На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Эволюция нормативно-правовой базы государственного регулирования финансового состояния организаций. Предупреждение банкротства организации. Критерии оценки наступления неплатежеспособности (банкротства). Возбуждение и процесс дела о банкротстве.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание:

1.Введение
2.Эволюция нормативно-правовой базы государственного
регулирования финансового состояния организаций.
3.Предупреждение банкротства организации. Критерии оценки наступления неплатежеспособности (банкротства).
4.Возбуждение дела о банкротстве . Признаки банкротства.
5.Процесс банкротства.
5.1. Наблюдение
5.2. Внешнее управление.
5.2.1.Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
5.2.2.План внешнего управления
5.2.3.Отчет внешнего управляющего.
5.2.4.Расчеты с кредиторами.
5.2.5.Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего
5.3 Конкурсное производство.
5.4 Мировое соглашение.
6.Участие региональных органов власти и органов местного самоуправления в процедурах банкротства.
6.1.Правовая регламентация.
6.2.Воспрепятствование инициированию процедур банкротства
6.3.Представление требований по обязательным платежам.
6.4.Взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления при реализации процедур банкротства.
7.Выводы
8.Литература
1.Введение.

В условиях рыночной экономики законодательство о несостоятельности и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни хозяйствующего субъектов. От качества нормативно правового регулирования несостоятельности зависит решения о выдаче и получении кредитов, принятии коммерческих рисков, погашении долгов и других обязательств, о возможности совершения должником действий, направленных на дезинформацию кредиторов, и о путях достижения компромисса по взаимным требованиям. Способность организаций к объективной оценке ситуаций, связанных с несостоятельностью, предопределяет эффективность последующих действий. Экономическая стратегия удвоения ВВП России предполагает существующий рост отечественной промышленности. Однако, кроме проблемы тотального износа основных фондов многих производственных компаний весьма остро стоит вопрос об их финансовой несостоятельности.
До недавнего времени четких правовых требований к содержанию предупреждения банкротства и правилам его осуществления в России фактически не существовало. Это явилось причиной огромного количества банкротств коммерческих организаций, которых можно было бы избежать. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ. Но и это введении значительных результатов также не принесло. На пример восстановили платежеспособность : в 1999г-66, в 2000г.-50, в 2001г. -52, в 2002 г.-21, в 2003г.-28, в 2004 г.-14 организаций . То есть за шесть лет восстановлена платежеспособность 165 должников банкротов , что составляет 0,1% от 150458 завершенных дел за указанные годы [8].
По этому хозяйствующие субъекты необходимо вооружить комплексной методологией и методикой восстановления платежеспособности, прежде всего для предупреждения банкротства на досудебном этапе.
Многие научные деятели в области юридических и экономических наук в своих публикациях затрагивают тему банкротства: И.В. Романова; И.И. Кожедубова; А.И Гончаров; С. Хурсевич и другие.
Несмотря на актуальность проблема предупреждения банкротства хозяйствующих субъектов (особенно применительно к российской промышленности) до сих пор была мало изучена исследователями гражданского и предпринимательского права.
В настоящей работе делается попытка, на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов, показать особенности управления акционерной компанией в период несостоятельности (банкротства).
2.Эволюция нормативно-правовой базы государственного регулирования финансового состояния организаций.

Для экономико-правовой истории России банкротство не является чем-то неизвестным и как правовой институт уходит корнями в далекое прошлое. До революционные исследования свидетельствуют о том, что первые упоминания о несостоятельности встречались в XII-XV вв. В «Русской правде» - правовом документе Х1-Х11 вв. в ст.54 говорится об особом положении купца и его денежных и товарных операциях , на которое не распространяется право получения кредита обычном горожанином. Банкротство, утрата купцом взятых в долг денег не влекли за собой уголовной ответственности. Ему давалась возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг . Эта льгота не распространялась на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. В ст.55устанавливалась очередность возмещения долгов, которая зависела от положения кредиторов. В первую очередь отдавались княжеские деньги, затем долги приезжего купца, а затем долги местных купцов, которые делили между собой остаток.
