автор также продолжает свою мысль: "Коррупция поселилась в Советах еще до прихода их к власти. Коррупция пронзила структуры советской власти с первых же минут ее реального владычества".

Представленное нами первоначальное исследование исторических корней феномезации коррупции в первом параграфе, как удручающий исход исторической картины борьбы с коррупцией в системе органов государственной власти внутри чиновничьего аппарата, автор считает необходимым отметить, что коррупция - это международная проблема. Она не только не может по определению обойти какое-нибудь одно государство, она свойственна всем, независимо от государственного или политического устройства. Дело лишь в масштабах и в её качественных и количественных характеристиках.

1.2 Причины и истоки коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти (на примере Советского Союза и современной России)

За немалую часть истории Российского государства было сломлено множество копий советских ученых, публицистов и правоведов о причинах и истоках возникновения, развития и формирования в России коррупции в чиновничьем и государственном аппарате. К одной, из знаменательных исследований, в экскурсе этого злободневного во все столетия вопроса, можно выделить научные труды Берлина. В своей монографии "Русское взяточничество как социально-историческое явление", еще в начале двадцатого века, Берлин так говорит о времени правления великих царей и цариц. Начиная с Петра Й - Екатерины Й, Елизаветы и Екатерины ЙЙ - "взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни". См.: Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. - 1910. - №8. Таким образом, была дана одна из первых и несложных классификаций, и стратификаций сложившейся системы коррупции в государстве и чиновничьем аппарате. Не менее благозвучно автор отражает в своем исследовании и пропитанность "порочной коррупцией" всей структуры советской власти. Продолжая свою мысль одной единственной, но довольно простой фразой - "коррупция поселилась в Советах еще до прихода их к власти. Коррупция пронзила структуры советской власти с первых же минут ее реального владычества".

Актуальность исследования истоков коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти в первую очередь обусловлена характерной системой изменяющихся общественных отношений пронизывающих все сферы человеческого общежития, а это, как правило, накладывает свои отпечатки на те, или иные события, факты и личности. Позиция изменения, которых, даже относительно коррупции в системе органов государственной власти и управления изменяется с течением времени. Когда создание четкого и надежного оплота в борьбе с коррупцией представляется только в экскурсе изучения исторических аспектов становления этого явления во всей его целой совокупности в разные периоды и при различных факторах формирования Российской государственности.

Если принять во внимание, что к 70-м годам ХХ века сложившиеся ситуация в советской номенклатуре и бюрократии, включая руководителей государства, а также коммунистической партии не раз говорила нам о повсеместном вовлечении и развращении чиновничьего аппарата системой процветающей коррупции. То исследования этих и других аспектов, указанных в настоящей главе представляется нам более чем существенными.

Виктимология коррумпированности есть нечто иное, как проявление характерных черт жертвы относительно социального феномена - коррупции. В определенный момент времени оно пронизывает определенные общественные отношения, непосредственно в которых руководитель большого или среднего звена подвергается соблазну либо получить, либо стать непосредственным участником сделки коррупционного характера. Мы предлагаем окунуться на некоторое время в недавнее прошлое и вспомнить некоторые корпоративные скандалы в России и Америке последних лет - например, инциденты с Сибнефтью и российскими олигархами Березовским и Ходорковским, корпоративные конфликты с компаниями "Энрон" и "Тайко". Руководство поставленное блюсти интересы акционеров и активы служащих компании, повело себя самым постыдным образом. У этих руководителей был талант, умение и напористость для достижения высот, но они дали волю своей жадности, эгоизму и искаженным ценностям.

Сегодня средства массовой информации пестрят своими разоблачительными и даже в некоторых случаях неоспоримыми материалами о коррумпированности высокопоставленных лиц государства. Нередко в этих скандалах были замешаны представители Администрации Президента, Правительства и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Нельзя не заметить и всё нарастающей в российском обществе "человеческой усталости" от насквозь прогнившей и коррумпированной государственной власти. На современном этапе многие эксперты по антикоррупционной политике схожи сегодня в одном едином мнении, что люди начинают осознавать свою гражданскую ответственность за искоренение сложившихся стереотипов покровительству и поощрению коррупцию в органах государственной управления.

