На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Элементы парламентской и президентской республик во Франции. Премьер-министр и кабинет министров. Местное управление и политические партии. Современная правовая система. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовно-процессуальное законодательство.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Контрольна робота
з дисципліни: «Державне право зарубіжних країн»
Основы конституционного права Франции
Содержание

1. Государственный строй
1.1.Президент
1.2.Премьер-министр и кабинет министров
1.3.Парламент
1.4. Местное управление
1.5. Политические партии
2. Правовая система
2.1.Общая характеристика
2.2.Гражданское и смежные с ним отрасли права
2.3.Уголовное право
2.4.Уголовно-процессуальное законодательство
2.5.Судебная система. Органы контроля
Список литературы
1. Государственный строй

Франция - унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава наполовину каждые 3 года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом. В коммунах местная власть принадлежит муниципальным советам, избираемым населением на 6 лет. Муниципальные советы выбирают мэра.
Во Франции сочетаются элементы парламентской и президентской республик. Действующая Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/franciy.html.
Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. Конституция получила одобрение 82,5% принимавших участие в голосовании. Голосование одновременно явилось формой осуждения парламентского режима Четвертой республики (1946-1958) Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 2004, стр 7-8.
По конституции президент республики является центральной политической фигурой. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962, была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы.
1.1 Президент

Во Франции, согласно Конституции 1958, президент является главой исполнительной власти. Он избирается сроком на семь лет. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Впрочем, таким правом редко пользовался даже основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента - Национальное собрание - и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.
1.2 Премьер-министр и кабинет министров

Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом. Правительство обязано уйти в отставку, если вопрос о доверии поставлен самим премьер-министром или т.н. резолюция порицания, исходящая от парламента, соберет определенное количество голосов депутатов. Согласно конституции, министр не может быть одновременно депутатом парламента. Кабинет министров несет полную ответственность за свою деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента.
Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в не определенных конституцией отношениях между президентом и премьер-министром. Когда президент пользуется личным авторитетом и имеет солидную поддержку со стороны парламентского большинства (как, например, в период президентства де Голля и в течение первых пяти лет президентства Франсуа Миттерана), премьер-министр является заместителем президента. Когда у президента отсутствует такой авторитет, а правительство основывается на коалиции партий, включающей и партию, возглавляемую президентом, премьер-министр и президент работают как партнеры по коалиции. При этом президент часто вводит ограничения на полномочия премьер-министра. Такой вариант отношений президента и премьер-министра был во время президентства Жоржа Помпиду (1969-1974) и Валери Жискар д'Эстена (1974-1981). Однако, когда имеется парламентское большинство, оппозиционно настроенное по отношению к президентской партии, как, например, после выборов 1986 и 1993, именно представляющий оппозицию премьер-министр в основном определяет внешнюю и внутреннюю политику правительства.
1.3 Парламент

Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. В 1995 Национальное собрание имело 577 мест, 555 из которых были отведены для материковой Франции, 16 - для заморских департаментов, 5 - для заморских территорий и 1 - для о.Майотта (Маоре). Депутаты Национального собрания избираются на прямых всеобщих выборах. Избирательная система пересматривалась несколько раз. В 1986 парламентские выборы прошли по системе пропорционального представительства; каждый избирательный округ избрал пять депутатов, выдвинутых основными партиями в приблизительной пропорции по доле поданных за них голосов в этом округе. После этих выборов система была вновь изменена, чтобы предусмотреть выборы депутатов на основе большинства голосов, поданных за них в одномандатных округах.
В Сенате 321 место. Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из членов Национального собрания, делегатов от советов департаментов и делегатов от муниципальных советов. Сенаторы избираются сроком на 9 лет. Раз в три года обновляется одна треть Сената.
В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие во времена Третьей и Четвертой республик, в настоящее время значительно ограничены Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 2004.стр.48-56.
Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая - в апреле и не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.
Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание. Если и после этого согласие не достигнуто, премьер-министр может потребовать созыва совещания комитетов, состоящих из равного числа членов обеих палат. Текст законопроекта с поправками и дополнениями, сделанными на этом совещании, вновь представляется правительством на одобрение обеих палат. Если совещанию не удается достичь согласия по тексту или текст с внесенными поправками и дополнениями в дальнейшем не получает одобрения обеими палатами, правительство может просить о третьем чтении в обеих палатах. Если и после этой процедуры соглашение не достигается, кабинет министров может обратиться к Национальному собранию с просьбой окончательно решить судьбу проекта.
1.4 Местное управление

Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.
Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.
Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием - по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. До 1982 каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством Сравнительное конституционное право/Ред. кол. А.И. Ковлер, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М.: Манускрипт, 1996, с. 125..
Коммуны - важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.
Париж как столица и место пребывания основных государственных учреждений раньше управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. Однако по закону от 1975 Париж с 1977 стал департаментом, управляемым так же, как и остальные департаменты, за исключением того, что за полицейскими функциями продолжал надзирать префект полиции, назначаемый правительством. Муниципальная власть в Париже устроена так же, как и в других городах Франции, и возглавляется мэром, избираемым Советом Парижа. Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются мэр и районный совет.
1.5 Политические партии

Как во времена Третьей республики до Второй мировой войны, так и во времена Четвертой республики с 1946 по 1958 крупнейшие партии (исключение составляла лишь Французская коммунистическая партия - ФКП) являлись широкими, внутренне неоднородными коалициями. Они объединялись вокруг авторитетных политиков и представляли интересы местных и региональных блоков избирателей. Имелось также большое число мелких партий, особенно на правом фланге. Правительства, как правило, формировались на основе коалиции нескольких партий.
В начальный период существования Третьей республики на первый план вышли три основные политические коалиции, или партии. Социалистическая партия была господствующей политической силой левого толка и выступала за революционные преобразования, в частности национализацию промышленности. На практике она делала особый упор на антиклерикализм, антимилитаризм (исключая времена Первой мировой войны) и радикальные социальные реформы. В 1920 от Социалистической партии откололось левое крыло - Французская коммунистическая партия, являвшаяся секцией Коммунистического Интернационала.
Центристски и умеренно настроенные левые входили в партию радикалов и радикал-социалистов. В ее рядах состояли люди свободных профессий, мелкие бизнесмены, интеллигенция (главным образом школьные учителя) и некоторые крестьяне.
Основные группы консерваторов - католики, националисты, сторонники авторитарной власти и монархисты - сформировали в период с 1901 по 1939 сильную парламентскую коалицию, названную Демократическим альянсом. Его сторонники имели влияние в таких сельских и католических районах, как Нормандия, Бретань, а после 1918 - в Эльзасе и Лотарингии.
После Второй мировой войны ФКП стала ведущей политической силой левого фланга, ее престиж значительно вырос благодаря активной роли коммунистов в движении Сопротивления. На смену правым партиям пришли христианско-демократическое Народно-республиканское движение (МРП) и партия сторонников генерала де Голля - Объединение французского народа (РПФ). ФКП и РПФ представляли более трети электората. Однако они не вступали в коалиции с другими политическими объединениями. Остальные партии - от социалистов на левом крыле до «независимых» на правом - формировали нестабильные, часто сменявшие друг друга коалиции.
Серьезный политический кризис, вызванный войной в Алжире, привел к установлению в 1958 Пятой республики во главе с генералом Ш. де Голлем. Его сторонники сразу после утверждения новой конституции объединились в партию Союз за новую республику (ЮНР). На первых же парламентских выборах Пятой республики ЮНР занял ведущее место в Национальном собрании Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 2004., стр.156-160.
В 1967, когда состоялись третьи выборы Пятой республики, голлисты, партия которых была переименована в Союз демократов за республику (ЮДР), и их союзники, партия «независимых республиканцев», получили большинство в Национальном собрании.
В июне 1968, вслед за студенческими волнениями и всеобщей забастовкой, состоялись новые выборы. На них голлисты, выступившие под маркой «партии порядка», одержали полную победу. На парламентских выборах 1973 голлисты с союзниками («независимыми республиканцами» и центристами) получили только незначительное большинство голосов. На президентских выборах 1974, последовавших после смерти президента Помпиду, голлисты не смогли выступить единым фронтом, и их официальный кандидат в первом туре выборов вышел на третье место. Во втором туре кандидат «независимых республиканцев» Валери Жискар д'Эстен с небольшим перевесом победил социалиста Франсуа Миттерана.
Накануне парламентских выборов 1978 союз левых сил распался. В результате победу одержали правящие партии - голлисты, партия которых стала называться Объединением в поддержку Республики (ОПР), республиканцы и центристы, объединившиеся в Союз за французскую демократию (ЮДФ). Однако в 1981 левые добились успеха. На президентских выборах в мае Ф.Миттеран победил Жискар д'Эстена. Последовавшие в июне парламентские выборы принесли социалистам абсолютное большинство голосов.
Следующие парламентские выборы 1986 привели к победе правых. ОПР и ЮДФ получили незначительное большинство в Национальном собрании. Премьер-министром стал лидер голлистов Жак Ширак. Социалисты оставались самой большой единой партией. Влияние коммунистов значительно уменьшилось. На крайне правом фланге широкую поддержку получил Национальный фронт.
Период «сосуществования» Миттерана и Ширака значительно усилил авторитет социалистов, и в мае 1988 Миттеран был переизбран на пост президента. На парламентских выборах в следующем месяце социалисты опять получили большинство. Новым премьер-министром был назначен социалист Мишель Рокар.
В мае 1991 правительство Рокара ушло в отставку. Следующим премьер-министром была назначена Эдит Крессон, кабинет которой оставался у власти до апреля 1992. На посту премьера Крессон сменил Пьер Береговуа. В марте 1993 на новых парламентских выборах победу вновь одержали правые партии. Новым премьер-министром стал представитель ОПР Эдуар Балладюр. В 1995 как Балладюр, так и Ширак выставили свои кандидатуры на пост президента. В первом туре голосования Ширак опережал Балладюра, однако на первом месте оказался кандидат социалистов Лионель Жоспен. Во втором туре Ширак обошел Жоспена, набрал 52% голосов и стал пятым президентом Пятой республики. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Ален Жюппе.
Весной 1997 Ширак воспользовался своим правом роспуска Национального собрания и назначил внеочередные выборы, победу в которых одержали социалисты. Премьер-министром был назначен Лионель Жоспен.
2. Правовая система