Подход к несостоятельности, обозначенной в «Русской правде», сохранился и в более позднем российском законодательстве. Менялись только приоритеты, усложнялось и расширялось само нормативно правовое регулирование. Например , в «Соборном уложении» московского царя Алексея Михайловича (1649) в отличии от «Русской правды» устанавливались предельные сроки уплаты долгов. Отсрочка давалась только до трех лет.
«Соборное уложение» расширяет круг применения норм о несостоятельности. Если в «Русской правде» речь шла лишь о купцах, взявших чужие деньги для торговли, то в «Соборном уложении» уже говорится о всяком долге и всяком должнике; вводится институт поручительства за несостоятельного должника, отражающий общую тенденцию закона к обеспечению гражданско-правовых обязанностей лица путем установления поручительства за него.
С развитием на Руси торговли участились случаи несостоятельности. Это побудило государство создать систему норм, посвященных банкротству. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом сложным. На отработку норм уходили столетия. 15 декабря 1740г. В России был принят Банкротский устав. Через 60 лет 19 декабря 1800г. Принимается более детальный «Устав о банкротах», а в 1832г.-«Устав о торговой несостоятельности» . В названиях законодательных актов определялось два вида несостоятельности. Первый вид- торговая несостоятельность, второй- неторговая несостоятельность дворян и чиновников. В основу понятия несостоятельности были положены неоплатность, недостаточность имущества на покрытие всех долгов. Основаниями для признания торговой несостоятельности являлись:
-собственное признание несостоятельности в суде или вне суда;
-когда должник скрылся от предъявляемого иска;
-когда лицо не удовлетворит в течение месяца требования кредитора.
Виды несостоятельности определялись и в зависимости от причин ее наступления:
-происходящая от несчастного случая;
-от небрежения - неосторожный должник;
-от подлога и от своих пороков - злостный должник.
В дореволюционном праве понятия «банкротство» и «несостоятельность» различались между собой. Несостоятельностью считалось само состояние недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, а банкротством-причинение ущерба кредиторам путем уменьшения или сокращения имущества несостоятельным должником, т.е. «уголовная ответственность того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью».
После 1917г. Нормативно правовое регулирование несостоятельности (банкротства) начало осуществляться с переходом к мирной жизни. Сразу после окончания гражданской войны принимается гражданский кодекс РСФСР (1922). Кодекс и последующее законодательство содержали указания на то, какие субъекты гражданского права могут признаваться несостоятельными (банкротами), каковы условия и последствия такого признания.
Однако процедурно данный вопрос до конца не был урегулирован. Важную роль в этом сыграло постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.11.1927, которым Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен новой главой «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». Устанавливались признаки несостоятельности предприятий и организаций, физических и частных юридических лиц: прекращение ими платежей «по долгам свыше трех тысяч рублей или прекращение платежей, по которым неизбежно банкротство по состоянию дел».
Однако модель несостоятельности существовала только в нормативных актах советского государства, на практике она не реализовывалась, фактически дела такого рода в судах не возникали и ими не рассматривались.
В условиях государственной монополии в основных отраслях народного хозяйства эти нормативные механизмы лишались смысла. Государство-собственник по своему усмотрению поступало с неплательщиками в каждом конкретном случае так, как оно считало целесообразным, не прибегая к утяжеленным процедурам судебного разбирательства.
Проблема преодоления несостоятельности (банкротства) негосударственных субъектов экономических отношений решалась не путем применения к ним судами правовых норм о банкротстве в порядке гражданско-правового судопроизводства, а административно-правовыми методами.[1]
Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства). Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 1980-х гг., привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.
В 1990-х гг. в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника. В законе от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» имелась ст. 24 п. 3, где указывалось: «Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР». Однако закон не применялся: соответствующий судебный порядок отсутствовал, как и не было норм права, которые определяли бы конкретные юридические признаки неплатежеспособности (банкротства).
Первый законодательный акт о банкротстве был принят Верховным советом РФ 19.11.1992 и введен в действие с 01.03.1993.
Через полтора года был опубликован Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур».
В 1993г. В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий, постановлением Правительства РФ создается Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом.
В целях реализации закона вышло постановление Правительства РФ от 20.05.1994 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротства) предприятия», где регламентировались два финансовых коэффициента:
· Текущей ликвидности (Ктл), нормативное значение Ктл?2;
· Обеспеченности собственными оборотными средствами (Ксос), нормативное значение Ксос?0,1.