Выпущенная в свет в 1996 году Трансперенси Интернэшнл (далее - ТИ) под редакцией Джереми Поупа книга: "Системы общегосударственной этики поведения" Результаты обсуждения этой книги, были организованы в июне 1999 г. российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также опубликованы в материалах российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией., позволила нам четко очертить критерии изучения виктимологических детерминант в сфере государственной власти. Авторами этого научного исследования были выделены следующие принципы, положенные в основу нашего научного исследования. Во-первых, следует особо согласиться с первым принципом, что коррупция "объективно присуща всем моделям социального устройства, предполагающим делегирование обществом властных возможностей отдельным социальным институтам или лицам, либо узурпацию последними таких возможностей". Во-вторых, она также включает и "внеправовые этические коррупционные нарушения (этические проступки), а с другой - коррупционные правонарушения". Именно здесь, основным критерием выражения этого социального фактора и может быть одно из исследуемых виктимологических детерминант. В-третьих, безусловно "содержание коррупции не исчерпывается продажностью и подкупаемостью государственных и муниципальных служащих, а включает в себя также различные проявления эксплуатации служебного статуса вопреки интересам государственной службы сотрудниками общественных и даже некоторых коммерческих организаций".

На сегодняшний день общественное мнение россиян о сложившейся системе государственной службы в России, под воздействием утвердившегося за многие века принципа недоверия народа к власти, вызывает серьезные противоречия и вопросы. И как сказал Федор Михайлович Достоевский - "Единственно, что в России есть натурального и достигнутого, то это администрация".

Переходя к исследованию виктимологии в системе советской и российской юридических и неюридических наук, первое, что необходимо сделать, это выделить причины и истоки формирования коррупции, а также её феномезации и социализации в социуме и на некоторых уровнях системы государственной службы. Если исходить из общесоциального подхода к детерминанту виктимологии, можно с уверенностью утверждать, что чиновники, чаще, чем простые граждане бывают в конфликтных ситуациях государственного, ведомственного, общественного или личного характера. И, безусловно, в таких конфликтных ситуациях, когда нарушается принцип беспристрастности, у чиновника автоматических появляется искушение отдать приоритет своим собственным интересам, нежели интересам государства и тем более общества.

Там, где коррупция становиться частью системы управления, значит, там есть системная коррупция и в большинстве случаев она настолько неотъемлема, что система управления не может просто без нее эффективно функционировать. А одним их факторов, подпитывающих коррупцию изнутри, непосредственно является сложность структуры власти, сопряженная с наличием множества бюрократических процедур и проволочек, на которых общество реагирует, как всем известно, очень враждебно. Коррупция по своей внутренней сущности, если следовать выделению общих принципов криминологического подхода к изучению коррупции в органах госвласти, именно коррупция позволяет вынуждать бедные слои нашего общества давать взятки, как принято говорить " давать на лапу" чиновникам. Коррупция также лежит в основе создания больших и неделимых холдингов, у руля которых, в коночном итоге, и находятся воротилы криминального мира и пресловутые нам работники чиновничьего аппарата См.: Денисов С.А. Анализ коррупционного юридического климата России и выработка на его основе программ противодействия коррупции // Чиновник. - 2005. - № 5 - С. 39.

Однако забывать о том, что в одной процветающей коррупции виноваты только одни чиновники, было бы в корне неправильным. Для этого давайте рассмотрим сложившиеся подходы к исследованию типологии коррупции. За основу представленной таблицы 1 был взят очерк об истории и системе коррупции в России и в мире из энциклопедии "Кругосвет". См.: адрес интернет странички энциклопедии «Кругосвет» krugosvet.ru/ Представленная таблица четко показывает основные структурные элементы и типологии коррупции в органах государственной власти (на основе криминологических и виктимологических детерминант).