2.1 Общая характеристика

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.
Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.
В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/franciy.html.
Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д'Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".
Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.
В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.
Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.
Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.
Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от "классических" они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.
2.2 Гражданское и смежные с ним отрасли права

В системе действующего французского законодательства сохраняется введенное во времена наполеоновской кодификации четкое разделение законов по 2 отраслям права - гражданскому и торговому. При этом решающую роль играет понятие торговой сделки - все связанное с такими сделками признается предметом регулирования Торговым кодексом и соответствующими актами.
Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) занимает центральное место в системе наполеоновских кодексов, поскольку им регулируются важнейшие экономические отношения капиталистического общества. Этот Кодекс наиболее значителен по своему объему (при первоначальном издании в нем насчитывалась 2281 статья), и он же считается наиболее совершенным из "классических" кодексов по форме изложения, в том числе по структуре. ФГК состоит из вводного титула и 3 книг. В небольшом вводном титуле изложены правила действия гражданских законов во времени и пространстве, а также некоторые правила, относящиеся к вступлению в силу и применению правовых норм. Они распространяются не только на ФГК, но и на иные французские законы.
Книга первая "О лицах" открывается нормами, регулирующими правовой статус французов и гражданские права иностранцев. В этой же книге содержатся положения о порядке и последствиях признания лица безвестно отсутствующим, о браке и разводе, о правовом статусе несовершеннолетних, об опеке и попечительстве. В книге второй "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" сосредоточены нормы, определяющие недвижимое и движимое имущество, государственную и коммунальную собственность, права собственников и пользователей имуществом. В книге третьей "О различных способах, которыми приобретается собственность", наиболее значительной по объему, собраны нормы, регулирующие многие институты французского гражданского права. Книга открывается нормами о наследовании и дарении. Далее подробнейшим образом изложены вопросы, относящиеся к обязательственному праву, к договорам купли-продажи, найма, займа, поручения, поручительства, залога и др. В этой же книге содержатся (применительно к институту дарения) правила исчисления сроков приобретательской и исковой давности.
ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям, в ходе которых из него нередко изымались целые разделы либо включались дополнительные главы, заново регламентирующие крупные правовые институты, не говоря уже об исправлениях текста, коснувшихся большинства статей кодекса. Наибольшим преобразованиям подверглась книга первая ФГК в сфере регулирования брачно-семейных отношений, а также объявления лица безвестно отсутствующим, которое ныне производится по правилам соответствующего акта 1977 г. Такого рода коррективы начали осуществляться еще в XIX в., однако самые значительные из них относятся к периоду после Второй мировой войны и по настоящее время.
Положения ФГК, относящиеся к самому важному из регулируемых им правовых институтов - праву собственности, подверглись существенным изменениям. Ранее провозглашенный тезис об "абсолютном" характере права собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества. Большое развитие получила государственная собственность, собственность компаний и других юридических лиц, в том числе на средства производства и иную недвижимость.
В сфере обязательственного права наименьшим изменениям подверглись общие правила ФГК об основаниях возникновения, доказывании и исполнении обязательств, а также об ответственности нарушителей обязательств. Многие виды договоров ныне регулируются самостоятельными актами, либо включенными в текст ФГК, либо представляющими собой отдельные "кодексы".
В сфере семейного права (по сравнению с нормами ФГК в первоначальной редакции) произошли весьма существенные изменения, в частности после издания важных законодательных актов 1965, 1975 и 1985 гг. Если, согласно прежнему законодательству, жена не только была обязана следовать за мужем при перемене места жительства, но и в распоряжении совместным имуществом и в ряде других вопросов пользовалась меньшими правами, то ныне достаточно последовательно проводится закрепленный в ст.216 ФГК принцип: "Каждый супруг обладает полной правоспособностью". Со временем была значительно упрощена процедура заключения брака, расширен перечень оснований для развода, существенно расширились права незаконнорожденных и усыновленных детей и т.д. Согласно Закону 1965 г. супруги вправе заключить договор, в котором закрепляется выбранный ими режим имущественных взаимоотношений. Правовой статус усыновленных и ряд связанных с этим институтом вопросов ныне регулируются Законом об усыновлении, изданным в 1981 г., и другими актами.