За 12 лет указанные коэффициенты не приблизились к нормативным значениям, что показывает несостоятельность их нормативных значений для оценки банкротства. Отечественная практика и данные по зарубежным странам свидетельствуют о нереальном значении норматива коэффициента текущей ликвидности и доли собственных оборотных средств по постановлению Правительства РФ № 498.
Несовершенство нормативной базы, а также организационных процедур привело к пересмотру закона. В 1998г. Была принята новая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)», который был шагом в перед .
В законе о несостоятельности в редакции 1998 и 2002гг. изменился критерий банкротства - им стала неплатежеспособность.
В п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано: «Юридическое лицо считается не способным удовлетворить кредиторов по денежным обязательствам (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты , когда они должны были быть исполнены». Условием возбуждения дела о банкротстве в соответствии с п.2 ст. 6 этого же закона является наличие долга не менее 100 тыс. руб.
В развитие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) в редакции 1998г. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству РФ (ФСФО) разработала методические указания по проведению анализа финансового состояния организации с использованием коэффициентного анализа. Методические указания позволяют, используя факторный анализ для построенных временных рядов показателей, провести всесторонний анализ финансового состояния организации.
Закон о банкротстве 1998г. , был шагом вперед, но процедура признания организации несостоятельной была настолько упрощена, что началась волна заказных банкротств.
Закон о несостоятельности 2002г. Учел выявленные недостатки предыдущих редакций закона, международные тенденции развития института банкротства , что отразилось в следующем:
v Более подробно регламентированы все стадии процедуры банкротства;
v Введена новая стадия процесса несостоятельности - финансовое оздоровление ;
v Изменены статус и процедура регулирования деятельности арбитражного управляющего, повышена его ответственность за совершаемые действия ;
v Лучше обеспечены права и интересы кредиторов;
v Защищены права добросовестных собственников организации-должника;
v Установлены особенности регулирования несостоятельности отдельных категорий должников.
В рамках реализации закона о несостоятельности постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» были утверждены правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. К сожалению, правила не базируются на методических указаниях ФСФО РФ. В правилах отсутствует разница в критериях платности и платежеспособности, нет привязки к строкам финансовой и статистической отчетности, что приводит к неоднозначным результатам в расчетах отдельных показателей.[2]
3.Предупреждение банкротства организации.
Критерии оценки наступления неплатежеспособности (банкротства).

Существует два подхода к управлению компанией в период несостоятельности: первый подход предполагает спасение несостоятельного должника от конкурсного производства в арбитражном процессе, его судебную реабилитацию в полноценного субъекта делового оборота. Второй подход охватывает правовое регулирование деятельности коммерческой организации, которая до возбуждения дела о банкротстве является в обороте обычным предпринимателем.
Восстановление платежеспособности коммерческой организации для предупреждения банкротства объединяет комплекс досудебных правовых механизмов приведения хозяйственных обязательств и требований данного юридического лица в состояние, которое исключает их дисбаланс, позволят своевременно и в полном объеме исполнять все денежные обязательства и платежи, устраняет причины неплатежеспособности. Ключом к реализации досудебного предупреждения банкротства коммерческой организации является своевременное начало и системный характер соответствующих мер.
Первый сигнал о приближении банкротства- правовой критерий для начала досудебного оздоровления хозяйствующего субъекта - есть превышение краткосрочных обязательств над текущими активами.
Исходя из того, что юридический факт неплатежеспособности является крайне нежелательным событием для каждого предпринимателя, поскольку радикально изменяет судьбу хозяйствующего субъекта, следует искомый правовой критерий момента наступления неплатежеспособности связывать с правилами определения факта банкротства должника. Далее надо использовать этот же критерий для движения «в обратном» направлении , чтобы вывести организацию из неудовлетворительного состояния , восстановив ее платежеспособность.[3]
Известные нам нормативные и эмпирические подходы к оценке платежеспособности юридического лица не позволяют определить, когда же начинать устранять неплатежеспособность. С нашей точки зрения, надо применять систему, состоящую из двух показателей: долгового показателя Д и долгового показателя К.