Таблица 1. Критерии типологии и видов коррупции в органах государственной власти

Критерии типологии коррупции в органах государственной власти
Виды и типы коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением
Государственная коррупция (коррупция госчиновников)
Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)
Политическая (коррупция политических деятелей)
Кто выступает инициатором коррупционных отношений
Вымогательство взяток по инициативе должностного (руководящего) лица. Вероятен подкуп по инициативе работника или государственного служащего
Кто является взяткодателем
Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)
Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции
Денежные взятки
Обмен услугами
Получение выгоды иного имущественного или денежного характера (квартира, машина, и т.п.)
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя
Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)
Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)
Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
Степень централизации коррупционных отношений
Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
Уровень распространения коррупционных отношений
"Низовая коррупция" - в низшем и в среднем эшелонах власти. "Верхушечная коррупция" - у высших чиновников и политиков.
"Вертикальная" - внутри органа госвласти, как правило между руководителем и подчиненным.
Международная коррупция
Степень регулярности коррупционных связей
Эпизодическая коррупция
Систематическая (институциональная) коррупция
Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)
Как видно из приведенной выше таблицы, система подхода к изучению детерминант на основе криминологической оценки коррупции в системе (иерархии) любой структуры государственных органов и учреждений обладает, несомненно, только ей присущей спецификой. Правоохранительные органы, активно ведущие борьбу с этого рода преступными деликтами в своей деятельности, при разработке "рабочих" и "итоговых" версий также должны следовать этим криминологическим принципам. Они в свою очередь во многом могут помочь правоприменителю не только упростить процесс их процессуального закрепления, но и в конечном итоге, что более существенно - правильно помочь классифицировать конкретный вид чиновничьего злоупотребления.
Таблица 2. Основные методологические подходы в борьбе с системностью коррупции в высших органах государственной власти и управления
Основные методологические подходы
Первый метод
Второй метод
Смена власти с её последующим заключением в тюрьму бывших руководителей государства или даже их казнь
Реформировать государственную систему, пораженную системной коррупцией, не требуя при этом от лидеров, чтобы они совершили политическое самоубийство или отправились в изгнание
Третий метод
Четвертый метод
Угандская модель
Концепция "анклава" или "острова честности"
Исследуя основные виктимологические и криминологические детерминанты, автором были изучены основные методологические подходы в борьбе с системностью коррупции в высших органах государственной власти и управления. В основы выделения таковых детерминант были положены исследования и научные выводы одной из первых книг вышедшей в свет в 1996 году - "Системы общегосударственной этики поведения". Результаты обсуждения этой книги, которое было организовано в июне 1999г. Российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также материалы российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией. На основе научных выводов, мы составили таблицу "Система методологических подходов" в борьбе с системностью коррупции высших органах государственной власти и управления. Коллективу авторов данной книги достаточно четко удалось проследить не только динамику, но и подобрать наиболее достойную систему в сфере противодействия коррупционным преступлениям, равно как и их предупреждению.
Исследуя первый метод основного систематического подхода - "Смена власти с её последующим заключением в тюрьму бывших руководителей государства или даже их казнь". Это один из самых радикальных, и на наш взгляд далеко неправо ориентированных подходов. Действительно, если рассматривать что такие коренные меры были введены в Бангладеше и Гане, то в Советском Союзе "эдакие" манипуляции и громкие судебные процессы с участием Лаврентия Берия, Василия Сталина практически ничего не изменили в иерархии круговой поруки взяточников.
Второй системный подход - "реформировать государственную систему, пораженную системной коррупцией, не требуя при этом от лидеров, чтобы они совершили политическое самоубийство или отправились в изгнание". Этот вариант остается по-прежнему одним из противоречивых и точно не дающих ответов на поставленные задачи для формирования итогового процесса борьбы с коррупцией. Например, такие подходы можно выделить на сегодня в Грузии и Украине. Перед выборами в этих государствах партийная оппозиция четко говорили о тех преступлениях и о той коррумпированности, в которой погрязли правящие элиты. И как результат этой модели у власти остались те, кто и раньше занимал ведущие посты в государстве, выдавив оппозицию за грани всяких разумных пределов.
Третий подход, названный "Угандская модель" представляет собой преобразование сверху донизу систему государственной власти, разработав для преобразования целый комплексный пакет реформ и преобразований в сфере государственной службы. Безусловно, примером может, служит не только переходная модель государственной службы доставшейся ей по наследству от предыдущих управленцев в Уганде, но и Современная российская модель, получившая систему иерархии государственной власти созданной еще в Советском союзе.
Минус этой системы четко прослеживается на той волне того, что, будучи новой элитой государственного управления, руководство, обещая нанести удар по коррупции, и ее жизненно важным элементам, постепенно отвлекаясь от своей первоочередной цели, начинает заниматься совсем другими делами. В результате упущенное время в должной мере не обеспечивает правильного перехода к изменению структуры административной власти, где следовательно, на эффективную борьбу с коррупционными проявлениями в государственных органах особо и не приходиться рассчитывать.
Четвертый подход - "концепция "анклава" или "острова честности", отражает создание и отграничение сфер в области государственного управления от единой системы как в центре, так и на местах, дыбы начать профилактику и борьбу с системностью коррупции отдельно по каждому из выделенных направлений. По такому направлению сейчас идет Россия. Увидев перспективность такой эффективной системы борьбы с коррупцией, наше государства старается применить и реализовать все мероприятия, которые в конечном итоге позволят реализовать программу "коррупционной борьбы" с системой коррупции в высших эшелонах государственной власти.
Если исходить из корней виктимологии в этом подходе, то можно с уверенностью сказать, что у руководителей высшего звена власти на сегодня имеется два основных набора ценностей: официальные (узаконенные) и неофициальные (традиции и обычаи). И это в свою очередь сильно влияет не только на коррупционные проявления в той или иной верхушке власти, но и сказывается на всем поведении чиновника в отношении ко всему процессу административного управления, так и к отношению относительности служения народу в духе законности. Ведь в большинстве, по своей природе большая часть руководителей высшего звена остаются приверженцами неофициальных ценностей, а сила традиции в этом плане не только усугубляют положение, но и нередко приводят к проникновению всепоглощающей коррупции внутрь системы государственного управления.