Наследование имущества, согласно действующим нормам ФГК, осуществляется либо по закону, либо по завещанию (эти 2 вида наследования ныне регулируются статьями ФГК в редакции 2 ордонансов 1958 г., Закона 1972 г. и последующих актов). При этом на протяжении десятилетий прослеживается тенденция ограничить круг наследников по закону близкими родственниками и пережившим супругом. При наследовании по завещанию в законе оговорены права на обязательную долю детей наследодателя, в том числе внебрачных. Эта доля зависит от числа детей и составляет от половины до 3/4 наследственного имущества.
Французский торговый кодекс 1807 г. (ФТК) ныне служит хотя и важным, но далеко не единственным источником торгового права. С момента издания этот Кодекс, значительно уступающий Французскому гражданскому кодексу по своему объему (648 статей), был признан явно уступающим ему и по совершенству юридической техники, что явилось одной из причин его радикальных преобразований. Первоначально ФТК состоял из 4 книг: "О торговле вообще", "О морской торговле", "О несостоятельности и банкротствах" и "О торговой юрисдикции". Книга четвертая ФТК содержит в основном нормы, относящиеся к судоустройству и к процессуальному праву: в ней определены порядок формирования и компетенция торговых судов, а также регулируются вопросы процедуры судебного разбирательства в них и правила обжалования принятых решений.
Развитие торгового права осуществлялось не столько путем изменений и дополнений текста ФТК, сколько путем изъятия из него целых разделов и даже книг (книга третья исключена полностью, из книги второй продолжают действовать только 2 статьи). В замен них на протяжении десятилетий принимались крупные законодательные акты, регулирующие важнейшие сферы торгового права и, за отдельными исключениями, не включавшиеся в ФТК. Наиболее значительные среди этих актов - законы о некоторых видах торговых договоров, декреты по вопросам банков, морской торговли, страхования, несостоятельности и банкротства (особенно относительно акционерных обществ).
Действующий ныне Закон о торговых товариществах 1966 г. был издан в соответствии с потребностями современного этапа капиталистического развития экономики Франции. В этом Законе, а также в Декрете о торговых товариществах 1967 г. определены порядок создания и правила деятельности акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и иных видов торговых товариществ. В них подробно регулируются вопросы руководства акционерными компаниями, их внутренняя организация и правовой статус ценных бумаг, выпускаемых акционерными обществами. В Законе о торговых товариществах 1966 г. содержится обширный перечень уголовно наказуемых деяний, состоящих в нарушении правил деятельности торговых товариществ. В 70-х и особенно 80-х гг. ХХ в. в развитие названных актов были изданы законы, направленные на усиление контроля за деятельностью акционерных обществ со стороны и самих акционеров, и государства, а также на стимулирование приобретения акций работниками соответствующих предприятий. В 1986 г. правительством был принят Ордонанс "О свободе установления цен и о свободной конкуренции", которым определены санкции за действия предпринимателей и коммерсантов, направленные на то, чтобы ограничить и исказить принципы свободной конкурентной борьбы.
В самостоятельную отрасль правового регулирования превратилось законодательство о труде и социальном обеспечении. Отдельные акты в этой области издавались еще в XIX в., а первый Кодекс о труде и социальном обеспечении был принят в 1910 г. Значительные успехи были достигнуты французскими трудящимися при Правительстве Народного фронта в 1936 г., а затем непосредственно после Второй мировой войны, когда в преамбулу Конституции 1946 г. были включены нормы, провозглашающие право на труд, создание профсоюзов, забастовку, участие работников в коллективном определении условий труда и др. В этой же преамбуле провозглашались гарантии социального обеспечения для детей, матерей и престарелых, на случай болезни, инвалидности и безработицы.
На данной правовой базе французским трудящимся удалось добиться издания многочисленных актов в области правового регулирования труда и социального обеспечения. Принятие более благоприятных для них законодательных актов осуществлялось чаще всего в периоды, когда у власти во Франции находилось правительство левых сил, в особенности после парламентских и президентских выборов 1981 г.