Отношение суммы средств, в расчетах и высоколиквидных платежах (по окончании заданного периода времени) к величине денежной выручки (за этот же период) показывает ритм входящего хозяйственного денежного потока организации. Если отношение средств, в расчетах и вложениях к месячной денежной выручке равно числу 3 , это означает, что все требования и высоколиквидные вложения могут быть обращены в деньги и направлены на исполнение обязательств перед кредиторами и государством за три месяца. Если отношение суммы текущих обязательств к месячной денежной выручке равно числу 3 , это означает, что все требования и задолженности могут быть оплачены кредиторам и государству за три месяца. По существу, это и есть платежная способность организации, укладывающаяся в нормативные рамки.
Тогда нормы действующего Федерального закона от 26 октября 2002 г.№127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» о расчете в срок не позднее трех месяцев со дня, предусмотренного договором (публичной обязанностью), по денежным обязательствам и обязательным платежам выполняются. Значит, момент наступления неплатежеспособности организации или момент начала досудебного оздоровления - это тот период, в который система долговых показателей Д и К не соответствует предельным значениям: Д?К>3. Момент определяется точнее (на более ранних проблемных стадиях), если чаще , например , еженедельно вычисляется и анализируется это системное отношение.
Долговой показатель Д представляет собой следующую дробь: в числителе дроби - средства в расчетах высоколиквидных вложениях данной организации на конец расчетного периода ( одного месяца), в знаменателе дроби - ежемесячная денежная выручка:
Средства в расчетах и вложениях
Д = ------------------------------------- ? К
Выручка денежная за месяц
Долговой показатель К представляет собой следующую дробь : в числителе дроби - текущие кредиторские обязательства данной организации на конец расчетного периода (одного месяца), в знаменателе дроби - ежемесячная денежная выручка:
Обязательства текущие
К = ------------------------------------ < 3
Выручка денежная за месяц
Принимая во внимание подход специалистов Федеральной Службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству (упразднена указом президента РФ от 9 марта 2004г.№314) к оценке степени платежеспособности организаций предложенный ими в 1999г. Индекс неплатежеспособности не позволяет определить целевые ориентиры по предупреждению банкротства.
А.И. Гончаров считает , необходимо принимать за факты предпринимательской деятельности не параметры квартального баланса хозяйствующего субъекта ( в отличии от К16 и К9), а текущие остатки по счетам бухгалтерского учета , которые имеются в формулах долговых показателей Д и К. Для своевременного предупреждения банкротства правильнее , на его взгляд , рассчитывать значение долговых показателей Д и К за минимальное -однонедельные промежутки времени.
Для российского юридического лица предельная величина долговых показателей Д и К прямо выводится из правовой нормы о трехмесячном сроке неплатежей просрочившего должника. И когда система долговых показателей Д и К в их абсолютных значениях систематически (3 месяца подряд) приближается к 3 , причем Д<К - это второй сигнал - правовой критерий для начала восстановления платежеспособности организации.[4]
4. Возбуждение дела о банкротстве . Признаки банкротства.

В соответствии со ст. 65 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанно несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявления о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от26.10.02г.№127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[4]
Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением:
ь Казенных предприятий;
ь Учреждений;
ь Политических партий;
ь Религиозных организаций .
Пунктом 4 ст. 1 Закона о банкротстве определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом, применяются правила международного договора.
Решение судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности.
Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде.
В российском законодательстве под «банкротством» понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признанна арбитражным судом.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.
Обязательные платежи включают в себя налоги, сборы, и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате выходных пособий и об уплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.
Задолженность перед кредиторами делится на две группы:
ь Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
ь Текущие платежи - денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Для определения признаков банкротства должника учитываются:
o Задолженность за переданные товары (выполнение работы, оказанные услуги);
o Сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
o Задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения или причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);
o Обязательств по выплате выходных пособий, вознаграждения по авторским договорам и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
o Обязательства пред учредителями (участниками) должника, вытекающие из текущего участия.
При определении признаков банкротства не учитываются пени, штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.
Размер обязательных платежей определяется без учета штрафов, пеней, и других финансовых санкций.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Подавать заявление в арбитражный суд о банкротстве имеют право:
Ш Уполномоченные органы;
Ш Конкурсный кредитор;
Ш Сам должник.
Уполномоченные органы имеют право обратиться арбитражный суд через 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов и предъявить его копию должнику.