Глава 2. Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции. понятие, коррупционной политики как средство укрепления стабильности и мирового порядка в XXI веке

2.1 Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом

История коррупции, как одного из элементов социальной реальности уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые исторические факты зарождения коррупции в ее первородном состоянии датируются временем существования так называемых протогосударственных образований и древних цивилизаций. Спустя тысячелетия люди и по сей день исследуют всю многогранность этого явления. ХХЙ век - век быстрых машин, новых инженерных технологий, но как, ни странно он не приносит нам единого и канонического определения коррупции.

В этой главе мы преимущественно будем говорить о коррупции "государственной". Несомненно, интерес, проявляемый к этой сфере - сфере государственного управления и контроля вызывает сегодня большой резонанс в общественной и политической жизни нашей страны. О ней говорят в средствах массовой информации (далее - СМИ). Новости о погрязших в пучину коррупции государственных чиновниках не сходит с экранов телевизоров и с эфиров радиовещания. Между прочим, как ни странно, коррупция не единственный социальный элемент, который может характеризовать сферу государственного управления, он так же в свою очередь может быть присуща сфере менеджмента (управления) и сфере корпоративного управления в целом или просто может существовать на бытовом уровне. Но, не смотря на разноплановость социального феномена коррупции, с практической точки зрения наш интерес будет распространен на сферу непосредственного государственного управления, где по крайне мере всегда одной из сторон в исследовании детерминант коррупции будет должностное лицо, находящееся на непосредственной государственной службе.

Если дать толкование латинскому слову "коррупция" ("corruptio") то в переводе на русский язык, мы встретим такие слова как: "подкуп", "совращение" "порча", "упадок". Общелексическое толкование этой категории закреплено в словаре русского языка Ожегова. "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами". См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская АН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, - 1997. - С. 298. В Российской юридической энциклопедии, так дается определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях". См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА - М., - 2003.

Если более конкретно разобрать по составу данное определение, то можно сделать первый вывод о том, что коррупция в государственных органах проявляется в том, что работник госаппарата, обладая правами на распоряжение принадлежащих ему административных, технических и материальных ресурсов может принимать или не принимать важные с точки зрения конкретики решения. И это трактовка, несомненно, более раскрывает сущность российской системы управления в органах государственной власти. Отсюда вытекает один законный и вполне логический вопрос - в результате или под воздействием чего чиновнику нередко приходиться занимать сторону коррупции, если у него есть достаточные финансовые и материальные ресурсы, что бы в принципе не от кого и ни от чего не зависеть?

Современные публицисты, ученые и правоведы дают различные определения понятию "коррупция". Так, например Н.Ф. Кузнецова считает, что коррупция - это "подкуп одних лиц другими" См.: Кузнецова Н.Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. -1993. - № 2. - С. 135., Н.А. Катаев и Л.В. Сердюк полагают, что взятка как таковая входит в "систему коррупции" лишь как одна из составляющих. По их мнению, это негативное социальное явление следует понимать как "подкуп должностных лиц представителями различных формирований, организаций и отдельными гражданами в целях обеспечения их противозаконной деятельности, что влечет или может повлечь за собой со стороны должностных лиц поведение, отклоняющееся от существующих норм и правил, а также преступления, направленные против порядка управления "экономической мощью страны" См.: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. - 1993. - № 2. - С. 135.. Авторы также в свою очередь, что безусловно, важно выделяют два вида коррупции. В качестве первого подвида они выделяют уголовную (в основном экономического характера) коррупцию и в качестве второго - политическую, которая в широком смысле понимается как осуждаемое обществом поведение политиков, а в узком смысле - как нелегитимное использование господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения. По мнению западных политологов, политическая коррупция делится на два вида: "отклоняющееся поведение власть имущих" и "преступное поведение". См.: Political corruption in Canada. Toronto, 1979. P. 9. Цит. по: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция - С. 14.

Реальность российской действительности сегодня такова. Ни смотря на обилие нормативно-правовых гарантий установленных в действующем законодательстве Российской Федерации (Конституция РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., внесенными ФКЗ от 14 октября 2005г) // М.: Норма - 2007.- С 25., Федеральные Конституционные законы (далее ФКЗ), Федеральные законы Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ - 31 июля 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3424 (далее ФЗ)) связанных в единую совокупность и нормами морали и культуры, коррупция появляется тогда, когда "правильные цели" заменяются "ложными целями". Это, пример расхождения двух диаметрально противоположных целей находит свое воплощение в нормах административного и уголовного права, когда мы и говорим о таком критерии как "злоупотребление служебным положением в корыстных целях".