В 1973 г. был издан действующий ныне Кодекс законов о труде. Он состоит из 9 книг, каждая из которых регулирует важный самостоятельный институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработную плату, профсоюзы, трудовые конфликты и др. В 1981-1982 гг. многие его положения были изложены в новой редакции. При этом были существенно расширены права профсоюзов на предприятиях. Отныне предприниматели должны советоваться с делегатами персонала и комитетами предприятий относительно целесообразности повышения цен на продукцию и по многим другим вопросам. В 1982 г. установлена действующая сейчас процедура урегулирования конфликтов, возникающих в связи с заключением и выполнением трудовых договоров. Контроль за разрешением этих конфликтов возложен на Национальную комиссию по трудовым договорам.
Система социального обеспечения во Франции постоянно совершенствуется, охватывая все более широкие категории граждан. Эта система финансируется, главным образом, за счет взносов предпринимателей и работников, определяемых в процентах от фонда заработной платы, а также за счет дотаций со стороны государства. Действующий Кодекс социального обеспечения 1956 г. определяет общие условия формирования фондов и выплаты пенсий и пособий по старости, при трудовом увечье и профессиональной болезни, по случаю потери кормильца, по болезни работника, по беременности и родам, по случаю смерти близкого, а также "семейных пособий", выплачиваемых в процентах к заработной плате на детей в зависимости от их количества (ныне они регулируются Законом о пособиях на детей 1986 г.). Законодательно закреплен принцип, согласно которому размеры пенсий автоматически регулируются каждое полугодие с учетом средней национальной заработной платы.
Закрепленный в Кодексе социального страхования 1956 г. возраст выхода на пенсию по старости в 65 лет был снижен Ордонансом 1982 г. и составляет теперь 60 лет - одинаково для мужчин и для женщин, при наличии стажа выплаты страховых взносов в 37,5 лет. При этом наряду с основными предусмотрены и дополнительные пенсии, выплачиваемые целиком за счет предпринимателей. В 1983 г. в рамках начавшейся широкой реформы в области социального страхования был заключен договор об изменении системы дополнительных пенсий между Всеобщей конфедерацией владельцев небольших и средних предприятий и другими объединениями предпринимателей, с одной стороны, и Всеобщей конфедерацией труда и другими объединениями трудящихся - с другой.
В 1970 г. во Франции принята государственная программа по охране окружающей среды, направленная прежде всего на защиту лесов, флоры и фауны, а также проведены иные общегосударственные мероприятия. В их основе лежит экологическая налоговая политика, построенная по принципу "загрязнитель платит". В 1971 г. созданы Министерство охраны природы и окружающей среды и Совет по управлению территорий и региональному развитию. С 1972 г. во всех департаментах учреждены бюро по охране природы и окружающей среды. Один из важнейших актов этой сферы - принятый в 1976 г. закон, которым предусмотрен широкий перечень природных объектов, подлежащих защите под угрозой наказания, в том числе флора, фауна, почва, вода, полезные ископаемые. Закон предусматривает также создание резервных территорий, где запрещается любая деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду. Отдельным законом 1976 г. регулируется порядок размещения и эксплуатации любых предприятий, которые могут представлять угрозу для окружающей среды: они распределены по трем категориям в зависимости от степени такой опасности. Кроме того, в систему природоохранительных актов входят: Декрет о радиоактивных отходах 1964 г., Декрет об охране воздуха от загрязнения 1974 г., Декрет об ограничении уровня шума 1975 г., Декрет о региональных заповедниках 1988 г. и другие акты.
Гражданский процесс. Первый Гражданский процессуальный кодекс (Code de procedure civile) Франции был принят в 1806 г. и вступил в силу 1 января 1807 г. По сути, он представлял собой обновленную редакцию Ордонанса о гражданском процессе 1667 г. Несмотря на многие недостатки (сохранение архаичных норм, отсутствие общей части и системности изложения), ГПК 1806 г. положил начало новому типу судопроизводства, основанному на принципах равенства сторон, состязательности, гласности, свободной оценки доказательств, и оказал существенное влияние на развитие гражданского процессуального законодательства других европейских стран.
С многочисленными изменениями ГПК 1806 г. продолжал действовать до 1970-х гг. В 1969 г. была учреждена кодификационная комиссия для подготовки проекта нового кодекса. В период 1971-1973 гг. были изданы 4 декрета, в каждом из которых содержался один из разделов будущего ГПК, а в 1975 г. издан объединивший и отчасти дополнивший их закон. В 4 книгах нового ГПК содержатся положения общего характера (книга 1), о каждой из юрисдикций, занятых разбирательством гражданских дел (книга 2), о рассмотрении дел, связанных с конкретными правовыми институтами (книга 3), и об арбитраже (книга 4). В 1992 г. вступил в силу новый Закон об исполнительном производстве, составивший заключительный раздел нового Кодекса и отменивший соответствующие положения старого ГПК 1806 г.
2.3 Уголовное право