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда.
К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должны быть приложены:
Ш Решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;
Ш Сведения о задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа.
Если у организации есть задолженность по налогам, этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента организации производится последовательно в отношении:
ь Наличных денежных средств;
ь Имущества, не участвующего в производстве продукции (товаров);
ь Готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
ь Сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участи в производстве, а также станков, оборудования, зданий, и других основных средств;
ь Имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество;
ь Другого имущества
Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента- организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.
Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация-должник задолжала по различным, хозяйственным договорам или имуществу которых нанесла вред.
В состав конкурсных кредиторов не входят:
ь Уполномоченные органы;
ь Учредители, (участники) должника;
ь Граждане, пред которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;
ь Лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.
Для того чтобы возбудить дело о банкротстве, конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования, для чего обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.
Конкурсный кредитор составляет заявление в письменной форме и руководитель фирмы его подписывает. Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве руководитель должника - единоличный, исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального, исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях, если:
ь Удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
ь Органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращение в арбитражный суд с заявлением должника;
ь Органом, уполномоченным собственником имущества, должника-унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
ь Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
ь В иных предусмотренных законодательством случаях.
Должник обязан обратиться в арбитражный суд, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц после возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник должен приложить документы, которые подтверждают наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Также к заявлению необходимо приложить подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:
ь Учредительные документы должника - юридического лица;
ь Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
ь Список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой задолженностей с указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
ь Бухгалтерский баланс должника на последнюю отчетную дату;
ь Решение собственника имущества должника об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
ь Протокол собрания работников должника, на котором избран председатель работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если это собрание проведено до подачи заявления должника;
ь Отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком.
Должник направляет копии своего заявления конкурсным кредиторам, уполномоченным органам, своим учредителям.[6]
5. Процесс банкротства.

Процесс банкротства состоит из следующих процедур:
Ш Наблюдение;
Ш Финансовое оздоровление;
Ш Внешнее управление;
Ш Конкурсное производство;
Ш Мировое соглашение.
5.1.Наблюдение.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.
При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с момента (даты) принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, превышающего семи месяцев после поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения и для сохранности имущества должника вводится некоторые ограничения в деятельности организации:
1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка требований к должнику, установленного Законом о банкротстве.
2. По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.
3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в силу до введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.
4. запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).
5. Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным, ценным бумагам.
6. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.
Органам управления должника запрещается принимать решения:
Ш О реорганизации и ликвидации должника;
Ш Создание юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
Ш Создание филиалов и представительств;
Ш Выплате дивидендов и распределении прибыли между учредителями;
Ш Размещение должником облигаций, ценных бумаг;
Ш Выход из состава учредителей должника;
Ш Заключение договоров простого товарищества;
Ш Участие в ассоциациях, союзах, иных объединениях юридических лиц.
В соответствии с п.4 ст. 134 ГК РФ требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1. расчеты по требованиям граждан, пред которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3. расчеты с другими кредиторами
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права, требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Сделки в данный период проводятся только при наличии письменного согласия временного управляющего.
Временный управляющий утверждается арбитражным судом.
В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.
В течение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий должен опубликовать сообщение о введении в организации должника наблюдения, а через 14 дней со дня публикации данного сообщения - поставить в известность всех кредиторов должника о введении наблюдения.
Временный управляющий имеет право:
Ш предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушениями требований закона;
Ш заявлять вознаграждения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим законодательством;
Ш принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
Ш обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
Ш получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
Ш осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.
Временный управляющий обязан:
ь принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
ь проводить анализ финансового состояния должника;
ь выявлять кредиторов должника;
ь вести реестр требований кредиторов;
ь уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
ь созывать и проводить первое собрание кредиторов.
В течение десяти дней с даты введения наблюдения руководитель должника должен обратиться к учредителям с предложением провести общее собрание учредителей. На общем собрании учредители должны обратиться к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в данной организации финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и т.д.
Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
В случае если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы в праве принять решение о введении внешнего управляющего только при определении источников покрытия судебных расходов.
Если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника оказалось невозможным их покрытие, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов.
В течение 30 дней после опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы имеют право предъявить свои требования должнику.
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые внесены в реестр требований кредиторов.