Одной из важных черт коррупции как социального явления можно считать ее принцип или фактор "интернационализации". Мы считаем необходимым, обозначить всю сложность этого феномена и его многогранность, которая теперь не ограничивается только лишь одним государством, а воздвигается в ранг проблемы международного уровня. Позицию обороны от "всепоглощающих пут коррупции" сегодня заняло почти всё международное сообщество. Ни одно большое государство и даже маленькая территория не может считать себя застрахованной от коррупции, которая может проникнуть в созданную и налаженную ими систему механизма органов государственной власти.

В 1994 году коррупция незаметно подкралось, и нанесла один из больнейших ударов по системе госорганов в такой маленькой стране как Швейцария. Если до этого периода она гордилась неподкупностью своих государственных служащих, то в 1994 году была озадачена широким резонансом вокруг чиновника из кантона Цюрих. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. После этого последовали целые череды проверок и расследований, в итоге которых многие чиновники и работники тогдашнего Правительства Швейцарии получили солидные сроки наказания.

Далеко от Швейцарии не отошла и Франция. В 1993 году премьер-министр, после череды коррупционных скандалов открыл возможность правоохранительным органам Франции расследовать факты коррупционных злоупотреблений в правительстве и в ряде политических партий. В 1992 году более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судом Италии. Это стало одним из массовых разоблачений столь высокопоставленных работников госучреждений за всю историю Италии. Этот список можно продолжать до бесконечности. С 2000 года по конец 2007 года мы стали также свидетелями самых коррупционных скандалов, в которых были задействованы и виновны лидеры ведущих государств мира.

В 2003 году Нью-Йоркский журнал Оксфордского Университета опубликовал масштабы политической и государственной коррупции в мире по оценке капитала, присвоенного известными лидерами за последние 20 лет (см. таблица №5). Интересно, что суммы того капитала, которые были присвоены этими нечистыми на руку в прошлом руководителями оцениваются в цифрах со многими нулями. Те последствия, которые были вызваны расхищением столь огромных средств из бюджета страны, нанесли им непоправимый ущерб не только в плане экономики, но и нанесли вред собственно социальной сфере, подорвав в конечном итоге и престиж этой страны. Одни судебные процессы, проводимые над экс-президентом Сербии/Югославии Слободаном Милошевичем, вызвали широчайший резонанс общественности.

Таблица 3. Масштаб политической коррупции (по оценке капитала присвоенного известными лидерами прошлых 20 лет)