В своих определяющих чертах уголовное законодательство, как и вся ныне существующая правовая система Франции, сформировалось после Великой французской революции, начавшейся в 1789 г. Почти в каждом из 17 пунктов Декларации прав человека и гражданина имеются положения, прямо или косвенно затрагивающие вопросы уголовного права и процесса, обеспечения законности и правосудия. Декларация торжественно объявила о равенстве всех граждан перед законом, "как в тех случаях, когда закон оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает". Она провозгласила принцип, согласно которому "никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом". Принцип, впоследствии получивший название презумпции невиновности, также четко сформулирован в Декларации: "Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное". Для уголовного права особое значение имело требование, обращенное к будущим законодателям и судьям: "Закон может устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения".
Принципы уголовного законодательства и правосудия, изложенные в Декларации, были развиты и конкретизированы в первом буржуазном уголовном кодексе - Французском УК 1791 г., который отражал идеи просветительно-гуманистического (прогуманистического) направления в уголовном праве, воплощенного в трудах Монтескье, Вольтера и Беккариа. По сравнению с дореволюционным законодательством УК 1791 г., требовавший строгого соблюдения законности и ограничения репрессии пределами необходимости, имел самое прогрессивное значение. Сего изданием был значительно сокращен круг уголовно наказуемых деяний за счет религиозных и т.п. преступлений, отменялись членовредительские наказания, резко ограничивалось применение смертной казни, отменялось пожизненное заключение. Отличительная особенность УК 1791 г. - система абсолютно-определенных санкций, не оставлявших ни малейшего простора для судейского усмотрения (вскоре эта система обнаружила несостоятельность и не воспроизводилась в последующем законодательстве ни Франции, ни других государств.) Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 2000, стр 74-80
Изданный на смену УК 1791 г. и другим актам уголовного законодательства эпохи Революции УК 1810 г. служит наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей "классической" школы уголовного права. Отражая интересы французской буржуазии, только что пришедшей к власти и нуждавшейся в укреплении своего строя, УК 1810 г. исходил из признания формального равенства всех граждан перед законом и требовал, чтобы уголовная репрессия основывалась только на законе. В целом его нормы были направлены на устрашение возможных правонарушителей: более чем по 30 видам преступлений его ст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.