В первом собрании кредиторов принимает участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.
В компетенции первого собрания кредиторов относится:
o принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
o принятие решению о введении внешнего управляющего и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
o принятие решению об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
o образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
o определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
o определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющего;
o выбор реестородержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
o решение иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов.
Собрание кредиторов, принявшие решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управляющего управления или признания должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих.
Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за 5 дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
От даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.[7]
5.2.Внешнее управление.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов .
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2-х лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Одновременно с введением внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий.
До его утверждения исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего возлагается арбитражным судом на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.
Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения.
С момента введения внешнего управления:
· прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
· внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
· прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, предусмотренных п.2 ст.94 Федерального закона от 26.10.02г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Согласно указанной норме органы управления должника в пределах компетенции в праве:
v вносить изменения и дополнения в устав общества в части увеличения уставного капитала;
v определять количество и номинальную стоимость объявленных акций;
v размещать дополнительные, обыкновенные акции;
v обращаться с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
v определить порядок введения общего собрания акционеров;
v обращаться с ходатайством о продаже организации должника;
v принимать решение о замещении активов должника и об избрании представителя учредителей (участников) должника;
v заключать соглашения между третьими лицами и органами управления должника уполномоченными принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств, для исполнения обязательств должника;
v принимать иные необходимые для размещения дополнительных, обыкновенных акций должника решения.
Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий после утверждения внешнего управляющего обязаны в течение трех дней обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.
Отменяются также принятые ранее меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключение случаев, предусмотренных Законом о банкротстве.
Внешний управляющий по своему заявлению может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего.
При этом он обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.
Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего.
Права и обязанности внешнего управляющего аналогичны правам и обязанностям, установленным ст. 24 Закона о банкротстве для арбитражных управляющих:
Внешний управляющий имеет право:
§ распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями , предусмотренными Законом о банкротстве;
§ заключать от имени должника мировое соглашение;
§ заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона о банкротстве;
§ предъявлять в арбитражный суд от имени требования о признании недействительными сделок и решений , а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок. Заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
§ осуществлять иные предусмотренные законом о банкротстве действия.
Внешний управляющий обязан:
§ применять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
§ разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
§ вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
§ заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
§ принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
§ вести реестр требований кредиторов;
§ реализовывать мероприятия , предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях ,которые установлены Законом о банкротстве;
§ информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий , предусмотренных планом внешнего управления;
§ осуществлять иные предусмотренные законом о банкротстве полномочия.[8]
5.2.1.Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
После того как в организации введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.
Мораторий - это приостановление должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
В течение срока действия моратория приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:
ь о взыскании задолженности по заработной плате;
ь выплате вознаграждений по авторским договорам;
ь истреблении имущества из чужого незаконного владения;
ь возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
ь возмещении морального вреда;
ь взыскании задолженности по текущим платежам.
Пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным, обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.
На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно.
В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение о включении задолженности в реестр требований кредиторов и о размере включаемой задолженности либо об отказе в таком включении.[9]
5.2.2.План внешнего управления.
Не позднее чем через месяц после своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов для утверждения, а также принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Внешний управляющий по требованию собрания или комитета кредиторов отчитывается перед ними о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.
Если в течение 4-х месяцев после введения внешнего управляющего в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
ь перепрофилирование производства;
ь закрытие нерентабельных производств;
ь взыскание дебиторской задолженности;
ь продажа части имущества должника;
ь уступка прав требования должника;
ь исполнение обязательств должника-унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом;
ь увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
ь размещение дополнительных, обыкновенных акций должника;
ь продажа организации должника;
ь замещение активов должника;
ь иные меры по восстановлению платежеспособности должника.[10]
5.2.3.Отчет внешнего управляющего.
Внешний управляющий обязан предоставить на рассмотрение собрания кредиторов отчет:
v по результатам проведения внешнего управления;
v при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;
v по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;
v в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Отчет внешнего управляющего должен содержать:
§ баланс должника на последнюю отчетную дату;
§ отчет о движении денежных средств;
§ отчет о прибылях и убытках должника;
§ сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника;
§ расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
§ сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
§ иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов.
В отчете должно содержаться одно из предложени и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.