Глава государства
/ правительства
Название государства /
государственная должность
Предположительные коррупционные доходы
Мохаммед Сухарто
Президент Индонезии, 1967 - 98
US $ от 15 до 35 миллиардов
Фердинанд Маркос
Президент Филиппин, 1972 - 86
US $ от 5 до 10 миллиардов
Мобату Сесе Секо
Президент Заира, 1965 - 97
US $ 5 миллиардов
Сани Абача
Президент Нигерии, 1993 - 98
US $ от 2 до 5 миллиардов
Слободан Милошевич
Президент Сербии / Югославии, 1989 - 2000
US $ 1 миллиард
Жан-Клод Дувальер
Президент Гаити, 1971 - 86
US $ от 300 до 800 миллионов
Альберто Фуджимори
Президент Перу, 1990 - 2000
US $ 600 миллионов
Павел Лазаренко
Премьер министр Украины, 1996 - 97
US $ от 114 до 200 миллионов
Амолдо Алеман
Президент Никарагуа, 1997 - 2002
US $ 100 миллионов
Джозеф Эстрада
Президент Филиппин, 1998 - 2001
US $ от 78 до 80 миллионов
Источник: GDP figures: UN Human Development Report 2003 (); IMF Country Report №.02/269 (2002)
Marcos: CNN, February 1998; Time Asia, 24 May 1999; UN Office on Drugs and Crime (UNODC)
Lanham: University Press of America, 1996); Time Asia, 24 May 1999; UNODC, Anti-Corruption Toolkit; L'Humanitй (France), 11 May 1999.
Lazarenko: Financial Times (Britain), 14 May 2003; Chicago Tribune (United States), 9 June 2003.
В 2006 году Правительство Российской Федерации взяло курс на скорейшее проведение административной реформы в России, утвердив 25 октября 2005 года положение Правительственной комиссии Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2008 года. Реформа предполагает повышение эффективности государственного управления, одним из основных механизмов которого является государственная служба. Государственная служба призвана внести важный вклад в реализацию функций государства, подъем экономики страны, обеспечение правопорядка, а также развитие институтов гражданского общества.
Правительство РФ признала необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей ликвидировать коррупцию. Столь постоянное наличие "коррупционных элементов" в системе федеральных органах исполнительной власти стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Таким образом, наше государство еще раз четко и во всеуслышание заявила, что намерена вести полную и целенаправленную борьбу с коррупцией во всех структурах и во всех уровнях государственной власти, путем разработки и внедрения правовых и новых организационных и иных механизмов противодействия коррупции. Аналогичная примерная программа противодействия коррупции была разработана Правительством России и для субъектов РФ на 2007 - 2010 годы.
Обозначив столь жесткую позицию, Россия определила, что основной методологической системой борьбы с коррупцией в органах государственной власти в ХХЙ веке станет единая, сильная и последовательная антикоррупционная политика. Что же такое антикоррупционная политика? Каковы её элементы и содержание в целом? Как и насколько активно ведут другие государства свою антикоррупционную политику по отношению к теме поднятого исследования? Давайте рассмотрим, каждый из этих ключевых вопросов.
Учитывая всю многоаспектность коррупция, меры противодействия этому социальному феномену должны обладать повышенной степенью "выживаемости". Для этой цели в целом и создается единая и централизованная антикоррупционная политика, которая заключается в разработке и реализации многоотраслевых, последовательных и разносторонних методов, подходов государства и общества по минимизации и устранению предпосылок, причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни и функционирования государства. Для достижения таких целей в сфере противодействия коррупции выдвигается единая и четкая антикоррупционная функция государства, создающая механизмы, позволяющие уменьшить масштабность коррупции, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.
На представленной Transparency International таблице 4 - "Как страны воспринимают правительственную борьбу с коррупцией?" мы можем четко проследить, какие страны и территории, считают свои правительственные усилия, нацеленные на борьбу с коррупцией менее или более эффективными. В целом, правительственная политика любого государства, в свою очередь является частью комплексной антикоррупционной политики этого государства. Наша страна вошла в список тех государств, которая по оценке Transparency International занимает позицию с правовой стороны. И с этим нельзя и не согласиться! Это стало прообразом отголоска прошлого момента, когда большая часть высших правительственных должностных лиц государства, когда-либо способствовали, принимали или до сих пор принимают участие в коррупционных аферах и схемах, будучи работниками государственных учреждений и органов Таблица 4. Как страны воспринимают правительственную борьбу с коррупцией? (страноведческий взгляд)
Государства, которые считают правительственные
усилия, нацеленные на борьбу с коррупцией
наиболее эффективными
Государства, которые считают правительственные
усилия, нацеленные на борьбу с коррупцией
менее эффективными
Колумбия
Албания
Доминиканская республика
Аргентина
Эквадор
Болгария
Македония
Чехия
Гана
Япония
Китай
Норвегия
Ирландия
Китай
Малайзия
Перу
Нигерия
Россия
Сингапур
Соединенные Штаты Америки
Турция
Исландия
Источник: Transparency International - "Барометр Мировой Коррупции 2007"
Прежде чем говорить о антикоррупционной политике нашего государства и стран дальнего и ближнего зарубежья, давайте в первую очередь рассмотрим, какую оценку для своего государства дают наши граждане относительно коррупционной политики. В этом же отчете - "Барометр Мировой Коррупции 2007" Transparency International приводит оценку респондентами правительственных мер и усилий государства (страны, территории) в борьбе с коррупцией и коррупционными проявлениями в процентном соотношении к каждому из представленных трех вариантов ответа.
Таблица 5. Оценка респондентами правительственных мер и усилий своего государства (страны, территории) в борьбе с коррупцией и коррупционными проявлениями
СТРАНА /ТЕРРИТОРИЯ/
Процент респондентов считающих правительственные меры по борьбе с коррупцией в своей стране…
эффективными
недостаточно эффективными
неэффективными
Общие показатели 28% 18% 54%
Африканский континент 62% 11% 27%
Камерун
32%
7%
61%
Гана
67%
6%
28%
Нигерия
64%
12%
23%
Сенегал
33%
10%
56%
Южная Африка
40%
6%
54%
Страны Азиатско-тихоокеанского региона 24% 14% 62%
Камбоджа
29%
27%
44%
Китай
82%
13%
4%
Индия
25%
7%
68%
Индонезия
37%
16%
47%
Япония
8%
17%
75%
Северная Корея
24%
7%
69%
Малайзия
53%
10%
37%
Пакистан
22%
26%
52%
Филиппины
35%
2%
64%
Сингапур
88%
4%
7%
Таиланд
42%
8%
49%
Станы Европейского союза (EU+) 28% 12% 60%
Австрия
30%
24%
46%
Болгария
14%
15%
72%
Чехия
14%
22%
64%
Дания
34%
42%
25%
Финляндия
31%
26%
42%
Франция
37%
25%
38%
Германия
20%
3%
77%
Греция
26%
15%
59%
Исландия
18%
37%
45%
Ирландия
46%
3%
52%
Италия
21%
8%
70%
Литва
9%
14%
77%
Люксембург
26%
37%
37%
Нидерланды
39%
11%
51%
Норвегия
15%
47%
38%
Польша
22%
30%
48%
Португалия
23%
13%
64%
Румыния
26%
19%
55%
Испания
42%
6%
51%
Швеция
24%
33%
44%
Швейцария
35%
32%
33%
Великобритания
34%
2%
64%
Страны Латинской Америки 29% 17% 54%
Аргентина
15%
12%
73%
Боливия
25%
44%
31%
Колумбия
49%
10%
41%
Доминиканская Республика
44%
12%
45%
Эквадор
47%
14%
38%
Гватемала
24%
16%
59%
Панама
27%
26%
47%
Перу
20%
28%
53%
Венесуэла
38%
30%
33%
Страны СНГ 12% 33% 54%
Молдова
37%
15%
48%
Россия
13%
37%
50%
Украина
8%
22%
70%
Северная Америка 19% 27% 54%
Канада
24%
15%
61%
Соединенные Штаты Америки
19%
28%
53%
Юго-восточная Европа 44% 15% 41%
Албания
20%
53%
27%
Босния-Герцеговина
29%
12%
59%
Хорватия
25%
13%
62%
Косово
34%
4%
62%
Македония
65%
14%
21%
Сербия
27%
17%
56%
Турция
49%
14%
37%
Источник: Transparency International - "Барометр Мировой Коррупции 2007"
13%
37%
50%
Это социологическое исследование в целом показало, что большая часть респондентов, считает проводимую антикоррупционную политику в своем государстве либо неэффективной, либо недостаточно эффективно. Мнение жителей России, соответственно распределилось так:
Это еще раз подчеркнуло необходимость укрепления государственной антикоррупционной политики в целом, для каждого отдельного государства. Выделенный в отдельное социологическое исследование, отчет Transparency International, следует рекомендовать особо внимательно рассмотреть и изучить всем субъектам, непосредственно формирующих и направляющих антикоррупционную политику. Отношение к антикоррупционным усилиям со стороны правительств, сравнимо с ожиданиями, связанными с масштабами коррупции в будущем - более половины от общего числа респондентов оценивают деятельность своих правительств как неэффективные. Лишь один из каждых трех опрошенных отмечал, что правительство соответствующей страны добилось успехов в противостоянии коррупции.
В среднем, наиболее скептическое мнение по этому вопросу со стороны общества было отмечено в Северной и Латинской Америке, регионе Европейского Союза, включая его новых членов, а также в Азиатско-тихоокеанском регионе. Жители Северной Америки и Европы очень негативно рассматривают деятельность своих правительственных органов в сфере противостояния коррупции. Лишь 19% и 28% респондентов соответственно одобряют их усилия в этой области. Несмотря на низкий уровень бытовой коррупции, цифры указывает, что руководящие структуры озабочены проблемами коррупции в верхах и разрывом между количеством фактов взяточничества в особо крупных размерах, ставших достоянием гласности в последнее время, и теми мерами, которые правительства готовы предпринять в этом отношении к сложившейся ситуации. Отсутствие ясного подхода к решению проблемы коррупции в странах Севера может еще больше обострить без того острое отношение общественности к этим проблемам.
Примечательно, что в некоторых странах Африки, включенных в опрос, респонденты продемонстрировали гораздо больший оптимизм, чем опрошенные жители стран Северной Америки и Европы. Это означает, что богатым странам в особенности стоит прислушаться к тому, что говорят их граждане, разработав и приняв у себя дома такие же комплексные подходы к методологии противостояния коррупции.
В 1989 году под эгидой Организации Объединенных Наций (далее ООН) был проведен один из первых открытых международных семинаров по проблемам коррупции в сфере государственного управления и контроля в штаб квартире ООН в Гааге. До этого, в 1983 году на конференции в Вашингтоне, округ Колумбия были также обсуждены вопросы международной интеграции в борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе госорганов и госучреждений. В феврале 1995 года Совет Европы (далее - ЕС) созвал первую междисциплинарную группу по проблемам коррупции. В этом же году на повестку дня Девятым Конгрессом ООН, проходившим в городе Каире, были вынесены вопросы коррупции в системе высших государственных органов. Итоговым результатом этого конгресса стал одобренный проект международного кодекса поведения государственных должностных лиц См: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. А/CONF. 169/14. - 1995. 13 апреля; Опыт осуществления практических мер, направленных на борьбу с коррупцией государственных должностных лиц. А/CONF. 169/L. 20/Add. 3. - 1995. 6 мая; Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - Каир, - 1995. 29 апреля - 8 мая. А/CONF. 169/16. - С. 78-83..
Что же представляет собой стратегия антикоррупционной политики? Первое - это политический документ, выполняющий функцию компаса, указывающего правильное направление, и определяющий возможные методы движения. Однако было бы опрометчиво предполагать, что можно на старте раз и навсегда предопределить верный маршрут и верные средства движения. Это связано, с одной стороны, природой коррупции как социального явления, приспосабливающегося, и, с другой стороны, ограниченностью нашего знания о коррупции и несовершенством применяемых инструментов. Поэтому стратегия антикоррупционной политики должна быть достаточно гибкой и располагать встроенными средствами анализа своей эффективности и видоизменения. Второе - антикоррупционная политика может иметь успех в определенных политических условиях. Опыт показывает, что выбор здесь только из двух вариантов: жесткая диктатура и эффективная демократия
За несколько последних лет Российская Федерация вела активное сотрудничество с международными организациями и странами в сфере международного сотрудничества в построении единой системы антикоррупционной политики. Результатом обсуждения этих стратегий стало принятие Россией нескольких международно-правовых актов: Конвенцию ООН против коррупции См.: Конвенцию ООН против коррупции. // Принята 31 октября 2003 г. Ратифицирована Федеральным законом Российской Федерацией от 08.03.2006 № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1231; Российская газета. 2006. 21 марта принятую 31 октября 2003 года и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. См.: Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. // Принята 27 января 1999 г. Ратифицирована Федеральным законом Российской Федерацией от 25.07.2006 № 125-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3424; Российская газета. 2006. 28 июля. Согласно ратифицированным конвенциям понятие коррупции должно определяться в соответствии с внутригосударственным правом. В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне законодательных толкований коррупции как социального феномена еще нет, но, несмотря на это первое такое законодательное упоминание об определении коррупции мы уже можем встретить в Законе Республики Башкортостан "О борьбе с коррупцией". Принят Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 13.10.1994 (действие указанного Закона приостановлено Законом Республики Башкортостан от 02.03.2006 № 283-з).
В 2001 году в Государственную Думу РФ был представлен проект Федерального закона "Основы коррупционной политики". Настоящий проект ФЗ предполагал своей основной целью создание единой правовой системы формирования, функционирования и реализации антикоррупционной политики. Достижение этой цели предполагалось совершить путем систематизации всего антикоррупционного законодательства в соответствии с нормами международного права.
Как указано в проекте, по своей сути основы антикоррупционной политики должны быть только комплексным правовым актом, структура которого адекватна сложной социально-правовой природе коррупции, порождающих или способствующих ее росту факторов, разнообразию и многоуровневому характеру мер борьбы с этим злом. Вместе с тем, настоящим федеральным законом, устанавливающим основы антикоррупционной политики, не должны создаваться параллельные механизмы правового регулирования.
В целом, исходя из комплекса уже существующих норма права закрепленных в нормативно-правовых источниках и действующих программах Правительства РФ, мы можем свести российскую антикоррупционную политику, которая в свою очередь, являясь, предметом правового регулирования должна включать в себя следующие отношения по:
формированию основных начал антикоррупционной политики, определению ее понятий, целей и принципов;
реализации антикоррупционной политики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина;
установлению приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реализации антикоррупционной политики;
определению компетенции органов публичной власти федерального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики;
определению и проведению антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
формированию общественного правосознания в соответствии с антикоррупционным стандартами;
формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики.
Но реалии российской действительности в сфере направления антикоррупционной политики находятся не совсем в той должной форме, в которой им следовало бы находиться. Дело все в том, что в целом так и не проведена итоговая систематизация всего антикоррупционного законодательства. До сих пор в кулуарах Государственной Думы и Совета Федерации находятся лишь проекты Федеральных законов: "Основы антикоррупционной политики", "О борьбе с коррупцией" См.: Проект Федерального закона №99097368-2 «О борьбе с коррупцией» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1996г., "О противодействии коррупции" См.: Проект Федерального закона №1480067-3 «О противодействии коррупции» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1999г. и "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством". См.: Проект Федерального закона №317699-3 2001 «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ А для создания единой правовой основы системы антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон, которого до сих пор еще нет. Большой минус в их отсутствия также прослеживается и на уровне того, что многие федеральные экономические и социальные программы одобренные Президентом и Правительством просто терпят свой крах в результате коррупционной блокады. Надежды же добиться успеха исключительно путем уголовно-правых санкций потеряли свою притягательность

2.2 Элементы и детерминанты механизма коррупции в высших органах государственной власти Российской Федерации

В ХХЙ веке борьба с коррупцией в России, как отмечается в Концепции национальной безопасности, представляет собой сложною систему, обладающую не только правовым, но и присущим ей политическим характером. Это в первую очередь обусловлено происходящими в российской правовой системе сращиванием отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с явно криминальными группами или орган и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.